Научная статья на тему 'Внешнеполитические и правовые аспекты развития туризма в Литовской Республике'

Внешнеполитические и правовые аспекты развития туризма в Литовской Республике Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
744
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ФОРМЫ ТУРИЗМА / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ЕВРОСОЮЗ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИ ТИЯ ТУРИЗМА / TOURISM / FORMS OF TOURISM / LEGISLATION / EUROPEAN UNION / STRATEGY OF TOURISM DEVELOPMEN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бужинскас Г.П.

Анализируется развитие сектора туризма Литовской Республики в последние деся тилетия, а также влияние на это развитие политических процессов, происходящих в стране, и создаваемой национальной правовой базы. Рассматриваются международные правовые акты и правовые акты Европейского союза, актуальные для данного сектора экономики, и их роль при формировании современной стратегии туризма Литвы. Не мало внимания уделяется описанию современных форм туризма, условно обозначаемых как нишевый туризм. Представленные статистические данные показывают, как изме нялась динамика числа туристов из России, предлагаются меры по поощрению роста числа туристов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Political and legal aspects of tourism development in the Republic of Lithuania

The article reveals the evolution of the tourism sector in Lithuania during the last decades, as well as how it was in fl uenced by political processes undergoing in the country and the national legislation being developed. It also presents international and EU legal acts relevant to the sector and their role in the formation of contemporary tourism strategy of Lithuania and the vision for its future development. The article focuses explicitly on the modern forms of tourism by attributing them, rather relatively, to a general concept of niche tourism. The statistical data illustrates, fi rst of all, how the dynamic of number of tourists from Russia has changed and offers measures on how to enhance its increase

Текст научной работы на тему «Внешнеполитические и правовые аспекты развития туризма в Литовской Республике»

УДК 338.481.31

Г.П. БУЖИНСКАС

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЛИТОВСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Анализируется развитие сектора туризма Литовской Республики в последние десятилетия, а также влияние на это развитие политических процессов, происходящих в стране, и создаваемой национальной правовой базы. Рассматриваются международные правовые акты и правовые акты Европейского союза, актуальные для данного сектора экономики, и их роль при формировании современной стратегии туризма Литвы. Немало внимания уделяется описанию современных форм туризма, условно обозначаемых как нишевый туризм. Представленные статистические данные показывают, как изменялась динамика числа туристов из России, предлагаются меры по поощрению роста числа туристов.

Ключевые слова: туризм, формы туризма, законодательство, Евросоюз, стратегия развития туризма.

The article reveals the evolution of the tourism sector in Lithuania during the last decades, as well as how it was influenced by political processes undergoing in the country and the national legislation being developed. It also presents international and EU legal acts relevant to the sector and their role in the formation of contemporary tourism strategy of Lithuania and the vision for its future development. The article focuses explicitly on the modern forms of tourism by attributing them, rather relatively, to a general concept of niche tourism. The statistical data illustrates, first of all, how the dynamic of number of tourists from Russia has changed and offers measures on how to enhance its increase.

Key words: tourism, forms of tourism, legislation, European Union, strategy of tourism development.

Введение

Развитие сектора туризма в Литовской Республике служит не только уникальным, но и своего рода поучительным примером, поскольку оно взаимосвязано с историческими процессами, которые происходили на немалой части Европейского континента и продолжаются в настоящее время. Туризму, как никакой иной экономической деятельности, характерны

© Бужинскас Г.П., 2015

партнерство и диалог между людьми разных стран, поскольку он охватывает широкий спектр услуг и связан со многими отраслями экономики. Несомненно, туризм оказывает влияние на разные сектора экономики - транспорт, строительство, розничную торговлю и другие отрасли, производящие продукцию или предоставляющие услуги для отдыха и деловых поездок. Несмотря на то, что в сектор туризма вовлечен ряд крупных международных компаний, в нем преобладают мелкие и

средние предприятия. Если оценивать в цифрах европейский сектор туризма, то он создает более 4% ВВП Евросоюза, на 2 млн предприятий работают около 4% трудоспособного населения, что составляет примерно 8 млн рабочих мест. Учитывая взаимосвязи с другими секторами, вклад туризма в ВВП будет составлять примерно 11%, в этом секторе заняты более чем 12% работников, что оценивается более чем в 24 млн рабочих мест.

Самым популярным континентом для туризма в настоящее время остается Европа. Однако значительное влияние на туризм будут оказывать изменения демографической структуры в Европе. Количество пожилых людей (от 65 лет и старше) будет продолжать расти, поскольку ежегодно улучшается государственное и частное здравоохранение, становится длиннее средняя продолжительность жизни, увеличивается покупательная способность населения. Таким образом, ожидается, что значительно возрастет число туристов в возрасте старше 50 лет.

Наряду с этим изменится и спрос на виды туризма. Ожидается, что в большинстве случаев будет расти оздоровительный туризм и туризм, связанный с культурным и природным наследием.

Поэтому Европейская комиссия еще в 2006 г. приняла коммюнике «Обновленная политика в отношении туризма ЕС: на пути к более прочному партнерству в секторе европейского туризма» [16], прогнозы которого сегодня полностью оправдались. Основная идея этого документа заключается в разработке системы мер, позволяющих повысить конкурентоспособность европейского туризма и обеспечить равномерное развитие всех европейских регионов, что способствует эко-

номическому росту и созданию новых рабочих мест.

С ростом уровня жизни открываются возможности новых рынков туризма, люди могут себе позволить дорогостоящий отдых как в Европе, так и на других континентах.

Балтийские страны также показывают ощутимые результаты роста регионального туризма в 2014 г. К примеру, в первой половине 2014 г. в Литве увеличилось число туристов из Латвии на 26,4%, на 20,3% возрос поток туристов из Эстонии.

Также быстро растут показатели тех стран, комплекс маркетинговых мероприятий в которых осуществляется через туристские представительства на приоритетных зарубежных рынках. Поэтому в 2014 г. на 14,4% увеличилось число немецких туристов, число туристов из Италии выросло до 35,7%, из Франции - на 14,4%, из Испании -на 31,5%, из Финляндии - на 7,5%, из Швеции - на 14,4%. В первой половине 2014 г. не уменьшилось и количество российских туристов. Согласно статистике туристов было на 1,3% больше, чем в предыдущем году в то же время.

Следует отметить, что в целом число русскоговорящих туристов в Литве неуклонно росло: прибыло на 22,2% больше туристов из Белоруссии, также подтвердились предварительные прогнозы относительно украинских туристов, число которых увеличилось на 77,2%.

Аналогичные тенденции в Литве наблюдались и в 2013 г. Наибольшее количество составляли однодневные посетители из Латвии (1066,6 тыс., или 32,8%), Республики Беларусь (637,5 тыс., или 19,6%), России (590,7 тыс., или 18,2%), Польши (511,6 тыс., или 15,7%), Эстонии (221,3 тыс., или 6,8%).

Развитие туризма в Литве в 1992-2004 гг.

В советские годы развитию туризма в Литве препятствовали многочисленные политические, экономические, социальные, идеологические и культурные факторы. Немаловажным фактором стал «железный занавес», почти полностью разделивший коммунистические и капиталистические страны.

Нельзя забывать, что мы жили в условиях планового хозяйства, которому свойственно подавление любой инициативы, запрет частной деятельности, ориентация на политико-идеологические цели туризма. В условиях командно-планового хозяйства туризмом в Литве управляли профсоюзы и исключительно государственные предприятия. В 1962 г. была создана система Советов по туризму, руководство которой осуществлял Центральный Совет ВЦСПС по туризму. Развитие планового туризма также координировал всесоюзный Центральный совет по туризму и экскурсиям. Он выпускал путевки союзных маршрутов, издавал путеводители, согласно которым и осуществлялась вся деятельность. Советы по туризму Советских Республик имели право организовывать лишь местные маршруты.

Иностранным туризмом правили «Интурист», «Спутник», Общество культурных связей с зарубежными странами и подобные организации. Особенно усердно велось наблюдение за литовскими эмигрантами. Они не имели права покидать территорию Вильнюса, за ними постоянно велась слежка.

Поскольку число туристов в основном зависело от московских центральных учреждений, организации,

обслуживающие туристов на местах, не заботились о проведении исследований потребностей клиентов и привлечении большего числа туристов. Рынок стран, в которые был направлен туризм, не был требовательным к его качеству, поэтому обслуживание туристов улучшалось очень медленно, и он сильно отставал от туриндустрии западных стран.

Только в годы перестройки в этой области появились первые инновации: начали создаваться хозрасчетные фирмы, совместные предприятия, возникла частная инициатива, стали заботиться о качестве обслуживания туристов. В Литве число туристов из западных стран стало увеличиваться.

После восстановления независимости Литвы сектор туризма, как и все частное хозяйство страны, пришлось строить почти на пустом месте.

Начался бурный процесс приватизации государственных туристских предприятий, правовой базой которой стал Закон «О первоначальной приватизации государственного имущества» от 28 февраля 1991 г. [6]. Согласно закону, была разрушена монопольная структура по управлению туризмом, поэтому стали появляться новые частные туристские компании. Первоначально наблюдался уклон в другую крайность: в 1992 г. зарегистрированы более 3 тыс. предприятий, которые в своих учредительных документах декларировали предоставление туристских услуг. Однако в действительности этой деятельностью в 1993 г. занимались менее 100 компаний.

На основании поправки к Закону Литовской Республики «О предприятиях» [3], в январе 1994 г. было введено в практику лицензирование туристских предприятий. В конце 1994 г.

лицензии имели уже 386 компаний, а в конце 1995 г. - 342 компании [15]. 8 мая 1992 г. Правительство Литовской Республики приняло постановление № 334 «О развитии приоритетных направлений хозяйства и экономических программ Литовской Республики» [8], где туризм, как и любая другая сфера услуг, стал одним из приоритетных направлений в развитии хозяйства страны и получил право на все формы поощрения (субсидии, льготные кредиты и т.п.).

14 апреля 1992 г. была создана Государственная служба туризма (26 апреля 1995 г. она была реорганизована в Государственный департамент по туризму при Министерстве хозяйства), которая по сей день является единственным государственным органом, непосредственно отвечающим за развитие туризма в Литве.

Промежуточное местоположение Литвы между Западом и Востоком стало обстоятельством, обязывающим сохранить ранние отношения в индустрии туризма. Поэтому в стране и далее преобладали туристы из бывших республик Советского Союза, но негативным обстоятельством было то, что заметно уменьшилось число как организованных групп, так и индивидуальных туристов, а срок их пребывания в Литве становился все более коротким.

До 1996 г. число туристов постоянно уменьшалось, но затем начало незначительно расти. Однако поток туристов резко сократился во время экономического кризиса 1998 г. в России. Это побудило государственные учреждения, а особенно частные фирмы, сосредоточиться в западном направлении, развивая не только международный, но и внутренний туризм. Поэтому после 2000 г. стартовала реформа по пре-

образованию всех элементов системы туризма Литвы. Большое влияние оказала финансовая поддержка Европейского союза. До 2004 г. проекты туристского сектора получали поддержку в рамках программы "Phare". Средства получали через Министерство хозяйства, Министерство сельского хозяйства, Министерство путей сообщения, а также через местные органы самоуправления. В рамках программы "Phare" совместные проекты разрабатывали и пограничные районы соседних стран. Один из таких проектов в 2003 г. был разработан в районах Йонишкис (Литва) и Добеле (Латвия). Проекты по сельскому туризму финансировались в рамках программы "SAPARD".

Хотя доход от международного туризма в Литве рос более быстрыми темпами, чем в других странах Евросоюза, сам размер дохода оставался низким: в 2001 г., по сравнению со средним по ЕС, он был в 2,5 раза меньше, а на душу населения в Литве - даже в 7,9 раза ниже. По сравнению с другими странами-кандидатами в ЕС, ситуация в Литве выглядела чуть лучше. Однако она отставала по количеству посетителей от Чешской Республики, Польши, Словении, хотя и обогнала Венгрию и Словакию. Доход на душу населения от международного туризма в Литве был наполовину выше, чем в Латвии, которую Литве удалось обогнать, но в три раза ниже, чем в Эстонии [17].

Одной из основных причин относительно низких показателей по доходам на душу населения и по количеству туристов стала слаборазвитая и достаточно бедная инфраструктура услуг развлечений и отдыха. По-прежнему с трудом от потрясений, вызванных переходом на рыночные отношения, ос-

вобождались курорты, особенно Дру-скининкай.

Инфраструктура туризма находилась в плачевном состоянии: не хватало учреждений для размещения туристов, во многих из них было низкое качество предоставляемых услуг, но цены - довольно высокие, отсутствовал качественный маркетинг. Туристские агентства, которых было около 300, в основном предоставляли туристские услуги выездного туризма. Туристские услуги по въездному туризму предоставляли только около 20% агентств, местному - не более 18%.

До вступления Литвы в Евросоюз только в некоторых самоуправлениях были созданы туристские информационные центры, несмотря на то, что каждый год более 100 тыс. посетителей писали письма, связывались по факсу или электронной почте. Около половины из них составляли иностранцы. Таким образом, целью туристских институций было учреждение на местах туристских информационных центров и их объединение в единую систему. Было запланировано организовать такие туристские информационные центры на главных зарубежных туристских рынках.

Изменения в сфере туризма после вступления в Европейский союз

После всеобщего референдума, подписания и ратификации Договора «О вступлении» 1 мая 2004 г. Литва вместе с семью другими странами Центрально-Восточной Европы, а также Мальтой и Кипром стала полноправным членом Евросоюза.

Грань 2004 г. позволяет выделить только часть изменений, связанных с развитием туризма. Поскольку политика в области туризма в Литовской Республике была ориентирована на стандарты Европейского союза уже с середины 1990-х гг., после вступления в Евросоюз не было внезапных и резких изменений. Даже Государственная стратегия по развитию туризма, принятая в 2003-2006 гг. [2], и далее осуществлялась без больших корректировок. В связи с этим можно сделать вывод, что развитие туризма было целевым, запланированным и прогнозируемым. Специалисты отмечали, что увеличилось количество учреждений по размещению туристов, вырос оборот и тому подобное, но, к сожалению, изменения были больше количественными, чем качественными. Кроме всего прочего, исследователи отметили оживление инициативы частных лиц, улучшение культуры обслуживания. Можно сделать предположение, что это обусловлено большей мобильностью местного населения, что позволило перенять опыт стран Запада. Наблюдался заметный рост конференций бизнеса и туризма, что связанно с интеграцией Литвы в структуры Евросоюза.

С 2004 г. в связи с увеличивающейся ориентацией на страны Запада больше внимания уделялось внедрению в сферу туризма информационных технологий. В том же году начала реализовывать-ся система развития национального туризма (эквивалент нынешней стратегии развития туризма 20142020 гг.) [11] - многоплановый информационный комплекс, доступный на веб-сайте www.travel.lt и на информационных терминалах, что позволяет пользователям получить много информации об объектах, связанных с туризмом в Литве. Доступ к этой си-

стеме и теперь является бесплатным, а информация регулярно обновляется. Важно то, что на веб-сайте много ссылок на другие туристские порталы, информация которых также обновляется. Основная информация о Литве представлена на 10 европейских языках и даже на японском. Данные в этой системе будут дополняться каждый год по крайней мере одним новым иностранным языком. На европейском туристском портале www.visitEurope.com информация регулярно обновляется.

Ряд изменений принесло вступление Литвы в Шенгенскую зону 21 декабря 2007 г. Оно отменило пограничный контроль и скоординировало политику со странами, не являющимися членами этой зоны. Шенгенское соглашение отменило необходимость паспортно-визового контроля на границах, граждане этих стран могли свободно передвигаться в пределах территории своих государств-членов, являющихся участниками договора, а также с целью облегчения функционирования внутреннего рынка. Государства Шенгенского договора осуществляют общую визовую политику для третьих стран - имея визу в одном из государств Шенгенского соглашения, можно свободно передвигаться и в остальные государства-члены.

Однако открытие границы Шенген-ской зоны ухудшило положение на Востоке из-за резкого подорожания виз. Это вызвало недовольство населения по обе стороны границы. Процедура выдачи виз во всех странах Шен-генской зоны является одинаковой, и Литва не может быть исключением. Для Литвы как периферийного государства Шенгенской зоны ужесточение визового режима было крайне неблагоприятным, потому что в первой

половине 2007 г. из 1,13 млн прибывших туристов и однодневных посетителей даже 80,6% составляли русские и белорусы. После кризиса в России в 1998 г. это было вторым фактором, значительно повлиявшим на динамику количества туристов из Восточных стран.

После вступления в Евросоюз повышенный интерес к Литве стали проявлять международные организации. В 2005 г. к Литве был проявлен повышенный интерес на 16-й Генеральной ассамблее Всемирной туристской организации (ЮНВТО), в Сенегале. В марте 2006 г. в Вильнюсе состоялась международная конференция «Влияние расширения ЕС на развитие туризма в Европе».

Структурная поддержка Евросоюза также положительно влияла и влияет на развитие туризма и создает условия для создания привлекательной инфраструктуры приоритетных продуктов туризма в сфере активного отдыха, культурного, делового (конференции), лечебно-оздоровительного туризма, увеличения разнообразия форм и услуг туризма, повышения их качества. Финансирование за период 2007-2013 гг. в рамках структурной поддержки туризма Евросоюзом получили более чем 290 проектов, для которых предназначено 867,26 млн литов структурной помощи ЕС и общего финансирования (из государственного бюджета Литовской Республики). Реконструкция старых объектов привлекла внимание туристов, а создание новых открыло больше возможностей для туризма. Для стимулирования сельского туризма в 2007-2013 гг. Европейским сельскохозяйственным фондом было выделено 161 млн литов для развития сельских районов, а из средств, вы-

деленных национальным бюджетом, реализуется более чем 340 проектов. Целенаправленное использование структурной поддержки Евросоюза привело к развитию местного бизнеса: созданы парки, аллеи, велосипедные дорожки, пляжи, проведены другие изменения инфраструктуры, которыми пользуются не только туристы из-за рубежа, но и местное население.

Формирование и расширение новых туристских направлений

После восстановления независимости Литвы помимо традиционных форм туризма начали развиваться и другие его формы, среди которых особое место занимает сельский туризм. Его истоки уходят корнями во второе десятилетие ХХ в. После восстановления независимости эта деятельность развивалась в национальных и региональных парках Литвы и известна не как сельский туризм, а как частный сектор, предоставляющий жилье для отдыхающих [13]. Целые деревни в Аукштай-тийском национальном парке жили благодаря отдыхающим, прибывающим из Санкт-Петербурга и Москвы. Началом сельского туризма как явления социальной и сельскохозяйственной деятельности и как альтернативы фермерству считается 1994 г., когда по инициативе союза фермеров Литвы в стране проводились первые семинары по развитию сельского туризма. Отдых в сельских усадьбах первый раз рекламировался в 1996 г., когда Фонд литовского туризма предоставил информацию о первых четырех усадьбах. В том же году образовалась Литовская ассоциация сельского туризма. Еще через год вышли первые информационные издания. В первые годы отдыхающих

было немного: были заняты только 15% усадеб, очень четко была выражена сезонность.

Существует множество разновидностей сельского туризма. Одни специалисты идентифицируют сельский туризм с туризмом в малонаселенных территориях, другие - с деятельностью в деревне. Сельским туризмом обычно называют деятельность в сельской местности: небольшая усадьба, экономика, основанная на сельском хозяйстве, традиционная социальная среда, используемые местные ресурсы . Услугами сельского туризма главным образом пользуются местные жители городов Литвы, и только одну треть составляют иностранцы, но их численность постоянно увеличивается. В структуре сельского туризма преобладает краткосрочный отдых. В первые годы организация сельского туризма имела очень ярко выраженный сезонный характер, который в настоящее время постоянно сокращается.

Усадьбы сельского туризма делятся на этнографические (без удобств), с минимальным уровнем удобств и современные. По данным статистики и исследований, наибольший спрос имеют усадьбы с минимальным уровнем удобств. Современные усадьбы выбирают редко. Эти показатели важны как для хозяев усадеб, составляющих пакет услуг, так и для организаторов такого вида туризма.

Сельскому туризму близки такие виды туризма, как устойчивый и культурно-познавательный туризм.

Устойчивый туризм представляет собой вид развития и планирования туризма, который содействует развитию туризма при сохранении естественной природной и культурной среды. Тра-

диционно концепция устойчивого развития включает в себя экономические, экологические, социальные и культурные аспекты устойчивого развития с целью достижения не только большей экономической выгоды, но и создания лучших условий жизни для местной общины.

Культурно-познавательный туризм -вид туризма, когда целью путешествия является знакомство с культурной средой, а также ландшафтом, культурным и природным наследием, традициями, уникальным местным образом жизни, событиями, культурными мероприятиями, развлечениями, изобразительным искусством и др.

Экотуризм также тесно связан с сельским туризмом. Идея возникла в Западной Европе в 1970-х гг. Экоту-ризм пользуется популярностью среди людей, желающих изучить природу и стремящихся внести свой вклад в ее сохранение. Экотуризм жестко регулирует поведение туристов - они не могут подъехать к достопримечательностям, большую часть пути они должны идти пешком, запрещается использование химических средств, кормление животных и т.д. По своему характеру экотуризм является природосо-образным туризмом, поэтому заботится не только о природной среде, но стремится к защите ресурсов, к уважению обычаев и традиций местного населения, а также старается своей деятельностью не нарушать спокойствие местного населения.

В Европе спрос все больше смещается в сторону ответственного туризма, который не только охраняет социально-культурную и природную среду, но также способствует сохранению местной окружающей среды и местной уникальности.

Программа по развитию туризма в Литовской Республике на 2014-2020 гг. [11] использует немного модифицированное название - зеленый туризм (экотуризм), целью которого является наблюдение за дикой природой и местными проявлениями культуры без негативного воздействия на окружающую среду и обеспечение местного населения социально-экономической деятельностью.

В сельских районах популярен и активный (спортивный) туризм. Это пешие походы, катание на лыжах, велосипедах и лодках. Такая форма туризма требует от его участников определенной физической подготовки, способности ориентироваться на местности, владеть минимумом медицинских знаний для оказания первой медицинской помощи. Для всех этих видов туризма, за исключением пеших походов, всегда требуется специальный инвентарь. Этой формой туризма занимается главным образом местное население, но иногда ее выбирают и иностранцы, в основном немцы.

Достаточно современной формой туризма является лечебный или медицинский туризм. Следует отметить, что туризм в целом направлен на улучшение здоровья человека. Познавательный, культурный туризм, рекреационный туризм, обеспечивающий новыми впечатлениями и хорошими эмоциями, при этом способствует еще и укреплению здоровья. Лечебный туризм не ограничивается только лечением. Сущность лечебного туризма полностью раскрывается только тогда, когда туристские агентства подбирают своим клиентам соответствующие туристские маршруты и услуги для укрепления их здоровья. Люди улучшают свое здоровье не только во время путе-

шествия, но и какое-то время после него. Согласно определению Всемирной организации здравоохранения лечебный туризм не ограничивается лишь физическим здоровьем, а включает в себя по крайней мере семь критериев: духовный, физический, интеллектуальный, эмоциональный, социальный, профессиональный статус и воздействие окружающей среды.

В некоторых источниках используется близкое понятие к концепции медицинского туризма, когда путешествуют с целью улучшения состояния здоровья, с целью получения услуги здравоохранения (улучшения здоровья) и (или) оздоровления.

В Литве услуги оздоровительного туризма предоставляются в санаториях и реабилитационных центрах. Компании, предоставляющие такие услуги, объединились в Ассоциацию «Кластер медицинского туризма Литвы».

В последнее время больше внимания уделяется религиозному туризму. Религиозный туризм - вид туризма, мотивы путешественников которого могут быть исключительно или частично религиозными. По мнению исследователей, этот вид туризма трудно отличить от другого явления - древнего паломничества [14]. Самый известный объект туризма в Литве - Шяуляйский район, расположенный на холме крестов, который входит в маршруты паломничества.

Все чаще внимание обращается на промышленное наследие: старые фабрики, порты, склады и подобные объекты. Возможно, впервые сотрудники Шяуляйского центра информации туризма разработали совместный проект с Давгавпилсом (Латвия). К такому виду туризма относится и уникальный объект технического наследия - уз-

коколейная железная дорога. Значительное внимание уделяется военному наследию - фортам Каунаса, бывшим укреплениям Советской армии.

Обобщая изложенное, можно сказать, что наряду с традиционным культурно-познавательным туризмом из-за наличия различных потребностей туристов быстро развиваются другие формы туризма: сельский, экологический, активный, лечебный, медицинский, религиозный, посещение нетрадиционного промышленного наследия.

В последнее время для описания видов туризма используется общее понятие нишевого туризма. В июле 2014 г. на конференции международной организации EURHODIP (Ассоциация школ гостиничного бизнеса и общественного питания в Европе) как раз обсуждались эти вопросы.

Национальная гармонизация законодательства Европейского союза

Первый закон Литовской Республики «О туризме» [4, Вед. 1998] был принят 19 марта 1998 г., его вторая редакция - 3 декабря 2002 г. [4, Вед. 2002] и актуальная редакция —22 июня 2011 г. [4, Вед. 2011].

В 1998 г. проект закона разработан на основе французского, итальянского, ирландского, канадского, норвежского, польского законодательства, рекомендаций ЮН ВТО. Цель законопроекта -определение концепции туризма, принципов организации бизнеса туризма и отдельных видов туристских услуг, а также требований к ним; подготовка правовой базы сферы туризма, регулирующей отношения поставщика и пользователя туристских услуг; определение критериев, ориентирующих физические

и юридические лица на предоставление туристских услуг в соответствии с международными требованиями; определение деятельности органов государственных власти в сфере координации вопросов сектора туризма, разработка порядка использования туристских ресурсов. Закон создал предпосылки для разработки и применения квалификационных требований для лиц, предоставляющих услуги гидов и сопровождающих. После завершения процесса согласования национального законодательства Литовской Республики с законодательством Евросоюза стало ясно, что первый Закон «О туризме» выполнил свою миссию, поэтому появилась вторая версия этого закона.

Со временем выявлялось все больше пробелов в законодательстве и точек его несовместимости с европейским и национальным законодательством. Одним из недостатков Закона «О туризме» был тот факт, что он рассматривал и устанавливал только принципы организации туризма как бизнеса и требования к предоставлению туристских услуг, а также устанавливал компетенции государства, органов самоуправления. Он почти не имел связи с другими сферами деятельности (охрана окружающей среды, решение социальных проблем, развитие сельских районов, сохранение исторического наследия), а также с планированием территорий, не обсуждалось развитие отдельных видов туризма. В Законе «О туризме» не уделялось достаточного внимания внедрению принципов устойчивого развития. Также не определялись полномочия других учреждений сферы туризма, например таких как государственные службы охраняемых территорий, национальных и региональных парков, местных сообществ, не-

правительственных организаций. В Законе «О туризме» также не было классификации видов туризма и их определений. Вследствие изменений социально-экономических условий Закон «О туризме» вновь вернулся к стадии разработки и в 2011 г. возродился уже в третьей форме.

После присоединения к Евросоюзу Литве пришлось применить свою законодательную базу к предыдущим директивам ЕС, принятым еще до 2004 г. Это должно было обеспечить свободное предоставление услуг, конкуренцию и защиту потребительских прав на внутреннем рынке Европейского союза. Основные директивы Евросоюза в этой области регламентировали порядок учреждения и деятельности туристских агентств, порядок передачи туристских путевок, а также деятельность работников общественного питания и размещения, процедуры установления квалификационных требований.

Следует отметить наиболее важные из этих директив:

• Директива 82 / 470 / EEC [19]. Она действительна для туристских агентств и предусматривает меры для более эффективного предоставления определенных видов услуг. Цель - организация туров (транспорт, размещение, экскурсии и т.д.). Субъекты, занимающиеся этой деятельностью, должны иметь лицензию, которая призвана свидетельствовать о хорошей репутации компании, ее стабильном финансовом положении.

• Директива 90 / 314 / EEC [20], устанавливающая условия для продажи пакетных путешествий. Цель - защита пользователя, избежание ложной информации, также необходимо в письменном виде представить условия договора и обязательства фирм потребителям.

• Директива 68 / 368 / EEC [18], устанавливающая подробные положения о временных мерах в отношении деятельности лиц, имеющих собственный бизнес в области бытовых услуг (рестораны, кафе, таверны и другие заведения общественного питания), гостиницы, пансионы, базы отдыха и другие места, предоставляющие временное жилье. Эта директива указывает, что люди, желающие заниматься соответствующей деятельностью, должны иметь достаточную квалификацию. Возможность осуществления этой деятельности более доступна в тех странах, где действуют сертификаты, выдаваемые государственными органами.

Так как туризм представляет собой многоотраслевую деятельность, кроме законов, регламентирующих развитие туризма, он регламентируется правовыми актами, регулирующими отдельные сферы. Отметим только наиболее важные, имеющие особое значение для обеспечения устойчивого развития туризма:

Закон Литовской Республики «Об охраняемых территориях» регулирует общественные отношения, связанные с охраняемыми территориями, правовую основу учреждения, защиты, контроля, а также возможностей развития туризма в национальных парках страны.

Правила национальных и региональных парков Литовской Республики [9] (утверждены Правительством Литовской Республики) и правила дирекций парков (утверждены приказом директора об охраняемых территориях государством) указывают основные цели парка, задачи, модель управления, допустимую и запрещенную деятельность, основные направления в организации работы дирекции, функции и экономическую основу деятельности.

В контексте Генерального плана территории Литовской Республики [1] при рассмотрении системы стратегических целей эволюции территории указывается, что выделяются пять целей, одной из которых является территориальное развитие рекреации (и туризма). Особое внимание государства следует уделять развитию познавательного туризма по всей территории страны, потому что именно такая форма отдыха играет решающую роль в разработке концепции родного края, любви к своей родине и представляет Литву на международном уровне. Система познавательного туризма должна развиваться с целью выявления всех природных и культурных особенностей регионов Литвы.

Национальная стратегия устойчивого развития Литовской Республики [7] (Постановление Правительства Литовской Республики № 1160 от 11 сентября 2003 г.). В документе представлены основы концепции устойчивого развития, анализируются приоритеты окружающей среды, основы экономического и социального развития. Представлены основные принципы сбалансированного развития туризма и отдыха, установлены краткосрочные и долгосрочные стратегические цели и задачи развития этой деятельности. В разделах «Ландшафт и биоразнообразие» и «Туризм» уделяется внимание развитию туризма в государственных парках. Большинство задач, указанных в настоящем документе, и меры их по осуществлению обязательны и в государственных парках страны.

Стратегия общественного экологического образования Литовской Республики [12]. Этот документ определяет задачи администрации охраняемых территорий в области экологического

образования, включая развитие познавательного туризма. В документе образование в области охраны окружающей среды рассматривается как экологическое образование.

Приказом Министра охраны окружающей среды Литовской Республики от 17 сентября 2002 г. № 484 утверждена стратегия политики лесоводства Литвы и ее реализация [10], в которой большое внимание уделяется использованию лесов в рекреационных целях.

Упомянутые законодательства создали предпосылки для использования преимуществ свободного рынка в интересах всего общества. Таким образом, развитие туристского бизнеса является неотъемлемой частью принципов устойчивого развития туризма при рациональном использовании природных и культурных ресурсов.

Как и во многих других странах, в Литве создан Совет по туризму, состоящий из правительственных институций, бизнес-ассоциаций, или организаций туризма, а также представителей самостоятельных туристских организаций. Задача Совета по туризму - обеспечение контактов государственных институций с частными предприятиями, с практиками процесса развития туризма для того, чтобы быстро и целенаправленно реагировать на любые изменения в системе туризма. Техническое обеспечение Совета по туризму осуществляет Департамент туризма.

Заключение

Подводя итоги, можно сказать, что в период между 1992 и 2004 гг. произошли наиболее важные изменения в системе туризма Литвы: унаследованная от советской системы государственная система туризма была преобразована в систему, характерную для стран

Европейского союза, в которой сочетается деятельность государственных учреждений, негосударственных организаций и частных предприятий. Создавшийся частный сектор изначально начал развивать самую доходную и требующую малых капиталовложений деятельность, но в конце концов повысились требования к качеству туристических услуг.

Можно сделать вывод, что у Литвы, как члена Евросоюза, появились лучшие предпосылки для расширения системы туризма. Увеличение финансовой поддержки учреждениями Евросоюза в рамках различных программ, вступление в Шенгенскую зону способствовало выезду литовских туристов в другие страны Европейского союза, но на некоторое время были нарушены туристские потоки из-за препятствия прибытию туристов из третьих стран, из-за подорожания виз и осложнения процедур пересечения границы. Однако в долгосрочной перспективе структурная поддержка Евросоюза достигла своих стратегических целей и помогла Литве трансформироваться из страны-получателя в страну-донора.

Туризм является экономической деятельностью, содействующей экономическому росту. Чтобы оставаться конкурентоспособным на международном рынке туризма, необходимо достигать устойчивого развития туризма. Очень важным фактором является не только экономическое, но также социокультурное развитие туризма. Это проявляется в развитии инфраструктуры, расширении спектра предлагаемых услуг и развлечений, оживающей культурной жизнью в регионах, возрастающими возможностями самовыражения местного населения, выражения куль-

турной самобытности и индивидуаль- тождественности и культурной само-ности, усиливающимся выражением бытности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^^^^^^ИЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Генеральный план территории Литовской Республики//Вед. 2002 г., № 110-4852.

2. Государственная стратегия по развитию туризма Литовской Республики // Вед. 2003 г., № 10-35.

3. Закон Литовской Республики «О предприятиях»//Вед. 1994 г., № 55-1047.

4. Закон Литовской Республики «О туризме»//Вед. 1998 г., № 32-852; 2002 г., № 1235507; 2011 г, № 85-4138.

5. Закон Литовской Республики «Об охраняемых территориях»//Вед. 2001 г., № 1083902.

6. Закон Литовской Республики от 28 февраля 1991 г. «О первоначальной приватизации государственного имущества» // Лиетувос айдас. 19.03.1991. № 55.

7. Национальная стратегия устойчивого развития Литовской Республики // Вед. 2003 г., № 89-4029.

8. Постановление Правительства Литовской Республики от 8 мая 1992 г. № 334 «О развитии приоритетных направлений хозяйства и экономических программ Литовской Республики»//Вед. 1992 г., № 18-549.

9. Правила национальных и региональных парков Литовской Республики // Вед. 1999 г., № 39-1227.

10. Приказ Министра окружающей среды от 17 сентября 2002 г. № 484 «Литовская лесохозяйственная политика и стратегия ее осуществления» //Вед. 2002 г., № 93-4029.

11. Программа по развитию туризма Литовской Республики 2014 -2020 гг. // Регистр правовых актов. 19.03.2014. № 3262.

12. Стратегия общественного экологического образования Литовской Республики // Вед. 1998 г., № 84-2353.

13. Вайнене И. Организация сельского туризма. Инструмент обучения. Вильнюс: Эугри-мас, 2001. С. 38.

14. Лютикас Д. Паломничество и туризм: сходства и различия. Вильнюс: Литовская академия наук, 2006.

15. Туризм в Литве. Вильнюс: Литовский институт по информации, 1998. С. 25.

16. Communication from the Commission -A renewed EU Tourism Policy - Towards a stronger partnership for European Tourism /* COM/2006/0134 final */ [интерактивная]. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ TXT/?uri=CELEX:52006DC0134 (дата обращения: 22.04.2015).

17. Compendium of Tourism Statistics, WTO, Madrid, 2002, № 74. URL: http://www.hospi-talitynet.org/book//114000488.html) (дата обращения: 22.04.2015).

18. Council Directive 68/368/EEC of 15 October 1968 laying down detailed provisions concerning transitional measures in respect of activities of self-employed persons in the personal services sector (ISIC ex Major Group 85): 1. Restaurants, cafes, taverns and other drinking and eating places (ISIC Group 852), 2. Hotels, rooming houses, camps and other lodging places (ISIC Group 853) -31968L0368-EN. URL: http://eur-lex.europa.eu/ legal-content/LT/TXT/?uri=CELEX:31968L0368 (дата обращения: 22.04.2015).

19. Council Directive 82/470/EEC of 29 June 1982 on measures to facilitate the effective exercise of freedom of establishment and freedom to provide services in respect of activities of self-employed persons in certain services incidental to transport and travel agencies (ISIC Group 718) and in storage and warehousing (ISIC Group 720) 31982L0470-EN. URL: http://www.hospi-talitynet.org/book//114000488.html (дата обращения: 22.04.2015).

20. Council Directive 90/314/EEC of 13 June 1990 on package travel, package holidays and package tours -31990L0314-EN. URL: http://eur-lex.europa.eu/legal-content/en/ ALL/?uri=CELEX:31990L0314 (дата обращения: 22.042015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.