Научная статья на тему 'Туристский бизнес Великобритании: история i и основные направления развития отрасли'

Туристский бизнес Великобритании: история i и основные направления развития отрасли Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
3533
891
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
ТУРИЗМ / TOURISM / ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ / DOMESTIC TOURISM / ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / INBOUND TOURISM / ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / OUTBOUND TOURISM / ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ / SECTOR OF THE ECONOMY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Логинова Наталия Юрьевна

Статья представляет собой краткий обзор туристского потенциала Великобритании, в том числе рассматриваются история развития туризма в стране, основные направления въездного и выездного туризма, структура государственного управления отраслью, а также перспективы развития. Особое внимание автор уделяет статистике въездного и выездного туризма Великобритании за последние годы, подробно описывает самые популярные туристские маршруты, включая не только исторические и культурные объекты, но и основные направления делового, спортивного и музыкального туризма. Используя отечественные и иностранные источники (учебники, периодические издания, электронные ресурсы), автор дает подробную характеристику туристского бизнеса Великобритании как одного из крупнейших секторов экономики страны, а также отмечает, что исторические факты и современные данные свидетельствуют о значительных перспективах для дальнейшего устойчивого развития интереса туристов к Великобритании, ее культурному наследию и современным достижениям в области науки, промышленности, бизнеса. Вполне вероятно, что будут изменяться и совершенствоваться формы организации туризма в Соединенном Королевстве, но поток туристов в Великобританию не иссякнет, в том числе и из России. В основе его останутся доминирующими деловой, образовательный и познавательный виды туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Логинова Наталия Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST BUSINESSES IN THE UK: HISTORY AND MAIN DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY

The article presents an overview of the tourist potential of the UK, including the history of development of tourism in the country, the main areas of inbound and outbound tourism, the structure of public sector management, as well as development prospects. Particular attention is paid to the statistics of inbound and outbound tourism of the UK in recent years; described in detail are the most popular tourist routes, including not only historical and cultural sites, but also the basic directions of business, sports and music tourism. Using domestic and foreign sources (books, periodicals, electronic resources), the author gives a detailed description of the tourist business in the UK as one of the largest sectors of the economy, but also notes that the historical facts and recent data indicate significant prospects for further sustainable development of tourist interest to the UK, its cultural heritage and modern achievements in science, industry, business. It is likely that the forms of organization of tourism in the United Kingdom will change and improve, but the flow of tourists to the UK will not dry up, including from Russia. At the heart of it will remain the dominant business, educational and cognitive forms of tourism.

Текст научной работы на тему «Туристский бизнес Великобритании: история i и основные направления развития отрасли»

УДК 379.85

00!: 10.12737/11308

ТУРИСТСКИЙ БИЗНЕС ВЕЛИКОБРИТАНИИ: ИСТОРИЯ I И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ

Логинова Наталия Юрьевна, старший преподаватель кафедры иностранных языков, snare64@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская Федерация

Статья представляет собой краткий обзор туристского потенциала Великобритании, в том числе рассматриваются история развития туризма в стране, основные направления въездного и выездного туризма, структура государственного управления отраслью, а также перспективы развития. Особое внимание автор уделяет статистике въездного и выездного туризма Великобритании за последние годы, подробно описывает самые популярные туристские маршруты, включая не только исторические и культурные объекты, но и основные направления делового, спортивного и музыкального туризма. Используя отечественные и иностранные источники (учебники, периодические издания, электронные ресурсы), автор дает подробную характеристику туристского бизнеса Великобритании как одного из крупнейших секторов экономики страны, а также отмечает, что исторические факты и современные данные свидетельствуют о значительных перспективах для дальнейшего устойчивого развития интереса туристов к Великобритании, ее культурному наследию и современным достижениям в области науки, промышленности, бизнеса. Вполне вероятно, что будут изменяться и совершенствоваться формы организации туризма в Соединенном Королевстве, но поток туристов в Великобританию не иссякнет, в том числе и из России. В основе его останутся доминирующими деловой, образовательный и познавательный виды туризма.

Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, въездной туризм, выездной туризм, отрасль экономики

Великобритания является родиной современного туризма как формы проведения культурного досуга. Первое в истории туристское агентство было основано в Англии в начале 40-х гг. XIX в. Томасом Куком. Впоследствии оно открыло свои отделения в других странах мира. К началу 50-х годов XIX в. в Великобритании было создано несколько турагентств, и ежегодно в поездках по стране участвовало более 160 тыс. человек. В 1856 году фирмой Кука была организована первая групповая туристская поездка по странам Западной Европы. Эту дату принято считать началом международного туризма [2]. В конце XIX в. туристские путешествия по стране и за рубежом приобрели в Великобритании массовый характер и вышли за пределы Европы. Приоритет Великобритании в развитии международного туризма объясняется следующими причинами: развитая экономика; высокий уровень жизни населения; хорошее развитие железнодорожного и морского транспорта, удобная связь с континентальной Европой через пролив Ла-Манш.

До середины ХХ в. внутренний туризм в Великобритании заметно опережал международный по количеству путешествующих. С 1960-х годов туристский бизнес Великобритании стремительно развивается. По данным социологических исследований, сейчас больше половины населения Великобритании предпочитает отдыхать на Родине. В основном это морское побережье Юго-Восточной Англии, четверть туристов проводят свой отпуск в горах Шотландии и Уэльса [4]. Великобритания также знаменита своими национальными парками, ежегодная посещаемость которых составляет примерно 15 млн человек. Люди предпочитают проводить на лоне природы выходные и праздничные дни. Самые крупные национальные парки Великобритании расположены в Шотландии, Уэльсе и Северной Англии.

Следует обратить внимание на значительное место спорта в жизни британцев. Только яхтсменов в стране насчитывается свыше 30 тыс., а 2 млн человек являются членами ассоциации

парусного спорта1. Из других видов спорта пользуются популярностью рыбная ловля, охота и конный спорт. Посещают британцы многочисленные достопримечательности, которыми так богата страна: памятники древнеримской эпохи, средневековые замки, музеи.

Больше половины британцев совершают путешествия по стране на личных автомобилях, четверть британских туристов — на междугородних автобусах или поездах. Останавливаются в основном в маленьких гостиницах (в Великобритании принято называть их inn, в отличие от принятого во всем мире hotel), в пансионатах, на туристических базах или у родственников и знакомых, если есть такая возможность.

Среди туристов, предпочитающих передвигаться по стране на личных автомобилях, все большую популярность приобретают различные виды автоприцепов (автокары, автодома и др.). По последним данным, ими пользуется примерно половина всех британцев, путешествующих по стране.

В отношении международного туризма жители Великобритании достаточно консервативны. В основном британцы предпочитают отдыхать на средиземноморском побережье Франции, Италии и Испании, из других стран Европы популярностью пользуются Германия, Дания, страны Бенилюкса, скандинавские страны. В последние годы увеличился поток британских туристов в США, Канаду и Австралию. В основном это познавательный, деловой и спортивный туризм. Исследования, проведенные британским журналом Travel Weekly осенью 2014 г., показали, что значительно увеличилось число туристов из Великобритании, предпочитающих отдыхать в странах Карибского бассейна. Автор статьи Робин Ширли прогнозирует дальнейший рост интереса британцев к этому направлению в 2015 г. [8]. Видимо, это связано с тем, что пляжный отдых в этих странах обходится туристам из Великобритании значительно дешевле, чем в Европе.

Если в середине ХХ в. выездной туризм в Великобритании был по количеству туристов больше въездного, то с середины 1960-х гг. положение стало изменяться. В настоящее время число иностранных туристов, прибывающих в Велико-

1 Статистика по туризму Великобритании [Электронный ресурс]: Северо-Западное отделение РСТО, 2010. Режим доступа: http: www.rstnw.ru/statistika-po-velikobritanii. (дата обращения: 15.12.2014).

британию, стало гораздо выше числа британских путешественников.

Въездной туризм разнообразен: это и осмотр исторических и архитектурных памятников, принадлежащих к различным историческим периодам — от Древнего мира до наших дней, посещение многочисленных художественных, литературных и исторических музеев. На территории Британии расположены более 25 культурных и природных объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, а также семь городов-памятников всемирного наследия: Бат, Честер, Кентербери, Оксфорд, Дарем, Йорк и Страдфорд-на-Эйвоне. Великобритания предоставляет большие возможности для познавательного туризма.

Крупнейшие мировые финансовые и торговые центры страны, такие как Лондон, Глазго, Ливерпуль и др., предоставляют большие возможности для развития делового туризма, знаменитые научные центры — Оксфорд, Кембридж, Эдинбург — для образовательного туризма. Деловые поездки, включающие посещение конференций, выставок и ярмарок, составляют значительную часть пребывания иностранных туристов в Великобритании. Лондон, являясь важнейшим деловым и финансовым центром не только Европы, но и мира, стал одним из крупнейших центров делового туризма. Каждый год в стране проводится не менее 800 выставочных мероприятий, посещаемость которых превышает 10 млн человек.

Многочисленные выставки, ярмарки и конференции проводятся в Британии на протяжении всего года, но большая часть — с сентября по май. Для их проведения специально построены выставочные и конгресс-центры, оборудованные самой современной техникой. Кроме Лондона, важными центрами делового туризма являются Эдинбург, Глазго, Бирмингем, Манчестер, Ливерпуль и др.

Образовательный туризм — еще одна важная статья доходов бюджета Великобритании. Ежегодно сюда приезжают около миллиона иностранных студентов, желающих получить образование в лучших университетах мира, или просто улучшить свой уровень знания английского языка. Английские университеты обладают почти тысячелетней историей и великолепной репутацией. Несмотря на то, что высшее образование в них дается исключительно на платной основе и стоит недешево, многочисленных студентов это не останавливает. Университеты Оксфорда и Кембриджа знают все, по престижности с ними

не может соперничать ни одно высшее учебное заведение в мире.

Образовательный туризм с целью изучения английского языка круглый год предлагает большой выбор обучающих программ для взрослых и детей: групповые туры или индивидуальные программы. Сроки пребывания в стране зависят от финансовых возможностей учащегося и его уровня знания языка, в основном это 2—3 недели, но есть возможность пребывать в Британии и дольше.

К важным направлениям туризма Великобритании относится и так называемый музыкальный туризм. Крупнейший европейский музыкальный фестиваль — Glastonbury — проходит в Англии. Площадь, которая отводится для праздника, составляет примерно 4 кв. км. К музыкальному туризму можно отнести и поездки в места зарождения какого-либо музыкального движения. Среди таковых и прогулка в Лондоне по Abbey Road, с посещением одноименной студии, на которой записывались The Beatles.

Примерно 7,7 млн туристов ежегодно посещают фестивали, концерты и другие музыкальные мероприятия, проводимые в Великобритании. Общий объем их расходов составляет около £1,4 млрд (примерно €1,6 млрд) в год. Музыкальный туризм создает в стране около 19,7 тыс. рабочих мест [10]. Доля туристов, приезжающих в Великобританию из-за рубежа с целью посещения таких мероприятий, составляет всего 5%, но их расходы составляют 18% от общей суммы потраченных этой категорией туристов средств. На долю туристов, посещающих большие концертные мероприятия, приходится около 41% всей аудитории, а на музыкальных фестивалях — 48%.

Самым популярным местом проведения музыкальных мероприятий назван Лондон. На его долю приходится 43% всех музыкальных туристов (3,3 млн человек) и 31% от общего объема их расходов.

«Главный вывод исследования — музыка создает предпосылки развития туризма в Великобритании, служит стимулом его роста, создает тысячи рабочих мест во всех регионах страны и улучшает нашу жизнь. Я надеюсь, что политики изучат данные доклада и признают, что еще многое можно сделать, особенно, в области привлечения гостей из-за рубежа», — сказал гендиректор UK МшюФергал Шарки (FeargalSharkey) [3].

Приезжают туристы и на часто проходящие в Великобритании спортивные мероприятия.

Каждый год в страну приезжает около трех млн туристов со всего мира, чтобы не только посмотреть, но и самим поучаствовать в различных спортивных состязаниях. С каждым годом таких туристов становится все больше и больше, что несомненно оказывает положительное влияние на экономику Великобритании. Спортивный туризм ежегодно пополняет казну примерно на 3 млрд евро. Количество иностранных болельщиков и участников спортивных мероприятий составляет около 14% от общего количества туристов, въезжающих в страну [5]. Самым посещаемым видом спорта среди иностранных туристов, конечно, является футбол. Ведь Англия — родина этого самого популярного на планете вида спорта. Второе по популярности место принадлежит конному спорту, состязания по которому ежегодно посещают 6 млн болельщиков. На третьем месте — соревнования по гольфу, их посещает около 250 тыс. зрителей.

По статистике спортивные болельщики — это в основном мужчины в возрасте от 20 до 45 лет. Чаще путешествуют группами, а именно с друзьями, разделяющими их увлечение тем или иным видом спорта, гораздо реже — приезжают на спортивные мероприятия с семьей.

Выходцы из Великобритании или их потомки проживают во многих странах, прежде всего, в США и странах Британского Содружества. У кого-то из них остались родственники и знакомые на исторической родине, у кого-то похоронены предки. Многие просто посещают свою прародину. Они составляют значительную часть въезжающих на остров туристов.

Среди иностранцев, приезжающих в Великобританию, преобладают граждане Германии, Франции, Ирландии, Бельгии, а также США, Канады, Австралии, Новой Зеландии и др. В последние годы отмечается рост числа туристов из Японии, а также из стремительно развивающихся стран, таких как Китай и Индия[8].

Столица Великобритании — Лондон — является главным туристическим центром страны, который посещают все туристы без исключения. Большинство туристических фирм ограничивает поездки по Великобритании только Лондоном и его окрестностями. Второе место по посещаемости принадлежит Шотландии с её средневековыми замками, музеями, старинными зданиями, знаменитым Королевским ботаническим садом, ну и конечно, многие туристы считают своим долгом посетить и столицу Шотландии — Эдинбург. Горные районы

Шотландии благоприятны для развития спортивного туризма. Сюда приезжают на охоту, рыбалку. В зимнее время прибывают любители горнолыжного спорта. Много людей приезжает на отдых в шотландские национальные парки.

За последние 4 года поток иностранных туристов, посещающих Великобританию, вырос на 24%, что позволяет создавать новые рабочие места и помогает решать проблему безработицы. С 2010 по 2013 гг. в туристической индустрии страны создано около 1 млн рабочих мест. Последние статистические данные показали, что 39% работников туристического бизнеса Великобритании младше 30 лет, 14% работников индустрии — это национальные меньшинства, 18% должностей — это высший менеджмент [10]. Все эти данные свидетельствуют о том, насколько важен этот сектор для экономики Великобритании, позволяя стране занимать пятое место в мире по сумме доходов от туризма после США, Испании, Италии и Франции.

В Великобритании сферой туризма руководит Министерство культуры, зрелищ и спорта, которому напрямую подчиняется орган, который отвечает за туризм — British Tourist Authority (ВТА). Эта организация занимается привлечением потоков иностранных туристов в Великобританию, а также занимается развитием внутреннего туризма. Кроме того, эта организация проводит консультации с правительством и другими государственными учреждениями, занятыми в сфере туризма. Для этого по инициативе администрации проводятся рекламные компании за пределами страны через сеть своих офисов и представителей. Для этих целей используются пресса, радио, телевидение. Администрация занимается организацией международных конференций, предоставляет консалтинговые и маркетинговые услуги по вопросам международного туризма и занимается издательством различных информационно-справочных материалов. По своей организационно-правовой форме ВТА является частнопредпринимательским институтом, который наряду с традиционной деятельностью на зарубежных рынках предоставляет также ряд платных маркетинговых и консалтинговых услуг, занимается организацией семинаров и выставок, осуществляет ряд проектов с привлечением иностранного капитала, издает и занимается реализацией путеводителей, видеофильмов и других рекламно-информационных продуктов. Возглавляет ВТА совет директоров, который состоит из пяти

членов и президента. В штате этой организации насчитывается около 300 работников, из которых приблизительно треть работает непосредственно в Лондоне, а остальные работают в 26 представительствах за рубежом. Порядка 68% необходимых денежных средств ВТА получает из государственного бюджета [6].

Рассматривая статистику туристских потоков Великобритании, следует отметить, что 2012 г. был особенным для Туманного Альбиона. В этот год в Великобритании прошли Олимпийские и Паралимпийские игры, а также состоялся юбилей Королевы. Эти события привлекли в Великобританию дополнительное количество туристов. Было установлено, что количество приезжающих в Великобританию иностранных туристов в 2012 г. выросло на 0,9% (по сравнению с 2011 г.). При этом доходы от приезжающих в Великобританию туристов составили примерно £18,6 млрд (выросли на 0,6 млрд, т.е. 3,6% по сравнению с 2011 г.).

Великобритания как туристическое направление на российском рынке ежегодно набирает обороты: так, в 2012 г. Соединенное Королевство посетило 164 тыс. российских туристов, в 2013 — уже 220 тыс., причем перед профессионалами турбизнеса стоит задача увеличить число посещений на 75% к 2020 г., на который прогнозируется 360 тыс. и более туристов из России [1]. Примечательно, что в настоящее время Великобритания входит в тройку стран-лидеров среди мировых туристских предпочтений — в 2013 г. Туманный Альбион посетило свыше 30 млн туристов.

С другой стороны, крупнейшие российские туроператоры и перевозчики делают все возможное, чтобы увеличить поток британских туристов в Россию. И их совместные усилия увенчались успехом. По данным статистики Москомтуризма, в 2013 г. число граждан Великобритании, посетивших Москву, увеличилось на 13% по сравнению с предыдущим, 2012 г. Росту турпотока во многом способствовало открытие регулярного рейса low-cost перевозчика Easy Jet на направлении Лондон — Москва. Столичные туроператоры также воспользовались возможностью сформировать специальные пакетные предложения для туристов из Соединенного Королевства, в первую очередь на туры выходного дня, и предоставить их рынку по привлекательной цене.

В заключение, следует отметить, что и исторический обзор, и современные статистические

данные позволяют сделать вывод о будущих устойчивых перспективах развития интереса иностранных туристов к культуре и современным научным, промышленным и художественным достижениям Великобритании. Конечно же, будут изменяться и усовершенствоваться

формы организации туризма в Соединенном Королевстве, но думается, что поток туристов в Великобританию будет только увеличиваться. Доминирующими в нем останутся такие направления туризма, как деловой, познавательный и образовательный.

Литература

1. Британия надеется, что перекрестный год культуры повлияет на туризм [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/culture/20140121/990451789.html#ixzz3EP7UMaMZ (дата обращения: 21.01.2015).

2. КвартальновВ.А. Туризм: Учебник для образовательных учреждений туристского профиля. М.: Финансы и статистика, 2010. 313 с.

3. Музыкальный туризм приносит экономике Британии около 1 млрд евро в год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ilmeny.org.ru/24943-muzykalnyy-turizm-prinosit-ekonomike-britanii-okolo-1-mlrd-evro-v-god.html (дата обращения 17.01.2015).

4. ПогодинаВ.Л., ФилипповаИ.Г. География туризма: учебник / Под ред. Е.И. Богданова. М.: Инфра-М, 2014. 256 с.

5. Спортивный туризм в Великобритании [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.poedem. ru/news/1453 (дата обращения: 23.01.2015).

6. Analysis of the UK Government's 2011 tourism policy. By: Kennel, James; Chaperon, Samantha. Cultural Trends. Dec. 2013, Vol. 22, Issue %, p. 278-284.

7. Caribbean Tourism Organization targets growth of 5% in UK visitors. By Searly, Robin.Travel Weekly (UK). 11/13/2014, Issue 2245, p. 24.

8. The development of cultural tourism: a review of UK experience. By: Yi-De Liu; Chi-Fan Lin. In: Tourismos: an International Multidisciplinary Journal of Tourism, 2011, Vol. 6, Issue 2, p. 363.

9. Music's £ 2 bn. Boost for UK tourism. By: Williams, Paul. Music Week. 10/11/2013. Issue 41, p. 1.

10. Tourism is leading UK economy growth. By Jansen, Kurt.Caterer & Hotelkeeper.9/26/2014, Vol. 204. Issue 4844, p. 22.

TOURIST BUSINESSES IN THE UK: HISTORY AND MAIN DIRECTIONS OF THE DEVELOPMENT OF THE INDUSTRY

Loginova Natalia Yurievna, Senior Lecturer, Department of Foreign Languages, snare64@mail.ru,

Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation

The article presents an overview of the tourist potential of the UK, including the history of development of tourism in the country, the main areas of inbound and outbound tourism, the structure of public sector management, as well as development prospects. Particular attention is paid to the statistics of inbound and outbound tourism of the UK in recent years; described in detail are the most popular tourist routes, including not only historical and cultural sites, but also the basic directions of business, sports and music tourism. Using domestic and foreign sources (books, periodicals, electronic resources), the author gives a detailed description of the tourist business in the UK as one of the largest sectors of the economy, but also notes that the historical facts and recent data indicate significant prospects for further sustainable development of tourist interest to the UK, its cultural heritage and modern achievements in science, industry, business. It is likely that the forms of organization of tourism in the United Kingdom will change and improve, but the flow of tourists to the UK will not dry up, including from Russia. At the heart of it will remain the dominant business, educational and cognitive forms of tourism.

Keywords: tourism, domestic tourism, inbound tourism, outbound tourism, sector of the economy

References

1. Britaniia nadeetsia, chto perekrestnyi god kul'tury povliiaet na turizm [Britain hopes that cross-year culture impact on tourism] [Electronic resource]. Rezhim dostupa: http://ria.ru/culture/20140121/990451789. html#ixzz3EP7UMaMZ (data obrashcheniia: 21.01.2015) [Accessed January 21, 2015].

2. Kvartal'nov V.A. Turizm: Uchebnik dlia obrazovatel'nykh uchrezhdenii turistskogo profilia [Tourism: A Textbook for educational institutions of a tourist profile]. M., Finansy i statistika, 2010. 313 p.

3. Muzykal'nyi turizm prinosit ekonomike Britanii okolo 1 mlrd evro v god [Music tourism brings the British economy about 1 billion euros per year] [Electronic resource]. Rezhim dostupa: http://ilmeny.org.ru/24943-muzykalnyy-turizm-prinosit-ekonomike-britanii-okolo-1-mlrd-evro-v-god.html (data obrashcheniia 17.01.2015) [Accessed January 17, 2015].

4. Pogodina V.L., Filippova I.G. Geografiia turizma: uchebnik [Geography of Tourism: a tutorial] / Pod red. E.I. Bogdanova. Moskva: Infra-M, 2014. 256 p.

5. Sportivnyi turizm v Velikobritanii [Sports tourism in the UK] [Electronic resource]. Rezhim dostupa: http:// www.poedem.ru/news/1453 (data obrashcheniia: 23.01.2015) [Accessed January 23, 2015].

6. Analysis of the UK Government's 2011 tourism policy. By: Kennel, James; Chaperon, Samantha. Cultural Trends. Dec. 2013, Vol. 22, Issue 3/4, p. 278-284.

7. Caribbean Tourism Organization targets growth of 5% in UK visitors. By Searly, Robin.Travel Weekly (UK). 11/13/2014, Issue 2245, p. 24.

8. The development of cultural tourism: a review of UK experience. By: Yi-De Liu; Chi-Fan Lin. In: Tourismos: an International Multidisciplinary Journal of Tourism, 2011, Vol. 6, Issue 2, p. 363.

9. Music's £ 2 bn. Boost for UK tourism. By: Williams, Paul. Music Week. 10/11/2013. Issue 41, p. 1.

10. Tourism is leading UK economy growth. By Jansen, Kurt.Caterer & Hotelkeeper.9/26/2014, Vol. 204. Issue 4844, p. 22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.