УДК 338.48 JEL L83 DOI 10.26425/1816-4277-2018-4-84-90
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОГО СЕКТОРА В БОЛГАРИИ
Аннотация. Рассмотрена роль туристического сектора в Болгарии. Этот сектор является ключевым сектором экономики, вклад которого в валовой внутренний продукт страны составляет более 10 %. На страны Европейского союза приходится основная часть въездного туристического потока в Болгарию. Доминирующая часть туристов приезжают в страну с целью отдыха. В статье проанализирована Концепция туристического районирования, принятая в 2015 г., содействующая более качественному продвижению туристического потенциала страны на зарубежных рынках. Подробно рассмотрены основные проблемы и конкретные меры, предпринимаемые Министерством туризма Болгарии, в целях повышения привлекательности страны для иностранных туристов.
Ключевые слова: международный туризм, туризм в Болгарии, туристическое районирование, индекс конкурентоспособности туризма и путешествий, турист.
THE CURRENT STATE OF THE TOURIST INDUSTRY IN BULGARIA
Abstract. The current state of the Bulgarian tourist industry has been analysed. The tourism sector is the key sector of the Bulgarian economy with more than 10 % of gross domestic product of country. Countries of the European Union represent the main part of the inbound tourism in Bulgaria. Most of the tourists visit Bulgaria for recreation. The concept of tourist zoning, approved in 2015, for facilitating the which promotes more qualitative marketing of country's tourism potential in foreign markets is discussed in the article. The main problems and the mechanisms for solving them undertaken by the Ministry of Tourism for improving the tourist attractiveness of the country has been indicated.
Keywords: international tourism, tourism in Bulgaria, tourist zoning, travel and tourism competitiveness index
Болгария (территория и акватория) занимает площадь около 111 тыс. кв. км (14 место в Европе, 105 место в мире) и находится в юго-восточной части европейского континента. По данным Национального статистического института Болгарии на конец 2016 г. в стране проживало чуть более 7 миллионов человек (1,4 % от населения Евросоюза). Наиболее населенные города — это София (страна с населением более 1 млн человек), Пловдив (более 700 тыс. человек), Варна, Бургас и Стара Загора (с населением около 500 тыс. человек) [4]. Болгария считается самой бедной из 28 стран-участниц Евросоюза, с доходом на душу населения 7 924 долл. США, что почти в два раза ниже среднего значения по Евросоюзу [6]. Однако с момента вступления в Евросоюз, наблюдается поступательный рост национальной экономики Болгарии, темпы которого опережают большинство стран Европы. В 2016 г. валовой внутренний продукт (далее - ВВП) вырос на 3,4 %, что почти вдвое превышает темпы роста Евросоюза-28. Низкий уровень государственного долга, рост внутреннего спроса и рост инвестиций, как зарубежных, так и внутренних, способствует экономическому подъему. И туризм здесь играет ключевую роль, являясь драйвером роста. В 2016 г. рост данного сектора составил 10 %, а количество иностранных туристов увеличилось на 16,2 %, таким образом, по темпам роста туристского потока страна заняла первое место среди стран Евросоюза [7].
Тем не менее, несмотря на рост привлекательности страны для иностранных туристов, потенциал Болгарии в качестве туристической дестинации остается недооценен.
Отдых в этой стране, в основном, ассоциируется с пляжным отдыхом на Черноморском побережье, на который приходится более 70 % туристического потока. Но это лишь одна из сторон притягательности Болгарии. Страна расположена в одном из самых красивых и привлекательных регионов Европы, обладающим широким спектром естественных и культурно-исторических ресурсов, что дает все возможности для развития круглогодичного туризма. Болгария отличается разнообразным ландшафтом и климатом. Она включает горы,
Горбунова Ольга Васильевна
аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва
e-mail: [email protected]
Gorbunova Olga
Postgraduate student, State University of Management, Moscow, e-mail: [email protected]
море, поля роз, живописные деревни, уникальные исторические места. Столица Болгарии София, помимо наличия инфраструктуры европейского класса для развития делового туризма, предлагает базу для отдыха и релаксации: горячие минеральные источники, спа-отели, катание на лыжах. В списках ЮНЕСКО находятся 7 культурных и 2 природных объекта этой страны.
Болгария занимает стратегически важное положение на Балканском полуострове, ее территория расположена на перекрестке трех континентов. В стране четыре международных аэропорта, и из большинства европейских столиц перелет занимает не более, чем два-три часа. Ведется активная работа по снижению стоимости авиабилетов. На рынке страны работают два низкобюджетных авиаперевозчика: RyanAir, WizzAir. База RyanAir находится в аэропорту Софии, предлагая билеты в 18 европейских дестинаций со стоимостью билетов от 20 евро (туда-обратно). WizzAir также предлагает билеты по акционным ценам и является самым крупным бюджетным авиаперевозчиком в Центральной Европе. Благодаря низким ценам на билеты в период 2009-2016 гг. София вошла в топ-10 городов Европы по росту количества посетителей [10]. Основной рост отмечается среди молодых туристов в возрасте 20-30 лет.
Болгария очень ценится в качестве направления для семейного отдыха, особенно среди российских туристов. В 2016 г. страна выиграла первое место National Geographic - Россия в номинации «Лучшая страна для семейного туризма». По словам министра туризма Н. Ангелковой 80 % иностранных гостей, посетивших Болгарию, возвращаются снова, что говорит о высокой лояльности зарубежных гостей и конкурентоспособности туристической отрасли в Болгарии [5].
Несмотря на приоритетность сектора туризма для Болгарии, только в ноябре 2014 г. создано профильное министерство, которое возглавила действующий министр туризма Николина Ангелкова. Главная цель профильного ведомства с момента основания - превратить Болгарию в круглогодичное направление и войти в топ-5 направлений Юго-Восточной Европы. В Болгарии 15.05.2015 г. принята «Концепция туристического районирования Болгарии», одна из задач которой — повысить узнаваемость туристических районов и привлечь иностранных туристов с помощью грамотного позиционирования [1]. Понимание особенностей региона способствует созданию его неповторимого образа и формированию уникального туристического предложения. Таким образом, туристическое районирование в Болгарии считается необходимым шагом для развития конкурентного туризма, проведения эффективной региональной политики в области туризма, ориентированной на территориальные различия и специфические черты различных частей страны и эффективного регионального маркетинга.
Министерство туризма Болгарии ожидает получить следующие выгоды от создания туристических зон:
1) заполнение существующего пробела в управлении маркетинговой политикой на местном уровне (муниципалитете™) и национальном уровне (Министерство туризма);
2) консолидация ресурсов и согласованности действий для развития сложного, разнообразного и конкурентоспособного туристического продукта посредством регионального взаимодействия, что является предпосылкой для предоставления привлекательного и качественного продукта;
3) регионализация национального маркетинга: благодаря районированию Болгария сможет использовать в продвижении туристические продукты отдельных регионов, которых обладают неповторимостью и уникальностью. Это поможет удовлетворить интересы различных потребителей и снизить расходы на маркетинг благодаря более «узкому» предложению.
Так, учитывая, что японским туристам очень нравится Фестиваль роз в Болгарии и другие фестивальные события, а также культурно-исторические места, сделать упор именно на эти виды туризма, для России подготовить туристические предложения для отдыха всей семьей на побережье Черного моря и в горах Болгарии. Концепция туристического районирования включает всю территорию страны. Районы сильно отличаются по площади и состоят из разного количества общин: от 19 до 67. Община — самая маленькая территориальная единица и не может относиться сразу к двум районам. Согласно утвержденной концепции в стране выделено 9 туристических районов: Дунав, Стара Планина, Долина Роз, Тракия, Родопи, Рила-Пирин, София, Северное Черноморие, Южное Черноморие. Выделенные районы достаточно велики, чтобы быть четко различаемыми на туристической карте и достаточно маленькие, чтобы ими можно было эффективно управлять. В каждом туристическом районе выбран «город-центр». При его выборе учитывали географическое положение, транспортную доступность, возможность быстрого взаимодействия и уровень развития туризма. Поэтому, как правило, такими главными городами в туристических районах стали региональные центры:
- г. Казанлык -Долина роз;
- г. Смолян -Родопы;
- г. Пловдив -Тракия;
- г. Велико Тырново -Стара Планина;
- г. София - регион София;
- г. Благоевград -Рила-Пирин;
- г. Русе -Дунав;
- г. Варна - Северное Черноморие;
- г. Бургас - Южное Черноморие.
Основными туристическими продуктами, которые в настоящее время привлекают туристов в Болгарию, являются:
- пляжный отдых - Солнечный берег, Несебр, Обзор, Созополь на Южном и Албена, Курорт Константин и Елена, Ривьера, Каварна, Балчик на Северном побережье Черного моря;
- горнолыжный спорт - Пампорово, Банско, Разлог, Добринище, Боровец;
- эко и сельский туризм - горные районы, такие как: Родопы, Пирин, Рила, Стара планина;
- культурный - София, Варна, Бургас, Пловдив, Русе;
- азартные игры - София, приморские и горные курорты;
- бальнеология, спа и велнесс - Кюстендил, Хисаря, Баня, Наречен, Михалково, Велинград, Выршец и др.;
- MICE (от англ. meetings, incentives, conferences, exhibitions - встречи, поощрительные туры , конференции, выставки) туризм - София, Пловдив, Варна;
- круизный туризм - Варна и Несебр.
Среди новых видов туризма можно выделить такие, как: винный, гастрономический, медицинский, которые в настоящее время активно развиваются.
В 2017 г. туристский поток в Болгарию составил почти 9 млн поездок, не считая транзитных пассажиров, что на 7,6 % больше показателя 2016 г. А в 2016 г. Болгария по темпам роста туристского потока - 16,2 % заняла первое место среди 28 стран-участниц Евросюза. Доминирующая часть гостей приезжает в Болгарию с целью отдыха: 62 % или 5,5 млн. туристов (+7,5 % к 2016 г.). Лидерами по въездному потоку в Болгарию в 2017 г. являются: Греция, Румыния, Германия, Турция, Россия (см. табл. 1) [2]. Небольшое снижение туристов из этих стран наблюдается только по России, что объясняется, в первую очередь, возобновлением продажи туров в Турцию 30.06.2017. Больше 4,5 млн наших соотечественников выбрало Османскую республику для отдыха в 2017 г.
Таблица 1
Страны-лидеры по въездному потоку в Болгарию в 2017 г.
Страна Количество Изменение туристического потока в 2017 г. в сравнении с 2016 г.
посещений количество посещений относит. кол-во посещений, %
Суммарный въездной туристический поток 8 882 747 630 752 7,6
Греция 1 157 622 90 517 8,5
Румыния 1 139 189 42 315 3,9
Германия 870 448 43 509 5,3
Турция 636 046 70 678 12,5
Россия 557 915 -22 087 -3,8
Источник: [2]
На страны Евросоюз традиционно приходится большая часть въездного туристского потока в Болгарию. Почти 5,5 млн туристов - жители Европейского союза. Общий же объем внутреннего туризма за 2016 г. составил 11,6 млн поездок, из которых 28 % приходится на местное население, а 72 % - на туристов из других стран [3].
Количество болгарских граждан, путешествующих за рубеж в 2016 г., составило 5 392 109, что на 16,4 % выше показателей 2015 г. Несмотря на увеличение выездного потока, Болгария остается нетто-импортером в секторе туризма и путешествий.
Доля болгарского туризма и связанных с ним отраслей составляет 12,8 % ВВП страны или 6,6 млрд долларов в 2016 г., к 2027 г. планируется увеличить данный показатель до 17%. За восемь месяцев 2017 г. доходы от сектора близки к 5,2 млрд лв., что почти на 11% больше по сравнению с тем же периодом 2016 г.
Общее количество занятых в данном секторе составляет 362 924 человек или 12 % от экономически активного населения. До 2027 планируется ежегодный прирост на 1-2 % данного показателя, что составит 462 091 занятых в секторе туризма (16,7 % от общих рабочих мест).
Средний темп роста туристического потока в Болгарии в 2011-2016 г. составил 6 %, для сравнения в целом по Европейскому союзу данный показатель — 4,3 %. По данным Национального статистического института Республики Болгарии в 2015 г. предприятия в секторе «отели и рестораны» составили 6,9 % (27 760 единиц) от общего количества зарегистрированных в стране. Согласно Национальному реестру туризму в стране действуют 3 902 туроператоров и туристических агентств, 180 туристических ассоциаций, 78 туристических информационных центров и организаций управления туристическими районами [4].
Конкурентоспособность туристического сектора является необходимым условием для развития отрасли и привлечения иностранных туристов в страну. Понимание сильных и слабых сторон непосредственных конкурентов важно для разработки эффективной стратегии развития отрасли и подготовки плана продвижения на международном рынке. Самым известным агрегированным индексом конкурентоспособности сектора туризма является Индекс конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий (ТТС1), который публикует Всемирный экономический форум каждые два года. Болгария заняла 45 позицию из 136 стран в 2017 г. Согласно данным отчета Всемирного экономического форума, высокие позиции Болгария занимает по таким критериям, как: «Здоровье и гигиена» (10-е место в мире), «Инфраструктура туризма» (14-е место) и «Экологическая устойчивость» (11-е место) (см. табл. 2).
Таблица 2
Показатели конкурентоспособности сектора туризма и путешествий Болгарии за 2017 г.
Показатели Позиция в мире
Место в общем рейтинге 45
Бизнес-среда 61
Безопасность 89
Благоприятная среда Здоровье и гигиена 10
Человеческие и трудовые ресурсы 54
Информационные технологии 48
Международная открытость 48
Политика в области туризма Приоритетность отрасли для страны 92
и путешествий Ценовая конкурентоспособность 37
Экологическая устойчивость 11
Инфраструктура воздушного транспорта 80
Инфраструктура Инфраструктура наземного транспорта 73
Инфраструктура туризма 14
Природные ресурсы и культурное Природные ресурсы 41
наследие Культурные ресурсы и деловые поездки 52
Место в общем рейтинге 45
Источник: [3]
На итоговую оценку повлияли низкие показатели таких критериев, как транспортная инфраструктура, безопасность, приоритетность отрасли для страны. Что касается безопасности, то низкий показатель обусловлен в первую очередь минимальными расходами правительства на борьбу с терроризмом. Хотя по данным «Глобального индекса миролюбия», публикуемого Институтом экономики и мира Сиднейского университета, который отражает уровень безопасности государств, — Болгария с 46 места в 2008 г. поднялась на 28 место в 2017 г. Для сравнения Россия находится лишь на 151 месте из 163 стран, участвующих в рейтинге в 2017 г. [9].
При оценке приоритетности отрасли для государства анализируется информация по таким критериям, как: важность сектора для государства, сумма государственных расходов на сектор туризма, эффективность проведенных маркетинговых программ 2015-2016 гг., своевременность и полнота предоставляемых статистических данных. По данному показателю Болгария на 92 месте из 136 стран.
Данные в отчете использованы за 2015-2016 гг., т.е. без учета результатов 2017 г. Есть основания полагать, что в 2019 г., когда будет опубликован новый отчет, Болгария сильно укрепит свои позиции. Этому будет способствовать не только эффективная политика, проводимая Министерством туризма, но и председательство страны в Евросоюзе в 2018 г., которое открывает новые возможности для популяризации страны на международном рынке в качестве круглогодичной дестинации.
Правительство активно работает над модернизацией инфраструктуры. По данным заместителя министра Болгарии в последние годы увеличение числа иностранных туристов опережает рост возможностей размещения. Поэтому проблема увеличения числа отелей является актуальной для Болгарии. При этом в последние два года были выявлена новая тенденция — увеличение количества ночей в 4-х и 5-ти звездочных отелях. В дешевых отелях спрос не изменился, скорее всего, потому, что в таких отелях останавливаются преимущественно болгары. Поэтому сейчас в Болгарии активно работают над привлечением инвесторов из крупных гостиничных сетей для строительства новых и элитных объектов -как для массовых зимних и летних каникул, так и для спа-отдыха, оздоровительного, культурного, исторического и других видов туризма. Саудовская Аравия заинтересована в инвестировании в 5-ти звездочные отели в Болгарии и хочет активно участвовать в инвестициях в Болгарию. Принц Саудовской Аравии считает, что Болгария обладает большим потенциалом не только для инвестиций в туризм, но и во все секторы экономики. Среди преимуществ для иностранных инвесторов выделяют финансовую и политическую стабильность страны, нормативная базу. Другие льготы включают 10 %-й налог на прибыль, 10 %-ный подоходный налог, рост ВВП в последние годы [5].
Большие успехи были достигнуты в 2017 г. и в улучшении связей с соседними странами, что имеет большое значение для развития туризма и транспортного сообщения по Дунаю и Черному морю. При этом политика Болгарии направлена не только на соседний регион. Так, активно развивается сотрудничество с перспективным Азиатско-Тихоокеанский регионом. Наиболее активная работа ведется с Японией и Китаем.
За первые 10 месяцев 2017 г. количество китайских туристов в стране превысило 24 тыс., что на 44,5 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. Динамика поездок болгар в Китай также положительная. В январе-октябре 2017 г. они увеличились на 12,7 %. Весной 2018 г. в Пекине был проведен Форум по туризму между Болгарией и Китайской Народной Республикой. Данный форум прошел в рамках европейской инициативы по туризму «ЕС-Китай 2018», направленной на увеличение потоков и инвестиций между странами. Большое внимание в рамках данной программы уделяется ознакомлению европейских и китайских граждан с различными возможностями для отдыха и достопримечательностями в странах друг друга.
По данным на 31.12.2017 г. в Китае открыто два болгарских туристических информационных центра. Все это направлено на популяризацию Болгарии среди граждан Китайской Народной Республики. Что касается Японии, то за 9 месяцев 2017 г. рост туристов из Японии составил 11 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Таким образом, Япония вошла в топ-50 стран по посещаемости Болгарии. Самый большой спрос со стороны японских туристов наблюдается с конца мая до начала июня — именно в это время в стране проходит Фестиваль роз, столь популярный среди гостей из этого островного государства. Болгары тоже активно стали выезжать в Японию, рост составил 60 % за первые 9 месяцев 2017 г. или 3,5 тыс. человек.
Болгария все чаще рассматривается как страна с достаточно высоким уровнем туристического продукта. Министерство по туризму создало интерактивную платформу «I love Bulgaria» с подробной информацией о туристических направлениях и мест для отдыха, что помогает привлечь еще больше
туристов в страну. По данным Google Research, Интернет является основным источником информации при планировании как путешествий с целью отдыха, так и бизнеса, поэтому создание онлайн-платформы способствует развитию туризма в стране [8].
Одной из серьезных проблем в туристской индустрии Болгарии является нехватка квалифицированных кадров. В 2016 г. в данном секторе в Болгарии было занято 92 500 человек, прямой вклад составил 3,1 %, общая же занятость с учетом смежных отраслей составила 12 %, что почти совпадает с долей сектора туризма в ВВП страны. Нужно повысить интерес к профессии и мотивированность, в том числе, через уровень оплаты труда. При этом в данном секторе избыток специалистов с высшим образованием, тогда как бизнес нуждается в персонале со средним образованием. Поэтому усилия Министерства образования и науки направлены на развитие профессиональных образовательных программ в туристической сфере. В рамках достижения этой цели в 2016 г. при Министерстве туризма создан Межведомственный совет по подготовке кадров в туризме. Создание Совета нацелено на улучшение координации и успешной реализации программ в целях содействия занятости, профессиональной подготовки, квалификации и переподготовки работников в сфере туризма. Главная задача Межведомственного совета — наметить и определить меры по синхронизации потребностей бизнеса с необходимыми навыками и программами обучения и стажировками в учебных учреждениях Болгарии. Были подготовлены изменения в учебных программах для более успешной и качественной подготовки студентов в сфере туризма. Также планируется запуск пилотного проекта совместно с Министерством образования по созданию Центра повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере туризма. В 2018 г. откроется учебный центр для работников туризма. Много усилий было приложено и для принятия закона «О трудовой мобильности и трудовой миграции». Он вступил в силу в начале 2017 г. и сильно помог отрасли в летний период, который является определяющим для всего туристического сектора в Болгарии.
Успехи Болгарии в секторе путешествий и туризма можно объяснить, как и общим поступательным ростом данного сектора в мире на протяжении 2009-2017 гг. и неблагоприятными событиями в странах-конкурентах (запрет на отдых в Турции и закрытие Египта для российских туристов, террористических атаках в ведущих европейских странах), так и колоссальными усилиями, принимаемыми в самой стране. В 2018 г. Болгария планирует привлечь в страну 10 млн иностранных гостей [5]. Многие проблемы и задачи в области туризма в Болгарии актуальны и для нашей страны, поэтому опыт решения проблем и принимаемые шаги в туристической сфере могут быть адаптированы и использованы в развитии туристического сектора в России.
Библиографический список
1. Концепция туристического районирования в Болгарии (окончательный проект). София, 2015: [Электронный ресурс] // Министерство туризма Болгарии, 2018. - Режим доступа: http://www.tourism.govemment.bg/sites/tourism.govemment.bg/ files/uploads/raionirane/koncepcia.pdf (дата обращения: 01.01.2018).
2. Международный туризм в Болгарии (январь-декабрь 2017 г.). [Электронный ресурс] // Министерство туризма Болгарии. -Режим доступа: http://www.tourism.govemment.bg/sites/tourism. government.bg/files/documents/2017-01/bg_tourismJanu-ary_december_2017.pdf (дата обращения: 01.01.2018).
3. Национальная стратегия устойчивого развития туризма Республики Болгарии 2014-2030 гг. Последняя версия 2017 г.: [Электронный ресурс] // Министерство туризма Болгарии, 2018. - Режим доступа: http://www.tourism.government.bg/ sites/tourism.government.bg/files/uploads/strategy-policy/pril9.nsurtb_2014-2030-updated_mt-final.pdf (дата обращения: 15.03.2018).
4. Официальный сайт Национального статистического института (НСИ) Болгарии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsi.bg/ (дата обращения: 01.03.2018).
5. Официальный сайт Министерства туризма Болгарии. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tourism.gov-ernment.bg/bg (дата обращения: 01.01.2018).
6. Социологи назвали самые бедные страны Евросоюза: [Электронный ресурс] // НТВ, 2018. - Режим доступа: http://www. ntv.ru/novosti/1941543/ (дата обращения: 20.01.2018).
7. Bulgaria: Economic development through quality tourism: [Электронный ресурс] // TUI GROUP, 2017. - Режим доступа: https://www.politiklounge.com/en/agenda/december-2017/bulgaria (дата обращения: 20.01.2018).
8. Google Travel Study, June 2014, Ipsos MediaCT: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://storage.googleapis.com/ think/docs/2014-travelers-road-to-decision_research_studies.pdf (дата обращения: 23.02.2018).
9. Global Peace Index: [Электронный ресурс] // VISION of HUMANITY - Режим доступа: http://visionofhumanity.org/indexes/ global-peace-index/ (дата обращения: 01.03.2018).
10. Sofia is in Third Place in Europe in Growth of Foreign Visitors: [Электронный ресурс] // Sofia News Agency, 2017. - Режим доступа: http://www.novinite.com/articles/183621/Sofia+is+in+Third+Place+in+Europe+in+Growth+of+Foreign+Visitors (дата обращения: 25.02.2018).
References
1. Koncepcija turisticheskogo rajonirovanija v Bolgarii (okonchatel'nyj proekt). Sofia, 2015. [The concept for tourism zoning of Bulgaria (final draft). Sofia, 2015], Ministry of Tourism of the Republic of Bulgaria, 2018. Available at: http://www.tourism. government.bg/sites/tourism.government.bg/files/uploads/raionirane/koncepcia.pdf (accessed 01.01.2018).
2. Mezhdunarodnyj turizm v Bolgarii (janvar'-dekabr' 2016 g.) [International tourism in Bulgaria (January-December 2016)]. Ministry of Tourism of the Republic of Bulgaria. Available at: http://www.tourism.government.bg/sites/tourism.government. bg/files/documents/2017-01/bg_tourism_january_december_2017.pdf (accessed 01.01.2018).
3. Nacional'naya strategiya ustojchivogo razvitiya turizma Respubliki Bolgarii 2014—2030. [National Strategy for Sustainable Tourism Development 2014-2030]. Ministry of Tourism of the Republic of Bulgaria. Available at: http://www.tourism.government. bg/sites/tourism.government.bg/files/uploads/strategy-policy/pril9.nsurtb_2014-2030-updated_mt-final.pdf (accessed 15.03.2018).
4. Ofitsial'nyy sayt Natsional'nogo statisticheskogo instituta Bolgarii [Official website of the National statistical institute Republic of Bulgaria]. Available at: https://www.wttc.org/media-centre/press-releases/press-releases/2017/global-tourism-supports-twice-as-many-jobs-as-the-financial-sector-new-wttc-research-shows/ (accessed 01.03.2018).
5. Ofitsial'nyy sayt Ministerstva turizma Bolgarii [Official website of the Ministry of Tourism of the Republic of Bulgaria]. Available at: http://www.tourism.government.bg/bg (accessed 01.01.2018).
6. Sociologi nazvali samye bednye strany Evrosoyuza [Sociologists have called the poorest countries of the European Union]. NTV. Available at: http://www.ntv.ru/novosti/1941543/ (accessed 20.01.2018).
7. Bulgaria: Economic development through quality tourism. TUI GROUP, 2017. Available at: https://www.politiklounge.com/en/ agenda/december-2017/bulgaria (accessed 20.01.2018).
8. Google Travel Study, June 2014, Ipsos MediaCT. Available at: https://storage.googleapis.com/think/docs/2014-travel-ers-road-to-decision_research_studies.pdf (accessed 23.02.2018).
9. Global Peace Index: VISION of HUMANITY. Available at: http://visionofhumanity.org/indexes/global-peace-index/ (accessed 01.03.2018).
10. Sofia is in Third Place in Europe in Growth of Foreign Visitors . Sofia News Agency, 2017. Available at: http://www.novinite. com/articles/183621/Sofia+is+in+Third+Place+in+Europe+in+Growth+of+Foreign+Visitors (accessed 25.02.2018).