Научная статья на тему 'Факторы, влияющие на развитие международного туризма Литвы'

Факторы, влияющие на развитие международного туризма Литвы Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2775
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТВА / ТУРИЗМ / ЭКОНОМИКА / КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЯ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Путрик Юрий Степанович, Король Антон Николаевич

В данной статье рассмотрены основные факторы, влияющие на рост туризма в Литовской Республике. Проанализированы характерные особенности туристского сектора Литвы, обоснована экономическая значимость этой отрасли, а также при использовании метода сравнительного анализа проведено исследование развития литовского туризма в мировом контексте. На основе статистического метода корреляционного анализа выявлена и обоснована положительная зависимость туристских потоков от определенных экономических, социальных и экологических факторов. В результате исследования было установлено, что на туристскую отрасль Литвы значительное влияние оказывает инфляция, материальное благополучие приезжающих туристов, миграционные потоки, а также повышение среднегодовых температур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, влияющие на развитие международного туризма Литвы»

Факторы, влияющие на развитие международного туризма Литвы Factors affecting the development of international tourism in Lithuania

Путрик Ю. С., Король А. Н.

Putrik Yu., Korol A.

В данной статье рассмотрены основные факторы, влияющие на рост туризма в Литовской Республике. Проанализированы характерные особенности туристского сектора Литвы, обоснована экономическая значимость этой отрасли, а также при использовании метода сравнительного анализа проведено исследование развития литовского туризма в мировом контексте. На основе статистического метода корреляционного анализа выявлена и обоснована положительная зависимость туристских потоков от определенных экономических, социальных и экологических факторов. В результате исследования было установлено, что на туристскую отрасль Литвы значительное влияние оказывает инфляция, материальное благополучие приезжающих туристов, миграционные потоки, а также повышение среднегодовых температур.

This article describes the major factors affecting the growth of tourism in the Republic of Lithuania. Analyzed the characteristics of the Lithuanian tourism sector, sound economic importance of the industry, as well as using the method of comparative analysis of a study of the Lithuanian tourism in the global context. On the positive correlation of tourist flows from certain economic, social and environmental factors based on a statistical method of correlation analysis identified and justified. The study found that in the tourism industry in Lithuania is significantly affected by inflation, material well-being of tourists coming, migration flows, as well as increased average temperatures.

Ключевые слова: Литва, туризм, экономика, культура, экология, факторы развития

Keywords: Lithuania, tourism, economy, culture, ecology, development factors

Еще никогда за всю историю человечества феномен путешествия не играл такую важную роль в повседневной социально-экономической жизни, как сегодня. Во многом эту ситуацию предопределили такие факторы, как рост международных поездок, обусловленный созданием коммерческих авиалиний, совершенствованием транспортной системы и инфраструктуры: новые информационные и логистические технологии, увеличение располагаемого дохода во многих странах мира, современный стиль жизни, увеличение количества свободного времени, гостеприимная политикя многих государств и глобализация в целом. Все эти факторы и их расширение обеспечили возникновение новой, огромной индустрии - сектора туризма.

Учитывая активное развитие туризма во всем мире, представляется целесообразным проанализировать аналогичную ситуацию с развитием туризма в Литве, обладающей большим рекреационным потенциалом, но не использующей его в полной мере. Большинство секторов литовской экономики, в числе которых и туризм, все еще находится на стадии формирования и требует значительной государственной поддержки. На данный момент Правительство Литвы уделяет недостаточно внимания этому вопросу, однако в последние годы в Литве отрасль туризма вызывает большой интерес как со стороны общественности, так и со стороны частного сектора. Во многом, этот интерес обусловлен высоким уровнем потенциала для развития туризма в Литве, а также наличием поддержки в лице Европейского Союза (далее - ЕС).

Главная проблема, рассматриваемая в данной статье, заключается в том, что литовский туризм сильно зависит от целого ряда факторов, оказывающих опосредованное влияние на рост туристских потоков. Вдобавок к этому сфера туризма Литвы на данный момент недостаточно хорошо изучена, и вследствие этого возникает необходимость частично восполнить этот пробел путем написания данной научной статьи.

Объектом настоящего исследования выступает туристский сектор Литвы. Основная цель фокусируется на определении факторов, оказывающих влияние на развитие туризма в Литве.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

• проанализировать экономическое значение туристского сектора;

• определить факторы, влияющие на развитие туризма;

• провести обзор туристского сектора Литвы в мировом контексте;

• выполнить анализ факторов, оказывающих воздействие на рост литовской туристской отрасли.

Методы исследования. Для выявления факторов, оказывающих влияние на развитие туризма Литвы, были использованы базовые методы научного исследования: сравнительный и системно-логический анализ научной литературы. Исследуя и анализируя влияние, оказываемое установленными факторами в течение последних лет, применялся статистический метод корреляционного анализа.

Статья основана исключительно на научной литературе, открытых государственных статистических данных, а также на информации, предоставленной государственными учреждениями Литвы и специализированными электронными информационными источниками.

Работа выполнялась в несколько этапов: сначала было определено экономическое значение отрасли, затем был проведен анализ развития туризма Литвы в мировом контексте, после чего были изучены факторы, влияющие на развитие этой сферы.

Экономическое значение туристской отрасли Литвы

Являясь одной из важнейших экономических отраслей, туризм оказывает непосредственное влияние на состояние экономики Литвы. Многие авторы научных публикаций отмечают и качественное влияние туризма, проявляющееся через следующие экономические явления:

Эффект мультипликатора. Расходы туриста в дестинации приносят отрасли доход, что влечет за собой целую цепочку "расходы - доход -расходы". Таким образом, доход от одного отдыхающего может превысить сумму, которую он фактически израсходовал в данной дестинации.

Диверсификация занятости и новые возможности для предпринимательской деятельности. Развиваясь, туризм создает спрос на новые рабочие места, которые характеризуются высокой степенью гибкости и разнообразием. Выделяют около 50 разных рабочих категорий и свыше 200 уникальных профессий, которые находят свое применение в отрасли туризма. Кроме того, туризм стимулирует внедрение на рынок новых продуктов и услуг, а также вывод уже существующих продуктов или услуг на новые рынки (напр., сельские районы).

Демографические изменения. Туризм оказывает большое влияние на общество в целом. Установлено, что часть приезжающих туристов (по разным причинам) остается в стране на более длительный срок пребывания, благодаря чему они вносят разнообразие в общественную жизнь страны.

Совершенствование инфраструктуры и содействие развитию. Рост туризма поощряет развитие гостиничной, транспортной и иных видов инфраструктуры. Это явление обусловлено внешним потребительским спросом, мировой конкуренцией и постоянно изменяющимися стандартами.

Расширение общественного мировоззрения. Въездной туризм способствуют культурному обмену между людьми разных стран. Таким образом, поощряются новые идеи, создаются новые продукты, возникают качественно новые способы производства и предоставления услуг.[8] Анализ развития туризма Литвы в мировом контексте Во многих странах туризм признан одной из важнейших экономических отраслей. Согласно анализу ЮНВТО, для 83% стран мира туризм входит в число 5 основных секторов, приносящих доход в государственную казну, а для 38% стран мира туризм является главным источником зарубежной валюты. В среднем, на туризм приходится 7% мировых инвестиций, 11%

мировых потребительских расходов. В сфере туризма создано 350 млн. рабочих мест. [2] По данным Всемирного совета по туризму и путешествиям, в 2015 г. его доля в валовом национальном продукте Литвы составила 9% от общемирового масштаба и около 7% в масштабе ЕС.[1]

Повышение значения туристского сектора заметно и в экономике Литвы. По данным департамента статистики Литвы, в 2015 г. добавленная стоимость в сфере туризма составила 3 млн евро, или 2.8% валовой добавленной стоимости страны (по сравнению с 2014 г. увеличилась на 8%). По состоянию на 2015 г. в туризме было занято 41.8 тысяч человек, т.е. 4.4% всех сотрудников частного сектора. [3]

В соответствии с данными, предоставленными статистической службой ЕС и государственным департаментом статистики Литвы, в период с 2005 по 2015 гг. наблюдается рост доли туризма в валовом национальном продукте (изобр. 1). [3,6]

Доля туризма в ВНП (%)

10 9 8 7 6 5 4 3 2

2005 значение в странах ЕС

Рис. 1. Доля добавленной стоимости, создаваемой туризмом в валовом национальном продукте Литвы, стран ЕС и во всем мире.

Проанализировав данные на графике, можно утверждать, что в ближайшие 3-5 лет добавленная стоимость, создаваемая туризмом, будет неуклонно расти. К слову, согласно стратегии по развитию туризма в Литве

на 2016-2020 г., добавленная стоимость, создаваемая туризмом, увеличится до 8% к 2020 г. [7]

Факторы, оказывающие влияние на развитие туризма Литвы

Темпы роста туризма в Литве, отмеченные в различных стратегиях по развитию туристского сектора, всегда рассчитывались на основе данных предыдущих лет. Далеко не всегда прогнозам было суждено сбыться. Причиной тому является тот факт, что на туристскую отрасль, как и на другие отрасли экономики, сильное влияние оказывает ряд внутренних и внешних факторов. В контексте туризма их можно разделить на экономические, социальные, экологические и культурные. Одни из них поддаются управлению (доходы населения страны), другие же - не контролируемы (напр., стихийные бедствия). Управление контролируемыми факторами является важнейшей задачей, заниматься решением которой обязано Правительство и Государственный департамент туризма Литвы. Это позволит использовать в полной мере потенциал отрасли, а также приблизить ее к мировому уровню доходности туризма.

Руководствуясь вышеуказанной классификацией факторов, далее в статье детально рассматриваются социальные (эмиграция, международная преступность), экономические (инфляция, ВВП на душу населения) и экологические (глобальное потепление) факторы, оказывающие непосредственное влияние на въездной туризм. Данный анализ поможет лучше исследовать положительное и негативное воздействие каждого конкретного фактора на туристскую отрасль Литвы в целом. Исследование проводится на основе периода с 2010 по 2015 гг.

Экономические факторы

Как известно, рынок туризма весьма восприимчив к изменению цен. По мере роста уровня цен продукты и услуги туризма становятся менее конкурентоспособными в условиях международного рынка. Этому фактору подвержены как внутренние, так и въездные туристских потоки. В случае с

Литвой въездной туризм (приоритетное направление) положительно коррелирует с растущей инфляцией.

Таблица 1.

Инфляция, туристские потоки и доходы от въездного туризма в 2010-2015 гг.

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Инфляция в Литве, % 3.8 3.4 2.8 0.4 -0.3 -0.1

Количество прибытий 1507 1775 1900 2011 2062 2093

туристов, тыс.

Доходы от въездного 0.77 0.99 1.12 1.13 1.19 1.21

туризма, млрд. евро

Основываясь на приведенных в данной таблице данных, предоставленных Департаментом статистики Литовской Республики, можно обнаружить положительную зависимость (коэффициент корреляции Пирсона равен 0.9).[3] Несмотря на отрицательный показатель инфляции в стране в 2014-2015 гг., можно с уверенностью утверждать, что за этот период были достигнуты максимальные показатели по числу туристских прибытий и доходов от въездного туризма. Положительная зависимость была обнаружена и при изучении взаимосвязи между инфляцией и доходами от въездного туризма - коэффициент корреляции равен 0.6. Это означает то, что другие факторы имеют более сильное влияние на въездной туризм, и изменение нормы инфляции в Литве не вызвало каких-либо очевидных колебаний въездных туристских потоков.

Как известно, туризм издавна считался предметом роскоши. Очевидно, что растущее благосостояние человека оказывает положительное влияние на спрос на предметы роскоши. Руководствуясь официальными данными Статистической службы ЕС, в табл. 2 представлены сведения о ВВП на душу населения в Латвии, Германии и Польше.[6]

Кроме того, в таблице приведены данные о въездных туристских потоках из этих государств.

Таблица 2.

ВВП Латвии, Польши и Германии на душу населения и туристские потоки из этих стран за 2010-2015 гг.

2010 2011 2012 2013 2014 2015

ВВП Латвии на д.н., $ 13181,3 15350,7 17473,4 17181,4 14305,7 14503,5

ВВП

Германии на 29120,9 30265,9 32491,3 35728,2 34375,1 36081,2

д.н., $

ВВП Польши на д.н., $ 12700,4 13571,3 14891,7 16372,5 17592,4 18069,2

Потоки из Латвии, тыс. 1180 1191 1205 1 220 1 408 1 268

Потоки из

Германии, 165 187 200 225 218 177

тыс.

Потоки из Польши, тыс. 730 800 973 1 036 890 787

В соответствии с данными табл. 2, можно установить, что рост ВВП во всех трех страна положительно коррелирует с туристскими потоками. В случае с Латвией обнаружена сильная зависимость (коэффициент корреляции равен 1), тогда как в отношении Польши и Германии эта зависимость находится на среднем уровне (коэффициент корреляции равен 0.6). Исследование показывает, рост ВВП данных стран оказывает положительное влияние на продвижение туристских потоков на рынок Литвы.

Социальные факторы

Среди неблагоприятных факторов, препятствующих росту туристских потоков, особую группу составляют социальные факторы. Одним из таких

факторов является слабое представление иностранных граждан о туристском рынке Литвы. В последние годы в Литве наблюдается большой отток населения - иными словами, эмиграция граждан в другие страны. Эта тенденция может сыграть отчасти просветительскую роль, например, в процессе ознакомления иностранных граждан со страной происхождения литовского эмигранта. Однако надо заметить, что подобное «просвещение» может быть двояким - положительным и негативным. Положительная функция выполняется при создании позитивного образа говорящего о своей стране, что, несомненно, улучшает имидж Литвы в глазах иностранца и впоследствии может увеличить поток иностранных туристов в Литву. В случае же, если литовский эмигрант, взаимодействуя с иностранцами, создает негативный образ о стране своего происхождения, то это наоборот оттолкнет иностранные туристские потоки. Для того чтобы изучить, как на въездной туризм влияет эмиграция из Литвы, был проведен анализ данных Департамента миграции Литвы, представленный в табл. 3.[5]

Таблица 3.

Количество эмигрантов из Литвы и количество туристских прибытий в Литву

в 2010-2015 гг.

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Количество

15165 15571 12602 13853 17015 21970

эмигрантов, тыс.

Количество прибытий туристов, тыс. 1507 1775 1900 2011 2062 2093

Посмотрев на статистику, какую-либо очевидную зависимость между количеством туристских прибытий и числом эмигрировавших литовцев обнаружить довольно трудно. Так или иначе, по мере роста количества эмигрантов из Литвы увеличивается и поток туристов из иностранных государств, что в какой-то степени обосновывает гипотезу об опосредованном влиянии эмиграции на число туристских прибытий.

На развитие туризма также влияет преступность среди граждан данной страны. Туристы не желают ехать в государство, в котором высокий уровень преступности. Литва не исключение. Информация о противозаконных действиях литовцев, совершенных в своей стране и за рубежом, подрывает имидж государства, что также может быть отнесено к негативному воздействию социальных факторов.

Экологические факторы

Центральное значение среди всех экологических факторов занимает специфичность климата Литвы. Этот фактор относится к группе неконтролируемых. Многие туристические страны Европы, включая Испанию, Грецию и Турцию, получают огромную прибыль от туризма за счет своего благоприятного климата. В Литве же очень короткий летний сезон, в силу чего заметна очевидная тенденция - в теплый сезон туристские потоки возрастают, а с наступлением холодов - понижаются. Это позволяет сделать вывод о том, что туризм в Литве имеет ярко выраженный сезонный характер, сильно зависящий от температуры воздуха. А это, в свою очередь, позволяет предположить, что глобальное потепление, выражающееся в повышении среднегодовой температуры воздуха, окажет положительное влияние на активизацию въездных туристских потоков. Подтверждением тому являются данные из табл. 4. [4]

Таблица 4.

Количество туристских прибытий и средняя температура в Литве в период 2010-2015 гг.

2010 2011 2012 2013 2014 2015

Средняя 1°С в Литве 6 6,2 6,9 7,1 7,6 6,4

Количество прибытий туристов, тыс. 1507 1775 1900 2011 2062 2093

Как можно увидеть, повышение среднегодовой температуры оказывает положительное влияние на рост туристских потоков в Литву, тем самым стимулируя развитие въездного туризма Литвы.

Выводы

1. Было проанализировано, что добавленная стоимость, созданная в сфере литовского туризма, пока что не достигла средних значений ни среди стран ЕС, ни общемировых значений. Так или иначе согласно стратегии по развитию туризма Литвы на 2016-2020 г., ее показатель увеличится до 8% к 2020 г.

2. Всего выявлено 3 группы факторов, оказывающих влияние на развитие туризма в Литве: экономические, социальные и экологические.

3. Установлено, что среди экономических факторов особое место занимает влияние инфляции на въездные туристские потоки, а также показатели ВВП на душу населения граждан тех стран, из которых зафиксировано наибольшее количество туристских прибытий. Было выявлено, что инфляция не имеет прямого влияния на въездной туризм, а ВВП на душу населения имеет положительное влияние на число туристских прибытий в Литву.

4. Были определены следующие социальные факторы - количество эмигрантов из Литвы и рост преступлений, совершаемых гражданами Литвы. Сделан вывод о том, что эмиграция литовцев в другие страны опосредованно влияет на число туристских прибытий, тогда как преступность среди граждан Литвы оказывает негативное влияние на поток туристов в Литву.

6. Основным экологическим фактором, влияющим на ситуацию в сфере туризма Литвы, было признано повышение среднегодовой температуры в Литве. Было доказано, что повышающаяся температура воздуха оказывает положительный эффект на активизацию въездных туристских потоков.

Литература

1. Анализ экономического воздействия туризма, подготовленный Всемирным советом по туризму и путешествиям. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.wttc.org/research/economic-гевеагсЬ/есопот1с-1траС:-апа1у818/(дата обращения 02.12.2016 г.)

2. Всемирная туристская организация. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.media.unwto.org(дата обращения 05.12.2016 г.)

3. Департамент статистики Литовской Республики. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.stat.gov.1t(дата обращения 02.12.2016 г.)

4. Официальная статистика по туризму. Департамент туризма при Министерстве экономики Литовской Республики. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.tourism.1t(дата обращения 14.12.2016 г.)

5. Официальные данные о миграционных потоках. Департамент миграции при Министерстве внутренних дел Литовской Республики. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.migracij аЖдата обращения 02.12.2016 г.)

6. Статистическая служба Европейского Союза «Евростат». // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.ec.europa.eu/eurostat. (дата обращения 02.12.2016 г.).

7. Стратегия по развитию туризма Литвы на 2016-2020 гг. // [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.tourism.1t/up1oads/documents/VTD%20rinkodaros%20strategija.doc(д ата обращения 12.12.2016 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Черненко В.А., Федорова С.В. Экономика международного туризма: учебник. / В.А. Черненко, С.В. Федорова. - Санкт-Петербург: СПбГУСЭ, 2010. - 211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.