УДК 339.9 (571.52) Э01 10.14258/ерЬ202336
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ1
А. Ч. Кылгыдай, Г. Ф. Балакина
Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Кызыл, Россия)
Анализируется динамика внешнеэкономической деятельности в Республике Тыва за 2015-2021 гг., изменение внешнеторгового оборота Тувы с Монголией, со странами ближнего и дальнего зарубежья. Торговый оборот Тувы с внешними партнерами имеет положительное сальдо. Значительная доля внешнеторгового оборота приходится на страны дальнего зарубежья. Отмечается, что на характер торгово-экономических связей с Монголией влияет относительная развитость транспортной системы Тувы, республика не имеет железнодорожного сообщения с остальными регионами страны. Новые возможности для дальнейшего расширения межрегиональных связей и усиления международных экономических отношений двух соседних регионов обусловлены возможностями решения инфраструктурных проблем, присоединения региона к сети железных дорог России. Предлагается применение новых инструментов развития внешнеэкономических связей, расширения пространства межрегионального сотрудничества, инновационных подходов к привлечению инвестиций, стратегии развития внешнеэкономической деятельности региона. Обосновано создание трансграничного особого экономического района и трансграничного коридора Россия — Монголия — Китай.
Ключевые слова: Республика Тыва, приграничный регион, внешнеэкономическая деятельность, инфраструктурные ограничения, перспективы.
FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY IN THE TYVA REPUBLIC:
NEW OPPORTUNITIES
A. Ch. Kylgyday, G. F. Balakina
Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources SB RAS (Kyzyl, Russia)
The dynamics of foreign economic activity in the Republic of Tyva for 2015-2021, the change in the foreign trade turnover of Tuva with Mongolia, with countries of near and far abroad are analyzed. Trade turnover of Tuva with external partners has a positive balance. A significant share of foreign trade turnover falls on non-CIS countries. It is noted that the nature of trade and economic relations with Mongolia is influenced by the relative development of the transport system of Tuva, the republic does not have a railway connection with the rest of the country. New opportunities for further expansion of interregional and strengthening international economic relations between the two neighboring regions are due to the possibilities of solving infrastructure problems, joining the region to the Russian railway network. It is proposed to use new tools for developing foreign economic relations, expanding the space for interregional cooperation, innovative approaches to attracting investments, and strategies for developing the region's foreign economic activity. The creation of a cross-border special economic region and a cross-border corridor Russia — Mongolia — China are substantiated.
Keywords: Tyva Republic, border region, foreign economic activity, infrastructural constraints, prospects.
Важное геополитическое значение приграничных регионов, недостаточное использование особенностей их географического
положения, специфика современных реалий детерминируют усиление внешнеэкономических отношений России и регионов с восточными госу-
1 Статья подготовлена по плану НИР ТувИКОПР СО РАН. Проект № 121031300230-2.
дарствами, включая Монголию, протяженность совместной границы с территорией Тувы у которой составляет 1313 км.
Республика Тыва отнесена к проблемным, труднодоступным приграничным регионам, приравненным к районам Крайнего Севера, не присоединена к железнодорожной сети России. Параметры социально-экономических процессов отстают от средних по стране. Приграничный статус Тувы детерминирует целесообразность рассмотрения стратегических вопросов совершенствования транспортных связей с российскими и зарубежными территориями, учитывая особенности географического положения и созданной инфраструктурной базы (федеральных трасс и международных воздушных коридоров).
Перед экономикой Тувы стоит вызов динамичного развития внешнеэкономических связей с зарубежными странами, в особенности с Монголией, для реализации особенностей географического положения [1]. Со стороны Монголии приграничными являются аймаки: Увс, Завхан, Баян-Улгий и Хувстел; со стороны Республики Тыва: Овюрский, Эрзинский, Тес-Хемский Монгун-Тайгинский, Тере-Хольский административные районы (кожууны). Длительная история добрососедских и дружественных связей Монголии и Тувы базируется на близких условиях климата, труда и быта, общих проблемах развития эколого-экономических тенденций, что обусловливает позитивное взаимодействие:
• Исторический контекст — длительная история добрососедских отношений, общение на уровне местных приграничных сообществ.
• Общность в профиле экономики и социально-экономическом развитии — социально-экономические проблемы одного региона решаются различием в уровне социально-экономического развития сопредельной территории. Одинаковая специализация выступает основой для организации трансграничного кластера.
• Природно-ресурсный потенциал — запас древесины; разведанные, но не вовлеченные в экономический оборот минерально-сырьевые ресурсы; бальнеологические источники (аржааны) и соленые озера с лечебной грязью.
• Культурные и корпоративные ценности — положительное восприятие культуры, корпоративных ценностей способствует построению эффективных деловых отношений. Схожесть условий труда и быта кочевников Центральной Азии обусловливает расширение хозяйственных связей.
• Общие проблемы — неразвитость промышленной переработки природного сырья, не-
достаточные темпы создания рабочих мест, низкие доходы сельского населения, которые, в свою очередь, выступают драйвером совместных проектов.
Для обеспечения легитимности связей с Монголией, осуществления таможенного контроля провоза товаров и проезда транспорта на территории Республики Тыва расположены три таможенных поста: в Тес-Хемском районе — двусторонний автомобильный пункт пропуска (ДАПП) «Шара-Сур», в Овюрском районе — ДАПП «Хандагайты» (сейчас реформируется в многосторонний пункт пропуска), в Эрзинском районе — ДАПП «Цаган-Тологой». Это свидетельствует о значительном потенциале внешнеэкономической деятельности с соседней Монголией. Допандемийная динамика перемещения лиц через ДАПП Хандагайты была одной из самых высоких в Сибири: 2017-2018 гг. — 29%, 20182019 гг. — 16%. И это без многостороннего статуса. До пандемии через ДАПП Хандагайты проходило до 28 тыс. транспортных средств и до 106 тыс. лиц в год. В 2021 г. государственную границу через пункт пересекли 3,5 тыс. человек, в 2022 г. пассажиропоток значительно возрос и составил 92,1 тыс. человек. По завершении работ по реконструкции пропускная способность ДАПП Хандагайты увеличится в среднем в 2-3 раза от существующей [2, с. 54].
Во внешнеэкономическом обороте Тувы и Монголии преобладают торговые операции, для которых характерно преобладание товарных позиций: республика поставляет в Монголию товары народного потребления, продукты питания и готовую продукцию промышленных предприятий. Динамичные темпы роста внешнеторгового оборота Тувы и Монголии наблюдаются в последние 7-10 лет. Так, за 2015-2021 гг. этот показатель вырос вдвое и составил в 2021 г. 813,7 тыс. долл. США (рис. 1). В структуре внешнеторгового оборота (ВТО) преобладает экспорт, на долю которого приходится от 91 до 100 %. В 2021 г. на долю экспорта приходилось 91,7 % ВТО, импорта — 8,3 %.
Даже при устойчивой положительной динамике ВТО между Тувой и Монголией масштабы торговых операций пока не играют существенной роли для развития региона. Наличие инфраструктурных ограничений сдерживает динамичное развитие торгово-экономических связей двух стран. Поскольку в республике нет железнодорожного транспорта, основной объем грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом, что является дорогостоящим и не создает условий для повышения конкурентоспособности товаров и привлечения инвестиций в регион [3, с. 20].
Рис. 1. Внешнеторговый оборот Тувы с Монголией и доля экспорта (Тувы) в нем, 2015-2021 гг. Источник: Экспорт и импорт Республики Тыва по странам и группам товаров // Офиц. сайт Сибирского таможенного управления. URL: https://stu.customs.gov.ru/folder/270765/ (дата обращения: 07.02.2023)
Тем не менее Тува в настоящее время имеет широкий круг стран-партнеров по международной торговле из СНГ и дальнего зарубежья. За 2021 г. ВТО Республики Тыва со станами ближнего и даль-
него зарубежья превысил 152 млн долл. США, что на 149,3 млн долл., или в 49,2 раза, выше уровня 2015 г. (рис. 2).
2021г. 152.4 92
2020 г. 88.2 39 7
2019 г. 114.5 35. й
2018 г. 141 90.7
2017 г. 54.5 Й0.5
2016 г. 93
2015 г. 3.1 15
0 50 100 150 200 250
внешний товарооборот, лллн. долл доля экспорта ео внешней торговле
Рис. 2. Внешнеторговый оборот Тувы со странами СНГ и дальнего зарубежья и доля экспорта (Тувы)
в нем, 2015-2021 гг.
Источник: Экспорт и импорт Республики Тыва по странам и группам товаров // Офиц. сайт Сибирского таможенного управления. URL: https://stu.customs.gov.ru/folder/270765/ (дата обращения: 07.02.2023)
По данным налоговых органов Тувы, участники внешнеэкономической деятельности в республике в 2021 г. осуществляли внешнеторговые сделки с 14 странами дальнего и ближнего зарубежья (табл.) по сравнению с партнерством с тремя странами — Монголия (13,2% от ВТО), Китай (85%) и Узбекистан (1,8%) в 2015 г.
В ВТО Тувы преобладает объем торговых сделок со странами ближнего зарубежья, их удельный вес
в 2020 г. достиг 58,7%, в 2021 г. — 60,5%. Торговля Тувы со странами дальнего зарубежья в 2020 г. обеспечила 41,3% стоимостного объема товарооборота республики, в 2021 г. — 39,5%. В 2021 г. экспортировано товаров на сумму 140,2 млн долл. США, или экспорт по сравнению с 2015 г. вырос с 0,5 до 137,7 млн долл., преимущественно за счет роста поставок руд и концентратов цинковых и медных. В экспорте товаров в 2021 г. преобладали минеральные продукты
(рис. 3), из них 94,3 % — вывоз в Казахстан и Китай руды и концентратов медных, цинковых и свин-
Динамика товарооборота Республики Тыва со
цовых руд на сумму132,3 млн долл. США в объеме 107,8 тыс. тонн.
странами — торговыми партнерами за 2021 г.
Страна Стоимость, тыс. долл. США Уд. вес, % 2021 г. в% к 2020 г.
Всего 152 365.6 100.0 172.8
в том числе:
Казахстан 90 576.1 59.4 205.9
Китай 57 179.3 37.5 170.8
Кыргызстан 1 529.0 1.0 55.4
Монголия 813.7 0.5 204.6
Республика Корея 794.0 0.5 -
Вьетнам 722.5 0.5 97.4
Финляндия 609.5 0.4 45.7
Украина 124.3 0.1 6.3
Беларусь 6.2 0.0 -
Япония 5.7 0.0 ув. в 5.1 р.
Германия 3.7 0.0 ув. в 6.9 р.
Швеция 0.8 0.0 -
Соединенное королевство 0.6 0.0 -
Италия 0.2 0.0 -
Источник: Статистическая информация об итогах внешней торговли Республики Тыва за 2021 г. // Офиц. сайт Сибирского таможенного управления [Электронный ресурс]. — URL: https://stu.customs.gov.ru/document/text/330204/ дата обращения: 01.03.2023)
Рис. 3. Товарная структура экспорта Республики Тыва в 2021 г. Источник: Статистическая информация об итогах внешней торговли Республики Тыва за 2021 г. URL: https://stu.customs.gov.ru/document/text/330204/ (дата обращения: 01.03.2023)
Импорт товаров в Туву увеличился за 20152021 гг. с 2,6 млн до 12,2 млн долл. США (рис. 4). Большую часть — 86,8% стоимостного объема импорта составили товары из Китая, 12,5% — това-
ры из Кыргызстана. 47,9% от общего стоимостного объема импорта составил ввоз оборудования и механических устройств.
Рис. 4. Товарная структура импорта Республики Тыва за 2021 г. Источник: Статистическая информация об итогах внешней торговли Республики Тыва за 2021 г. URL: https://stu.customs.gov.ru/document/text/330204/ (дата обращения: 01.03.2023)
Таким образом, динамика торговых операций Тувы с внешними партнерами имеет положительное сальдо.
Стратегические перемены формирования внешнеэкономических связей Тувы детерминируются перспективами совершенствования транспортных коммуникаций, началом строительства железнодорожного сообщения Тувы и России. Реализация проекта, затрудняемая рядом современных обстоятельств, позволит сформировать единую особую территорию между Россией, Монголией и Китаем [4]. «Западная Монголия может подсоединиться к железной дороге России, далее из Монголии возможно продление железнодорожного сообщения до г. Урумчи (КНР)» [5, с. 339], что решит стратегическую задачу реализации проекта формирования новых транспортных коридоров Россия — Монголия — Китай [6], повысит активность региональных экспортеров и импортеров Республики Тыва, откроет новые возможности увеличения ВТО. Другими словами, решение проблемы относительной транспортной доступности Тувы детерминирует реализацию стратегически значимого увеличения объемов международных экономических связей, может стать драйвером расширения трансграничного взаимодействия России, Китая и Монголии [7, с. 72].
Практика показывает, что развитие экономических связей между пограничными регионами
разных стран формирует механизм эффективного интеграционного межрегионального сотрудничества, в рамках которого возможен существенный рост вовлеченности ресурсов в экономику и реальной эффективности региональной экономики, не зависящей от особенностей распределительного механизма [8, с. 270-272], реализацию конкурентных преимуществ региона, увеличение вклада регионов в экономику страны [9, с. 83-85].
Учеными Тувы доказана эффективность создания инновационного инструмента развития приграничных территорий — формирование трансграничного особого экономического региона (ТОЭР), куда могут войти российские, монгольские и китайские соседние регионы, на которых будет применен селективный налоговый режим2. Эффективное функционирование ТОЭР подтверждается успешной практикой развития индустриального комплекса Кэсон, расположенного на границе Республики Корея и КНДР (Южной и Северной Кореи) и приграничных провинций Китая. Основными направлениями экономического взаимодействия предполагаемых участников (государств и субъектов) могут стать создание и развитие предприятий по экологическому освоению природных, минеральных ресурсов (в том числе возможности восстановления и организации производства изделий из асбеста, кобальта), по производству удобрений, строительных материалов и конструкций, мебель-
2 Идея создания трансграничного особого экономического региона (ТОЭР) обоснована к. э. н. В. О. Ооржаком (Тув-ИКОПР СО РАН).
ного производства, по глубокой переработке лесной и сельскохозяйственной продукции, решение инфраструктурных, институциональных и других проблем, путем повышения инвестиционной привлекательности территории. Предполагаемыми участниками-субъектами ТОЭР являются Республика Тыва, Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая, Убсунурский и Баян-Улэгэйский аймаки Монголии.
Для Республики Тыва, как и для других регионов Сибири и Азиатской России, характерной является недовостребованность значительного потенциала развития внешнеторговой деятельности, отмечаемая рядом исследователей. При этом потенциал роста объемов внешнеторгового оборота возможен, аналогично другим сибирским регионам, на базе расширения добычи полезных ископаемых, формирования новых перерабатывающих производств в АПК, увеличения поголовья скота, роста потенциала малого и среднего бизнеса, реализации проектов по созданию транспортных коммуникаций [10, с. 287], применения новых инструментов межстранового взаимодействия и научно-технологического развития, расширения пространства межрегионального сотрудничества, новых подходов к формированию инвестиционной стратегии.
Между тем в Туве наблюдается депопуляция территорий, непосредственно граничащих с Монголией. За 2005-2021 гг. численность населения в пяти районах, непосредственно граничащих с Монголией, снизилась на 2,1%, тогда как численность населения Тувы выросла на 9,7%. При этом количество жителей Овюрского кожууна сократилось на 9,6%, Тес-Хемского — на 4,2%. Население трех других районов за этот период выросло: Мон-гун-Тайгинского — на 0,7%, Эрзинского — на 4,7%, Тере-Хольского — на 11,6% за счет повышения применяемого на их территориях районного коэффициента к заработной плате.
Инвестиции в основной капитал в 20052021 гг. не превышали 1% от общего объема инвестиций по республике. Низкая инвестиционная активность обусловливает отставание в наращивании количества и качества образования, здравоохранения, социальной защиты, а также недостаточный уровень доходов, отстающий от среднего по региону, медленные темпы ввода жилья и низкий уровень его благоустройства. Другими словами, приграничные территории Тувы можно отнести к непопулярным, социальная политика в которых требует корректировки ввиду их геополитической значимости. Здесь целесообразно значительно повысить уровень благоустройства вводимого в строй жилья, социально-культурных объектов; работать над диверсификацией сообществ жителей регио-
на, увеличением социального пакета льгот и субсидий для закрепления здесь квалифицированных специалистов и формированием новых инструментов регулирования.
Таким образом, динамика внешнеэкономической деятельности как в целом по России, так и по Туве в частности такова, что рост экспортных объемов в большей части предполагает наращивание добычи природных ресурсов. При этом слабые и даже отрицательные связи между фактором индустриализации экономики регионов с показателями занятости, сельского хозяйства и инноваций характеризует низкий уровень вовлечения человеческого потенциала в создание экспортной продукции в нашей стране.
Одним из основных направлений развития внешнеэкономической деятельности в Республике Тыва является создание условий для закрепления населения в приграничных районах, что позволит снизить их зависимость от финансовой помощи федерального бюджета и более развитых регионов. Здесь возможно как применение новых инструментов стратегического развития: формирование специализированных фондов, разработка и реализация государственных целевых программ, так и создание территорий с особым статусом.
Необходимо также формирование условий увеличения внешнеторгового оборота путем привлечения инвесторов не только к развитию горнодобывающей промышленности, но и к их локализации по месту добычи перерабатывающих производств.
Формирование новых инструментов регулирования создаст условия для расширения внешнеэкономических связей Тувы. Совершенствование системы транспортных коммуникаций, присоединение Тувы к рельсовой сети России может стать началом реализации проекта создания трансграничного российско-монгольско-китайского коридора, а также формирование новых территорий с особым статусом и специальными налоговыми режимами, например, трансграничного особого экономического региона (ТОЭР). Отраслями специализации ТОЭР могут стать производство экологически чистой сельхозпродукции, добыча минерального сырья и его переработка, деревообработка и производство мебели для этнокластеров, воссоздание на новой технологической основе предприятий строительных материалов и конструкций (кирпича, цемента, асбестоцементных изделий), углехи-мии и углепереработки. В целях инклюзии компаний по переработке добываемого в Туве сырья предлагается применение преференционных режимов для инвесторов и селективная налоговая политика для инноваций.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Зубаревич Н. В. Стратегия пространственного развития: приоритеты и инструменты // Вопросы экономики. 2019. № 1. С. 133-145.
2. Бадарчи Х. Б., Соян Ш. Ч., Кылгыдай А. Ч. Потенциал экономики приграничного региона в контексте реализации комплексного проекта по развитию транспортной инфраструктуры // Горная промышленность. 2023. № 2. С. 52-55.
3. Кылгыдай А. Ч. Торгово-экономическое сотрудничество Тувы и Монголии // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24. № 4. С. 15-23.
4. Тува станет сибирскими воротами в Азию // KrasnoyarskMedia.ru. URL: https://krasnoyarskmedia. ru/news/587327/ (дата обращения: 24.04.2023).
5. Балакина Г. Ф., Бегзи А. Д. Экономика Тувы: возможные стратегии развития. Кызыл, 2016. 380 с.
6. Республика Тыва намерена стать экономическим партнером соседнего Китая // Риа Сибирь. URL: http://ria-sibir.ru/viewnews/65484.html/ (дата обращения: 24.04.2023).
7. Кылгыдай А. Ч., Соян Ш. Ч. О возможностях развития Тувы как приграничного региона // Экономика Профессия Бизнес. 2022. № 3. С. 69-73.
8. Минакир П. А. Российское экономическое пространство: стратегические тупики // Экономика региона, 2019. Т. 15. Вып. 4. С. 967-980. DOI: 10.17059/2019-4-1.
9. Суслов В. И. Сибирь как мегарегион: экономические параметры и стратегии развития // Сибирь как мегарегион: параметры и цели. Новосибирск, 2018. С. 70-86.
10. Новый импульс Азиатской России / под ред. В. А. Крюкова, Н. И. Суслова. Новосибирск, 2022. 572 с.
REFERENCES
1. Zubarevich N. V. Spatial development strategy: priorities and tools. Issues of Economics. 2019. No. 1. Pp.133-145.
2. Badarchi X. B., Soyan Sh. Ch., Kylgyday A. Ch. Economic potential of a border region in connection with the implementation of an integrated transport infrastructure project. Russian Mining Industry. 2023. No 2. Pp. 52-55.
3. Kylgydai A. Ch. Trade and economic cooperation of Tuva and Mongolia. Asia-Pacific region: economics, politics, law. 2022. Vol. 24. No. 4. Pp. 15-23.
4. Tuva will become the Siberian gateway to Asia URL: https://krasnoyarskmedia.ru/news/587327/ (date of access: 26.01.2023).
5. Balakina G. F., Begzi A. D. Economy of Tuva: feasibli development strategies. Kyzyl, 2016. 380 p.
6. The Republic of Tuva intends to become an economic partner of neighboring China. Ria Siberia. URL: http://ria-sibir.ru/viewnews/65484.html (date of access: 24.04.2023).
7. Kylgyday A. Ch., Soyan Sh. Ch. About the development opportunities of Tuva as a border region. Economics Profession Business. 2022. No. 3. Pp. 69-73.
8. Minakir P. A. Russian economic space: strategic dead ends. Economics of the region. 2019. Vol. 15. Issue. 4. Pp. 967-980. DOI: 10.17059/2019-4-1.
9. Suslov V. I. Siberia as a mega-region: economic parameters and development strategies. Siberia as a megaregion: parameters and goals. Novosibirsk, 2018. Pp. 70-86.
10. A new impulse of Asian Russia / edited by V. A. Kryukov, N. I. Suslov. Novosibirsk, 2022. 572 p.
Поступила в редакцию: 19.06.2023.
Принята к печати: 05.07.2023.