Научная статья на тему 'ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ТУВЫ И МОНГОЛИИ'

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ТУВЫ И МОНГОЛИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

184
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВА (РЕСПУБЛИКА ТЫВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ) / МОНГОЛИЯ / ПРИГРАНИЧНЫЙ РЕГИОН / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ПРИГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТОРГОВЛЯ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПОРТА / ИМПОРТА / ВНЕШНЕТОРГОВОГО САЛЬДО И ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА / НОМЕНКЛАТУРА ТОВАРОВ / ПЕРСПЕКТИВЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кылгыдай Айкыс Чамдаловна

В статье рассматривается состояние торгово-экономических отношений Тувы (Республики Тыва, РФ) с Монголией. Анализ внешнеторговых связей, динамики экспортно-импортных тувинско-монгольских потоков за 2011-2021 гг. выявил отрицательное экспортное сальдо. Тем не менее внешняя торговля между Тувой и Монголией в целом имеет положительную динамику, однако масштабы товарооборота незначительны. Взаимный товарооборот между Тувой и Монголией становится фактором экономического развития приграничных территорий. В товарной структуре экспорта и импорта основную долю в настоящее время составляют остатки и отходы пищевой промышленности, корма для животных, продукция мукомольно-крупяной промышленности, солод, пластмассы и изделия из них, предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотаж, головные уборы и их части. Основные товары, экспортируемые Тувой: продовольственные товары, остатки и отходы пищевой промышленности, корма для животных, изделия из пластмассы. Основные товары, импортируемые в регион: продукция лёгкой промышленности. Между Тувой и Монголией развивается также традиционная приграничная торговля, что позволяет населению приобретать более дешёвые товары и услуги. Характер торгово-экономических связей с Монголией определяется относительной развитостью транспортной системы Тувы, республика не имеет железнодорожного сообщения с остальными регионами страны. В настоящий момент основным (и при этом дорогим) способом транспортировки грузов в Туве является автомобильный транспорт. Углубление двустороннего сотрудничества, вовлечение в межгосударственный обмен новых направлений по взаимодействию, нацеленных на более интенсивное развитие тувино-монгольских взаимосвязей, обусловливаются такими факторами, как обеспечение транспортной доступности, в том числе дорожной инфраструктуры, не только в Республике Тыва, но и в соседней Монголии. В целом расширение внешнеэкономического сотрудничества между Тувой и Монголией, развитие транспортной инфраструктуры отвечает долгосрочным национальным интересам России, стимулирует создание на базе местных ресурсов производств экспортной ориентации, включение их в динамично развивающиеся международные экономические связи, создаёт атмосферу доброжелательности, взаимной заинтересованности в деловом повседневном сотрудничестве в приграничных территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADE AND ECONOMIC COOPERATION BETWEEN TUVA AND MONGOLIA

He paper considers the state of trade and economic relation between Tuva Republic (of Russian Federation) and Mongolia. Analysis of the real results of foreign trade relations, the dynamics of export-import for Tuvan-Mongolian flows during 2011- 2021 years revealed a negative export balance. But foreign trade between Tuva and Mongolia has a positive trend, while the size of trade turnover is insignificant. So alternate trade between Tuva and Mongolia is becoming a factor in the economic development of the border republic. Today the major part in exports and imports are food industry stock, animal feed, flour and cereals industry products, malt, plastics and plastic products, knitted clothing and accessories, hats and their parts. The main goods exported from Tuva are food products, food industry stock, animal feed, and plastic goods. The main goods imported into the region are consumer goods. Traditional border trade is developing between Tuva and Mongolia, allowing the population to obtain cheaper goods and services. The nature of trade and economic relations with Mongolia is determined by open transport system of Tuva, because there is no railway connection with the rest of Russia. Today automobile transport is the main, though expensive, way of transporting goods in Tuva. The extension of bilateral cooperation, promoting new ways for further intensive interaction of the two countries are determined by such factors as transport accessibility including the road infrastructure for Tuva Republic and neighboring Mongolia. In general, extension of foreign economic cooperation between Tuva and Mongolia, transport infrastructure development are the long-term national interests of Russia, stimulating the creation of export-oriented industries based on local resources, their inclusion in dynamically developing international economic relations, creating an atmosphere of goodwill, mutual interest in everyday business cooperation in border areas.

Текст научной работы на тему «ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ТУВЫ И МОНГОЛИИ»

Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, № 4. С. 15-23. Pacific Rim: Economics, Politics, Law. 2022. Vol. 24, по. 4. Р. 15-23.

ЭКОНОМИКА

Научная статья

УДК 339.5(571.16+517.3)

https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-4/15-23

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ТУВЫ И МОНГОЛИИ

Ай-кыс Чамдаловна Кылгыдай

Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, г. Кызыл, Россия, aikys_k@mail.ru, SPIN-код: 9839-9790, https://orcid.org/0000-0003-4608-7968

Аннотация. В статье рассматривается состояние торгово-экономических отношений Тувы (Республики Тыва, РФ) с Монголией. Анализ внешнеторговых связей, динамики экспортно-импортных тувинско-монгольских потоков за 2011-2021 гг. выявил отрицательное экспортное сальдо. Тем не менее внешняя торговля между Тувой и Монголией в целом имеет положительную динамику, однако масштабы товарооборота незначительны. Взаимный товарооборот между Тувой и Монголией становится фактором экономического развития приграничных территорий. В товарной структуре экспорта и импорта основную долю в настоящее время составляют остатки и отходы пищевой промышленности, корма для животных, продукция мукомольно-крупяной промышленности, солод, пластмассы и изделия из них, предметы одежды и принадлежности к одежде, трикотаж, головные уборы и их части. Основные товары, экспортируемые Тувой: продовольственные товары, остатки и отходы пищевой промышленности, корма для животных, изделия из пластмассы. Основные товары, импортируемые в регион: продукция лёгкой промышленности. Между Тувой и Монголией развивается также традиционная приграничная торговля, что позволяет населению приобретать более дешёвые товары и услуги. Характер торгово-экономических связей с Монголией определяется относительной развитостью транспортной системы Тувы, республика не имеет железнодорожного сообщения с остальными регионами страны. В настоящий момент основным (и при этом дорогим) способом транспортировки грузов в Туве является автомобильный транспорт. Углубление двустороннего сотрудничества, вовлечение в межгосударственный обмен новых направлений по взаимодействию, нацелен-

© Кылгыдай А. Ч., 2022

АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН: экономика, политика, право ■ 2022 ■ Т. 24 ■ № 4 15

ных на более интенсивное развитие тувино-монгольских взаимосвязей, обусловливаются такими факторами, как обеспечение транспортной доступности, в том числе дорожной инфраструктуры, не только в Республике Тыва, но и в соседней Монголии. В целом расширение внешнеэкономического сотрудничества между Тувой и Монголией, развитие транспортной инфраструктуры отвечает долгосрочным национальным интересам России, стимулирует создание на базе местных ресурсов производств экспортной ориентации, включение их в динамично развивающиеся международные экономические связи, создаёт атмосферу доброжелательности, взаимной заинтересованности в деловом повседневном сотрудничестве в приграничных территориях.

Ключевые слова: Тува (Республика Тыва Российской Федерации), Монголия, приграничный регион, внешнеэкономические связи, приграничное сотрудничество, торговля, показатели экспорта, импорта, внешнеторгового сальдо и внешнеторгового оборота, номенклатура товаров, перспективы.

Финансирование. Работа выполнена по государственному заданию ТувИКОПР СО РАН проект № 0307-2021-0005.

Для цитирования: Кылгыдай А. Ч. Торгово-экономическое сотрудничество Тувы и Монголии // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, № 4. С. 15-23. DOI https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-4/15-23

ECONOMICS

Original article

TRADE AND ECONOMIC COOPERATION BETWEEN TUVA AND MONGOLIA

Aikys Ch. Kylgyday

Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of SB RAS, Kyzyl, Russia, aikys_k@mail.ru, SPIN code: 9839-9790, https://orcid.org/0000-0003-4608-7968

Abstract. The paper considers the state of trade and economic relation between Tuva Republic (of Russian Federation) and Mongolia. Analysis of the real results of foreign trade relations, the dynamics of export-import for Tuvan-Mongolian flows during 20112021 years revealed a negative export balance. But foreign trade between Tuva and Mongolia has a positive trend, while the size of trade turnover is insignificant. So alternate trade between Tuva and Mongolia is becoming a factor in the economic development of the border republic. Today the major part in exports and imports are food industry stock, animal feed, flour and cereals industry products, malt, plastics and plastic products, knitted clothing and accessories, hats and their parts. The main goods exported from Tuva are

food products, food industry stock, animal feed, and plastic goods. The main goods imported into the region are consumer goods. Traditional border trade is developing between Tuva and Mongolia, allowing the population to obtain cheaper goods and services. The nature of trade and economic relations with Mongolia is determined by open transport system of Tuva, because there is no railway connection with the rest of Russia. Today automobile transport is the main, though expensive, way of transporting goods in Tuva. The extension of bilateral cooperation, promoting new ways for further intensive interaction of the two countries are determined by such factors as transport accessibility including the road infrastructure for Tuva Republic and neighboring Mongolia. In general, extension of foreign economic cooperation between Tuva and Mongolia, transport infrastructure development are the long-term national interests of Russia, stimulating the creation of export-oriented industries based on local resources, their inclusion in dynamically developing international economic relations, creating an atmosphere of goodwill, mutual interest in everyday business cooperation in border areas.

Keywords: Tuva Republic (of Russian Federation), Mongolia, border region, foreign economic relations, cross-border cooperation, trade, export data, import data, data of foreign trade balance, goods nomenclature, prospects.

Financial support. The work was carried out according to the government assignment within the the TuvIKOPR SB RAS project No. 0307-2021-0005.

For citation: Kylgyday A. Ch. Trade and economic cooperation between Tuva and Mongolia // PACIFIC RIM: Economics, Politics, Law. 2022. Vol. 24, no. 4. P. 15-23. https://doi.org/10.24866/1813-3274/2022-4/15-23

Республика Тыва (Тува), располагаясь на юге Сибирского федерального округа РФ, граничит с Монголией и несёт ряд функций приграничного региона. Тува и Монголия исторически поддерживают и развивают добрососедские и дружественные взаимоотношения, которые имеют глубокие исторические корни. Ещё в период Тувинской Народной Республики между Тувой и Монголией были установлены хозяйственные и торговые контакты, которые стали особенно активными в 1920-х годах [1, с. 48-49] и далее только расширялись и углублялись.

В настоящее время приграничное сотрудничество Тувы и Монголии осуществляется по самому широкому спектру вопросов - от торговли и обмена опытом ведения сельского хозяйства до современных проектов в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, туризма и т. д., которые базируются на договорной основе в рамках множества соглашений между приграничными территориями соседних стран, межгосударственных соглашений и межгосударственного партнёрства.

Внешнеэкономические связи в основном выражаются вовлечённостью экономики приграничных территорий в процесс внешнеторговых операций. Анализ состояния торгово-экономических отношений между Тувой и Монголией показал, что динамика

экспортно-импортных тувинско-монгольских потоков за 2011-2021 гг. (табл. 1) отражает отрицательное экспортное сальдо. Так, в 2021 г. внешнеторговый оборот между Тувой и Монголией составил 813,7 тыс. долл., что в 2,7 раза меньше, чем в 2011 г. (рис. 1), при этом в 2011 г. основная доля внешнеторгового оборота приходится на импорт, а в остальные годы - на экспорт. В структуре товарооборота в 2021 г. доля экспорта составила 91,7%, импорта - 8,3%.

Таблица 1

Экспорт и импорт Тувы с Монголией в 2011-2020 гг., тыс. долларов Tuva's exports and imports with Mongolia 2011-2021, thousand dollars

Показатель 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

Экспорт 639,1 647,1 41,5 250,3 413,0 416 177,0 200,0 322 369,3 746,2

Импорт 1537,8 112,6 - - - - 5,3 - - 28,4 67,5

Источник: [2]

В рассматриваемом периоде (рис. 1) объёмы товарооборота между Тувой и Монголией характеризуются трендом на понижение (2011-2012 гг.), в 2013 г. динамика тувинско-монгольской торговли пережила глубокий спад, далее (2014-2015 гг.) наблюдался некоторый подъём, который сменился очередным периодом снижения (2017-2018 гг.). Тем не менее в последние годы (2019-2021) отмечается некоторое оживление грузопотоков в Монголию и обратно. В сравнении с 2020 г., в 2021 г. экспорт из Тувы в Монголию вырос в 2 раза, импорт увеличился в 2,4 раза (рис. 1).

2011 г Ж!®,, ill® 3014 г. 3fiJtr №: 2017 г ЗЙВт.. MS г. 2020 г. Жт

внешний товарооборот, тыс. долл —*— доля экспорта во внешней торговле

Рис. 1. Внешнеторговый оборот Тувы с Монголией и доля экспорта Тувы в нём,

2015-2021 гг. Источник: [2]

Fig. 1. Tuva's foreign trade turnover with Mongolia and the share of exports in it,

2011-2021. Source: [2]

Для Тувы Монголия является важным рынком сбыта, куда вывозится широкий спектр товаров народного потребления, продовольствия, а также готовая к употреблению продукция. Из 10 товарных позиций экспорта в товарной структуре товарооборота в 2011 г. лидерами поставок стали (рис. 2): котлы, оборудование и механические устройства, их части (29,4%); средства наземного транспорта, их части (27,5%); мебель, постельные принадлежности, матрацы (22%). В структуре импортных поставок в 2011 г. единственной статьёй были мясо и пищевые мясные субпродукты, которых поставлено в Туву на сумму 1 532,1 тыс. долларов.

Рис. 2. Товарная структура экспорта Тува - Монголия в 2011 г. и 2021 г., тыс. долл.

Источник: [2]

Fig. 2. Commodity structure of Tuva - Mongolia exports in 2011 and 2021, thousand dollars.

Source: [2]

В структуре экспорта в 2021 г. [3] представлены 17 наименований товаров. Основными экспортными товарами стали: пшеничные отходы - остатки и отходы пищевой промышленности, корма для животных (22%), злаки (21%); на втором месте - пластмассы и изделия из них (18%); на третьем месте - котлы, оборудование и механические устройства, их части (15%); далее - мебель, постельные принадлежности, матрацы (5%); изделия из чёрных металлов (4%) и т. д.

Как видно из рис. 2, на общем фоне экспортных поставок в Монголию в последнее время отмечается тенденция увеличения и расширения номенклатуры товаров.

Товарная структура импорта 2021 г. значительно скромнее структуры экспорта, всего шесть позиций: больше всего ввезено предметов одежды и принадлежностей к одежде, что занимает 86,5% импорта товаров, далее - головные уборы и их части (11,4%), топливо минеральное, нефть и продукты её перегонки (0,8%), пластмассы и изделия из них (0,8%), прочие готовые текстильные изделия (0,5%).

Таким образом, внешняя торговля между Тувой и Монголией в целом имеет положительную динамику, однако масштабы товарооборота незначительны. Сдерживающие факторы в торгово-экономических связях обеих сторон обусловлены инфраструктурными составляющими, в частности, относительной транспортной доступностью Республики Тыва.

Тува - периферийный, удалённый от промышленных центров, не имеющий железнодорожного выхода в другие регионы страны, экономически слабо развитый приграничный регион, с относительно слабо развитыми промышленностью, капитальным строительством и транспортом. Основным не только во внутриреспубли-канских перевозках, но и в межрегиональных перевозках грузов и весьма дорогим способом транспортировки грузов в Туве является автомобильный транспорт.

Приграничные регионы, представляя обычно периферийную часть страны, развиваются медленнее остальных и могут получить дополнительные возможности лишь при активном сотрудничестве с сопредельными регионами другой страны, поэтому их развитие значительно зависит от торговых отношений между странами [4, с. 201]. Данное утверждение можно вполне отнести и к регионам России, граничащими с Монголией [5, с. 158], в том числе Республике Тыва.

Новые возможности в развитии внешнеэкономических связей Тувы и Монголии зависят от совершенствования транспортной инфраструктуры, от соединения Тувы с рельсовой сетью России. Полную интеграцию Тувы в федеральное экономическое пространство дало бы строительство железной дороги «Кызыл - Кураги-но», однако реализация проекта неоднократно откладывается из-за нестабильной финансово-экономической ситуации в стране.

Создание эффективной транспортной системы, основой которой должна стать железная дорога Кызыл - Курагино может открыть новый транспортный коридор из России через Монголию в Китай [6; 7]. Западная Монголия могла бы подсоединиться к железной дороге России, далее из Монголии возможно продление железнодорожного сообщения до г. Урумчи (КНР) [8, с. 339], что станет существенным прорывом в экономических и культурных отношениях, выведет партнёрство на новый уровень между странами по обе стороны границы.

В ближайшем будущем первостепенной задачей для приграничных регионов монгольского коридора становится совершенствование инфраструктуры внешней торговли, включая системы пунктов пропуска, транспортно-логистическую инфраструктуру, терминально-складские комплексы [5, с. 160] и т. д.

В «Индивидуальной программе социально-экономического развития Тувы до 2024 года» [9] создание современной инфраструктуры и транспортной доступности приграничного региона является одним из ключевых направлений, учитывая геополитическое расположение региона. В настоящее время идёт модернизация двустороннего автомобильного пункта пропуска «Хандагайты» на границе Тувы с

Монголией - в многосторонний, который предполагает переход объекта на круглосуточный режим работы и увеличение пропускной способности, что будет способствовать расширению товарооборота с Монголией и Китаем, позволит выйти на новый уровень развития экономики и туристической сферы регионов Енисейской Сибири и будет способствовать развитию транзитного потенциала республики [10].

Существенные возможности Тувы во внешнеэкономическом пространстве появились с отнесением Республики Тыва к числу регионов, имеющих границы с другими странами, к приграничным геостратегическим территориям РФ в соответствии со «Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» [11], что является институциональной новацией пространственного регулирования экономики, регионального развития с определением перспективных экономических специализаций - «точек роста» экономики региона, обладающего таким ресурсом, как приграничное положение.

Список источников

1. Саая С. В. Россия - Тува - Монголия: центральноазиатский треугольник в 1921-1944 годах. Абакан, 2003. 200 с.

2. Федеральная таможенная служба. Сибирское таможенное управление. URL: https://stu.customs.gov.ru/folder/146953/document/146982.

3. Экспорт и импорт Республики Тыва по странам и группам товаров // Официальный сайт Сибирского таможенного управления. URL: https://stu.customs. gov.ru/folder/270765/.

4. Дружинин П. В. Особенности развития приграничных регионов // Регионология. 2017. № 2. С. 200-216.

5. Намжилова В. О. Российские приграничные регионы в развитии монгольского коридора // Вестник Бурятского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. 2018. № 4 (32). С. 157-163.

6. Республика Тыва намерена стать экономическим партнёром соседнего Китая // РИА Сибирь. - URL: http://ria-sibir.ru/viewnews/65484.html.

7. Тува станет сибирскими воротами в Азию. URL: https://krasnoyarskmedia. ru/news/587327/.

8. Балакина Г. Ф., Бегзи А. Д. Экономика Тувы: возможные стратегии развития / отв. ред. Ю. Г. Полулях. Кызыл: ТувИКОПР СО РАН, 2016. 308 c.

9. Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Тыва на 2020-2024 годы: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2020 г. № 972-р. URL: https://cloud.mail.ru/attaches/16497304851761754523%3B0%3B1?folder-id=0&x-email =aikys_k%40mail.ru&cvg=f/.

10. Пропускная способность погранпункта «Хандагайты» (Боршо) вырастет в два раза после реконструкции. URL: https://rtyva.ru/press_center/news/other/46864/ (дата обращения: 02.02.2022).

11. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 23.03.2021). 2018. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72074066/.

References

1. Saaya S. V. Rossija - Tuva - Mongolija: central'noaziatskij treugol'nik v 1921— 1944 godah. [Russia — Tuva — Mongolia: the Central Asian Triangle in 1921—1944]. Abakan, 2003. 200 p. (In Russ.).

2. Federal Customs Service. Siberian Customs Administration. URL: https://stu.customs.gov.ru/folder/146953/document/146982. (In Russ.).

3. Export and import of the Republic of Tuva by countries and groups of goods. Official website of the Siberian Customs Administration. URL: https://stu.customs.gov.ru/ folder/270765. (In Russ.).

4. Druzhinin P. V. Osobennosti razvitija prigranichnyh regionov [Features of the development of border regions]. Regionologiya, 2017, no. 2, pp. 200—216. (In Russ.).

5. Namzhilova V. O. Rossijskie prigranichnye regiony v razvitii mongol'skogo kori-dora [Russian border regions in the development of the Mongolian сorridor]. Vestnik Buryatskogo nauchnogo tsentra Sibirskogo otdeleniya Rossiiskoi akademii nauk, 2018, no. 4, pp. 157—163. (In Russ.).

6. The Republic of Tuva intends to become an economic partner of neighboring China. Ria Sibir. URL: http://ria-sibir.ru/viewnews/65484.html. (In Russ.).

7. Tuva will become the Siberian gateway to Asia. URL: https://krasnoyarskme dia.ru/news/587327/. (In Russ.).

8. Balakina G. F., Begzi A. D. Ekonomika Tuvy: vozmozhnye strategii razvitija [Economy of Tuva: feasibli development strategies]. Kyzyl: TuvIENR SB RAS, 2016. 380 p. (In Russ.).

9. Individual program of socio-economic development of the Republic of Tuva for 2020—2024. Approved by order of the Government of the Russian Federation of April 10, 2020 No. 972-r. URL: https://cloud.mail.ru/attaches/16497304851761754523% 3B0%3B1?folder-id=0&x-email=aikys_k%40mail.ru&cvg=f/. (In Russ.).

10. Throughput capacity of the Khandagaity (Borsho) border checkpoint will double after reconstruction. URL: https://rtyva.ru/press_center/news/other/46864/. (In Russ.).

11. On approval of the Strategy for Spatial Development of the Russian Federation for the period up to 2025: Decree of the Government of the Russian Federation of Febru-

ary 13, 2019 No. 207-r (as amended on March 23, 2021). URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/72074066/. (In Russ.).

Сведения об авторе

А. Ч. Кылгыдай - научный сотрудник, Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН, г. Кызыл, Республика Тыва, Россия.

Information about the author

Aikys Ch. Kylgyday - Researcher, Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources of Siberian Branch of the Russian Academy of Science, Kyzyl, Tuva Republic, Russia.

Статья поступила в редакцию 03.10.2022; одобрена после рецензирования 03.11.2022; принята к публикации 10.11.2022.

The article was submitted 03.10.2022; approved after reviewing 03.11.2022; accepted for publication 10.11.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.