УДК 332.1 (571.22) DOI 10.14258/epb202239
О ВОЗМОЖНОСТЯХ РАЗВИТИЯ ТЫВЫ КАК ПРИГРАНИЧНОГО РЕГИОНА1
А. Ч. Кылгыдай, Ш. Ч. Соян
Тувинский институт комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (Кызыл, Россия)
В предлагаемом исследовании выявляются особенности развития Тывы как приграничного региона России и перспективы дальнейшего его развития. Исследование особенностей развития региона осуществлено на основе методов сравнения, динамики, на основе комплекса обобщающих показателей развития регионов, применены методы табличной визуализации результатов исследования. Проведен анализ внешнеэкономического сотрудничества Тывы с приграничной Монголией на современном этапе. Анализ показателей динамики выявил, что взаимный товарооборот между Монголией становится фактором экономического развития приграничной республики. Рассмотрены возможности и ограничения торгово-экономической интеграции Республики Тыва с соседней Монголией. В результате проведенного исследования получен следующий вывод: Тыва занимает благоприятное географическое положение как пограничный регион России с точки зрения транзитных возможностей. По утвержденной Правительством России программе социально-экономического развития Тывы до 2024 года ожидаются позитивные тенденции в трансформации экономики региона.
Ключевые слова: приграничный регион, Республика Тыва, транспортная доступность, транзитные возможности.
DEVELOPMENT OPPORTUNITIES OF TUVA AS A BORDER REGION
A. Ch. Kylgyday, Sh. Ch. Soyan
Tuvinian Institute for Exploration of Natural Resources SB RAS (Kyzyl, Russia)
The proposed study considers the development features of Tuva as a border region of Russia and the prospects for its further development. The study of the region's development features was carried out on the basis of comparison and dynamics methods as well as a set of generalizing indicators for the region's development. The methods of tabular visualization of the study results were applied. The analysis of Tuva's foreign economic cooperation with border Mongolia at the present stage is carried out. The analysis of the dynamics indicators revealed that the mutual trade turnover between Mongolia is becoming a factor in the economic development of the border republic. The possibilities and limitations of trade and economic integration of the Republic of Tuva with neighboring Mongolia are considered. Study results show the conclusion that Tuva occupies a favorable geographical position as a border region of Russia in terms of transit opportunities. Positive trends in the transformation of one region's economy are expected according to the program of socio-economic development of Tuva approved by the Government of the Russian Federation until 2024.
Keywords: border region, Republic of Tuva, transport accessibility, transit opportunities.
Характерная особенность современного этапа международных отношений — динамическое развитие этих связей России с сопре-
дельными станами Восточной Азии, в том числе с Монголией, определяет необходимость изучения приграничных территорий, обладающих ресур-
Работа выполнена по государственному заданию ТувИКОПР СО РАН проект № 0307-2021-0005 «Возможности и перспективы стратегического развития приграничных регионов (на примере Республики Тыва)».
сом местоположения, непосредственно влияющим на развитие экономики пограничных регионов.
В современных условиях непрерывно возникают угрозы и риски для устойчивого социально-экономического развития различных регионов мира, в том числе и для России. В этой связи одной из важнейших является проблема устойчивого динамического развития страны и ближайших стран-партнеров, одной из которых является Монголия [1, с. 179]. Республика Тыва (Тува), располагаясь на юге Сибирского федерального округа, граничит с Монголией и несет ряд функций приграничного региона, связанных с государственной границей РФ. Тувинский участок российско-монгольской границы занимает 1305 км.
Между Тывой и Монголией исторически поддерживаются и развиваются добрососедские и дружественные взаимоотношения, которые имеют глубокие исторические корни. Еще в период Тувинской Народной Республики (ТНР) между Тывой и Монголией были установлены хозяйственные и торговые контакты, которые особенно активными стали в 1920-х гг. [2, с. 48-49] и далее только расширялись и углублялись.
Современное приграничное сотрудничество Тывы и Монголии осуществляется по самому ши-
рокому спектру вопросов — от торговли и обмена опытом ведения сельского хозяйства до современных проектов во всех без исключения отраслях социальной сферы, и базируется на договорной основе в рамках межгосударственного партнерства, на множестве межгосударственных соглашениях, на соглашениях приграничных территорий соседних стран.
Фундаментом развития приграничной торговли являются различия цен на товары как потребительского, так и производственного назначения в сопредельных территориях [3, с. 242] и удовлетворение местных нужд в товарах, производимых в соседних странах.
Взаимный товарооборот между приграничными территориями становится фактором их экономического развития. Объем внешнеторгового оборота Республики Тыва с Монголией за 2020 г. составил 397,7 тыс. долларов США (по сравнению с 2015 г. снизился на 15,3 тыс. долларов США (табл. 1). Доля экспорта в товарообороте составила 92,9 %, импорта — 7,1 %. Для Тывы Монголия является важным рынком сбыта, куда вывозится широкий спектр товаров народного потребления, продовольствия, а также готовая к употреблению продукция.
Таблица 1
Объем внешнеторгового оборота Республики Тыва с Монголией 2015-2020 гг.,
тыс. долл. США
2015 2016 2017 2018 2019 2020 Темпы прироста в 2020 г. по сравнению с 2015 г., %
Экспорт 413,0 416 177,0 200,0 322 369,3 -10,6
Импорт - - 5,3 - - 28,4 435,8 (по сравнению с 2017 г.)
Товарооборот 413,0 416 182,3 200,0 322 397,7 -3,7
Источник: [4]
Для изучения зависимости товарооборота Тывы с Монголией от величины валового регионального продукта на душу населения нами проведены расчеты величины интенсивности воздействия ВРП на товарооборот Республики Тыва с Монголией. Визуальный анализ поля корреляции показал, что наиболее подходящим уравнением регрессии будет уравнение параболы
у = а + Ьх + сх2.
^ х
После необходимых вычислений получили систему уравнений следующего вида:
а х 5+Ьх 1007,6+с х208460=1533,3 а х1007,6+Ьх208460+с х 44138496=299101,9 а х208460+Ь х 44138496+с х 9533867645=60208473
После необходимых вычислений получили уравнение регрессии:
у х = 2258,13-18,38л: + 0,042х2.
Значимость уравнения регрессии проверена расчетом критерия Фишера. Индекс корреляции р = 0,715 подтверждает тесную связь товарообо-
ху
рота Республики Тыва с Монголией с валовым региональным продуктом на душу населения.
За весь анализируемый период (табл. 2) по величине ВРП Тыва оставалась на последнем 10-м месте по Сибирскому федеральному округу, а по России занимала устойчивое 80-е место из 85 субъектов федерации, превысив показатели республик Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Ингушетия, Дагестан и Чечня.
Таблица 2
Динамика валового регионального продукта на душу населения в 2015-2019 гг., руб.
Территория 2015 2016 2017 2018 2019 Изменение 2019 г. к 2015 г., %
Россия 449,097 505,337 543,065 614,333 646,144 43,9
Сибирский федеральный округ 369,286 404,112 443,783 505,859 535,321 45,0
Республика Алтай 196,639 219,520 222,562 247,496 268,657 36,6
Республика Тыва 150,265 182,914 203,160 228,064 243,052 61,7
Республика Хакасия 317,763 386,695 405,788 451,421 478,781 50,7
Алтайский край 204,933 224,525 231,268 247,599 271,319 32,4
Красноярский край 582,345 634,610 687,442 825,925 938,016 61,1
Иркутская область 414,986 472,533 527,025 608,298 645,518 55,6
Кемеровская область 309,904 332,941 406,335 471,742 416,501 34,4
Новосибирская область 370,895 387,887 423,663 466,347 504,043 35,9
Омская область 312,450 338,878 355,839 377,061 399,371 27,8
Томская область 438,316 483,420 514,001 568,191 577,550 31,8
% к среднедушевому объему по РФ 33,5 36,2 37,4 37,1 37,6
% к среднедушевому объему по СФО 40,7 45,3 45,8 45,1 45,4
Место в РФ из 85 субъектов 80 81 80 80 80
Место в СФО 10 10 10 10 10
Источник: рассчитано авторами по данным [5]
В качестве причин низких показателей ВРП Республики Тыва, обладающего ресурсом приграничного положения, по сравнению с другими субъектами России можно отнести следующие:
— отсутствие крупных промышленных предприятий, что порождает низкий экспортный потенциал приграничного региона;
— отсутствие конкурентоспособной транспортной инфраструктуры (наличие только автомобильной дороги), что, в свою очередь, приводит к удорожанию конечной стоимости товаров, работ и услуг;
— низкий уровень доходов населения республики тормозит ее социально-экономическое развитие.
Между Тывой и Монголией наряду с торговыми связями расширяется взаимодействие в социальной сфере. Республика Тыва регулярно обменивается с Монголией творческими коллективами, принимающими участие в различных культурных мероприятиях [6]. Также в рамках образовательной и научно-технической деятельности между их вузами постоянно проводятся взаимные стажировки преподавателей, обмен студентами.
Вместе с тем Республика Тыва, в соответствии Стратегиями пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г., отнесена к приграничным геостратегическим территориям РФ [7]. Введение категории геостратегических территорий страны и указание перспективных
экономических специализаций — «точек роста» является институциональной новацией пространственного регулирования экономики, регионального развития, выравнивания межрегиональной диспропорции. Многие субъекты, отнесенные в приоритетные (геостратегические), согласно вышеназванной стратегии, далеко не однородны по уровню и потенциалу развития, поскольку различны природные условия и ресурсы, исторические условия развития, национальные и демографические факторы, сложившаяся структура экономики и также другие особенности их развития на данном этапе.
Особенностью Республики Тыва является периферийное положение, удаленность от промышленных центров страны. Тыва социально-экономически слаборазвитый, при этом с богатой естественными ресурсами, с уникальной природой и самобытной культурой приграничный регион, развитие которого происходит в специфических условиях — при ведущей роли сельского хозяйства, относительно слабом развитии промышленности, капитального строительства и транспорта. Окруженность горными системами, горно-котловинный рельеф, окраинный характер территории — все это определило относительную транспортную изолированность региона — отсутствие железнодорожного выхода в другие регионы страны. Основным не только во внутриреспубликанских перевозках, но и в межрегиональных перевозках грузов
и весьма дорогим способом транспортировки грузов в Туве является автомобильный транспорт.
Тем не менее Тыва может стать еще одним мостом российско-азиатского многоуровневого сотрудничества. Реализация инфраструктурных проектов в Тыве гармонично вписывается в стратегию создания новых транспортных коридоров между Россией, Монголией и Китаем [8].
В индивидуальной программе социально-экономического развития Тывы до 2024 г. [9] одним из ключевых направлений также является создание современной инфраструктуры и транспортной доступности. К числу инфраструктурных проблем, нуждающихся в решении, относится и модернизация двустороннего автомобильного пункта пропуска «Ханадагайты» на границе Тывы с Монголией в многосторонний, который предполагает переход объекта на круглосуточный режим работы и увеличение пропускной способности, что будет способствовать расширению товарооборота с Монголией и Китаем, позволит выйти на новый уровень развития экономики и туристической сферы регионов Енисейской Сибири и будет развитию транзитного потенциала республики. Реконструкция пункта пропуска «Хандагайты» начнется во втором квартале 2022 года без приостановки его функционирования, открытие перестроенного пункта пропуска планируется в конце 2023 г. [10].
С точки зрения транзитных возможностей Тыва занимает благоприятное географическое положение как пограничный регион России. Новые возможности в развитии внешнеэкономических связей зависят от строительства железнодорожной линии, соединяющей Тыву с транспортной сетью страны, а именно строительство железнодорожной линии «Кызыл-Курагино». Однако нестабильная финансово-экономическая ситуация современного периода является причиной возникновения препятствий и проблем и откладывания начала строительства железной дороги.
При реализации проекта строительства железнодорожной линии в Тыву Западная Монголия могла бы подсоединиться к железной дороге России [11]. Далее из Монголии возможно продление железнодорожного сообщения до г. Урумчи (КНР), что позволит создать новый транспортный коридор Россия — Монголия — Китай. Это станет существенным прорывом в экономических и культурных отношениях, выведет партнерство на новый уровень между сторонами по обе стороны границы.
Таким образом, развитие транспортной инфраструктуры Тывы имеет важное стратегическое значение в расширении межрегиональных и усилении международных экономических связей, является гармоничным продолжением добрососедских отношений между Россией, Монголией и Китаем.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Самаруха В. И. Экономическое сотрудничество России и Монголии (к 100-летию установления дипломатических отношений между Россией и Монголией) // Известия Байкальского государственного университета. 2021. Т. 31. № 2. С. 179-185.
2. Саая С. В. Россия — Тува — Монголия: центральноазиатский треугольник в 1921-1944 годах. Абакан, 2003. 200 с.
3. Ойдуп Т. М., Кылгыдай А. Ч., Трансграничное взаимодействие регионов Сибири и Монголии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2017. Т. 13. № 2 (347). С. 237-246.
4. Федеральная таможенная служба. Сибирское таможенное управление. URL: https://stu.customs.gov. ru/folder/146953/document/146982
5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2021: стат. сб. / Росстат. М., 2021. С. 458459.
6. О международных и внешнеэкономических связях Республики Тыва (I полугодие 2019 г.). URL: https://www.mid.ru/vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ektov-rossijskoj-federacii/-/asset_publisher/ ykggrK2nCl8c/content/id/3761140/ (дата обращения: 07.12.2021).
7. Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 23.03.2021). 2018. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72074066/ (дата обращения: 07.12.2021).
8. Тува станет сибирскими воротами в Азию. URL:_https://krasnoyarskmedia.ru/news/587327/ (дата обращения: 26.11.2021).
9. Индивидуальная программа социально-экономического развития Республики Тыва на 20202024 годы. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2020 г. № 972-р. URL:_https://cloud.mail.ru/attaches/16497304851761754523 %3B0 %3B1? folder-id = 0&x-email = aikys_k%40mail.ru&cvg=f/ (дата обращения: 08.02.2022).
10. Пропускная способность погранпункта «Хандагайты» (Боршо) вырастет в два раза после реконструкции. URL: https://rtyva.ru/press_center/news/other/46864/ (дата обращения: 02.02.2022).
11. Монголы предлагают продлить железнодорожную ветку Курагино-Кызыл // ИА «Тува-Онлайн». 2007. URL: http:/www.tuvaonline.ru/2007/04/28/railway-mongolia. html/ (дата обращения: 10.02.2021).
REFERENCES
1. Samarukha V. I. Economic Cooperation Between Russia and Mongolia (to the 100th Anniversary of the Establishment of Diplomatic Relations Between Russia and Mongolia // Bulletin of Baikal State University. 2021. Vol. 31. No. 2. Pp. 179-185.
2. Saaya S. V. Russia-Tuva-Mongolia: the Central Asian Triangle in 1921-1944. Abakan, 2003. 200 p.
3. Oydup T. M., Kylgyday A. Ch. Cross-border cooperation of the regions of Siberia and Mongolia // National interests: priorities and security. 2017. Vol. 13. No. 2. Pp. 237-246.
4. Federal Customs Service. Siberian Customs Administration. URL: https://stu.customs.gov.ru/ folder/146953/document/146982
5. Regions of Russia. Socio-economic indicators. 2021. stat. sat / Rosstat. M., 2021. Pp. 458-459.
6. On international and foreign economic relations of the Republic of Tyva (I half of 2019). URL: https://www. mid.ru/vnesneekonomiceskie-svazi-sub-ektov-rossijskoj-federacii/-/asset_publisher/ykggrK2nCl8c/content/ id/3761140/ (date of access: 07.12.2021).
7. On approval of the Strategy for Spatial Development of the Russian Federation for the period up to 2025: Decree of the Government of the Russian Federation of February 13, 2019 No. 207-r (as amended on March 23, 2021). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72074066/ (date of access: 07.12.2021).
8. Tuva will become the Siberian gateway to Asia URL: https://krasnoyarskmedia.ru/news/587327/ (date of access: 26.11.2021).
9. Individual program of socio-economic development of the Republic of Tuva for 2020-2024. Approved by order of the Government of the Russian Federation of April 10, 2020 No. 972-r. URL: https://cloud.mail.ru/atta ches/16497304851761754523%3B0%3B1? folder-id=0&x-email = aikys_k%40mail.ru&cvg=f/ (date of access: 08.02.2022).
10. Throughput capacity of the Khandagaity (Borsho) border checkpoint will double after reconstruction. URL: https://rtyva.ru/press_center/news/other/46864/ (date of access: 02.02.2022).
11. The Mongols propose to extend the Kuragino-Kyzyl railway line // IA Tuva-Online. 2007. URL: http:/www. tuvaonline.ru/2007/04/28/railway-mongolia. html/ (date of access: 10.02.2021).
Поступила в редакцию: 17.04.2022.
Принята к печати: 15.06.2022.