ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 339.9:338.436.33(470.45)
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА
Е.Н. Кашинская, кандидат экономических наук, доцент А.В. Немченко, кандидат экономических наук, доцент
Волгоградский государственный аграрный университет
Проведен анализ внешнеэкономической деятельности Волгоградской области, в рамках которого обоснована необходимость создания зернового союза в целях перераспределения доходов от экспорта зерна. Определены приоритетные направления и инструменты, способствующие расширению внешнеэкономической деятельности и формирующие устойчивое развитие АПК.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, экспорт, импорт сельскохозяйственной продукции, конкурентные преимущества, ВТО, экспортно-импортная политика, тарифы, квоты.
Экономическим реформам в России сопутствовало сокращение объемов производства всех отраслей АПК, причем сельское хозяйство проявило себя как наиболее уязвимое. Данная тенденция была вызвана, в первую очередь, значительным ростом цен на материально-технические ресурсы, происходящим на фоне сохранения или слабого роста стоимости сельскохозяйственной продукции, снижением объемов потребления продовольствия населением. Результатом стало вытеснение неконкурентоспособной отечественной продукции с внутреннего рынка и увеличение доли импорта продовольствия в общем объеме потребления [2]. Попытки формирования инновационно-прорывного пути развития аграрной сферы не принесли ожидаемого результата, хотя в некоторой степени улучшили положение сельского хозяйства и позволили сформировать конкурентные преимущества относительно импортной продукции отдельным аг-ропроизводителям.
Текущий период обозначил необходимость для АПК преодоления возможных рисков, связанных с вступлением России в ВТО (снижение объемов производства, потеря рабочих мест, замедление темпов модернизации, снижение доходности, дефицит внешнеторгового баланса). Одновременно с недостатками агропроизводство получает ряд преимуществ, связанных с вступлением в ВТО:
• стимулирование повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции;
• возможность улучшения выхода на мировые агропродо-вольственные рынки;
• правовой режим разрешения споров;
• повышение инвестиционной привлекательности аграрного сектора.
Следовательно, появляется острая необходимость усиления полученных преимуществ и нивелирования рисков, что возможно на основе активизации и пересмотра принципов внешнеэкономической деятельности в целях формирования устойчивого развития АПК.
Волгоградская область, как и другие регионы России, включена во внешнеэкономическую деятельность, ее удельный вес во внешнеторговом обороте Российской Федерации за 2008-2012 гг. был на уровне 0,6-0,7 %. При этом отмечается положительное сальдо торгового баланса (стоимость экспортируемой продукции существенно превосходит импорт) (табл. 1).
Таблица 1 - Сальдо торгового баланса Волгоградской области, млн долларов США
Годы Сальдо торгового баланса в том числе по Коэффициент покрытия импорта экспортом
странам дальнего Зарубежья государствам-участникам СНГ
2008 +3176,0 +2405,9 +770,1 4,2
2009 +1496,7 +1112,1 +384,6 3,2
2010 +1611,1 +1512,6 +98,5 2,7
2011 +2202,0 +1970,6 +231,4 2,7
2012 +3098,8 +2340,5 +758,3 3,2
Источник: Статистический ежегодник Волгоградская область 2012: сборник / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. - Волгоград : Волгоградстат, 2013. - С. 822.
За последние годы произошли значительные изменения в структуре импортируемой и экспортируемой продукции. Так, доля импорта сельскохозяйственной продукции в 2012 г. относительно 2008 г. повысилась на 2,6 % (с 5,5 % до 8,1 %), а экспорт возрос на 3,4 % (с 1,4 % до 4,8 %). Основными экспортными видами сельскохозяйственной продукции в Волгоградской области являются зерно, растительные масла и шрот, которые товаропроизводители поставляют либо непосредственно, либо через посреднические структуры в страны ближнего и дальнего Зарубежья.
Волгоградская область относится к зернопроизводящим регионам России, ее доля в общих объемах составляет около 4 %, ежегодно реализуется более 2 млн т зерновой продукции. Следует заменить, что экспорт зерна для нашей страны - это один из мощных рычагов развития аграрного сектора, поэтому повышение конкурентоспособности в этой сфере деятельности рассматривается стратегическим направлением на ближайшую перспективу. Государственной Программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусмотрено увеличение экспорта зерна до 40 млн т. Для ее реализации на территории Волгоградской области рекомендуется использовать, в первую очередь, естественные, природные факторы формирования конкурентных преимуществ. В этих целях выделяются зоны конкурентного и эффективного производства, в границах которых государство (регион) будет осуществлять поддержку, стимулируя повышение продуктивности земли и качества зерна [4].
Зерно - стратегический вид продукции, по запасам которого оценивают продовольственную безопасность страны. Ее экспорт регулируется законодательно через такие инструменты, как введение экспортных квот, таможенных пошлин, прямой временный запрет, исходя из критериев собственной продовольственной безопасности. Следовательно, экспортные объемы зерна не стабильны, в силу природной основы отрасли и в связи с низкой конкурентоспособностью на внешнем рынке. Поэтому на поверхность выступает проблема повышения устойчивости этой отрасли через технологические и экономические регуляторы.
При экспорте зерна следует учитывать цены на мировых рынках, которые, как правило, ниже в первые месяцы после уборки, что предопределяет регулирование экс-
порта не только со стороны государства, но и самих производителей зерна. Нужно стимулировать создание участниками рынка товарных запасов зерна, а регион будет способствовать модернизации инфраструктуры рынка зерна и снижению затрат на его хранение [1].
Внешнеэкономическая деятельность региона строится в рамках соответствующих соглашений между торговыми партнерами. Экспорт зерна осуществляется через государственную объединенную зерновую компанию, поставщиками продукции в которую являются не сельхозтоваропроизводители непосредственно, а посреднические структуры. Это позволяет дополнительные доходы от экспорта зерна перераспределять между последними. Целесообразно на региональном уровне в границах зернового кластера выделить региональную зерновую компанию (зерновой союз), которая бы организованно строила взаимоотношения с государственной объединенной зерновой компанией. В этой связи на первый план выступает разработка положения, согласно которому дополнительные доходы от экспорта зерна распределяются между поставщиками сельскохозяйственной продукции. Определенную часть вырученных средств от экспорта зерна следует направлять в фонд стимулирования конкурентоспособности продукции, за счет которого будет осуществляться государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей, в том числе и по другим импортозамещающим видам продукции.
Основной проблемой экспортно-импортных операций как по стране в целом, так и на региональном уровне, в частности, является соглашение по сельскому хозяйству, подписанное Россией при вступлении в ВТО. По данному документу особенно значимым в принятых обязательствах является либерализация таможенно-тарифного регулирования, предусматривающая снижение тарифов на ввозимые товары на треть (с 15,6 % до 11,3 %), а по наиболее чувствительным товарам эти изменения будут существенными. Например, на живых свиней сокращение составит с 40 % до 5 %, на мясо свиней свежемороженых сверх квоты рост с 75 % до 105 %, а внутри квоты пошлины снижаются с 15 % до 0.
Изменяется и режим тарифного квотирования. В результате Россия лишается возможности снижать квоты на ввоз всех видов мяса, которые фиксируются на уровне 2013 г., кроме того, вводится полный запрет на использование экспортных субсидий на сельскохозяйственную продукцию и продовольствие.
В перечне негативных последствий присоединения России к ВТО ряд экспертов называют менее жесткие санитарные требования, действующие в этой организации и как следствие - рост импортных вредных пищевых продуктов.
Данная ситуация осложняется низкой конкурентоспособностью агропромышленного производства региона. Поэтому приоритетным направлением, способствующим расширению внешнеэкономической деятельности в сфере АПК, является формирование конкурентных преимуществ, чему в не малой степени способствует потенциал области:
- уникальные природные условия, позволяющие выращивать высококачественное зерно, семена масличных культур, овощи, бахчевые, фрукты и продукцию животноводства;
- значительные земельные ресурсы (8,7 млн га сельскохозяйственных угодий, в т.ч. 5,6 млн га пашни) [5];
- возможность использования водных ресурсов Волго-Донского бассейна для орошения и транспортировки грузов;
- усиление государственной поддержки по развитию производственной и рыночной инфраструктур;
- высокий научный потенциал;
- возможность производства экологически чистой продукции;
- рациональная организационная структура, предусматривающая развитие всех форм хозяйствования.
Основным объектом формирования конкурентных преимуществ является хозяйствующий субъект, в рамках которого следует стимулировать инновационность и экономичность производства через управление бизнес-процессом и трудом [3]. Этому будет способствовать региональная экспортно-импортная политика, направленная на поддержку экспорта косвенными методами и стимулирование импортозамещения.
Основными инструментами косвенного субсидирования станут:
- налоговые льготы экспортерам;
- развитие экспортной инфраструктуры в части удешевления транспортировки грузов на пограничные пункты;
- содействие ярмарочно-выставочной деятельности и позиционированию отечественной продукции на мировом рынке;
- предоставление кредитов на экспорт продукции.
Стимулирование импортозамещения целесообразно осуществлять в рамках технико-технологической модернизации агропромышленного производства региона.
Библиографический список
1. Балашова, Н.Н. Совершенствовать экономический механизм воспроизводства в сельском хозяйстве [Текст]/ Н.Н. Балашова, Р.С. Шепитько, О.Л. Шепитько // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2011. - № 1. - С. 27-29.
2. Гендугова, М.Б. Совершенствование таможенного регулирования как фактор развития агропромышленного комплекса России [Текст] : автореф. дис. ...канд. экон. наук: 08.00.05 / М.Б. Гендугова. - Москва, 2006. - 26 с.
3. Немченко, А.В. Формирование конкурентных преимуществ в агробизнесе [Текст]/ А.В. Немченко, О.Л. Шепитько // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: наука и высшее профессиональное образование. - 2013. - № 3(31). - С. 230-235.
4. Черняев, А.А. Территориально-экономическое зонирование агропромышленного производства региона [Текст] / А.А. Черняев, Р.С. Шепитько, Е.Ф. Заворотин // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2014. - № 1. - С. 21-23.
5. Шепитько, Р.С. Совершенствование арендных отношений в сельскохозяйственном землепользовании [Текст] : монография / Р.С. Шепитько, Т.А. Дугина. - Волгоград: ФГОУ ВПО Волгоградская ГСХА, 2011. - 116 с.
E-mail: volgsnemchenko@mail.ru