Научная статья на тему 'ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / САНКЦИИ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ УГРОЗЫ / СТАБИЛЬНОСТЬ ЭКОНОМИКИ / ЗАКОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гегечкори Ираклий Мамукаевич

Экономическая безопасность является ключевой современной задачей государства, которая заключается в снижении рисков для экономики, как внутренних, так и внешних. В статье обосновывается идея о том, что безопасность экономики должна осуществляться планово и всесторонне. Для государства исключительно важно создать механизм функционирования безопасности во всех сферах деятельности. Потребность в стабильности и динамичности экономики требует, чтобы безопасность страны постоянно совершенствовалась. Для совершенствования безопасности недостаточно вливания денежных средств в эту область. Нужна серьезная нормативно-правовая база, ряд федеральных законов, которые должны четко определить содержание экономической безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN ECONOMIC SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE MODERN WORLD SPACE

Economic security is a key modern task of the state, which is to reduce risks to the economy, both domestic and external. In the article, the author justifies the idea that economic security should be carried out in a planned and comprehensive manner. It is essential for the state to establish a mechanism for the functioning of security in all spheres of activity. The need for economic stability and dynamism requires that the security of the country be constantly improved. To improve security, it is not enough to inject money into this area. We need a serious regulatory framework, a number of federal laws that should clearly determine the content of economic security.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 339.9

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-240-244 NIION: 2015-0066-2/22-309 MOSURED: 77/27-011-2022-02-508

Внешнеэкономическая безопасность Российской Федерации в современном мировом пространстве

Ираклий Мамукаевич Гегечкори

Российский университет дружбы народов (РУДН), Москва, Россия,

irakli-n1@mail.ru

Аннотация. Экономическая безопасность является ключевой современной задачей государства, которая заключается в снижении рисков для экономики, как внутренних, так и внешних. В статье обосновывается идея о том, что безопасность экономики должна осуществляться планово и всесторонне. Для государства исключительно важно создать механизм функционирования безопасности во всех сферах деятельности. Потребность в стабильности и динамичности экономики требует, чтобы безопасность страны постоянно совершенствовалась. Для совершенствования безопасности недостаточно вливания денежных средств в эту область. Нужна серьезная нормативно-правовая база, ряд федеральных законов, которые должны четко определить содержание экономической безопасности.

Ключевые слова: экономическая безопасность, санкции, национальная безопасность, внешнеэкономические угрозы, стабильность экономики, закон

Для цитирования: Гегечкори И. М. Внешнеэкономическая безопасность Российской Федерации в современном мировом пространстве // Вестник экономической безопасности. 2022. № 2. С. 240-244. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2022-2-240-244.

Original article

Foreign economic security of the Russian Federation in the modern world space

Irakli M. Gegechkori

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN), Moscow, Russia,

irakli-n1@mail.ru

Abstract. Economic security is a key modern task of the state, which is to reduce risks to the economy, both domestic and external. In the article, the author justifies the idea that economic security should be carried out in a planned and comprehensive manner. It is essential for the state to establish a mechanism for the functioning of security in all spheres of activity. The need for economic stability and dynamism requires that the security of the country be constantly improved. To improve security, it is not enough to inject money into this area. We need a serious regulatory framework, a number of federal laws that should clearly determine the content of economic security.

Keywords: economic security, sanctions, national security, foreign economic threats, economic stability, law

For citation: Gegechkori I. M. Foreign economic security of the Russian Federation in the modern world space. Bulletin of economic security. 2022;(2):240-4. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2022-2-240-244.

В Российской Федерации порядок обеспечения безопасности впервые был на законодательном уровне установлен только в 2010 году с принятием Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», в котором определяются состо-

© Гегечкори И. М., 2022

яние защищенности личности, общества и государства; определяются основные функции безопасности, а также установлен новый конституционно совещательный орган - Совет безопасности и его статус.

ECONOMIC SCIENCE

Можно выделить внешние и внутренние аспекты экономической безопасности. Существуют серьезные угрозы внутри нашей страны, требующие внимания. Есть множество лиц, которые расхищают собственность государства и его федеральный бюджет. Особое внимание нужно уделять и региональному бюджету субъекта федерации. В него поступают средства из федерального бюджета, которые, в свою очередь, нуждаются в защите от чиновников-коррупционеров и других лиц, которые замешаны в коррупционных схемах. Федеральный бюджет - это денежный фонд государства. Это схема расходов и доходов, которые государство тщательно планирует и распределяет. Один из аспектов развития экономики - это принципы рационального использования природных ресурсов; и безопасность в этом играет ключевую роль. Наличие природных ресурсов в России позволяет говорить о богатстве нашей страны, и безопасность экономики является самым главным фактором в сохранении этих природных ресурсов. Если исходить из того, что некоторые ресурсы не возобновляемы, то функция, которую выполняет безопасность, бесценна. Например, нефтяные ресурсы, вероятно, уже исчерпывают себя. По оценкам многих ученых нефти в России без учета разведок новых запасов хватит на 15-20 лет, а значит, Россия может через несколько десятков лет не только потерять статус страны, которая является поставщиком нефти во многие другие страны, но и сама превратиться в страну импортера нефти. Но нефть -это всего лишь малая часть от всех ресурсов, которые нуждаются в должном внимании в плане обеспечения безопасности. Очевидно, что те меры, которые принимаются сегодня в РФ в этом плане явно недостаточны [1, с. 56-57].

Важным показателем и основой экономической безопасности страны является и валовой внутренний продукт. Это очень важный показатель для любой страны, так как он показывает уровень развития промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг и уровень благосостояния населения в целом. Как известно, ВВП имеет два вида: реальный и номинальный. Реальный показывает, как увеличился объем производимых товаров и оказываемых услуг в базовых ценах, а номинальный показывает рост ВВП в текущих ценах. В России с 1998 года проявляется положительная динамика роста реального ВВП. На сегодняшний день уровень реального ВВП России увеличился в два раза по сравнению с 1998 годом, достигнув в 2016 году 80804,5 миллиардов рублей. Однако, кризис создал угрозу дальнейшему росту ВВП в России. Прогноз на ближайшие годы - не более 2 %, 121 это на уровне ожидаемого роста всей мировой экономики. Этого недостаточно для сохранения и развития сложившегося уровня экономики Российской Федерации.

Россия страна многонациональная и с большой территорией. Поэтому экономическая безопасность обязательно включает в себя развитие территорий и учет национальных особенностей. К сожалению, сейчас резко усиливается дифференциация уровня развития регионов, их регионального валового продукта, что может обострить социальные и даже межнациональные противоречия и чревато центробежными тенденциями [5].

Особое внимание с точки зрения экономической безопасности следует уделить и проблеме имущественного расслоения общества. По статистике, которую ведет Министерство экономического развития, уровень доходов богатых слоев населения и бедных различается в 15 раз, что крайне опасно в экономическом и социальном плане. Такая разница в доходах может свидетельствовать и о высоком уровне теневой экономики в обществе. Угрозой безопасности является и криминализация Российской экономики: 20 % от всего ВВП России - это теневая экономика. Без создания ряда законопроектов теневую экономику очень сложно пресечь. Необходимо усилить действие ФЗ (от 03.07.2016 г. № 243) ст. 80 «Налоговая декларация» НК РФ, по которому любой чиновник Российской федерации, особенно занимающий должность руководителя, обязан предоставлять свою налоговую декларацию [2].

Еще одна проблема безопасности состоит в том, что Россия тратит денежных средств на развитие науки в 5 раз меньше, чем Германия. Хотя уровень ВВП с Германией в 2014 году практически был одинаков. Такая ситуация чревата отставанием РФ в технологическом плане - важнейшем факторе экономического развития. Многое в экономической безопасности страны имеет отношение к домашним хозяйствам и зависит и от людей, проживающих в нашей стране. Государству важно не только обеспечить безопасность зарабатываемых гражданами денег. Недоверие граждан государству и экономике в целом может привести к вложению их денежных средств в банки иностранных государств с целью более качественной и стабильной их защиты. Это уже элемент вывоза капитала.

Известно, что вывоз капитала из какой-либо страны физическими или юридическими лицами за рубеж - достаточно распространенный и закономерный процесс. В основе - стремление к более надежному и выгодном их вложению. Также это делается для того что бы избежать высокого налогообложения или экспроприации (принудительного присвоение частной собственности государством). По статистике, которую ведет Центробанк, из России уходит достаточно большое количество капитала.

В 2014 и 2015 годах этот поток резко увеличился. За 2016 год только за 2 первых месяца года из России

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ушло 6 миллиардов долларов США. Общеэкономическая ситуация в России стала иной, однако причины миграции капитала остались. Одна из причин - это неблагоприятные условия для вложения инвестиций в стране. Хотя Россия постоянно созывает международные инвестиционные конференции, форумы (например, дискуссионный клуб Валдай), основными задачами которых были привлечение экспертов-аналитиков и потенциальных инвесторов, которые должны анализировать и прогнозировать возможности роста инвестиций, ситуация пока радикально не меняется. Второй причиной является то, что средства, которые уходят за границу, полностью не контролируются. Конечно, не все экономисты могут согласиться с вышеперечисленными факторами, так как многие считают, что отток денежных средств не является главной задачей для обеспечения экономической безопасности [4].

На наш взгляд, основная причина утечки капитала состоит в том, что не осуществляется должный контроль за нерезидентами, лицами которые работают в России, но постоянно проживают и зарегистрированы в других государствах. Также это могут быть крупные организации и корпорации.

Наше государство также не всегда оправданно кредитует иностранные государства и организации, тем самым происходит отток денежных средств из страны, не обоснованный с точки зрения экономической безопасности. В этом же ряду можно назвать и случаи списания государственных долгов других стран. Конечно, существует и ситуации, когда иностранные банки кредитует российские организации. И вот в результате накопленная внешняя задолженность Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2016 года составила 521,5 миллиардов долларов США и выросла с начала года на 3 миллиарда долларов США, или на 0,6 %, сообщается на сайте Центробанка РФ. Это превышает значительно объем золотовалютных резервов и создает сложности с возвратом долгов, особенно в ситуации низкого валютного курса рубля. Напомним, что в 2008-2011 годах происходил экономический спад, крупные российские компании и банки увеличивали свои зарубежные вложения. В результате этого увеличился вывоз капитала за границу, который мог бы погасить часть внешнего долга.

В целом в структуре внешнего долга страны по-прежнему доминируют обязательства частного сектора, треть которых пришлась на банки и две трети — на прочие секторы экономики. Это неблагоприятная ситуация в плане безопасности. Внешний долг России в некоторые периоды рос только за счет внешнего долга частного сектора и составлял больше половины от всего внешнего долга. Однако государственный долг в этот период значительно сокращался. Огром-

ное значение для безопасности имеет и экономическая институциональная среда. В теории она обозначается как совокупность основополагающих политических, социальных, и юридических правил, которые образуют базис для производства, обмена и распределения. Именно неблагоприятное состояние такой среды позволяет российскому капиталу уходить в определенные заграничные страны с более выгодными условиями для ведения предпринимательской деятельности.

Неразвитость таких институтов порождает конкуренцию, а, следовательно, коррупцию между российскими банками. Коррупция развивалась на фоне кредитования банками крупных российских компаний. Российский капитал очень тесно связан с группами российских чиновников, которые создают и принимают законы о методах использования крупного российского капитала исходя только из своей выгоды, и четко понимают куда и как нужно вкладывать деньги российских компаний. Поэтому высока вероятность что нелегальное бегство капитала частных лиц происходила через российских чиновников, особенно в 1990-е годы.

Необходимо провести и полное расследование приватизаций предприятий. В случае, если предприятие были приватизировано незаконно, надо вернуть предприятие обратно в государственную собственность. Многие предприятия работают в полностью закрытой финансовой системе. Практически невозможно бывает отследить путь поступления, и ухода денежных средств.

Одной из приоритетных задач в государстве для роста безопасности должно стоять и совершенствование взаимодействия с крупными российскими компаниями. Нужно вести диалог о выпуске долгосрочных долговых инструментов, т. е. корпоративных облигаций. Это может привести к значительному повышению уровня платежеспособности предприятий. А также к развитию фондовых рынков. Проблемой является также необходимость реструктуризации госкомпаний, в частности, РАО «ЕЭС» (Российской энергетической компании) В РФ происходит повышение цен на электроэнергию, что создает существенные риски для экономики и затрагивает проблемы как производства, так и благосостояния населения России. Неэффективность деятельности госкомпаний создает угрозы росту национальной экономики. Повышение уровня безопасности экономики будет способствовать и росту благосостояния граждан нашей страны [3].

Для обеспечения экономической безопасности главная роль отведена государству и его органам. И именно правоохранительные органы выполняют основной объем деятельности по обеспечению экономической безопасности.

ECONOMIC SCIENCE

По противодействию преступным посягательствам, в частности, в экономике и социальной сфере, основную нагрузку несут органы внутренних дел. Около 90 % всех зафиксированных преступлений экономической направленности выявляется органами внутренних дел ежегодно. Проанализировав роль органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности в социальной сфере, выделяется их деятельность по противодействию угрозам, связанным с доходами граждан: низкий уровень доходов, резкая имущественная дифференциация населения, высокий уровень бедности, безработица и отсутствие доходов. Доход населения влияет на социальный статус человека. Именно поэтому государство должно ориентироваться на каждого человека, разрабатывать государственные программы для справедливого регулирования доходов, налогообложения. Тогда человек будет чувствовать себя защищенным своим государством, что даст несомненный результат и укрепит экономическую безопасность страны. Государство должно гарантировать нам создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а для этого необходимо согласовать экономические интересы всех социальных слоев общества.

Наиболее опасной угрозой экономической безопасности России социальной направленности является безработица, как неотъемлемая часть социально-экономических отношений. Между уровнем безработицы и уровнем жизни населения наблюдается обратная зависимость, т. е. экономическая ситуация и уровень жизни населения понижается при повышении уровня безработицы [4].

Главной проблемой современной России является угроза потерять работу и невозможность найти новую. На протяжении последних 16 лет (20002016 гг.) количество безработных в России оставалось значительным, но имело тенденцию к снижению, и под конец 2016 года стало 5,4 %. Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для общества в целом, отдельных его групп и слоев, для семей, для каждого человека, и поэтому представляет угрозу экономической безопасности страны.

Последствия безработицы с точки зрения правоохранительной деятельности, благотворно влияют на рост преступности и преступлений экономической направленности. Как результат, работники - это нелегально занятые, а работодатели - не уплачивают налогов и страховых взносов с оплаты труда в доход бюджета. Безработица также приводит к огромному различию в доходах в обществе, что способствует росту преступности. Среди граждан России наблюдается относительно низкое качество жизни населения и высокий уровень бедности, что является еще одной

угрозой экономической безопасности социальной направленности [6].

Угрозу экономической безопасности нашей страны представляет состояние социальной сферы, а именно: состояние безработицы, уровень бедности граждан, дифференциация их доходов. Отсутствие работы, низкий уровень жизни и связанные с этим психологические напряжения могут привести к росту преступности, ведь люди стремятся получить доходы легким способом, зачастую незаконным. Для выявления, пресечения и раскрытия преступлений, совершаемых безработными и малообеспеченными гражданами, а также их предупреждения и профилактики, роль органов внутренних дел очевидна. Таким образом, мы можем видеть системную работу органов внутренних дел, их важную роль в реализации комплекса профилактических мер, направленных на выявление, пресечение и раскрытие преступлений, так и на предупреждение и профилактику преступлений данного вида.

Список источников

1. Богданов И. А. Экономическая безопасность России : теория и практика. М., 2010.

2. Вечканов Г. С Экономическая безопасность / Г. С. Вечканов. СПб. : Вектор 2014. 115 с.

3. Куклин А. А. Экономическая безопасность регионов : теоретико-методологические подходы и сравнительный анализ // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-1. С. 142-145 [Электронный ресурс]. URL: http://fundamental-research. ru/ru/article/view?id=:34127 (дата обращения: 08.02.2022).

4. Латов Ю. В. Национальная экономическая безопасность в историческом контексте // Истори-ко-экономические исследования. 2007. Т. 8. № 1. С. 5-6.

5. Светлаков А. Г. Экономическая безопасность : учебное пособие / Под общей ред. Н. А. Свет-лаковой. Пермь : ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2010. 328 с.

6. Серебрякова Т. Ю., Тимофеева Н. Ю. Экономическая безопасность и угрозы : сущность и подходы к определению // Вестник НГУЭУ. 2013. № 3. С. 237-246.

References

1. Bogdanov I. A. Economic security of Russia : theory and practice. M., 2010.

2. Vechkanov G. S. Economic security / G. S. Vechkanov. St. Petersburg : Vector 2014. 115 p.

3. Kuklin A. A. Economic security of regions: theoretical and methodological approaches and

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

comparative analysis // Fundamental research. 2014. № 6-1. P. 142-145 [Electronic resource]. URL: http:// fundamental-research.ru/ru/article/view?id=:34127 (accessed: 08.02.2022).

4. Latov Yu. V. National economic security in a historical context // Historical and economic research. 2007. Vol. 8. № 1. P. 5-6.

5. Svetlakov A. G. Economic security : textbook / Under the general editorship of N. A. Svetlakova. Perm : FGOU VPO «Perm State Agricultural Academy», 2010. 328 p.

6. Serebryakova T. Yu., Timofeeva N. Yu. Economic security and threats: essence and approaches to definition // Bulletin of the NSUEU. 2013. № 3. P. 237-246.

Информация об авторе

И. М. Гегечкори - аспирант кафедры Международных экономических отношений Российского университета дружбы народов (РУДН).

Information about the author I. M. Gegechkori - Postgraduate Student of the Department of International Economic Relations of the Peoples' Friendship University of Russia (RUDN).

Статья поступила в редакцию 11.02.2022; одобрена после рецензирования 21.04.2022; принята к публикации 25.05.2022.

The article was submitted 11.02.2022; approved after reviewing 21.04.2022; accepted for publication 25.05.2022.

Экономическая

безопасность

Экономическая безопасность. Учебник. Под ред. С. С. Маиляна, Н. Д. Эриашвили. 3-е изд., перераб. и доп. 503 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Учебник дает комплексное представление о сущности экономической безопасности современного государства, в том числе о ее основных показателях, критериях и пороговых значениях, разработанных ведущими экономистами.

Особое внимание уделяется теоретическим и методологическим основам экономической безопасности Российской Федерации по таким основным разделам, как государственное регулирование экономики, состояние дел в реальном секторе экономики, инвестиции и инновации, социальная политика и уровень жизни, финансы и государственный долг, внешняя экономика, экономическое регулирование в области экологической безопасности и др.

Для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления, преподавателей экономических вузов, а также работников органов государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.