С.А. ХАЭОБА (Майкоп)
непрофессиональные
детерминанты
конкурентоспособности
специалистов (на примере
специалистов
по физической культуре
и спорту)
Определено место и обосновано значение ряда качеств и способностей личности, не относящихся к категории профессионально значимых, но обусловливающих конкурентоспособность современных специалистов; описаны внешние параметры для определения конкурентоспособности специалиста на рынке труда.
Ключевые слова: внепрофессиональные детерминанты конкурентоспособности, параметры конкурентоспособности, критериальные характеристики конкурентоспособности специалистов.
Современная проблематика педагогических, психологических, социологических исследований в качестве одного из актуальнейших включает вопрос о детерминантах и условиях развития конкурентоспособности специалистов. Изначально экономическая, категория «конкурентоспособность» в аспекте подготовки кадров трактуется как качество личности, конкурентные преимущества специалиста перед коллегами, способность победить в конкурентной борьбе за конкретное рабочее место, что проявляется в устойчивой востребованности специалиста на рынке труда [1; 2 и др.]. Происходит это благодаря соответствию специалиста требованиям рынка труда, т.е. работодателя, рабочих мест, а также целям организации.
при этом очевидно, что требования рабочих мест непосредственно связаны с объективным содержанием профессиональной деятельности, тогда как в требованиях работодателя (по сути, руководителя учреждения) может присутствовать субъективный аспект, обусловленный индивидуальными особенностями эмоциональноценностной сферы его личности. Заметим, что субъективные требования (в частно-
сти, к манере поведения и общения, карьерным устремлениям специалиста и т.д.) могут не отражаться в официальных документах, однако, как показывает практика, до сих пор в большинстве российских организаций они относятся к ведущим критериям принятия решения о приеме специалиста на работу. Цели, миссия организации, непосредственно связанные с профессиональной сферой, также могут предъявлять к специалисту требования, не имеющие прямого отношения к эффективности его профессиональной деятельности. Это и соблюдение корпоративной культуры, и соответствие коммуникативных установок специалиста принятым в организации и т.п.
с другой стороны, специалист, будучи обладателем специфического товара -собственных профессиональных знаний, умений и т.д., должен прилагать определенные усилия, совершать действия с целью продвижения своего товара на рынок [3]. От активности самопродвижения, от целесообразности действий в данном направлении во многом зависит востребованность специалиста на рынке труда. Таким образом, невостребованность специалиста может быть обусловлена и негативным восприятием окружающими каких-либо психологических характеристик его личности (в частности, непорядочности, пассивности, авторитарности и т.п.), и его неспособностью изменять свое положение в профессиональном сообществе (низкая мобильность личности), и неумением «преподнести себя в выгодном свете», продемонстрировать свои лучшие качества и свой профессиональный потенциал (отсутствие навыков самопрезентации).
Вышеизложенное позволило предположить, что конкурентные преимущества специалистов могут быть связаны как с профессионально обусловленными характеристиками личности, уровнем профессиональной подготовки, так и с некоторыми характеристиками, выходящими за пределы требований профессии. проблему нашего исследования составило уточнение вопроса о том, какие качества, не обусловленные требованиями профессиональной деятельности, определяют конкурентные преимущества специалистов и каково значение этих качеств как детерми-
© Хазова С.А., 2010
нантов конкурентоспособности. Исследование осуществлялось на примере специалистов по физической культуре и спорту.
Для разрешения указанной проблемы вначале были определены основные внешние параметры, по которым возможна оценка конкурентоспособности специалистов. Для этого мы проанализировали контекстную экономическую литературу (И.Н. Герчикова, П.Ф. Друкер и др.), требования работодателей к соискателям вакантных должностей, прямо или косвенно отраженные в информационных и рекламных публикациях рекрутинговых агентств (содержание тренингов трудоустройства, объявления, параметры собеседований и т.п.), служб занятости населения, в интервью с руководителями различных организаций (O.A. Ручьева, М.Р. Саввова, В. Трубецкая). в результате были выявлены две группы параметров конкурентоспособности, относящиеся к особенностям 1) трудоустройства (поведение при трудоустройстве, особенности поиска работы, опыт работы), 2) профессиональной жизни специалиста (отношения с руководством, коллегами и потребителями, полифункциональность деятельности, уровень профессиональной ответственности).
Анкетирование руководителей физкультурно-спортивных организаций и специалистов по физической культуре и спорту позволило определить критериальные характеристики внешних параметров конкурентоспособности. респондентам предлагались вопросы, ответы на которые характеризовали специалиста, чье поведение на рынке труда и профессиональная деятельность высоко оцениваются по предложенным основаниям. Корректность полученных модельных характеристик конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту подтверждается однородностью мнений опрошенных (коэффициент вариативности (V) выборочной совокупности по каждому из параметров составляет 7,4% ± 2,1%).
Далее была выявлена совокупность личностных качеств, обусловливающих соответствие специалиста внешним критериям. Респондентам предлагалось определить, какие характерологические качества, знания, способности и т.д. необходимы для достижения специалистом критериальных характеристик конкурентоспособности. Статистическое обоснование до-
стоверности полученных сведений о вне-профессиональных детерминантах конкурентоспособности осуществлялось посредством расчета ранговых коэффициентов корреляции Спирмена (р). Участникам анкетирования было предложено провести экспертную оценку (руководителям физкультурно-спортивных организаций) и самооценку (специалистам по физической культуре и спорту) по двум основаниям: а) степень соответствия критериальным характеристикам конкурентоспособности; б) степень выраженности личностных качеств - предполагаемых детерминантов конкурентоспособности. затем определялись взаимосвязи между средними баллами по двум основаниям оценки, после чего были отобраны те качества, корреляция которых с соответствующими критериями конкурентоспособности является сильной положительной на достоверном уровне значимости (р 6 [0,75; 0,92], Р<0,05). Результаты проведенного исследования позволяют констатировать следующее.
первая группа параметров может быть описана следующими критериальными характеристиками и соответствующими личностными качествами - детерминантами конкурентоспособности.
1. Эффективное поведение при трудоустройстве. Соискатель проявляет осведомленность о целях, миссии организации. во время собеседования корректен, соблюдает субординацию, следует нормам профессиональной этики (внешний вид, речь, манера держаться). Демонстрирует чувство собственного достоинства, спокойствие, уверенность в себе. Готов начинать с малого, но интересуется профессиональными перспективами. Способен отметить и собственные достоинства, конкурентные преимущества и недостатки, причем осознает способы их преодоления или компенсации.
2. Особенности поиска работы. Специалист проявляет инициативность и самостоятельность в поиске работы (при первичном и последующих трудоустройствах), даже несмотря на наличие опережающих предложений. Необходимую информацию получает из профессионального сообщества. Выбор места работы всегда осознанный, специалист не боится при необходимости начинать карьеру с нуля, если видит хорошие перспективы для себя.
3. Опыт работы. Специалист имеет опыт работы по основной и/или смежной специальности, включающий выполнение разнообразных функций и решение разноплановых задач. Молодые специалисты имеют опыт совмещения (постоянного или эпизодического) учебы в вузе с работой (также по основной либо смежной специальности) и хорошие отзывы по итогам производственных практик; отказ от совмещения работы с учебой у них связан преимущественно с необходимостью уделить особое внимание учебе.
параметры второй группы характеризуются следующим.
1. Отношение к специалисту со стороны руководителей. Руководители высоко ценят специалиста благодаря его соответствию требованиям профессии и целям организации. Положительно оцениваются и человеческие качества, и результаты профессиональной деятельности. Руководители видят перспективы для специалиста и готовы предоставлять ему возможности для развития. Уход специалиста в другие организации рассматривается как нежелательный.
2. Отношения специалиста с коллегами. С коллегами складываются преимущественно конструктивные деловые отношения. К установлению дружеских, более эмоционально насыщенных отношений специалист не стремится (за исключением отдельных случаев). коллеги ценят порядочность специалиста, его ответственность за порученное дело, способность работать в команде и готовность к взаимопомощи; они делятся с ним профессиональным опытом и обращаются к его опыту.
3. Отношение к специалисту со стороны потребителей. Потребители полностью удовлетворены процессом и результатами труда специалиста, равно высоко оценивают его профессиональные и общечеловеческие качества. Готовы делиться с другими (потенциальными потребителями) сведениями о хорошем специалисте, создавая ему благоприятную репутацию.
4. Полифункциональность деятельности. Специалист способен эффективно выполнять разнообразные профессиональные функции, быстро их осваивая. Нередки случаи совмещения нескольких видов деятельности. Профессиональные задачи разнообразны, решаются эффективно и творчески. отмечается разнообразие средств и
методов деятельности, их выбор адекватен целям работы. Специалист демонстрирует склонность и способность к самостоятельному поиску и постановке задач, нахождению и/или конструированию новых способов их решения.
5. Степень самостоятельности и ответственности. Специалист способен равно эффективно выполнять работу самостоятельно и работать в команде (независимо от его личностной индивидуалистической или коллективистской направленности). Адекватно определяет степень собственной ответственности в работе, способен оценить последствия своих действий. Проявляет готовность и способность к повышению профессиональной ответственности.
каждый внешний критерий обеспечивается группой детерминантов, среди которых важную роль играют внепрофессио-нальные качества личности. Эффективность поведения при трудоустройстве зависит от сформированности таких качеств, как поведенческая и интеллектуальная гибкость, способность к самопрезентации, активность и мобильность.
Успешность поиска работы обусловливается коммуникабельностью, мобильностью и активностью личности, а накопление необходимого профессионального опыта во многом зависит от стремления специалиста к социальному успеху и его информационной компетентности. Эмоциональная гибкость, толерантность, порядочность и коммуникабельность способствуют установлению конструктивных взаимоотношений специалиста с руководителями, коллегами и потребителями профессиональных услуг. Полипрофессионализм деятельности достигается, в том числе, благодаря креативности, мобильности, надежности и информационной компетентности специалистов. Самостоятельность и готовность к повышению профессиональной ответственности во многом обусловлены надежностью, гражданственностью и стремлением к социальному успеху.
Таким образом, многие качества и способности личности, не относящиеся напрямую к категории профессионально значимых, детерминируют конкурентоспособность специалистов. Важно заметить, что детерминирование осуществляется как через критерии, опосредованные личностны-
ми особенностями субъектов взаимодействия, так и через более объективные критерии, связанные с качеством профессиональной деятельности. С учетом этого мы считаем, что развитие ряда внепрофессио-нальных личностных характеристик будущих специалистов, имеющих значение для становления их конкурентоспособности, должно предусматриваться при проектировании содержания профессионального образования.
Литература
1. Скоробогатова М. Как мы понимаем конкурентоспособность на рынке труда [Электронный ресурс]. URL : http://globsitc.narod.ru/kon-ferenc/tezisi/s2t3.htm.
2. Славова Л.Д. Конкурентоспособность молодого специалиста в современных реалиях
[Электронный ресурс]. URL : http://rnsnauka. com/9/EISN_2007/Economics/21465/doc.htm.
3. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе : учеб. пособие для вузов. М. : ЮНИТИ-ДАИА, 2002.
Out of profession determinants of competitiveness (sport and physical culture specialists)
There are defined some personal qualities and features which are not professional but important for being competitive. Outer parameters for describing the specialist competitiveness at labour market are done.
Key words: out of profession determinants of competitiveness, parameters of competitiveness, criteria for specialist competitiveness.