Научная статья на тему 'Внеклассные занятия по русскому языку в третьем классе'

Внеклассные занятия по русскому языку в третьем классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1413
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАГРАММА / МЕТАГРАММА / ШАРАДА / ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ / ПОСЛОВИЦЫ / ПОГОВОРКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершова Галина Ивановна

В статье предлагается комплекс занятий по внеклассной работе по русскому языку для третьего класса по программе «Школа России» вместе с пояснительной запиской, в которой рассматривается актуальность этих занятий. Систематическое проведение их позволяет обогатить и активизировать словарный запас обучающихся, повысить интерес к изучению русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ершова Галина Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внеклассные занятия по русскому языку в третьем классе»

№ 312

РЕШИТЬ БЕЗ ПРОВЕРКИ ОДИН ПРИМЕР НА ВЫЧИТАНИЕ, ДРУГОЙ НА СЛОЖЕНИЕ

3 РЕШИТЬ ОДИН ПРИМЕР НА ВЫЧИТАНИЕ С ПРОВЕРКОЙ И НА СЛОЖЕНИЕ БЕЗ ПРОВЕРКИ

I) РЕШИТЬ ОДИН ПРИМЕР НА СЛОЖЕНИЕ И СДЕЛАТЬ ПРОВЕРКУ И НАЙТИ ВТОРОЙ СПОСОБ ПРОВЕРКИ

У: Кто выбрал зеленый кружок, синий, красный?

IX. Проверка индивидуализированных заданий.

Ответы:

№ 312

215237, 737468, 780415, 1080322

У: Каким действием проверяли сложение, вычитание?

Какие способы проверки вы можете предложить?

X. Итог урока. Рефлексия.

Размышления и ответы на вопросы: «Что у меня на уроке получилось хорошо? Над чем мне надо поработать?»

В статье предлагается комплекс занятий по внеклассной работе по русскому языку для третьего класса по программе «Школа России» вместе с пояснительной запиской, в которой рассматривается актуальность этих занятий. Систематическое проведение их позволяет обогатить и активизировать словарный запас обучающихся, повысить интерес к изучению русского языка.

Ершова Галина Ивановна

учитель начальных классов I квалификационная категория Ямало-Ненецкий автономный округ Гимназия г. Лабытнанги gimnasia@lbt.ru

ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ

Можно ли на внеклассных занятиях повысить интерес к изучению русского языка у обучающихся I ступени образования?

¥

Ключевые слова: анаграмма, метаграмма, шарада, грамматические игры, пословицы, поговорки.

Цель - сформировать интерес у младших школьников к изучению русского языка.

Идея: положительная мотивация позволит обучающимся приобрести практические навыки по развитию речи, по активизации и обогащению словарного запаса, что будет способствовать формированию познавательного интереса к предметам: русский язык и литературное чтение.

Условия формирования опыта

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы;

- активное участие в работе городских методических объединений.

Актуальность и перспективность опыта

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и

самим собой, умеющая правильно выражать и оформлять свои мысли, грамотно вести диалоги.

В современном мире проблемы культурного общения приобрели первостепенное значение. Интенсивное распространение информационно-коммуникационных технологий требует от современных детей знание новых слов и их значений. В то же время дети должны знать историю и культуру своего родного языка.

Если же обратиться к условиям школьных уроков, то без интеграции содержания речи, построения, языковых средств выражения, выразительности вряд ли можно достичь языковой и речевой культуры учащихся. Эти нормы находятся в центре системы обучения школьников русскому языку. Практика преподавания русского языка в значительной мере ориентирована на формирование представлений о языке, его правилах и законах, на освоение норм орфографии и пунктуации. Однако сегодня, когда

возрастание коммуникативной активности членов нашего общества продиктовано быстро изменяющимися условиями жизни, ориентированность многих современных программ русского языка на речевое развитие младших школьников становится особенно понятной и актуальной.

Начинать работу в этом направлении нужно с младшего возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.

Описание опыта

проектной педагогической деятельности

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия.

Необходимость проведения внеклассной работы диктуется, однако, не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Цели внеклассной работы шире, а именно: способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала; содействовать развитию речи детей; совершенствовать у них навыки лингвистического анализа; повышать уровень языкового развития; воспитывать интерес к предмету. Внеклассные занятия с младшими школьниками важны и для осуществления преемственности в работе по русскому языку между начальными и старшими классами.

Новая программа по русскому языку обращает пристальное внимание учителя на все стороны языка. Большее значение придаётся словарной (лексической) работе. Программа рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане. Внеклассные занятия ориентируют ученика на различные наблюдения над лексической стороной слова, дают ему возможность увидеть, как живёт слово в тексте. Такой подход к изучению слова позволяет, связывая внеклассные занятия с уроками русского языка и чтения, обогатить знания детей о слове.

Внеклассные занятия раскрывают полнее значение русского языка в жизни народов нашей страны, его богатство, самые дорогие слова. Мысль о богатстве и красоте русского слова, о необходимости бережного отношения к нему проводится на протяжении всех занятий.

Внеклассные занятия по русскому языку строятся на основе занимательности, которая способна возбудить у школьников непосредственный интерес и вызвать стремление к получению знаний. Задания привлекают своей необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановке, без чего невозможно активное усвоение материала. Активная заинтересованность учеников может быть вызвана использованием различных видов внеклассных занятий, например: игры- соревнования, устные журналы, КВН, олим-

пиады. Общим для всех видов внеклассных занятий является то, что в каждом из них ученики получают возможность решать посильные задачи, выполнять элементарные стилистические упражнения, проводить систематические наблюдения над языковыми фактами.

При проведении внеклассных занятий учитель не должен забывать о том, что активная заинтересованность и творческая деятельность учащихся являются показателями эффективности каждого занятия и всей работы в целом. Соблюдение этих условий помогает учителю регулировать весь ход внеурочной работы и находить оптимальные варианты занятий, позволяющих более успешно осуществлять задачи воспитания школьников.

Внеклассная работа по русскому языку имеет большое значение в активизации познавательной деятельности младшего школьника. Игра - эффективное средство закрепления и проверки знаний учащихся, полученных на уроках. Она помогает повысить интерес к урокам русского языка.

Факультативный курс «Веселая грамматика» для младших школьников разработан как дополнение к курсу русского языка в начальной школе. Он призван решать следующие задачи:

1. Содействовать развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения;

2. Формировать творческие способности учащихся;

3. Усилить интерес учащихся к русскому языку.

Факультативный курс рассчитан на 35 учебных

часов. Он проводится параллельно курсу русского языка и подготовлен с учётом программы и учебника по данному предмету (авторы Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова).

Устойчивый интерес к занятиям поддерживается тем, что проводится систематически. На занятиях должны возникать маленькие и доступные для понимания детей вопросы, загадки, создаваться атмосфера, возбуждающая активную мысль учащихся. Во всём новом должны быть элементы старого, известного детям. Только при условии установления связи нового со старым возможны проявления сообразительности и догадки. Занимательный материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями детей.

Особенностью факультативного курса являются занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободное выражение своих чувств во время работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. Атмосфера лёгкого юмора создаётся путём включения в ситуацию весёлых рассказов, заданий героев детских сказок, загадок, ребусов и кроссвордов, инсценировок, КВН-ов.

Внеклассная работа по русскому языку даёт возможность глубже понять роль русского языка в жизни. Разгадывание тайн превращения слов учит ребят самостоятельно преодолевать трудности. На факульта-

тивных занятиях по русскому языку работа ведётся в 3 направлениях:

1) Слово - единица устной и письменной речи, его значение;

2) Волшебные превращения слов и предложений;

3) Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Заканчивать занятия полезно в тот момент, когда дети готовы с увлечением повторять игру, отгадывать загадки, ребусы и т.д. Эти сохранившиеся желания служат «зарядом интереса» к последующим занятиям.

К концу факультативного курса учащиеся должны уметь:

1. Вычленять слово из устной и письменной речи; определять, к какой части речи оно относится;

2. Составлять и правильно записывать предложения; определять виды предложения.

3. Запомнить правописание словарных слов; употреблять их в речи и правильно записывать.

4. Составлять небольшие рассказы по картинкам; писать мини-сочинения.

5. Уметь разгадывать ребусы, кроссворды, шарады, мегаграммы и т.д.; подбирать синонимы и антонимы к словам; составлять загадки.

Прилагаю три внеклассных занятия.

Занятие 1.

Цель занятия: повторить различие гласных и согласных звуков и букв; определение слогов в слове; познакомить детей с буквенной загадкой - шарадой; развивать речь и обогащать словарный запас; повышать интерес к русскому языку.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Сообщение целей занятия.

3. «Исполни песню»

Дети исполняют песню согласными и гласными звуками «В траве сидел кузнечик». Сравнение и вывод.

4. Буквенные головоломки. Прочитай пословицу:

аДпЕоЛтУеВхРеЕчМаЯс

- Назовите согласные и гласные буквы, запишите пословицу в тетрадь. Определите, сколько слогов в каждом слове. Докажите.

5. «Кто быстрее?»

Дети придумывают и вписывают слова в таблицы:

На какой вопрос отвечают эти слова? Почему? Докажите.

6. «Что такое шарада?»

Шарада - это буквенная загадка, в которой зашифрованное слово делится на части (самостоятельные слова) и разгадывается по частям. Например:

Моё начало - буква алфавита, она всегда шипит сердито.

Второго корабли боятся и обойти его стремятся.

А целое весной летает и жужжит, то сядет на цветок, то снова улетит.

Ш - МЕЛЬ - шмель

А) Три буквы - термин при игре, другие три - победный крик.

А целое ты встретишь во дворе, услышав вдруг собачий рык.

КОН - УРА

Б) Первое слово над чайником тает, второе -у папы растёт над губой.

А целое - ветер морской надувает и в плаванье нас приглашает с тобой.

ПАР - УС

7. Игра «Наборщики».

- Составьте слова из слова ЯРМАРКА.

Проверка. Составьте предложение с одним из

слов и запишите. Найдите главные члены предложения.

8. Подведение итогов. Что нового узнали? Какое задание особенно понравилось?

Занятие 2

Цель: Повторение темы «Ударение»; учить детей разгадывать шарады; познакомить с буквенной загадкой - метаграммой; развивать речь детей; активизировать и обогащать словарный запас.

1. Ход занятия

1. Организационный момент. Сообщение целей занятия.

2. Разгадывание шарады:

Слог мой первый вдыхает охотно аромат тех цветов, что на клумбе растут, а второй - украшает животных, тех, которые жвачку спокойно жуют. Если буквой скрепить оба слога, то получится просто, поверь, тут и думать не следует много, - африканский огромнейший зверь.

НОС - О - РОГ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Сколько в слове слогов? Докажите.

- Это слово сложное. Кто сможет догадаться, почему?

- Поставьте ударение. Какой гласный ударный? Какие остальные гласные?

3. Прочитайте пословицу.

ГтДаЕмСиМпЕоЛбОеСдТаЬ.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы? Чему она учит?

- Поставьте ударение в словах.

- Разделите слово победа для переноса.

4. Метаграмма.

- Кто из вас знает, что обозначает это слово? Кто его слышал?

Метаграмма - это буквенная загадка. В зашифрованном слове нужно поочерёдно одну букву заменять

указанными в тексте. Значение слова каждый раз будет меняться. Например:

Когда я с «Д», меня сорвут,

Когда я с «Т», на мне плывут. ( ПЛОД - ПЛОТ)

А) С буквы «Ч» я начинаюсь, мелкой рыбкой я питаюсь.

Букву «Ч» на «М» заменишь, на себя меня наденешь. (ЧАЙКА-МАЙКА)

- Запишите слова, разделяя для переноса. Поставьте ударение.

Б) Меня ты не напрасно ценишь - тебя насытить я могу,

Но если «У» на «Е» ты сменишь, я по деревьям побегу. (БУЛКА-БЕЛКА)

- Сделайте звуко-буквенный анализ слова БЕЛКА.

5. Игра «Наборщики».

-Составьте как можно больше слов из слова ТЕЛЕВИЗОР. Поставьте в словах ударение.

- Составьте из одного слова предложение. Найдите главные члены предложения. Дайте характеристику предложению. (Какое оно по цели высказывания и по интонации).

6. Итог занятия. Что вам понравилось? Что было трудного? С чем вы справились легко?

Занятие 3

Цели: Повторить знания о согласных звуках и буквах; умение выполнять звуко-буквенный анализ слова; различать согласные по твёрдости и мягкости; обогащать словарный запас детей и развивать речь.

Ход занятия

1. Организационный момент. Повторение пройденного. Метаграмма.

На мне качаясь, птичка весела и чувствует она себя прекрасно.

Но только с «В» для птички я мила, а с буквой «С» я для неё опасна.

ВЕТКА - СЕТКА

- Запишите отгадку. Подчеркните все согласные буквы.

- Какие звуки они обозначают? Твёрдые или мягкие?

2. Новый материал: «Анаграмма».

Анаграмма - перестановка букв в слове для образования нового слова. Например: Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь, но буквы переставь мои, и целый лес ты мною свалишь. ЛИПА-ПИЛА.

- Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните мягкие согласные звуки. Как они обозначаются на письме?

А) Воздух в шины я вдуваю, жизнь несу я колесу, Если слоги мы смешаем - буду деревом в лесу. НАСОС - СОСНА.

- Запишите слова. Какие согласные в этих словах: твёрдые или мягкие?

Докажите. Поставьте ударение.

Б) Задачу ты решишь свободно: я небольшая часть лица. Но если ты прочтёшь меня с конца, во мне увидеть можешь что угодно. НОС - СОН.

- Какие согласные звуки в этих словах? Сколько в них слогов? Почему?

- Составьте предложение с одним из слов. Запишите.

Найдите главные члены предложения.

3. Игра «Наборщики».

Составьте как можно больше слов из слова МАСЛЕНИЦА.

4. Собери пословицу.

Своя ноша дитя без глазу

Каждая курица не тянет

У семи нянек свой насест хвалит

- Объясните смысл пословиц. На какую пословицу похожа пословица: Каждый кулик своё болото хвалит?

5. Игра «Вставь слог».

Например: НОЧ ... ЕНДА (ЛЕГ)

ЖЕМ ... УН (ЧУГ) МАС ... МОРС (ТЕР) РЫ ...

ТЮРН (НОК) Запишите слова, разделяя для перено-

са. Подчеркните твёрдые согласные одной чертой, а мягкие - двумя чертами.

6. Подведение итогов. Что вам понравилось? Какое настроение было на занятии? Как оцените свою работу?

Литература

1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 2класс. Изд.: Москва, ГИЦ «Владос», 2001.

2. Дюмина С.В. Управление процессом формирования общих учебных умений и навыков младших школьников. // Инновационные проекты и программы в образовании. -2009. - №1.

3. Истомин А.В. Инновационная педагогическая технология - «Развитие критического мышления через чтение и письмо» // Эксперимент и инновации в школе. - 2009.-№6.

4. Мирошникова А.А. Информационные технологии в процессе обучения младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. -2009. - №5.

5. Мурушкина Т.И. Развивающая игра - одно из средств достижения психологического комфорта на уроках русского языка в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. -№2.

6. Поляков А.В. Превращения слов. Изд.: Москва, «Просвещение», 1991.

7. Попова Е., Нарушевич А. Тесты по русскому языку. Изд.: Москва, «АСТ-ПРЕСС», 2001.

8. Трубин А.В. Школа дистанционных олимпиад в образовательном пространстве Гимназии. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. -№6.

9. Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Изд.: Москва, «Просвещение», 1971.

10. Шевердина Н.А., Сушинскас Л.Л. Викторины, конкурсы, кроссворды для начальной школы. Изд.: Ростов-на-Дону, «Феникс», 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.