В статье предлагается комплекс занятий по внеклассной работе по русскому языку для третьего класса по программе «Школа России». Актуальность этих занятий раскрывается в пояснительной записке. Систематическое проведение подобных занятий позволяет обогатить и активизировать словарный запас обучающихся, повысить интерес к изучению русского языка.
Тимофеева Татьяна Олеговна
учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Краснодарский край, г. Геленджик
ПЛАН УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ»
Как научить детей решать уравнения на основе взаимосвязи между компонентами и результатами сложения и вычитания?
¥
Ключевые слова: вычислительные навыки, математические знания, логическое мышление, решение
Цели: научить детей находить неизвестное слагаемое в усложненных уравнениях;
совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;
закрепить письменные приемы сложения и вычитания;
развивать воображение, логическое мышление, речь, пробуждать у учащихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения;
воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки, вырабатывать самоанализ и самоконтроль
Оборудование: миипМЕО^, карточка-тест, учебник «Математика 4» I часть, автор М.И.Моро и др.,
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
a) Приветствие
b) Активизация
Учитель благодарит тех детей, которые предыдущую домашнюю работу выполнили добросовестно.
II. Проверка домашнего задания.
У: Вы должны были повторить единицы длины, массы и времени. Проверку осуществим в виде теста. Найдите правильное соответствие между первым и вторым столбиком. Соедините линиями.
Взаимопроверка и самоконтроль
У: Обменяйтесь тестами. Проверьте своего соседа. Если есть ошибки, отметьте знаком, если нет поставьте «+».
У: Возьмите свой лист и проверьте себя. Ответы на экране.
ВАРИАНТ -1
ВАРИАНТ - 2
1КГ =1000 г 1Ц = 100 КГ 1Т= 1000 КГ 1КМ =1000 м 1 ДМ = 100 мм
В. = 100 л.
Г. = 12 МЕС. СУТ = 24 Ч Ч = 60 МИН МИН = 60 С
У: Оцените себя. Кто не допустил ошибки? У кого одна ошибка? Эти знания нам понадобятся для дальнейшей работы на уроках.
У: Напомните условие задачи по краткой записи.
КРАТКОЕ УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ №303
ЯНВАРЬ - 4850Т
ФЕВРАЛЬ -?Т, НА 365 Т МЕНЬШЕ
У: Какой вопрос вы поставили к задаче? Проверьте. ВОПРОС К ЗАДАЧЕ №303
СКОЛЬКО ТОНН БУМАГИ ПОШЛО НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ ТЕТРАДЕЙ?
У: Прочитайте ответ из тетради. Проверьте с доски.
ОТВЕТ
3000 Т БУМАГИ ПОТРЕБОВАЛОСЬ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ ТЕТРАДЕЙ
III. Практические задания, работа в тетрадях, устный счет.
У: Отрабатываем устные приемы вычислений. Записываем только ответы.
• Первое слагаемое 380, второе 120. Чему равна сумма? (500)
• Я задумала число, если к нему прибавить 200, то получится 1000. Какое число я задумала? (800)
• Одно слагаемое 120. Сумма 670. Чему равно второе слагаемое? (570)
• Я задумала число. Если к нему прибавить 80. то получится 888. Какое число я задумала? (808)
У: Прочитайте записанные числа. Задания были на нахождение какого компонента?
Какое правило вы использовали при нахождении неизвестного?
Написание каких цифр повторили?
IV. Объяснение нового материала
У: Из данных выражений, записанных на доске, найдите уравнения. Выйдите и подчеркните их.
(100 + а= 200; 16 * Р; 3 * 100; а - с; в + 12= 25; х + 25= 90: 3)
У: Почему это уравнения? Докажи. ( Дети называют правило)
УРАВНЕНИЕМ НАЗЫВАЮТ РАВЕНСТВО,СОДЕРЖАШЕЕ БУКВУ,ЗНАЧЕНИЕ КОТОРОЙ НАДО НАЙТИ
У: Что значит, решить уравнение? (ответы детей) Проверьте.
РЕШИТЬ УРАВНЕНИЕ -
ЗНАЧИТ НАЙТИ ЗНАЧЕНИЕ БУКВЫ
У: Чему равно значение буквы а? в?
А есть ли среди этих уравнений абсолютно новое? Чем эти уравнения отличаются? (записью).
Это уравнение надо прочитать. Это уравнение, на нахождение какого компонента?
Как называется результат? Чем представлена сумма? (Чтение и запись уравнения в тетрадь.)
У: Как его решить? Какие у вас, будут предложения, по его решению? (выслушиваются ответы детей).
У: Найдем сначала значение правой части, т.е находим частное чисел 90 и 3.
Теперь мы получили простое уравнение. Запишем его (х + 25 = 30).
А такие уравнения вы решаете без проблем. Делаем проверку.
У: Что мы сейчас делали? (решали уравнение).
Уравнение знакомое или абсолютно новое?
Определите тему урока (ответы детей). Тема урока - (решение уравнений нового вида).
У: Могли бы вы научить другого человека решать такие уравнения? Как бы вы объяснили? С чего начать решение? Составьте алгоритм решения уравнения нового вида. (Выслушиваются варианты)
АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЯ НОВОГО ВИДА
• ШАГ 1 НАЙДИ ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОЙ
ЧАСТИ УРАВНЕНИЯ
• ШАГ 2 ЗАПИШИ ПОЛУЧЕННОЕ
УРАВНЕНИЕ
• ШАГ 3 РЕШИ ПРОСТОЕ УРАВНЕНИЕ
• ШАГ 4 СДЕЛАЙ ПРОВЕРКУ
V. Обобщение. Работа по учебнику.
У: Откройте учебник на с.64. Найдите уравнения у красной черты. Чем выражена сумма в правой части уравнения?
Кто хочет попробовать прочитать?
Чем выражена сумма во втором уравнении?
А теперь, используя алгоритм, объясните друг другу, как решены эти уравнения ( по вариантам)
У: Кто ошибся ? Какая тема урока?
Закрепление по учебнику.
У: Посмотрите на № 310. Какое их данных уравнений подходит к теме урока? Прочитайте его. Запишите в тетрадь.
Кто готов выйти к доске и решить его? (ученик работает у доки)
Кто решит раньше, составьте задачу по первому уравнению.
(Проверка уравнения и задачи)
VI. Физминутка.
VII. Решение задач при помощи уравнений.
У: Мы решали уравнения, а математика предусматривает решение задач с помощью уравнений. Можно решить задачу, составив по её условию уравнение. Рассмотрим №311.
a) Чтение условия
b) Объяснение
У: Какие варианты можете предложить? (заслушиваются ответы детей)
У: Обозначим неизвестное число буквой х. тогда из условия задачи сумма неизвестного числа и числа 390 равна произведению чисел 70 и 6.
Получим уравнение. Прочитаем его х + 390 = 70 * 6. Запишем его и решим, используя алгоритм.
У: Чему равен х? Теперь ответим на вопрос задачи. Устно проверим . Как?
VIII. Индивидуализация. Работа по выбору.
У: Сейчас вы будете закреплять письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.
Обратитесь к №312. Что надо сделать? Но ваши задания будут по нарастающей сложности: сверху вниз. Вспомните, что означают цвета?
Вы будете работать самостоятельно, выбрав то задание, которое вам под силу выполнить за 8 минут. Если вы сделаете раньше, то можете перейти к следующему, более сложному заданию.
№ 312
РЕШИТЬ БЕЗ ПРОВЕРКИ ОДИН ПРИМЕР НА ВЫЧИТАНИЕ, ДРУГОЙ НА СЛОЖЕНИЕ
3 РЕШИТЬ ОДИН ПРИМЕР НА ВЫЧИТАНИЕ С ПРОВЕРКОЙ И НА СЛОЖЕНИЕ БЕЗ ПРОВЕРКИ
I) РЕШИТЬ ОДИН ПРИМЕР НА СЛОЖЕНИЕ И СДЕЛАТЬ ПРОВЕРКУ И НАЙТИ ВТОРОЙ СПОСОБ ПРОВЕРКИ
У: Кто выбрал зеленый кружок, синий, красный?
IX. Проверка индивидуализированных заданий.
Ответы:
№ 312
215237, 737468, 780415, 1080322
У: Каким действием проверяли сложение, вычитание?
Какие способы проверки вы можете предложить?
X. Итог урока. Рефлексия.
Размышления и ответы на вопросы: «Что у меня на уроке получилось хорошо? Над чем мне надо поработать?»
В статье предлагается комплекс занятий по внеклассной работе по русскому языку для третьего класса по программе «Школа России» вместе с пояснительной запиской, в которой рассматривается актуальность этих занятий. Систематическое проведение их позволяет обогатить и активизировать словарный запас обучающихся, повысить интерес к изучению русского языка.
Ершова Галина Ивановна
учитель начальных классов I квалификационная категория Ямало-Ненецкий автономный округ Гимназия г. Лабытнанги gimnasia@lbt.ru
ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ
Можно ли на внеклассных занятиях повысить интерес к изучению русского языка у обучающихся I ступени образования?
¥
Ключевые слова: анаграмма, метаграмма, шарада, грамматические игры, пословицы, поговорки.
Цель - сформировать интерес у младших школьников к изучению русского языка.
Идея: положительная мотивация позволит обучающимся приобрести практические навыки по развитию речи, по активизации и обогащению словарного запаса, что будет способствовать формированию познавательного интереса к предметам: русский язык и литературное чтение.
Условия формирования опыта
На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:
- изучение методической литературы;
- активное участие в работе городских методических объединений.
Актуальность и перспективность опыта
Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и
самим собой, умеющая правильно выражать и оформлять свои мысли, грамотно вести диалоги.
В современном мире проблемы культурного общения приобрели первостепенное значение. Интенсивное распространение информационно-коммуникационных технологий требует от современных детей знание новых слов и их значений. В то же время дети должны знать историю и культуру своего родного языка.
Если же обратиться к условиям школьных уроков, то без интеграции содержания речи, построения, языковых средств выражения, выразительности вряд ли можно достичь языковой и речевой культуры учащихся. Эти нормы находятся в центре системы обучения школьников русскому языку. Практика преподавания русского языка в значительной мере ориентирована на формирование представлений о языке, его правилах и законах, на освоение норм орфографии и пунктуации. Однако сегодня, когда