Научная статья на тему 'План урока математики по теме «Решение уравнений»'

План урока математики по теме «Решение уравнений» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
228
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ / МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РЕШЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «План урока математики по теме «Решение уравнений»»

В статье предлагается комплекс занятий по внеклассной работе по русскому языку для третьего класса по программе «Школа России». Актуальность этих занятий раскрывается в пояснительной записке. Систематическое проведение подобных занятий позволяет обогатить и активизировать словарный запас обучающихся, повысить интерес к изучению русского языка.

Тимофеева Татьяна Олеговна

учитель начальных классов Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 Краснодарский край, г. Геленджик

ПЛАН УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ»

Как научить детей решать уравнения на основе взаимосвязи между компонентами и результатами сложения и вычитания?

¥

Ключевые слова: вычислительные навыки, математические знания, логическое мышление, решение

Цели: научить детей находить неизвестное слагаемое в усложненных уравнениях;

совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;

закрепить письменные приемы сложения и вычитания;

развивать воображение, логическое мышление, речь, пробуждать у учащихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения;

воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки, вырабатывать самоанализ и самоконтроль

Оборудование: миипМЕО^, карточка-тест, учебник «Математика 4» I часть, автор М.И.Моро и др.,

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

a) Приветствие

b) Активизация

Учитель благодарит тех детей, которые предыдущую домашнюю работу выполнили добросовестно.

II. Проверка домашнего задания.

У: Вы должны были повторить единицы длины, массы и времени. Проверку осуществим в виде теста. Найдите правильное соответствие между первым и вторым столбиком. Соедините линиями.

Взаимопроверка и самоконтроль

У: Обменяйтесь тестами. Проверьте своего соседа. Если есть ошибки, отметьте знаком, если нет поставьте «+».

У: Возьмите свой лист и проверьте себя. Ответы на экране.

ВАРИАНТ -1

ВАРИАНТ - 2

1КГ =1000 г 1Ц = 100 КГ 1Т= 1000 КГ 1КМ =1000 м 1 ДМ = 100 мм

В. = 100 л.

Г. = 12 МЕС. СУТ = 24 Ч Ч = 60 МИН МИН = 60 С

У: Оцените себя. Кто не допустил ошибки? У кого одна ошибка? Эти знания нам понадобятся для дальнейшей работы на уроках.

У: Напомните условие задачи по краткой записи.

КРАТКОЕ УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ №303

ЯНВАРЬ - 4850Т

ФЕВРАЛЬ -?Т, НА 365 Т МЕНЬШЕ

У: Какой вопрос вы поставили к задаче? Проверьте. ВОПРОС К ЗАДАЧЕ №303

СКОЛЬКО ТОНН БУМАГИ ПОШЛО НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ ТЕТРАДЕЙ?

У: Прочитайте ответ из тетради. Проверьте с доски.

ОТВЕТ

3000 Т БУМАГИ ПОТРЕБОВАЛОСЬ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ШКОЛЬНЫХ ТЕТРАДЕЙ

III. Практические задания, работа в тетрадях, устный счет.

У: Отрабатываем устные приемы вычислений. Записываем только ответы.

• Первое слагаемое 380, второе 120. Чему равна сумма? (500)

• Я задумала число, если к нему прибавить 200, то получится 1000. Какое число я задумала? (800)

• Одно слагаемое 120. Сумма 670. Чему равно второе слагаемое? (570)

• Я задумала число. Если к нему прибавить 80. то получится 888. Какое число я задумала? (808)

У: Прочитайте записанные числа. Задания были на нахождение какого компонента?

Какое правило вы использовали при нахождении неизвестного?

Написание каких цифр повторили?

IV. Объяснение нового материала

У: Из данных выражений, записанных на доске, найдите уравнения. Выйдите и подчеркните их.

(100 + а= 200; 16 * Р; 3 * 100; а - с; в + 12= 25; х + 25= 90: 3)

У: Почему это уравнения? Докажи. ( Дети называют правило)

УРАВНЕНИЕМ НАЗЫВАЮТ РАВЕНСТВО,СОДЕРЖАШЕЕ БУКВУ,ЗНАЧЕНИЕ КОТОРОЙ НАДО НАЙТИ

У: Что значит, решить уравнение? (ответы детей) Проверьте.

РЕШИТЬ УРАВНЕНИЕ -

ЗНАЧИТ НАЙТИ ЗНАЧЕНИЕ БУКВЫ

У: Чему равно значение буквы а? в?

А есть ли среди этих уравнений абсолютно новое? Чем эти уравнения отличаются? (записью).

Это уравнение надо прочитать. Это уравнение, на нахождение какого компонента?

Как называется результат? Чем представлена сумма? (Чтение и запись уравнения в тетрадь.)

У: Как его решить? Какие у вас, будут предложения, по его решению? (выслушиваются ответы детей).

У: Найдем сначала значение правой части, т.е находим частное чисел 90 и 3.

Теперь мы получили простое уравнение. Запишем его (х + 25 = 30).

А такие уравнения вы решаете без проблем. Делаем проверку.

У: Что мы сейчас делали? (решали уравнение).

Уравнение знакомое или абсолютно новое?

Определите тему урока (ответы детей). Тема урока - (решение уравнений нового вида).

У: Могли бы вы научить другого человека решать такие уравнения? Как бы вы объяснили? С чего начать решение? Составьте алгоритм решения уравнения нового вида. (Выслушиваются варианты)

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ УРАВНЕНИЯ НОВОГО ВИДА

• ШАГ 1 НАЙДИ ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОЙ

ЧАСТИ УРАВНЕНИЯ

• ШАГ 2 ЗАПИШИ ПОЛУЧЕННОЕ

УРАВНЕНИЕ

• ШАГ 3 РЕШИ ПРОСТОЕ УРАВНЕНИЕ

• ШАГ 4 СДЕЛАЙ ПРОВЕРКУ

V. Обобщение. Работа по учебнику.

У: Откройте учебник на с.64. Найдите уравнения у красной черты. Чем выражена сумма в правой части уравнения?

Кто хочет попробовать прочитать?

Чем выражена сумма во втором уравнении?

А теперь, используя алгоритм, объясните друг другу, как решены эти уравнения ( по вариантам)

У: Кто ошибся ? Какая тема урока?

Закрепление по учебнику.

У: Посмотрите на № 310. Какое их данных уравнений подходит к теме урока? Прочитайте его. Запишите в тетрадь.

Кто готов выйти к доске и решить его? (ученик работает у доки)

Кто решит раньше, составьте задачу по первому уравнению.

(Проверка уравнения и задачи)

VI. Физминутка.

VII. Решение задач при помощи уравнений.

У: Мы решали уравнения, а математика предусматривает решение задач с помощью уравнений. Можно решить задачу, составив по её условию уравнение. Рассмотрим №311.

a) Чтение условия

b) Объяснение

У: Какие варианты можете предложить? (заслушиваются ответы детей)

У: Обозначим неизвестное число буквой х. тогда из условия задачи сумма неизвестного числа и числа 390 равна произведению чисел 70 и 6.

Получим уравнение. Прочитаем его х + 390 = 70 * 6. Запишем его и решим, используя алгоритм.

У: Чему равен х? Теперь ответим на вопрос задачи. Устно проверим . Как?

VIII. Индивидуализация. Работа по выбору.

У: Сейчас вы будете закреплять письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.

Обратитесь к №312. Что надо сделать? Но ваши задания будут по нарастающей сложности: сверху вниз. Вспомните, что означают цвета?

Вы будете работать самостоятельно, выбрав то задание, которое вам под силу выполнить за 8 минут. Если вы сделаете раньше, то можете перейти к следующему, более сложному заданию.

№ 312

РЕШИТЬ БЕЗ ПРОВЕРКИ ОДИН ПРИМЕР НА ВЫЧИТАНИЕ, ДРУГОЙ НА СЛОЖЕНИЕ

3 РЕШИТЬ ОДИН ПРИМЕР НА ВЫЧИТАНИЕ С ПРОВЕРКОЙ И НА СЛОЖЕНИЕ БЕЗ ПРОВЕРКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I) РЕШИТЬ ОДИН ПРИМЕР НА СЛОЖЕНИЕ И СДЕЛАТЬ ПРОВЕРКУ И НАЙТИ ВТОРОЙ СПОСОБ ПРОВЕРКИ

У: Кто выбрал зеленый кружок, синий, красный?

IX. Проверка индивидуализированных заданий.

Ответы:

№ 312

215237, 737468, 780415, 1080322

У: Каким действием проверяли сложение, вычитание?

Какие способы проверки вы можете предложить?

X. Итог урока. Рефлексия.

Размышления и ответы на вопросы: «Что у меня на уроке получилось хорошо? Над чем мне надо поработать?»

В статье предлагается комплекс занятий по внеклассной работе по русскому языку для третьего класса по программе «Школа России» вместе с пояснительной запиской, в которой рассматривается актуальность этих занятий. Систематическое проведение их позволяет обогатить и активизировать словарный запас обучающихся, повысить интерес к изучению русского языка.

Ершова Галина Ивановна

учитель начальных классов I квалификационная категория Ямало-Ненецкий автономный округ Гимназия г. Лабытнанги gimnasia@lbt.ru

ВНЕКЛАССНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ТРЕТЬЕМ КЛАССЕ

Можно ли на внеклассных занятиях повысить интерес к изучению русского языка у обучающихся I ступени образования?

¥

Ключевые слова: анаграмма, метаграмма, шарада, грамматические игры, пословицы, поговорки.

Цель - сформировать интерес у младших школьников к изучению русского языка.

Идея: положительная мотивация позволит обучающимся приобрести практические навыки по развитию речи, по активизации и обогащению словарного запаса, что будет способствовать формированию познавательного интереса к предметам: русский язык и литературное чтение.

Условия формирования опыта

На формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы;

- активное участие в работе городских методических объединений.

Актуальность и перспективность опыта

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и

самим собой, умеющая правильно выражать и оформлять свои мысли, грамотно вести диалоги.

В современном мире проблемы культурного общения приобрели первостепенное значение. Интенсивное распространение информационно-коммуникационных технологий требует от современных детей знание новых слов и их значений. В то же время дети должны знать историю и культуру своего родного языка.

Если же обратиться к условиям школьных уроков, то без интеграции содержания речи, построения, языковых средств выражения, выразительности вряд ли можно достичь языковой и речевой культуры учащихся. Эти нормы находятся в центре системы обучения школьников русскому языку. Практика преподавания русского языка в значительной мере ориентирована на формирование представлений о языке, его правилах и законах, на освоение норм орфографии и пунктуации. Однако сегодня, когда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.