Научная статья на тему 'Определение школьниками содержания минутки чистописания в 1-м классе на основе орфоэпического материала'

Определение школьниками содержания минутки чистописания в 1-м классе на основе орфоэпического материала Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2047
314
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ / ОРФОЭПИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ / РУССКИЙ ЯЗЫК / ENGLISH / MINUTE WRITING / ORTHOEPIC MOTHER AL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жуйкова Наталия Сергеевна

Статья посвящена вопросам организации и проведения минутки чистописания на уроках русского языка. Автором рассмотрены понятие орфоэпии и объем орфоэпического материала, изучаемый в 1-м классе по разным учебно-методическим комплектам. Предложены задания для определения учащимися 1 го класса содержания минутки чистописания на основе орфоэпического материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The definition of the pupils of contents minutes of writing in 1st class on the basis of orthoepic material

The article is devoted to the organization and conduct of the minutes of the Chi-topicana on the lessons of the Russian language. The author considers the concept correct orthoepy and volume orthoepic material studied in 1st class on various educational kits. The proposed tasks to determine students 1 class content minutes of handwriting based on the orthoepic mate-Rial.

Текст научной работы на тему «Определение школьниками содержания минутки чистописания в 1-м классе на основе орфоэпического материала»

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14877 УДК 373.31:811.161.1

Жуйкова Н. С. Определение школьниками содержания минутки чистописания в 1-м классе на основе орфоэпического материала // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 32. - ART 14877. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14877.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Жуйкова Наталия Сергеевна,

учитель начальных классов МКОУ СОШ № 7 г. Слободского, магистрант института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров [email protected]

Определение школьниками содержания минутки чистописания в 1-м классе

на основе орфоэпического материала

Аннотация. Статья посвящена вопросам организации и проведения минутки чистописания на уроках русского языка. Автором рассмотрены понятие орфоэпии и объем орфоэпического материала, изучаемый в 1-м классе по разным учебно-методическим комплектам. Предложены задания для определения учащимися 1-го класса содержания минутки чистописания на основе орфоэпического материала.

Ключевые слова: русский язык, минутка чистописания, орфоэпический материал. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Минутка чистописания - важный и обязательный структурный этап урока русского языка в начальной школе. Особую важность он имеет в первом классе, когда каллиграфический навык только начинает формироваться. В методике можно выделить два подхода к проведению этого структурного этапа урока: традиционный и нетрадиционный.

В традиционном варианте содержание минутки чистописания определяет и озвучивает в классе учитель. В нетрадиционном варианте содержание работы тоже устанавливает учитель. Но в классе он так организует работу, что учащийся определяет содержание минутки чистописания и называет ее тему. В этом случае минутка чистописания может иметь следующую структуру:

1. Определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания.

2. Показ учителем каллиграфического правильного письма той буквы, которая соответствует теме минутки чистописания.

3. Письмо учащимися буквы.

4. Прописывание буквы в составе буквосочетаний;

5. Запись слова, в котором есть буква по теме минутки чистописания [1].

Мы остановимся на первом этапе - определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания. Работать над этим структурным этапом мы предлагаем на основе орфоэпического материала. Это связано с тем, что работе над правильным звуковым оформлением слов отводится недостаточно времени на уроках русского языка. А орфоэпически правильное произношение слов - это основа культуры речи каждого человека. С. И. Ожегов под орфоэпией понимает «правила образцового литературного произношения» [2]. М. В. Панов рассматривает данное понятие с точки зрения разделов русского языка и добавляет, что «орфоэпия - это область фонетики, занимающаяся изучением норм произношения» [3]. Продолжая говорить об орфоэпии как о разделе русского языка следует рассмотреть точку зрения Р. И. Аванесова, который считает, что кроме фонетики в область орфоэпии включается и грамматика, поэтому целесообразно понимать орфоэпию как «совокупность не только специальных норм устной речи (норм произношения и ударения), но также и правил образования грамматических форм слов (например, свечей или свеч) [4]. Л. Л. Касаткин обращается к определению А. А. Реформатского, который, так же как

г\л Л г\л

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14877 УДК 373.31:811.161.1

Жуйкова Н. С. Определение школьниками содержания минутки чистописания в 1-м классе на основе орфоэпического материала // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 32. - ART 14877. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14877.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

и Р. И. Аванесов, выводит орфоэпию за пределы фонетики и рассматривал её как раздел русского языка, который, опираясь на знание фонетики, выбирает из существующих вариантов произношения то, что более соответствует принятым традициям, тенденциям развития языка [5].

Обобщая рассмотренные определения, можно считать, что орфоэпия - это часть фонетики, изучающая вариативные нормы литературного произношения, постановки ударения и образования грамматических форм слов.

Речь человека, соблюдающего произносительные нормы, воспринимается как речь культурного человека. Интересен тот факт, что «отклонения от литературного орфоэпического произношения мешают языковому общению так же, как неграмотное письмо. Это связано с тем, что отклонения от стандартного орфоэпического произношения отвлекают слушающего от смысла, заставляя его обращать внимание на внешнюю, звуковую сторону речи, являются помехами на пути к пониманию, на пути общения» [6].

Авторами современных учебников по русскому языку в 1 классе представлен разный объём орфоэпического материала.

В УМК «Перспективная начальная школа» дано 8 слов с точки зрения ударения и образования формы слова (алфавит, туфля - нет туфли - пара туфель, бант - ба'нты, торт - то'рты). Они выделены под рубрикой «Говори правильно» в тетради для самостоятельной работы [7].

В УМК «Перспектива» 17 таких слов (дире'ктор, за'нял - заняла', за'няли -за'нят - занята', и'скра - и'скры, коридор, пиджа'к, портфе'ль, спала' - спа'ли, столяр, трамва'й, хво'я, шофёр, щаве'ль). Они отмечены под рубрикой «Говори правильно» в тексте учебника и дана ссылка на «Орфоэпический словарик» в конце учебника [8].

В УМК «Школа России» 34 слова (алфавит, ба'нты, взяла' - взя'ли, дала' -да'ли, ждала'- жда'ли, звала'- зва'ли, звони'ть - зво'нит, инструмент, кар-ма'ны, киломе'тр, конечно, кра'ны, краси'вее, легкий, повторить - повторил, по'нял - поняла', портфе'ль, свёкла, скворечник, скучный, стака'ны, туфля -туфли, что, чтобы, шофёр, щаве'ль) рассмотрены под рубриками «Запомни!», «Обрати внимание», «Вспомни!» [9].

В УМК «Школа 2100» в 1-м классе авторы не предлагают для рассмотрения орфоэпический материал, знакомство с ним начнётся во втором классе [10].

По системе Л. В. Занкова первоклассники знакомятся с 41 словом (алфавит, библиотека, де'ти-де'тям-детьми', звони'т-позвони'шь, катало'г, краси'вый-краси'вее, лю'ди-лю'дям-людьми', магази'н, моё и'мя-моя' фами'лия, по'мощь-помощник-помо'щница, свёкла, слог-сло'ги-слого'в-о слога'х, тво'рог-творо'г-нет творога-нет творога',торт-то'рты-то'ротов, чего, что-птому что, шарф-ша'рфа-ша'рфы, щаве'ль-щавеля'. Данные слова выделены под рубрикой «Говори правильно», а также вынесены в конце учебника в «Справочник произношения» [11].

В зависимости от характера орфоэпического материала все слова из орфоэпического словарика в данных комплектах можно разделить на несколько групп:

1. Слова с «трудным» ударением:

- слова, в которых трудно определить ударный слог: (алфавит, библиотека, дире'ктор, инструмент, звони'т, катало'г, киломе'тр, коридор, магази'н, пиджа'к, портфе'ль, трамва'й, столяр, хво'я, щаве'ль);

- слова, в которых ударение падает всегда на букву ё (свёкла, шофёр);

IV О rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14877 УДК 373.31:811.161.1

Жуйкова Н. С. Определение школьниками содержания минутки чистописания в 1-м классе на основе орфоэпического материала // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 32. - ART 14877. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14877.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

- слова с неподвижным ударением (бант - ба'нты, и'скра - и'скры, кар-ма'н - карма'ны, кран - кра'ны, краси'вый - краси'вее, повтри'л - повторить, стака'н - стака'ны, торт - то'рты, туфля - туфли, шарф-ша'рфа-ша'рфы);

- слова с подвижным ударением (директор - директора', де'ти-де'тям-детьми', взя'ли - взяла', да'ли - дала', жда'ли - ждала', зва'ли - звала', за'нял -за'няли - заняла', за'нят - заняла', лю'ди-лю'дям-людьми', слог-сло'ги-слого'в- о слога'х, спа'ли - спала', по'нял - поняла', щаве'ль-щавеля');

- слова с вариативным ударением (тво'рог-нет творога, товоро'г-нет творога').

2. Буквосочетания чн, чт,щн, щ, чк и др.:

- «чн» (конечно [шн], скворечник [шн'], скучный [шн]);

- «чт» (что[шт] , чтобы [шт]);

- «щн» (помо'щник [шн], помо'щница[шн],помощь [ш']);

- «гк» (лёгкий [х'к']);

- «г» (чего [в]).

Работа по освоению орфоэпического материала на уроках русского языка обычно сводится к следующему алгоритму: предлагается поставить ударение в слове; сравнить свой результат с орфоэпическим словарём; записать и запомнить данное слово. Такая работа, несомненно, даёт свои положительные результаты, но на наш взгляд её недостаточно. Расширение объёма орфоэпической работы возможно за счёт использования орфоэпического материала на минутке чистописания. Детям предлагаются задания, с помощью которых учащиеся определяют букву (буквы), которые они будут прописывать. В основе таких заданий лежит орфоэпический материал.

Задание 1

Учитель. Сейчас проведём минутку чистописания, букву для неё вы определите сами, для этого отгадайте загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит И называется... [12]

Ученики. Это алфавит.

Учитель. Установите, какую букву мы будем писать на минутке чистописания. В слове-отгадке на нее падает ударение.

Ученик. Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву и. В слове алфавит на нее падает ударение.

Задание 2

Запись на доске:

ра'нец, п(о?)ртф(е?)ль, чемода'н

Учитель. Рассмотрите запись на доске и сформулируйте задание.

Ученик. Нужно поставить ударение во втором слове.

Учитель. Проследите, где поставлено ударение в первом и третьем словах. Определите, где должно быть ударение во втором слове.

Ученик. В слове портфель ударение падает на второй слог, потому что в первом слове ударение падает на первый слог, а в третьем слове на третий.

Учитель. Верно, запишем гласную букву из ударного слога.

Ученик. Это буква е, потому что она обозначает гласный звук.

Задание 3

На доске слова: корни, рифма, помидор.

Q

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14877 УДК 373.31:811.161.1

Жуйкова Н. С. Определение школьниками содержания минутки чистописания в 1-м классе на основе орфоэпического материала // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 32. - ART 14877. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14877.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Учитель. Прочитайте слова на доске и рассмотрите запись под ними.

1 2 3

СЛОВО СЛОВО СЛОВО

Составьте новое слово, используя в первых двух словах первый слог, а в последнем слове - ударный слог.

Ученик. Это слово коридор.

Учитель. Запишем букву, на которую падает ударение в этом слове.

Ученик. Это буква о.

Задание 4 Запись на доске:

Речной ... стоит у берега.

Справка: пароход, катер, трамвай.

Учитель. Рассмотрите запись и сформулируйте задание.

Ученик. В предложение вместо точек нужно поставить слово.

Учитель. Верно, вставьте в предложение слово, в котором ударение падает на второй слог.

Ученик. Это слово трамвай. В нем ударение падает на второй слог вай. Учитель. Запишем из этого слова букву, которая обозначает всегда звонкий, всегда мягкий согласный звук.

Ученик. Это буква й. Она обозначает всегда звонкий, всегда мягкий согласный

звук.

Задание 5

На доске два столбика слов: врач - ткач дворник - садо'вник маляр - ст(о?)л(я?)р

Учитель. Рассмотрите запись на доске и сформулируйте задание.

Ученик. В последнем слове второго столбика надо поставить ударение. Учитель. Верно, сравните пары слов, обратите внимание на слова-помощники из первого столбика и выполните задание.

Ученик. В слове столяр ударение падает на букву я, потому что в слове-помощнике маляр - ударение падает на букву я.

Учитель. Какую букву мы напишем на минутке чистописания?

Ученик. Мы напишем букву я.

Задание 6 Запись на доске:

горький -сладкий -

кислый - v--^---■'

Справка: чеснок, щавель, финик.

Учитель. Рассмотрите запись и сформулируйте задание. Ученик. Вместо слоговых схем надо вставить слова из справки. горький - чеснок, сладкий - финик, кислый - щавель.

Учитель. Поработаем с последним словом из второго столбика.

IV ^ rw

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14877 УДК 373.31:811.161.1

Жуйкова Н. С. Определение школьниками содержания минутки чистописания в 1-м классе на основе орфоэпического материала // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 32. - ART 14877. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14877.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Выделите из этого слова букву для минутки чистописания, которая обозначает согласный глухой, всегда мягкий звук.

Ученик. Это буква щ. Она обозначает согласный, глухой, всегда мягкий звук.

Задание 7

Запись на доске:

свёкла, звонит, директор, шофёр, маляр.

Учитель. Прочитайте слова. Поставьте ударение. Поочерёдно выделите по одному слову и обоснуйте свой ответ.

Ученик. Первым можно выделить слово звонит, потому, что это - словодействие, а остальные слова-предметы; затем можно выделить слово свёкла - это название овоща, а остальные - названия профессий; можно выделить слово директор, потому что в этом слове 3 слога, а в остальных по 2 слога; можно выделить слово маляр, потому что все согласные звуки звонкие, а в слове шофёр - один согласный звонкий звук.

Учитель. Поработаем со словом, которое осталось в нашем списке (шофёр). Выделите из этого слова букву с такой же характеристикой, как и у звука [ц].

Ученик. В слове шофёр - это буква ш, потому что она обозначает согласный, глухой, всегдя твёрдый звук как и звук [ц].

Учитель. Запишем эту букву на минутке чистописания.

Задание 8

Запись на доске:

пиджак, ткань, швея

Справка: огонь - дрова - зола.

Учитель. Рассмотрите и прочитайте запись на доске. Поставьте ударение в словах.

Сформулируйте задание.

Ученик. Из слов, записанных на доске, надо составить цепочку слов в смысловой последовательности. Получается такая цепочка: швея - ткань - пиджак, потому что швея работает с тканью, а из ткани получится пиджак.

Учитель. Поработаем с последним словом из составленной вами цепочки. Выделите из этого слова букву, на которую оканчивается второй слог.

Ученик. Это буква к, потому что на нее оканчивается второй слог жак в слове пиджак.

Задание 9

Запись на доске: щавель, портфель, хвоя

Учитель. Прочитайте запись на доске. Выделите слово, в котором звуков больше, чем букв.

Ученики. Это слово хвоя, потому что буква я стоит после гласной буквы и обозначает два звука [й'а].

Учитель. На минутке чистописания запишем эту букву.

Задание 10

Запись на доске: к10л16м6тр

Учитель. Рассмотрите запись на доске и сформулируйте задание.

Ученик. Надо прочитать слово, заменив цифры на буквы алфавита.

На доске слово километр, потому что буква и десятая в алфавите, буква о шестнадцатая, буква е шестая.

Учитель. Верно, на минутке чистописания запишем букву, на которую падает ударение и она имеет самый маленький порядковый номер.

(V С rw

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14877 УДК 373.31:811.161.1

Жуйкова Н. С. Определение школьниками содержания минутки чистописания в 1-м классе на основе орфоэпического материала // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 32. - ART 14877. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14877.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Ученик. На минутке чистописания запишем букву е, потому что на нее падает ударение и она имеет самый маленький порядковый номер 6.

Задание 11

Запись на доске: шофёр, столяр, магазин

Учитель. Прочитайте запись на доске. Выделите одно из данных слов и объясните свои действия.

Ученик. Можно выделить слово магазин, потому что:

- это место, где продают разные продукты, а шофёр и столяр - это профессии;

- в слове магазин 3 слога, а в двух других по 2;

- в слове магазин ударение падает на третий слог, а в двух других на второй;

- в слове магазин две орфограммы, а в других по одной;

- в слове магазин 3 гласные буквы, а в двух других по две;

- в слове магазин все согласные звуки звонкие, а в двух других звонкие и

глухие;

- слово магазин начинается на согласный звонкий звук, а два других на согласный глухой звук.

Учитель. Верно, на минутке чистописания запишем последнюю согласную букву в выделенном слове.

Ученик. Запишем букву н, потому что это последняя согласная буква в выделенном слове магазин.

Таким образом, включая такого рода задания на уроках русского языка в первом классе, можно не только работать над формированием каллиграфического навыка ребёнка, но одновременно над совершенствованием литературного произношения, обогащением словарного запаса школьников. Над углублением знаний детей по фонетике. Немаловажным является и то, что выполнение подобных заданий существенно повышает активность и осознанность детей в проведении минутки чистописания.

Ссылки на источники

1. Бакулина Г. А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Часть третья. - Киров: ВГПУ, 1999. - 175 с.

2. Ожегов С. И. Словарь русского языка / под ред. чл-кор. АН СССР Н. Ю. Шведцовой. - 18-е изд., стереотип. - М.: Рус. яз., 1987. - С. 394.

3. Энциклопедический словарь юного филолога / сост. М. В. Панов. - М.: Педагогика, 1984. - С. 200.

4. Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1984. - 329 с.

5. Касаткин Л. Л. Орфоэпема как основная единица орфоэпии // Вопросы языкознания. - 2011. -№ 2. - С. 31-38.

6. Аванесов Р. И. Указ. соч. - С. 18.

7. Гольфман Е. Р. Русский язык: тетрадь для самостоятельной работы. 1 кл./ под ред. Н. А. Чурако-вой. - 3-е изд. - М.: Академкнига/учебник, 2013. - 64 с.

8. Климанова Л. Ф., С. Г. Макеева Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. - М.: Просвещение, 2011. - 128 с.

9. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 143 с.

10. Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Яковлева М. А. Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 1 и 2 классы. - 2-е изд. - М.: Баласс, 2012. - 256 с. (Образовательная система «Школа 2100»).

11. Нечаева Н. В. Русский язык: учебник для 1 класса. 7-е изд. - Самара: Учебная литература, 2012. - 96 с.

12. Загадки про алфавит. - URL: http://vsemzagadki.narod.ru/zagadki/zagadkipro/zagad-

ki_pro_alfavit.html (дата обращения: 27.05.2014). 6

r>J

6 ~

КОНЦЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 14877 УДК 373.31:811.161.1

Жуйкова Н. С. Определение школьниками содержания минутки чистописания в 1-м классе на основе орфоэпического материала // Концепт. - 2014. -Спецвыпуск № 32. - ART 14877. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14877.htm. - Гос. per. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

Natalia Zhuikova,

the teacher of initial classes, MKO school № 7, Slobodsky, undergraduate insti-tutions-Toot pedagogy and psychology FGBOU VPO "Vyatka state international narcotics and paper University", Kirov [email protected]

The definition of the pupils of contents minutes of writing in 1st class on the basis of orthoepic material Abstract. The article is devoted to the organization and conduct of the minutes of the Chi-topicana on the lessons of the Russian language. The author considers the concept correct orthoepy and volume orthoepic material studied in 1st class on various educational kits. The proposed tasks to determine students 1 class content minutes of handwriting based on the orthoepic mate-Rial.

Key words: English, minute writing, orthoepic mother al.

Рекомендовано к публикации:

Вахрушевой Л. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»

(V Т rw

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.