упражнения на каждую грамматическую категорию и выбираются примеры из текста: алгоритм обучения грамматической категории реализуется по алгоритму «ознакомление ^ тренировка ^ закрепление(контроль) ^ применение».
Заключение. Определена возможность внедрения аутентичных текстов в обучение иностранному языку в качестве эффективного способа совершенствования навыков лингвистического анализа и выделения контекстных грамматических примеров в соответствии с темой.
Установлены критерии аутентичности, адаптивности и целеполагания в отборе аутентичных текстов из художественной литературы в системе трёх классических этапов: предтекстового, текстового и послетекстового.
Таким образом, применение аутентичных текстов в обучении иностранному языку будет эффективно, учитывая дидактические цели и уровень учебной группы не менее В1.
Отбор аутентичных текстов для дидактических целей является вариативным и определяется преподавателем исходя из тематики практических занятий. Список использованной литературы:
1. Гурвич П.Б. Грамматические умения, обусловливающие говорение на иностранном языке и основные линии их развития. Хрестоматия по общей методике обучения иностранным языкам. М.: Русский язык, 1991, 360 с.
2. Казакова М. А., Евтюгина А. А. 2016. Аутентичные текстовые материалы в обучении иностранному языку. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество, 4, 2016, с.50-59
3. Кондаков Н. М. Место и роль формирования грамматической компетенции при автономном обучении английскому языку студентов-бакалавров //Анализ результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы, 2023, с. 12-15.
4. Хованова Н. Ю. 2017. Алгоритм работы с аутентичным текстом. European scientific conference, 2017, с. 150-153.
© Данько Ю.В., 2023
УДК 372.881.111.22
Девицкая Т.И.
учитель немецкого языка, начальных классов МБОУ «Коломыцевская СОШ», с. Коломыцево, Красногвардейский район, Белгородская область, РФ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Приведен опыт организации внеклассной работы по немецкому языку в сельской школе. Представлены небольшие тексты для чтения об известных людях Германии (Рудольфе Дизеле, Конраде Рентгене, Карле Бенце, Михаеле Шумахере) и один из вариантов работы с ними.Целью такой работы является развитие навыков чтения аутентичных текстов с полным и точным пониманием и с использованием языковой догадки, выборочного перевода, а также справочных материалов, овладение учащимися определенной суммой страноведческих знаний об открытиях и культуре страны изучаемого
языка.На базе навыков чтения происходит и развитие навыков устной речи и письменной речи.
Ключевые слова
Внеклассная работа, кружок, обучение, страноведческий материал, текст.
В этой статье я хочу рассказать о своем опыте организации одного из видов внеклассной работы по немецкому языку в сельской школе. Правильно организовать внеклассную работу трудно в любой школе, но в школах сельской местности это неимоверно сложно. В городе есть научные библиотеки, целый ряд культурных учреждений, предназначенных исключительно для детей. Во многих же селах школа -единственное место, в котором работают с подрастающим поколением. На школу возложена задача не только обучать детей, но и организовывать их досуг.
Я живу в селе, работаю учителем немецкого языка как второго иностранного в 5-9 классах. Наша школа работает по УМК «Немецкий язык. Горизонты», занятия проводятся 1 раз в неделю. Такого количества часов, конечно, недостаточно для овладения немецким языком. Кроме этого я веду кружок по предмету. Работая преподавателем в сельской школе, сталкиваешься со значительными трудностями. Это связано с тем, что полностью отсутствуют иностранные книги для домашнего чтения, а также у школьников и их родителей отсутствует понимание целей и задач обучения в школе немецкому языку. [3, с. 95]. Вот почему для успешного обучения детей следовало раньше всего заинтересовать ребят предметом. Общеизвестно, что интерес к немецкому языку в последние годы резко снизился, дети предпочитают изучать английский язык. А к концу 7, началу 8 класса интерес учащихся вообще к иностранному языку резко падает. Учителя говорят, что в этом возрасте дети не хотят учиться. Ученые же выяснили следующее: у 60% учащихся к 8 классу желание учиться сохраняется, но пропадает интерес к предмету. Как привлечь учеников к изучению немецкого языка, как заинтересовать? Пожалуй, это самое сложное для учителя иностранного языка. Внеклассная работа, одной из форм которой является организация кружковой деятельности, в отличие от учебного занятия, дает намного больше возможностей для этого. Если сравнивать кружки по изучению иностранного языка с другими формами внеклассной и внешкольной работы, то можно выделить отличительные особенности: познавательный интерес учеников, их положительное отношение к изучению данного предмета, любознательность. Добровольность участия, разнообразие видов деятельности, занятия в непринужденной обстановке при отсутствии оценок помогают ребятам преодолеть скованность и страх получить плохую отметку, учат не бояться выступать на публике, снимают языковой и психологический барьер. Работа в кружке должна быть источником положительных эмоций, поэтому учителю немецкого языка необходимо прислушиваться к пожеланиям учеников, учитывать их интересы. Содержание языкового и страноведческого материала, используемого при подготовке и проведении запланированных мероприятий, должно соответствовать возрастным и психологическим особенностям школьников, отражать их потребности и интересы и быть составленным в соответствии с языковой программой. [2, с.308]. Хорошо и быстро запоминается всегда то, что интересно, что вызывает эмоциональный отклик. Увлекательность должна проявляться не только в формах и способах проведения внеклассной работы, но и в материале.
Одним из самых действенных средств обучения иностранному языку сегодня по-прежнему считается текст, а точнее правильно организованная работа с текстом. Чтобы привлечь детей к немецкому языку, заинтересовать их, на занятиях кружка я использую тексты о знаменитых людях Германии, чьи фамилии знакомы каждому человеку, и уже стали нарицательными. Но немногие ученики ассоциируют такие слова как «рентген», «дизель», «шумахер», «бенц», «бош»и т.д. с именами известных ученых, спортсменов, писателей. Из-за отсутствия литературы на немецком языке, тексты я подбираю из разных источников, в том числе в сети Интернет.
Целью такой работы является развитие навыков чтения аутентичных текстов с полным и точным пониманием и с использованием языковой догадки, выборочного перевода, а также справочных
материалов, овладение учащимися определенной суммой страноведческих знаний об открытиях и культуре страны изучаемого языка. [1, с.37]. У каждого текста есть заключительное упражнение из нескольких вопросов, которые позволят проверить уровень понимания прочитанного на немецком языке.
Тексты для чтения:
1. Der Erfinder des Dieselmotors
Der Dieselmotor, nach seinem Erfinder Rudolf Diesel benannt, findet in stationären Kraftanlagen, auf Schiffen, in Kraftwagen und Flugzeugen Verwendung. Im Schiffs und Eisenbahnverkehr sind die Dieselmotorenzumersten Mal in Rußland eingesetzt worden (Dieselmotorschifte und -lokomotiven). Im Gegensatz zum üblichen Verbrennungsmotor, in dessen Zylinder ein Brennstoff-Luft-Gemisch eingesaugt und verdichtet wird, wird im Zylinder des Dieselmotors nur reine Lufteingesaugt und erst im Moment der höchsten Verdichtung der Brennstoff (Rohöl) eingespritzt.
Die Vorzüge des Dieselmotors gegenüber dem Verbrennungsmotor sind: höherer Wirkungsgrad und geringer Verbrauch billiger, nicht explosibler Brennstoffe.
Rudolf Diesel wurde 1858 in einer deutschen Handwerkerfamilie in Frankreich geboren. 1876 nahmer das Studium an der PolytechnischenHochschule in München auf, um Ingenieur zu werden. In den Vorlesungen, die er besuchte, wurde daraufhingewiesen, wie unwirtschaftlich die Dampfmaschine ist. Und der junge Student Diesel beschloß, eine bessere Kraftmaschine zu bauen. Er verbesserte den Verbrennungsmotor und schuf den nach ihm benannten Motor mit höherem Wirkungsgrad. Der Dieselmotor ist noch heute die wirtschaftlichstealler Kraftmaschinen, die bis zu 35% der im Kraftstoffenthaltenen Energienutzbarmacht. Das ist zwar weniger, als Diesel erreichen wollte, aber viel mehr, als die übrigen Kraftmaschinen leisten. Hin zu kommt noch, daß der Dieselmotor mit billigen Brennstoffen arbeitet, mit denen der Verbrennungsmotor nicht laufen würde, keine Zündanlagebraucht, einfach, zuverlässig und betriebssicher ist.
Fragen zum Text:
1.Wo und wann wurde Diesel geboren?
2.Wer war sein Vater?
3.An welcher Hochschules tudierte Diesel?
4.Was beschloß Diesel bereitsals Student?
5.Welchen Motor verbesserte Diesel?
6.Gelanges Diesel, einen Motor mit höherem Wirkungsgrad zu schaffen?
7.Ist der Dieselmotor auch heute noch die wirtschaftlichste Kraftmaschine?
8.Welche Vorzügeweist der Dieselmotor auf?
2. Conrad Röntgen
Der große deutsche Wissenschaftler, Entdecker von berühmten X-Strahlen wurde 1845 geboren. Das geschah in der Stadt Lennep. Sein Vater war Tuchhändler. Seine Kindheit verlief in den Niederlanden, wo seine Mutter zu Hause war. Die ersten Bildungsschritte machte er an der örtlichentechnischen Schule. In Niederlanden hatte er die Eintrittsprüfung für Studium nicht bestanden, besuchte aber Kurse in Botanik, Mathematik, sowie Physik und Sprachen als Gasthörer.
1865 wählte Röntgen eine Technische Hochschule für sein reguläres Studieren und bekam sein erstes Diplomals Bauingenieur.
Mit dem ersten wissenschaftlichen Titel, Promotion, wurde er 1869 in Zürich verehrt.
Nach 3 Jahren heiratete der junge Wissenschaftler die Lieblingstochter eines guten Gastwirts in Zürich. Sie hieß Anna Bertha Ludwig. Röntgen arbeitete dann in einem Team mit seinem Lehrer und nahen Freund Kundtan der Straßburger Uni, dann bekam er die Stelle des Professors für Physik in Stuttgart. Danach, im Jahre 1879, folgte die Stadt Gießen mitordentlicher Professur. Hier er hielter sein erstes richtiges festes Gehalt. 1893 wurde er von der Professur der Universität Würzburg schon zum Rektor gewählt. Hier entdeckte Röntgen zufällig
seine berühmten Strahlen. Sehr schnell wurden sie weltweit als „Röntgenstrahlen" bekannt. Es geschah so, dass er zufällig bei einem Experiment auf einer Fotoaufnahme die Knochen seiner Frau mit dem Ring darauf bekam.
1901 bekam Röntgen für diese Entdeckung den berühmten Nobelpreis auf dem Gebiet Physik. So war er der erste Nobelpreisträger in dieser Wissenschaft.
Am 10. Februar 1923 starb Wilhelm Conrad Röntgen, an Darmkrebs, im Alter von 77 Jahren, in München.
Röntgen hat insgesamt 60 wissenschaftliche Arbeiten veröffentlicht.
Fragen zum Text:
1.Wo und wannwurdeRöntgengeboren?
2.Wer war seinVater?
3. Wo verlief seine Kindheit?
3.Wo studierte Röntgen?
4. Wo entdeckte Röntgen seine berühmten Strahlen?
5.Wie wurden sie weltweit bekannt?
6.Wann bekam Röntgenfür seine Entdeckung den berühmten Nobelpreis auf dem Gebiet Physik.?
7.Wann und wo starb Wilhelm Conrad Röntgen?
3. Carl Friedrich Benz
Carl Friedrich Benz (Karl Friedrich Michael Benz) war ein deutscher Ingenieur und Automobilpionier. Er wurde am 25. November 1844 in der Stadt Mühlburg (heute Karlsruhe) geboren. Sein Benz Patent-Motorwagen Nummer 1 gilt als erstes modernes Auto. Carl Benz hat sein Auto im Jahre 1885 konstruiert. Am 3. Juli 1886 führte Benz die erste öffentliche Probefahrt mit diesem Fahrzeug in Mannheim durch. Es gilt als der erste praxis taugliche Kraftwagen der Welt und setzte so mit die Geburtsstunde des modernen Automobils. Carl Benz konstruierte sein Automobil mit demVerbrennungsmotor.
Cäcilie Bertha Benz war seine geliebte Frau. Durch ihren unternehmerischen, technischen und finanziellen Einsatz schuf sie die Voraussetzungenfür die Erfindung des Benz-Motorwagens, den ihr Mann Carl Benz konstruiert hatte. Sie hatte keine Angst, mit diesem Auto zu fahren. Mit der ersten Fernfahrt in einem Automobil bewies sie die Eignung des neuen Verkehrsmittels.
Karl Benz starb am 4. April 1929 im Alter von 84 Jahren in der Stadt Ladenburg an den Folgen einer Entzündung der Bronchien. Der Große Erfinder wurde in dieser Stadt begraben. Noch heute erinnern wir uns an diesen Mann mit großer Dankbarkeit.
Fragen zum Text:
1.Wo und wann wurde Benz geboren?
2.Wann hat Benz Auto konstruiert?
3.Wann führte Benz die erste öffentliche Probe fahrt mit diesem Fahrzeug in Mannheim durch?
4.Wer war Cäcilie Bertha Benz?
5.Wann und wo starb Karl Benz?
4. Michael Schumacher
Michael Schumacher wurde am 3. Januar 1969 nicht weit von Köln geboren. Als Kind fuhrer gern Kart. 1984 wurde Michael Juniormeisterim Kartfahren. Zwei Jahre später began er Automechanikerusbildung. 1988 gewanner in der deutschen Formel-Meisterschaft. Am 25. August 1991 fuhr Schumacher sein erstes Formel-1 Rennen. Ein Jahr später feierte er schon seinen ersten Sieg in der Formel-1. Im Alter 26 Jahre heiratete er Cora Betsch. Die Familie bekam zwei Kinder: die Tochter Gina-Maria und den Sohn Mick. Mit jedem Jahr bekam er neue Sporttitel. 2000wurde Michael zum ersten Mal Weltmeister mit Ferrari. Nächste Jahre gewann er bereits 10 von 11 Rennen. 2006 fuhrer das letzte Mal für Ferrari und in einigen Jahre fuhr schon für Mercedes. Am 4. Oktober 2012 erklärte Michael seinen Rücktritt von der Formel-1. Seine Sportlaufbahn endete er auf Platz 13 der
WM-Wertung. Am 29. Dezember 2013 passierte mit ihm ein schwerer Unfall. In den französischen Alpen stürzte er beim Skifahren und erlitt ein ernstes Trauma. Er wurde in künstliche Koma ersetzt. Zur Zeit bleibt sein Zunstand nach wie vor schwer. Fragen zum Text:
1.Wo und wann wurde Schumacher geboren?
2.Wann wurde Michael Juniormeister im Kartfahren?
3.Wann wurde Michael zum ersten Mal Weltmeister mit Ferrari?
4.Wieviel Rennen gewann er?
5. Was passierte mit ihm am 29. Dezember 2013?
Работа с текстовым материалом на занятиях в кружке иностранного языка развивает учащихся, развивает интерес к изучаемому языку, повышает мотивацию к предмету в частности и к процессу чтения вообще. Чтение - это самостоятельный вид речевой деятельности, который создаёт условия и для развития письменной формы коммуникации. Оно занимает одно из самых важных мест по применению и доступности, т.к. именно на базе навыков чтения происходит и развитие навыков устной речи и письменной речи.[1, с.35].
Внеклассная работа по немецкому языку в сельской школе имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа углубляет знания иностранного языка. А также способствует расширению кругозора школьников, развитию их творческих способностей, эстетического вкуса. [4, с. 210]. Все это, в перспективе, повышает мотивацию к изучению немецкого языка и культуры Германии.
Список использованной литературы:
1. Вайсбурд М.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности // Иностранный язык в школе.- 1997. - № 1-2. С. 33 - 38
2. Михеева А.В. Формы внеклассной и внешкольной работы по иностранному языку//Молодой ученый. -2017. - №19. С.308-309
3. Никифорова В. Из опыта внеклассной работы в сельской школе // Иностранные языки в школе. - 2010. -№4. С. 95-99
4. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы/ В.И. Шепелева. - Москва: Дело, 2002. С.210
© Девицкая Т.И., 2023
УДК 811.161.1
Джумабаева С. Д.
Преподаватель кафедры теории и практики перевода Туркменский национальный институт мировых языков
имени Довлетмаммета Азади г. Ашхабад, Туркменистан
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО В ТУРКМЕНИСТАНЕ
Аннотация
В этой статье представлен краткий обзор об особенностях методики преподавания русского языка как иностранного, а также введен обзор о практических задачах обучения.