Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)'

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация в образовательных программах / цифровые технологии / цифровые умения и навыки / обучение иностранному языку / digital transformation in the education / digital technologies / digital skills / English language teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миханова Ольга Павловна

Статья посвящена обоснованию результативности применения цифровых технологий на примере актуализации рабочей программы дисциплины «Иностранный язык». В статье проанализированы образовательные возможности цифровых технологий обучения дисциплине, на практических примерах показаны способы их применения. Автором выявлено соотношение дидактических возможностей цифровых технологий, видов практической деятельности, используемых на занятиях по иностранному языку, и сформированных цифровых умений обучающихся. Представлены примеры практических заданий, в ходе выполнения которых можно формировать цифровую грамотность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миханова Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OF THE DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PROCCESS OF TEACHING UNIVERSITY SUBJECTS (ENGLISH LANGUAGE TEACHING)

The article is devoted to substantiating the effectiveness of the use of digital technologies on the example of updating the work program of the discipline “Foreign language”. The article analyzes the educational possibilities of digital technologies for teaching the discipline, and shows the ways of their application using practical examples. The author reveals the correlation of didactic capabilities of digital technologies, types of practical activities used in foreign language classes, and the formed digital skills of students. Examples of practical tasks are presented, during which it is possible to form digital literacy.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)»

УДК/UDC 372.881.111.1 EDN UFFEPM

Миханова Ольга Павловна

кандидат педагогических наук, доцент,

доцент кафедры «Английский язык»,

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет»,

г. Пенза

+-j v:-jjttj." л

Mikhanova Olga P.

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor, Docent, Penza State University,

Penza

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»)

APPLICATION OF THE DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PROCCESS OF TEACHING UNIVERSITY SUBJECTS (ENGLISH LANGUAGE TEACHING)

Аннотация. Статья посвящена обоснованию результативности применения цифровых технологий на примере актуализации рабочей программы дисциплины «Иностранный язык». В статье проанализированы образовательные возможности цифровых технологий обучения дисциплине, на практических примерах показаны способы их применения. Автором выявлено соотношение дидактических возможностей цифровых технологий, видов практической деятельности, используемых на занятиях по иностранному языку, и сформированных цифровых умений обучающихся. Представлены примеры практических заданий, в ходе выполнения которых можно формировать цифровую грамотность.

Abstract. The article is devoted to substantiating the effectiveness of the use of digital technologies on the example of updating the work program of the discipline "Foreign language". The article analyzes the educational possibilities of digital technologies for teaching the discipline, and shows the ways of their application using practical examples. The author reveals the correlation of didactic capabilities of digital technologies, types of practical activities used in foreign language classes, and the formed digital skills of students. Examples of practical tasks are presented, during which it is possible to form digital literacy.

Ключевые слова: цифровизация в образовательных программах, цифровые технологии, цифровые умения и навыки, обучение иностранному языку.

Keywords: digital transformation in the education, digital technologies, digital skills, English language teaching.

Введение

На сегодняшний день цифровая составляющая в профессиональных образовательных программах по приоритетным отраслям - это часть контента образовательной программы, направленная на формирование универсальных и, в дальнейшем, профессиональных компетенций, обеспечивая тем самым применение новых цифровых технологий, востребованных в соответствующих приоритетных отраслях [1].

Цель исследования на уровне данной статьи - представить возможности актуализации образовательной программы учебной дисциплины «Иностранный язык», направленной на формирование цифровых умений и навыков. Научную новизну данного материала мы представляем, как выявление соотношения между образовательными возможностями цифровых технологий, видов практической деятельности на занятиях по иностранному языку и сформированностью цифровых умений и навыков обучающихся. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в подготовке основы для будущих исследований, связанных с вопросами формирования цифровой компетентности студентов высшей школы.

Методология и результаты

Стратегия социально-экономического развития России до 2024 года и с перспективой до 2035 года определила курс России на построение цифровой экономики. Цифровая экономика предполагает, что данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-

экономической деятельности, в которой цифровые технологии обеспечивают эффективное взаимодействие бизнеса, государства и граждан. Распространение цифровых технологий ведет к качественным изменениям в сфере производства и на глобальных рынках. Необходимость освоения цифровых компетенций подтверждается реализацией государственной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». Цифровую трансформацию предприятий производственной сферы, которую инициирует Национальная программа «Цифровая экономика» [2], должны поддержать соответствующие изменения в сфере образования. Эти процессы требуют соответствующей подстройки образовательных программ под запросы реального сектора цифровой экономики.

Принято считать, что цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов Интернета [3]. В основе цифровой грамотности лежат цифровые компетенции (digital competencies) - способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми и компьютерное программирование. Цифровая компетентность должна включать способность к цифровому сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем [3]. Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуальные (цифровые) навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом мире. Под цифровыми навыками (digital skills) мы будем понимать устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым контентом, взаимодействовать и решать проблемы для эффективной и творческой самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом [3]. К цифровым технологиям относятся телекоммуникационные технологии, видео -и почтовые конференции, чаты, форумы, электронная почта; прикладные офисные программы, позволяющие подготовить учебные материалы; сетевые технологии, позволяющие использовать учебные материалы в рамках локальной сети учебного заведения, а также глобальной сети Интернет.

В рамках Национальной технологической инициативы (НТИ) [4; 5]. сквозные технологии были определены как ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на развитие рынков [6]. Технология считается сквозной, если она может быть использована в трех и более рынках НТИ. К новым рынкам относят [6]: Aeronet; Autonet; Marinet; Technet; Energynet; Neuronet; Healthnet; Safenet; Foodnet; Medianet; Fashionnet; Edunet; Gamenet; Econet; Homenet. Каждый рынок не существует в отдельной отрасли, поскольку его формирование происходит на стыке отраслей.

Задачами актуализации рабочей программы любой дисциплины (РПД), направленной на формирование компетенций по применению цифровых технологий, востребованных в соответствующих приоритетных отраслях, являются следующие:

- устранение разрыва между требованиями отрасли и результатами образования;

- применение сквозных технологий: большие данные; нейротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра; квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный интернет; компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей;

- формирование цифровых компетенций у неспециалистов в области ИТ;

- учет особенностей цифровых технологий в конкретной отрасли;

- применение цифровых инструментов: программы, приложения, электронные сервисы, ресурсы и т.д. [7].

Разрабатывая внедрение цифровых технологий в учебную дисциплину «Иностранный язык», отметим, что данная дисциплина включена в базовую часть блока Б 1., в частности, по рассматриваемому нами направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление. Содержание дисциплины обеспечивает практическую направленность в системе обучения и соответствующий уровень использования иностранного языка в будущей профессиональной деятельности. Дисциплина находится в логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ОПОП и участвует в формировании индикаторов компетенции УК-4 наряду с другими дисциплинами.

Прежде чем говорить об актуализации программы и учебного процесса на основе цифровых технологий, необходимо понять, какие из них возможно использовать в процессе обучения иностранному языку.

Процесс обучения иностранному языку подразумевает работу над всеми видами речевой деятельно-

сти: аудирование, чтение, устная речь (монологическая и диалогическая) и письмо. Бесспорно, основой приобретения новой информации является чтение текстов -работа с информацией. Основное внимание концентрируется на овладении обучающимися способами смысловой переработки информации. Интернет - неисчерпаемый источник информации. И задача преподавателя - научить студентов поиску нужной, «правильной» информации, уметь анализировать ее, понимать контекст применения тех или иных понятий. Поэтому образовательные платформы, видеохостинги являются непосредственными помощниками в этом непростом процессе «отделения зерен от плевел» (видеохостинги RuTube, YouTube, образовательные платформы и др.). Кроме того, эти цифровые сервисы помогут найти дополнительную информацию для подготовки монологического высказывания (освоение иностранного языка предполагает обучение устной монологической речи), сделать его более ярким и информативным.

Безусловно, обучение языку - это обучение умению общаться. Одной из проблем для изучающих иностранный язык является преодоление языкового барьера в реальной ситуации общения с носителем языка. Представление диалога в академической аудитории или в реальной ситуации - явно разное коммуникативное пространство. Мы предполагаем, что погрузится в реальную ситуацию общения помогут сквозные технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR-технологии), более того, они способствую повышению мотивации к изучению иностранного языка. Здесь, очевидно, необходимо отметить, что определенной трудностью представляется приобретение программного обеспечения.

VR/AR-технологии - это интерактивная версия реальности, обогащенная цифровыми изображениями, звуками и другими сигналами с помощью специальных технологий. В них можно создавать ситуации и даже проводить курсы обучения, объединяя цифровые материалы с объектами из реального мира. VR/AR-техно-логии при грамотном их использовании способствуют эффективному формированию иноязычных коммуникативных умений, навыков интерактивного обсуждения гипотетических проблем (в режиме case-study), предполагают использование таких методов обучения иностранному языку как дискуссия, ролевая игра, проектная работа. Эта технология позволяет провести видеоконференцию для обсуждения проблем компании с распределением ролей, спроектировать модель речевого и неречевого поведения адекватно ситуации общения. Решать коммуникативные задачи помогут сервисы видеоконференций (VK Звонки и др.).

Современная публичная речь подразумевает сопровождение ее презентацией. Поэтому необходимость готовить презентации качественно (с позиций ее построения и языкового наполнения) - одна из обучающих задач дисциплины «Иностранный язык». Для развития навыков создания презентаций преподаватель направляет обучающихся к программам Яндекс Презентации, Google Презентации и др. В ходе самостоятельной подготовки к этим творческим заданиям (презентациям, ролевым играм, дискуссиям, проектам) для получения страноведческой информации студенты овладевают умениями пользоваться различными образовательными платформами и сайтами, учатся анализировать и структурировать предъявленную информацию. Так происходит процесс овладения цифровыми навыками и навыками работы с информацией.

Владение основами письменной коммуникации является индикатором универсальной компетенции: «УК 4.3 - Ведет деловую переписку на иностранном языке с учетом особенностей стилистики официальных писем и социокультурных различий». В настоящее время почтовая переписка осталась, пожалуй, только в деловом общении. И все же написанию писем, сначала неофициальных (другу за рубежом), затем деловых писем, мы считаем, необходимо уделять достаточное временя на занятиях по иностранному языку, поскольку это умение способствует развитию и саморазвитию личности. На этом этапе обучения навыки работы с образовательными платформами и сайтами помогут студентам найти необходимую информацию по этикету переписки и образцы деловой корреспонденции.

Кроме того, навыкам работы с письменной речью, которые необходимы для аннотирования и реферирования, перевода литературы по специальности помогают овладеть онлайн-доски, облачные сервисы. Облако Mail.ru - это облачное хранилище и сервис, предоставляемый компанией Mail.ru Group, одной из ведущих IT-компаний России. Сервис позволяет пользователям хранить, синхронизировать, делиться и получать доступ к файлам через различные устройства, включая компьютеры, смартфоны и планшеты. Этот инструмент также позволяет размещать и совместно редактировать документы в ходе реализации проектов и командной работы.

Еще одним эффективным цифровым средством обучения иностранному языку является чат-бот. Чат-бот - это автоматизированный многофункциональный помощник, который может показывать информацию подписчикам, выполнять действия и собирать информацию по запросу согласно заранее подготовлен-

ным сценариям. Более 50% интернет-пользователей считают круглосуточную доступность лучшей особенностью чат-ботов. В школах, колледжах и университетах, которые не работают круглосуточно, чат-боты - это способ учащимся мгновенно получать ответы в любое время [8]. Порой мы недооцениваем игровые методы обучения в высшей школе. Но викторины, созданные с помощью чат-бота, причем, с участием самих студентов, могут привнести «изюминку» в занятие, разрядить обстановку. Чат-боты возможно использовать также для контрольных мероприятий, в частности, для обобщающего повторения, зачета. У студентов есть возможность обращаться к справочнику, который они сами и составили, разумеется, под контролем преподавателя. Пример: сегодня онлайн-сервис чат-бота искусственного интеллекта поможет генерировать тексты, отвечать на вопросы и проводить чаты.

QR-код, в частности, при обучении иностранному языку, - это одно из направлений дополненной реальности. Она объединяет реальные параметры с виртуальными. В настоящее время существует огромнейшее количество специальных сервисов, позволяющих в несколько кликов сгенерировать такой код. QR Coder - это удобное онлайн-приложение, которое позволяет создавать QR-коды векторного формата, гарантируя высокое качество и легкость использования. Это бесплатный инструмент, который, как правило, не требует регистрации и доступен каждому пользователю. Векторные QR-коды можно масштабировать без потери качества, что позволяет использовать их на различных носителях; они занимают меньше места и вмещают больше информации, что делает их более эффективными для передачи данных. Возможность использования QR-технологий упрощает обработку информации. QR-коды сокращают пространство размещения информации для стендов, онлайн-досок и др. [9].

Несомненно, одним из самых эффективных и современных методов обучения иностранному языку является метод кейсов. Метод «кейс-стадиз» [10] (калька от англ. case-study(-ies) - анализ ситуации) является одной из разновидностей метода анализа конкретных ситуаций.

Основным дидактическим принципом этого метода является имитация реальных жизненных и профессиональных ситуаций, поэтому, как правило, в комплект методических материалов для него входят реальные атрибуты: прайс-листы, балансовые бухгалтерские отчеты, судебные дела, экономические обзоры, учредительские документы и т.д., отражающие особенности профессиональных образовательных программ. Актуальность проблемы - важное условие. Метод

эффективен, поскольку позволяет реализовать субъектную позицию студента, научить видеть и анализировать проблему и ее причины, отсеивать ненужную информацию, хотя и требует большой подготовительной работы преподавателя.

Преимуществом работы с кейсами является то, что он позволяет продемонстрировать прикладной характер теории, а знания приобретаются в результате активной и творческой деятельности по разработке решений. Более того, это возможность развивать не только умение работать в команде и взаимодействовать с коллегами, что является одни из востребованных «гибких» навыков, «soft skills», но привнесенная в кейс цифровая составляющая будет способствовать формированию цифровых компетенций.

Примером такого кейса, разработанного нами, может являться прикладной кейс «Пенза - «Умный город» / «Penza - Smart City» по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление. Он является контрольным мероприятием по теме «Проекты», в результате работы с которым формируется цифровая компетенция (цифровая грамотность, ЦГ).

В результате студент должен:

Знать: основы информационной безопасности на уровне пользователя; технические возможности современных цифровых технологий и устройств.

Уметь: работать с информацией в цифровой среде; алгоритмизировать и оптимизировать свои действия; взаимодействовать в цифровой среде с учетом норм этики и правового регулирования цифрового пространства; работать в офисных приложениях.

Владеть: навыками защиты цифровых устройств и персональных данных.

Цель нашего кейса мы структурировали следующим образом:

- создать проект «Умный город» в г. Пенза;

- сформировать базовые навыки работы с цифровыми технологиями для получения достоверной информации, ее хранения, обмена и представления;

- формировать у студентов навыки исследования, критического мышления, принятия решения, что позволит эффективно осуществлять профессиональные задачи и взаимодействовать с IT-специалистами отрасли;

Педагогическими задачами кейса, в соответствии с целью, явились следующие позиции, важные как для студентов, так и для преподавателей:

- применять цифровые технологии в релевантном контексте;

- использовать цифровые технологии для получения практических результатов;

- создать цифровой контент и работать с информацией (сбор, структурирование, обмен, хранение данных, ответы на вопросы, взаимодействие с участниками команды);

- представить проект в цифровой среде.

Представим пример реализации такого кейса.

Следует еще раз отметить, что кейс носит междисциплинарный характер: студентам необходимо обратиться за консультацией к преподавателям дисциплин «Региональное управление и территориальное планирование», «Инновационное развитие региона». Кейс можно выполнять в течение нескольких недель. Работа выполняется в очнодистанционном режиме, с применением большого разнообразия цифровых инструментов/технологий. Кейс целесообразно выполнять после прохождения темы «Проекты», которая знакомит студентов с процессом планирования и управления проектом, его основными составляющими.

Приведем конкретный пример. Ситуация: Вы являетесь участником команды по осуществлению проекта «Пенза - «Умный город».

Этапы кейса:

1. Студенты делятся на команды проекта (3-4 чел. в команде). Выбирается руководитель проекта.

2. Используя возможности платформы УК Звонки (общий чат, совместная работа над одним документом, обмен информацией) каждой команде необходимо:

- собрать общую информацию о том, что представляет собой концепция «Умный город», его цели, принципы, направления. Проконсультироваться с преподавателями дисциплин «Региональное управление и территориальное планирование», «Инновационное развитие региона», со специалистами районных муниципалитетов; найти информацию на специальных государственных сайтах и сайтах муниципальных образований г. Пензы;

- выбрать свое направление УГ; определить контекст, в котором существует город Пенза; спрогнозировать риски и дополнительные задачи для управления ими.

3. Руководитель команды создает общий документ, куда участники выкладывают собранную и структурированную информацию. Используйте чат платформы для обсуждения вопросов.

4. Преподаватель организует интерактивную видеоконференцию для подведения итогов этого этапа, используя платформу УК Звонки.

5. Далее, используя чат платформы УК Звонки, обеспечивается обсуждение составляющих (элементов проекта) в рамках своего направления УГ, опираясь на пройденный материал по дисциплине «Иностранный

язык», тема «Проекты». Задача этого этапа - определить необходимый уровень цифровизации (сервисы, платформы) для своего направления УГ.

6. Подготовка доклад-презентации проекта с использованием Яндекс Презентации или других прикладных программ.

7. Моделирование онлайн совещания на платформе VK Звонки: доклад-презентации команд. Доклад описывает наиболее перспективные технологии, которые интегрируются в выбранное направление УГ, указывает на основные подходы и механизмы реализации, обращает внимание на потенциальные риски и ошибки при проработке и запуске проекта.

8. Используя технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR- технологии) организуется экскурсия по г. Пензе (до 7 минут), в ходе которой каждая команда представляет проект «Пенза - «Умный город».

9. Итоговое совещание с обсуждением результатов на платформе VK Звонки.

Преимуществом работы с кейсом является то, что он позволяет продемонстрировать прикладной характер теории, а знания приобретаются в результате активной и творческой деятельности по разработке решений. Немаловажно то, что в основе этих решений лежит самостоятельная работа студентов и их взаимодействие как команды. Кроме этого, в этой работе студенты смогли приобрести и/или развить свои цифровые навыки.

Большое внимание и количество часов в рабочей программе дисциплины отводится самостоятельной работе студентов. Поэтому в рамках программы с цифровым компонентом необходимо включить задания, требующие освоение цифровых инструментов (например, прикладная программа Яндекс Презентации, облачные сервисы, онлайн-доски, QR Coder и др.).

Таким образом в процессе освоения учебной дисциплины «Иностранный язык» можно формировать и развивать не только коммуникативную компетенцию, но и базовые цифровые умения и навыки.

В таблице 1 приведено соотношение возможностей цифровых технологий, видов практической деятельности на занятиях по иностранному языку и приобретаемых цифровых умений и навыков студентов в ходе выполнения этих видов работы.

На основе комплексного изучения возможностей сквозных информационных технологий и дидактических возможностей учебной дисциплины «Иностранный язык» представлены разделы рабочей программы по учебной дисциплине «Иностранный язык» (ФГОС 3++ 38.03.04 Государственное и муниципальное управление), по которой ведется обучение в настоящее время.

Таблица 1

Соотношение образовательных возможностей цифровых технологий, видов практической деятельности на занятиях по иностранному языку и цифровых умений и навыков обучающихся

Цифровые технологии Возможности цифровых технологий Виды практической деятельности Приобретаемые цифровые умения и навыки

Видеохостинги RuTube, YouTube и др.; базы данных; интернет-браузеры (Яндекс и др.) Поиск информации Подготовка текстового материала: монологов, диалогов; работа с информацией Работа с базами данных, анализ данных, критическое восприятие информации

Прикладная программа Яндекс Презентации и др. Создание презентаций по теме Публичное представление информации; представление презентации Цифровой дизайн

Прикладные офисные программы Создание и редактирование документов Подготовка текстов сообщений, документов Создание и редактирование документов

Облачные сервисы Яндекс Диск, Облако mail.ru и др. Хранение и обмен информацией; рецензирование документов в группах Проектная работа Выполнение кейсов Работа с базами данных, анализ данных, пересылка и редактирование сообщений, критическое восприятие информации

Программа Chatbot, Chat GPT и др. Создание материалов для проверки, викторин; средство получения мгновенных ответов в любое время Подготовка к контрольным мероприятиям (обобщающему повторению, тесту, зачету, экзамену); геймификация занятий Умение ориентироваться в информационном пространстве, работать с базами данных, создание Chatbot

VR/AR-технологии Создание дополненной реальности -тренировка языковых навыков Представление диалогов и монологов Умение пользоваться этими технологиями

Сервисы/ платформы видеоконференций (VK Звонки и др.) Запись видео и хранение в облаке Возможность публичного представления информации, решение кейсов; представление проекта, презентации в цифровой среде публично Проектная работа, кейсы, видеоконференции, групповая работа Работа на онлайн-платформе, участие в групповом чате

Образовательные платформы Источник информации передачи контента Подготовка сообщений, поиск информации для разного вида заданий, в том числе для написания писем Умение ориентироваться в информационном пространстве, работать с базами данных

Учебная платформа Moodle Размещение созданных заданий по теме, включающих подборку аудио- и видеоподкастов, тестов, экзаменационных заданий Онлайн-тестирование; выполнение заданий для самостоятельной работы Владение навыками прохождения онлайн-тестирования

Генератор QR-кодов (QR Coder.ru и др.) Генерировать ОР-коды Кодирование информации в проектной работе Умение закодировать любую информацию (текст, ссылку и др.)

Онлайн-доска Размещение документов для совместного редактирования; хранение информации Проектная/командная работа, работа в малых группах кейсы Создание и редактирование документов онлайн в команде

Для актуализации РПД необходимо в разделе «Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с индикаторами достижениями компетенций» необходимо добавить не менее одной новой компетенции и индикаторы ее достижения, направленные на формирование знаний, умений и навыков, основанных на применении цифровых технологий. Но поскольку, как правило, невозможно внести изменения в матрицу компетенций или изменить формулировку существующей компетенции или индикаторов ее достижения, то можно изменить формулировку

«знать, уметь, владеть» в любой компетенции рабочей программы дисциплины, то есть расширить объяснение индикаторов компетенций [7].

Индикатор УК 4.3 Ведет деловую переписку на иностранном языке с учетом особенностей стилистики официальных писем и социокультурных различий можно расширить следующим образом:

знать: возможности интернет-ресурсов и программных продуктов при решении коммуникативных задач (видеохостинги РиТиЬе и УоиТиЬе, интернет-браузеры, УК Звонки и др.), различные источники для

получения страноведческой информации о странах изучаемого языка: видеохостинги RuTube и YouTube, интернет-браузеры, образовательные сайты; уметь пользоваться различными источниками сети Internet для получения страноведческой информации о странах изучаемого языка, строить речевое и неречевое поведение адекватно ситуации общения, используя интернет-ресурсы и программные продукты для решения коммуникативных задач, облачные сервисы (Облако mail.ru, Яндекс Диск и др.); владеть навыками поиска и работы с различными источниками для получения страноведческой информации о странах изучаемого языка: видеохостинги RuTube и YouTube, образовательные сайты, навыками публичной речи: делать сообщения, доклады (с предварительной подготовкой - видеохостинги RuTube и YouTube, образовательные сайты), готовить презентации (Яндекс Презентации и др.), навыками работы с письменной речью, необходимыми для аннотирования и реферирования, ведения переписки, перевода литературы по специальности (онлайн-доски);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индикатор УК 4.6 - «Устно представляет результаты своей деятельности на иностранном языке, может поддержать разговор в ходе их обсуждения» в ракурсе рассматриваемой темы мы интерпретируем следующим образом:

знать особенности работы с VR- технологией, программой ChatBot, Яндекс Презентации и др.; уметь работать с VR-технологией, программой ChatBot, Яндекс Презентации и др.; владеть навыками представления информации с использованием с VR-технологией, программой ChatBot, Яндекс Презентации, облачных сервисов (Облако mail.ru, Яндекс Диск и др.).

Следующим этапом актуализации УМК любой дисциплины является включение ЦК в фонд оценочных средств (ФОС), то есть необходимо сформировать оценочные материалы (контрольно-оценочные средства по дисциплине по категориям «уметь» и «владеть»), позволяющие оценить результаты овладения цифровыми технологиями, формирование ЦК.

Примерный перечень типовых практико-ориентиро-ванных разноуровневых заданий для ФОС:

1. Составьте устное высказывание по теме. Сохраните его в Облако mail.ru; сделайте доступ к нему через созданный вами QR-код.

2. Подготовьте и представьте сообщение в формате презентации. Сделайте презентацию по теме, используя одну из прикладных программ для создания презентаций.

3. Изучите возможности VR/AR-технологии. Составьте диалог по теме. Продемонстрируйте его, используя VR- технологии.

4. Найдите правила деловой корреспонденции, используя интернет-ресурсы. Напишите письмо.

5. Составьте викторину по теме, используя видеохостинг RuTube, программу Chatbot.

6. Создайте видеоконференцию на платформе VK Звонки и проведите конференцию по теме "Hot Jobs", ссылку на конференцию представьте в виде QR-кода, используя онлайн-сервис Online QR Code Generator.

Задания к зачету:

1. Пройдите онлайн-тестирование на учебной платформе Moodle ПГУ.

2. Выполните кейс «Проект «Умный город».

Заключение

Ключевая задача высшего профессионального образования заключается в подготовке будущего специалиста в соответствии с социальным заказом и требованиями рынка труда. Это подразумевает эффективное и гибкое применение цифровых технологий в образовательном процессе вуза. Цифровые технологии создают условия для решения этой задачи за счет совершенствования средств планирования и организации образовательного процесса, широкого использования активных методов обучения.

На основании выполненного исследования удалось убедиться, что учебная дисциплина «Иностранный язык» обладает широкими дидактическими возможностями для внедрения цифровых технологий и системного освоения студентами цифровых умений и навыков. В результате выявлено соотношение между образовательными возможностями цифровых технологий, видами практической деятельности обучения иностранному языку и формированием цифровых умений и навыков обучающихся.

Впервые перечень основных сквозных цифровых технологий был приведен в программе «Цифровая экономика Российской Федерации» [1]. Грамотное внедрение цифровых технологий в процесс обучения иностранному языку может сделать процесс изучения иностранного языка более интересным и мотивировать студентов больше работать самостоятельно.

Литература

1. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / под ред. А. Ю. Уварова, И. Д. Фрумина. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 344 с.

2. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http:// government.ru/info/35568/ (дата обращения 30.09.2023).

3. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики // Больше чем обучение: как развивать цифровые навыки : аналитический отчет к III Международной

конференции [Электронный ресурс]. URL: sberuniversity.ru (дата обращения: 30.09.2023).

4. Национальная технологическая инициатива [Электронный ресурс]. URL: //https://nti2035.ru/nti/ (дата обращения 30.09.2023).

5. Региональный стандарт НТИ: РВК [Электронный ресурс]. URL: https://aviatp.ru/files/aviaevents-2019/Presentatsiy_31012019_ MER/20_Gusev.pdf (дата обращения: 30.09.2023).

6. Андреева О. В., Дмитриева В. Д. Роль Национальной технологической инициативы в цифровой трансформации регионов России // Вопросы инновационной экономики. 2020. Том 10. № 3. С. 1581-1596. DOI: 10.18334/vinec.10.3.110711.

7. Методические указания по актуализации основных образовательных программ высшего образования и рабочих программ дисциплин, направленных на формирование профессиональных компетенций по применению цифровых технологий, востребованных в соответствующих приоритетных отраслях экономики. Иннополис, 2021. 15 с.

8. Стеблова Т. Чат-боты в организации учебного процесса [Электронный ресурс]. URL: https://docs.google.com/presentation/ d/1XCx7xx1NoevEY0aCgfiYlCgL-k6TUQ3D1SXoBHXisCA/ edit#slide=id.g1011960ea60_0_117 (дата обращения: 09.11.2023).

9. Дороганова Д. С. Оптимизация информационного пространства через QR-коды [Электронный ресурс]. URL: https:// school-science. ru/7/4/40699?ysclid=lozw3tlwlu106854391 (дата обращения: 09.11.2023).

10. Борисова Н. В. Образовательные технологии как объект педагогического выбора. М.: 2000. 146 с.

11. Официальный портал Минстроя и ЖКХ РФ [Электронный ресурс]. URL: https:// https://minstroyrf.gov.ru (дата обращения: 25.11.2021).

12. Проект Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ «Умный город» [Электронный ресурс]. URL https://russiasmartcity.ru (дата обращения: 25.11.2021).

References

1. Trudnosti i perspectivy tsifrovoy transformatsii obrazovania [Difficulties and prospects of digital transformation]. eds. Uvarov A. Yu., Frumin I. D., Мoscow, 2019, 344 с. (In Russian).

2. Passport natsionalnoy programmy «Tsifrovaya economika Ros-siyskoy Federatsiyi» [Passport of the national program "Digital Economy of the Russian Federation"]. URL: http://government.ru/ info/35568/ (accessed 30.09.2021). (In Russian).

3. Obuchenie tsifrovym navykam: globalnye vyzovy I peredovye practiki [Digital skills training: global challenges and best prac-

tices]. Bolshe chem obuchenie: kak razvivat tsifrovye navyki: Analiticheskiy otchet k III mezdunarodnoy konferencii. URL: sberuniversity.ru (accessed 30.09.2023). (In Russian).

4. Natsionalnaya tehnologicheskaya initsiativa [National Technology Initiative]. URL: //https://nti2035.ru/nti/ (accessed 30.09.2023). (In Russian).

5. Regionalny standart NTI [Regional standard NTI]. RVK. URL: https://aviatp.ru/files/aviaevents-2019/Presentatsiy_31012019_ MER/20_Gusev.pdf (accessed 30.09.2023). (In Russian).

6. Andreyeva O. V., Dmitrieva V. D. Rol Natsionalnoy tehnolo-gicheskoy initsiativy v tsifrovoy transformatsii regionov Rossii [The role of the National Technology Initiative in the digital transformation of Russian regions]. Voprosy innovatsionnoy economiki, 2020, vol. 10, no. 3, pp. 1581-1596. DOI: 10.18334/ vinec.10.3.110711. (In Russian).

7. Metodicheskie ukazania po aktualizatsii osnovnyh obrazo-vatelnyh program vysshego obrazovania I rabochih I rabochih program distsiplin, napravlennyh na formirovanie profesionalnyh kompetentsiy po primeneniy tsifrivyh tehnologiy, vostrebovan-nyh v sootvetstvuyshchih prioritetnyh otraslayh [Guidelines for updating the main educational programs of higher education and work programs of disciplines aimed at developing professional competencies in the use of digital technologies in demand in the relevant priority sectors of the economy]. Innopolis, 2021, 15 p. (In Russian).

8. Steblova T. Chat-boty v organizatsiy uchebnogo protsessa [Chat-bots in organizing the educational process]. URL: https://docs. google.com/presentation/d/1XCx7xx1NoevEY0aCgfiYlCgL-k6TUQ3D1SXoBHXisCA/edit#slide=id.g1011960ea60_0_117 (accessed 09.11.2023). (In Russian).

9. Doroganova D. S. Optimizatsya informatsionnogo prostranstva cherez QR-cody [Optimizing the information space through QR codes]. URL: https://schoolscience.ru/7/4/40699?ysclid=lozw3t lwlu106854391 (accessed 15.11.2023). (In Russian).

10. Borisova N. V. Obrazovatelnye tehnologyi kak obekt pedagogi-cheskogo vybora [Educational technologies as an object of pedagogical choice]. Moscow, 2000, 146 p. (In Russian).

11. Ofitsialnyi portal Minstroya I ZKH RF [Official portal of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation]. URL: https://minstroyrf.gov.ru (accessed: 25.11.2021). (In Russian).

12. Proekt Ministerstva stroitelstva i zhilistchno-kommunalnogo khozyaistva RF «Umnyi gorod» [Project of the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Russian Federation "Smart City"]. URL: https://russiasmartcity.ru (accessed: 25.11.2021). (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.