Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ'

ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровые образовательные ресурсы / обучение иностранному языку / цифровые платформы и сервисы / digital educational resources / foreign language teaching / digital platforms and services

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ежова Татьяна Владимировна

В настоящей статье раскрываются дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку в школе. В статье дан анализ понятия «цифровые образовательные ресурсы» (далее ЦОР), представлены сущностные характеристики и классификация ЦОР, названы внутренние и внешние факторы эффективности обучения иностранному языку с использованием ЦОР. Стратегия цифровой трансформации системы российского образования поставила в ряд первоочередных целей и задач необходимость создания новых и модернизации имеющихся отечественных цифровых образовательных сервисов и платформ. Автор акцентирует внимание на том, что продуманная организация аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы школьников с использованием ЦОР способствует решению целого ряда дидактических задач (создание уникальной электронно-информационной образовательной среды, индивидуализация процесса обучения, развитие положительной мотивации к изучению иностранного языка, формирование навыков по всем четырем видам речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения, письма), развитие медиаинформационной и компьютерной грамотности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals the didactic possibilities of digital educational resources in teaching a foreign language at school. The article analyzes the concept of "digital educational resources" (hereinafter referred to as DER), presents the essential characteristics and classification of DER, names the internal and external factors for the effectiveness of teaching a foreign language using DER. The strategy of digital transformation of the Russian education system has set the need to create new and modernize existing domestic digital educational services and platforms as a number of priority goals and objectives. The author focuses on the fact that the well-thought-out organization of classroom, extra-curricular and independent work of schoolchildren using the DER contributes to the solution of a number of didactic tasks (creation of a unique electronic information educational environment, individualization of the learning process, development of positive motivation for learning a foreign language, formation of skills in all four types of speech activity (listening, speaking, reading, writing), development of media information and computer literacy of students.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ»

Педагогика

УДК 373

доктор педагогических наук, доцент Ежова Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В

ШКОЛЕ

Аннотация. В настоящей статье раскрываются дидактические возможности цифровых образовательных ресурсов при обучении иностранному языку в школе. В статье дан анализ понятия «цифровые образовательные ресурсы» (далее - ЦОР), представлены сущностные характеристики и классификация ЦОР, названы внутренние и внешние факторы эффективности обучения иностранному языку с использованием ЦОР. Стратегия цифровой трансформации системы российского образования поставила в ряд первоочередных целей и задач необходимость создания новых и модернизации имеющихся отечественных цифровых образовательных сервисов и платформ. Автор акцентирует внимание на том, что продуманная организация аудиторной, внеаудиторной и самостоятельной работы школьников с использованием ЦОР способствует решению целого ряда дидактических задач (создание уникальной электронно-информационной образовательной среды, индивидуализация процесса обучения, развитие положительной мотивации к изучению иностранного языка, формирование навыков по всем четырем видам речевой деятельности (аудирования, говорения, чтения, письма), развитие медиаинформационной и компьютерной грамотности обучающихся.

Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, обучение иностранному языку, цифровые платформы и сервисы.

Annotation. This article reveals the didactic possibilities of digital educational resources in teaching a foreign language at school. The article analyzes the concept of "digital educational resources" (hereinafter referred to as DER), presents the essential characteristics and classification of DER, names the internal and external factors for the effectiveness of teaching a foreign language using DER. The strategy of digital transformation of the Russian education system has set the need to create new and modernize existing domestic digital educational services and platforms as a number of priority goals and objectives. The author focuses on the fact that the well-thought-out organization of classroom, extra-curricular and independent work of schoolchildren using the DER contributes to the solution of a number of didactic tasks (creation of a unique electronic information educational environment, individualization of the learning process, development of positive motivation for learning a foreign language, formation of skills in all four types of speech activity (listening, speaking, reading, writing), development of media information and computer literacy of students.

Key words: digital educational resources, foreign language teaching, digital platforms and services.

Введение. В настоящее время общество находится на переломном этапе, когда система образования вынуждена реагировать на вызовы времени и адаптироваться к новым геополитическим и социально-экономическим реалиям. Жесткие ограничительные меры в период распространения пандемии, необходимость перехода на смешанное или дистанционное обучение, рестрикции на использование зарубежных образовательных сервисов и платформ - все эти факторы детерминировали необходимость решения проблемы цифровизации российского образования [61. Для решения этой задачи необходимо иметь широкий спектр цифровых образовательных ресурсов (далее - ЦОР), отечественных цифровых сервисов и платформ. Стоит отметить, что многие из используемых в образовательном процессе ЦОР базируются на зарубежных цифровых сервисах и платформах, что лишь подчеркивает необходимость цифровой трансформации системы российского образования, включающей разработку отечественных цифровых сервисов и платформ и цифровизацию имеющихся образовательных ресурсов.

Следует отметить, что спектр образовательных технологий, используемых при обучении иностранному языку, достаточно широк, и их применение в образовательном процессе становится повседневной практикой. Многие ученые сходятся во мнении, что сейчас настало время, когда цифровые технологии развиваются наиболее активно. Эти возможности представляют собой базу для создания информационно-образовательной среды учебного заведения. При обучении иностранному языку следует говорить о необходимости создания иноязычной информационно-предметной среды.

Изложение основного материала статьи. Перейдем к анализу понятия «цифровые образовательные ресурсы». Большинство ученых (Н.Ю. Бородатова, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, С.Н. Злобина, Е.С. Полат, Н.В. Синица и др.) считают, что к ЦОР можно отнести любую информацию образовательного характера, представленную на цифровых носителях [3,4, 5].

М.-Н.Л. Вагнер считает, что образовательные информационные ресурсы представляют собой современное средство, направленное на повышение эффективности и усовершенствование процесса формирования иноязычной компетентности. По его мнению, образовательные информационные ресурсы помогают интенсифицировать учебный процесс и создать благоприятную среду для обучения [2].

Мы солидарны с позицией Л. Л. Босовой, которая отмечает три сущностные характеристики ЦОР:

- данные ресурсы представлены в цифровой форме;

- они отобраны в соответствии с тематическим планом и «привязаны» к поурочному планированию;

- все представленные ресурсы снабжены необходимыми методическими рекомендациями [1].

Проанализировав вышеперечисленные определения изучаемого понятия, можно предложить следующую авторскую дефиницию: цифровые образовательные ресурсы - это современные средства обучения, представленные в электронном формате на цифровых носителях, применение которых направлено на повышение эффективности образовательного процесса и выполнение основных задач обучения и воспитания.

Назовем сущностные характеристики ЦОР:

1. данный вид образовательных ресурсов включает совокупность текстовых, графических, аудио- и видеоматериалов, составляющих основной контент предметного содержания учебных дисциплин;

2. ЦОР разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС к содержанию и условиям реализации основной образовательной программы;

3. использование ЦОР в образовательном процессе школы имеет многоцелевой характер: способствует развитию положительной мотивации школьников к изучению иностранного языка; развитию медиаинформационной и компьютерной грамотности всех субъектов образовательного процесса; обеспечивает оптимизацию образовательных результатов, поскольку эти ресурсы наглядны, интерактивны, современны.

Полнота реализации дидактического потенциала ЦОР во многом зависит от цели включения конкретных образовательных ресурсов в учебный процесс. Прежде всего, это повышение эффективности образовательного процесса, выведение его на качественно новый уровень, обеспечивающий выполнение основных задач обучения и воспитания.

Сегодня мы можем говорить о достаточно широкой палитре цифровых образовательных ресурсов. Большинство из них отвечают современным требованиям: они содержат актуальный образовательный контент, позволяют учителю осваивать новые педагогические технологии. Анализ образовательной практики свидетельствует о том, что грамотное использование цифровых ресурсов способствует оптимизации образовательных результатов, поскольку эти ресурсы наглядны, интерактивны, современны. Спектр платформ и сервисов, используемых в образовательном процессе, достаточно широк: это платформы для видео- и конференцсвязи (Skype, Zoom, Discord); мессенджеры Viber, WhatsApp, Telegram; образовательный контент видеохостинга YouTube; облачные ресурсы Яндекс-диск, Гугл-диск; цифровые сервисы «Baamboozle», «Kahoot!», «Quizlet» и др. [4].

Немаловажным фактором оптимизации иноязычного образования школьников является потенциал ЦОР как средства мотивации школьников к изучению иностранного языка. На это влияет сама цифровая форма представления учебного материала с увлекательным иноязычным контентом, возможность включать аутентичный материал, а также возможность поликультурного диалога с носителями языка. ЦОР можно эффективно использовать для контроля знаний обучающихся, при оценивании самостоятельных и домашних работ. Например, с помощью ЦОР можно внести коррективы, которые помогут школьникам в изучении лексики и расширении словарного запаса, сформировать навыки чтения при помощи различного контента с выбором уровня сложности; развивать навыки аудирования на базе аутентичного аудиоматериала; развивать навыки говорения, умение вести диалог или высказывать свое мнение на основе изученного контента; сформировать навыки письменной речи, например, с помощью написания эссе или электронных писем.

Учитель сам решает, в каком объеме стоит внедрять ЦОР в процесс обучения. Он определяет, каким способом лучше интегрировать инновационные методы и как их лучше использовать в сочетании с традиционными методами обучения иностранному языку.

Г. Кэрли раскрывает также понятие «безбумажное обучение», которое можно использовать во время проведения классной и внеклассной работы. Данный метод позволяет существенно снизить затрачиваемое время, а также отказывается от традиционной формы обучения иностранному языку в пользу новой модели анализа и синтеза информации. Безбумажное обучение предполагает фундаментальный переход от физического обмена информацией к виртуальному. С помощью инновационных технологий школьники находят образовательный материал, общаются online, проводят исследовательские работы и отправляют задания учителю в электронном виде [7]. Данная точка зрения является спорной, так как часто при полном переходе от традиционного обучения к online-формату происходит снижение качества образования.

Один аспект ЦОР отвечает за разнообразие аутентичного контента, другой аспект акцентирует внимание на развитии коммуникативной компетенции обучающихся. Г. Кэрли выделяет чаты, различные приложения для видео-звонков, дневники для выражения мыслей, мессенджеры и социальные сети, которые участвуют в формировании навыков говорения. Общаясь с помощью данных программ, ученик может воспроизвести живой диалог с носителями языка как в устной, так и в письменной форме. Это гарантирует полное погружение учащихся в иноязычную среду, не требующее других затрат и ресурсов. Автор отмечает, что интеграция Интернета в процесс обучения будет формировать у учеников осознанный подход к пониманию иностранного языка в качестве практического средства общения. Интернет может также помочь преодолеть языковой барьер, а работа с ЦОР станет подготовительным этапом в преодолении этого барьера [7].

Г. Льюис классифицировал модели деятельности обучающихся по работе с ЦОР с использованием сети Интернет. В первую очередь перед использованием Интернета нужно определить цели и задачи, в соответствии с которыми можно разделить такую деятельность на три области:

Чистое общение - заключается в использовании электронной почты или чатов на уроках иностранного языка. Использование электронной почты является асинхронным методом, так как общение происходит с задержкой, не как при разговоре в реальной жизни. У этого способа общения есть свои плюсы: это дает время ученикам сформулировать свою мысль. Синхронным же методом в данном случае являются чаты. Общение в чатах происходит в режиме реального времени. Здесь тоже есть свои положительные стороны. Например, это является вызовом для школьников, которые только начали изучать язык, поэтому это может дать им мотивацию быстрее обдумывать свою мысль и отправить её.

Поиск информации - это следующая ступень после общения. Учащиеся используют Интернет для поиска нужной информации. Этот вид работы позволяет работать с аутентичным ресурсами, а также познакомиться с культурой страны изучаемого языка. Перед началом работы можно заранее дать ученикам список ссылок. Это позволит детям сфокусироваться на конкретной задаче, не отвлекаясь на посторонние факторы.

Создание собственного цифрового образовательного контента - данный вид деятельности будет логическим завершением в системе уроков с использованием сети Интернет. Изучив основы создания и использования ЦОР, школьник может применить эти знания на практике и создать свой оригинальный контент. Сайт класса может быть использован как начальная точка для развития школьников. Ученик может вести проекты, создавать форумы и обмениваться своими идеями с другими обучающимися. Домашняя страница класса может стать в некотором смысле портфолио работы класса [8].

Каждый преподаватель, прежде чем использовать ЦОР в образовательном процессе, должен последовательно решить несколько непростых задач: выбрать конкретный вид ЦОР в соответствии с поставленной целью занятия, детально изучить методику применения данного вида ЦОР и оценить целесообразность и эффективность выбранного образовательного ресурса. Для того, чтобы показать всю палитру ЦОР, отражающую их широкие дидактические возможности, приведем их классификацию. А. С. Коротеева предлагает следующую классификацию ЦОР, в зависимости от параметров, заложенных в основу каждой группы:

1. интерактивные ресурсы включают групповые и индивидуальные задания, перечень вопросов и заданий к зачету или экзамену, различные анимации и изображения, контент виртуальной лаборатории;

2. слайды, презентации, таблицы, графики, диаграммы, картографические материалы, иллюстрации, элементы векторной графики и анимации составляют контент демонстрационной графики;

3. текстовая информация, представленная в самых различных формах и с самым разнообразным содержанием, представляет собой наиболее распространенную группу ЦОР;

4. автор выделяет в отдельную группу материалы для учителя (презентации, разработки уроков, аудио- и видеоматериалы, предметный контент урока) [5, С. 128].

Для достижения данной цели необходимо определить факторы, способствующие эффективному обучению иностранному языку с использованием ЦОР. Все факторы можно условно разделить на внешние и внутренние. Нами были выделены следующие внешние факторы эффективности обучения иностранному языку с использованием ЦОР: создание электронной информационно-образовательной среды; фактор цифровизации обучения, организация образовательного процесса с возможностью широкого внедрения ЦОР, фактор психологического комфорта. К внутренним факторам

эффективности обучения иностранному языку с использованием ЦОР можно отнести следующие: фактор внутренней мотивации к изучению иностранного языка, фактор психолого-возрастных особенностей обучающихся, фактор учета индивидуальных личностных качеств, фактор функциональной и цифровой грамотности школьников.

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что ЦОР обладают значительным потенциалом при обучении иностранным языкам, так как создают уникальную учебно-познавательную среду, способствующую повышению уровня иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся. Продуманная организация классной, внеклассной и самостоятельной работы школьников с использованием ЦОР способствует решению целого ряда дидактических задач, к которым можно отнести: создание уникальной электронно-информационной образовательной среды; индивидуализацию процесса обучения; развитие мотивации школьников к изучению иностранного языка; формирование навыков аудирования, говорения, чтения, письма; развитие медиаинформационной и компьютерной грамотности обучающихся. Оптимальным способом решения поставленных задач будет продуманное сочетание традиционных форм и методов обучения с инновационными цифровыми технологиями, разработанными на базе новых или адаптированных к образовательным целям цифровых сервисов и платформ.

Литература:

1. Босова, Л.Л. Цифровые образовательные ресурсы для пропедевтического курса информатики и ИКТ [Текст] / Л.Л. Босова // Информатика и образование. - 2009. - №2. - С. 32-46

2. Вагнер, М-Н.Л. Учебные интернет-ресурсы и развитие иноязычной компетентности в аудировании студентов неязыковых ВУЗов [Электронный ресурс] / М.-Н.Л. Вагнер, У.А. Овезова // Kant. - 2019. - № 4 (33). - С. 220-225. - Режим доступа: https://cyberleninka.rU/article/n/uchebnye-internet-resursy-i-razvitie-inoyazychnoy-kompetentnosti-v-audirovanii" studentov-neyazykovyh-vuzov (дата обращения: 22.05.2023)

3. Григорьев, С.Г. Рекомендации по эффективному формированию информационных ресурсов образовательных порталов [Текст] / С.Г. Григорьев, В.В Гриншкун, Г.А. Краснова // Интернетпорталы: содержание и технологии. Вып. 3. -М.: Просвещение, 2005. - С. 134-166

4. Ежова, Т.В. Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка на ступени начального общего образования [Текст] / Т.В. Ежова // Вестник педагогических наук. - Белгород, 2021. - № 7. - С. 188-192

5. Коротеева, A.C. Цифровые образовательные ресурсы как средство повышения эффективности усвоения информации [Электронный ресурс] / A.C. Коротеева//Историко-педагогический журнал. -2022. -№ 3. - С. 126 -133

6. Паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования» [Электронный ресурс]. - URL: www.consultant.ru (дата обращения: 12.07.2023)

7. Carley, Н. Going green: The paperless classroom [Электронный ресурс] / H. Carley II Global Issues in Language Education Newsletter, iss. 91. - 2014. - P. 10-13. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/ 283540718_ Going_Green_ ThePaperlessClassroom (дата обращения: 15.06.2023)

8. Lewis, G. The Internet and young learners [Электронный ресурс] / G. Lewis 11 Oxford: Oxforf University Press. - 152 p. - Режим доступа: http://www.tesl-ej.org/ej32/r7.html (дата обращения: 11.06.2023)

Педагогика

УДК 378

доктор педагогических наук, доцент Ежова Татьяна Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); ассистент Санжаровская Кристина Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СУЩНОСТЬ Н СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ»

Аннотация. В настоящей статье раскрывается сущность понятия «исследовательская компетенция будущего учителя». Развитие научно-технического прогресса, повышенные требования к выпускникам вузов обусловили необходимость развития интеллектуального потенциала будущего специалиста, его исследовательской компетенции. В статье представлен контент-анализ понятия «исследовательская компетенция» и приведена авторская дефиниция понятия «исследовательская компетенция будущего учителя». Представлены сущностные характеристики данного понятия. Авторы акцентируют внимание на том, что исследовательская компетенция будущего учителя является интегративным качеством личности, результатом исследовательской деятельности и средством саморазвития студентов, неразрывно связана с будущей профессиональной деятельностью и нацелена на творческое преобразование действительности. В результате обзора имеющихся подходов к структурно-содержательному наполнению исследовательской компетенции авторы выделили системообразующие компоненты исследовательской компетенции будущего учителя (мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностный, рефлексивно-оценочный). Авторами была раскрыта суть данных компонентов, приведены критерии оценки их сформированности.

Ключевые слова: компетентностный подход, исследовательская компетенция, структура исследовательской компетенции, профессиональная подготовка будущего учителя, высшее образование.

Annotation. This article reveals the essence of the concept "a future teacher's research competence". The scientific and technological progress, as well as increased requirements for university graduates, have necessitated the development of the intellectual potential of a future specialist and their research competence. The article presents the content-analysis of the concept "research competence" and provides the authors' definition of the concept "a future teacher's research competence". The essential characteristics of this concept are presented. The authors focus on the fact that a future teacher's research competence is represented as an integrative personal quality, the result of research activities and a means of students' self-development, it is inextricably associated with a future teacher' professional training and is aimed at the creative transformation of reality. As a result of a review of existing approaches to the structural content of research competence, the authors have identified the system-forming components of a future teacher's research competence (motivational-value, cognitive, activity, reflective-evaluative components). The authors have revealed the essence of these components, and provided criteria for assessing their formation.

Key words: competence approach, research competence, the structure of research competence, a future teacher' professional training, higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.