5. Из опыта организации работы с глубоко умственно отсталыми детьми / Л.Б. Баряева, С.Ю. Ильина, Г.Ф. Нестерова, В.П. Шиянова // Дефектология. - 1994. - № 6. - С. 56-58.
6. Мамаева, А.В. Анализ существующих подходов к пониманию основных сущностных характеристик умственной отсталости / А.В. Мамаева, Л.О. Шаповаленко // Аутизм и другие нарушения в развитии: современные исследования и разработки. - 2018. - № 1 (1). - С. 38-52.
7. Мониторинг учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью (на примере навыка чтения): сообщение 1 / А.В. Мамаева, Т.С. Антонова, К.Ю. Денисова, С.Ю. Килина // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2019. -№ 48(2). С. 41-51.
8. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / Л.Б. Баряева [и др.]; под ред. И.М. Бгажноковой. - Москва: Владос, 2007. - 181 с.
9. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог.ф-тов пед. ин-тов / под ред. В.В. Воронковой. - Москва: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
10. Оценка сформированности коммуникативных базовых учебных действий детей с умеренной умственной отсталостью / И.В. Хабарова, Т.М. Кознева, Л.В. Смирнова, П.А. Жеднина // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2018. -№ 44 (2). - С. 22-30.
11. Оценка сформированности базовых коммуникативных учебных действий у обучающихся основной школы с легкой умственной отсталостью в условиях введения ФГОС / О.А. Козырева, Е.А. Иванова, Е.Ю. Гивиряк, О.П. Новичук, Р.Г. Шимонина // Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: матер. IV Междунар. науч.-практ. конф. - 2017. - С. 197-200.
12. Петрова, М.В. Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся с интеллектуальными нарушениями / М.В. Петрова // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. - 2017. - № 4. - С. 92-96.
13. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fgosreestr.ru/poop/primemaya-adaptirovannaya-osnovnaya-obshheobrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshhego-obrazovaniya-obuchayushhixsya-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi (дата обращения: 25.03.2022).
14. Теория инклюзивного образования и практика его развития в Красноярском крае: кол. монография / И.Б. Агаева, О.Л. Беляева, И.В. Дуда [и др.]. - Красноярск, 2016. - 304 с.
15. Astramovich, R.L., Lyons C., Hamilton N.J. Play therapy for children with intellectual disabilities // Journal of Child and Adolescent Counseling. - 2015. - Is. 1 (1). - P. 27-36. DOI: 10.1080/23727810.2015.1015904
16. Braaten, E.B. Intellectual disability, assessment of children with mild intellectual disorders. In: The SAGE Encyclopedia of Intellectual and Developmental Disorders, 2018. doi: 10.4135/9781483392271.n259
17. Drysdale, J., Casey J., Porter-Armstrong A. Effectiveness of training on the community skills of children with intellectual disabilities // Scandinavian Journal of Occupational Therapy. - 2008. - Is. 15 (4). - P. 247-255. DOI: 10.1080/11038120802456136
18. Hatton, Ch. Pragmatic language skills in people with intellectual disabilities: A review // Journal of Intellectual & Developmental Disability. - 1998. - Is. 23 (1). - P. 79-100. DOI: 10.1080/13668259800033601
19. Iacono, T.A., Waring R.E., Chan J.B. Sampling communicative behaviours in children with intellectual disability in structured and unstructured situations // International Journal of Language & Communication Disorders. - 1996. - Is. 31 (2). -P. 106-120. doi: 10.3109/13682829609042215
Педагогика
УДК 378.14
кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Фунтикова Виктория Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Петрова Валерия Дмитриевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ПРЕПОДАВАНИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация. Текущие тенденции цифровизации в области образовательной деятельности, а также активные трансформации технологий в области менеджмента, способствовали возникновению новых подходов в организации учебного процесса и преподавании дисциплин управленческого характера. Цифровая трансформация образования предполагает наличие у выпускника -управленца базовых навыков работы с информацией, необходимой для решения задач, связанных с индивидуальной и совместной работой, взаимодействием в коллективе организации, для создания и редактирования нового контента, для решения концептуальных, технических и практических проблем и т.д. В этих условиях возникает необходимость изменения и актуализации рабочих программ дисциплин учебных планов с целью внесения и добавления в их содержание использование различных цифровых технологий и инструментов, освоение и владение которыми поможет быстрее освоить дисциплину.
В статье описан прикладной характер применения цифровых инструментов применительно к преподаванию управленческих дисциплин на примере дисциплины «персональный менеджмент».
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровой инструмент, рабочая программа дисциплины, персональный менеджмент.
Annotation. The current digitalization trends in the field of educational activities, as well as the active transformation of technologies in the field of management, have contributed to the emergence of new approaches to organizing the educational process and teaching management disciplines. The digital transformation of education implies that a graduate-manager has the basic skills to work with information necessary to solve problems related to individual and joint work, interaction in the organization's team, to create and edit new content, to solve conceptual, technical and practical problems, etc. Under these conditions, it becomes necessary
to change and update the work programs of the disciplines of the curricula in order to introduce and add to their content the use of various digital technologies and tools, the development and possession of which will help to quickly master the discipline.
The article describes the applied nature of the use of digital tools in relation to the teaching of management disciplines on the example of the discipline "personal management".
Key words: digital technology, digital tool, work program of the discipline, personal management.
Введение. Текущие тенденции цифровизации в области образовательной деятельности, а также активные трансформации технологий в области менеджмента, способствовали возникновению новых подходов в организации учебного процесса и преподавании дисциплин управленческого характера. Применение выпускниками знаний и навыков в сфере информационных и «сквозных» технологий обусловлено возрастающими требованиями работодателей к уровню овладения цифровыми компетенциями. Цифровая трансформация образования предполагает наличие у выпускника -управленца базовых навыков работы с информацией, необходимой для решения задач, связанных с индивидуальной и совместной работой, взаимодействием в коллективе организации, для создания и редактирования нового контента, для решения концептуальных, технических и практических проблем, использования облачных сервисов для просмотра, поиска, фильтрации, организации, хранения, извлечения и анализа данных, для подготовки отчетов и другой нормативной документации в цифровом или бумажном формате [1, 3].
В этих условиях возникает необходимость изменения и актуализации рабочих программ дисциплин учебных планов с целью внесения и добавления в их содержание использование различных цифровых технологий и инструментов, освоение и владение которыми поможет быстрее освоить дисциплину [8].
Целью публикации является обзор применения цифровых инструментов применительно в освоении дисциплин управленческой направленности.
В работе были поставлены следующие задачи:
- описание цифровых технологий и инструментов, необходимых преподавателю вуза в рамках изменения рабочих программ дисциплин направления менеджмент.
Изложение основного материала статьи. Направления развития и использования информационных технологий в образовании условно можно разделить на следующие группы:
- цифровые коммуникации (использование и применение видеоконференцсвязи, мессенджеров; других средства коммуникации, интегрированные в различные платформы, блог-платформы, социальные сети и т.д.) [8, 9];
- средства организации курсов (использование LMS-платформ, сервисов для хостинга, сервисов для хостинга статических сайтов, другие специальные платформы);
- электронные конспекты (использование рукописных конспектов и комбинирование конспектов с электронным форматом, составление графиков и диаграмм и т.д.);
- инструменты визуализации (использование графических макетов, оформление инфографики, создание классических презентаций, создание интерактивных презентаций);
- авторское представление медиа материалов (добавление рукописных комментариев, использование PDF-файла для совместной работы, видеороликов, добавление комментариев, субтитров, переводов; интеграция проверочных материалов);
- средства проектной работы (совместная работа над документами, презентациями, таблицами; составление аннотаций к документам, контроль сроков исполнения проектов и т.д.);
Цифровой инструмент - это подгруппа цифровых технологий, которые разрабатываются для развития качества, скорости и привлекательности передачи информации в преподавании и обучении.
Актуализации и реконструированию содержания преподаваемой дисциплины могут подлежать компетенции (расширение индикаторов), лекционный блок, расширение видов самостоятельной работы и оценочные средства [8, 9].
Далее рассмотрим прикладной характер применения цифровых инструментов применительно к преподаванию управленческих дисциплин на примере дисциплины «персональный менеджмент». Целью дисциплины является создание условий для получения первичных умений по управлению личностью и коллективом в условиях постоянно меняющейся социально-экономической среды и ограниченности ресурсов. Будущие менеджеры должны уметь организовывать реализацию организационно-управленческих решений в условиях изменяющейся среды, определять свои личные ресурсы, возможности и ограничения для достижения поставленной цели и уметь проводить мероприятия по построению и реализации карьеры персонала в организации [2, 3, 4]. Персональный менеджмент - это дисциплина, которая изучает вопросы самоорганизации труда менеджера. Содержание дисциплины дает большие возможности для изучения ее с точки зрения цифровых технологий преподавания, так как достичь личной производительности и эффективности в работе возможно только при умении работать с различными цифровыми инструментами.
Лекционный блок в преподавании дисциплины подлежит актуализации, с точки зрения включения в него знакомство с общими тенденциями цифровой экономики в рамках преподаваемого курса. Изучению подлежат такие разделы как сущность и содержание персонального менеджмента, карьерные предпочтения в процессе выбора индивидуальных траекторий развития. Целесообразным будет включение в классическое представление знаний о развитии науки об организации труда различные междисциплинарные темы, которые раскрывают применение цифровых технологий в персональном менеджменте. В качестве примера можно рассмотреть образовательные кейсы с применением больших данных и технологий интернета вещей при учете показателей труда в различных организациях в том числе и на производстве, а также знакомство с цифровыми ресурсами для поиска, анализа информации для прогнозирования и стратегического планирования карьерных мероприятий персонала.
Таблица 1
Содержательный аспект тем дисциплины «Персональный менеджмент» в контексте обучения цифровым технологиям
Пример темы Пример содержания темы
Самоменеджмент и управление трудовой группой Цифровые компетенции руководителей в условиях цифровизации экономики и управления. Цифровая компетентность менеджера -руководителя.
Цифровые образовательные ресурсы и платформы для отбора и обучения сотрудников организации.
Практический блок в преподавании курса может быть расширен представлением и изучением цифровых инструментов, которые необходимы для планирования и делегирования задач руководителя. Использование большого объема информации является одной из основных задач современного менеджера. Количество операций, которые должен выполнить, организовать или проконтролировать руководитель увеличилось. Руководитель принимает решения в постоянном режиме многозадачности. Именно поэтому современный руководитель должен использовать цифровые инструменты планирования своих задач. Это увеличит эффективность не только его деятельности, но и всей команды, а значит и компании в целом.
Проанализировав самые популярные приложения для делегирования задач, авторы выделили несколько основных функций, которые должны присутствовать в цифровом инструменте планирования руководителя.
1. Синхронизация на разных устройствах. Информация, сохраненная в приложении, не должна иметь четкой привязки к одному гаджету.
2. Разделение задач или направлений работы. Сортировка и структурирование разных типов работ упрощают восприятие, разделяя массив информации на маленькие подпункты для поочередного выполнения.
3. Статусы сделанных работ. Руководитель должен иметь возможность определить жизненный цикл задачи, чтобы видеть объем выполненной работы.
4. Возможность использования приложения всей командой фирмы. Для этого нужно, чтобы у инструмента были настраиваемые права доступа, возможность одновременной работы нескольких пользователей над одной задачей и совмещение личных и групповых задач.
5. Взаимосвязь с пользователем. Например, напоминания, интеграция с календарем или голосовая связь. Это делает работу руководителя более организованной и стабильной.
6. Связь с клиентами или коллегами через приложение. Это может быть мессенджер задач, чат или интеграция с почтой - любая функция, которая упростит диалог.
Таким образом, организация практического занятия в рамках изучения курса, может включать сравнительный анализ изучения цифровых инструментов планирования времени руководителя на примере должностных обязанностей руководителя туристической организации. Цель выполнения задания: выбор наиболее подходящего цифрового инструмента для личной работы.
Таблица 2
Пример сравнительного анализа цифровых инструментов для планирования времени менеджера в рамках
конструирования практического занятия
Задачи руководителя турагентства Использование приложения руководителем Функция приложения Google Задачи Биатрикс Todoist TickTick
Руководство деятельностью структурных подразделений турагентства. Возможность отслеживать выполнение каждой отдельной задачи. Одновременное использование приложения командой фирмы, настройки прав доступа. + + +
Статусы задач - - - +
Направление задач - + + -
Участие в туристических выставках, поиск и заключение партнерских соглашений. Приложение напоминает о крайних сроках выполнения задачи. Напоминания + + + +
Голосовая связь +
Интеграция с календарем + + + +
Руководство разработкой текущих планов реализации турпродуктов. Постоянное изучение обслуживаемых направлений и объемов оказываемых услуг. Синхронизация на разных устройствах + + + +
Направляет работников в служебные командировки. Возможность удобной и мгновенной коммуникации с сотрудником. Чат, мессенджер + +
ИТОГ: 3/8 6/8 5/8 7/8
В таблице указывается наличие наиболее важных преимуществ данных приложений из ряда возможностей, которые можно использовать в своей работе. Также практические занятия могут быть организованы при помощи различных онлайн - сервисов в рамках изучения цифровых компетенций менеджера [3, 5].
Самостоятельная работа бакалавров при изучении таких тем как: принятие управленческих решений с помощью цифровых технологий может быть направлена на совместный поиск, обработку и использование информации при помощи таких цифровых инструментов как Padlet, Jamboard, Miro, MS Teams, Яндекс-телемост, MindMeister, Xmind.
Таблица 3
Пример организации контактной самостоятельной работы по темам в рамках изучения курса
Тема Задание для практической работы Цифровой инструмент
Моделирование системы персонального менеджмента с учетом международной этики. Пройти диагностику уровня развития цифровых компетенций (индивидуальное задание). Онлайн - сервис диагностики цифровых навыков https://roTOBM^pe^/test
Составить визуализированный отчет об отечественных разработках и платформах учета организации труда персонала: Disciplina; «Стахановец»; StaffCop. Microsoft Office (MS Excel, MS Word, MS Power Point и др.), визуализация -Canva, getlocus.io, Удоба.
Время руководителя и принципы его эффективного использования. Делегирование полномочий. Выполнить анализ основных нормативных документов, по которым осуществляется управление организацией (групповое задание). Интерактивные доски Trello, Miro, работа на цифровых платформах Консультант-плюс, Национальная платформа открытого образования -онлайн самообразование; Медиатека просвещения».
Целеполагание и карьерные предпочтения выбора индивидуальных траекторий развития. Подготовить эссе на темы Управление и цифровая индустрия в построении карьеры (индивидуальное задание). Microsoft Office (MS Excel, MS Word, MS Power Point и др.), визуализация -Canva, getlocus.io, Удоба.
Оценочные средства могут быть представлены заданиями с применением конкретных цифровых инструментов; групповыми заданиями с кросс-рецензированием; отражением собственной позиции по использованию цифровых инструментов в экзаменационных вопросах и тестах. В качестве примера можно предложить разбор кейса по планированию времени руководителя с применением конкретного цифрового инструмента.
Выводы. В настоящее время возникает острая необходимость изменения и актуализации рабочих программ дисциплин учебных планов с целью внесения и добавления в их содержание использование различных цифровых технологий и инструментов. Многие организации, в том числе и образовательные, выделяют огромное количество ресурсов для наращивания своего потенциала переходя на производство новых продуктов и решений. Подготовка современных управленцев не должна оставаться без участия и внедрения в образовательный контент цифровых сквозных технологий, так как в настоящее время большинство процессов, связанных с управлением человеческими ресурсами, уже происходит с применением искусственного интеллекта, анализа и хранения больших данных.
К сожалению, в России наблюдается дефицит отечественного программного обеспечения учебного профиля. В связи с переходом на новую систему образования необходимость в таких продуктах существенно возрастает так как многие программные продукты ушли с отечественного рынка. Поэтому необходимо, с нашей точки зрения, устанавливать прямые связи с разработчиками таких программных продуктов, учитывая в совместной работе образовательные цели и задачи.
Литература.
1. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / [В.И. Блинов и др.]; под ред. В.И. Блинова. - Москва: Перо, 2020. - 98 с.
2. Онлайн-сервис диагностики цифровых навыков: сайт. - 2022. - URL: готовкцифре.рф/test (дата обращения: 05.06.2022).
3. Прохорова, М.П. Современные методы и технологии обучения в высшей школе: обзор зарубежного опыта / М.П. Прохорова, Т.Е Лебедева, К.М. Григорян // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - Вып. 66. Часть 4. - С. 235-238.
4. Россия 2025 «От кадров к таланту»: сайт - 2022. - URL: (дата обращения: 05.06.2022).
5. «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», Утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25.10.2016 № Проект 9: сайт. - 2022. - URL: http://static.govemment.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf (дата обращения: 05.06.2022).
6. Стрекалова, Н.Б. Риски внедрения цифровых технологий в образование / Н.Б. Стрекалова // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. - 2019. - №2. - С. 84-88.
7. Тебекин, А.В. Перспективы и риски цифровизации дополнительного профессионального образования / А.В. Табекин // Профессиональное образование в современном мире. - 2019. - №1. - С. 2558-2566.
8. Университет Иннополис: программа повышения квалификации преподавателей высшего и среднего профессионального образования по новым программам для ИТ-специальностей и других предметных областей: сайт -Москва. - 2022. - URL: https://learn.innopolis.university/Students (дата обращения: 05.06.2022). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
9. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе / Т.А. Аймалетдинов, Л.Р. Баймуратова, О.А. Зайцева. [и др.]. - Москва: Издательство НАФИ, 2019. - 84 с.
Педагогика
УДК 316.64
кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования имени Академика РАО В.А. Сластенина Шувалова Наталья Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва); кандидат психологических наук, доцент кафедры психология развития личности Муталимова Аминат Махмудовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала); магистр 2 года обучения направления
«Психология образования» Гаджиева Патимат Агарагимовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматриваются изменение ценностных ориентаций современной молодежи в условиях социальной действительности. Статья посвящена вопросам становления ценностной сферы такой социально-демографической группы как студенческая молодежь. Рассматривается механизм формирования ценностных ориентаций личности. Особенности студенческой молодежи представлены в виде факторов, влияющих на образование и развитие системы ценностей. Автор подчеркивает важность системы ценностных ориентации личности, которые определяются как внешними факторами, определяющие развитие человека, так и теми особенностями, которыми мы называем внешними, социальными факторами, которые сформированы социумом. Приходит к выводу, что на современном этапе понимание процессов формирования ценностно-личностной сферы особенно важно, т.к. это очень значимо для понимания тех психологических изменений, которые происходят в период развития и взросления современных детей и подростков.
Ключевые слова: ценностные ориентации, современная молодежь, социальная действительность, личность, общество.
Annotation. The article deals with the change in the value orientations of modern youth in the conditions of social reality. The article is devoted to the formation of the value sphere of such a socio-demographic group as student youth. The mechanism of formation of value orientations of the individual is considered. Features of student youth are presented in the form of factors affecting education and the development of the value system. The author emphasizes the importance of the system of value orientations of the individual, which are determined both by external factors that determine human development, and by those features that we call external, social factors that are formed by society. He comes to the conclusion that at the present stage, understanding the processes of formation of the value-personal sphere is especially important, because it is very important for understanding the psychological changes that occur during the development and maturation of modern children and adolescents.
Key words: value orientations, modern youth, social reality, personality, society.
Введение. Ценностные ориентации считаются одним из самых важных компонентом структуры личности. Вместе с другими социально-психологическими аспектами они выполняют функции контроля поведения и проявляются во всех этапах человеческой деятельности. Важность ценностных ориентаций трудно переоценить в любой профессии, а тем более в профессии педагога. В стадиях профессиональной подготовки учителя проблема становления его ценностных ориентаций является одной из самых первостепенных, поскольку речь идет не просто о формировании личности молодого человека и поколения в целом, а о формировании личности учителя, в структуре которой личностные и профессиональные качества неразрывно связаны и взаимообусловлены. Индивид, призванный воспитывать детей, обязан быть сам воспитан, обладать системами ценностных отношений и реальных проявлений в социальном мире. Его личностные характеристики обязаны отвечать профессиональным критериям. Педагог с неоднозначной системой ценностей, не осознавший смысла и сущности своего бытия и профессиональной деятельности в ней, не сможет помочь подрастающему человеку обрести свой смысл жизни.
Актуальность проблемы так же осложнена возрастными особенностями студентов (16-19). Как мы знаем этот возраст связан с трудным процессом самопознания, обретения собственного «Я», поиска ценностной миссии своей жизни, который ставит человека перед вынужденной необходимостью принятия ряда важнейших решений, разрешения жизненно важных проблем в условиях малого жизненного опыта. Перед юношами и девушками находится задача самостоятельного создания системы норм, ценностей и следственных установок. И также в связи с этим процесс интериоризации культурных смыслов может оказаться подверженным случайным влияниям и отличается неопределённостью и сумбурностью. Необходимо сделать так, чтобы жажда изменений, самоутверждения, свойственная этому возрасту и этой социальной группе, была не стихийной, не разрушающей, а созидающей.
Изложение основного материала статьи. Одной из сложных и востребованных задач современных психологии и педагогики является исследование ценностно-смысловой сферы формирующейся личности. В процессе становления личности, в процессе усвоения социальных ценностей, взросления, очень много зависит от общества, в которой личность формируется. В последнее время для современного общества, как российского, так и цивилизации в целом, характерен отказ от традиционных ценностей. Вследствие этого возможно появление противоречий в системе общественных идеалах и ценностях - поэтому изучение ценностно-смысловой сферы, особенно своевременно иактуально.
Ценностная сфера, по мнению целого ряда авторов, представляет собой основу, базовое ядро личности, которое может состоять из целого ряда компонентов. Такими компонентами ценностно-смысловой сферы могут являться такие явления психики как ценности, ценностные ориентиры, смысл жизни, установки и личностные смыслы, смысловые образования, ценностно смысловая сфера, идеалы, мотивы, ценностные образования, ценностные переживания. Ценности -это то, что люди хотят иметь, что важно для них, и закреплено на эмоциях. Их можно обсуждать, но их нелегко оспорить. В принципе, они определяют действия (но не всегда), поскольку претворять ценности в жизнь сложно. Система ценностей возникает в небольших группах или семейных ситуациях, формируя личность, а иногда и опираясь на традиции. Вознаграждаются следующие ценности, и нарушения могутоборвать дружеские отношения [2].
Ценности малых групп порождают личную гармонию с партнером и друзьями, но также и ответственность. Личная идентичность формируется через социальные правила и включает творческие и эмоциональные аспекты. В мире бизнеса или работы есть свои ценности и законы. Дополнительные или необязательные ценности могут включать ценности общества потребления и образа жизни, а также всеобъемлющую осведомленность, выражаемую как религиозность или духовность, а