ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОДВИЖЕНИЕ БАСКЕТБОЛЬНОГО КЛУБА
Е.Н. Александрова, канд. экон. наук, доцент Д.Е. Мышалов, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-4-2-95-98
Аннотация. Работа исследует внедрение цифровых технологий в продвижение профессионального баскетбольного клуба. В частности, современные технологии рассматриваются как эффективный инструмент привлечения на трибуны молодых болельщиков как перспективную фан-базу клуба. Цифровые технологии в маркетинге также рассматриваются как новый шаг и инструмент успешной коммуникации с болельщиками, как возможность заинтересовать их профессиональным спортом. Исследование содержит рекомендации по совершенствованию работы баскетбольного клуба с молодыми болельщиками. Они помогут клубу выйти на еще более высокие позиции по продвижению своего бренда и привлечению новых болельщиков на трибуны.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии в маркетинге, спортивный маркетинг, профессиональный спорт.
В настоящее время цифровизация затрагивает многие сферы экономики, преобразуя традиционные бизнес-процессы и инструменты управления. Без Интернета невозможно представить себе функционирование ряда отраслей и сфер деятельности, появились направления бизнеса, которые полностью основаны на цифровых технологиях. Современные авторы выделяют несколько направлений развития цифровизации [5].
Это, в частности, разработка новых цифровых бизнес-моделей, в том числе создание инновационных подходов к монетизации продуктов или услуг с использованием цифровых технологий; создание цифровых продуктов и услуг, которые удовлетворяют потребности клиентов: мобильные приложения, интернет-платформы, онлайн-сервисы. Другое направление - автоматизированный сбор, хранение и анализ данных. Еще одно направление - оптимизация производственных процессов и сетей поставок, внедрение автоматизированных систем управления производством, а также оптимизация административных процессов и автоматизация ручного труда [8]. Например, внедрение систем электронного документооборота.
Маркетинг тоже не стал исключением. Благодаря цифровым технологиям «добраться» до потребителя производителям товаров и услуг становится проще, даже несмотря на растущую конкуренцию [1]. Цифровой маркетинг имеет различные направления. Такие цифровые технологии как, например, таргетированная реклама, искусственный интеллект, нейросети, при качественном запросе моментально генерируют предложения, которые так же мгновенно находят спрос. Значительное влияние на развитие цифровых технологий в маркетинге оказывают мобильные телефоны и социальные сети [2].
Согласно отчету «Datareportal», на начало 2024 г. мобильными телефонами в мире пользуется 5,61 млрд. человек или 69,4% от общей численности населения. За последний год этот показатель увеличился на 138 миллионов (+2,5%). В России в начале 2024 г. было зарегистрировано 219,8 млн. мобильных абонентских подключений, и это больше, чем число проживающих в стране людей. Большинство россиян, а это 67%, телефон активно используют для выхода в Интернет и проводят в сети в среднем по 8 часов 21 минуте в день. Около 106 млн человек, что составляет 73,5% от общего числа населе-
ния, активно пользуются соцсетями. А это значит, что подавляющее большинство населения России встречаются с цифровой рекламой различных товаров и услуг.
Спорт, который все более заметными темпами становится одним из направлений экономики и бизнеса, также активно становится поставщиком товаров и продавцом услуг. Цифровизация не обошла и его. Менеджеры и маркетологи спортивных организаций так же активно используют цифровые технологии [4].
Стоит полагать, что первоначально такая необходимость возникла в связи с тем, что аудитория спортивных матчей и других спортивных событий стала заметно взрослеть. Причина проста: на рубеже XX и XXI веков и преимущественно в средине нулевых и в последующие 10 лет Интернет в России распространялся и развивался космическими темпами, благодаря чему молодежь от 15 до 30 лет в кратчайшие сроки переместилась туда, практически полностью перестав смотреть телевизор. Молодые болельщики чаще всего предпочитают посмотреть трансляцию онлайн, а не посещать стадион, так как это экономит время. Поэтому аудитория на стадионах взрослеет. Туда приходят болельщики, которые привыкли ходить на стадион с детства [6].
Молодое поколение почти не смотрит телевизор, по крайней мере, эфирное телевидение, прежде всего, считая, что это ограничивает их свободу и опять же время. В сети они могут найти и посмотреть любой фильм и любую программу в любое время, перемотав и пропустив скучные фрагменты и рекламу или оплатив платную подписку без рекламы.
Чтобы не терять «молодой» сегмент болельщиков, а в будущем не лишиться болельщиков совсем, маркетологи активно применяют современные цифровые технологии. Также следует учитывать и конкуренцию среди спортивных организаций, которая в последние 5-7 лет существенно возросла. И сейчас каждой организации важно получить доступ к «одной и той же» аудитории [7].
На примере продвижения баскетбольного клуба рассмотрим, какие цифровые
технологии могут способствовать продвижению спорта в среде молодых болельщиков, сохранению существующих и привлечению новых.
Важно отметить, что «борьба» за болельщика - всегда долговременный, сложный и финансово затратный процесс. И зачастую, особенно в больших городах, это бывает доступно только крупным клубам, имеющим достаточное финансирование не только на полноценное содержание команды и для обеспечения ее всем необходимым, но и на то, чтобы достаточно денег вкладывать в работу с болельщиками, привлекать их на трибуны и на сохранение, на постоянное поддержание их интереса.
Молодая аудитория для любого баскетбольного клуба - это всегда значительное перспективы в развитии фан-базы.
Во-первых, молодые болельщики, если их заинтересовать, с большей долей вероятности станут теми болельщиками, которые останутся с клубом навсегда или на очень долгий промежуток времени. А это
обеспечит клубу долгосрочную поддержку.
Во-вторых, молодежь будет распространять информацию о клубе среди своих друзей и близких, в кругу семьи, использую современные технологии, в том числе, соцсети, помогая еще больше расширить фан-базу.
В-третьих, молодые болельщики привносят на игры энергию и энтузиазм, что создает энергетически более насыщенную атмосферу и делает игры более увлекательными как для игроков, так и для других болельщиков. Молодежь более склонна к участию в активных конкурсах: они более охотно идут петь, танцевать, что опять же повышает командный дух.
Наконец, молодые болельщики могут предложить клубу свежий взгляд и новые идеи, чтобы привлечь еще больше молодежи. Они могут помочь клубу понять, что интересно молодым людям, своими советами и подсказками, путем опять же опросов на мобильных платформах и в приложениях помочь разработать маркетинговые и рекламные кампании, которые будут
доступны, понятны и интересны этой аудитории [3].
Среди перспективных мероприятий для привлечения молодых болельщиков и сохранения их внимания в перспективе -масштабная программа, которая предшествует самому матчу, в месте его проведения. В холле необходимо организовать развлечения для молодых болельщиков, именно с использованием современных технологий, а не просто предлагать им забросить мяч в кольцо или участвовать в викторине.
Например, турнир по интерактивному баскетболу - самый простой, но, возможно, не самый эффективный способ, потому что количество его участников, приходящих в место проведения матча, всегда ограничено и недостаточно высоко. Так, организация и проведение турнира в холле до начала матча привлечет подростков, у которых, к примеру, нет дома игровой приставки PlayStation, но которые очень бы хотели на ней играть часто и много. Интерактивный турнир можно разбить на туры, и каждый из них проводить перед началом матча - тогда подростки и молодежь, приходя играть в PlayStation, будут оставаться и на сам матч, пополняя таким образом состав «офлайн» болельщиков команды на трибунах.
Еще один способ - использование виртуальной и дополненной реальности. Благодаря современным технологиям можно позволить болельщикам «быть на площадке», а не просто смотреть на игру с трибун. Для этого необходимо разработать AR-приложение (приложение дополненной реальности), которое накладывает информацию о матче на реальный вид с площадки. Такие приложения бывают разные по сложности, по возможностям и, соответственно, по стоимости разработки. Авто-ризовавшись в приложении и наведя телефон на площадку, болельщик видит картинку иначе и, как правило, более интересной и зрелищной, чем она есть на самом деле. Например, его любимый игрок может оказаться в образе какого-либо Супергероя или привычный баскетбольный мяч может быть окрашен в другие цвета или вовсе принять другую форму или вид.
Приложения и устройства дополненной реальности позволяют болельщику оказаться в гуще событий на паркете. Надевая специальные очки, на которые установлено тематическое программное обеспечение, смотрит на игру изнутри, сам практически участвует в ней, не прилагая при этом усилия и сидя на своем месте.
Поддерживать интерес молодежи к клубу можно и с помощью мобильного приложения клуба. Для этого важно, чтобы в нем была не только привычная информация: трансляции игр, знакомство с игроками, анонсы и результаты матчей, но и дополнительные интерактивные опции. Например, видео с тренировок и интервью, которых нет нигде больше. В приложении можно проводить голосование за MVP матча, пригласить болельщиков проголосовать, например, при выборе музыки, которая будет звучать на разминке команды, в большом перерыве или после игры. Там же можно попросить болельщиков оставить вопросы игрокам или тренерскому штабу.
Еще один способ привлечения молодых болельщиков - создание платформы для фэнтези-спорта, где болельщики в режиме онлайн формируют команды из игроков любимого клуба или заключают виртуальный контракт с кем-то из топовых игроков, которого, по его мнению, не хватает клубу [6].
Кроме того, на такой платформе, объединившись с друзьями, можно создать виртуальный чемпионат, аналогичный реальному, из таких же команд и проводить его матчи параллельно с реальными. В конце - посмотреть, насколько виртуальные результаты будут отличаться от реальных, буду ли у этих чемпионатов совпадать лидеры. Чтобы было еще интереснее, по ходу сезона можно повторять трансферы реального чемпионата. В конце виртуального чемпионата можно тоже провести награждение победителей, подарив болельщикам не только медали, похожие на настоящие, но и экипировку и атрибутику клуба. Победителей пригласить на встречу с тренером и командой.
Сотрудничество с киберспортивными инфлюенсерами - еще одно перспективное
направления для привлечения молодой стать эффективным и действительно но-аудитории. Увидев на матче любимых вым средством работы и коммуникации с персонажей, подростки с удовольствием и болельщиками, но при этом эта работа сами придут на трибуны, чтобы приоб- обычно требует много сил и вложений, в щиться к этой истории. том числе, финансовых, со стороны клуба.
Использование технологий, которые Такие цифровые технологии как турниры действительно интересны и увлекательны по интерактивному баскетболу, приложе-для молодежи, - это всегда ключ к успеху. ния виртуальной и дополненной реально-Важно также комбинировать новые техно- сти, сотрудничество с киберспортивными логии с традиционными элементами по- инфлюенсерами и другие, способны ре-сещения матче [6]. зультативно решать задачи, которые ста-
Подводя итог сказанному, можем сде- вят перед собой спортивные организации лать вывод о том, что современные техно- по привлечению и удержанию внимания логии при грамотной работе с ними могут молодых болельщиков.
Библиографический список
1. Цыганкова, В. Н. Цифровой маркетинг. - Волгоград, 2022.
2. Куликов М.М., Дулин А.Н., Дмитриева Н.И. Цифровой маркетинг: учебное пособие. - Новочеркасск, 2022. - 175 с.
3. Цыганкова В.Н. Цифровой маркетинг: учебное пособие / В.Н. Цыганкова, А.И. Чунаков. - Волгоград, 2022. - 78 с.
4. Технологии маркетинга, бренд-менеджмента и рекламы: материалы третьей Всероссийской научно-практической конференции для выпускников бакалавриата; редакционная коллегия Г Л. Азоев [и др.]. - М., 2021. - 189 с.
5. Лужнова Н.В. Цифровой маркетинг и медиа: учебное пособие / Н.В. Лужнова, О М. Калиева. - Оренбург, 2022.
6. Азоев Г.Л., Александрова И.Ю., Алешина И.В. Новые решения в цифровом маркетинге: монография. - М., 2022. - 217 с.
7. Малыгин А.В. Маркетинг профессионального спортсмена: монография. - М., 2022. -244 с.
8. Проблемы и перспективы формирования маркетинговых стратегий в условиях трансформации рынков. - Краснодар, 2022.
THE INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PROMOTION OF A
BASKETBALL CLUB
E.N. Alexandrova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor D.E. Myshalov, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)
Abstract. The work explores the introduction of digital technologies in the promotion of a professional basketball club. In particular, modern technologies are considered as an effective tool for attracting young fans to the stands as a promising fan base of the club. Digital technologies in marketing are also considered as a new step and a tool for successful communication with young fans, as an opportunity to interest them in professional sports. The study contains recommendations for improving the work of the basketball club with fans. They will help the club to reach even higher positions in promoting its brand and attracting new fans to the stands.
Keywords: digitalization, digital technologies in marketing, sports marketing, professional sports.