Научная статья на тему 'Внедрение цифровых технологий в избирательный процесс в Российской Федерации'

Внедрение цифровых технологий в избирательный процесс в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
52
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Миссия конфессий
ВАК
Ключевые слова
выборы / избирательный процесс / цифровые технологии / дистанционное электронное голосование / elections / electoral process / digital technologies / remote electronic voting

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Брюшина И.А.

Настоящая проблематика данной статьи является актуальной и не вызывает сомнений, так как широкое использование цифровизации в избирательном процессе в Российской Федерации становится важным аспектом формирования электронной демократии. Автор настоящей научной статьи раскрывает предпосылки и исходные данные использования цифровых технологий на выборах. В статье приводятся результаты исследований и основные виды цифровых технологий в избирательном процессе в России. Представлена хронология этапов внедрения цифровизации на выборах. Анализируются положительные стороны цифровизации, а также недостатки, риски и проблемы в их использовании при голосовании. Показаны зарекомендованные существующие инструменты цифрового влияния на избирателей, определены признаки использования имеющихся специальных технологий. Кроме того в статье показан применяющийся действующий опыт по внедрению современных программных продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Integration of digital technologies into the electoral process in the Russian Federation

The present problems of this article are relevant and beyond doubt, since the widespread use of digitalization in the electoral process in the Russian Federation is becoming an important aspect of the formation of electronic democracy. The author of this scientific article reveals the prerequisites and initial data for the use of digital technologies in elections. The article presents research results and the main types of digital technologies in the electoral process in Russia. A chronology of the stages of implementation of digitalization in elections is presented. The positive aspects of digitalization are analyzed, as well as the disadvantages, risks and problems in their use when voting. The proven existing tools for digital influence on voters are shown, and signs of using existing special technologies are identified. In addition, the article shows the current experience in implementing modern software products.

Текст научной работы на тему «Внедрение цифровых технологий в избирательный процесс в Российской Федерации»

Кирюшин И.А.

Аспирант. Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва.

Внедрение цифровых технологий в избирательный процесс в Российской Федерации*

Аннотация. Настоящая проблематика данной статьи является актуальной и не вызывает сомнений, так как широкое использование цифровизации в избирательном процессе в Российской Федерации становится важным аспектом формирования электронной демократии. Автор настоящей научной статьи раскрывает предпосылки и исходные данные использования цифровых технологий на выборах. В статье приводятся результаты исследований и основные виды цифровых технологий в избирательном процессе в России. Представлена хронология этапов внедрения цифровизации на выборах. Анализируются положительные стороны цифровизации, а также недостатки, риски и проблемы в их использовании при голосовании. Показаны зарекомендованные существующие инструменты цифрового влияния на избирателей, определены признаки использования имеющихся специальных технологий. Кроме того в статье показан применяющийся действующий опыт по внедрению современных программных продуктов.

Ключевые слова: выборы, избирательный процесс, цифровые технологии, дистанционное электронное голосование.

Kiryushin I.A.

Postgraduate (PhD) student of the Department of Organizational Design of the Institute of Public Administration and Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration.

Integration of digital technologies into the electoral process in the Russian Federation

Abstract. The present problems of this article are relevant and beyond doubt, since the widespread use of digitalization in the electoral process in the Russian Federation is becoming an important aspect of the formation of electronic democracy. The author of this scientific article reveals the prerequisites and initial data for the use of digital technologies in elections. The article presents research results and the main types of digital technologies in the electoral process in Russia. A chronology of the stages of implementation of digitalization in elections is presented. The positive aspects of digitalization are analyzed, as well as the disadvantages, risks and problems in their use when voting. The proven existing tools for digital influence on voters are shown, and signs of using existing special technologies are identified. In addition, the article shows the current experience in implementing modern software products.

Key words: elections, electoral process, digital technologies, remote electronic voting.

* © Кирюшин И.А., 2023.

Внедрение цифровых технологий в избирательный процесс в Российской Федерации

На электоральное поведение граждан в Российской Федерации значительное влияние оказывает внедрение цифровых технологий. Область их применения увеличивается, вбирая в себя новые сферы применения. Внедряясь в избирательный процесс, информационно-коммуникационные технологии обращают на себя внимание не только политических институтов, но и избирателей, так как являются важным аспектом в период проведения выборов разных уровней исполнительной и законодательной власти.

С одной стороны это объективный процесс воздействия цифровых технологий на партийные предпочтения граждан. В тоже время, он интерпретируется как новая система государственного управления, включающая реформирование государственных услуг в разных сферах народного хозяйства.

следует выделить несколько этапов использования цифровых технологий:

- первый этап (1999-2008 годы) характеризуется как исходный. В указанный период происходят изменения в использовании цифровых технологий к сетевым практикам;

- второй этап (2009-2014 годы) - в данный временной отрезок возникают качественные изменения в поведении участников сетевой коммуникации и политических лидеров, которые готовы побуждать общественно-политические группы и партии к активным действиям;

- третий этап (2015 год — по настоящее время) отражает новейшие тенденции в развитии текущей эволюции цифрового измерения социально-политических процессов.

В научной литературе возникло понятие «электронное голосование», основанное на использовании цифровых технологий. Такой способ голосования

является следствием формирования так называемой «электронной демократии» как феномена, основанного на использовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), как основного средства для коллективных мыслительных и административных процессов.

Под электронным голосованием следует понимать «во-первых, процедуру использования электронных средств, которые сканируют избирательные бюллетени и обеспечивают подсчёт голосов избирателей; во-вторых, голосование, осуществляемое с помощью таких телекоммуникационных средств, как Интернет или мобильная связь»1. В Российской Федерации в рамках реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации»2 и идентичного национального проекта большое внимание уделено внедрению и развитию цифро-визации избирательного процесса.

В настоящее время выделяются различные способы использования цифровых технологий: средства электронного подсчёта голосов; средства электронного голосования; голосование с помощью терминалов, установленных на избирательных участках; дистанционное голосование с помощью мобильной связи3.

На практике выделяются следующие основные категории используе-

1 Алексеев Р.А., Абрамов А.В. Проблемы и перспективы применения электронного голосования и технологии избирательного блокчейна в России и за рубежом // Гражданин. Выборы. Власть. 2020. (Дата обращения 17.10.2022)/

2 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

3 Телешина Н.Н. Электронное голосование как средство демократизации правотворчества (опыт Владимирской области) // Юридическая техника. 2014. С. 438. (Дата обращения 17.10.2021)

мых цифровых технологий в избирательном процессе:

- Государственная автоматизированная система Российской федерации «Выборы» (ГАС «Выборы»), внедренная в конце 90-х годов ХХ-ого века с целью цифровизации избирательного процесса на всех уровнях;

- Комплекс обработки использования бюллетеней (КОИБ);

- Новые технологии голосования (НТГ), которые аккумулируют способ передачи данных на избирательных участках, собранных в результате он-лайн-голосования;

- Механизм QR-кодирования протоколов участковых избирательных комиссий, позволяющий ускорить процесс оформления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования в систему ГАС «Выборы»;

- Электронная памятка для сотрудников участковых, территориальных, окружных, городских и др. избирательных комиссий, способствующая организовывать выборную кампанию в строгом соответствии с нормативными правовыми актами («интерактивный рабочий блокнот»);

- Электронное голосование с записью в режиме реального времени, фиксирующее отданный голос при волеизъявлении избирателя;

- Дистанционное электронное голосование (ДЭГ), дающее право принять участие в голосовании без привязки к конкретному избирательному участку. Понятия электронное голосование и дистанционное электронное голосование через призму осуществления волеизъявления избирателей следует рассматривать как связанные между собой. однако, последнее является видовым и более узким по отношению к первому;

- Механизм «Мобильный избиратель», дающий возможность гражданину проголосовать на любом избирательном участке. Для этого необходимо предварительно подать заявление в участковую избирательную комиссию, либо в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ) или онлайн через портал «Госуслуги».

В целях анализа вышеуказанной технологии сравним итоги голосования с использованием открепительных удостоверений, досрочного голосования и самой технологии «мобильный избиратель». Для сравнения возьмем статистику итогов выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (ГД ФС РФ) в 2011, 2016 и 2021 гг.

В 2011 году из общего числа избирателей, внесенных в списки в России (их было более 107,2 млн. чел.) свыше 188,4 тыс. избирателей проголосовали досрочно, кроме того, около 1,32 млн. избирателей проголосовало по открепительным удостоверениям. В сумме вышеуказанными технологиями воспользовались более 1 5, млн. избирателей или около 1,3 % от общего числа избирателей4.

В 2016 году в стране впервые использовалась технология «мобильный избиратель». Это привело к следующим результатам: из 110 млн. избирателей вышеуказанным нововведением воспользовались около 1 млн. человек или 1,54% от общего числа избирате-

лей4.

В 2021 году на выборах депутатов в ГД ФС РФ по России насчитывалось 109,2 млн. избирателей, а технологией «мобильный избиратель» воспользова-

4 Выборы 2016: итоги. // URL: http:// www.interfax.ru/russia/528903 (Дата обращения: 15.04.2023)

лись 5,5% голосующих.

На основании вышеизложенного следует рассматривать концепцию «мобильный избиратель» результативной.

Анализируя имеющийся опыт внедрения цифровых технологий в избирательный процесс, выделим ряд очевидных преимуществ их использования.

Практика демонстрирует, что подобный способ голосования способствует более широкому привлечению избирателей в избирательный процесс и, как следствие, повышение явки на выборах. Анализируя итоги голосования выборов депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 г. с аналогичными выборами осенью 2021 года прослеживается следующая динамика: явка на выборах в 2016 году составила 47,88%, а спустя пять лет этот показатель превысил 51,72%, что на 3,84% выше5.

Еще более яркая динамика результатов выборов депутатов в ГД РФ сложилась в Москве. Если в 2016 году явка избирателей по столице составила 35,72%, то в 2021 году этот показатель вырос до 55,93%. Характерно, что рост явки на выборах произошел за счет москвичей, участвовавших в дистанционном электронном голосовании. Здесь она составила 93,14% (проголосовало по ДЭГ - 979 092 чел).

Применение цифровых технологий в выборном процессе позволяет оперативно получать результаты предварительных итогов голосования и, в режиме реального времени, наблюдать количество проголосовавших избирателей за каждого кандидата путем ав-

5 Результаты выборов в Госдуму: последние данные ЦИКа в режиме онлайн. // URL: http://www.rbc.ru/politics/18/09/2011/57dbd-d9a79472d4e8aa7df.

томатизированной обработки данных и последующего размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что сокращает время подведения итогов, исключает ошибки человеческого фактора.

Положительным аспектом является экономическая выгода, которая может быть обеспечена за счет сокращения бюджета, затрачиваемого на аренду помещения, где проводятся выборы, оплату работы сотрудников избирательных участков, а также на иные сопутствующие расходы.

Цифровизация выборного процесса способствует более широкому привлечению избирателей с ограниченными возможностями к прямому участию в выборах, а также позволяет свести к минимуму традиционное голосование на дому и досрочное голосование.

Говоря о внедрении цифровых технологий в избирательный процесс, следует отметить имеющие место недостатки, слабые стороны и риски при их применении.

Любой технический сбой системы приводит, помимо удаления результатов выборов, к возможности избирательным комиссиям «вручную» исправлять протоколы по итогам проведения голосования.

В рамках одной семьи может нарушаться «принцип тайности голосования», если голосование за всю семью осуществляет тот избиратель, который смог разобраться в системе, что позволяет вмешаться в процедуру голосования.

Не все избиратели обладают современными гаджетами, многие имеют пока только устаревшие виды связи без возможности выхода в интернет. Наблюдается недостаточная информированность населения о данной системе электронного голосования и возмож-

ности сделать свой политический выбор дистанционно.

У многих избирателей в настоящее время существуют реальные опасения относительно анонимности результатов голосования, в частности, обеспечение безопасности системы голосования от кибер-атак, фальсификации результатов голосования и конечных результатов, а также опасение голосующих о несанкционированной передачи персональных данных заинтересованным третьим лицам.

Более того высоки материальные затраты на приобретение новых технологий голосования, их тестирование, оценку, сертификацию, создание и поддержание надежности системы, в том числе, издержки на работу технического штаба для контроля и настройки оборудования и программных компонентов.

Совершенствование цифровой грамотности населения позволит повысить доверие граждан к внедрению и использованию цифровых технологий, а также создать благоприятную атмосферу сотрудничества среди всех участников избирательного процесса, включая избирателей.

Представляется возможным сделать следующие выводы о внедрении цифровых технологий в избирательный процесс в Российской федерации: Цифровые технологии — одно из наиболее перспективных и полезных направлений совершенствования российского избирательного законодательства в рамках реализации избирательных прав граждан;

Активное внедрение цифровиза-ции в выборы должно поддерживаться необходимой избирательной инфраструктурой;

особое внимание при реализации процедур цифровизации избиратель-

ного процесса необходимо уделить вопросам, касающимся обеспечения безопасности в ходе проведения выборов;

Грамотное внедрение и использование цифровых технологий в избирательном процессе будет, в конечном счете, способствовать снятию сомнений определенной категории избирателей, которые пока еще уверяют, что итоги любых выборов заранее известны и бесполезно принимать участие в избирательной кампании.

Подобный подход во многом будет способствовать более широкому привлечению граждан к участию в голосовании и росту легитимности политической системы в Российской Федерации.

References

[1] Alekseev R.A., Abramov A.V. Problems and pros-

pects for the use of electronic voting and electoral blockchain technology in Russia and abroad // Citizen. Elections. Power. 2020. (10.17.2021).

[2] Order of the Government of the Russian Federa-

tion dated July 28, 2017 № 1632-r "On approval of the Digital Economy of the Russian Federation program."

[3] Teleshina N.N. Electronic voting as a means of democratizing lawmaking (experience of the Vladimir region) // Legal technology. 2014. P. 438. (10.17.2021).

[4] Kuryachaya M.M. Electronic voting as a stage in

the development of direct democracy // Constitutional and municipal law. 2017. № 11. P. 31-35. (10.20.2022).

[5] State Duma election results: latest CEC data online // URL: http://www.rbc.ru/poli-tics/18/09/2011/57dbdd9a79472d4e8aa7df.

[6] Elections 2016: results. // URL: http://www.mter-

fax.ru/russia/ 528903 (04.15.2023).

[7] Libanova S.E., Bylinkina E.V. Blockchain technol-

ogy: opportunities and risks of application in the electoral process // Constitutional and municipal law. 2021. № 2. P. 34-38.

[8] Fedorov V.I., Ezhov D.A. The evolution of elec-

tronic voting in Russia: problems of classification and periodization // Bulletin of the Moscow State Regional University (electronic journal). 2021. № 1. // URL: www.evestnik-mgou.ru (05.23.2022).

[9] On the development and creation of the state au-

tomated system of the Russian Federation "Elections": Decree of the President of the Russian

Federation dated 08.23.1994 № 1723 (as amended on 08.29.1994) // Collection of legislation of the Russian Federation. 1994. № 18. Art. 2067.

Список литературы

[1] Алексеев Р.А., Абрамов А.В. Проблемы и перспективы применения электронного голосования и технологии избирательного блокчейна в России и за рубежом // Гражданин. Выборы. Власть. 2020. (Дата обращения 17.10.2021).

[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

[3] Телешина H.H. Электронное голосование как

средство демократизации правотворчества (опыт Владимирской области) // Юридическая техника. 2014. С. 438. (Дата обращения

17.10.2021).

[4] Курячая М.М. Электронное голосование как этап развития непосредственной демократии // Конституционное и муниципальное право. 2017. № 11. С. 31-35. (Дата обращения

20.10.2022).

[5] Результаты выборов в Госдуму: последние данные ЦИКа в режиме онлайн // URL: http:// www.rbc.ru/politics/18/09/2011/57dbdd9a7947 2d4e8aa7df.

[6] Выборы 2016: итоги. // URL: http://www. interfax.ru/russia/ 528903 (дата обращения: 15.04.2023).

[7] Либанова С.Э., Былинкина Е.В. Технология блокчейн: возможности и риски применения в избирательном процессе // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 2. С. 34-38.

[8] Федоров В.И., Ежов Д.А. Эволюция электронного голосования в России: проблемы классификации и периодизации // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2021. № 1. // URL: www.evestnik-mgou.ru (Дата обращения: 23.05.2022).

[9] о разработке и создании государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»: Указ Президента РФ от 23.08.1994 г. № 1723(ред. от 29.08.1994) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 18. Ст. 2067.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.