Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНСТИТУТ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ'

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНСТИТУТ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
785
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ДЕКЛАРАНТЫ / ПЛАТЕЛЬЩИКИ / ВЫПУСК ТОВАРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скиба Владимир Юрьевич, Быков Андрей Михайлович

Статья посвящена важной и актуальной проблеме внедрения цифровых технологий в институт таможенных платежей, которые призваны обеспечить автоматическую проверку правильности исчисления и автоматический контроль полноты уплаты таможенных платежей, учет и своевременность их перечисления в доход федерального бюджета, а также создать условия для упрощения взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами, снизить административную нагрузку на бизнес. Проведен анализ условий внедрения цифровых технологий в институт таможенных платежей, рассмотрены технологии решения задач автоматической проверки правильности начисления, контроля полноты, своевременности уплаты и учета таможенных платежей, а также приведена технология информационного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности (декларантов) с таможенными органами при совершении таможенных операций, связанных с уплатой и учетом таможенных платежей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE INSTITUTION OF CUSTOMS PAYMENTS

The article is devoted to an important and urgent problem of introducing digital technologies into the institute of customs payments, which are designed to provide automatic verification of the correctness of calculation and automatic control of the completeness of customs payments, accounting and timeliness of their transfer to the federal budget, as well as to create conditions for simplifying the interaction of participants in foreign economic activity with customs authorities, reduce the administrative burden on business. The conditions for the introduction of digital technologies into the institute of customs payments are analyzed, technologies for solving problems of automatic verification of the correctness of accrual, control of completeness, timeliness of payment and accounting of customs payments are considered, and the technology of information interaction of participants in foreign economic activity (declarants) with customs authorities when performing customs operations related to the payment and accounting of customs payments is also given.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИНСТИТУТ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ»

Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, тел.: 8 (495) 503-76-55, e-mail: v.mantusov@customs-academy.ru;

Шкляев Сергей Владимирович - генерал-майор таможенной службы, начальник Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, 121087, Москва, ул. Новозаводская, 11/5, тел.: 8 (499) 449-81-61, е-mail: ShklyaevSV@ca.customs.ru.

конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Мантусов В. Б., Шкляев С. В. Цифровые технологии таможенного обеспечения соблюдения мер валютного контроля // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 34-42.

УДК 339.543

DOI 10.54048/20727240_2022_02_42

внедрение цифровых технологий в институт таможенных платежей в. ю. скиба1, а. М. Быков1

1 Федеральная таможенная служба, Москва, Российская Федерация

Аннотация. Статья посвящена важной и актуальной проблеме внедрения цифровых технологий в институт таможенных платежей, которые призваны обеспечить автоматическую проверку правильности исчисления и автоматический контроль полноты уплаты таможенных платежей, учет и своевременность их перечисления в доход федерального бюджета, а также создать условия для упрощения взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами, снизить административную нагрузку на бизнес. Проведен анализ условий внедрения цифровых технологий в институт таможенных платежей, рассмотрены технологии решения задач автоматической проверки правильности начисления, контроля полноты, своевременности уплаты и учета таможенных платежей, а также приведена технология информационного взаимодействия участников внешнеэкономической деятельности (декларантов) с таможенными органами при совершении таможенных операций, связанных с уплатой и учетом таможенных платежей.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенные операции, таможенный контроль, таможенные платежи, цифровые технологии, информационные технологии, участники внешнеэкономической деятельности, декларанты, плательщики, выпуск товара.

© Скиба В. Ю., Быков А. М., 2022

IMPLEMENTATION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE INSTITUTION OF CUSTOMS PAYMENTS

V. Y. Skiba1, A. M. Bykov1

1 Federal Customs Service, Moscow, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to an important and urgent problem of introducing digital technologies into the institute of customs payments, which are designed to provide automatic verification of the correctness of calculation and automatic control of the completeness of customs payments, accounting and timeliness of their transfer to the federal budget, as well as to create conditions for simplifying the interaction of participants in foreign economic activity with customs authorities, reduce the administrative burden on business. The conditions for the introduction of digital technologies into the institute of customs payments are analyzed, technologies for solving problems of automatic verification of the correctness of accrual, control of completeness, timeliness of payment and accounting of customs payments are considered, and the technology of information interaction of participants in foreign economic activity (declarants) with customs authorities when performing customs operations related to the payment and accounting of customs payments is also given.

Keywords: customs authorities, customs operations, customs control, customs payments, digital technologies, information technologies, participants in foreign economic activity, declarants, payers, release of goods.

ВВЕДЕНИЕ

Задача обеспечения полноты уплаты таможенных платежей и своевременности их перечисления в доход федерального бюджета всегда являлась приоритетной в деятельности таможенных органов Российской Федерации (РФ) [1]. Не менее актуальна она и сегодня - в условиях политической и экономической нестабильности, нарушения устоявшихся мирохозяйственных связей, постоянных экономических санкций, внешних и внутренних вызовов и угроз.

В настоящее время институт таможенных платежей Федеральной таможенной службы (ФТС России) рассматривается как сложный комплекс нормативных, правовых, организационных и технологических механизмов, который не только обеспечивает проверку правильности исчисления, контроль полноты уплаты таможенных платежей и своевременность их перечисления в доход федерального бюджета, но и демонстрирует предсказуемость и прозрачность условий совершения таможенных операций для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а также реализует принципы клиентоориентированности и бесконтактности при взаимодействии таможенных органов с участниками ВЭД при совершении таможенных операций, связанных с таможенными платежами [2].

Реализовать такой сложный автоматизированный технологический комплекс стало возможным в результате проведения в таможенных органах полномасштабной цифровизации и автоматизации их деятельности, в том числе деятельности по начислению, взиманию и учету таможенных платежей, а также по принятию решений о возможности выпуска товаров [3].

условия внедрения цифровых технологий в институт таможенных платежей

Основанием для принятия решения о возможности выпуска товаров является проверка правильности начисления таможенных платежей, полноты их уплаты и своевременности перечисления в доход федерального бюджета [4]. Такая проверка ранее проводилось следующим образом.

В каждом таможенном органе, где осуществляется таможенное декларирование товаров, каждому участнику ВЭД (декларанту) должностное лицо таможенного органа в автоматизированной системе учета денежных средств открывало лицевой счет.

За два-три дня до планируемой подачи декларации на товары участник ВЭД (декларант) должен был перечислить денежные средства для их зачисления на лицевой счет, открытый в таможенном органе декларирования. Фактически декларант должен был авансировать денежные средства в каждой таможне, в которой осуществляется таможенное декларирование. Чем более активна ВЭД декларанта, чем более она распределена по разным таможням, тем большие суммы денежных средств отвлекались декларантом из хозяйственного оборота.

Списание таможенных платежей с лицевого счета производилось при таможенном декларировании товаров только на таможенных постах таможни, на субсчет которой поступили денежные средства и в которой у декларанта открыт лицевой счет.

Учет остатков денежных средств на лицевом счете осуществлялся в разрезе платежных документов. Бухгалтерские подразделения декларанта вели внутренний учет остатков денежных средств также в разрезе платежных документов и таможен, что существенно усложняло их работу. Для получения актуальной информации о суммах денежных средств, учитываемых таможенным органом на лицевом счете, декларант должен был лично обращаться в таможню.

Сверка данных бухгалтерского учета с данными о движении денежных средств, отражаемыми на лицевых счетах, открытых в разных таможнях, проводилась с использованием бумажных документов, обмен которыми осуществлялся по почте в сроки до нескольких недель.

Информация о зачислении денежных средств поступала в таможенные органы от территориального органа Федерального казначейства как минимум на следующий рабочий день после совершения платежа в банке и направлялась по электронным каналам связи ФТС России в региональное таможенное управление (РТУ), а из РТУ - в каждую таможню. На каждом уровне таможенных органов производилась автоматизированная загрузка поступающей информации.

В условиях полномасштабной цифровизации и автоматизации деятельности таможенных органов для решения задачи проверки правильности исчисления таможенных платежей необходимо было разработать соответствующий алгоритм проверки, который выполняется автоматически, без участия должностного лица таможенного органа [5].

Для решения задачи автоматического контроля полноты уплаты таможенных платежей и своевременности их перечисления в доход федерального бюджета необходимо было создать централизованную систему учета уплаченных декларантами денежных средств, реализовать автоматическое совершение операций с этими денежными средствами. Одновременно с этим необходимо было организовать онлайн-доступ декларантов к сведениям о сумме денежных средств на лицевом счете плательщика, которые могут быть зачтены в счет исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, тем самым упростить взаимодействие и снизить или исключить дополнительную административную нагрузку на участников ВЭД. Получение актуальной информации о состоянии лицевого счета необходимо декларанту для оценки достаточности внесенных им денежных средств для подачи декларации на товары и ее выпуска.

ЦИФРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕРКИ ПРАВИЛЬНОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Для решения задачи проверки правильности исчисления таможенных платежей разработана и внедрена в практику цифровая технология, в основу которой положен алгоритм проверки правильности исчисления таможенных платежей [6]. Он выполняется автоматически, без участия должностного лица таможенного органа. Автоматическое исполнение этого алгоритма достигается за счет использования при контроле структурированных и формализованных сведений, которые содержатся в декларации на товары, а также сведений о правилах определения базы и ставок для исчисления таможенных платежей, формализованных в виде баз данных нормативно-справочной информации.

Вместе с тем следует отметить, что в отношении значительной части товаров сведения, необходимые для проверки правильности исчисления таможенных платежей, в декларации на товары не структурированы, а правила определения ставок таможенных пошлин, налогов неполностью формализуемы из-за сложности регулирующих норм [7]. Это обусловлено динамично меняющимися правовыми нормами, регулирующими исчисление таможенных платежей, которые направлены на более гибкое таможенно-тарифное регулирование ВЭД.

ЦИФРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КОНТРОЛЯ ПОЛНОТЫ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ И СВОЕВРЕМЕННОСТИ ИХ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ

Для решения задачи автоматического контроля полноты уплаты таможенных платежей и своевременности их перечисления в доход федерального бюджета была создана централизованная система учета уплаченных декларантами денежных средств и реализовано автоматическое совершение операций с этими денежными средствами.

Преимущества централизованной системы учета уплаченных декларантами денежных средств (технология ЕЛС) по сравнению с ранее существовавшей технологией представлены на рис. 1.

Рис. 1. Технология единых лицевых счетов

В рамках технологии ЕЛС распределенная система учета денежных средств декларантов на лицевых счетах, открытых в разных таможнях, была заменена на систему учета этих денежных средств на едином лицевом счете.

В соответствии с технологией ЕЛС денежные средства вносятся на один казначейский счет с возможностью их использования в регионе деятельности любого таможенного поста любой таможни. Централизация информации на уровне ФТС России исключила необходимость передачи сведений о поступлении денежных средств между уровнями таможенных органов. Это позволило декларанту снизить сумму денежных средств, отвлекаемых из хозяйственного оборота для авансирования уплаты таможенных платежей.

Были проведены работы по значительному сокращению срока информационного обмена между ФТС России и территориальным органом Федерального казначейства. Сведения о зачислении денежных средств стали поступать в ФТС России каждые 30 мин в течение рабочего дня вместо одного раза на следующий рабочий день.

По технологии ЕЛС если у декларанта открыт лицевой счет, то полученные от территориального органа Федерального казначейства сведения о денежных средствах автоматически зачисляются на его лицевой счет. Если лицевой счет декларанту еще не открыт, но в платежном документе указаны сведения об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН), то его открытие осуществляется автоматически на основании таких сведений.

Автоматизированные технологии учета и контроля движения денежных средств с использованием технологии ЕЛС включают:

- автоматическое открытие лицевого счета;

- использование денежных средств в пределах общего остатка по коду бюджетной классификации (КБК);

- самостоятельную корректировку назначения платежа;

- формирование отчета о расходовании денежных средств;

- формирование подтверждения уплаты таможенных платежей;

- формирование данных об остатках на лицевом счете;

- автозачет излишне уплаченных (взысканных) платежей и денежного залога в авансы.

Возможность выгрузки электронных документов и обработка информации осуществляется с использованием КПС «Лицевые счета - ЕЛС» во взаимодействии с другими программными средствами (рис. 2).

Пришли Получение сведений из органа Федерального казначейства ■^Ц™1" / (ППО «СУФД»)

Получение сведений от операторов таможенных платежей Получение сведений от финансово бухгалтерских подразделений

(АИС «ФХД»)

Уплата таможенных платежей по ДТ, ДОУ, ЗоСО (АИС «АИСТ-М») Уплата таможенных платежей по ТПО (АИС «Ордер») Уплата (взыскание) задолженности по РТП

(АПС «Задолженность»)

Учет доходов от правоохранительной деятельности

(АПС «Штрафы», КПС «Уголовные дела», КПС «Имущество»)

Передача сведений для аналитической работы таможенных органов (АПС «Платежи Анализ») Передача сведений для аналитической работы иных органов исполнительной власти (Ис «Малахит», АПС «Электронные госуслуги») Получение сведений от других органов исполнительной власти (АИс «ЦРСВЭД») Взаимодействие с участниками ВЭД (КПС «Личный кабинет участника ВЭД») Передача сведений об операциях с денежными средствами в орган Федерального казначейства (ППО «СУФД»)

Рис. 2. Взаимодействие КПС «Лицевые счета - ЕЛС» с другими программными средствами

Аналитическая работа и обеспечение взаимодействия с другими органами исполнительной власти и участниками внешнеэкономической деятельности

Сведения о наименовании, коде причины постановки на учет юридического лица, его руководителе и банковских счетах добавляются автоматически на основании полученной из смежных информационных систем сведений. С применением технологии ЕЛС по состоянию на 01.02.2022 открыто более 1 757 тыс. лицевых счетов, преимущественно в автоматическом режиме. Динамика открытия лицевых счетов в автоматическом режиме приведена на рис. 3.

Списание денежных средств, находящихся на лицевом счете, осуществляется также в автоматическом режиме на основании сведений, направляемых из смежных информационных систем. При этом участником ВЭД (декларантом) - плательщиком осуществляется в электронном виде подача:

- заявления о возврате авансов;

- заявления о выплате процентов;

- КДТ на выплату задолженности.

За 2021 г. централизованной системой учета таможенных платежей в автоматическом режиме были успешно обработаны запросы на списание денежных средств более чем по 5 млн документов начисления.

Количество открытых единых лицевых счетов (шт.)

2016 2017 2018 2019 Рис. 3. Динамика открытия лицевых счетов в автоматическом режиме

Учет остатков денежных средств на лицевом счете осуществляется в соответствии с КБК без детализации до платежных документов.

Проведенные мероприятия по совершенствованию механизмов учета движения денежных средств таможенными органами значительно упростили внутренний учет бухгалтерских подразделений декларанта.

тЕхнология информационного взаимодействия таможенных органов и участниковвэд

Схема технологии информационного взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД (декларантов) при совершении таможенных операций, связанных с уплатой и учетом таможенных платежей, приведена на рис. 4.

Перевод сведений о движении денежных средств в электронный вид дал возможность реализовать информационные сервисы «Личного кабинета участника ВЭД», которые позволили в автоматическом режиме получать справочную информацию об остатках денежных средств, а также об их поступлении и расходовании.

Онлайн-доступ участников ВЭД (декларантов) к сведениям о состоянии единого лицевого счета организован через сервис «Лицевой счет» в «Личном кабинете участника ВЭД», размещенном на сайте ФТС России. Информация о состоянии лицевого счета пользователей личного кабинета автоматически обновляется каждые 15 мин. Такая периодичность в настоящее время является достаточной для получения декларантами актуальных сведений о денежных средствах, доступных для использования в счет уплаты таможенных платежей, автоматического направления в личный кабинет по запросу плательщиков отчетов о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей, и подтверждений уплаты таможенных пошлин, налогов. За 2021 г. через «Личный кабинет участника ВЭД» декларантам на их запросы было направлено более 120 тыс. отчетных форм, составленных автоматически.

Заявление об уплате акциза по маркированным товарам ЕАЭС, ввезенным

на территорию РФ с территории государства -члена ЕАЭС

Обращение об уточнении невыясненных платежей

Заявление о выплате процентов

Заявление о зачете денежного налога в счет авансовых платежей

Заявление о представлении отчетов

о расходовании подтвержденной уплаты

Заявление о возврате авансовых платежей

Информация об остатках на лицевом счете

ПЛАТЕЛЬЩИК

ТАМОЖЕННЫЙ ОРГАН

Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах

таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней

Информация о произведенном зачете излишне уплаченных (взысканных) платежей и начисленных процентов

Сведения о предоставленном обеспечении

Подтверждение уплаты таможенных пошлин, налогов

Отчет о расходовании денежных средств, внесенных в качестве авансовых платежей

Информация о платежных документах, денежные средства по которым распределены на лицевой счет или отнесены к невыясненным поступлениям

Рис. 4. Информационное взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД (декларантов) - плательщиков

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для решения задачи автоматической проверки правильности начисления таможенных платежей разработан и внедрен в практику соответствующий алгоритм, который выполняется автоматически, без участия должностного лица таможенного органа. Исполнение алгоритма автоматической проверки правильности исчисления таможенных платежей достигается за счет использования при контроле структурированных и формализованных сведений, которые содержатся в декларации на товары, а также сведений о правилах определения базы и ставок для начисления таможенных платежей, формализованных в виде баз данных нормативно-справочной информации.

Решение задачи автоматического контроля полноты уплаты таможенных платежей и своевременности их перечисления в доход федерального бюджета обеспечивается за счет централизованной системы учета уплаченных участниками ВЭД (декларантами) денежных средств в виде технологии единых лицевых счетов, а также реализующих автоматизированных технологий учета и контроля движения денежных средств.

Для упрощения взаимодействия участников ВЭД с таможенными органами при совершении таможенных операций, связанных с уплатой и учетом таможенных платежей, организован онлайн-доступ декларантов к сведениям о сумме денежных средств на лицевом счете плательщика, которые могут быть зачтены в счет исполнения обязанности по уплате таможенных платежей. Получение актуальной информации о состоянии лицевого счета необходимо декларанту для

оценки достаточности внесенных им денежных средств для подачи декларации на товары и ее выпуска.

Анализ условий внедрения цифровых технологий в институт таможенных платежей и результатов проведения мероприятий по созданию цифровых технологий для решения задач автоматической проверки исчисления таможенных платежей, автоматического контроля полноты уплаты и своевременности перечисления таможенных платежей, а также технологий электронного информационного взаимодействия участников ВЭД (декларантов) - плательщиков и таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных с уплатой и учетом таможенных платежей на лицевых счетах, показали, что цифровые технологии позволяют не только обеспечить правильность исчисления, полноту и своевременность поступления таможенных платежей в доходную часть федерального бюджета, но и повысить скорость оборота денежных средств участников ВЭД, снизить административную нагрузку на бизнес, внедрить в практику элементы самостоятельного управления плательщиком денежными средствами на лицевых счетах и при этом сохранять высокий уровень контроля со стороны таможенных органов.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Быков А. М. О таможенном контроле товаров Таможенного союза, перемещаемых через таможенную границу // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2016. № 3. С. 22-28.

2. 30 лет автоматизации таможенных органов. От замысла создания автоматизированных систем обработки информации в органах государственного таможенного контроля до Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: монография /

B. И. Булавин, Д. А. Васильев, В. Ю. Скиба, Д. В. Терещенко и др.; под общ. ред. д-ра техн. наук, ст. научн. сотр. В. Ю. Скиба. М.: ЦБТ, 2021. 304 с.

3. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р).

4. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017).

5. Липатова Н. Г. Комплексная модель использования механизмов автоматизации таможенных операций // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3. С. 104-115.

6. Заборовский В. С., Лукашин А. А., Скиба В. Ю. О возможности внедрения технологий облачных вычислений в ведомственных (корпоративных) распределенных автоматизированных информационных системах // Инженерный журнал: наука и инновации. 2013. № 3 (15).

7. Быков А. М. Статус товаров в таможенном законодательстве Таможенного союза // Проблемы и перспективы развития экономики, управления и кооперации: Международная научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава, сотрудников, докторантов и аспирантов вузов. М.: Канцлер, Российский университет кооперации, 2016.

C. 95-100.

Информация об авторах

Скиба Владимир Юрьевич - доктор технических наук, старший научный сотрудник, генерал-лейтенант таможенной службы, начальник Главного управления информационных технологий, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, Москва, 121087,

С. В. Шкляев

ул. Новозаводская, 11/5, тел.: +7 (906) 772-57-11, e-mail: SkibaVYu@ca.customs.ru, vski-ba69@mail.ru;

Быков Андрей Михайлович - кандидат экономических наук, генерал-майор таможенной службы, первый заместитель начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования, Федеральная таможенная служба, Российская Федерация, Москва, 121087, ул. Новозаводская, 11/5, тел.: +7 (926) 602-16-46, e-mail: bykovam@ca.customs.ru.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования

Скиба В. Ю., Быков А. М. Внедрение цифровых технологий в институт таможенных платежей // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 2. С. 43-51.

УДК 339.543

DOI 10.54048/20727240_2022_02_51

ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ ПРИМЕНЯЮТСЯ МЕРЫ ТОРГОВЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ

С. В. Шкляев1

1 Федеральная таможенная служба, Москва, Российская Федерация

Аннотация. В статье представлены результаты исследования технологии автоматического контроля товаров, в отношении которых применяются меры торговых ограничений - меры технического и нетарифного регулирования как меры регламентации международной торговли, которые оказывают существенное влияние на развитие национальной экономики, на качество и безопасность ввозимой или вывозимой продукции. При этом обобщены условия автоматического выпуска товаров с учетом соблюдения запретов и ограничений как при импорте, так и при экспорте товаров; определены возможности таможенной службы Российской Федерации по технической реализации автоматических технологий совершения таможенных операций по обеспечению соблюдения мер технического и нетарифного регулирования, в частности по организации межведомственного электронного взаимодействия и представления в таможенные органы разрешительных документов в электронном виде для организации автоматизированного контроля соответствия сведений, заявленных в декларациях на товары, сведениям в разрешительных документах. Рассмотрены качественно новые алгоритмы работы информационно-программных средств единой автоматизированной информационной системы таможенных органов во взаимодействии с системой межведомственного электронного взаимодействия по направлениям контроля соблюдения мер технического и нетарифного регулирования. Основное внимание уделено использованию и развитию: информационных технологий и сервисов, позволяющих участникам внешнеэкономической деятельности размещать электронные разрешительные документы или сведения о них до подачи декларации на товары; технологий автоматической сверки таких документов и сведений; автоматизированных технологий контроля за перемещением лицензированных товаров, соблюдением мер нетарифного регулирования в пунктах пропуска.

© Шкляев С. В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.