Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ'

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1262
216
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СТРАХОВОЙ РЫНОК / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СТРАХОВАНИИ / ЦИФРОВАЯ СРЕДА / БЛОКЧЕЙН / СМАРТ-КОНТРАКТ / INSURANCE ORGANIZATION / INSURANCE MARKET / DIGITALIZATION / DIGITAL TECHNOLOGIES IN INSURANCE / DIGITAL ENVIRONMENT / BLOCKCHAIN / SMART CONTRACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тепкаева З.З.

Цель. Статья посвящена исследованию направлений цифровой трансформации страхового рынка в России, представляющей собой один из основных драйверов развития данной сферы экономики. Структура / Методология / Подход. Внедрение цифровых технологий в деятельность страховых организаций предполагает трансформацию внутренней и внешней среды компании, что позволит наиболее эффективно использовать инновационные технологии на страховом рынке и комплексно перенести все процессы страховой деятельности в цифровое поле. Основу научно-методического аппарата статьи составляет анализ инновационных технологий цифровой экономики и возможность их интеграции в страховую отрасль. Результаты. По результатам исследования автор пришел к выводу о необходимости внедрения технологии блокчейн в бизнес-процессы страховой деятельности в целях минимизации издержек и расширения каналов продаж, а также повышения конкурентоспособности страховой организации на финансовом рынке, роста инвестиционной привлекательности. Практические последствия. Выводы и рекомендации могут быть применены в практической деятельности страховых организаций при внедрении цифровых технологий и создании внутренней и внешней цифровой среды компании в условиях цифровой трансформации экономики страны с целью получения конкурентных преимуществ и расширения клиентской базы. Оригинальность / Значение. Автором разработана и предложена технологическая схема формирования цифрового поля деятельности страховой организации. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы для разработки плана перевода на цифровую платформу всего страхового рынка с обязательной оцифровкой массивов данных в смежных взаимосвязанных сферах экономики и жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF INSURANCE ORGANIZATIONS OF RUSSIA

The article is devoted to the study of the digital transformation of the insurance market in Russia, which is one of the main drivers for the development of this sector of the economy. The introduction of digital technologies in the activities of insurance organizations involves the transformation of the internal and external environment of the company, which will allow the most efficient use of innovative technologies in the insurance market and comprehensively transfer all processes of insurance activity to the digital field. The basis of the scientific and methodological apparatus of the article is the analysis of innovative technologies of the digital economy and the possibility of their integration into the insurance industry. Based on the results of the study, the author came to the conclusion that it is necessary to introduce blockchain technology in the business processes of insurance activities in order to minimize costs and expand sales channels, as well as increase the competitiveness of the insurance organization in the financial market and increase investment attractiveness. Conclusions and recommendations can be applied in the practical activities of insurance organizations in the implementation of digital technologies and the creation of an internal and external digital environment of the company in the digital transformation of the country's economy in order to obtain competitive advantages and expand the customer base. The author has developed and proposed a technological scheme for the formation of the digital field of the insurance organization. The practical significance of the study lies in the fact that the results can be used to develop a plan for transferring the insurance of the entire market to a digital platform with mandatory digitization of data arrays in related interrelated areas of the economy and society.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ»

СТРАХОВОЕ ДЕЛО Тепкаева З.З.,

аспирант кафедры «Финансы», РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: berkat@list.ru

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИИ

JEL classification: G22, O30

Аннотация

Цель. Статья посвящена исследованию направлений цифровой трансформации страхового рынка в России, представляющей собой один из основных драйверов развития данной сферы экономики.

Структура / Методология / Подход. Внедрение цифровых технологий в деятельность страховых организаций предполагает трансформацию внутренней и внешней среды компании, что позволит наиболее эффективно использовать инновационные технологии на страховом рынке и комплексно перенести все процессы страховой деятельности в цифровое поле. Основу научно-методического аппарата статьи составляет анализ инновационных технологий цифровой экономики и возможность их интеграции в страховую отрасль.

Результаты. По результатам исследования автор пришел к выводу о необходимости внедрения технологии блокчейн в бизнес-процессы страховой деятельности в целях минимизации издержек и расширения каналов продаж, а также повышения конкурентоспособности страховой организации на финансовом рынке, роста инвестиционной привлекательности.

Практические последствия. Выводы и рекомендации могут быть применены в практической деятельности страховых организаций при внедрении цифровых технологий и создании внутренней и внешней цифровой среды компании в условиях циф-

ровой трансформации экономики страны с целью получения конкурентных преимуществ и расширения клиентской базы.

Оригинальность / Значение. Автором разработана и предложена технологическая схема формирования цифрового поля деятельности страховой организации. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут быть использованы для разработки плана перевода на цифровую платформу всего страхового рынка с обязательной оцифровкой массивов данных в смежных взаимосвязанных сферах экономики и жизни общества.

Ключевые слова: страховая организация, страховой рынок, цифровизация, цифровые технологии в страховании, цифровая среда, блокчейн, смарт-контракт.

Z.Z. Tepkaeva

INTRODUCTION OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITIES OF INSURANCE ORGANIZATIONS OF RUSSIA

The article is devoted to the study of the digital transformation of the insurance market in Russia, which is one of the main drivers for the development of this sector of the economy.

The introduction of digital technologies in the activities of insurance organizations involves the transformation of the internal and external environment of the company, which will allow the most efficient use of innovative technologies in the insurance market and comprehensively transfer all processes of insurance activity to the digital field. The basis of the scientific and methodological apparatus of the article is the analysis of innovative technologies of the digital economy and the possibility of their integration into the insurance industry.

Based on the results of the study, the author came to the conclusion that it is necessary to introduce blockchain technology in the business processes of insurance activities in order to minimize costs and expand sales channels, as well as increase the competitive-

ness of the insurance organization in the financial market and increase investment attractiveness.

Conclusions and recommendations can be applied in the practical activities of insurance organizations in the implementation of digital technologies and the creation of an internal and external digital environment of the company in the digital transformation of the country's economy in order to obtain competitive advantages and expand the customer base.

The author has developed and proposed a technological scheme for the formation of the digital field of the insurance organization. The practical significance of the study lies in the fact that the results can be used to develop a plan for transferring the insurance of the entire market to a digital platform with mandatory digitization of data arrays in related interrelated areas of the economy and society.

Key words: insurance organization, insurance market, digitalization, digital technologies in insurance, digital environment, blockchain, smart contract.

Введение

Цифровизация национального финансового рынка трансформирует и отдельные ее сегменты, такие как страховая отрасль, происходит активный процесс цифровизации, заключающийся во внедрении страховыми компаниями новых технологий, трансформирующих бизнес-процессы. Трансформация бизнес-процессов в страховых организациях касается технологических, финансовых, маркетинговых процессов и непосредственных технологий продаж страховых услуг. Развивающаяся интернет-среда не только трансформирует облик самих страховых услуг, но и развивает его, расширяя сегмент интернет-продаж или продаж через онлайн, что позволяет говорить о сокращении себестоимости продаж, возрастающем тренде удаленных продаж [1]. Данное утверждение подтверждается ростом собранных российскими страховщиками премий в 2018-2019 гг., увеличившимся в пять раз в сравнении с 2017 г. по различ-

ным видам страхования, в сегменте продажи полисов ОСАГО через Интернет.

Материалы и методы

Внедрение цифровых технологий можно условно разделить на внутреннее технологическое внедрение и создание внешней цифровой среды, формирующей не только внешнюю цифровую оболочку страховой отрасли, но и цифровую среду, вливающуюся в общий процесс цифрови-зации большинства, если не всех отраслей национального хозяйства.

Внедрения цифровых технологий во внутреннюю среду страховой организации включает в себя:

- ведение бухгалтерской и финансовой отчетности, включающее в себя построение совместимых программ с Федеральной налоговой службой, с органами страхового контроля и прежде всего с Департаментом страхового надзора Банка России, позволяющее консолидировать филиальную отчетность и формировать отчетность как для надзорных, так и для фискальных органов;

- формирование цифровой среды страхователя, отражающей доступные данные о субъекте и объекте страхователя, называемой внутренним совместимым сервисом по формированию запросной среды и предварительному формированию оценки рисков страхователя с привлечением внешних баз данных о страхуемом субъекте/объекте [2];

- формирование внутренней страховой среды, объединяющей страховщика и страхователя по принципу B2P или создающей условия, когда приглашается страхователь-клиент для комфортного формирования необходимого страхового продукта в ненавязчивой форме ознакомиться с существующими продуктами СО;

- формирование электронного документооборота, включающего в себя комплект как внешних, так и внутренних документов в случае подтверждения операции страхователем посредством оплаты выставленного счета за страховые услуги;

- урегулирование страховых случаев, оформление комплекта документов от самой страховой организации, а также фор-

мирование истории застрахованного объекта или субъекта с привлечением независимых экспертных организаций, подтверждающих фактическое событие, сопровождающееся проведенной экспертизой, с передачей данных страховой компании в объединенной страховой среде [3];

- сопровождение договоров страхования, включающие разнесенные платежи в пользу страховой компании;

- построение финансово-технологического контроллинга самого страхового процесса, актуально при участии в долгосрочных программах страхования, таких как пенсионное страхование или страхование жизни и здоровья, страхование бизнес-среды предприятий на среднесрочный период [4].

Внедрения цифровых технологий во внешнюю среду страховой организации заключается в:

- формировании внешней информационной среды об объектах и субъектах страхования, являющихся предметом страхования, в цифровом облике, используя технологию разнесенных баз данных, для формирования объединенной среды, содержащей имеющиеся отклики на изменение характеристик объектов или субъектов, с применением технологии Big Data;

- трансформации маркетинговых отношений, внедрении цифровых технологий сбора данных из социальных сетей и предпочтений страхователей, из официальных источников, сайтов страхователей и его партнеров, контрагентов;

- участии в интернет-ресурсах, собирающих сравнительные данные о страховых и прочих финансовых организациях, сопровождаемых проводимым анализом условий страхования других страховщиков, и формировании предложений по продвижению и соответствию услуг на страховом рынке.

Опорными точками создания национальной цифровой среды является прежде всего оцифровка всех баз данных для обеспечения удобства пользования сформированными базами данных. По сути, в настоящее время существует два метода построения баз данных.

Первый метод подразумевает построение баз данных на высокопроизводительных компьютерах, по примеру формирования суперкомпьютера в Обнинске, собирающего фискальные данные всей страны. В основной мере это было реализовано для полного учета налога на добавленную стоимость, что влечет за собой:

- большие материально-технические затраты, обусловленные построением процессорных центров;

- необходимость своевременного информационного обновления сформированных больших массивов учетных данных;

- формирование устойчивых интернет-канальных соединений для бесперебойной работы на территории всей страны с ее огромной протяженностью и территориальной разреженностью населенных пунктов со значительными материальными издержками;

- необходимость материально-технического обеспечения центрального процессорного центра и точек удаленного доступа, то есть непосредственных населенных пунктов и городов;

- необходимость обеспечения защиты интернет-каналов от взломов и преступного посягательства третьих лиц;

- обеспечение паролевого доступа к информационным данным и обеспечение их подтверждения и защиты.

Второй метод - более прогрессивный, предполагает внедрение технологии разнесенных баз данных, что «подразумевает использование технологии блокчейн, основными преимуществами которой являются:

- механизм подтверждения операций, основанный на современных криптографических алгоритмах децентрализованных вычислительных ресурсов, которые используются для создания новых блоков в цепочке;

- формирование цифрового реестра трансакций, являющихся продолжением заключенных сделок или контрактов, защищенных от несанкционированного их изменения либо удаления, за счет выстроенных блоков информации, формирующих распределенные базы данных. Понятие

трансакции включает в себя понятие финансовой трансакции между счетами, аутентификацию, авторизацию, аудит. Блок сформирован или событие свершилось, если его цифровая запись опубликована в реестре операций;

- реестр не хранится в каком-то определенном месте, а распределен между участниками Сети, включенными в список пользователей, аудиторов;

- прозрачность обусловлена возможностью любого майнера проследить цепь событий, предшествующих трансакции, и последующих событий, записанных в реестр. Цепь блоков надежно зашифрована, а любой блок может быть проверен, что дает возможность получить достоверную информацию» [5], [6].

«Технология блокчейн была разработана для того, чтобы майнить цифровую валюту - биткойн, формируя единый операционный реестр с криптовалютой. Данная финансовая инновация вызвала всеобщую заинтересованность и активно адаптируется для решения различных экономических задач. На данный момент можно с уверенностью сказать, что блокчейн -это уникальная технология, на которую будут опираться новые современные бизнес-процессы, и страховые организации не будут исключением» [7].

Результаты

На рисунке 1 представлена технологическая схема формирования цифрового поля деятельности страховой организации. Необходимо отметить, что данный процесс включает в себя этапы цифровизации не только частных баз данных, но и государственных, которые напрямую не относятся к страховой отрасли, но являются неотъемлемой частью или основой, необходимой для проведения оценочных расчетов и построения сравнительных характеристик страхуемых объектов или субъектов.

На первом этапе должно быть осуществлено формирование распределенных территориальных и объектных массивов данных, которое включает в себя перевод основных данных в цифровой формат и разработку нормативных показателей для перевода в величину страхового риска.

В настоящее время уже реализуется процедура перевода аналоговых и графических данных в цифровой облик объекта. Данный цифровой облик должен быть представлен на совместимом программном обеспечении, на современном вычислительном оборудовании, позволяющем осуществлять многоканальный доступ к «большим данным».

Далее необходимо разработать нормативные показатели для перевода результатов анализа «больших данных» в уровень страховых рисков. Существующие показатели перевода рисков описывают консервативные риски либо риски, учитываемые с учетом последующей перестраховки. Данная мера позволит снизить величину страховой премии для страхователя и определить ее оптимальный уровень страховщиком для российского страхового рынка.

На втором этапе происходит построение национальной цифровой платформы с градацией по отраслевому, объектному и субъектному принципу, включающее в себя разработку и внедрение национальных цифровых платформ учтенных данных, позволяющих на базе технологии блок-чейн сформировать цифровое поля взаимодействия, отражающее историю изменения цифрового образа объекта и последующие изменения как правоустанови-тельного характера, так и объектную характеристику.

Далее необходимо реализовать выстраивание совместимых баз данных, несущих индивидуальные характеристики, начиная от производителя, характеристик государственного учета и индивидуальных характеристик объекта, включающих:

- объектные характеристики, такие как дата выпуска или производства, время всех регистрационных и иных действий, изменение правовых характеристик, наличие обременений, текущие и последующие капитальные ремонты, восстановительные работы и т.д.;

- субъектные характеристики, объединяющие данные о субъектах, наличие ограничений, возможность реституции сделок, формирование медицинских параметров субъекта и их возможное изменение.

Рисунок 1 - Технологическая схема формирования цифрового поля деятельности страховой организации Источник: составлен автором

Выстраивание баз данных можно подразделить на четыре основных подвида: - медицинские данные субъектов с учетом их ежегодных профилактических осмотров и ведения медицинской карты учета, выражающей данные карты в нор-

мативных коэффициентах, не разглашающих данные о здоровье гражданина, в том числе данные ЗАГСов и отделов миграционных служб МВД;

- второй подвид содержит данные о недвижимом имуществе, сроках его ввода

в эксплуатацию, степени износа, его основных характеристиках, проведенных капитальных ремонтах, о состоянии его коммуникационных сетей, включающих в данную категорию жилую недвижимость, нежилую недвижимость, земельные участки, трубопроводы и автодороги и прочие объекты недвижимости;

- третий вид включает данные о движимом имуществе, его дате производства, условиях и гарантийных сроках эксплуатации, его капитальных ремонтах и проведенных аттестациях подразделениями МВД и Гостехнадзора, ежегодных технических осмотрах и вносимых конструктивных изменениях; данный вид включает в себя легковой и грузовой автотранспорт, спецтехнику, самодвижущийся транспорт, суда и самолеты;

- четвертый вид объединяет данные об активах предприятий, его состоянии, дате выпуска и условиях эксплуатации и сравнительных характеристиках, отраженных в документации предприятий, позволяющих верно судить о его остаточной стоимости.

В рамках третьего этапа происходит трансформация массивов данных в единые нормативные показатели, упрощающие обработку данных, и перевод в операционную систему.

На этом этапе происходит выработка единых нормативов учета, включающих в себя формирование стандартных баз данных с одинаковой размерностью массивами данных. Это позволит использовать близкое по совместимости программное обеспечение, сокращающее загрузку цифровых каналов связи, провести оптимизацию нагрузки на промежуточные сервера [8]. Данная ступень позволяет перевести хранение баз данных на облачные сервера или облачное хранение, обеспечить удобство пользования нормированными базами данных и защитить исходную информацию от злоумышленного ее изменения.

Далее необходимо реализовать разработку операционной системы или среды, в которой будут работать непосредственно страховые организации.

На четвертом этапе формирования цифрового поля деятельности страховой организации формируется сквозное цифровое с применением технологии блок-чейн, реализуется подключение к платформе страховых организаций, обеспечивающей доступ каждой СО к массиву данных, наличие обмена данных, накопление, сортировка и текущее изменение которых определяет внедрение смарт-контрактов. Это подготовительный этап при переходе на выстраивание онлайн-каналов продаж, плавно перетекающий в формирование смарт-контрактов целевого доступа страхователя, позволяющий сформировать ограниченный доступ последнего и в то же время дающий возможность эффективно пользоваться выстраиваемой системой, обеспечивать формирование договоров страхования, их электронной подписи с обеих сторон, что позволяет внедрять возможность одновременного проведения оплат как договоров страхования, так и прочих услуг.

На пятом этапе происходит последующее операционное сопровождение страховых продуктов, заключающееся в текущем сопровождении договора страхования, его аналитике, внесении в базу данных, корректировке текущих данных и формировании, в случае необходимости, повышающего коэффициента. Анализ данных страхователя может говорить о необходимости переноса договора страхования в группу с другим уровнем риска, для формирования группы, по которым будет производиться перестрахование.

Также необходим контроллинг всей базы данных, обеспечивающий своевременный текущий контроль изменения факторов риска клиента, для последующего переноса договора в группу с более высоким уровнем риска и своевременного перестрахования.

Следующим важным параметром цифровизации страхового рынка является построение и внедрение цифровых каналов продаж. Цифровые каналы должны формироваться так называемыми каналами, содержащими программные факторы, обеспечивающие фактор бизнес-

устойчивости и наполнение программ страхования перечнем преимуществ, заключающийся в страховых суммах, страховых рисках, условиях выплат, наличии сервисных услуг сопровождения договоров [9].

Обсуждение

Проведение цифровизации страхового рынка должно проходить по нескольким направлениям.

Во-первых, формирование цифровых каналов продаж страховых услуг, что обусловливает появление новых каналов продаж. Примерами может служить мобильные приложения, продажи по поисковым запросам партнеров в среде интернета вещей и т.д. В данном случае происходит построение канальной конкуренции.

Во-вторых, основой для конкурентной борьбы на страховом рынке является использование цифровых технологий при сопровождении договора или урегулировании убытков страхователя.

В-третьих, использование искусственного интеллекта позволяет проводить «индивидуализацию программ страхования, основанную на собранной и анализируемой информации о страхователе и объекте страхования, что обостряет информационную конкуренцию на страховом рынке» [10].

Цифровизация страховой отрасли несет с собой не только расширение каналов продаж, увеличение кросс-продаж, но и расширение страхового поля СО, расширение перечня страховых продуктов. «Осуществление кросс-продаж происходит через интернет-сайты страховщиков и их партнеров (финансовые институты, микрофинансовые организации, интернет-агрегаторы, онлайн-тревел-агентства и другие организации), а также различные организации, осуществляющие удаленные продажи. Формирование партнерских интернет-продаж определяется принципом нулевой стоимости или отсутствием комиссионного вознаграждения по заключенным договорам страхования» [10].

Названный случай продаж через Интернет включает его в субъекты страхования, «определяя его посредником между

страхователем и страховщиком, а конкуренция присутствует лишь в части канальной конкуренции, реализуемой посредством внешних и внутренних факторов, определяющих выбор страховщика и самой страховой услуги» [10].

«В части продуктового и целевого разнообразия на страховом рынке цифровые технологии проявляются в разработке иновационных страховых программ и продуктов, направленных на страхование самого цифрового агрегатного оборудования, включающего оборудование: цифровые вычислительные комплексы, накопители памяти, программное обеспечение, каналы передачи информации, безопасность передачи информации, точность, вероятность сбоев, переведенная в натуральные единицы» [11].

«Разработчики и эксплуатационники интернета вещей ответственны за технические сбои и нанесенный ущерб третьим лицам, возникающие ошибки в распределительных базах данных, что накладывает существенные ограничения на право распоряжения имуществом третьих лиц и т.д.» [10].

Направление технологического страхования распространяется и на ответственность администраторов доменов, заключающуюся в страховании риска:

• нарушения прав правообладателей на пользование товарным знаком;

• нарушения авторских и смежных прав третьих лиц.

Отдельным риском является нарушение авторского права администраторами доменов на товарные и программные продукты, приведшие к причинению ущерба, посредством размещения каких-либо материалов на сайтах, но и произвольного размещения в комментариях, чатах, форумах, расположенных на сайтах не правообладателя.

«Полноценное использование новых технологий обеспечивает высокую конкурентоспособность создаваемых программ, что формирует продуктовую монополию на национальном страховом рынке, период опережения колеблется от трех до шести месяцев. При высоком спросе на новую

программу, конкуренты идут путем «копирования» услуги или продукта, сокращая монопольное положение в страховой нише услуг» [12].

Заключение

Цифровизация национальной страховой отрасли проявляется в формировании технологического процесса цифрового страхования, обусловливающего соотношения конкурирующих сторон на российском страховом рынке. Формируемая модель является новым технологическим трендом в классическом поведении страхователей, обусловленном эвристическим выбором страховых услуг, построенных на использовании цифровых технологий. Она базируется на лучшем знании покупателя услуги, его предпочтений, интересов, изучаемого им контента, все это формирует место страховой компании в бизнес-среде, его конкурентоспособность за счет уровня использования цифровых технологий.

Страховщики активно осваивают мобильные цифровые технологии через особенности канальной конкуренции, включаясь в борьбу за страхователя посредством более удобной и понятной рекомендации страховщика в рамках стандартных программ и в рамках гибких и перенастраиваемых программ, ориентированных на каждого индивидуального страхователя. Формируются более удобные технологии в бизнес-процессах, направленные на коммуникацию со страхователями в части сопровождения договоров страхования, урегулирования убытков страхователя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Козлова О Н., Котова О Н. Павловская Е.В. Использование новых каналов сбыта для повышения эффективности работы страховой компании // Вестник ВолГУ. Серия 3. Экономика. Экология. 2017. Т. 19 №2. С. 108-116

2. Щербакова Н.В., Ильиных Ю.М. Страхование в эпоху цифровых и интернет-технологий // Экономика Профессия Бизнес. 2019. №1. С. 83-86

3. Павловская Е.В. Использование новых каналов сбыта для повышения эффективности работы страховых компаний // Вестник Волгоградского государствен-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2017. Т. 19. № 2. С. 108-116

4. Румянцева А.В., Румянцева Е.И. Социально-экономические аспекты развития страхового рынка: современные инструменты продвижения // Дискуссия. -2019. - Вып. 93. - С. 28-36

5. Мамаева Л.Н., Лазарева В., Рыбакова К.С., Кирюхина М.В. Безопасность финансовой системы в рамках появления криптовалюты. // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 53-56.

6. T.V. Shatkovskaya, T.V. Epifanova, N.G. Vovchenko, N.G. Romanenko. A legal mechanism for regulating the digital economy. Vol 6 (2018): CBU International Conference Proceedings 2018. рр. 763-767.

7. N.G. Vovchenko, A.A. Alukhanyan, L.Yu. Andreeva, G.A. Buryakov. Improvement of Financial Literacy as a Crucial Factor of Economic Development. European Research Studies Journal, Volume XXI, Special Issue 1, 2018, pp. 16-24.

8. Трофимова Я.В. Современные технологии минимизации потерь в цифровой экономике // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия экономика. №2 (24). 2018. С. 40-45.

9. N.G. Vovchenko, O.B. Ivanova, O.V. Andreeva, E.D. Kostoglodova. Conceptual approach to the development of financial technologies in the context of digitalization of economic processes. European Research Studies Journal, Volume XXI, Special Issue 2, pp. 11-20, 2018.

10. Брызгалов Денис Викторович Цифровизация конкуренции на страховом рынке // Экономика. Налоги. Право. 2018. №2. С. 121-128.

11. N. Tikhomirov, T. Tikhomirova, E. Khamitov, V. Ponomarev. Models of Assessment of the Influnce of Insurance Assets Securitization on Stability of Mutual Insurance Societies. European Research Studies Journal, Volume XX, Issue 2B, pp. 321-333, 2017.

12. Красильников О. Ю. Проблемы развития интернет-страхования в России // Страхование в эпоху цифровой экономики: материалы Международной научно-практической конференции. Йошкар-Ола:

Изд-во Марийского государственного университета, 2018. 272 с.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Kozlova O.N., Kotova O.N. Pav-lovskaya E.V. The use of new distribution channels to improve the efficiency of the insurance company // Bulletin of VolSU. Series 3. Economics. Ecology. 2017.Vol. 19 No. 2. pp. 108-116.

2. Scherbakova N.V., Ilinykh Yu.M. Insurance in the era of digital and Internet technologies // Economics Profession Business. 2019. №1. pp. 83-86.

3. Pavlovskaya E.V. The use of new distribution channels to improve the efficiency of insurance companies // Bulletin of Volgograd State University. Series 3: Economics. Ecology. 2017.Vol. 19. No. 2. pp. 108-116.

4. Rumyantseva A.V., Rumyantseva E.I. Socio-economic aspects of the development of the insurance market: modern promotion tools // Discussion. - 2019. - Issue. 93. -pp. 28-36.

5. Mamaeva L.N., Lazareva V., Ryba-kova KS, Kiryukhina M.V. Security of the financial system as part of the emergence of cryptocurrency. // Economic security and quality. 2018. No. 1 (30). pp. 53-56.

6. T.V. Shatkovskaya, T.V. Epifanova, N.G. Vovchenko, N.G. Romanenko. A legal mechanism for regulating the digital economy. Vol 6 (2018): CBU International Conference Proceedings 2018. рр. 763-767.

7. N.G. Vovchenko, A.A. Alukhanyan, L.Yu. Andreeva, G.A. Buryakov. Improve-

ment of Financial Literacy as a Crucial Factor of Economic Development. European Research Studies Journal, Volume XXI, Special Issue 1, 2018, pp. 16-24.

8. Trofimova Ya. V. Modern technologies for minimizing losses in the digital economy // Bulletin of UGNTU. Science, education, economics. Series of economics. No. 2 (24). 2018.pp. 40-45.

9. N.G. Vovchenko, O.B. Ivanova, O.V. Andreeva, E.D. Kostoglodova. Conceptual approach to the development of financial technologies in the context of digitalization of economic processes. European Research Studies Journal, Volume XXI, Special Issue 2, pp. 11-20, 2018.

10. Bryzgalov Denis Viktorovich Digitalization of competition in the insurance market // Economics. Taxes. Right. 2018. No2. pp. 121-128.

11. N. Tikhomirov, T. Tikhomirova, E. Khamitov, V. Ponomarev. Models of Assessment of the Influnce of Insurance Assets Securitization on Stability of Mutual Insurance Societies. European Research Studies Journal, Volume XX, Issue 2B, pp. 321-333, 2017.

12. Krasilnikov O. Yu. Problems of the development of Internet insurance in Russia // Insurance in the era of the digital economy: materials of the International scientific-practical conference. Yoshkar-Ola: Publishing House of Mari State University, 2018.272 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.