ЖИЛИЩНЫЕ СТРАТЕГИИ
Том 5 • Номер 3 • Июль-сентябрь 2018 ISSN 2410-1621 Russian Journal of Housing Research
издательство
Креативная экономика
Внедрение цифровых технологий на этапах жизненного цикла объектов жилой недвижимости
Гареев И.Ф.1, Мухаметова Н.Н.1
1 Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В данной статье рассматриваются аспекты цифровизации на государственном и мировом уровне, проводится осмысление существующих практик, меняющих облик делового мира и повседневной жизни. Также исследуется масштаб внедрения цифровых технологий на рынке жилой недвижимости на локальном уровне. По итогам глубинных интервью, сбора экспертных оценок и полевых исследований участников рынка жилой недвижимости Казани нами представлены выводы о степени внедрения цифровых технологий в сфере жилищного строительства и на рынке жилья. Общий результат исследования - практически все этапы жизненного цикла объекта недвижимости в настоящее время находятся под прицелом информационных технологий и создают новую экосистему рынка жилой недвижимости. Представленные результаты будут полезны профессиональным участникам рынка недвижимости, практикам банковской и IT-отраслей и заинтересованным исследователям.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: цифровая экономика, цифровизация недвижимости, дигитализация недвижимости, информационные технологии, блокчейн, рынок жилой недвижимости, жилищное строительство..
The introduction of digital technologies at the stages of the life cycle of residential real estate
GareevI.F.1, Mukhametova N.N.1
1 Kazan State University of Architecture and Engineering, Russia
Введение
Цифровые технологии ассоциируются с новаторством, сфера строительства, сфера недвижимости, напротив, консервативны и традиционны. Значит ли это, что цифровым технологиям не место в сфере недвижимости или скорость проникновения этих технологий будет очень медленной? Значит ли это, что сфера строительства будет работать привычными методами, что для рынка недвижимости будет достаточно компетенций, которые требовались 10-20 лет назад? Значит ли это, что потребители не должны повышать свою технологическую грамотность?
Цифровизация - один из мегатрендов, процессов, меняющих облик современного мира [1] (БаЪкт, СЫ$1уакоуа, 2017). Происходит это на
фоне проникновения технологий в повседневную жизнь и формирования новой экономической реальности, в которой прежние показатели рентабельности становятся историческим фактом [11] (Krymov, Kolgan, 2018). Цифровизация затрагивает не только компании, изначально ориентированные на технологии, такие компании как Yandex, Google, но и компании из традиционной сферы, такой как, например, сфера строительства [10] (Dyukova, Loktionova, 2018). На каждом этапе жизненного цикла объекта строительства происходит интеграция традиционных подходов с новыми технологиями, корректируются подходы к выполнению работ и управлению проектами [9] (Dudin, Tolmachev, 2017). Учитывая специфику отрасли и наличие большого количества регулирующих факторов цифровизация сферы строительства, сферы недвижимости не происходит так быстро, как в компаниях цифрового типа [7] (Gadasina, Piven, 2018). Тем не менее следует признать, что цифровые технологии становятся новой реальностью сферы недвижимости и от того, насколько быстро произойдет адаптация отрасли и ее участников к новой реальности, зависит ее будущее [2] (Bryukhanova, Bartaeva, 2016).
В связи с этим нами была поставлена цель по изучению нормативных и программных предпосылок к цифровым трансформациям сферы недвижимости. Также сформулирована задача по выявлению основных направлений развития цифровых технологий, которые в разной степени применяются практиками строительной отрасли.
ABSTRACT:_
This article discusses aspects of digitalization at the state and world level, provides an understanding of existing practices that change the face of the business world and everyday life. The scale of introducing digital technologies in the residential real estate market at the local level is also being investigated. According to the results of in-depth interviews, the collection of expert assessments and field studies of participants in the residential real estate market in Kazan, we presented conclusions about the degree of introduction of digital technologies in the field of housing construction and the housing market. The overall result of the study is as follows: almost all stages of the life cycle of the property are currently under the gun of information technology and create a new ecosystem of the residential real estate market. The presented results will be useful to professional participants of the real estate market, banking and IT industry practices and interested researchers.
KEYWORDS: digital economy real estate digitalization, real estate digitalization, information technologies, blockchain, residential real estate market, housing construction.
JEL Classification: R30, L86, C88 Received: 01.09.2018 / Published: 30.09.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Gareev I.F. (igareev0kgasu.ru)
CITATION:_
Gareev I.F., Mukhametova N.N. (2018) Vnedrenie tsifrovyh tekhnologiy na etapakh zhiznennogo tsikla obektov zhiloy nedvizhimosti [ The introduction of digital technologies at the stages of the life cycle of residential real estate]. Zhilischnye strategii. 5. (3). - 305-322. doi: 10.18334/zhs.5.3.39692
Методика исследования
Исследование вопросов внедрения цифровых технологий на рынке жилой недвижимости проводилось с помощью нескольких методик. Для разных задач в соответствии с этапами жизненного цикла объектов недвижимости применялись следующие приемы:
изучение нормативно-правового поля. Это позволило определить предпосылки для внедрения цифровых технологий в практику;
глубинные интервью и экспертные оценки. Для интервьюирования были выбраны представители одного из девелоперов, ведущего свою деятельность не только в Казани, но и в нескольких городах России. Более того, данная компания самостоятельно занимается эксплуатацией построенного жилого фонда, что обеспечивает обратную связь с жителями и внедрение наиболее удачных решений в будущих проектах;
полевые исследования ведущих застройщиков Казани. Методом «таинственного покупателя» мы получили от девелоперов информацию о внедрении виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR), мобильных приложениях с проектами жилых комплексов и процедуре взаимодействия с клиентом (CRM-системы).
Исследование проводилось с января по сентябрь 2018 года среди участников рынка недвижимости Казани и во время поездки в Японию в январе 2018 года, где состоялась встреча с компанией-лидером рынка малоэтажного строительства Японии - строительной корпорацией «Иида Сангё».
По итогам общения с представителями девелопера нами запланировано проведение «круглого стола» в Казанском государственном архитектурно-строительном университете с обсуждением практики по внедрению цифровых технологий в сферу недвижимости. По факту проведения «круглого стола» будет представлена соответствующая информация на сайте вуза и в группе на facebook «Жилищные дебаты».
Понятийный аппарат цифровой экономики
Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» определяет цифровую экономику как «хозяйственную деятельность, ключевым фактором которой являются данные в цифровой форме». Программа наделяет данный сектор экономики функциями формирования информационного пространства и развития информаци-
ОБ АВТОРАХ:_
Гареев Ильнур Фаилович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью (igareev0kgasu.ru)
Мухаметова Наиля Назыймовна, кафедра экспертизы и управления недвижимостью (ya11yana0kgasu.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Гареев И.Ф., Мухаметова Н.Н. Внедрение цифровых технологий на этапах жизненного цикла объектов жилой недвижимости // Жилищные стратегии. - 2018. - Том 5. - № 3. - С. 305-322. doi: 10.18334/zhs.5.3.39692
Все мероприятия, связанные с данными и их анализом
Не только технлогии, но и менталитет, направленный на непрерывные инновации,..
Все инвестиции, связанными с интеграцией технологий во все процессы бизнеса
Все мероприятия, связанные с клиентскими технологиями
Цифровой - это синоним 1Т
Все мероприятия, связанные с технологическими инновациями
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% ■ В мире ■ В России
Рисунок 1. Определение понятия «цифровой» (по данным исследования «Е)1§;й;11 ¡О», РШС)
Источник: составлено авторами
онной инфраструктуры [15]. Учитывая глобальный масштаб данного сектора и высокую скорость распространения цифровых технологийразвитие цифровых технологий в Российской Федерации рассматривается не как внутристрановой процесс, а как глобаоьеый с учетом существующих планов развития стран-участниц Еврозийского экономического союза и ст-ен-партнеров Азиастко-Тихоокеанскаго направлеьия.
Понятие «цифровой» меняется со временем. Если раньше синонимом понятия «цифровой»» были! иоформационные технологии, то сейчас это все мероприятия, связан ныв с технологическими инновациями. В исследовании Рпсе\уа1егЬошеСоорег8 (Р'лгС) приводятся данные опроса об определении понятия «цифровой» (рис. 1).
В Докладе о мировом развитии цифровых технологий (2016), подготовленном Всемирным банком, приводятся примеры цифровых технологий!, которые ежедневно используются по всей планете: портал межкорпоративной торговли АНЕхргезз, цифровая платежная система М-Реза. Каждый продукт цифровизации работает на основании трех механизмов: «усыление интограции, повышение эффективности и внедрение инноваций», что, в конечном счете, создает выгоды для людей. Укрепляются связи, меняется рынок труда [19].
Очевидно), что этими выеодами могут пользоватьсы те, кто имеет доступ к интернету и способен выполнять определенные, сколько-нибудь значимые ноли в цифровой экономике. Одновременно с этим возникают и риски: рынок труда поляризуется за счет того, что новые технологии дополняют собой квалифицированный труд и полностью замещают стандартные трудовые операции.
направления внедрения цифровой экономики в россии
Рассмотрим организационно-правовые подходы развития цифровых технологий, принятые на государственном уровне. Развитие цифровой экономики, цифровых технологий на государственном уровне определяется «Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». Распоряжением от 28 июля 2018 года утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации» - основной нормативный документ, на государственном уровне регулирующий развитие цифровых технологий. Данная программа определяет меры государственной политики для развития цифровой экономики России и развития данных в цифровой форме как ключевого фактора производства.
Программой предусматривается три уровня развития цифровой экономики, которые «в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом»:
• рынки и отрасли экономики;
• платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей цифровой экономики;
• среда для развития платформ цифровых технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков.
Приоритетными направлениями государственной поддержки являются направления, касающиеся создания условий для развития цифровой экономики: нормативно-правовое регулирование, кадры и образование, поддержка профильных исследований и технологических заделов, а также развития основных инфраструктурных элементов цифровой экономики.
В качестве основных Программой принято 8 основных цифровых технологий:
• большие данные;
• нейротехнологии и искусственный интеллект;
• системы распределенного реестра (блокчейн);
• квантовые технологии;
• новые производственные технологии;
• промышленный интернет;
• компоненты робототехники и сенсорика;
• технологии беспроводной связи;
• технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Интернет вещей и искусственный интеллект - фундамент для нового поколения цифровых ресурсов, робототехника, дроны и 3D принтеры - аппараты, которые способствуют переносу компьютерных технологий в материальный мир [13] (Piters, 2016). Дополненная и виртуальная реальность - технологии, которые объединяют физический и цифровой миры, блокчейн - совершенно новый подход к базовым операциям ведения учета коммерческих сделок [8] (Gareev, 2017).
Данные технологии можно разделить на три подгруппы в зависимости от основных функций: данные на входе (интернет вещей, дроны); обработка данных (искусст-
Интернет вещей (IoT)
Беспилотные летательные аппараты (дроны) Геоинформационные системы (GIS)
Искусственный интеллект (AI) Блокчейн
"Умный дом" (smart home), "Умный город" (smart city)
-J
Результаты
Виртуальная реальность (VR) Дополненная реальность (AR) 3D-принтеры
Рисунок 2. Основные цифровые технологии по этапам реализации проектов Источник: составлено авторами
венный интеллект, блокчейн); данные на выходе (дополненная и виртуальная реаль-ность,робототехника, ЭБ-принтеры) (рис. 2).
По отраслям экономики развитие цифровых технологий предусматривается в областях здравоохранения, градостроительстта - создания! «умных городов»»,государ-ственного управления [17]. Для реализсции планов по развитию цифровых технологий и созданию цифровой экономики необходимо тесное взаимодействие государства, бизнесо и науки, ртзвивающих «сквозные»» технологии на глобальных рынках и усрав-ляющих цифровыми платформами (рис.3).
Кроме целей, задач и основных участников Программой определены сдерживающие факторы:дефтцит кадров,тедостаточный уровень подгото-ки специалистов, недостаточное количество с(следов)а.ний мирового уровня.
Использование цифровых технологий в повседневной жизни становится нормой, создавая новые ожидаиия общества к обмену информацией, преобразованию данных в идеи и новые продукты, услуги и виды взаимодействия [18]. Изначально технологии разрабатывались и использовались для повышения производительности. Информационные оехнологии и бизнет были раерознены, сейчас информациснные технологии - часть бизнес-стратегии и операционной деятельности компаний различных отраслей экономики [12] (Рапаввпко, ЫкНскуап, 2018). Данные изменения влекут за собой необходимость обладания достаточным уровнем компетенций по применению технологий, в частности пользования профильной техникой (персо-
здравоохранение
Система технопарков, бизнес-инкубаторов
Рисунок 3. Экосистема цифровой экономики в России Источник: составлено авторами
нальные компьютеры, смартфоны) и сетью «Интернет». Однако, владение цифровыми навыками на бытовом уровне существенно разнится между различными группами населения, что обуславливается ограниченным доступом к новым технологиям и интернету [3] (Piters, 2016). Согласно данным 2016 года, приведенным в Программе, широкополосный доступ в интернет имеется у 18,77% населения, скорость передачи данных выросла на 29%. На мировом уровне более 40% населения имеют доступ к интернету [6]. В России (по данным Программы) только 10% муниципальных образований отвечают требованиям по уровню цифровизации. Данный факт, формирующий цифровой разрыв, является сдерживающим для развития цифровых технологий при одновременном формировании новых потребностей человека, государства и мира [14]. Совокупность сдерживающих факторов, которые можно отнести к традиционным проблемам развития (пробелы нормативной базы, недостаточно благоприятная среда для ведения бизнеса и внедрения инноваций) определяет существенное отставание Российской Федерации от стран-лидеров (Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург, Япония) по уровню готовности к цифровой экономике. В международном рейтинге, определяемом на основании индекса сетевой готовности (I-DESI), Россия находится на 41-месте [5].
В государственных планах развития цифровой экономики до 2024 года определено 5 базовых направлений, которые являются «аналоговыми дополнениями» к цифровой трансформации:
• Нормативное регулирование - формирование благоприятного правового режима и комплексного законодательного регулирования для возникновения и развития современных технологий и осуществления экономической деятельности, связанной с ними.
• Кадры и образование - создание ключевых условий для подготовки кадров цифровой экономики.
• Формирование исследовательских компетенций и технических заделов - создание системы поддержки исследований в области цифровой экономики.
• Информационная инфраструктура - развитие сетей связи, центров обработки данных, создание эффективной системы сбора, обработки и хранения информации.
• Информационная безопасность - защита личности, общества и государства от информационных угроз.
результаты исследования
По итогам исследования шести ведущих застройщиков Казани, совокупная доля которых на рынке жилья превышает 50%, нами были получены результаты, позволяющие охарактеризовать цифровизацию сферы недвижимости как достаточно динамичную. Реальные кейсы участников рынка отражают значительные усилия по внедрению
самых передовых технологических решений. Все этапы жизненного цикла объектов недвижимости находятся под пристальным вниманием специалистов.
Для интервьюирования и получения экспертных оценок нами был выбран давний партнер Казанского государственного архитектурно-строительного университета -девелопер «ЮИТ Казань», подразделение финского строительного концерна YIT, осуществляющее свою деятельность в Казани. Концерн YIT ведет свою деятельность в стране, где осуществляется серьезное финансирование исследований по разработке и внедрению цифровых технологий в различные сектора экономики, в том числе в строительство [20]. «ЮИТ Казань» функционирует практически на всех этапах жизненного цикла объекта недвижимости - от инициирования проекта до этапа эксплуатации собственных жилых комплексов.
«ЮИТ Казань» для продвижения проекта нового жилого комплекса решило визуализировать комплекс в формате дополненной реальности. «ЮИТ Казань» - единственный в Казани девелопер, который для продвижения нового жилого комплекса «GREEN» решил разработать мобильное приложение в формате дополненной реальности. Это дает возможность потенциальному клиенту быстрее оценить все преимущества и буквально «почувствовать» атмосферу дома, который находится на этапе строительства. Приложение может использоваться где угодно - в торговых центрах, в офисах продаж, дома, на месте застройки, при этом не требуется создание традиционных архитектурных макетов. Более того, для принятия решения о покупке еще не существующей квартиры клиент сможет увидеть:
• вид дома и его фасады;
• месторасположение выбранного дома в жилом комплексе, подъездные пути, общественные зоны и уровень освещенности (в том числе инсоляции);
• вид из окна, что снимет с клиента заботы о будущем виде;
• окружение жилого комплекса, соседние территории.
Самый крупный девелопер Республики Татарстан «Унистрой» также внедрил технологии виртуальной реальности для выбора квартиры. Виртуальный тур по жилым комплексам «Унистроя» позволит воочию увидеть свою будущую квартиру еще до окончания строительства. Это стало возможным благодаря шлему виртуальной реальности и специально разработанному приложению. Оценить новую технологию можно только в одном из офисов девелопера. Надев шлем VR, можно прогуляться по квартирам жилого комплекса «ART City», оценить планировку комнат и даже изменить материалы и цвета отделки по своему вкусу:
• возможность смены дизайна позволит выбрать наиболее подходящий вариант отделки;
• фотореалистичная графика поможет поверить в реальность происходящего;
• полная ЭБ-модель «ART City» позволит прогуляться по жилому комплексу и оценить его концепцию.
Технология VR помогает сориентироваться в указанной документации площади и различных вариантах планировок.
В целом современная технология виртуальной реальности позволяет увидеть будущее уже сегодня. Виртуальные туры успешно дополняют реальные экскурсии в шоу-румы на объектах и позволяют сделать правильный выбор.
Но за клиента необходимо еще побороться. Застройщики, организовывая свои маркетинговые стратегии, делят своих клиентов на три категории:
• реальный клиент, кто купит квартиру у застройщика и для него реклама не нужна;
• те, кто не купят квартиру и для них реклама не сработает;
• потенциальный клиент, для кого нужна реклама и за кого необходимо «бороться».
В практике различных рынков для организации качественного взаимодействия с потенциальным клиентом применяются CRM-системы (CRM - customer relationship management).
Посетив казанских девелоперов, мы решили опробовать действие CRM-системы на себе. Главный итог - на протяжении более чем 6 месяцев нашего исследования после первичного обращения к девелоперу нам ни от одного из них не поступило каких-либо предложений ни по нашим изначальным запросам, ни с новыми условиями...
В качестве полярного примера приведем практику использования компанией «Иида Сангё» CRM-системы NabiSTAR Tracking. В рамках глубинного интервью с представителями компании выяснилось, что данная система работает на сбор информации о потенциальных запросах на жилище в интернет-пространстве и формулирует потенциальному потребителю конкретное предложение: по типу жилища, месту его расположения и условиях приобретения (кредит). То есть таргетирование клиента идет не с этапа обращения к конкретному застройщику, а уже с момента, когда он озадачился поиском объекта для покупки. Другими словами, девелопер не ждет, пока к нему придет клиент, а сам его ищет!
Вместе с этим, внедрение цифровых технологий меняет потребителя - он становится более мобильным [21].
Завершить анализ практики внедрения цифровых технологий хотелось бы этапом эксплуатации.
Важный тренд последних S-10 лет - крупные девелоперы самостоятельно занимаются эксплуатацией построенного жилого фонда. Зачастую на первом плане выступает желание обеспечить максимально качественную эксплуатацию жилого фонда (ибо необходимо обеспечить 5-летнюю гарантию с минимальными расходами) и получить от эксплуатируемых жилых комплексов имиджевые дивиденды. Кроме того, обратная связь с жителями позволяет выявить наиболее удачные архитектурно-планировочные и конструктивные решения и внедрить их в будущих проектах [4] (Virtsev, Vlasova, 2017).
Так какие передовые практики мы выявили на этапе эксплуатации?
Во-первых, сфера технического обслуживания трансформировалась из простых
«сантехников» в многосоставных «facility management» [16] (Prokofev, Moiseev, Egorova, 2015).
Во-вторых, сервисные компании предлагают широкий перечень услуг, направленных на создание комфортных условий проживания людей.
Безусловно, цифровизация не обошла и данный этап. Для системной работы с жителями созданы личные кабинеты на сайтах компаний и предлагаются мобильные приложения. Комплекс услуг, который доступен для граждан - это сантехнические услуги, ремонт и отделка, электротехнические услуги, согласования и оформление документов, страхование имущества, остекление, меблировка помещений, парковоч-ные услуги, вывоз крупногабаритного мусора. В целом данные сервисы значительно снижают возможную напряженность в столь чуткой области, как коммунальное хозяйство.
Экосистема внедрения цифровых технологий на рынке жилой недвижимости представлена в таблице 1.
Обсуждение результатов: философия цифровых технологий на рынке недвижимости
Развитие цифровых технологий в сфере недвижимости происходит по трем направлениям: интеграция участников рынка, повышение эффективности и внедрение инноваций. Безусловно, каждое из этих направлений требует обеспечения доступа к интернету и мобильной связи всех участников рынка, а следовательно, быстрого доступа к информации об объектах недвижимости и их статусе в качестве предмета сделки.
Информация об экспонируемых объектах размещается на электронных площадках - онлайн досках объявлений как, например, «Авито». Информацию о правовом статусе объекта можно получить из выписки из единого реестра недвижимости без необходимости посещения многих инстанций, онлайн и в короткие сроки. Онлайн-инструменты гипотетически позволяют выбрать объект недвижимости, предварительно изучить его историю и даже зарегистрировать сделку, воспользовавшись услугой онлайн-регистрации.
Одновременно с этим цифровые технологии лишают одного из структурных игроков рынка недвижимости - риелторские агентства главного преимущества - монополии на информацию. Таким образом, можно уже сейчас говорить о возможности замещения некоторых функций, которые выполняют основные участники рынка (банки, застройщики, агентства недвижимости), цифровыми технологиями.
История массовых цифровых технологий в России насчитывает больше десяти лет. Ее можно отсчитывать с момента развития проекта «Авито» в 2007 году. За этот период создано и используется множество других сервисов и услуг. Однако привычные участники рынка - застройщики, банки, агентства недвижимости - пользуются прежними методами работы с пользователем и клиентом, лишь частично внедряя
Таблица 1
Примеры внедрения цифровых технологий на рынке жилой недвижимости
со о
Сегмент рынка жилой недвижимости
Стадия жизненного цикла объекта жилой недвижимости
Исследование рынка и выявление сегментов
Технико-эконо-мическое обоснование
Разработка проектной документации
Строительно-монтажные работы
Продажа объектов недвижимости
Этап эксплуатации
Прогнозирование и реконцеп-ция проекта
Первичная жилая недвижимость
Используются общедоступные геоинформационные системы для выбора земельного участка и оценки инвестиционной привлекательности участка (слои 2ГИС, Google, Yandex)
Применяется программные средства, позволяющие представить расчет экономической эффективности проекта («АльИн-вест», собственные разработки девелоперов)
Используется программное обеспечение, позволяющее разработать проект в формате 3D (REVIT и другие) и BIM
Внедряются как узкоспециализированные продукты (Spider Project), так и интегральные программы, объединяющие этап ценообразования и управление проектом (Quintet). Используются беспилотные летательные аппараты для контроля работ. Применяется беспилотная техника (Smart Construction by Komatsu and Skycatch)
С целью сопровождения клиентов и повышения их лояльности применяются CRM-системы (NabiSTAR Tracking). Внедряются проекты виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR). Рассматриваются smart-контракты.
Разработка системы «умный дом» (Smart home).
Разработка системы умный город (Smart city)/
Вторичная жилая недвижимость
Рынок земельных
участков и малоэтажного жилья
Используются общедоступные геоинформационные системы и агрегаторы для листинга объектов недвижимости и оценки развитости инфраструктуры района
Нет необходимости
Нет необходимости
Нет необходимости
Используется в
коммерческих
проектах
Используется программное обеспечение, позволяющее разработать проект в формате 3D (REVIT и другие)
Апробируется Зй-печать при строительстве индивидуальных домов
Разрабатываются сервисы, направленные на повышение безопасности сделок, ускорение их проведения, снижение издержек (внедрение блокчейн-техно-логии в системе регистрации). Искусственный интеллект (А1) апробируют в рыночной и кадастровой оценке объектов.
Приложения, направленные на установление обратной связи с жителями: оплата счетов, подача показаний счетчиков и заявок на ремонт и т. д. («Диспетчер 24», «До-м о пульт»), Интернет вещей и сервисы, предлагающие создание ЗР-модели дома. Действует государственная ГИСЖКХ.
Разрабатываются сервисы с искусственным интеллектом (А1) и машинное обучение для оптимизации работы с большими данными. Испол ьзуют-ся ЗР-конс-трукторы для разработки дизайна жилища
Источник: составлено авторами по результатам исследования
новые технологии и методы работы в свою деятельность. Каким же будет путь сферы недвижимости в эпоху цифровизации? Какие важные навыки и умения потребуются каждому, кто задействован в данной сфере?
В первую очередь это так называемая способность организации, отдельного человека оценить и реализовать свои способности «поставить технологии себе на службу и получать от этого прибыль» [4]. Во вторую очередь (но не по значимости) необходимо переосмысление выбора и реализации цифровых инициатив, практическое воплощение культуры технологических инноваций. Без формирования более качественного пользовательского опыта (включая опыт клиентов и сотрудников) добиться повышения индекса Digital IQ невозможно. Высококачественный пользовательский опыт невозможно сформировать без специальных навыков.
Другой важный компонент - владение и пользование информацией о своем положении на рынке и информацией о клиенте. Одной из самых важных задач становится поиск ответа на вопрос: кто наши клиенты? Как работать с клиентским запросами?
Главной движущей силой развития рыночных отношений, в том числе и в сфере недвижимости, является взаимодействие, а не автоматизация или продуктивность. Новые технологии не подменяют выстраивание персональных отношений, а являются важным дополнением к личным контактам. В этом и скрыт ответ на вопрос о том, почему за более чем 10 лет развития цифровых технологий в сфере недвижимости они трансформировали, но не заменили участников рынка. Прежде всего, использование возможностей сбора и обработки информации с применением новых технологий дает возможность анализа данных и получения на их основе знания о поведении покупателей и других участников сферы недвижимости для выстраивания с ними персонифицированных отношений.
Важно отметить, что цифровые технологии в настоящее время не способны заменить личностные качества, характерные для человеческого взаимодействия и эмоционального интеллекта. Существующие технологии обеспечили потребителя расширенным инструментарием для поиска недвижимости, но он по-прежнему не знает точно, что ему нужно. И на данном этапе обязательны адекватные компетенции сотрудника.
Для дальнейших преобразований сферы недвижимости с применением цифровых технологий необходимы инвестиции в цифровые технологии. Мотивацией для инвестирования в цифровые технологии являются ожидание цифровых дивидендов - пользы для бизнеса и потребность в новаторстве - открытии новых возможностей и инструментов. На рынке недвижимости внедрение цифровых технологий наиболее целесообразно для области клиентского опыта и формирования корпоративной культуры, ориентированной на технологические инновации. Поиск и тестирование новейших разработок целесообразно производить не только во взаимодействии с поставщиками технологий и консультационными фирмами, но и на новых ресурсах (инкубаторы, стартапы, краудсорсинг, компании-изготовители, программные среды с открытым исходным кодом, университетские лаборатории).
Безусловно данный подход не заменяет, а разумно дополняет представителей старой школы - отраслевых аналитиков, разработчиков и данные конкурентной разведки. При работе с новыми технологиями необходимо также учесть и этические составляющие. Важно учитывать, как эти новые технологии меняют порядок взаимодействия между человеком и машиной, участвуют в разрешении конфликтов и создании новых ролей. Для эффективного внедрения технологий и избегания ситуации, когда коллектив компании сопротивляется их внедрению, необходимо проводить повышение цифровой квалификации специалистов и быть готовым к смене ролей в отрасли.
Уже сейчас происходит смещение в области основных компетенций брокеров от знания об объекте недвижимости к экспертизе объектов и экспертизе потребительских предпочтений. Мы становимся свидетелями того, что риелтор из конкурента становится консультантом для девелопера.
Таким образом, цифровые технологии способны стать инструментом, стимулирующим трансформацию сферы недвижимости и причиной для серьезных опасений ее участников. Для поддержания актуальности своей деятельности участники сферы недвижимости, чтобы постоянно извлекать пользу из инвестиций в цифровые технологии в условиях, когда мир стремительно идет вперед, должны сосредоточить внимание на пользовательском опыте. Для формирования общего понимания, каким образом технологии будут использоваться, для изменения подходов, которые применяются при выполнении своей работы или создания выгоды для бизнеса. Необходимо расставить цифровые приоритеты для того, чтобы понять, каким образом технологии могут помочь или навредить бизнесу, в том числе как они могут повлиять на опыт сотрудников или клиентов.
Заключение
В результате проведенного исследования нами получены следующие основные результаты:
• рынок труда поляризуется за счет того, что новые технологии дополняют собой квалифицированный труд и полностью замещают стандартные трудовые операции;
• необходимо переосмысление выбора и реализации цифровых инициатив, практическое воплощение культуры технологических инноваций;
• новые технологии не подменяют выстраивание персональных отношений, а являются важным дополнением к личным контактам;
• использование возможностей сбора и обработки информации с применением новых технологий дает возможность анализа данных и получения на их основе знания о поведении покупателей и других участников сферы недвижимости для выстраивания с ними персонифицированных отношений.
ИСТОЧНИКИ:
1. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и ее влияние на конкуренто-
способность предпринимательских структур // Российское предпринимательство,
2017. - № 24. - doi: 10.18334/rp.18.24.38670.
2. Брюханова В.Б., Бартаева Д.С. Подход к комплексному использованию методов ана-
лиза пространственного развития региона // Российское предпринимательство, 2016. - № 23. - doi: 10.18334/rp.17.23.37159.
3. Брянов Г.А., Морозов С.В. Развитие финтех-стартапов в Российской Федерации //
Глобальные рынки и финансовый инжиниринг, 2017. - № 1. - doi: 10.18334/ grfi.4.1.38026.
4. Вирцев М.Ю., Власова А.Ю. BIM-технологии - принципиально новый подход в
проектировании зданий и сооружений // Российское предпринимательство, 2017.
- № 23. - doi: 10.18334/rp.18.23.38610.
5. Всемирный банк. 2018 год. Доклад о развитии цифровых технологий в России.
Сентябрь 2018. Обзор. Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия. Лицензия: Creative Commons Attribution CC BY 3.0 IGO
6. Всемирный банк. 2016 год. Доклад о мировом развитии 2016 «Цифровые дивиден-
ды». Обзор. Всемирный банк, Вашингтон, округ Колумбия. Лицензия: Creative Commons Attribution CC BY 3.0 IGO
7. Гадасина Л.В., Пивень Г.И. Цифровизация - угроза или возможность развития для
менеджмента? // Вопросы инновационной экономики, 2018. - № 4. - doi: 10.18334/ vinec.8.4.39491.
8. Гареев И.Ф. Долевое строительство в Казани: оценка деятельности застройщи-
ков и риски для дольщиков // Жилищные стратегии, 2017. - № 4. - doi: 10.18334/ zhs.4.4.38696.
9. Дудин М.Н., Толмачев О.М. Практика внедрения инновационных технологий в
строительной отрасли // Вопросы инновационной экономики, 2017. - № 4. - doi: 10.18334/vinec.7.4.38626.
10. Дюкова О.М., Локтионова Е.В. Трансформация информационных потоков рынка недвижимости в условиях цифровизации // Вестник факультета управления СПбГЭУ, 2018. - № 3.
11. Крымов С.М., Кольган М.В. Методология инновационных обновлений предприятий на основе информационных технологий // Креативная экономика, 2018. - № 6.
- doi: 10.18334/ce.12.6.39183.
12. Панасенко С.В., Мкртчян В.С. Перспективы использования нейротехнологий в различных отраслях цифровой экономики // Российское предпринимательство,
2018. - № 11. - doi: 10.18334/rp.19.11.39591.
13. Питерс Д. Дигитализация преобразует экономику и повышает эффективность выполнения инвестиционных проектов // САПР и графика, 2016. - № 1.
14. Полиенко А.А., Тихомирова О.Г. Дигитализация и ее особенности // Тенденции развития науки и образования, 2018. - № 3.
15. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 г. № 1632-р. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс»
16. Прокофьев К.Ю., Моисеев В.А., Егорова Ю.А. Отечественный и зарубежный опыт управления многоквартирными домами // Жилищные стратегии, 2015. - № 4. - doi: 10.18334/zhs.2.4.2054.
17. Федорков А.А., Бирюков О.А. Цифровая экономика: особенности управления и тенденции развити // Петербургский экономический журнал, 2017. - № 3.
18. Шатдинов Р.С., Богданова С.Ю. Информационные технологии и новые подходы к разработке современных инструментов маркетинговых исследований // Креативная экономика, 2017. - № 12. - doi: 10.18334/ce.11.12.38644.
19. «Цифровое десятилетие. В ногу со временем». PwC: Всемирное исследование Digital IQ за 2017 год. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/ global-digital-iq-survey-rus.pdf (дата обращения: 15.09.2018).
20. By Aarni Heiskanen (2018) Ground-up digital: How Finland is seeding innovation in its construction industry, Construction Research and Innovation, 9:3, 64-67, DOI: 10.1080/20450249.2018.1507708
21. Sophia Maalsen (2018) «Generation Share»: digitalized geographies of shared housing, Social & Cultural Geography, DOI: 10.1080/14649365.2018.1466355
references:
Babkin A.V., Chistyakova O.V. (2017). Tsifrovaya ekonomika i ee vliyanie na konkuren-tosposobnost predprinimatelskikh struktur [Digital economy and its impact on the competitiveness of business structures]. Russian Journal of Entrepreneurship. (24). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.24.38670. Bryanov G.A., Morozov S.V. (2017). Razvitie fintekh-startapov v Rossiyskoy Federatsii [Development of fin-tech startups in the Russian Federation]. Global Markets and Financial Engineering. (1). (in Russian). doi: 10.18334/grfi.4.1.38026. Bryukhanova V.B., Bartaeva D.S. (2016). Podkhod k kompleksnomu ispolzovaniyu metodov analiza prostranstvennogo razvitiya regiona [Approach to a complex use of the methods of analysis of a region's spatial development]. Russian Journal of Entrepreneurship. (23). (in Russian). doi: 10.18334/rp.17.23.37159. Dudin M.N., Tolmachev O.M. (2017). Praktika vnedreniya innovatsionnyh tekhnologiy v stroitelnoy otrasli[ Introduction of innovative technologies in the construction industry]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). (in Russian). doi: 10.18334/ vinec.7.4.38626.
Dyukova O.M., Loktionova E.V. (2018). Transformatsiya informatsionnyh potokov rynka nedvizhimosti v usloviyakh tsifrovizatsii [Transformation of information flows of the real estate market under digitalization conditions]. Vestnik fakulteta upravleniya SPbGEU. (3). (in Russian).
Fedorkov A.A., Biryukov O.A. (2017). Tsifrovaya ekonomika: osobennosti upravleniya i tendentsii razviti[Digital economy: special aspects of management and development trends]. Saint-Petersburg Economic Journal. (3). (in Russian).
Gadasina L.V., Piven G.I. (2018). Tsifrovizatsiya - ugroza ili vozmozhnost razvitiya dlya menedzhmenta?[Digitalization - a threat or development opportunity for management?]. Russian Journal of Innovation Economics. (4). (in Russian). doi: 10.18334/ vinec.8.4.39491.
Gareev I.F. (2017). Dolevoe stroitelstvo v Kazani: otsenka deyatelnosti zastroyschikov i riski dlya dolschikov[Share construction in Kazan: the evaluation of the risks for developers and investors]. Russian Journal of Housing Research. (4). (in Russian). doi: 10.18334/zhs.4.4.38696.
Krymov S.M., Kolgan M.V. (2018). Metodologiya innovatsionnyh obnovleniy pred-priyatiy na osnove informatsionnyh tekhnologiy [Methodology of innovative enterprise updates based on information technology]. Creative economy. (6). (in Russian). doi: 10.18334/ce.12.6.39183.
Panasenko S.V., Mkrtchyan V.S. (2018). Perspektivy ispolzovaniya neyrotekhnologiy v razlichnyh otraslyakh tsifrovoy ekonomiki [Prospects for the use of neurotechnologies in various sectors of the digital economy]. Russian Journal of Entrepreneurship. (11). (in Russian). doi: 10.18334/rp.19.11.39591.
Piters D. (2016). Digitalizatsiya preobrazuet ekonomiku i povyshaet effektivnost vypol-neniya investitsionnyh proektov [Digitalization transforms the economy and increases the efficiency of investment projects].MCAD and graphics. (1). (in Russian).
Polienko A.A., Tikhomirova O.G. (2018). Digitalizatsiya i ee osobennosti [Digitalization and its features].Trends in the development of science and education. (3). (in Russian).
Prokofev K.Yu., Moiseev V.A., Egorova Yu.A. (2015). Otechestvennyy i zarubezhnyy opyt upravleniya mnogokvartirnymi domami [Russian and Foreign Experience of Managing Multi-Dwelling Units].Russian Journal of Housing Research. (4). (in Russian). doi: 10.18334/zhs.2.4.2054.
Shatdinov R.S., Bogdanova S.Yu. (2017). Informatsionnye tekhnologii i novye podkhody k razrabotke sovremennyh instrumentov marketingovyh issledovaniy [Information technologies and new approaches to the development of modern tools for marketing research]. Creative economy. (12). (in Russian). doi: 10.18334/ce.11.12.38644.
Virtsev M.Yu., Vlasova A.Yu. (2017). BIM-tekhnologii - printsipialno novyy podkhod v proektirovanii zdaniy i sooruzheniy [BIM-technology is a fundamentally new approach in design of buildings and structures].Russian Journal of Entrepreneurship. (23). (in Russian). doi: 10.18334/rp.18.23.38610.