Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА'

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
10
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внедрение / цифровые образовательные ресурсы / образовательный процесс / вуз / преподаватель / технологии / implementation / digital educational resources / educational process / university / teacher / technology

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Башиева Анжела Хамидовна, Рашидханова Патимат Багавовна, Мусаева Саният Джалалудиновна

В статье рассматривается процесс внедрения цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс вуза. В настоящее время использование компьютерных технологий является неотъемлемой частью образовательной деятельности высшего образовательного учреждения. Показаны возможности цифровых образовательных ресурсов в реализации дифференцированного подхода, где учат студентов добывать знания самостоятельно из различных источников, образуют условия для их творческой деятельности. При организации и реализации цифрового обучения студентов возможно использовать такие технологии цифрового обучения как кейс-технологии и сетевые технологии. На сегодняшний день существует огромное разнообразие методов и форм применения цифровых образовательных технологий, разработанных и применяемых как инновации в образовательных практиках. Автор пришел к выводу, что цифровые технологии должны рассматриваться как один из обязательных инструментов образовательного процесса, востребованный в достижении доступного, качественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Башиева Анжела Хамидовна, Рашидханова Патимат Багавовна, Мусаева Саният Джалалудиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the process of implementation of digital educational resources in the educational process of higher education institution. Nowadays the use of computer technologies is an integral part of educational activity of higher educational institution. The possibilities of digital educational resources in realisation of differentiated approach are shown, where they teach students to extract knowledge independently from different sources, form conditions for their creative activity. When organising and implementing digital learning of students it is possible to use such digital learning technologies as case technologies and network technologies. To date, there is a huge variety of methods and forms of application of digital educational technologies developed and applied as innovations in educational practices. The author came to the conclusion that digital technologies should be considered as one of the mandatory tools of the educational process, demanded in achieving affordable, quality education.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА»

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры «Прикладная информатика» Башиева Анжела Хамидовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказская государственная академия» (г. Черкесск);

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Рашидханова Патимат Багавовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный аграрный университет имени М.М. Джамбулатова» (г. Махачкала); кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальных и информационных технологий социального факультета Мусаева Саният Джалалудиновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ВНЕДРЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается процесс внедрения цифровых образовательных ресурсов в образовательный процесс вуза. В настоящее время использование компьютерных технологий является неотъемлемой частью образовательной деятельности высшего образовательного учреждения. Показаны возможности цифровых образовательных ресурсов в реализации дифференцированного подхода, где учат студентов добывать знания самостоятельно из различных источников, образуют условия для их творческой деятельности. При организации и реализации цифрового обучения студентов возможно использовать такие технологии цифрового обучения как кейс-технологии и сетевые технологии. На сегодняшний день существует огромное разнообразие методов и форм применения цифровых образовательных технологий, разработанных и применяемых как инновации в образовательных практиках. Автор пришел к выводу, что цифровые технологии должны рассматриваться как один из обязательных инструментов образовательного процесса, востребованный в достижении доступного, качественного образования.

Ключевые слова: внедрение, цифровые образовательные ресурсы, образовательный процесс, вуз, преподаватель, технологии.

Annotation. The article deals with the process of implementation of digital educational resources in the educational process of higher education institution. Nowadays the use of computer technologies is an integral part of educational activity of higher educational institution. The possibilities of digital educational resources in realisation of differentiated approach are shown, where they teach students to extract knowledge independently from different sources, form conditions for their creative activity. When organising and implementing digital learning of students it is possible to use such digital learning technologies as case technologies and network technologies. To date, there is a huge variety of methods and forms of application of digital educational technologies developed and applied as innovations in educational practices. The author came to the conclusion that digital technologies should be considered as one of the mandatory tools of the educational process, demanded in achieving affordable, quality education.

Key words: implementation, digital educational resources, educational process, university, teacher, technology.

Введение. В настоящее время использование компьютерных технологий является неотъемлемой частью образовательной деятельности высшего образовательного учреждения. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) представляют собой сформированные специальным образом блоки различных информационных ресурсов, которые предназначены для обучения в вузе. Данные ресурсы представлены в цифровом формате и функционируют на базе средств информационно-коммуникационных технологий. Цифровые образовательные ресурсы дают возможность реализовать дифференцированный подход, учат студентов добывать знания самостоятельно из различных источников, образуют условия для их творческой деятельности. ЦОР в себе несут такую форму взаимодействия студентов и преподавателя, которая основана на сотрудничестве. В связи с этим можно говорить о том, что преподавателю необходимо использовать цифровые образовательные ресурсы в процессе обучения.

Изложение основного материала статьи. Современной системе высшего образования был прошен вызов, ведь сегодня представляется необходимым не только развивать вышеперечисленных навыки и умения у современных выпускников общеобразовательных учреждений, но и обеспечить уверенный переход системы образования в цифровую образовательную эпоху, ориентированную на подготовку профессионала будущего - мобильного и гибкого, выпускника, осознающего ценность непрерывного образования.

Применение цифровых технологий в образовательном процессе продиктовано требованиями современного общества и регламентируется на законодательном и нормативно-правовом уровне. Цифровизация образования как системообразующего социального института является одной из приоритетных задач государственной политики в сфере образования, решение которой позволит системе образования эффективно выполнять возложенные на нее социальные функции. Практики применения цифровых технологий в организации образовательного процесса с одной стороны носят универсальный характер, который обусловлен необходимостью модернизационных процессов в образовании. Но с другой стороны, выбор подходов к реализации образовательного процесса, включение в методику преподавания цифровую составляющую, должно учитывать профильность образовательных программ и направленность их отдельных разделов.

Информатизация образования создала отличную базу для перехода образования в цифровую эпоху, а современные процессы цифрового обучения, направленные на подготовку профессионала будущего, гарантирует выпускнику востребованность на цифровом рынке труда [1, С. 2]. Цифровые образовательные технологии призваны стать не только инструментом обучения, но и средой обучения, которая открывает новые возможности: «образование для всех», обучение в любое удобное время и место, непрерывность образования, возможность выстраивания индивидуальных образовательных траектории и т.д.

Учебный процесс в образовательной организации высшего образования - это сложная система, основанная на качественных и количественных подходах к уровню образования студентов. Применение цифрового обучения в общеобразовательной организации в современных условиях вариативности, дифференцированности и стандартизации образовательного процесса становится ключевым инструментом для поддержки учебного процесса в единстве целей, содержания, методов и форм.

Цифровые технологии, как область инноваций, подвержены быстрым темпам изменений. Это наблюдается и в разработке программного обеспечения, и в проникновении в различные сферы его применения. Возникая в ИТ - сфере, технологи распространяются и обеспечивают эффективность деятельности экономики, государственного управления, образования, здравоохранения и т.д. Выделяя систему образования, как институт, выполняющий важные социокультурные функции, являющийся значимым звеном в решении стратегических государственных задач развития страны в

краткосрочных и долгосрочных перспективах, современные отечественные исследователи и представители педагогической общественности пристальное внимание уделяют процессам цифровизации, происходящим в этом направлении. Цифровизация образования также представляет интерес доя многих зарубежных авторов.

Многие исследователи, такие как С.М. Авдеева, Г.И. Аксенова, И.Э. изучали аспекты использования цифровых технологий в вузах. Все это доказывает, то, что цифровые технологии в образовании способствуют обеспечению процесса формирования целостной системы образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных), атак же и индивидуального подхода к обучению каждого студента на уровне среднего общего образования.

Цифровизация меняет мир и внедряет в различные сферы деятельности человека все больше и больше инноваций, что с одной стоны, облегчает жизнь людей, но, с другой стороны, заставляет человека находится в постоянном развитии, совершенствовании своих компетенций, и более того, в овладении новыми видами деятельности в смежных отраслях экономики.

Кашина Е. А. пишет, что одновременно с развитием цифровой экономики изменились требования к умениям учащихся, поскольку необходимо не только читать, писать и считать, нужно уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию» [3, С. 15].

Учитывая вышесказанное, были предприняты меры, которые мы до недавнего времени называли информатизацией образования. Под этими мерами понимались социально-педагогические преобразования, путем оснащения образовательных учреждений информационными продуктами, средствами и технологиями.

Однако технологии меняются и развиваются настолько стремительно, что теперь человеку мало обладать информационной культурой, задача человека стала обладать нечто большим, а именно «цифровой культурой». В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г No 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительством РФ сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Основная цель данного федерального проекта состоит в модернизации системы образования в соответствии с нуждами и новыми веяниями цифровой экономики, необходимо «широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни».

Система образования должна обеспечить уверенный переход в цифровую эпоху, ориентированную на рост производительности, открытие нового, создание новых научных положений, что требует от человека не только владения информацией, но и умения с ней работать. Более того, эпоха цифрового образования предоставляет «обновляет» и дополняет традиционную форму обучения. У студентов появляется возможность не только выстраивать индивидуальную программу обучения, но и опробовать на практике цифровые формы, методы, технологии обучения.

Цифровые технологии входят в перечень инновационных образовательных технологий, которые получили свое развитие в последние десятилетия и их применение в значительной мере отличается от традиционных методик. Среди всего многообразия инновационных образовательных технологий можно выделить следующие виды: обучение в сотрудничестве; проектные технологии (метод проектов); тандем-метод; театральная технология; технология case-study; дистанционное обучение и компьютерные технологии обучения; игровые технологии обучения и др.

Следует отметить, что большинство исследователей, педагогов, которые посвящают свои научные работы вопросам применения инновационных технологий в обучении, сосредотачивает внимание на компьютерных технологиях, которые также называют «мультимейдиными инновациями», под которыми понимают «информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм, реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации», тогда как многие другие остаются вне поля зрения.

Главная цель используемых ресурсов преподавателем на занятии состоит в том, чтобы повысить уровень образовательного процесса. Сегодня ресурсы сети Интернет представляют собой наглядность, что позволяет ребенку впитывать больше информации. Благодаря образовательным ресурсам студенты могут самостоятельно изучать ту или иную тему, а также производить самопроверку.

Использование цифровых образовательных ресурсов представляет собой значимую часть системы преподавания преподавателя. При использовании ЦОР получается преподавателю достичь определенных целей, а именно: учебная информация студентам предоставляется в интересной и интерактивной форме; благодаря данным ресурсам можно осуществить проверку результатов; происходит автоматически информационно-методическое обеспечение.

Отметим, что цифровые образовательные ресурсы могут быть использованы преподавателем на любом этапе занятия, будь то введение нового материала или повторение того, что было изучено, закрепление пройденного материала и т.д.

Применяя цифровые образовательные ресурсы, преподаватель может: осуществлять проведение контроля за деятельностью студентов на занятии; сделать процесс обучения персонализированным; использовать образовательные ресурсы для того, чтобы решать те или иные учебные задачи; сделать деятельность студентов на занятии более разнообразной.

Использование образовательных ресурсов на занятии позволяет развивать широкий спектр навыков и компетенций. Во-первых, использование образовательных ресурсов способствует активизации участия студентов в учебном процессе. Студенты, работая с интерактивными учебными материалами или онлайн-платформами, становятся более заинтересованными и мотивированными к обучению. Студенты на занятиях учатся работать с образовательными ресурсами, которые позволяют сформировать у студентов интерес к учебному предмету [2].

Кроме того, использование образовательных ресурсов позволяет студентам развивать информационную грамотность. Они учатся оценивать, критически анализировать и применять информацию из различных источников. Это навык, который они могут применять не только в учебе, но ив повседневной жизни.

Образовательные ресурсы также способствуют развитию коммуникативных навыков. Взаимодействие студентов с различными медиа-материалами, использование форумов и чатов для общения с другими учащимися, а также работа в группах над проектами - все это развивает навыки эффективной коммуникации и сотрудничества. Ниже нам хотелось бы рассмотреть определенные методические правила при использовании ЦОР:

1. это средство, которое способствует решению задач фактического изменения качества образования, а также увеличения его эффективности;

2. успешно входят в учебный процесс с учетом педагогической рациональности, которая нуждается в оценке эффективности использования ЦОР в комбинации с разными педагогическими технологиями;

3. применение цифровых образовательных ресурсов базируется на том, что оно обращено к личности студента;

4. цифровые образовательные ресурсы дают возможность сформировать такие условия, которые будут идеальными для того, чтобы воспитать человека творческого, самостоятельного;

5. цифровые образовательные ресурсы на занятиях не заменяют преподавателя или учебник, а только дополняют [7, С. 296].

Отметим, что современные цифровые образовательные ресурсы должны: соответствовать содержанию того или иного учебника и учебному плану; ориентироваться на различные современные формы обучения студентов.

Более подробное рассмотрение видов инновационных технологий позволяет выделить преимущества каждого из них.

Как отмечают Н.Ю. Сипайлова и Л.В. Малентина, которые путем анкетирования устанавливали эффективность внедрения данной технологии обучения в учебный процесс, «внедряемая технология обучения обеспечивает повышение мотивации учения и с одной стороны, способствует совершенствованию профессиональной подготовки будущих специалистов в области техники и технологии - с другой» [6, С. 255].

Не менее интересная с точки зрения эффективности образовательного процесса является метод проектов, о котором еще в начале XX в. заявлял Дж. Дьюи [3, С. 3], который полагал, что мыслить - значит, решать проблемы. Отличием метода проектов от иных проблемных методов можно назвать то, что в результате поисковой, исследовательской или творческой деятельности студенты не только находят решение поставленной проблемы, но и разрабатывают реальный, практико-применимый продукт [5, С. 45].

Данный метод работы предполагает совершенствование лексикона и ораторской деятельности; тренирует умение аргументации, выдвижения контраргументов, поддержания дискуссии и др. Данный вид технологии крайне эффективен в обучении иностранным языкам, более того, он способствует формированию навыка самостоятельного ведения исследования в конкретной сфере, что в дальнейшем приводит к возможности реализовывать более сложные и трудоемкие исследования и проекты.

Говоря об организации цифрового обучения студентов необходимо уделить внимание условиям реализации обучения данного формата. Одной из актуальных проблем российского образования является недостаточные темпы распространения цифровизации. Значимость этой проблемы обострилась в период пандемии COVID-19, когда привычный для всех участников образовательных отношений офлайн формат экстренно сменился дистанционной формой коммуникации. На момент эпидемии не во всех российских вузах широко применялись цифровые инструменты и технологии, которые студенты активно используют в других сферах деятельности, несмотря на то, что их применение способствует персонализации обучения, повышению мотивации студентов, переходу деятельности педагогов на инновационные практики. Таким образом, мы с уверенность можем заявить, что пандемия стала ключевым фактором, способствующим развитию цифрового обучения в образовательных организациях.

При организации и реализации цифрового обучения студентов возможно использовать такие технологии цифрового обучения как кейс-технологии и сетевые технологии. Кейс-технологии, основываются на использовании наборов кейсовых текстов, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных занятий. Разработка кейс-метода или технологии case-study проходила в начале XX в. в Гарвардской бизнес-школе. В настоящее время ее применение предполагает прежде всего самостоятельность иноязычной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной профессиональной среде. Это гарантирует возможность соединения теоретических знаний и практических умений, необходимых для решения будущих профессиональных задач. Для этого разрабатываются ситуации профессиональной деятельности, в процессе разрешения которых студенты вынуждены актуализировать требуемый комплекс усвоенных знаний». Данная технология соотносится с принципом индивидуализации образовательного процесса, поскольку в ходе ее реализации учитываются различные особенности студентов (черты поведения, стиль мышления, уровень профессиональной подготовки и др.).

Технология case-study позволяет студентам развивать свое творческое начало, применяя свои знания по осваиваемой дисциплине на базе своих профессиональных знаний, а также способствует адаптации учащихся к реальным или потенциальным ситуациям.

На сегодняшний день существует огромное разнообразие методов и форм применения цифровых образовательных технологий, разработанных и применяемых как инновации в образовательных практиках. В этой связи к педагогу предъявляются требования по грамотному подбору традиционных и инновационных форм организации образовательного процесса, учитывающего уровень подготовленности учебной аудитории, индивидуальные возможности и образовательные потребности студентов в целях повышения их вовлеченности в построение образовательной и профессиональной траектории.

Выводы. В целом, использование образовательных ресурсов на занятии позволяет развивать различные компетенции, которые могут быть полезными для студентов не только в учебной среде, но и в их будущей профессиональной деятельности. Таким образом, мы можем сделать вывод, что цифровые технологии должны рассматриваться как один из обязательных инструментов образовательного процесса, востребованный в достижении доступного, качественного образования. Цифровые технологии изменили парадигму всей системы образования, становясь не только каналом, обеспечивающим доступ к знаниям, но и самодостаточной частью образовательной среды.

Литература:

1. Абросимов, А.Г. Информационно-образовательная среда учебного процесса в вузе / А.Г. Абросимов. - М.: Образование и информатика, 2004. -256 с.

2. Жигадло, В.Э. Значение открытых образовательных ресурсов при организации интерактивного обучения в современном университете / В.Э.Жигадло, М.А. Одинокая // Вопросы методики преподавания в вузе. - 2016. - №5 (19-1). -URL: https://cyberleninka.rU/article/n/znachenie-otkrytyh-obrazovatelnyh-resursov-pri-organizatsii-interaktivnogo-obucheniya-V" sovremennom-universitete (дата обращения: 10.12.2023)

3. Карачев, А.А. Современные подходы к проектному обучению в контексте педагогической философии Дж. Дьюи / А.А. Карачев, Р.Е. Каплин // Школа и производство. - 2008. - N 2. - С. 3-7

4. Кашина, Е.А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики: диссертация... канд. пед. наук: 13.00.02 / Кашина Елена Анатольевна Екатеринбург. - 1997. - 187 с.

5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: / [Е. С. Полат и др.]; под ред. Е.С. Полат. - 4-е изд., стер. - Москва: Академия, 2009. - 268 с.

6. Сипайлова, Н.Ю. Инновационная технология: обучение в сотрудничестве / Н.Ю. Сипайлова, Л.В. Малетина // Известия Томского политехнического университета. - 2006. -Т. 309, № 5. - С. 250-255

7. Шапиев, Д.С. Цифровые образовательные ресурсы в деятельности учителя / Д.С. Шапиев. // Молодой ученый. -2019. - № 16 (254). - С. 296-298. - URL: https://moluch.ru/archive/254/58204/ (дата обращения: 10.12.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.