Научная статья на тему 'РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА'

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учитель изобразительного искусства / цифровая компетентность / цифровые образовательные ресурсы / профессиональная деятельность / информационные технологии / цифровизация образования / fine arts teacher / digital competence / digital educational resources / professional activity / information technology / digitalization of education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербинкина Елена Васильевна

В настоящее время к числу актуальных относится проблема потребности общества в квалифицированных специалистах. Их отличает грамотное использование возможностей информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Ввиду происходящего в современном обществе процесса информатизации в системе образования требуется разработка новой модели. В ее основе лежит применение цифровых образовательных ресурсов. Их внедрение в профессиональную деятельность учителей изобразительного искусства относится к числу приоритетных направлений модернизации всего отечественного образования. Не является исключением и художественное образование. В процессе подготовки будущих учителей изобразительного искусства необходимо учитывать особенности цифровых образовательных ресурсов. Не подлежит сомнению перспективность их использования в условиях современного информационного общества. В статье рассмотрена классификация современных цифровых образовательных ресурсов. Также описываются их дидактические функции и положительные стороны использования при обучении бакалавров изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Щербинкина Елена Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Currently, the problem of society's need for qualified specialists is one of the most pressing. They are distinguished by the competent use of information technology capabilities in their professional activities. In view of the process of informatization taking place in modern society in the education system, the development of a new model is required. It is based on the use of digital educational resources. Their introduction into the professional activities of fine arts teachers is one of the priority areas for the modernization of all domestic education. Art education is no exception. In the process of training future fine arts teachers, it is necessary to take into account the features of digital educational resources. There is no doubt about the prospects of their use in the conditions of the modern information society. The article discusses the classification of modern digital educational resources. Their didactic functions and positive aspects of use in teaching bachelors of fine arts are also described.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Литература:

1. Васильева, A.A. К вопросу о цифровизации образовательной среды современного вуза / A.A. Васильева // Проблемы современного педагогического образования. -2020. -№ 69-1. -С. 114-117

2. Герасимова, А.Г. Формирование компонентов готовности будущих учителей изобразительного искусства к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности / А.Г. Герасимова, К.Н. Фадеева // Педагогика искусства. - 2014. - № 4. - С. 485-489

3. Гнатышина, В.В. Формирование цифровой культуры будущего педагога: монография / В.В. Гнатышина. -Челябинск: Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2019. -294 с.

4. Гэйбл, Э. Цифровая трансформация школьного образования. Международный опыт, тренды, глобальные рекомендации / Э. Гэйбл; Пер. с анг.; под науч. ред. П.А. Сергоманова. - Москва: НИУ ВШЭ, 2019. - 108 с.

5. Калыхматов, В.И. Профессиональное развитие педагога в условиях цифровизации образования: учеб-метод, пособие // В.И. Калыхматов. - Санкт-Петербург: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. - 135 с.

6. Катханова, Ю.Ф. Цифровая трансформация в художественном образовании: монография / Ю.Ф. Катханова. - Уфа: МЦИИ «Omega science», 2021. - 221 с.

7. Клейменова, В.В. Технология вариативного обучения студентов вуза в условиях цифровизации образовательной среды / В.В. Клейменова // Вестник Воронежского государственного университета. -2019. - № 2. - С. 32-34

8. Красильников, ИМ. Педагогический потенциал цифровых технологий и его реализация в художественном образовании / ИМ. Красильников // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - Т.1, №2 (59).- С. 95-104

9. Коломейцева, A.A. Многозадачность образовательного процесса в условиях цифровизации высшей школы / A.A. Коломейцева // Профессиональное образование в современном мире. - 2021. - Т. 11,№ 1,- С. 84-93

10. Коломейцева, A.A. Модернизация образовательной среды к вызовам цифровизации высшей школы / A.A. Коломейцева, P.P. Гасанова // Мир университетской науки: культура и образование. - 2020. - № 9,- С. 167-175

11. Паршина, Л.Г. Дидактический потенциал цифровых технологий в подготовке студентов педагогического вуза / Л.Г. Паршина, П.В. Замкин, П.Б. Буянова, Е.В. Щербинкина // Гуманитарные науки и образование. - 2022. - Т. 13, № 4(52). -С. 73-80

12. Пугач, В.А. Академический рисунок и цифровые технологии: Возможен ли союз? / В.А. Пугач // Мир университетской науки: культура, образование. - 2020. - № 9. - С. 119-126

13. Савлучинская, Н.В. Художественное образование в период цифровой глобализации / Н.В. Савлучинская, Е.С. Лыкова, Е.А. Морозкина // Современные наукоемкие технологии. - 2022. - № 11. - С. 193-197. - URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=39420 (дата обращения: 20.09.2023)

14. Салаватулина, Л.Р. Цифровая трансформация дидактического пространства профессиональной подготовки педагогов / Л.Р. Салаватулина, А.Н. Богачев // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2022. - № 1. - С. 208-220

15. Тютюнова, Ю.М. Художественное образование на современном этапе: проблемы цифровизации / Ю.М. Тютюнова // Проблемы современного образования. - 2021. - № 3. - С. 105-116

Педагогика

УДК 378:004(045)

старший преподаватель Щербинкина Елена Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация. В настоящее время к числу актуальных относится проблема потребности общества в квалифицированных специалистах. Их отличает грамотное использование возможностей информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Ввиду происходящего в современном обществе процесса информатизации в системе образования требуется разработка новой модели. В ее основе лежит применение цифровых образовательных ресурсов. Их внедрение в профессиональную деятельность учителей изобразительного искусства относится к числу приоритетных направлений модернизации всего отечественного образования. Не является исключением и художественное образование. В процессе подготовки будущих учителей изобразительного искусства необходимо учитывать особенности цифровых образовательных ресурсов. Не подлежит сомнению перспективность их использования в условиях современного информационного общества. В статье рассмотрена классификация современных цифровых образовательных ресурсов. Также описываются их дидактические функции и положительные стороны использования при обучении бакалавров изобразительного искусства.

Ключевые слова: учитель изобразительного искусства, цифровая компетентность, цифровые образовательные ресурсы, профессиональная деятельность, информационные технологии, цифровизация образования.

Annotation. Currently, the problem of society's need for qualified specialists is one of the most pressing. They are distinguished by the competent use of information technology capabilities in their professional activities. In view of the process of informatization taking place in modern society in the education system, the development of a new model is required. It is based on the use of digital educational resources. Their introduction into the professional activities of fine arts teachers is one of the priority areas for the modernization of all domestic education. Art education is no exception. In the process of training future fine arts teachers, it is necessary to take into account the features of digital educational resources. There is no doubt about the prospects of their use in the conditions of the modern information society. The article discusses the classification of modern digital educational resources. Their didactic functions and positive aspects of use in teaching bachelors of fine arts are also described.

Key words: fine arts teacher, digital competence, digital educational resources, professional activity, information technology, digitalization of education.

Статья выполнена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров (ФГБОУ ВО «Башкирский государственный педагогическийуниверситет имени М. Акмуллы» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический -университет имени М.Е. Евсевьева») по теме «Формирование готовности будущего учителя изобразительного искусства к профессиональной деятельности в школе

цифрового века»

Введение. В быстро меняющихся условиях современности к профессии учителя изобразительного искусства предъявляются новые требованиями, имеющие непосредственное отношение к более сложным и более широким компетенциям. В частности, в связи с популяризацией цифровых устройств учитель должен совершенствовать свою цифровую компетентность.

В образовательных программах ведущих российских вузов одним из неотъемлемых компонентов является освоение цифровых технологий будущими учителями изобразительного искусства. Указание на необходимость освоения обучающимися информационно-коммуникационных технологий дается в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (бакалавриата) по укрупненной группе 44.00.00 «Образование и педагогические науки», а также в профессиональных стандартах, регламентирующих обучение по программе бакалавриата по педагогическому направлению. Обеспечение овладения будущими учителями изобразительного искусства компетенциями, отвечающими за их информационно-коммуникационные навыки, происходит путем внедрения в учебный план информационно-коммуникативных модулей и дисциплин. Например: «Технологии цифрового образования», «Информационные технологии в профессиональной деятельности», «Цифровые образовательные ресурсы в учебной деятельности» и т.д.

Работы, посвященные изучению процесса применения в системе высшего образования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), в разные годы выпускали такие исследователи, как С. Авдеева, Я.А. Ваграменко, И.Н. Коваленко, Н.Е. Копытова и др. [1, 3, 6, 7]. В то же время следует констатировать, что в педагогической литературе вопросы роли цифровых образовательных ресурсов в профессиональной подготовке бакалавров изобразительного искусства до сих пор в достаточной степени не освещены.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время от учителя изобразительного искусства требуются готовность и способность осуществлять свою педагогическую деятельность в условиях будущего цифрового общества. Возникает вопрос, вызванный интенсивным развитием цифровых технологий: каким представляется образ современного учителя как субъекта педагогической деятельности? При ответе на него в научном сообществе единая позиция пока не сложилась. Вместе с тем очевидно, что у российских и зарубежных исследователей есть на этот счет схожее мнение.

В частности, европейский комитет по образованию разработал профиль цифровых компетенций учителя, в который вошли:

- расширение у обучающихся благодаря использованию цифровых инструментов их образовательных возможностей;

- активное внедрение цифровых технологий в профессиональную деятельность педагога;

- формирование у учителей профессиональных умений находить, создавать и использовать цифровые образовательные ресурсы в совместной с обучающимися деятельности;

- применение цифровых инструментов в образовательном процессе, в том числе с целью оценки достижений школьников;

- определение содержания деятельности учителя, направленной на формирование у школьников цифровой компетентности [8].

О трансформации под воздействием цифровизации процесса подготовки будущих учителей писали такие отечественные исследователи, как Е.А. Дьякова и Г.Г. Сечкарева [5]. Они выделяют ряд качеств, ожидаемых от бакалавра педагогического вуза, среди которых, как можно увидеть ниже, есть имеющие непосредственное отношение к цифровизации образования:

- способность адекватно оценивать свои возможности, умение с легкостью выстраивать образовательную и профессиональную траекторию;

- инициативность, ответственность, самостоятельность;

- обладание собственной гражданской позицией, ориентация на высокие духовно-нравственные ценности;

- умение решать проблемы, креативность, компетентность;

- стремление к постоянному самообразованию и саморазвитию, владение ИКТ и цифровыми технологиями;

- способность к партнерству, эффективному взаимодействию в процессе организации разных видов деятельности, коммуникабельность;

- мобильность, адаптированность к цифровому обществу и цифровому пространству;

- умение находить выход из любой сложной и неопределенной ситуации, конкурентоспособность.

По мнению Е.А. Дьяковой и Г.Г. Сечкаревой, в деятельности будущего учителя изобразительного искусства ЦОР должны стать эффективными инструментами, с помощью которых жизнь в профессии будет не затрудняться, а становиться гораздо легче; коммуникативные умения, в свою очередь, будут лишь развиваться, следовательно, работа учащихся будет более интенсивно активизироваться в совместной с учителем работе.

Для понимания того, как ЦОР влияют на педагогическую эффективность, прежде всего рассмотрим, что они собой представляют.

В традиционном смысле это материалы, которые берет на вооружение учитель, чтобы учебный процесс был организован на высоком уровне: модели, ролевые игры, видеофрагменты, фотографии, картографические данные, представленные в цифровой форме. Однако при их использовании должен быть соблюден ряд условий: согласованность с содержанием учебника, органичное включение в поурочное планирование, обязательное сопровождение соответствующими методическими рекомендациями.

В педагогической среде принято делить все ЦОР на простые и сложные.

К особенностям простых ЦОР относятся их целостность и неделимость в процессе использования на отдельные элементы, способные применяться самостоятельно, изолированно. Например, это иллюстрация в формате JPEG, документы в разных форматах (MS Office, PDF), видео- или аудиозапись, отдельный объект выполненного на определенной технологической платформе учебного курса. Простые ЦОР сегодня - неотъемлемая часть нашей жизни, ведь мы пользуемся ими уже достаточно долго.

В отличие от простых, в структуре сложных ЦОР вычленяются отдельные элементы, выполняющие функцию самостоятельных образовательных ресурсов. Это, например, тематический каталог, система тестирования, электронный учебный курс по какой-либо дисциплине (программе). В рамках данной статьи мы берем за основу именно сложные ЦОР, поскольку они сейчас наиболее востребованы и в школе, и в вузе.

Неоспорима важность включения ЦОР в процесс подготовки будущего учителя изобразительного искусства, поскольку благодаря их тщательному отбору и грамотному применению эффективность системы образования в высшем учебном заведении значительно повышается, что в конечном счете ведет к профессиональному самоопределению студентов. По авторитетному мнению В.А. Варданяна, А.П. Русяева, «профессиональное самоопределение - это длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, и он не завершается профессиональной подготовкой, а длится всю жизнь» [4].

На наш взгляд, первостепенная роль ЦОР состоит не столько в том, что с их помощью студенты аккумулируют знания, находя в их лице новые источники информации, а столько в том, что в ходе совместной с преподавателем деятельности у них формируются основы педагогической компетентности. К сожалению, во время обучения в вузе студенты еще в полной мере не осознают, каким образом в дальнейшем они будут применять полученные знания, умения и навыки в своей будущей деятельности в роли учителей. Между тем, если они будут понимать практическую значимость ЦОР, то их использование в формате видео- и аудио-конференций, просмотра проведения открытых уроков, самостоятельной разработки презентаций на семинарских занятиях будет способствовать повышению у студентов мотивации к обучению.

Благодаря применению ЦОР будущие учителя изобразительного искусства научатся в первую очередь самостоятельно добывать знания, что поможет им овладеть методами научного познания, позволит продуктивно осуществлять образовательную деятельность на базе сформированных осознанных знаний, которые будут использоваться ими оперативно и гибко. Эти же умения по поиску и переработке информации они в дальнейшем передадут своим ученикам.

Велика роль ЦОР в активизации работоспособности студентов в целом. При использовании подобных ресурсов создаются условия, способствующие формированию мотивации к актуализации знаний, умений и навыков, приобретенных студентами. Под чутким контролем преподавателя они применяют их, чтобы разрешить ту или иную непредсказуемую проблемную педагогическую ситуацию, требующую творческих идей, быстрой реакции и активного мышления.

Наряду с вышеперечисленными еще одним преимуществом использования ЦОР следует назвать то, чтобы они оперативно снабжают преподавателей и студентов актуальной информацией о происходящих в образовательном процессе нововведениях и прочих изменениях. Следует также отметить, что на базе ЦОР осуществляется бесперебойная и оперативная коммуникация преподавателей и студентов, благодаря чему повышается в целом эффективность образовательного процесса.

Исходя из вышесказанного, можно выделить ряд дидактических функций ЦОР при обучении бакалавров изобразительного искусства. В первую очередь здесь следует обозначить их ведущую роль в процессе формирования коммуникативных навыков. Кроме того, использование ЦОР будет в немалой степени способствовать формированию у студентов основ педагогической компетентности, повышению их мотивации к обучению благодаря пониманию такой характеристики ЦОР, как практико-ориентированность. Также с помощью цифровых образовательных ресурсов у будущих учителей изобразительного искусства формируются умения самостоятельно обучаться, развиваться, совершенствоваться и реализовывать себя как личность.

Однако не следует пренебрегать тем фактом, что между применением цифровых образовательных технологий и качественным образованием нельзя поставить знак равенства. Как и при включении в учебный процесс любого другого средства обучения, прежде чем внедрять ЦОР учителю необходимо должным образом подготовиться к занятиям.

Вместе с должным образом подобранными технологиями ЦОР делают обучение более качественным, вариативным, дифференцированным и индивидуализированным. В этой связи к преимуществам их использования относят следующие:

- с их помощью процесс получения знаний в школе становится более индивидуализированным и дифференцированным;

- благодаря включению их в учебный процесс у школьников повышается мотивация к обучению, также наблюдается рост активности на уроках;

- ЦОР погружают учащихся в усвоение нового материала, а в дальнейшем помогают выполнять тренировочные упражнения на практике;

- с помощью ЦОР, используемых в процессе обучения, расширяются источники получения знаний, кроме того, подача материала становится более наглядной за счет обращения к информационно-справочным системам, электронным учебникам и энциклопедиям, презентациям, которые отличаются от традиционных учебных пособий главным образом тем, что при их использовании задействованы практически неограниченные возможности кинестетического, визуального, аудиального каналов восприятия информации;

- в случае необходимости ЦОР позволяют вновь и вновь вернуться к пройденному материалу;

- благодаря ЦОР у учителя появляется возможность контролировать самостоятельную деятельность учащихся, обеспечивать обратную связь в рамках учебного занятия и во внеурочной деятельности.

Все вышеперечисленные положительные качества ЦОР способствуют повышению эффективности образовательного процесса в целом.

М.В. Антонова справедливо отмечает: «В XXI в. с развитием технологий формируется новая концепция образования, согласно которой учителю больше не нужно быть источником знаний, так как их можно получить из других информационных источников, поэтому основной задачей школы становится обучение детей навыкам поиска и использования информации, ее критического анализа» [2, С. 9]. Таким поистине неиссякаемым источником информации для будущих учителей изобразительного искусства могут стать цифровые образовательные ресурсы.

Выводы. Проведенное в рамках данной статьи исследование роли цифровых образовательных ресурсов в профессиональной подготовке бакалавров изобразительного искусства позволило нам сделать вывод о необходимости интеграции цифровых технологий в образовательный процесс педагогического вуза. Открытость, доступность знаний, сформированная у обучающихся цифровая компетентность способствуют переходу некоторых традиционных форм подачи учебного материала в цифровое пространство, тем самым придают профессиональным навыкам будущих учителей изобразительного искусства многоуровневый характер. В их деятельности ЦОР должны стать эффективными инструментами, с помощью которых жизнь в будущей профессии будет гораздо легче. Вместе с тем будет наблюдаться развитие коммуникативных умений, в связи с чем учитель будет не игнорировать работу учащихся, отстраняясь от нее, а интенсифицировать и активизировать их деятельность.

Литература:

1. Авдеева, С. Учебные материалы нового поколения в проекте ИСО / С. Авдеева // Народное образование. - 2007. -№9.-С. 187-194

2. Антонова, М.В. Формирование Soft skills у детей как условие их подготовки к осознанному выбору будущей профессии / М.В. Антонова // Гуманитарные науки и образование. - 2021. -№ 4. - С. 7-11

3. Ваграменко, Я.А. Информатика: образовательный аспект / Я.А. Ваграменко. - Москва: ИИО РАО, 2011. - 120 с.

4. Варданян, В.А. Сущность и структура готовности к профессиональному самоопределению подростков /

B.А. Варданян, А.П. Русяев // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/22PDMN519.pd

5. Дьякова, Е.А. Цифровизация образования как основа подготовки учителя XXI века: проблемы и решения / Е.А. Дьякова, Г.Г. Сечкаева // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. - 2019. - № 2. -

C. 24-35

6. Коваленко, И.Н. Создание электронной библиотеки учебных и методических материалов / И.Н. Коваленко // Информатика и образование. -2005. -№ 12. - С. 55-62

7. Копытова, И.Е. Разработка образовательной программы высшего образования на базе «1С: УНИВЕРСИТЕТ ПРОФ» / Н.Е. Копытова, Т.А. Черкасова // Гаудеамус. - 2019. - Т.18. - № 4(42). - С. 27-33

8. Redeker, К. European framework for the digital competence of Educators: DigCompEdu / K. Redeker. - Luxembourg: Joint Research Centre, European Union, 2017. - URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-andtechnical-research-reports/european-framework-digital-competence-educatorsdigcompedu.

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры программирования и инфокоммуникационных технологий Эльмурзаева Мадина Эмильхановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Высшая и прикладная математика» Батаева Мадина Тархоевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Грозненский государственный нефтяной технический университет имени академика М.Д. Миллионщикова» (г. Грозный); кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и истории социальной работы социального факультета Стофарандова Виктория Васильевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Дагестанский государственный университет» (г. Махачкала)

ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация. В статье рассматривается характеристика погружения будущих бакалавров в исследовательскую деятельность в соответствии с курсом обучения в рамках профиля подготовки. Определяются подходы к выполнению будущими бакалаврами различных исследовательских работ, и оценивается степень применимости данных научных работ к потенциальной профессиональной деятельности студентов. Определяется сущность электронной платформы, посвященной обучению будущих бакалавров подходам к исследовательской деятельности. Приводятся обязательные компоненты предлагаемой электронной платформы. Акцентируется внимание на наиболее востребованных электронных образовательных ресурсах для функционирования платформы. Приводятся перспективы для будущих бакалавров и университетов при реализации рассматриваемого электронного инструмента стимулирования научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: будущий бакалавр, научно-исследовательская деятельность, электронный образовательный ресурс, электронная платформа, практикум.

Annotation. The article discusses the characteristics of immersion of future bachelors in research activities in accordance with the course of study within the training profile. The approaches to the implementation of various research works by future bachelors are determined, and the degree of applicability of these scientific works to the potential professional activity of students is assessed. The essence of the electronic platform dedicated to teaching future bachelors approaches to research activities is determined. The mandatory components of the proposed electronic platform are given. Attention is focused on the most popular electronic educational resources for the functioning of the platform. The prospects for future bachelors and universities in the implementation of the considered electronic tool for stimulating research activities are given.

Key words: future bachelor, research activity, electronic educational resource, electronic platform, workshop.

Введение. Навыки по решению различных исследовательских задач в обязательном порядке предусмотрены всеми федеральными образовательными стандартами высшего образования по направлению бакалавриата. Ожидания федеральных ведомств от будущих бакалавров базируется на том, что такие студенты в процессе обучения должны уметь осуществлять не только исследовательскую деятельность, но также проводить различные эксперименты. Таким образом, будущий бакалавр должен научиться проводить исследуемую информацию через все стадии ее обработки и анализа [11].

Для педагога обозначенные ожидания означают необходимость разработки специальных подходов и приемов в целях достижения комплекса искомых компетенций.

Изложение основного материала статьи. В условиях современной цифровизации данная задача может решаться посредством электронных образовательных ресурсов, под которыми принято понимать комплекс электронных средств обучения, позволяющие освоить определенные знания или совершенствовать необходимые навыки. В тоже время цифровизация образования затрагивает педагогические действия, способствующие раскрытию научного потенциала будущих бакалавров. В частности, педагог, основоположник технического образования в России Соймонов М.Ф. определял необходимость создания условий доя студентов, которые способствовали бы разработке ими моделей изделий или устройств в целях последующего внедрения результатов подобных исследований в жизнь общества [9, С. 23]. Данный педагогический постулат соответствует целевому назначению исследований технического и педагогического характера.

Спирмен Ч.Э. рассматривал раскрытие научного потенциала студентов посредством развития G-факторов, отвечающих за общие врожденные способности к познанию, S-факторов, обозначающие специализированные способности отдельной личности [7, С. 93]. Педагог Скалкова Я. рассматривала привитие навыков к исследовательской деятельности посредством концепции познавательных закономерностей освоения более фундаментальных знаний [5, С. 294]. Таким образом, для педагога университета развитие научно-исследовательского потенциала будущих бакалавров представляет собой расширенную и системную задачу. Подходы педагогического характера к решению обозначенной проблемы предполагают, что цифровизация будет постепенно расширять возможности для увеличения потенциала будущих бакалавров научно-исследовательской направленности.

Совершенствование профессиональных компетенций будущих бакалавров сегодня представляется возможным не только при непосредственном участии педагога и его наставничестве. Современные технологии позволяют существенно расширить образовательные возможности, в том числе для будущих бакалавров [8, С. 34]. Период обучения будущих бакалавров в целом направлен на комплексную подготовку к более фундаментальной исследовательской деятельности в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.