Д. В. Хисамутдинова, Ф. Н. Шайхутдинова, В. В. Авилова
ВНЕДРЕНИЕ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ В РЕГИОН, КАК ФАКТОР
ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Ключевые слова: торговля, торговые сети. trade, retail networks
Данная статья посвящена исследованию внедрения и развития федеральных и иностранных торговых сетей в регионах России, в частности Республики Татарстан. В материале приведен анализ классификаций торговых сетей, выявлены источники финансирования развития торгового бизнеса в новых регионах, структурирована система возможных проблем и сложностей, с которыми сталкиваются торговые операторы при выходе на новый рынок. В заключение описаны элементы экономического эффекта, достигаемого в ходе внедрения торговых сетей в регион.
This article is devoted to the research of the introduction and the development of federal and foreign retail networks in the Russian regions, in particular in the Republic of Tatarstan. In this article the analysis of the retail networks classifications is represented, the financial sources of the trade business development in new regions are revealed, the system of problems and complexities, which trade operators meets in new market, is structured. In conclusion the elements of the economic effect, reached by the introduction of retail networks, are described
В настоящее время торговля является наиболее динамично развивающейся отраслью экономики Российской Федерации и ее регионов. Темп роста торговли в два раза превышает темп роста других секторов экономики. В 2008 году на долю торговли пришлось 18.1% валового внутреннего продукта Российской Федерации, оборот потребительского рынка России составил 13.9 трлн. руб., что на 13% больше показателя 2007 года.
В период трансформации социально-экономических отношений торговля проявляет наибольшую восприимчивость и высокий уровень адаптированности к современным условиям. Переход к рыночной экономике, появление большого количества организационно-правовых форм торговых предприятий, качественные изменения в конъюнктуре спроса, предпочтениях покупателей, требованиях потенциального потребителя явились стимулирующими факторами в организации торговли и развитии инфраструктуры потребительского рынка, обусловили потребность в новых подходах к организации торговых процессов, в формировании новой модели торговли.
Последние годы российская торговля все более приобретает черты, присущие отрасли в развитых странах. На сегодняшний день в России в полной мере присутствуют все основные элементы, составляющие торговлю, которые схематично обобщены в виде модели, представленной на рис. 1.
Согласно данной модели, из внешней среды от производителя товары поступают в торговую сеть, элементами которой являются отдельные торговые предприятия и торговая инфраструктура (логистические центры, склады, система производства продукции под собственной
маркой). Затем через оптовую торговлю товары реализуются в другие торговые предприятия, а через розничную торговлю - напрямую конечному потребителю.
Еще в конце XX столетия торговлю рассматривали как звено, соединяющее производство и потребление, и основной ее функцией было повышение эффективности в рамках данной связи. В настоящее время розничные торговые предприятия, объединенные в торговые сети, диктуют свою политику отдельным производителям продукции, сегментам рынка и отраслям промышленности.
Торговая сеть представляет собой систему неоднородных оптовых и розничных торговых предприятий и логистических элементов под общим централизованным управлением, не ограниченную территорией одного региона либо страны, и находящуюся в постоянном развитии.
Производитель (внешняя среда)
тО £ 1
Торговая сеть
Торговое предприятие Торговое предприятие Торговая инфраструктура
3 1 1 § £ & ^ 2 о т г § к у а к І О &
Торговое предприятие или сеть к ° £ б
Конечный потребитель
Рис. 1 - Модель взаимосвязи элементов сферы торговли
Главной особенностью торговых сетей является наличие торгового бренда - товарного знака предприятия, защищенного законом. Торговые сети характеризуются специализацией по видам реализуемой продукции, стандартизацией, в соответствии с которой все предприятия сети подчинены одной концепции развития, и сложными системами управления. В результате они могут обслуживать большой разобщенный потребительский рынок и поддерживать хорошо известное фирменное имя.
С точки зрения происхождения и возможности дальнейшего развития можно отметить пять основных типов торговых сетей [1]:
I. Национальные операторы.
1. Иностранные торговые сети, открытые в России напрямую материнскими компаниями, которые планируют общероссийскую экспансию.
2. Иностранные торговые сети, открытые в России на правах франчайзинга, которые также планируют общероссийскую экспансию.
3. Российские компании, планирующие экспансию во все регионы.
II. Локальные компании.
1. Компании, работающие в рамках одного города или одного региона и не планирующие экспансию в регионы России.
2. Компании, работающие в рамках одного или нескольких регионов, но не планирующие выход в столицы и в регионы России.
Кроме того возможна уровневая классификация торговых сетей:
- макроуровень - иностранные компании, вышедшие на российский рынок;
- мезоуровень - российские федеральные компании, проводящие региональную экспансию;
- микроуровень - российские региональные компании, стабильно развивающиеся на местном рынке вне зависимости от планов дальнейшего расширения за его пределы.
Сети являются закономерным этапом в развитии форм современного торгового бизнеса и при этом сами способствуют дальнейшему прогрессу рыночной инфраструктуры. Сетевые технологии обеспечивают устойчивую прибыль предпринимателям и являются основой экспансии международных сетей на потребительские рынки других стран, а национальных сетей - в регионы.
Развитие сетей связано с расширением инвестиционных возможностей, оптимизацией информационных, материальных и финансовых потоков, что позволяет не только структурировать внутрисистемные связи, но и достаточно быстро реагировать на изменения внешней среды и адаптироваться к ним, что определяет конкурентоспособность торговой сети.
Торговый оператор, проводя инвестиционную политику, должен исходить из стратегии развития, форм вложения инвестиционного капитала и, что немаловажно, источников финансирования расширения торговой сети и ее внедрения в регион.
Выделяют три вида источников финансирования развития торговых сетей в странах и регионах.
1. Собственные средства. При изыскании путей привлечения капитальных ресурсов, основное внимание уделяется самофинансированию торговых предприятий, за счет собственных финансовых средств - прибыли от основной и инвестиционной деятельности, средств от продажи акций, от реализации основных средств, учредительские взносы участников проекта и др.
2. Банковские кредиты. Привлечение финансовых ресурсов российских и иностранных кредитных организаций требует залога, это оказывается решающим фактором для многих сетевых компаний, у которых нет имущества, подходящего для этой цели, торговые помещения обычно не являются собственностью торгового оператора, а арендуются, а оборудование в залог не принимается банками. Кроме того, ввиду высоких процентных ставок небольшие компании не могут выдержать кредитную нагрузку. Как правило, только крупные торговые сети практикуют привлечение денежных средств кредитных организаций под развитие своего бизнеса.
3. Рынок ценных бумаг. Последние годы крупные торговые компании активно привлекают финансовые средства через фондовый рынок, что делает их финансовохозяйственную деятельность намного прозрачнее для инвесторов. В современных условиях развития рынка этот фактор приобретает все большее значение. По оценкам экспертов,
основными инвесторами в облигации торговых компаний, являются банки и управляющие компании, которые инвестируют преимущественно в «классические» направления торговли (продовольствие, бытовая техника, автомобили) [2]. Важным результатом облигационных займов, как варианта привлечения финансовых ресурсов, является формирование публичной кредитной истории, которая открывает перспективу новых выгодных заимствований. Опыт деятельности торговых операторов на рынке ценных бумаг показывает, что выпуск облигаций - знаковый шаг компании в подготовке к IPO (Initial Public Offering - первичное публичное размещение акций).
Вне зависимости от типа компании и источников финансирования ее развития, торговые операторы, проводящие экспансию на рынке нового региона, неизбежно сталкиваются с рядом проблем, подробный анализ которых позволяет сгруппировать их по степени значимости (рис. 2).
Рис. 2 - Основные блоки проблем инвесторов в отрасли торговли в процессе внедрения в новый регион
1. Нехватка качественных торговых площадей, связанная с дефицитом в регионах предложения торговой недвижимости, со сложностями, возникающими при поиске «успешных» с точки зрения развития бизнеса участков под застройку. Обычно инвесторы отдают предпочтение участкам, расположенным в центральной части города, на пересечении пешеходных и транспортных потоков, а также находящимся вблизи крупных жилых массивов. Но нередко оказывается, что самые перспективные в этом плане территории заняты ветхим жильем. Снос дома и расселение жильцов значительно увеличивает себестоимость площади в здании. Площади в основных торговых коридорах города, как правило, заняты местными торговыми компаниями или другими федеральными сетями. Путем решения
данной проблемы может быть выкуп помещений в собственность, либо аренда с повышенными арендными ставками.
2. Административные барьеры и несовершенство регионального торгового законодательства являются существенными при вхождении торговых операторов в регион. В каждом субъекте федерации существует свой порядок осуществления проектных работ строительства торговых площадей, получения разрешений и согласований. Наиболее широко распространено лимитирование импортных товаров и рекомендация закупки товаров у местных производителей, которые зачастую не могут обеспечить надлежащее качество продуктов и регулярность поставок. При открытии магазина торговая компания должна получить целый ряд разрешений и лицензий, что занимает длительный период времени (обычно от 8 до 11 месяцев) [3].
Недостаточно четко разработанная законодательная база не позволяет выстроить общий алгоритм легализации сети в регионе, и тем более унифицировать этот процесс. Система государственного регулирования внедрения торгового оператора в регион должна быть существенно упрощена. Административные барьеры, возникающие из-за взаимоне-понимания местных властей и торговых операторов, вынуждают последних практиковать нелегальные схемы ведения бизнеса.
3. Отсутствие квалифицированных кадров является определяющим фактором развития федеральной или иностранной сети. Основным требованием иностранных операторов является наличие международного опыта управления у топ-менеджеров сети в регионе. Кроме того, при отсутствии возможности привлечения персонала из головного офиса, увеличиваются затраты на обучение новых сотрудников, стажировку, повышение их квалификации и подготовку к необходимому уровню сервиса.
4. Немаловажной проблемой региональной экспансии торговых сетей является логистика. В современных условиях построение эффективной системы снабжения региональных магазинов и управления определяют успех региональной кампании в целом.
5. Одним из ключевых вопросов, с которым сталкиваются торговые операторы при экспансии на новый рынок, является конкуренция с местными торговыми операторами или другими федеральными сетями. Отсутствие детальных маркетинговых исследований приводит к ошибкам в определении соответствия региона запросам, потребностям и концепции торговой компании. Нехватка достоверных сведений об осуществлении аналогичных проектов в зоне непосредственных интересов торговой компании влечет за собой серьезный риск и сложность корректной оценки рентабельности будущего бизнеса в регионе. Непрозрачность региональных рынков недвижимости, отсутствие предложений от региональных торговых центров с полным пакетом необходимых документов (концепции, исследования рынка, бизнес-планов, обоснованных прогнозов по посещаемости и доходности) усложняет процесс внедрения в регион.
Перечисленные проблемы являются определяющими при оценке целесообразности проекта. Однако, при принятии торговым оператором инвестиционного решения, первостепенной задачей является определение степени инвестиционной привлекательности региона с точки зрения развития бизнеса, от уровня которой напрямую зависит осуществление экспансии крупных иностранных или федеральных торговых компаний.
В последние годы одним из наиболее привлекательных для инвестирования регионов Российской Федерации является Республика Татарстан. Этот факт подтверждается данными международных рейтинговых агентств:
- 81апёагё&Роогв повысило в 2008 г. долгосрочный кредитный рейтинг Татарстана до «ВВ» прогноз «позитивный»;
- Fitch присвоило в 2GGB г. долгосрочный рейтинг Республике Татарстан в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВВ -» - прогноз «стабильный».
Согласно результатам российского рейтингового агентства «Эксперт РА», по итогам 2007-2008гг. Республика Татарстан входит в десятку безусловных лидеров по инвестиционному климату среди российских регионов и занимает В место (в 2007 г. - 13 место). По уровню интегрального инвестиционного риска Республика Татарстан занимает четвертое место среди российских регионов и первое в Приволжском федеральном округе.
Для оценки привлекательности территории при осуществлении экспансии торговой сети имеет большое значение анализ присутствия в регионе основных крупных федеральных и иностранных торговых компаний. Так, среди регионов ПФО Республика Татарстан занимает первое место по наличию операторов торговли, функционирующих на российском рынке. Почти такую же наполненность крупными торговыми сетями демонстрирует только Нижегородская область (табл. 1).
Таблица 1 - Присутствие крупных иностранных и федеральных торговых сетей в регионах ПФО (ноябрь 2008 г.)
Наименование сети Республика Башкортостан Республика Марий Эл Республика Мордовия Республика Татарстан Удмуртская Республика Чувашская Республика Пермский край Кировская область Нижегородская область Оренбургская область Пензенская область Самарская область Саратовская область Ульяновская область
Metro Х Х Х Х Х Х Х Х Х
cash&carry
Real Х Х Х
Auchan Х Х
Ikea Х Х
Spar Х Х
Рамстор Х Х Х Х Х Х
OBI Х Х
X5 Retail Х Х Х Х Х Х Х
Group N.V.
Патэрсон Х Х Х Х Х
Копейка Х Х Х Х Х
Парк Хаус Х Х Х Х Х
Лента Х Х Х
Гроссмарт Х Х Х
- появлением новых торговых форматов, расширением ассортимента реализуемой продукции, повышением качества товаров и обслуживания;
- развитием финансовых структур и активизацией потребительского кредитования коммерческими банками;
- активизацией рынка труда, формированием «среднего класса», повышением благосостояния и уровня жизни населения.
На сегодняшний день в Республике Татарстан темпы роста отрасли торговли выше, чем в среднем по Российской Федерации. Последние семь лет темп роста оборота розничной торговли составляет в среднем 18.5% по республике, по России данный показатель равен в среднем 11.8%. На протяжении последних лет основной количественный показатель отрасли в республике - оборот розничной торговли - стабильно и активно увеличивается. По оперативным данным в 2008 г. он составил 369.3 млрд.руб., что в сопоставимых ценах на 19.9% больше чем в 2007 г. (рис. 3).
Рис. 3 - Динамика оборота и темп роста розничной торговли в Республике Татарстан
Данная ситуация благоприятна для торговых операторов, планирующих экспансию на рынок Татарстана, и, соответственно, для республики, так как развитие торговых сетей в регионе имеет важное значение на государственном уровне, для потребителей и производителей товаров. Внедрение торговых сетей влечет за собой активное развитие отрасли и имеет значительный общеэкономический эффект.
Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка и дает значительный экономический эффект для региона, как на уровне государства, так и для потребителей и производителей.
Повышение прозрачности торговых операций увеличивают налоговые поступления в федеральный и региональный бюджеты. Внедряются современные технологии автоматизации и управления бизнесом.
Растущая конкуренция и изобилие товарных предложений обязывают операторов рынка повышать качество торгового сервиса и находить новые инновационные формы работы с клиентами. Кроме того, приход крупных операторов создает новые рабочие места.
Одновременно с увеличением доли на рынке республики розничные сети увеличивают свое влияние и на производителей. Открытие магазинов крупных торговых операторов и проводимая ими политика в регионе способствует развитию производства и реализации через их сеть конкурентоспособных товаров, производимых в республике. С каждым годом на прилавках крупных торговых сетей, функционирующих в Татарстане, появляется все больший ассортимент местных товаров.
Для товаропроизводителей республики появляются возможности увеличения объемов реализации произведенной продукции, расширяется география сбыта, что способствует развитию конкуренции. Требования сетевых операторов по ценам, качеству, упаковке, условиям доставки и расчетов стимулируют производство конкурентоспособной продукции.
Российские розничные сети в условиях жесткой конкуренции на потребительском рынке стремятся приблизить уровень обслуживания к западноевропейским стандартам, расширяют торговый ассортимент, обеспечивая максимальный комфорт для покупателя, который мог бы приобрести все необходимые ему товары в одном месте.
Таким образом, приход крупных иностранных и российских торговых операторов на рынок республики является стимулирующим фактором в процессе модернизации торговли и дальнейшего развития региона в целом, и в частности, в аспекте инвестирования денежных средств в его экономику.
Литература
1. Исследование российских торговых сетей консалтингового агентства РосБизнесКонсалтинг. http://rating.rbc.ru
2. Розничная торговля и производство товаров широкого потребления: выигрышные стратегии в России. Исследование PricewaterhouseCoopers. - 2008
3. Ритейл сегодня и завтра. Исследование российского рынка розничной торговли. PriceWater-HouseCoopers. - 2007
4. Доклад по социально-экономическому положению Республики Татарстан за 2008 год. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан.
5. Татарстан - ваш деловой партнер: Справочник инвестора. Под ред. Когогина А.А. - 2008
6. Социально-экономическое положение России // Сборник Госкомстат - 2007.
7. Справочно-аналитические материалы к заседанию итоговой Коллегии «Об итогах работы Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан в 2007 году и задачах на 2008 год».
© Д. В. Хисамутдинова - асп. каф. экономики КГТУ; Ф. Н. Шайхутдинова - канд. хим. наук, доцент той же кафедры; В. В. Авилова - д-р экон. наук, проф. каф. экономики КГТУ.
E-mail: dhis@suvar.ru.