222 МНЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ
ции «Реализация Стратегии устойчивого развития города Ижевска: опыт и проблемы» / отв. ред. Т. П. Лагунова. Ижевск : Изд-во ОАО «Ижевская республиканская типография», 2005.
8. Мониторинг социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. [Электронный ресурс].
URL://http://www.minregion.ru/OpenFile.ashx/znachen_poka zlkvart.xls?AttachID=2483
9. Петроченко П. Ф., Лясников И. А. Экономика труда в промышленности. М.: Экономика. 1979.
УДК 339.37:338.516
ключевые слова: торговые сети, международные розничные сети, региональный рынок, устойчивое развитие, привлекательность региона
А. А. Евтюгина, Д. А. Карх
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛЬНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ НЛ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА1
Данная статья посвящена актуальной теме развития глобальных торговых сетей на региональном уровне. В статье анализируются современные тенденции розничного регионального рынка. Авторы считают, что глубокая интеграция международных сетей в регионах значительно усиливает конкуренцию среди сетевых операторов в торговой отрасли и создает определенный вызов российским сетям, требуя от них внедрения инновационных методов управления, автоматизации операционных процессов, расширения ассортимента, повышения качества обслуживания, снижения цен и т. д. Исследование и оценка представленных параметров поможет проверить, насколько интеграция международных сетей в регионах влияет на уровень и качество жизни в регионе, его инновационно-инвестиционную привлекательность и на способствующий социально-экономическому развитию имидж.
Сетевые формы организации экономики свойственны почти всем уровням хозяйственных систем, и их роль в развитии рыночных отношений вполне очевидна. Сетевые формы организации экономики приводят к эволюции современных экономических систем, новым возможностям получения доходов и требуют адекватных механизмов их использования в интересах общества и государства. Глобализация и информатизация бизнеса, формирование стратегических альянсов, сетей из компаний позволяют достичь и более высокой эффективности
1 Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ Урал № 09-02-83210 а/У «Оценка влияния глобальных торговых сетевых структур на экономику УрФО и прогноз их дальнейшего развития».
производства. Компании объединяются в сети для того, чтобы использовать специфические рыночные возможности, которые для отдельно взятых компаний не существуют. Сегодня сети охватывают различные сферы потребительского рынка: розничную и оптовую торговлю, производство товаров, оказание услуг и т. д.
Проникновение на рынок розничной торговли сетевых форм организации бизнеса на региональном уровне началось с появлением местных сетей, которые во многом определяли развитие розничной торговли. Эффективная деятельность сетевых структур местного уровня стала инструментом качественного развития регионального потребительского рынка и создала основу для заинтересованности более крупных структур (федерального и международного уровня) в инвестировании капитала.
Вся отечественная розничная торговля претерпевает значительные структурные изменения, на рынок проникает все больше иностранных игроков, федеральные структуры увеличивают свое присутствие на региональных рынках, растет доля товаров, продаваемых через сетевые предприятия. Потребительский рынок остается одним из самых быстроразвиваю-щихся сегментов региональной экономики. Его характеризует высокая предпринимательская и инвестиционная активность, положительная динамика развития социально-экономических показателей.
Западные ритейлеры активно инвестируют в российский рынок. За исходную точку их появления можно принять начало 2000-х гг., когда на столичный рынок вслед за IKEA (2000 г.), вошли Metro Cash & Carry, Spar (2001 г.), Auchan,
A.A. Евтюгина,Д.А. Карх 223
Douglas (2002 г.), Sephora, OBI, Marktkauf, Ville-roy and Bosch (2003 г.), Leroy Merlin, Zara, Monsoon Baby, Fauchon, Rewe (2004 г.), Real, Kingfisher, Kesko, Intersport (2005 г.). Активный интерес к российскому рынку объясним: в международном рейтинге инвестиционной привлекательности розничной торговли, установленном компанией AT Kearney, Россия в 2003— 2004 гг. занимала первую позицию среди стран с развивающейся экономикой. Это объясняется более высокими по сравнению с другими странами темпами роста потребительского рынка, его недостаточной насыщенностью, относительно низким уровнем конкуренции. В 2005— 2007 гг. Россия уступила первое место Индии, но разрыв между показателями двух стран был минимальный. А по оценкам Jones Lang Lasalle, одной из лидирующих компаний в области коммерческой недвижимости и консалтинга, Россия в 2007 являлась третьим самым крупным рынком для иностранных инвестиций в развитие розничной торговли.
IKEA и Metro Group, уже представленные на рынке страны, занимаются активным расширением в регионах. Вместе с развитием крупных операторов IKEA и OBI, размещаясь часто под одной крышей в торговых центрах «Mera», приходят небольшие магазины The Body Shop, Н&М, Marks& Spencer и др. В таблице 1 представлены крупнейшие глобальные операторы розничной торговли и хронология их появления на российском рынке.
В рамках сетевых форм организации хозяйственных систем проявляются дополнительные преимущества: эффект масштаба, сокращение издержек за счет централизованного управления, быстрое освоение новых рынков, расширение клиентской базы, возможность развития долгосрочных отношений с покупателем и дальнейшего продвижения, узнаваемость бренда, формирование стандартов, определяющих высокие барьеры входа на рынок и т. д. Очевидно, что глобальные и федеральные торговые сети увеличивают свою конкурентоспособность и прибыльность за счет данных преимуществ. Одновременно глобальные торговые сети значительно способствуют интеграции хозяйствующих субъектов в регионе. Рассмотрим влияние глобальных торговых сетей на развитие региональных участников рынка.
Нами разработана модель влияния глобальных торговых сетей на социально-экономическое развитие региона (рис. 1). Мы выделяем восемь групп участников: потребители, региональные органы власти, местные произво-
Таблица 1
Появление глобальных торговых сетей в России 2000-2008 гг.
Год Название сети
2000 IKEA
2001 Metro Cash 8с Carry, Spar
2002 Auchan, Douglas
2003 Sephora, OBI, Marktkauf, Vffleroy and Bosch
2004 Leroy Merlin, Zara, Monsoon Baby, Fauchon, Rewe
2005 Real, Kingfisher, Kesko, Intersport
2008 Mediamarkt
2009 Carrefour
дители, банковские и финансовые структуры, региональный рынок торговых услуг, региональный рынок труда, региональная инфраструктура и прочие участники. В результате взаимодействия глобальных торговых сетей с участниками регионального рынка возникает ряд эффектов.
Потребители имеют доступ к более высокому уровню торговых услуг: емкому ассортименту и качеству продукта, соответствующего мировым стандартам, к получению дополнительных услуг (покупка через Интернет, доставка, индивидуальная подборка товара), позволяющих экономить время на поиске и совершении покупки. В целом возникает более высокий уровень удовлетворенности покупателя, что оказывает положительное влияние на имидж и репутацию региона. Глобальные сети влияют на снижение цен за счет увеличения общего объема поставок (за счет экономии на эффекте масштаба) и возможности их регулирования через глобальные логистические сети, а также за счет усиления конкуренции в отрасли. Таким образом, торговые сети способствуют повышению уровня культуры торговли и качества обслуживания на региональном рынке торговых услуг, в результате чего повышается качество жизни и потребления населения территории.
Региональный бюджет получает дополнительные доходы от налоговых поступлений за счет роста торгового оборота, увеличения объемов местного производства, транспортной сферы и прочих участников (рекламные, консалтинговые службы и др.) и, соответственно, занятости в регионе.
Банковский и финансовый сектор выигрывает за счет увеличения объема трансакций, в т. ч. международных, за счет привлечения дополнительных кредитных средств, больших объемов страхования. Активная деятельность сетей привлекает в регион новых иностранных участников.
ц>
7ч О X
о 2
X
>
-о гп
0
1 >
ю о
к> ю А
X т
х х
ьа
о
«<
т X
Рис. 1. Модель влияния глобальных торговых сетей на социально-экономическое развитие региона
А. А. Евтюгина, Д. А. Карх 225
Таблица 2
Показатели оценки влияния глобальных сетей на социально-экономическое развитие региона
Качественные параметры оценки Количественные параметры
Потребители региона
Более высокий уровень торговых услуг Кол-во товарных единиц ассортимента МТС, кол-во дополнительных услуг, предоставляемых МТС (химчистка, покупка через Интернет, доставка, индивидуальная подборка товара и пр.), качество продукции / сравнение с российскими сетями
Более низкие цены Уровень цен МТС (срез по категориям товаров / сравнение с российскими сетями)
Стандарт жизни и потребления населения Время разового посещения МТС, частота посещений в месяц, объем покупок (% от дохода)
Региональный бюджет
Рост занятости Динамика занятости в секторе розничной торговли, общая численность сотрудников МТС
Дополнительные доходы регионального бюджета Налоговые поступления за счет торгового оборота и занятости в МТС
Региональный рынок труда
Новые рабочие места Количество рабочих мест МТС (абсолютное, в % ко всему объему рынка труда), текучесть кадров (по категориям сотрудников), средняя продолжительность «рабочего срока»
Социальная защищенность Размер зарплаты в МТС (средняя, по категориям сотрудников), затраты МТС на социальные программы для сотрудников (абсолютные, в % от прибыли, на одного сотрудника), льготы (в % от з/п), направления социальных программ, лояльность и удовлетворенность сотрудников МТС
Повышение квалификации за счет высоких стандартов обслуживания и международного корпоративного обучения Затраты МТС на обучение и повышение квалификации сотрудников (абсолютные, в % от прибыли, на одного сотрудника), кол-во программ, качество и «полезность» обучения, перспективы карьерного роста
Внедрение управленческих инновации Корпоративная культура МТС, модель менеджмента, автоматизация бизнес-процессов, кол-во управленческих нововведений в год
Региональный рынок торговых услуг
Изменение численности, состава и структуры предприятий торговли в регионе Динамика численности, состава и структуры региональных предприятий торговли и МСТ, % рынка, занимаемый глобальными сетями, оборот МТС, доход на 1 кв. м. площади МТС
Возрастание степени конкуренции Динамика численности, состава и структуры предприятий торговли, % рынка, занимаемый глобальными сетями
Изменение форм и методов торгового обслуживания, внедрение НТР Удовлетворенность потребителей качеством обслуживания, степень автоматизации торговли в МТС и в российских сетях
Повышение культуры торговли и качества обслуживания Социологические и маркетинговые исследования в управляющем офисе МТС, опрос среди покупателей сети
Инфраструктура и имидж региона
Торговые площади соответствующего уровня Объем торговых площадей, кол-во кв. м. на 1000 жителей
Транспортная инфраструктура Протяженность новых дорог, число линий общественного транспорта
Логистические центры распределения Кол-во логистических центров, динамика их строительства
Привлекательность региона Рейтинги привлекательности региона, экспертные мнения
Банковский и финансовый сектор
Объем трансакций, в т.ч. международных % иностранных компаний (торговых сетей) в клиентской базе
Привлечение дополнительных кредитных средств Объем внешнеторговых операций, осуществляемых МТС
Большие объемы страхования Объем страхования, задействованного МТС
Привлечение в регион иностранных банков Появление иностранных банков в регионе за 2000-2010 гг.
Местные производители
226 МНЕНИЯ И СУЖДЕНИЯ
Окончание табл. 2
Качественные параметры оценки Количественные параметры
Увеличение объемов производства потребительских товаров Объем производимых товаров для розничной торговли, объем производимых для МТС (международных торговых сетей) товаров, % собственных торговых марок сетей от объема производимых для МТС товаров
Создание собственных торговых марок, определяющее более высокие стандарты качества продукции Используемые МТС стандарты ISO (отличие от российских сетей)
Развитие региональной инфраструктуры: в связи с тем, что один из основных факторов, сдерживающих развитие торговли в России, — это недостаток торговых площадей соответствующего уровня, глобальные ритейлеры, как правило, разворачивают активное строительство торговых объектов. Более того, развивается транспортная инфраструктура, возникают крупные логистические центры, возрастает привлекательность региона.
Сети способствуют увеличению объемов производства потребительских товаров местными производителями, а создание собственных торговых марок определяет более высокие стандарты качества их продукции. Причем в идеальном варианте (при соблюдении всех требуемых стандартов) объемы выпуска их продукции могут существенно превышать местный спрос, глобальная система поставок торговых сетей облегчает для ее участников выход на новые, в т. ч. зарубежные рынки, существенно снижая издержки на их освоение за счет отлаженной логистической цепочки и опыта работы в данной сфере.
Качественные изменения происходят на региональном рынке труда: появляются новые рабочие места, снижается социальная напряженность и обеспечивается социальная защищенность сотрудников, происходит повышение квалификационного уровня сотрудников за счет высоких стандартов обслуживания, международного корпоративного обучения, внедрения управленческих инноваций, что, в свою очередь, приводит к наличию соответствующих образовательных учреждений и центров профподготовки.
Необходимо также выделить наличие прочих участников: это поставщики торгового оборудования, рекламные, кадровые и консалтинговые агентства, провайдеры информационного обеспечения и др.
Естественно, кроме положительных эффектов на развитие региональных участников рынка, можно обнаружить и сдерживающие воздействия, но о них речь пойдет в наших дальнейших работах.
Для того чтобы оценить влияние торговых сетей, необходимо выработать показатели, динамику которых мы сможем проследить. Предложенные нами показатели приведены в табл. 2. Мы разделяем их согласно группам региональных участников рынка: потребители, производители, банки, и т. д. Для оценки используются качественные и количественные параметры, применяются маркетинговые и социологические методы исследования, анализируются статистические данные за период 2000— 2010 гг. Очевидно, что проследить непосредственное воздействие международных торговых сетей (МТС) на каждый фактор развития региональной торговли достаточно сложно. Вместе с тем изучение количественных показателей, характеризующих сами факторы, тенденции и динамику их развития, является необходимым дополнением для решения задачи нашего исследования
В последние пять лет ситуация в сфере розничной торговли России продолжает улучшаться, и даже несмотря на кризис, отрасль является одной из наиболее быстро развивающихся в российской экономике. Происходят существенные структурные изменения, активно развиваются старые и появляются новые форматы торговли. Сетевые предприятия торговли и магазины современных форматов захватывают все большую долю потребительского регионального рынка, в том числе в УрФО. Конкуренция в данной отрасли в настоящее время очень высока, поэтому любой серьезный сбой в инфраструктуре предприятия (торговом оборудовании, каналах связи, качестве обслуживания и т. д.) может обернуться немалыми убытками компании и уменьшением лояльности со стороны потребителя.
Наша рабочая гипотеза состоит в том, что появление глобальных торговых операторов в регионе способствует социально-экономическому развитию всего региона, так как их приход в регион значительно усиливает конкуренцию среди участников отрасли и создает определенный вызов региональным участникам, требуя от них внедрения инновационных методов уп-
равления, автоматизации операционных процессов, расширения ассортимента повышения качества продукции и сервисного обслуживания, снижения цен и т. д. Проведение дальнейшего исследования и апробация выделенных нами показателей оценки поможет проверить, насколько интеграция международных сетей в экономику региона влияет на уровень и качество жизни в регионе, его инновационно-инвестиционную привлекательность и способствующий социально-экономическому развитию имидж.
Список литературы
1. Важенина И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде // Маркетинг в России и за рубежом. 2006. № 6.
2. Качество жизни и экономическая безопасность России / под ред. В. А, Черешнева, А. И. Татаркина. Екатеринбург: Институт экономики РАН, 2009.1184 с.
A. A. Evtyugina, D. A. Karkh 227
3. Комплексная методика диагностики экономической безопасности территориальных образований Российской Федерации : вторая редакция, ч. 1. Методические положения диагностики экономической безопасности территорий регионального уровня / А. И. Татаркин, А. А. Куклин, А. Л. Мызин, А. В. Калина и др. Екатеринбург: УрО РАН 2001. 71 с.
4. Радаев В. В. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007.
5. Регион в социально-экономическом пространстве России. Анализ, динамика, механизм управления / Е. Г. Анимица, Н. И. Блусь, Е. Б. Дворядкина, Н.В . Новикова, В. А. Сухих и др. Пермь: Перм. гос. ун-т, 2008. 378 с.
6. Экономическая безопасность региона. Единство теории, методологии исследования и практики / Татаркин А. И., Куклин А. А. и др. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1997. 240 с.
U.D.C. 339.37:338.516
keywords: international trade networks, retail chains, regional market appeal, sustainable development
A. A. Evtyugina, D. A. Karkh
IMPACT OF GLOBAL RETAILERS ON REGIONAL MARKET PARTICIPANTS1
The given article is focused on a topical subject of global trade networks and the current trends of their development on a regional retail market. The authors believe that deep integration of international networks in the regions significantly increases the competition among network operators in the trade sector and creates a certain challenge for Russian retailers, and require introduction of innovative management techniques, automation of operational processes, expansion of assortment, better service, lower prices, etc. Research and assessment of the parameters given in the article help verifying an effect of international networks on the development process of regional market participants.
Economic institutions of network format play a significant role in the market development process at every level. Networks and chains lead to evolution of modern economic systems, open new income resources, and require adequate mechanisms of their
1 The paper is completed within the framework of the research project "Evaluation of global trade networks impact on the economy of the Urals and prognosis of their regional development" supported by Russian Humanitarian Science Foundation (Urals) (09-02-83210 a/U).
usage to be social and state friendly. Globalization and informatization in business, build up of strategic alliances, networks of companies bring to higher productivity. Companies build networks to use specific market opportunities which are unavailable for single companies. Today chains exist in different spheres of consumer market: retail and wholesale trade, goods and services production, etc.
Local chains were the pioneers of the network form of business on a regional market and they determined the development of regional retail trade to a great extent.
Effectiveness of retail chains on a local level stimulated consumer market quality growth and became a tool for attracting federal and international trading structures to invest their capital.
National retail market undergoes significant structural changes, more international players integrate in the market, federal operators expand to the regions, sales volume of network companies grows. Consumer market remains the most fast-developing segment of regional economics. Its characteristics are high entrepreneurial and investment activity, positive dynamics of social and economic parameters.