УДК 339.37:338.516 ББК Е27 65.5+65.049(2 Рос)
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ И РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКОВ*
A.A. Евтюгина, Д.А. Карх
В рамках исследования влияния торговых сетей на социально-экономическое развитие региона авторами была разработана модель взаимодействия глобальных торговых сетей и региональных рынков. Выделяются несколько рынков: потребительский рынок, рынок местных производителей, банковский и финансовый рынок, региональный рынок торговых услуг, региональный рынок труда, рынок прочих услуг. В статье описаны эффекты, возникающие в результате взаимодействия глобальных торговых сетей с участниками регионального рынка. Авторами определено три «силовых поля» взаимодействия: поле спроса, поле предложения, поле результативности.
Ключевые слова: торговые сети, международные розничные сети, региональный рынок, устойчивое развитие, привлекательность региона.
Исследование влияния торговых сетей на социально-экономическое развитие региона было начато с осмысления теоретических основ развития глобальных торговых сетей и интернационализации торговли в России и регионах. Авторы проанализировали различные теории интернационализации предпринимательских структур, представили эволюцию концепций потенциала интернационализации, различные подходы к анализу сетевых структур. Многие подходы строятся на том, что сети сравниваются с инструментами координации и управления рынком и иерархией. Развитие данных теоретических подходов к анализу сетевых форм в условиях глобализации произошло на базе объединения существовавших ранее подходов как объективная реакция на изменение среды. По мнению авторов, в современных условиях необходим именно такой целостный подход, фокусирующий внимание на динамике всей системы, где объектом может выступать любая социальная система, созданная по принципу сети [3, 6].
Следующий этап - изучение мирового опыта становления глобальных сетей - позволил нам определить особенности эволюции данного процесса в России, проанализировать стратегии и мотивы экспансии глобальных торговых сетей в условиях обострения конкуренции на отраслевых рынках, концентрации торговли и процессов глобализации. Особое внимание было уделено аспекту межкультурного взаимодействия при работе на глобальном уровне, особенности которого необходимо учитывать как при развитии международных сетей в регионах, так и при интернационализации российских операторов.
Текущий этап исследования представляет собой разработку методологических основ оценки влияния торговых структур на экономику региона.
Предпосылки и факторы развития торговых сетей в регионе, а также обобщение научных подходов к оценке влияния торговых структур на региональную экономику имеют практическую значимость в связи с активной экспансией глобальных торговых операторов в регионы России, а также новым законодательством в торговой сфере РФ.
Российское законодательство в области розничной торговли долго не имело единого документа, который бы регулировал торговлю и потребительский рынок. Помимо закона о защите прав потребителей и указа президента о свободной торговле 1992 г., эту сферу регулировали еще около шестисот подзаконных актов. Отсутствие четко выраженной и закрепленной в законодательном акте позиции государства, определяющей пределы своего вмешательства в хозяйственную деятельность участников рынка, порождало многочисленные проблемы. В частности, малый бизнес беспокоит вытеснение их с рынка крупными торговыми сетями, ритейлеров волнует, что их не пускают в регионы, а местные производители не знают, как взаимодействие с торговыми сетями сделать эффективным. Авторы проанализировали российское законодательство в области торговли, в т. ч. вступивший в силу с 1 февраля 2010 г. новый ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Среди основных положительных черт нового закона можно отметить следующее:
- даны определения основных понятий торговой деятельности;
- определены четыре метода государственного контроля (требования к организации деятельности, антимонопольное регулирование, информационное обеспечение, государственный и муниципальный контроль);
* Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ Урал № 09-02-83210 аУУ «Оценка влияния глобальных торговых сетевых структур на экономику УрФО и прогноз их дальнейшего развития».
- будет контролироваться установление предельно допустимых розничных цен на отдельные социально значимые продовольственные товары.
Сетевые формы организации экономики свойственны почти всем уровням хозяйственных систем, и их роль в развитии рыночных отношений вполне очевидна. Сетевые формы организации экономики приводят к эволюции современных экономических систем, новым возможностям получения доходов и требуют адекватных механизмов их использования в интересах общества и государства. Глобализация и информатизация бизнеса, формирование стратегических альянсов, сетей из компаний, - позволяют достичь и более высокой эффективности производства. Компании объединяются в сети для того, чтобы использовать специфические рыночные возможности, которые для отдельно взятых компаний не существуют. Сегодня сети охватывают различные сферы потребительского рынка: розничную и оптовую торговлю, производство товаров, оказание услуг и т. д.
Проникновение на рынок розничной торговли сетевых форм организации бизнеса на региональном уровне началось с появлением местных сетей, которые во многом определяли развитие розничной торговли. Эффективная деятельность сетевых структур местного уровня стала инструментом качественного развития регионального потребительского рынка и создала основу для заинтересованности более крупных структур (федерального и международного уровня) в инвестировании капитала [1, 4].
Вся отечественная розничная торговля претерпевает значительные структурные изменения, на рынок проникает все больше иностранных игроков, федеральные структуры увеличивают свое присутствие на региональных рынках, растет доля товаров, продаваемых через сетевые предприятия. Потребительский рынок остается одним их самых быстроразвивающихся сегментов региональной экономики. Его характеризует высокая предпринимательская и инвестиционная активность, положительная динамика развития социально-экономических показателей.
В рамках сетевых форм организации хозяйственных систем проявляются дополнительные преимущества: эффект масштаба, сокращение издержек за счет централизованного управления, быстрое освоение новых рынков, расширение клиентской базы, возможность развития долгосрочных отношений с покупателем, дальнейшего продвижения и узнаваемости бренда, формирование стандартов, определяющих высокие барьеры входа на рынок и т. д. Очевидно, что глобальные и федеральные торговые сети увеличивают свою конкурентоспособность и прибыльность за счет данных преимуществ. Одновременно глобальные торговые сети значительно способствуют интеграции хозяйствующих субъектов в регионе. Рассмотрим влия-
ние глобальных торговых сетей на развитие региональных участников рынка.
Нами была разработана модель взаимодействия глобальных торговых сетей и региональных рынков (рис. 1). Мы выделяем несколько рынков: потребительский рынок, рынок местных производителей, банковский и финансовый рынок, региональный рынок торговых услуг, региональный рынок труда, рынок прочих услуг. Региональный бюджет, а также инфраструктура и имидж региона непосредственно участвуют в схеме взаимодействия и являются носителями интегрального эффекта. В результате взаимодействия глобальных торговых сетей с участниками регионального рынка возникают следующие эффекты.
Потребители имеют доступ к более высокому уровню торговых услуг: емкому ассортименту и качеству продукта, соответствующего мировым стандартам, к получению дополнительных услуг (покупка через Интернет, доставка, индивидуальная подборка товара), позволяющих экономить время поиска и совершения покупки. В целом возникает более высокий уровень удовлетворенности покупателя, что оказывает положительное влияние на имидж и репутацию региона. Глобальные сети влияют на снижение цен за счет увеличения общего объема поставок (за счет экономии на эффекте масштаба) и возможности их регулирования через глобальные логистические сети, а также усиления конкуренции в отрасли. Таким образом, торговые сети способствуют повышению уровня культуры торговли и качества обслуживания на региональном рынке торговых услуг, в результате чего повышается качество жизни и потребления населения территории.
Банковский и финансовый рынок выигрывает за счет увеличения объема трансакций, в т. ч. международных, привлечения дополнительных кредитных средств, больших объемов страхования. Активная деятельность сетей привлекает в регион новых иностранных участников.
Сети способствуют увеличение объемов производства потребительских товаров и торгового оборудования местными производителями, а создание собственных торговых марок определяет более высокие стандарты качества их продукции. Причем в идеальном варианте (при соблюдении всех требуемых стандартов) объемы выпуска их продукции могут существенно превышать местный спрос, глобальная система поставок торговых сетей облегчает для ее участников выход на новые, в т.ч. зарубежные рынки, существенно снижая издержки на их освоение за счет отлаженной логистической цепочки и опыта работы в данной сфере.
Качественные изменения происходят на региональном рынке труда: появляются новые рабочие места, снижается социальная напряженность и обеспечивается социальная защищенность сотрудников, происходит повышение квалификационного уровня сотрудников за счет высоких стандартов
Управление инвестициями и инновационной деятельностью
обслуживания, международного корпоративного обучения, внедрения управленческих инноваций, что в свою очередь, приводит к наличию соответствующих образовательных учреждений и центров профподготовки.
Необходимо также выделить наличие рынка прочих услуг\ это рекламные, кадровые и консалтинговые агентства, провайдеры информационного обеспечения и пр.
Региональный бюджет получает дополнительные доходы от налоговых поступлений за счет роста торгового оборота, увеличения объемов местного производства, транспортной сферы и прочих участников (рекламные, консалтинговые службы и др.) и соответственно занятости в регионе.
Региональная инфраструктура и имидж региона улучшаются. В связи с тем, что один из основных факторов, сдерживающих развитие торговли в России, - это недостаток торговых площадей соответствующего уровня, глобальные ритейлеры, как правило, разворачивают активное строительство торговых объектов. Более того, развивается транспортная инфраструктура, возникают крупные логистические центры, и, как следствие, возрастает общая привлекательность региона.
Все региональные рынки и участники региональных рынков находятся в постоянном взаимодействии друг с другом (рис. 2).
Мы выделяем три «силовых поля» взаимодействия: поле спроса, поле предложения, поле результативности. Взаимодействие в «поле спроса» (рис. 3) предполагает развитие отношений между потребительским рынком, рынком труда и рынком прочих услуг региона. Повышение занятости за счет создания рабочих мест как для самой торговли, так и для сферы прочих услуг региона приводит к увеличению покупательной способности населения, и, следовательно, к развитию потребительского рынка региона [2, 5].
«Поле предложения» (рис. 4) включает рынок банковских и финансовых услуг, рынок местных производителей и торговые предприятия региона. Одна из цепочек взаимосвязи выглядит так: рынок банковских услуг «предлагает» финансовые средства для развития производства в регионе, рынок местных производителей обеспечивает товарами рынок торговых услуг, а они в свою очередь увеличивают предложение на региональном рынке торговых услуг.
«Поле результативности» как достижение оптимального баланса во взаимодействии «поля спроса» и «поля предложения» (рис. 5) выражается в росте доходов регионального бюджета и повышении привлекательности региона.
Естественно, кроме положительных эффектов на развитие региональных участников рынка мож-
Ь:н1кимс.кий ✓
ф/чкшсоиы.л рыпик
международных •привлечение дополнительных кредитных средств
•большие объемы страхования
• привлечение в регион и ностран ных 6а нкое
I ¡ОфГ'Ь/1 1С:ЛЫ.К-> рынок
• оолее высокии уровень торговых услуг: широкии ассортимент, высокое качество продукта, дополнительные услуги (химчистка, покупка через интернет, доставка, индивидуальная подборка товара)
• более низкие цены за счет увеличения общего предложения, конкуренции в отрасли, экономии на эффекте масштаба
•повышение стандарта жизни и потребления населен ия территории ^
Рынок местых
•уВ0ЛИЧ©НИ6 ооъемов производства потребительских товаров
* создание собственных торговых марок сетами
* высокие стандарты качества продукции
* поставщики торгового ^гоборудования
Рг| /ЧЖсШЫНЫ-'* бюджет
* ДОПОЛНИ 1 еЗ ¡ЬНь18 ДОХОДЫ о иЮД/г
от налоговых поступлений за счет: ■ роста торгового оборота
► роста занятости
► роста оборота местных производителей
► оборота др,участников рынка
Г
Региональны.'! рынок тру/м !
£____________;___________,__________
* новые рабочие места
* социальная защи щенность
* повышение квалификации за счет высоких стандартов'обслуживания и ‘международного корпоративного обучения
•внедрение, управленческих инновации
[яоОпльиие юргош.к» сег,'
/мфрас! рук тура
* РЧ^ДЖ рСГ^ОНс)
•торговые площади соответствующего уровня •транспортная инфраструктура
• логистические, центры распределения ■привлекательность региона
•----------------- р* - - —
Р1М ^ОПАЛЬНЫ/* рынок юртиых
•изменение численности, состава и структуры предприятий торговли в регионе
• рост степень конкуренции
• изменение.формы и методы торгового обслуживания, внедрение НТР
• повышение культуры торговли и качества обслуживания
Рынок прочих услуг
• рекламные, кадровые и консалти нговые агентства •провайдеры информационного обеспечения
и пр.
Рис. 1. Модель взаимодействия глобальных торговых сетей и региональных рынков
ІлІМКиІИ^/.' /■ ф'НіїНІ иміііі' рЫМПК
ІЧЧ ■'(ІІІПІІІ.ІІІ.І.-|1І>ІІІ0К ІРуД.'і
[ ІОТІ'ПО.'ЧІІІІМ !</!✓
І’ІІІІЮІ'. Ч»'Г 11 )■■■><
Реї ✓ОНоЛИНЫ-' РІ.ІІІОК ІОрІ 11ІІІІІХ уі.луї
Рынок М|ЧЧ./-Х уі ЛУГ
Рис. 2. Взаимодействие между участниками регионального рынка
: ПоіреЬительский
Рис. 3. Взаимодействие участников в «поле спроса»
Банкокск^ ✓ і ф^нлнг.оный V,____рынок_______)
Рынок честных иро^зиоді-'іелей
—...............
Рем .'пнальный рынок ТОРГООЫХ ______услуг
Рис. 4. Взаимодействие участников в «поле предложения»
Р(ч .-юиалы1ы.'' 1 І /ифііАїлрукіурі’і |
(іКІЛЖКІ И ИЧ/ДЖ регіоні! J
Рис. 5. «Поле результативности»
но обнаружить и сдерживающие воздействия, но о них речь пойдет в наших дальнейших работах.
Процессы активной интеграции торговых сетей на региональных рынках, а также влияние глобальных торговых сетевых структур на социально-экономическое развитие региона свидетельствует о новом этапе развития включенности региона в международное экономическое пространство. Взаимодействие отечественных и иностранных торго-
вых структур на уровне региона оказывает влияние на развитие организованных форм торговли, систему конкуренции и повышение качественных стандартов, что в свою очередь воздействует и на другие социально-экономические сферы. Актуальность проблемы для данной отрасли знаний определяется в первую очередь тем, что сфера розничной торговли является одним из наиболее быстро развивающихся секторов российской экономики.
Управление инвестициями и инновационной деятельностью
онную привлекательность и способствующий социально-экономическому развитию имидж.
Литература
1. Важенина, И. С. Имидж и репутация территории как основа продвижения в конкурентной среде / И. С. Важенина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 6.
2. Качество жизни и экономическая безопасность России / под ред. В.А. Черешнева, А.И. Та-таркина. - Екатеринбург: Институт экономики РАН, 2009 - 1184 с.
3. Комплексная методика диагностики экономической безопасности территориальных образований Российской Федерации (вторая редакция) Часть I. Методические положения диагностики экономической безопасности территорий регионального уровня: препринт / А.И. Татаркин, A.A. Куклин, A.J1. Мызин и др. — Екатеринбург: УрО РАН 2001. - 71 с.
4. Радаев, В.В. Захват российских территорий: новая конкурентная ситуация в розничной торговле / В.В. Радаев. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007.
5. Регион в социально-экономическом пространстве России: анализ, динамика, механизм управления: монография / Е.Г. Анимица, Н.И Блусь, Е.Б. Дворядкина и др. - Пермь: Перм. гос. ун-т, 2008. - 378 с.
6. Третъяк, O.A. Маркетинг: новые ориентиры модели управления / O.A. Третьяк. - М.: ИНФРА-М. 2009.
Поступила в редакцию 11 февраля 2010 г.
Евтюгина Анна Алексеевна. Ассистент Уральского государственного педагогического университета, аспирант очной формы обучения, Институт экономики Уральского отделения Российской академии наук, г. Екатеринбург. Область научных интересов - развитие торговых сетей в регионах, международные розничные сети, межкультурная коммуникация в экономике. Контактный телефон (8-909) 017-29-90. E-mail: [email protected]
Evtyugina Anna Alekseevna is assistant of Ural State Pedagogical University, fulltime post-graduate student of Institute of Economics of Ural Branch of Russian Academy of Sciences, Ekaterinburg. Research interests: development of trade networks in regions, international retail networks, intercultural economy communication. Tel.: (8-909) 017-29-90. E-mail: [email protected]
Карх Дмитрий Андреевич. Кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и экономики торговли, декан заочного факультета Уральского государственного экономического университета, г. Екатеринбург. Область научных интересов - торговля, розничная торговля, рынок услуг. Контактный телефон (8-343) 257-02-08, 251-96-75. E-mail: [email protected]
Karkh Dmitriy Andreevich is Cand.Sc. (Economics), Associate Professor of Commerce and Trade Economy Department, Dean of extramural faculty of Ural State Economic University, Ekaterinburg. Research interests: trade, retail trade, service market. Tel: (8-343) 257-02-08, 251-96-75. E-mail: [email protected]
Для того, чтобы оценить влияние торговых сетей, необходимо выработать показатели, динамику которых мы сможем проследить. Мы предлагаем некоторые показатели, которые разделяем согласно группам региональных рынков: потребители, производители, банки, и т. д. Для оценки используются качественные и количественные параметры, применяются маркетинговые и социологические методы исследования, анализируются статистические данные за период 2000-2010 гг. Очевидно, что проследить непосредственное воздействие международных торговых сетей на каждый фактор развития региональной торговли достаточно сложно. Вместе с тем, изучение количественных показателей, характеризующих сами факторы, тенденции и динамику их развития, является необходимым дополнением для решения задачи нашего исследования.
Мы полагаем, что появление глобальных торговых операторов в регионе способствует социально-экономическому развитию всего региона, так как их приход в регион значительно усиливает конкуренцию среди участников отрасли и создает определенный вызов региональным участникам, требуя от них внедрения инновационных методов управления, автоматизации операционных процессов, расширения ассортимента, повышения качества продукции и сервисного обслуживания, снижения цен и т. д. Дальнейшие исследования и апробация выделенных нами показателей оценки поможет выявить, насколько интеграция международных сетей в экономику региона влияет на уровень и качество жизни в регионе, его инновационно-инвестици-