ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
УДК 339.37
Д. В. Хисамутдинова, Ф. Н. Шайхутдинова, В. В. Авилова
ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Ключевые слова: торговля, торговые сети, инвестиции, инвестиционные риски
Проведен анализ розничной торговли Республики Татарстан, инвестиционному климату и другим факторам, оказывающим влияние на интеграцию крупных иностранных и федеральных торговых сетей в республику.
This article is devoted to the research of the retail sector in the Republic of Tatarstan, investment climate and other factors, influencing on the large foreign and federal retailers integration.
В последние пять лет в экономическом развитии Республики Татарстан сформировалась положительная тенденция: стабильно на 7-8% в год увеличивается валовой региональный продукт, инвестиции в основной капитал увеличиваются в среднем на 11,7%, реальные денежные доходы населения - на 13,2%, растут и другие макроэкономические показатели [1].
Рост доходов, влечет за собой увеличение платежеспособного спроса. По уровню покупательской способности населения Республика Татарстан занимает 4 место в Российской Федерации (после Москвы, Санкт-Петербурга и Тюменской области). Как следствие, высокими темпами увеличивается объем розничного товарооборота.
Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, в 2007г. объем оборота розничной торговли в республике составил 275,1 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 20,9% больше, чем в 2006 г. (рис. 1).
За последние семь лет темп роста оборота розничной торговли в республике составляет в среднем 17,8% в год [1].
На увеличение розничного товарооборота в республике оказывают влияние следующие факторы:
- активизация рынка труда, рост доходов и повышение благосостояния и уровня жизни населения, формирование «среднего класса»;
- появление новых торговых форматов, расширение ассортимента реализуемой продукции, повышение качества товаров и обслуживания;
- восстановление доверия финансовым структурам и активизация потребительского кредитования коммерческими банками.
Помимо роста объема товарооборота, эти факторы определяют также изменение его структуры. В 2007г. соотношение продовольственной и непродовольственной группы товаров составило соответственно 46,9% и 53,1% (рис. 2).
В республике сохраняется тенденция дальнейшего сокращения неорганизованной и спонтанной торговли. В структуре формирования оборота розничной торговли в Татарстане в 2007г. удельный вес реализации товаров на продуктовых, вещевых и смешанных рынках составил 8,3% от общего товарооборота, в 2000 г. этот показатель составлял 38% [2, 3].______
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
I I Оборот розничной торговли в РТ • Индекс физического объема оборота розничной торговли в РТ
Рис. 1 - Динамика оборота розничной торговли Республики Татарстан
Рис. 2 - Динамика структуры товарооборота Республики Татарстан
Уменьшение доли неорганизованной торговли в товарообороте вызвано насыщением магазинов разнообразным ассортиментом товаров высокого качества с широким диапазоном цен, появлением современных форматов, открытием крупных супер- и гипермаркетов, торговых комплексов с развлекательной или офисной частью, укрупнением и концентрацией розничных сетей.
По итогам 2007г. обеспеченность торговыми площадями в республике на 1000 жителей составила 535 кв.м.; по г. Казани - 813 м2., что осталось на уровне 2006г. (рис. 3) [2, 3].
Активный рост объема торговых площадей в республике и Казани в последние годы связан с открытием крупных торговых и торгово-развлекательных центров, интеграцией иностранных и российских сетей. Начиная с 2002г. в Казани открыли магазины иностранные торговые компании: ООО «Рамэнка» (Турция), «ИКЕА» (Швеция), «Метро Кеш Энд Керри» (Германия). Развивают сети крупные российские операторы: «Перекресток», «Магнит», «Гроссмарт», «Патэрсон», «Эльдорадо», «М.Видео», ТД «Детский мир».
В 2005 г. в связи с празднованием 1000-летия в Казани произошел бум строительства торговых центров. Были открыты крупные объекты торговли - ТРК «Мега», ТРК «Тан-
дем», третья очередь ТЦ «ГУМ». В 2006г. в столице республики начали работу ГТРК «Корстон», ТРЦ «Кольцо», ТОЦ «Сувар-Плаза», ТРК «Парк Хаус». В 2007г. открыт торгово-развлекательный комплекс «Детский мир», в 2008г. - очередной торговый центр «Бэ-хетле».
0
800 кв.м
600 400 200
317
464
388
650
458
776
494
811
535
813
2003
2004
2005
2006
2007
□ Торговые площади Республики Татарстан, на 1000 человек
□ Торговые площади г.Казань, на 1000 человек
Рис. 3 - Обеспеченность торговыми площадями в Республике Татарстан на 1000 жителей
Розничный рынок Татарстана является привлекательным для внешних инвесторов, как и Республика Татарстан в целом. Она представляет собой один из самых инвестиционно-привлекательных российских субъектов, что подтверждено высокими оценками международных и российских рейтинговых агентств.
В 2007г. агентство Moody's Investor's Service оставило рейтинг Татарстана по заимствованиям в иностранной валюте на уровне «Ва1» прогноз «стабильный», Stan-dard&Poor's повысило долгосрочный кредитный рейтинг республики до «ВВ-» прогноз «позитивный», Fitch присвоило долгосрочный рейтинг в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВ+» прогноз «стабильный». Согласно результатам рейтинга российского агентства «Эксперт РА», в 2007г. среди всех регионов России Татарстан занял 13 место. По инвестиционному потенциалу республике присвоили 10 место, по инвестиционному риску - 7 место (в 2006 г. - 9 место) [4].
В сфере торговли в Республике Татарстан потенциального инвестора привлекают высокая рентабельность торгового бизнеса, значительная емкость потребительского рынка, развитая инфраструктура, присутствие крупных иностранных и федеральных торговых сетей, благоприятный климат для инвестиций в торговлю за счет «снижения чиновничьих барьеров». Однако, помимо позитивных моментов, инвесторы всегда рассматривают потенциальный проект с точки зрения инвестиционных рисков.
Анализ инвестиционных рисков показывает, что особое значение для крупных российских торговых операторов, проводящих экспансию своих торговых сетей в новые регионы, а также иностранных ритейлеров, развивающих свои сети в России, имеют следующие риски:
- политические, вызванные возможностью значительных изменений в политической сфере страны. К ним относятся: уровень политической стабильности; возможность политических потрясений; прочность государственных институтов; степень государственного вмешательства в экономику; административные ограничения торговой и инвестиционной деятельности; бюрократические проволочки; внешнеэкономическая политика го-
сударства; отношение федеральных и региональных властей к формированию рыночной экономики;
- законодательные, связанные с факторами неопределенности законодательной базы. Среди них - степень благоприятности федерального и регионального торгового и инвестиционного законодательства; противоречивость, неполнота, незавершенность, неадекватность законодательно-правовой базы; отсутствие законодательных гарантий; уровень развития договорных отношений между бизнес-партнерами; несовместимость федерального и регионального законодательства;
- экономические, основанные на экономических характеристиках и показателях региона. Это состояние экономики в целом, проводимая на всех уровнях государственная экономическая, бюджетная, финансовая, инвестиционная, инновационная, налоговая политика; состояние и эффективность функционирования финансово-инвестиционной структуры; государственное регулирование экономики; регулирование цен; возможность национализации и экспроприации собственности; неконтролируемая инфляция; валютный риск; кредитный риск; уровень развития производства качественной продукции; уровень логистической инфраструктуры; уровень реальных доходов населения. Так как инвестиционная деятельность осуществляется в экономической сфере, то она в наибольшей степени подвержена экономическому риску;
- социальные риски, включающие следующие показатели: уровень образования и квалификации кадров, отношение населения к рыночным преобразованиям и новшествам; степень дифференциации доходов населения, социальная напряженность в обществе, забастовки, демографическая ситуация в регионе и стране в целом;
- технологические, определяющие уровень научно-технического прогресса в регионе, в том числе качество оборудования, уровень автоматизации торговых процессов. Эти риски имеют место в силу того, что часть оборудования и оснащения торговых предприятий ритейлеров закупается на местном рынке;
- экологические, связанные с тем, что, часть продовольственного ассортимента производится местными компаниями на территории данного региона. Среди них имеют значение загрязненность окружающей среды, радиационная обстановка, экологические катастрофы, международные, федеральные и региональные экологические программы, действующие на территории.
- криминальные, характеризующие уровень криминальной обстановки региона или страны в целом. Сюда относятся - наличие организованной преступности, рэкета, в том числе и государственного; коррумпированность государственных чиновников; наличие «теневой» экономики, «черного нала», хищение имущества; обман со стороны финансово-инвестиционных и хозяйственных партнеров; недобросовестная криминальная конкуренция и т.д.;
- отраслевые риски, связанные с обострением конкуренции в отрасли в регионе, где развивается сеть, как за счет активного развития национальных компаний, так и за счет экспансии иностранных торговых сетей. Кроме того, к риску, характерному для данной отрасли относится риск ограниченных возможностей дальнейшего расширения деятельности сети в связи с отсутствием торговых площадей необходимого формата и качества или их высокой стоимостью.
Минимизация инвестиционных рисков и улучшение условий развития торговых операторов в Татарстане является важной задачей для республики, в силу значительного мультипликативного эффекта от внедрения сетей на развитие торговли в регионе.
Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка и дает значительный экономический эффект для региона, как на уровне государства, так и для потребителей и производителей.
Повышение прозрачности торговых операций и выход товарооборота из тени увеличивают налоговые поступления в федеральный и региональный бюджеты. Внедряются современные технологии автоматизации и управления.
Растущая конкуренция и изобилие товарных предложений обязывают операторов рынка повышать качество торгового сервиса и находить новые, инновационные формы работы с клиентами. Кроме того, приход крупных операторов создает дополнительные рабочие места.
Одновременно с увеличением своей доли на рынке республики розничные сети увеличивают свое влияние и на производителей. Кроме того, открытие магазинов крупных торговых операторов и проводимая ими политика в регионе способствует развитию производства и реализации через их сеть конкурентоспособных товаров, производимых в республике. С каждым годом на прилавках крупных торговых сетей, функционирующих в Татарстане, появляется все больший ассортимент товаров местных производителей. Это продукция алкогольной, молочной, мясной, хлебобулочной, бакалейной, кондитерской промышленности, плодоовощной консервации, а также продукция непродовольственной сферы.
Для местных товаропроизводителей появляются возможности увеличения объемов реализации произведенной продукции, расширяется география сбыта, что способствует развитию конкуренции. Требования сетевых операторов по ценам, качеству, упаковке, условиям доставки и расчетов стимулируют производство конкурентоспособной продукции.
Таким образом, анализ современного состояния и тенденций развития розничного рынка Республики Татарстан, показывает, что приход крупных иностранных и российских торговых операторов на рынок республики является стимулирующим фактором в процессе модернизации торговли, и дальнейшего развития экономики региона в целом.
Литература
1. Комплексный информационно-аналитический доклад «Социально-экономическое положение
Республики Татарстан» за январь-декабрь 2007г.
(http://www.tatstat.ru/public/ElectronLibrary/Forms/AllItems.aspx)
2. Справочно-аналитические материалы к заседанию итоговой коллегии «Об итогах работы Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан в 2006 году и задачах на 2007 год». - 72 с.
3. Информационно-справочные материалы «Об итогах работы Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан в 2007 году» - 66 с.
4. «Татарстан - ваш деловой партнер». Справочник инвестора - 2007г. Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан. - 81 с.
© Д. В. Хисамутдинова - асп. каф. экономики КГТУ; Ф. Н. Шайхутдинова - канд. хим. наук, доц. той же кафедры; В. В. Авилова - д-р эконом. наук, проф., зав. каф. экономики КГТУ.