Научная статья на тему 'Основные тенденции розничной торговли в республике Татарстан'

Основные тенденции розничной торговли в республике Татарстан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
569
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / ТОРГОВЫЕ СЕТИ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хисамутдинова Д. В., Шайхутдинова Ф. Н., Авилова В. В.

Проведен анализ розничной торговли Республики Татарстан, инвести-ционному климату и другим факторам, оказывающим влияние на интеграцию крупных иностранных и федеральных торговых сетей в республику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the research of the retail sector in the Republic of Tatarstan, investment climate and other factors, influencing on the large foreign and federal retailers integration.

Текст научной работы на тему «Основные тенденции розничной торговли в республике Татарстан»

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ

УДК 339.37

Д. В. Хисамутдинова, Ф. Н. Шайхутдинова, В. В. Авилова

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

Ключевые слова: торговля, торговые сети, инвестиции, инвестиционные риски

Проведен анализ розничной торговли Республики Татарстан, инвестиционному климату и другим факторам, оказывающим влияние на интеграцию крупных иностранных и федеральных торговых сетей в республику.

This article is devoted to the research of the retail sector in the Republic of Tatarstan, investment climate and other factors, influencing on the large foreign and federal retailers integration.

В последние пять лет в экономическом развитии Республики Татарстан сформировалась положительная тенденция: стабильно на 7-8% в год увеличивается валовой региональный продукт, инвестиции в основной капитал увеличиваются в среднем на 11,7%, реальные денежные доходы населения - на 13,2%, растут и другие макроэкономические показатели [1].

Рост доходов, влечет за собой увеличение платежеспособного спроса. По уровню покупательской способности населения Республика Татарстан занимает 4 место в Российской Федерации (после Москвы, Санкт-Петербурга и Тюменской области). Как следствие, высокими темпами увеличивается объем розничного товарооборота.

Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Татарстан, в 2007г. объем оборота розничной торговли в республике составил 275,1 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 20,9% больше, чем в 2006 г. (рис. 1).

За последние семь лет темп роста оборота розничной торговли в республике составляет в среднем 17,8% в год [1].

На увеличение розничного товарооборота в республике оказывают влияние следующие факторы:

- активизация рынка труда, рост доходов и повышение благосостояния и уровня жизни населения, формирование «среднего класса»;

- появление новых торговых форматов, расширение ассортимента реализуемой продукции, повышение качества товаров и обслуживания;

- восстановление доверия финансовым структурам и активизация потребительского кредитования коммерческими банками.

Помимо роста объема товарооборота, эти факторы определяют также изменение его структуры. В 2007г. соотношение продовольственной и непродовольственной группы товаров составило соответственно 46,9% и 53,1% (рис. 2).

В республике сохраняется тенденция дальнейшего сокращения неорганизованной и спонтанной торговли. В структуре формирования оборота розничной торговли в Татарстане в 2007г. удельный вес реализации товаров на продуктовых, вещевых и смешанных рынках составил 8,3% от общего товарооборота, в 2000 г. этот показатель составлял 38% [2, 3].______

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

I I Оборот розничной торговли в РТ • Индекс физического объема оборота розничной торговли в РТ

Рис. 1 - Динамика оборота розничной торговли Республики Татарстан

Рис. 2 - Динамика структуры товарооборота Республики Татарстан

Уменьшение доли неорганизованной торговли в товарообороте вызвано насыщением магазинов разнообразным ассортиментом товаров высокого качества с широким диапазоном цен, появлением современных форматов, открытием крупных супер- и гипермаркетов, торговых комплексов с развлекательной или офисной частью, укрупнением и концентрацией розничных сетей.

По итогам 2007г. обеспеченность торговыми площадями в республике на 1000 жителей составила 535 кв.м.; по г. Казани - 813 м2., что осталось на уровне 2006г. (рис. 3) [2, 3].

Активный рост объема торговых площадей в республике и Казани в последние годы связан с открытием крупных торговых и торгово-развлекательных центров, интеграцией иностранных и российских сетей. Начиная с 2002г. в Казани открыли магазины иностранные торговые компании: ООО «Рамэнка» (Турция), «ИКЕА» (Швеция), «Метро Кеш Энд Керри» (Германия). Развивают сети крупные российские операторы: «Перекресток», «Магнит», «Гроссмарт», «Патэрсон», «Эльдорадо», «М.Видео», ТД «Детский мир».

В 2005 г. в связи с празднованием 1000-летия в Казани произошел бум строительства торговых центров. Были открыты крупные объекты торговли - ТРК «Мега», ТРК «Тан-

дем», третья очередь ТЦ «ГУМ». В 2006г. в столице республики начали работу ГТРК «Корстон», ТРЦ «Кольцо», ТОЦ «Сувар-Плаза», ТРК «Парк Хаус». В 2007г. открыт торгово-развлекательный комплекс «Детский мир», в 2008г. - очередной торговый центр «Бэ-хетле».

0

800 кв.м

600 400 200

317

464

388

650

458

776

494

811

535

813

2003

2004

2005

2006

2007

□ Торговые площади Республики Татарстан, на 1000 человек

□ Торговые площади г.Казань, на 1000 человек

Рис. 3 - Обеспеченность торговыми площадями в Республике Татарстан на 1000 жителей

Розничный рынок Татарстана является привлекательным для внешних инвесторов, как и Республика Татарстан в целом. Она представляет собой один из самых инвестиционно-привлекательных российских субъектов, что подтверждено высокими оценками международных и российских рейтинговых агентств.

В 2007г. агентство Moody's Investor's Service оставило рейтинг Татарстана по заимствованиям в иностранной валюте на уровне «Ва1» прогноз «стабильный», Stan-dard&Poor's повысило долгосрочный кредитный рейтинг республики до «ВВ-» прогноз «позитивный», Fitch присвоило долгосрочный рейтинг в иностранной и национальной валюте на уровне «ВВ+» прогноз «стабильный». Согласно результатам рейтинга российского агентства «Эксперт РА», в 2007г. среди всех регионов России Татарстан занял 13 место. По инвестиционному потенциалу республике присвоили 10 место, по инвестиционному риску - 7 место (в 2006 г. - 9 место) [4].

В сфере торговли в Республике Татарстан потенциального инвестора привлекают высокая рентабельность торгового бизнеса, значительная емкость потребительского рынка, развитая инфраструктура, присутствие крупных иностранных и федеральных торговых сетей, благоприятный климат для инвестиций в торговлю за счет «снижения чиновничьих барьеров». Однако, помимо позитивных моментов, инвесторы всегда рассматривают потенциальный проект с точки зрения инвестиционных рисков.

Анализ инвестиционных рисков показывает, что особое значение для крупных российских торговых операторов, проводящих экспансию своих торговых сетей в новые регионы, а также иностранных ритейлеров, развивающих свои сети в России, имеют следующие риски:

- политические, вызванные возможностью значительных изменений в политической сфере страны. К ним относятся: уровень политической стабильности; возможность политических потрясений; прочность государственных институтов; степень государственного вмешательства в экономику; административные ограничения торговой и инвестиционной деятельности; бюрократические проволочки; внешнеэкономическая политика го-

сударства; отношение федеральных и региональных властей к формированию рыночной экономики;

- законодательные, связанные с факторами неопределенности законодательной базы. Среди них - степень благоприятности федерального и регионального торгового и инвестиционного законодательства; противоречивость, неполнота, незавершенность, неадекватность законодательно-правовой базы; отсутствие законодательных гарантий; уровень развития договорных отношений между бизнес-партнерами; несовместимость федерального и регионального законодательства;

- экономические, основанные на экономических характеристиках и показателях региона. Это состояние экономики в целом, проводимая на всех уровнях государственная экономическая, бюджетная, финансовая, инвестиционная, инновационная, налоговая политика; состояние и эффективность функционирования финансово-инвестиционной структуры; государственное регулирование экономики; регулирование цен; возможность национализации и экспроприации собственности; неконтролируемая инфляция; валютный риск; кредитный риск; уровень развития производства качественной продукции; уровень логистической инфраструктуры; уровень реальных доходов населения. Так как инвестиционная деятельность осуществляется в экономической сфере, то она в наибольшей степени подвержена экономическому риску;

- социальные риски, включающие следующие показатели: уровень образования и квалификации кадров, отношение населения к рыночным преобразованиям и новшествам; степень дифференциации доходов населения, социальная напряженность в обществе, забастовки, демографическая ситуация в регионе и стране в целом;

- технологические, определяющие уровень научно-технического прогресса в регионе, в том числе качество оборудования, уровень автоматизации торговых процессов. Эти риски имеют место в силу того, что часть оборудования и оснащения торговых предприятий ритейлеров закупается на местном рынке;

- экологические, связанные с тем, что, часть продовольственного ассортимента производится местными компаниями на территории данного региона. Среди них имеют значение загрязненность окружающей среды, радиационная обстановка, экологические катастрофы, международные, федеральные и региональные экологические программы, действующие на территории.

- криминальные, характеризующие уровень криминальной обстановки региона или страны в целом. Сюда относятся - наличие организованной преступности, рэкета, в том числе и государственного; коррумпированность государственных чиновников; наличие «теневой» экономики, «черного нала», хищение имущества; обман со стороны финансово-инвестиционных и хозяйственных партнеров; недобросовестная криминальная конкуренция и т.д.;

- отраслевые риски, связанные с обострением конкуренции в отрасли в регионе, где развивается сеть, как за счет активного развития национальных компаний, так и за счет экспансии иностранных торговых сетей. Кроме того, к риску, характерному для данной отрасли относится риск ограниченных возможностей дальнейшего расширения деятельности сети в связи с отсутствием торговых площадей необходимого формата и качества или их высокой стоимостью.

Минимизация инвестиционных рисков и улучшение условий развития торговых операторов в Татарстане является важной задачей для республики, в силу значительного мультипликативного эффекта от внедрения сетей на развитие торговли в регионе.

Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка и дает значительный экономический эффект для региона, как на уровне государства, так и для потребителей и производителей.

Повышение прозрачности торговых операций и выход товарооборота из тени увеличивают налоговые поступления в федеральный и региональный бюджеты. Внедряются современные технологии автоматизации и управления.

Растущая конкуренция и изобилие товарных предложений обязывают операторов рынка повышать качество торгового сервиса и находить новые, инновационные формы работы с клиентами. Кроме того, приход крупных операторов создает дополнительные рабочие места.

Одновременно с увеличением своей доли на рынке республики розничные сети увеличивают свое влияние и на производителей. Кроме того, открытие магазинов крупных торговых операторов и проводимая ими политика в регионе способствует развитию производства и реализации через их сеть конкурентоспособных товаров, производимых в республике. С каждым годом на прилавках крупных торговых сетей, функционирующих в Татарстане, появляется все больший ассортимент товаров местных производителей. Это продукция алкогольной, молочной, мясной, хлебобулочной, бакалейной, кондитерской промышленности, плодоовощной консервации, а также продукция непродовольственной сферы.

Для местных товаропроизводителей появляются возможности увеличения объемов реализации произведенной продукции, расширяется география сбыта, что способствует развитию конкуренции. Требования сетевых операторов по ценам, качеству, упаковке, условиям доставки и расчетов стимулируют производство конкурентоспособной продукции.

Таким образом, анализ современного состояния и тенденций развития розничного рынка Республики Татарстан, показывает, что приход крупных иностранных и российских торговых операторов на рынок республики является стимулирующим фактором в процессе модернизации торговли, и дальнейшего развития экономики региона в целом.

Литература

1. Комплексный информационно-аналитический доклад «Социально-экономическое положение

Республики Татарстан» за январь-декабрь 2007г.

(http://www.tatstat.ru/public/ElectronLibrary/Forms/AllItems.aspx)

2. Справочно-аналитические материалы к заседанию итоговой коллегии «Об итогах работы Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан в 2006 году и задачах на 2007 год». - 72 с.

3. Информационно-справочные материалы «Об итогах работы Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан в 2007 году» - 66 с.

4. «Татарстан - ваш деловой партнер». Справочник инвестора - 2007г. Министерства торговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан. - 81 с.

© Д. В. Хисамутдинова - асп. каф. экономики КГТУ; Ф. Н. Шайхутдинова - канд. хим. наук, доц. той же кафедры; В. В. Авилова - д-р эконом. наук, проф., зав. каф. экономики КГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.