Научная статья на тему 'Внедрение телекоммуникационных систем и компьютерных сетей в образовательный процесс'

Внедрение телекоммуникационных систем и компьютерных сетей в образовательный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
740
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мясникова Н. М.

Внедрение информационных технологий, компьютерной техники и современных телекоммуникационных средств в образовательный процесс послужило толчком к развитию нового подхода к образовательной системе в целом, построенной на использовании различной информации и позволяющей перейти на более качественный уровень обучения, корректного восприятия излагаемого материала, анализу и переработке первичной информации. Компьютерные сети и телекоммуникация и есть часть таких средств, но само включение их в образовательный процесс предполагает понимание их влияния на учебную коммуникацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мясникова Н. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение телекоммуникационных систем и компьютерных сетей в образовательный процесс»

ВНЕДРЕНИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СИСТЕМ И КОМПЬЮТЕРНЫХ СЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

© Мясникова Н.М.*

Осинниковский горнотехнический колледж, г. Осинники

Внедрение информационных технологий, компьютерной техники и современных телекоммуникационных средств в образовательный процесс послужило толчком к развитию нового подхода к образовательной системе в целом, построенной на использовании различной информации и позволяющей перейти на более качественный уровень обучения, корректного восприятия излагаемого материала, анализу и переработке первичной информации. Компьютерные сети и телекоммуникация и есть часть таких средств, но само включение их в образовательный процесс предполагает понимание их влияния на учебную коммуникацию.

Информатизация учебного процесса посредством внедрения компьютерных технологий

На фоне информационной революции в обществе изменилось не только производство, но и весь уклад жизни, кардинально поменялась система ценностей, возросла значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. С информатизацией общество претерпело некоторые изменения в плане производства и потребления товаров и услуг, в данный момент времени большую значимость и актуальность имеет новый ресурс интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека требуется способность к творчеству, возрастет спрос на интеллектуальный труд. Материальной и технологической базой информационного общества становятся различного рода системы на базе компьютерной техники, компьютерных сетей, информационной технологий и телекоммуникационной связи.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний. Создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение информационно-телекоммуникационных технологий в образовании, что определяется рядом факторов.

Во-первых, внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества.

* Преподаватель информатики, информационных технологий и информационных систем.

Телекоммуникационные системы и компьютерные сети

153

Во-вторых, современные информационно-телекоммуникационные технологии, повышая качество обучения и образования, позволяют человеку успешнее и быстрее адаптироваться к социальным изменениям происходящим в обществе.

В-третьих, активное внедрение этих технологий в процесс обучения является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества и процессу реформирования традиционной системы образования.

Глобальное внедрение компьютерных технологий во все сферы деятельности, формирование новых коммуникаций и высокоавтоматизированной информационной среды, стали не только началом эволюционирования традиционной системы образования, но и первым шагом к формированию нового информационного ресурса. Свойства составных частей которого, стали необходимостью создания надежного функционирования большого набора инфокоммуникационных сервисов, обеспечивающих эффективную работу всех участников образовательного процесса, с разнородной информацией в телекоммуникационной сети.

Применение компьютеров в образовании позволяет создавать технологии, которые способны повысить качество обучения, создать новые средства воспитательного воздействия, более эффективно взаимодействовать педагогам и обучающимся с вычислительной техникой, а так же между субъектами образовательного процесса дистанционно.

Рассматривая применяемые информационно-телекоммуникационные технологии, хочется отметить, что в образовании важным условием успешной интеграции технологий является профессиональная подготовка специалистов, осуществляющих эксплуатацию систем и средств новой интегрированной технологии. Каждый участник обучения на основе современных технологий, должен обладать необходимой информационной грамотностью и пониманием используемых технологий.

Таким образом, внедрение информационно-телекоммуникационных технологий в процесс обучения и воспитания, не только воздействует на существующие образовательные технологии, но и вводит новые, связанные с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации. Так же создание и применение новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся: электронные учебники, мультимедиа; электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети; информационно-поисковые и информационно-справочные системы.

Основные тенденции развития инфокоммуникационных технологий

Телекоммуникационные технологии, обеспечивают дистанционную передачу данных на базе компьютерных сетей и современных технических средств связи, тем самым повышая эффективность образования в целом.

154

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Тенденция к объединению различных типов информационных технологий в единый компьютерно-технологический комплекс, который носит название интегрированного. Особое место в нем принадлежит средствам телекоммуникаций, обеспечивающих не только широкие технологические возможности автоматизации учебной деятельности, но и являются основой создания самых разнообразных сетевых вариантов ИТ, обучения и средств ИКТ, таких как обучающие программы, средства автоматизированного контроля знаний обучаемых, компьютерные учебники и тренажеры в единые программно-методические комплексы.

Одна из наиболее важных тенденций развития инфокоммуникацион-ных технологий - это процесс слияния локальных, местных и глобальных компьютерных сетей, которая существенно влияет на масштабность. Это объединение происходит благодаря распространению технологии сети Интернет как наиболее удобного средства взаимодействия различных информационных систем.

На сегодняшний момент становится очевидной проблема реформирования сложившейся на протяжении веков формы организации образовательного процесса. Здесь и пресловутая классно-урочная система, и ограниченность предоставляемой учебной информации, определяемой качеством учебной литературы. И это в наш век, именуемый веком информатизации, когда формируются новые средства хранения информации (компьютерные базы данных) и средства доступа к ним (компьютерные сети)! Обеспечение обучающихся свободным доступом к накопленной, как человечеством в целом, так и отдельными его представителями информации - необходимое условие свободного развития личности обучающихся.

Список литературы:

1. Инфоматика: учеб.пособие для сред. проф. образования / Под редакцией проф. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 768 с.: ил.

2. Информационные технологии в профессиональной деятельности: учеб. пособие для сред. проф. образования / Е.В. Михеева. - 4-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия»,2006. - 384 с.

3. Аверьянова С.Ф. Информационные технологии в открытом образовании. Теоретические основы информатики и ее приложений: Сб. ТЗЗ научных трудов / Под ред. проф. A.A. Сытникова. - Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та 2003. - Вып 5. - С. 3-5.

4. Аграновский A.B., Скуратов А.К., Тихонов А.Н., Хади P.A. Информационная безопасность в RUNNet // Труды XI Всероссийской научно-методической конференции «Телематика 2004», 7-10 июня 2004 г. - СПб., 2004. -Т. 1. - С. 66-68.

5. Айвазян С.А., Енюков И.С., Мешалкин Л.Д. Прикладная статистика. Основы моделирования и первичная обработка данных. - M.: Финансы и статистика, 1983. - 471 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.