Научная статья на тему 'Технология наглядно-модельного обучения в формировании информационной культуры студента'

Технология наглядно-модельного обучения в формировании информационной культуры студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАГЛЯДНО-МОДЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INFORMATION CULTURE / INFORMATION TECHNOLOGY / VISUALLY MODEL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горовая Валерия Ивановна, Худовердова Светлана Александровна

В статье рассматривается проблема формирования информационной культуры студентов. В качестве основного средства данного процесса избрана технология наглядно-модельного обучения. Отмечается роль информационной культуры в жизни личности, анализируется категория и её связь с информационными технологиями. Особое внимание уделено сложившимся подходам к исследованию информационной культуры и средствам её формирования. Раскрыта дидактическая функция технологии наглядно-модельного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горовая Валерия Ивановна, Худовердова Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGY LEARNING MODEL VISUALLY IN THE FORMATION OF INFORMATION CULTURE OF STUDENT

In the article the problem of formation of information culture of students. As the primary tool in this process visually technology elected model of learning. The role of the information culture in the life of the individual, examines the categories and its relationship to information technology. Particular attention is paid to the prevailing approaches to the study of the information culture and the means of its formation. Didactic technology function revealed visually model learning.

Текст научной работы на тему «Технология наглядно-модельного обучения в формировании информационной культуры студента»

Педагогика

УДК: 378.22

доктор педагогических наук, профессор Горовая Валерия Ивановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); старший преподаватель Худовердова Светлана Александровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

ТЕХНОЛОГИЯ НАГЛЯДНО-МОДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования информационной культуры студентов. В качестве основного средства данного процесса избрана технология наглядно-модельного обучения. Отмечается роль информационной культуры в жизни личности, анализируется категория и её связь с информационными технологиями. Особое внимание уделено сложившимся подходам к исследованию информационной культуры и средствам её формирования. Раскрыта дидактическая функция технологии наглядно-модельного обучения.

Ключевые слова: информационная культура, информационные технологии, наглядно-модельное обучение.

Annotation. In the article the problem of formation of information culture of students. As the primary tool in this process visually technology elected model of learning. The role of the information culture in the life of the individual, examines the categories and its relationship to information technology. Particular attention is paid to the prevailing approaches to the study of the information culture and the means of its formation. Didactic technology function revealed visually model learning.

Keywords: information culture, information technology, visually model training.

Введение. Мировой опыт и отечественная практика свидетельствуют о том, что решение проблем образования начинается с профессиональной подготовки педагогов. Без их качественного роста общество обречено оставаться в прошлом. В этой связи чрезвычайно актуальным становится такое обучение будущих учителей школ и преподавателей вузов, которое основано, с одной стороны, на фундаментальных знаниях в конкретной предметной области, а с другой - на общей культуре, включающей информационную [4, 8, 11].

Формирование информационной культуры как характеристики личности и педагогической деятельности педагога - одна из задач высшего педагогического образования. Необходимость постановки и решения этой задачи, на наш взгляд, обусловлено следующими факторами [14].

Во-первых, современная эпоха характеризуется всеобщей компьютеризацией и информатизацией образования, понимаемой как целенаправленная деятельность по разработке и внедрению информационно-коммуникационных технологий. Современный человек все больше ориентируется на электронные библиотеки, транскультурное обучение, мультимедийный доступ к культурному всемирному наследию, глобальную опись всей информации о проектах, разработках и т.п. Все это определяет необходимость владения педагогом информационной культурой.

Во-вторых, в силу чрезвычайного разнообразия решаемых педагогом профессиональных задач, роль информационной культуры в их достижении существенно увеличивается по необходимости поиска новой информации, моделирования процессов обучения, структурирования содержания учебного материала, анализа преимуществ разных форм, методов и средств обучения, создания разнообразных интеллектуальных продуктов и т.д. По этой причине уже на этапе обучения в вузе будущий педагог должен получить необходимую подготовку и овладеть информационной культурой.

В-третьих, неуклонное возрастание требований к уровню профессионализма педагога, усиливает творческое начало в его деятельности. В этой связи очевидна взаимосвязь между успешностью педагогической деятельности и уровнем общей, педагогической и информационной культуры специалиста. При этом вся система культурологических знаний и умений должна стать ценностно-ориентационной основой профессиональной деятельности педагога.

Изложение основного материала статьи. Информационная культура играет существенную роль в жизни личности. Дело в том, что информация всегда оказывала влияние на формирование личности, ее мировоззрение, стереотипы поведения, степень общественной активности и культурный облик. Возрастающие в последние годы информационные потоки делают процессы восприятия, понимания и оценки информации все более сложными, что делает проблему овладения информационной культурой весьма актуальной. Однако сама по себе она не возникает.

В работах [1; 3; 5] информационная культура личности определяется: как умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее; как качественная характеристика личности; как новая социальная технология, направленная на формирование личности, способной жить и успешно функционировать в информационной среде.

Таким образом, категория «информационная культура личности» коррелирует с понятием «информационные технологии», под которыми принято понимать «совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности» [13, с. 128].

В последние годы в целях исследования информационной культуры личности используются разные подходы. Среди них доминируют два подхода - личностный и культурологический. Личностный подход связан с качественными характеристиками субъекта, потребляющего или созидающего информацию. В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности личности в информационном обществе, как компонент общечеловеческой культуры.

В некоторых научных источниках [3; 6; 10] артикулируется еще один подход - информационный. В его границах информационная культура личности определяется как совокупность знаний, умений и навыков

поиска, отбора, хранения и анализа информации, т.е. всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

Как нам представляется, наиболее приемлемой является точка зрения И.С. Казакова [6], который считает, что рассмотрение информационной культуры необходимо осуществлять с позиции интеграции нескольких подходов. В этой связи он выделяет:

1) информационный подход - владение информационными технологиями и способность использовать их в образовательном процессе как совокупность устойчивых навыков эффективного их применения и мотивации использования;

2) технологический подход - техника работы с информацией как совокупность знаний, умений и навыков, владение технологиями поиска, переработки, осмысления, трансляции учебной и иной информации;

3) коммуникационный подход - культура обмена информацией, выражения мыслей в различных формах;

4) культурологический подход - социально обусловленный элемент общей культуры, включающий ценности, связанные с взаимодействием человека и информации, культуру мышления, видение мира, информационное мировоззрение, адекватное современной социальной ситуации, ориентацию в информационной среде.

Независимо от того, какой подход используется в осмыслении информационной культуры личности, многие авторы [3, 5, 7 и др.] сходятся во мнении, что она должна целенаправленно формироваться. Иными словами, речь идет о специальной организации образовательного процесса, в котором информационная культура личности будет впервые рассматриваться в качестве необходимой части общеучебной культуры личности, направленной на освоение информации [10].

Заметим, что в педагогическом смысле информация является базовой категорией теории познания, в которой она трактуется как среда, содержание обучения, опыт, знания, реальность и др. В большинстве случаев освоение информации осуществляется в дидактическом процессе, т.е. в процессе обучения на основе речевой и мыслительной деятельностей, детерминированных коммуникативными целями.

В высшей школе дидактический процесс, можно сказать, пронизан информационными потоками, реализуемыми на различных уровнях организации обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура) и каналах коммуникаций, где информация может выступать в качестве:

- прямой или косвенной (метакоммуникативной);

- открытой или закрытой;

- адресной или безадресной;

- индивидуально ориентированной или массовой и др.

Дидактический процесс высшей школы в своем пространстве может охватывать также информацию различной модальности.

В контексте рассматриваемой в работе проблемы наибольший интерес представляет та информация, которая обеспечивает формирование у студентов разных компонентов культуры: аудиовизуальной, логической, семиотической, понятийно-терминологической, технологической, коммуникативной, сетевой. В своей совокупности они входят в состав информационной культуры личности как интегрального образования. Определенную роль в его становлении может выполнять технология наглядно-модельного обучения, средства которого могут рассматриваться с точки зрения педагогического управления. В качестве таковых могут выступать:

1) вербальные средства (речь, электронно-звуковые учебники, голосовая электронная почта, видеофильмы и др.);

2) невербальные средства (печатные тексты, обучающие, диагностирующие, корректирующие схемы, ориентировочные карточки и таблицы, эвристические, аналитические, численные, формально-логические, эталонные, графические, функциональные модели, рецептивные и продуцирующие алгоритмы, процедурные памятки, образцы выполнения действий и др.);

3) комбинированные средства (мультимедиа системы).

Независимо от вида средства обучения, представляемая с их помощью информация приобретает управленческо-дидактический характер, поскольку составляет содержание процесса обучения.

В последние годы широкое внедрение в дидактический процесс получили технические средства обучения (ТСО): совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением. Они применяются в учебном процессе для предъявления и обработки информации, а также с целью его оптимизации [7].

Среди ТСО особое место занимают персональные компьютеры последних поколений. Их применение требует от субъекта компьютерной грамотности, являющейся элементом информационной культуры. Как отмечает В.П. Беспалько [1] компьютер может иметь самый широкий спектр дидактического применения:

- передачи информации;

- компьютерного программирования;

- самостоятельной работы по освоению новой информации;

- использования различных программных продуктов;

- контроля и обратной связи и др.

Опыт свидетельствует, что любая работа с компьютерной техникой требует напряженных психических процессов личности. В когнитивной психологии они рассматриваются как стадии познания, или стадии переработки информации, т.е. действия, направленные на ее восприятие и осмысление. На основе этих действий в сознании личности возникают перцептивные образы, необходимым моментом возникновения которых является опора на принцип наглядности, обусловливающий чувственное познание. В наглядно-модельном обучении чувственное познание носит опосредованный характер, т.к. между познающим субъектом и объектом познания всегда находятся не сами объекты, а средства их отображающие, например, образные модели.

Совершенно очевидно, что ведущая роль в создании таких моделей принадлежит современным информационным технологиям, определяемых как совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, вывод и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надежности и оперативности [5, с. 47].

В формировании информационной культуры личности на основе наглядно-модельного обучения могут использоваться три группы информационных технологий:

- универсальные информационные технологии (текстовые редакторы, графические пакеты, системы управления базами данных, процессоры электронных таблиц, системы моделирования, экспертные системы);

- компьютерные средства телекоммуникаций;

- компьютерные обучающие и контролирующие программы, электронные учебники;

- мультимедийные программные продукты.

Формирование информационной культуры личности на основе технологии наглядно-модельного обучения следует руководствоваться двумя понятиями: «компьютерное обучение» и «электронное обучение».

Компьютерное обучение - такая дидактическая система, в которой ведущим из ТСО выступает компьютер. Одним из приоритетных направлений развития инновационных образовательных технологий является направление визуализации обучающего материала, в качестве элементов которого могут выступать видеоуроки, видеолекции и т.п. [12].

Электронное обучение - более общий термин, подразумевающий обучение с помощью систем и устройств современной электроники.

Руководствуясь сказанным, считаем возможным реализовать два вида электронного обучения в формировании информационной культуры личности студента на основе наглядно-модельного обучения:

- рецептивное - восприятие и усвоение знаний, передаваемых с помощью аудиовизуальных средств (эпидиапроекторы, киноустановки, видеомагнитофоны, телевидение и др.);

- интерактивное - обучение в процессе взаимодействия обучающегося и компьютера в диалоговом режиме, а также в системах гибридного человеко-машинного антропоцентрического интеллекта в экспертных обучающих системах и др.

Использование информационных технологий в практике формирования информационной культуры личности обучающегося на основе наглядно-модельного обучения влечет за собой ряд позитивных изменений в организации образовательного процесса: повышение гибкости и мобильности учебного процесса, его динамичного обновления; изменение форм и методов организации учебной деятельности студентов; изменение характера познавательной деятельности студентов; индивидуализацию и стимулирование самостоятельности студентов в учебной деятельности; комплексное изучение фактов, понятий, явлений, процессов, событий.

Выводы. Можно сделать вывод о том, что возможности наглядно-модельного обучения в формировании информационной культуры будущего педагога очевидны, их можно свести к следующим значениям:

- оптимизируется профессиональная подготовка студентов в целом, формируются педагогическая и информационная культура;

- развиваются интеллектуальные свойства личности обучаемого, которые относятся к логическому мышлению: дедуктивное рассуждение, способность к абстрагированию, обобщению, систематизации;

- осваиваются новые виды учебно-исследовательской деятельности за счет внедрения методов моделирования, проектирования и конструирования;

- увеличивается доля творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности, что формирует умение решать сложные, плохо формализуемые педагогические задачи;

- усиливается индивидуализация обучения за счет адаптации информационно-компьютерных технологий к индивидуальным особенностям обучаемого;

- повышается мотивация студентов на освоение современных информационных технологий и перспектива их применения в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, из выше сказанного следует, что формирование информационной культуры личности обучающегося есть дидактический процесс, который успешно реализуется на основе технологии наглядно-модельного обучения и современных информационных технологий.

Литература:

1. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М., 2002. - 352 с.

2. Габай Т.В. Педагогическая психология. - М.: Академия, 2005. - 240 с.

3. Гиляревский Р.С. Основы информационной культуры // Профессиональное образование. 2001. №2. С. 16.

4. Горовая В.И. Качество результатов образования в формате компетенций личности / В.И Горовая, Г.И. Шевченко // Преподаватель XXI век. 2017. №1. С. 90-100.

5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2007. - 195 с.

6. Казаков И.С. Формирование готовности к саморазвитию информационной культуры у студентов педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2006. - 24 с.

7. Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. -М.: Академия, 2007. - 352 с.

8. Конопко Е.А. Из опыта интеграции информационных технологий в естественно-научное образование // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2017. № 56-2. С. 123-129.

9. Лернер И.Я. Об учебных умениях и их отражении в учебниках // Проблемы школьного учебника. Вып. 12. М., 1983. С. 228-234.

10. Макарова Н.В. Информатика: учебник / под ред. Н.В. Макаровой. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 768 с.

11. Панкратова О.П. Информационные технологии в создании персональной образовательной среды преподавателя вуза // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2017. № 56-2. С. 191-198.

12. Таран В.Н., Осыка В.Е., Горщар Р.С. Анализ средств и принципов создания видеоуроков / В.Н. Таран, // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. 2016. Вып. 53. Ч.2. С. 201-207.

13. Федотова Е.Л, Федотов А.А. Информационные технологии в науке и образовании. - М.: ИД Форум, 2010. - 336 с.

14. Худовердова С.А. Формирование информационной культуры будущего педагога в условиях информатизации // Стандарты и мониторинг в образовании. 2013. № 3 (90). С. 61-63.

Педагогика

УДК: 372.881.1

кандидат педагогических наук, доцент Гришина Елена Владимировна

Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства по черезвычайным ситуациям России (г. Екатеринбург), Уральский федеральный университет (г. Екатеринбург), Уральский политехнический институт университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, доцент Кондюрина Ирина Михайловна Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства по черезвычайным ситуациям России (г. Екатеринбург),

Росийский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург);

начальник кафедры иностранных языков,

майор внутренней службы Шевелева Виктория Владимировна

Уральский институт Государственной противопожарной службы Министерства по черезвычайным ситуациям России (г. Екатеринбург)

КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ

Аннотация. В данной статье предпринята попытка рассмотреть информационные и коммуникационные технологии, играющие важную роль в профессиональной подготовке, деятельности и жизни человека 21 века. Подчеркивается, что в современных условиях широко применяется понятие «инфокоммуникационные технологии», которые включают в себя информационные и телекоммуникационные технологии. Предлагается последовательность изучения теоретического материала, который будет способствовать умению применять знания на практике. В качестве теоретической основы был выбран междисциплинарный подход с учетом различных аспектов развития иноязычной коммуникации и применения инфокоммуникационных технологий. Особое внимание в статье уделяется компетентностному подходу, который является методом моделирования и проектирования результатов образования. Анализируются материалы экспериментальной работы, в результате которой был разработан и реализован спецкурс «Интернет-ресурсы в обучении иностранного языка в вузах МЧС России (специалистов пожарной безопасности). Представлена педагогическая модель ,обеспечивающая взаимодействие участников педагогического процесса и образовательными ресурсами. Делается вывод о том, что применение инфокоммуникационных технологий способствует значительному повышению показателей когнитивного, эмоционального, информационного компонентов иноязычной компетенции.

Ключевые слова: инфокоммуникационные технологии, прикладное программное обеспечение, компетентностный подход, программные продукты, иноязычная компетенция.

Annotation. This article attempts to examine information and communication technologies , which play an important role in training activities and human life in the 21st century. This article emphasizes that in modern conditions it is widely used the concept of «infocommunication technologies,» which include information and telecommunication technologies. Proposed sequence of study of theoretical material, which will contribute the ability to apply knowledge application in practice. As theoretical framework was chosen interdisciplinary approach taking into account various aspects of foreign language communication and use of information and communication technologies. Special attention is paid to competence-based approach, which is the method of simulation and design of educational outcomes. The authors analyze the experimental work, as a result of which was designed and implemented a special course "Internet resources in teaching foreign languages at the Universities of EMERCOM of Russia (specialists of fire safety). The authors present a pedagogical model that enables interaction of participants of educational process and educational resources. It is concluded that the use of information and communication technology contributes to a significant increase in indicators of cognitive, emotional, and informational components of foreign language competence.

Keywords: information and communication technologies, application software, software products, competence -based approach, foreign language competence.

Введение. Информационные технологии играют все более важную роль в профессиональной подготовке, деятельности и жизни человека 21 века. С учетом этого, все большее внимание уделяется вопросам информатизации образования, которая выступает в качестве одного из важнейших стратегических путей развития цивилизации. Качество подготовки специалистов в вузах во многом определяется их умениями работать с учебной, научной, специальной литературой на иностранном языке, использовать инфокоммуникационные технологии в целях развития общекультурных и профессиональных компетенций. Соответственно одной из ключевых компетенций выпускников современных образовательных учреждений является иноязычная компетенция, рассматриваемая как интегративное личностное качество, определяющее готовность и способность личности к иноязычному общению, обучению и взаимодействию на иностранном языке.

В настоящее время в связи с существенным ростом объема и сложности задач обеспечения безопасности личности, общества, государства, основной целью вузов МЧС России является подготовка высококомпетентных профессионалов, специалистов, сотрудников МЧС, готовых к решению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности. В современных условиях все более широкое применение получает понятие «инфокоммуникация», которое, по сути, объединяет характерные для 21 века информатизацию и связь, базирующиеся на современных достижениях науки и техники. То есть, инфокоммуникация - это современная информационно-телекоммуникационная инфраструктура, и понятие «инфокоммуникационные технологии» объединяет две составляющие: информационные и телекоммуникационные технологии. В целом, эти составляющие характеризуются следующим образом: к информационным технологиям относят все то, что связано с прикладным программным обеспечением, а к телекоммуникационным - средства, создающие инфраструктуру, или, другими словами, системно-техническую базу для той или иной прикладной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.