Научная статья на тему 'Процесс внедрения информационных технологий в систему образования'

Процесс внедрения информационных технологий в систему образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / КОМПЬЮТЕР / ИНФОРМАЦИЯ / ОБОРУДОВАНИЕ / ПРОГРАММЫ / ЗНАНИЯ / ТЕХНОЛОГИЯ / ОБРАБОТКА / СПОСОБСТВОВАТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / TEACHING / COMPUTER / INFORMATIVE / EQUIPMENT / PROGRAMS / KNOWLEDGE / TECHNOLOGY / PROCESSING / FACILITATE / FORMATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдуллаева Мавжуда Хабибуллаевна, Урмонова Гульчехра Хамидовна, Башарова Гульмира Галимьяновна

В данной статье рассматривается процесс внедрения информационных технологий в систему образования, а также влияние компьютеров на качество обучения. Авторы считают, что за последние несколько лет компьютеры значительно повлияли на качество и скорость обучения и, несомненно, заинтересовали обучающихся в процессе обучения. Вместе с тем внедрение информационно-компьютерных технологий в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации. Они связаны также с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа; электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети; информационно-поисковые системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдуллаева Мавжуда Хабибуллаевна, Урмонова Гульчехра Хамидовна, Башарова Гульмира Галимьяновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF INFORMATION TECHNOLOGIES INTEGRATION INTO THE SYSTEM OF EDUCATION

The article under discussion describes the integration of information technologies into the system of education and the impact of computer on the quality of education. The authors of the article consider that for the last few years computers have influenced on the quality and pace of the education which motivate students to study. Besides integration of computer information technologies into the system of education facilitates not only the educational technologies, but also introduces the new ones. They are connected with applying of computers and telecommunication, specific equipment, programs and technique and information processing systems. They are connected with creation of new means of education and information storage such as e-books and multimedia, e-libraries and archives, global and local educational systems, information searching systems.

Текст научной работы на тему «Процесс внедрения информационных технологий в систему образования»

ПРОЦЕСС ВНЕДРЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ Абдуллаева М.Х.1, Урмонова Г.Х.2, Башарова Г.Г.3 Email: Abdullaeva673@scientifictext.ru

1Абдуллаева Мавжуда Хабибуллаевна - преподаватель;

2Урмонова Гульчехра Хамидовна - преподаватель; 3Башарова Гульмира Галимьяновна - преподаватель, кафедра русского и узбекского языков, факультет управления в производстве, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье рассматривается процесс внедрения информационных технологий в систему образования, а также влияние компьютеров на качество обучения. Авторы считают, что за последние несколько лет компьютеры значительно повлияли на качество и скорость обучения и, несомненно, заинтересовали обучающихся в процессе обучения. Вместе с тем внедрение информационно-компьютерных технологий в систему образования не только воздействует на образовательные технологии, но и вводит в процесс образования новые. Они связаны с применением компьютеров и телекоммуникаций, специального оборудования, программных и аппаратных средств, систем обработки информации. Они связаны также с созданием новых средств обучения и хранения знаний, к которым относятся электронные учебники и мультимедиа; электронные библиотеки и архивы, глобальные и локальные образовательные сети; информационно-поисковые системы.

Ключевые слова: обучение, компьютер, информация, оборудование, программы, знания, технология, обработка, способствовать, формирование.

THE PROCESS OF INFORMATION TECHNOLOGIES INTEGRATION INTO THE SYSTEM OF EDUCATION Abdullaeva M.H.1, Urmonova G.H.2, Basharova G.G.3

1Abdullaeva Mavjuda Habibullaevna - Teacher; 2Urmonova Gulchehra Hamidovna - Teacher; 3Basharova Gulmira Galimyanovna - Teacher, RUSSIAN AND UZBEK LANGUAGES DEPARTMENT, MANAGEMENT IN PRODUCTION FACULTY, FERGHANA POLYTECHNIC INSTITUTE, FERGHANA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article under discussion describes the integration of information technologies into the system of education and the impact of computer on the quality of education. The authors of the article consider that for the last few years computers have influenced on the quality and pace of the education which motivate students to study. Besides integration of computer information technologies into the system of education facilitates not only the educational technologies, but also introduces the new ones. They are connected with applying of computers and telecommunication, specific equipment, programs and technique and information processing systems. They are connected with creation of new means of education and information storage such as e-books and multimedia, e-libraries and archives, global and local educational systems, information searching systems. Keywords: teaching, computer, informative, equipment, programs, knowledge, technology, processing, facilitate, formation.

УДК 37.013

В условиях динамично меняющегося мира, усложнения технологий и непрерывного совершенствования информатизация сферы образования приобретает большое значение. Эффективность образования всегда завесила от уровня подготовки самого учителя, сейчас преподаватель по-прежнему остается основным звеном процесса обучения, однако интеграция информационных технологий и образования способствует формированию его новой роли. В процессе урока преподаватель должен стать координатором информационного потока, идущий в ногу со временем и использующий информационные технологии в преподавании.

Применение ИКТ в учебном процессе включает в себя следующее: использование готовых программных продуктов, работа с программами MS Office (Word, Power Point, Microsoft Publisher), работа с ресурсами Интернет, создание электронного учебника, использование мультимедийных презентаций и другие средства обучения [2].

Создание и развитие информационного общества (ИО) предполагает широкое применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании, что определяется рядом факторов.

• Во-первых, внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому.

• Во-вторых, современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют обучающимся успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому человеку возможность получать необходимые знания как сегодня, так и в будущем постиндустриальном обществе.

• В-третьих, активное и эффективное внедрение этих технологий в образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете требований современного индустриального общества

Компьютерные технологии создают более высокий уровень наглядности, тем самым повышается эффективность любого урока. Они дают возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Таблицы, графики, диаграммы, аудиовизуальные средства и т.д. являются составными элементами печатных и электронных учебных материалов и играют существенную роль в развитии интеллектуальной и познавательной деятельности обучающихся [1].

Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором обучающийся становится активным субъектом учебной деятельности. Расширяется возможность самостоятельной деятельности. Повышается объем выполняемой работы на уроке в 1,5 - 2 раза.

Колоссальное развитие компьютерных технологий привело к тому, что деление «преподаватель-студент» сместился ощутимо в сторону последнего. Человек, желающий восполнить пробелы в образовании или пополнить личную копилку знаний, в настоящее время практически неограничен в выборе имеющихся в информационной сфере курсов обучения и программ. Он волен найти доступную и удобную для него форму и методику занятий, планировать собственное время и учитывать возможности.

Однако сколько бы пользы не приносили инновации, нельзя забывать об их минусах:

• внедрение компьютерных технологий возможно только при соответствующем технологическом оснащении;

• излишняя автоматизация обезличивает образовательный процесс, отчуждая друг от друга его участников, использование компьютерных технологий приводит к свертыванию социального взаимодействия и общения;

• образовательный процесс на базе компьютерных технологий не учит самостоятельному выражению мыслей вслух, ориентирует обучающегося на электронную шпаргалку;

• развивается психологическая зависимость от работы на компьютере. Определенные сложности и негативные моменты возникают в результате

применения современных поисково-навигационных систем. Это, в первую очередь, связано со свободой, которой не так просто управлять. Нелинейная архитектура найденной информации подвергает обучающегося следовать по предлагаемым ссылкам, что может очень отвлечь от основного русла изложения учебного материала. Ещё одна причина - излишек информации, так называемый «информационный мусор», который сопровождает практически любой запрос в сети Интернет.

Список литературы /References

1. Бендова Л.В. Педагогическая деятельность тьютора в сети открытого дистанционного образования: автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2006.

2. Парпиева М., Исраилова С., Мадумарова М. Преимущества применения ИКТ (информационно-коммуникационных технологий) на уроках русского языка. [Электронный ресурс]. Наука, техника и образование, №5(58). С.90-92. 2019. Режим доступа: https://cyberlemnka.ru/artide/n/preimuschestva-primeneniya-ikt-informatsionno-kommunikatsionnyh-tehnologiy-na-urokah-russkogo-yazyka/ (дата обращения: 12.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.