Научная статья на тему 'Внедрение технологий бережливого производства как способ повышения производительности труда на предприятиях общественного транспорта'

Внедрение технологий бережливого производства как способ повышения производительности труда на предприятиях общественного транспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
405
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА КАЙДЗЕН / СОКРАЩЕНИЕ ПОТЕРЬ / ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ТРАНСПОРТ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ / СТАНДАРТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ / LEAN PRODUCTION / PRODUCTIVITY / KAIZEN / REDUCTION OF LOSSES / OPTIMIZATION OF PROCESSES / PUBLIC TRANSPORT / PERFORMANCE INDICATORS / VISUALIZATION OF PROCESSES / STANDARDIZATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычанина С.Н., Мирончук В.А., Шолин Ю.А.

В статье представлены основные результаты практического применения методов и инструментов бережливого производства в МУП «Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска». С теоретической точки зрения были изучены понятие, сущность и история формирования концепции бережливого производства. Рассмотрен опыт применения методов и инструментов бережливого производства в хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных компаний. Представлен положительный опыт Республики Татарстан, где уже на протяжении последних 8 лет бережливые технологии активно внедряются в хозяйственную деятельность предприятий при поддержке органов государственной власти региона. Предложен к рассмотрению проект по внедрению методов и инструментов бережливого производства в МУП «Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска», направленный на повышение производительности труда и сокращение потерь. Проект был реализован в рамках подпрограммы «Повышение эффективности управления организациями и производственными процессами в организациях Краснодарского края» государственной программы «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края». В ходе реализации проекта были разработаны рекомендации по внедрению на предприятии метода всеобщего производительного обслуживания (Total Productive Maintenance TPM), который применяется для сокращения потерь, связанных с простоями оборудования. Использование метода TPM позволит заметно сократить количество поломок и продолжительность аварийных ремонтов транспортных средств, что в свою очередь позволит предприятию обеспечить необходимое количество автобусов на маршрутах. В процессе внедрения были использованы такие инструменты как стандартизация, визуализация, хронометраж, диаграмма «спагетти».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The introduction of lean manufacturing technologies as a way to improve labor productivity in public transport enterprises

The article presents the main results of the practical application of methods and tools of lean production in the municipal unitary enterprise «municipal passenger transport of Novorossiysk». From the theoretical point of view, the concept, essence and history of the concept of lean production were studied. Experience of application of methods and tools of lean production in economic activity of domestic and foreign companies is considered. The positive experience of the Republic of Tatarstan, where for the last 8 years lean technologies are actively introduced into the economic activity of enterprises with the support of public authorities of the region, is presented. The project on the introduction of methods and tools of lean production in the municipal unitary enterprise «municipal passenger transport of Novorossiysk» aimed at improving productivity and reducing losses is proposed for consideration. The project was implemented in the framework of the subprogram «Improving the efficiency of management of organizations and production processes in the organizations of the Krasnodar region» of the state program «Socio-economic and innovative development of the Krasnodar region». During the implementation of the project, recommendations were developed for the introduction of the method of total productive Maintenance (TPM) at the enterprise, which is used to reduce losses associated with downtime. The use of the TPM method will significantly reduce the number of breakdowns and the duration of emergency repairs of vehicles, which in turn will allow the company to provide the necessary number of buses on the routes. In the process of implementation were used tools such as standardization, visualization, timing, chart «spa-ghetti».

Текст научной работы на тему «Внедрение технологий бережливого производства как способ повышения производительности труда на предприятиях общественного транспорта»

3. Родин Д.Я. Формирование и развитие инновационного лизинга в системе воспроизводственного процесса реального сектора региональной экономики/ Д. Я. Родин, Л. К. Улыбина, Л. В. Глухих, В. С. Лукашов // Региональная экономика: теория и практика. - 2018. - Т. 16. № 10 (457). - С. 1941-1957.

4. Улыбина Л.К. Оценка инновационно-инвестиционного потенциала рисоводческих организаций/ Л. К. Улыбина, О. А. Окорокова, В. А. Суминская // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2018. - Т. 2. № 1. - С. 106-112.

5. Улыбина Л. К. Формирование условий для активизации инвестиционного процесса в аграрном секторе экономики / Улыбина Л. К. // Труды Кубанского государственного аграрного университета. - 2017. - № 29. - С. 19.

6. Улыбина Л. К. Характерные особенности стимулирования инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе России / Л. К. Улыбина, О. А. Окорокова, В. А. Суминская, Ю. Б. Тураев // Экономика и предпринимательство. -2017.- № 9-3 (86).- С.849-854.

7. Суминская В.А. Экономический потенциал сельскохозяйственных формирований по производству риса в условиях инноваций / В. А. Суминская, Л. К. Улыбина, О. А. Окорокова // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 9-4 (86). - С. 1052-1055.

8 .The transformation of the system of leasing relations in the real economy sector/ Ulibina L.K., Okorokova O.A., Lukashov V.S., Rusetskiy M.G., Blizno L.V. //International Journal of Engineering and Technology(UAE). 2018. Т. 7. № 3.14 Special Issue 14. С. 439-444.

Sources:

1. Lukashov V.S. Leasing as an effective mechanism for updating the material and technical base in the agrarian sector / V.S. Lukashov, L.K. Ulybina // Bulletin of agrarian science. - 2019. - №2 (77). - P. 110-120.

2. Lukashov V.S. Leasing relations as a mechanism of the reproduction process in the agrarian sector of the economy / V. S. Lukashov, L. K. Ulybina // In collection: Problems and prospects of social and economic development of regions of the South of Russia. Sat scientific Tr. on mater. V Vseros. scientific - practical conf. under scientific ed. A.A. Tamova, 2018. - C. 44-50.

3. Rodin D.Ya. Formation and development of innovative leasing in the reproduction process of the real sector of the regional economy / D. Ya. Rodin, L. K. Ulybina, L. V. Glukhikh, V. S. Lukashov // Regional Economics: Theory and Practice. - 2018. - V. 16. No. 10 (457). - P. 1941-1957.

4. Ulybina L.K. Assessment of innovation and investment potential of rice-growing organizations / L. K. Ulybina, O. A. Okorokova, V. A. Suminskaya // Economics and Management: Problems, Solutions. - 2018. - T. 2. № 1. - P. 106-112.

5. Ulybina L.K. Formation of conditions for the revitalization of the investment process in the agricultural sector of the economy / L. K. Ulybina // Works of the Kuban State Agrarian University. - 2017. - № 29. - С. 19.

6. Ulybina L. K. Characteristic features of stimulating investment activity in the agro-industrial complex of Russia / L. K. Ulybina, O. A. Okorokova, V. A. Suminskaya, Yu. B. Turaev // Economy and Entrepreneurship. - 2017. - № 9-3 (86). - P.849-854.

7. Sumskaya V. A. The economic potential of agricultural formations for the production of rice in terms of innovation / V. A. Suminskaya, L. K. Ulybina, O. A. Okorokova // Economy and Entrepreneurship. - 2017. - No 9-4 (86). - P. 1052-1055.

8. The transformation of the system of leasing relations in the real economy sector / L.K. Ulibina, O.A. Okorokova, V.S. Lukashov, M.G. Rusetskiy, L.V. Blizno // International Journal of Engineering and Technology (UAE). 2018. - Vol. 7. - No. 3.14 Special Issue 14. - P. 439-444.

УДК 005.7:656.121]:331.101.6

С.Н. Сычанина - канд. филос. наук, доцент Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар, sychanina.svetlana@mail.ru,

S.N. Sychanina - сandidate of philosophy, assistant professor of the Kuban state agrarian university, Krasnodar;

В.А. Мирончук - старший преподаватель Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар, va_mironchuk@mail.ru,

V.A. Mironchuk - Senior Lecturer of the Kuban state agrarian university, Krasnodar;

Ю.А. Шолин - старший преподаватель Кубанского государственного аграрного университета, г. Краснодар, sholin92@yandex.ru,

Y.A. Sholin - Senior Lecturer of the Kuban state agrarian university, Krasnodar.

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА

INTRODUCTION OF LEAN PRODUCTION TECHNOLOGIES AS A WAY TO INCREASE LABOR PRODUCTIVITY AT

PUBLIC TRANSPORT ENTERPRISES

Аннотация. В статье представлены основные результаты практического применения методов и инструментов бережливого производства в МУП «Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска». С теоретической точки зрения были изучены понятие, сущность и история формирования концепции бережливого производства. Рассмотрен опыт применения методов и инструментов бережливого производства в хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных компаний. Представлен положительный опыт Республики Татарстан, где уже на протяжении последних 8 лет бережливые технологии активно внедряются в хозяйственную деятельность предприятий при поддержке органов государственной власти региона. Предложен к рассмотрению проект по внедрению методов и инструментов бережливого производства в МУП «Муниципальный пассажирский

транспорт Новороссийска», направленный на повышение производительности труда и сокращение потерь. Проект был реализован в рамках подпрограммы «Повышение эффективности управления организациями и производственными процессами в организациях Краснодарского края» государственной программы «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края». В ходе реализации проекта были разработаны рекомендации по внедрению на предприятии метода всеобщего производительного обслуживания (Total Productive Maintenance - TPM), который применяется для сокращения потерь, связанных с простоями оборудования. Использование метода TPM позволит заметно сократить количество поломок и продолжительность аварийных ремонтов транспортных средств, что в свою очередь позволит предприятию обеспечить необходимое количество автобусов на маршрутах. В процессе внедрения были использованы такие инструменты как стандартизация, визуализация, хронометраж, диаграмма «спагетти».

Annotation. The article presents the main results of the practical application of methods and tools of lean production in the municipal unitary enterprise «municipal passenger transport of Novorossiysk». From the theoretical point of view, the concept, essence and history of the concept of lean production were studied. Experience of application of methods and tools of lean production in economic activity of domestic and foreign companies is considered. The positive experience of the Republic of Tatarstan, where for the last 8 years lean technologies are actively introduced into the economic activity of enterprises with the support of public authorities of the region, is presented. The project on the introduction of methods and tools of lean production in the municipal unitary enterprise «municipal passenger transport of Novorossiysk» aimed at improving productivity and reducing losses is proposed for consideration. The project was implemented in the framework of the subprogram «Improving the efficiency of management of organizations and production processes in the organizations of the Krasnodar region» of the state program «Socio-economic and innovative development of the Krasnodar region». During the implementation of the project, recommendations were developed for the introduction of the method of total productive Maintenance (TPM) at the enterprise, which is used to reduce losses associated with downtime. The use of the TPM method will significantly reduce the number of breakdowns and the duration of emergency repairs of vehicles, which in turn will allow the company to provide the necessary number of buses on the routes. In the process of implementation were used tools such as standardization, visualization, timing, chart «spaghetti».

Ключевые слова: бережливое производство, производительность труда кайдзен, сокращение потерь, оптимизация процессов, общественный транспорт, показатели эффективности, визуализация процессов, стандартизация процессов.

Key words: lean production, productivity, Kaizen, reduction of losses, optimization of processes, public transport, performance indicators, visualization of processes, standardization processes.

Введение

Повышение производительности труда на сегодняшний день является одним из главных направлений современной политики России. В своем послании Федеральному собранию президент РФ Путин В. В. говорил о том, что необходимо обеспечить темп роста производительности труда в стране не менее 5% , так как на сегодняшний день по этому показателю Россия заметно отстает от ведущих экономик мира. Также он подчеркнул, что особое внимание необходимо уделить предприятиям базовых отраслей, в том числе промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и т.д.

Транспорт представляет собой одну из базовых и государствообразующих отраслей. Это обширный сектор экономики, обеспечивающий потребности в перевозках различными видами транспорта, влияющий на эффективность производства и качество жизни населения.

Система общественного транспорта имеет важнейшее социальное значение, так как ее функционирование призвано удовлетворять потребность граждан в перемещениях в пределах поселений, городов, районов и т.д. От эффективности управления и организации труда на предприятиях общественного транспорта во многом зависит качество и безопасность перевозок и, как следствие, удовлетворенность населения.

В современных условиях, когда многие предприятия общественного транспорта испытывают дефицит ресурсов (материальных, финансовых, кадровых), одним из самых эффективных способов повышения производительности труда является внедрение новых подходов в управлении предприятием и организации труда. Одним из таких подходов, чья эффективность доказана многими предприятиями по всему миру, является бережливое производство [6].

Цель исследования заключается в обобщении опыта применения методов и инструментов бережливого производства в деятельности МУП «Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска» для повышения производительности труда, улучшения качества предоставляемых услуг, сокращения издержек и повышения прибыли.

Задачи исследования:

- раскрыть сущность и содержание бережливого производства;

- рассмотреть отечественный и зарубежный опыт применения методов и инструментов бережливого производства в хозяйственной деятельности предприятий;

- выявить особенности применения методов и инструментов бережливого производства на предприятиях общественного транспорта;

- представить и обобщить результаты применения методов и инструментов бережливого производства в МУП «Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска»;

- выявить условия эффективной реализации методов и инструментов бережливого производства в деятельности предприятий общественного транспорта.

Изученность проблемы

Общие теоретические подходы к изучению бережливого производства можно найти в работах известных ученых - А.К. Гастева, О. А. Ерманского, А.В. Панкина, А.А. Богданова, Л.А. Левенстерн, Тайити Оно, Сигео Синго и др.

Несмотря на большое количество трудов в этой области, многие из них посвящены в большей мере организации производственного предприятия и практически не затрагивают вопросы бережливого управления в сфере услуг, в том числе в сфере общественного транспорта.

Целесообразность разработки темы

Остается нераскрытым целый ряд аспектов, касающихся применения методов и инструментов бережливого производства в хозяйственной деятельности предприятий общественного транспорта: не выявлена роль бережливого производства в повышении производительности труда на автотранспортных предприятиях, не проанализированы возможности внедрения методов и инструментов бережливого производства на предприятиях общественного транспорта.

Научная новизна

Обоснована правомерность использования инструментов бережливого производства на предприятиях общественного транспорта на примере их практического применения в МУП «Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска».

Теоретическая и практическая значимость работы исследования состоит в теоретическом обосновании адаптивности методов и инструментов бережливого производства к использованию их в хозяйственной деятельности предприятий общественного транспорта. Обоснована эффективность методов и инструментов бережливого производства в вопросах повышения производительности труда и сокращения непроизводительных расходов. Предложены практические подходы к применению методов и инструментов бережливого производства на предприятиях общественного транспорта.

Основная часть

Бережливое производство представляет собой относительно новую, но уже доказавшую свою эффективность во всем мире, концепцию управления предприятием, основанную на непрерывном сокращении потерь и оптимизации бизнес-процессов [1].

Концепция бережливого производства зародилась в 40-х годах в Японии. Родоначальниками данной концепции по праву принято считать основателя автомобильной компании Тайота Киитиро Тойеда и инженера компании Тайити Оно. Острый послевоенный кризис, который страна переживала в этот период, обусловил необходимость формирования новых эффективных методов организации производства, которые бы позволили компании конкурировать с ведущими автопроизводителями мира. С 1948 году в производственную систему Тайоты был внедрен принцип «точно вовремя», который плавно перерос в концепцию бережливого производства-кайдзен. В переводе с японского языка «кайдзен» означает «путь к совершенству». Именно этот путь позволил компании в 2007 году обойти по объемам продаж General Motors и стать крупнейшим автомобилестроителем в мире [2].

Сегодня методы и инструменты бережливого производства применяются во многих компаниях по всему миру. Система «Кайдзен» внедряется в сфере услуг, строительстве, здравоохранении, государственном и муниципальном управлении и т.д. [5].

В Российской Федерации лидером по внедрению бережливых технологий является Республика Татарстан, где с 2010 года началась реализация проекта «Бережливое производство»

Вот уже на протяжении восьми лет такие предприятия как ОАО «Татнефть», ОАО «КАМАЗ», ОАО «Зеленодольский завод имени А.М.Горького», ОАО «ПОЗИС» и другие, успешно внедряют методы и инструменты бережливого производства в свою хозяйственную деятельность.

По подсчетам экспертов экономический эффект от внедрения бережливого производства на предприятиях республики только в 2013 году составил более 6 млрд руб [4].

Не отстают и другие регионы. Так, например, в Краснодарском крае в рамках подпрограммы «Повышение эффективности управления организациями и производственными процессами в организациях Краснодарского края» государственной программы «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края» в 2017 году гранты на внедрение технологий бережливого производства получили 10 предприятий, в том числе МУП «Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска».

МУП «Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска» представляет собой крупнейшее автотранспортное предприятие муниципального образования город-герой Новороссийск. С 2016 года предприятие

осуществляет перевозку пассажиров по троллейбусным и автобусным маршрутам, а также пригородным автобусным маршрутам на территории города.

В качестве пилотного подразделения для реализации проекта по внедрению технологий бережливого производства был выбран цех по ремонту автобусов.

МУП «Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска» осуществляет пассажирские перевозки автобусами большой вместимости по 6 городским и 6 пригородным маршрутам на территории муниципального образования город Новороссийск. На первом этапе реализации проекта был проведен анализ деятельности автобусного парка (Таблица 1)

На балансе предприятия находятся 33 низкопольных пассажирских автобусов: 28 автобусов моделей МАЗ-206 и МАЗ-226 и 5 автобусов

ЛиАЗ 429260.

Из 33 единиц транспортных средств (ТС) 4 единицы находятся в неудовлетворительном состоянии и их эксплуатация в настоящий момент невозможна:

Таблица 1 Основные характеристики эксплуатации и обслуживания автобусного парка МУП «Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска»

Основные характеристики Показатели

Количество автобусов в автопарке, ед: 33

из них: МАЗ-206 и МАЗ-226 28

ЛиАЗ 429260 5

Количество автобусов, находящихся в непригодном для эксплуатации состоянии, ед. 4

Количество водителей, чел 62

Выручка от реализации проездных билетов за 2016 г., тыс руб 25324950

Выручка от реализации проездных билетов за 10 месяцев 2017 г., тыс руб 20876000

Средняя дневная выручка от реализации проездных билетов, руб 94850

Средняя дневная выручка от реализации проездных билетов с одного автобуса, руб 3650

Количество автослесарей в цехе ремонта автобусов, чел 5

С ноября 2017 года МУП «Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска» был установлен муниципальный заказ, в соответствии с которым предприятие должно обеспечивать выход на маршруты не менее 28 единиц автобусов. В процессе анализа журналов выпуска транспортных средств на маршруты было выявлено, что предприятие не может обеспечивать муниципальный заказ в полном объеме. Анализ журналов въезда и выезда транспортных средств, журнала заявочного ремонта и данных диспетчерской службы показывают, что 1-3 единицы транспортных средств ежедневно простаивают.

Недостаточное количество транспортных средств на маршрутах приводит к следующим негативным последствиям:

1. Снижается выручка от продажи проездных билетов. Автобусы, не вышедшие на маршрут, не перевозят пассажиров и соответственно не приносят дохода.

2. Снижается пассажирооборот и доверие пассажиров к муниципальному транспорту из-за нарушения графика движения и длительного ожидание автобусов пассажирами.

Экономические потери от недостаточного количества транспортных средств на маршрутах составляют около 7300 руб в смену или почти 2 млн руб в год.

Причинами недостаточного количества транспортных средств на маршрутах являются:

1. Длительный ремонт поломок.

2. Частый сход автобусов с маршрутов по причине поломок.

Для решения выявленных проблем было предложено внедрение методов и инструментов всеобщего производительного обслуживание (Total Productive Maintenance - TPM).

TPM - это один из методов бережливого производства, применение которого позволяет снизить потери, связанные с простоями оборудования из-за поломок и избыточного обслуживания. Основная идея TPM - вовлечение в процесс обслуживания оборудования всего персонала предприятия, а не только соответствующих служб

[3].

Первый комплекс рекомендованных к внедрению мероприятий включал в себя формирование системы ежедневного осмотра транспортных средств водителями, в том числе:

- разработка визуальной инструкции по послерейсовому ежедневному осмотру для размещения в зоне осмотра и в кабине автобуса;

- разработка, утверждение и обозначение участков послерейсового ежедневного технического осмотра;

- разработка ключевых показателей эффективности (КР1) для водителей и контролирующих механиков.

С целью эффективного внедрения и закрепления системности выполнения ежедневного послерейсового

технического осмотра было рекомендовано внести в положение об оплате труда изменения по стимулированию водителей, слесарей и начальника цеха по ремонту автобусов индивидуальные показатели дополнительных выплат.

Для решения проблемы высокой продолжительности ремонта автобусов было предложено разработать систему контроля ремонта и ключевые показатели эффективности (КР1) для водителей и ремонтной бригады.

С целью обеспечения контроля выполнения аварийного ремонта рекомендовано разработать и утвердить нормативы по всем видам ремонта. Для установления нормативов времени необходимо провести картирование каждого вида ремонта и его хронометраж. В качестве примера специалистами рабочей группы был проведен хронометраж процесса замены дисков сцепления и построена диаграмма «спагетти». Результаты хронометража представлены в Таблице 2.

Общее время ремонта составило 136 минут 53 секунды. В процессе анализа были выявлены потери, общая продолжительность которых составила 23 минуты 33 секунды (17% от общей продолжительности ремонта).

Из них:

- лишние перемещения - 7 минут 2 секунды;

- излишняя обработка - 16 минут 31 секунда.

Таким образом, время создания ценности составило 113 минут 20 секунд. Данный показатель рекомендуется принять в качестве норматива выполнения замены дисков сцепления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2. Результаты хронометрирования процесса замены дисков сцепления

Операции Действия создающие ценность, мин Потери,мин

Демонтаж карданного вала 15:10 00:43

Принесли инструмент - 00:43

Демонтаж карданного вала 15:10 -

Демонтаж кулисы рычага КПП 09:11 -

Снятие 3-х датчиков 02:43 -

Установка тальки, крепление строп 05:15 03:48

Принесли тальку и стропы - 01:25

Установили тальку 03:10 -

Выравнивание положения тальки - 02:23

Крепление строп 02:05 -

Откручивание болтов крепления коробки к двигателю 04:50 -

Снятие коробки и опускание 12:12 08:42

Нашли и принесли трубу - 01:30

Сняли и опустили коробку 12:12 07:12

Демонтаж корзины 09:45 00:52

Принесли ключ-трещетку - 00:52

Сняли корзину 09:45 -

Замена дисков 00:40 02:32

Сходили за дисками - 02:32

Заменили диски 00:40 -

Монтаж корзины 09:52 -

Установка коробки 12:43 06:56

Закручивание болтов крепления коробки к двигателю 03:23 -

Установка датчиков 02:11 -

Монтаж кулисы рычага КПП 11:03 -

Монтаж карданного вала 14:22 -

Итого 113:20 23:33

Внедрение норм продолжительности ремонтных работ по времени позволит эффективнее вести контроль за своевременностью их выполнения. С целью визуализации процесса контроля ремонтных работ были разработаны и предложены к внедрению доска учета текущего ремонта и новая форма журнала аварийного ремонта.

Доска учета текущего ремонта позволит визуализировать контроль сроков выполнения ремонтных работ всеми работниками цеха, а информация о сроках выполнения работ даст возможность принять обоснованное решение о стимулировании работников.

Помимо отсутствия системы контроля сроков выполнения ремонтных работ, другой причиной высокой продолжительности ремонтов автобусов является отсутствие на складе необходимых запчастей и комплектующих.

Для устранения данной проблемы было предложено разработать систему формирования и контроля необходимых (востребованных) запасных частей. Внедрение данной системы должно включать в себя реализацию следующего комплекса мероприятий:

1. Анализ и ранжирование аварийных сходов автобусов по видам ремонта

2. Определение перечня запасных частей и комплектующих, требующих наличия неснижаемого остатка. Определение уровня неснижаемого остатка по каждому наименованию.

3. Разработка и внедрение системы обеспечения неснижаемого остатка отделом снабжения (Таблица 3).

4. Организация и стимулирование (КР1) работников склада и отдела снабжения по обеспечению неснижа-емого остатка.

Таблица 3. Алгоритм поддержания неснижаемого остатка запасных частей и комплектующих

Алгоритм Рекомендации

Осуществить закупку (поставку) запасных частей и комплектующих единовременно по всему списку и количеству из утвержденного неснижаемого остатка Учитывая сложное финансовое положение МУП «МПТН», сложившуюся систему закупок запасных частей и смену поставщика запасных частей с января 2018 года рекомендуем внести в техническое задание и в проект контракта закупок по ФЗ-44 условие возможного предоставления лимита запасных частей на сумму 750 000 руб с не более 25 % предоплатой. Предусмотреть в контракте рассрочку оплаты в течении 10 месяцев. Это позволит планировать суммы закупок при этом поддерживать их на небольшом уровне в пределах до 100 000 руб. в месяц и менее.

Организовать контроль остатков и формирования перечня запасных частей и комплектующих для восполнения, используя программное обеспечение (электронный канбан) С целью непрерывного контроля запасных частей из списка не-снижаемого остатка и оперативного формирования списка для их восполнения рекомендуется использовать возможности программы 1С (установлена на складе и в отделе закупок). Программа позволяет установить визуальное оповещение и количестве запасных частей. необходимости их восполнения с учетом сроков поставки. Это позволит оперативно принимать решение о необходимости восполнения запасных частей и оперативно формировать документы для их заказа у поставщика.

Организовать хранение на складе запасных частей и комплектующих из списка неснижаемого остатка по принципу супермаркета с использованием инструментов визуализации «маркировка» и «оконтуривание» Рекомендуется на складе провести маркировку мест хранения запасных частей из списка неснижаемого остатка одним цветом. Поскольку количество деталей по каждому наименованию, как правило, небольшое рекомендуется там, где возможно провести оконтуривание тем же цветом или зонирование места хранения каждой детали или маркировка цветом тары хранения. Пустые места оконтуривания, зонирования или неполные маркированные тары будут способствовать безошибочному отслеживанию наличия запасных частей и корректировки их численности в программе 1С.

Осуществлять закупки (пополнение) неснижаемого остатка не реже двух раз в месяц по факту потребности из списка неснижаемого остатка Рекомендуется производить заказ запасных частей из списка неснижаемого остатка не реже двух раз в месяц или сразу в случае необходимости срочного (срок с учетом времени оформления и доставки) восполнения хотя бы по одному наименованию. С целью сокращения сроков поставки, ее стоимости на небольшие объемы поставок рекомендуется рассмотреть варианты поставок транспортными компаниями, осуществляющими перевозки сборных грузов. По более габаритным наименованиям можно установить иной порядок доставки (например, один раз в месяц вместе с запасными частями не входящими в неснижаемый остаток). Это позволит сократить сроки поставки запасных частей до 23 дней, что критически важно для быстрого ремонта. Кроме того, это позволит закупать небольшими партиями, планировать небольшие суммы закупок в пределах до 100 000 руб. в месяц и менее.

Предложенный алгоритм позволит обеспечить оптимальную номенклатуру и количество запасных частей и комплектующих, что позволит обеспечить своевременность выполнения ремонтных работ, и, соответственно, обеспечить выход на маршруты необходимого количества транспортных средств в соответствии с муниципальным заказом.

Таким образом, результатом внедрения системы TPM в МУП «Муниципальный пассажирский транспорт Новороссийска» должны стать:

- организация постоянного контроля технического состояния транспортных средств со стороны водителей;

- оптимизация процессов ремонта транспортных средств;

- бесперебойное обеспечение ремонтных служб расходными материалами и комплектующими;

- разработанная система показателей эффективности (KPI) для водителей и ремонтных служб;

- четко разграниченная ответственность за обеспечение необходимого количества транспортных средств на маршрутах;

- повышение уровня дисциплины работников и разработанная система мотивации.

В ходе разработки предложений по внедрению метода всеобщего производительного обслуживания (TPM) был использованы следующие инструменты бережливого производства:

1. Стандартизация.

- разработаны визуальные стандарты ежедневного технического осмотра транспортных средств водителями. Стандарты размещены в цехе и в кабине каждого водителя каждого транспортного средства;

- разработан стандарт (блок-схема) поддержания неснижаемого остатка запасных частей и комплектующих.

2. Визуализация- разработана доска учета текущего ремонта.

3. Хронометраж и диаграмма «Спагетти» - проведен хронометраж и картирование процесса замены дисков сцепления.

Источники:

1. Гринин А. Управление заводом в стиле Кайдзен. - М.: Альпина Паблишер, 2012. - 189 с.

2. Кудряков В.Г., Мирончук В.А. Развитие преподавания дисциплины «бережливые технологии» в учебном процессе. / В сборнике: Качество современных образовательных услуг - основа конкурентоспособности вуза: сборник статей по материалам межфакультетской учебно-методической конференции. Ответственный за выпуск М. В. Шаталова.- 2016.- С. 349351.

3. Сычанина С.Н. Использование бережливых технологий в управлении персоналом организации. / В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса: сборник статей по материалам 72-й научно-практической конференции преподавателей по итогам НИР за 2016 г. 2017. С. 491-492.

4. Сычанина С. Н., Мирончук В. А., Шолин Ю. А. Бережливое управление: методы и инструменты бережливого производства в муниципальном управлении, перспективы и практика применения // Бизнес. Образование. Право.-2018- № 4.-С. 198-203.

5. Такмашева И.В., Тяглов С.Г. Развитие бережливого производства в условиях трансформации региональной экономики // JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION.- 2010.- №1(10).- С. 107-119

6. Шолин Ю.А. Ценности и потери. / В сборнике: Повышение производительности труда как стратегический фактор конкурентоспособности. - Материалы научно-практической конференции.-2017.- С. 242-248.

Sources:

1. Grinin A. Management in the style of Kaizen. - M.: Alpina Publisher, 2012. - 189 p

2. Kudryakov V. G., Mironchuk V. A. Development of teaching the discipline "lean technologies" in the educational process. / In the collection: the Quality of modern educational services - the basis of competitiveness of the University: a collection of articles on the materials of inter-faculty educational conference. Responsible for the release of M. Shatalov . 2016. P. 349-351.

3. Sychanina S. N. The use of lean in the organization of personnel management. / In the collection: Scientific support of agro-industrial complex: collection of articles on the materials of the 72nd scientific - practical conference of teachers on the results of research for 2016. 2017. P. 491-492.

4. Sychanina S. N., Mironchuk V. A., Sholin Y. A. Lean Management: Methods and Tools for Lean Production in Municipal Management, Prospects and Practice of Use // Business. Education. Right.- 2018- № 4.- P. 198-203.

5. Takmasheva I.V., Tyaglov S.G. The development of lean production in the conditions of transformation of the regional economy // JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION.- 2010.- №1 (10) .- P. 107-119

6. Sholin Y. A. Values and losses. / In the collection: increasing productivity as a strategic factor of competitiveness. -Materials of scientific and practical conference. 2017. P. 242-248.

Н.В. Фалина - доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности, к.э.н., Кубанский государственный аграрный университет (natakka@yandex.ru),

N. V. Falina - associate Professor of the Department of Economics and foreign economic activity, Cand. Ekon.D., Kuban state agrarian University;

Б.З. Кохужева - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет (kohuzheva@yandex.ru),

B.Z. Kohuzheva - undergraduate, Kuban state agrarian University;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.