Научная статья на тему 'Внедрение структурно-функциональной модели мотивационного управления инновационной деятельностью педагогических работников'

Внедрение структурно-функциональной модели мотивационного управления инновационной деятельностью педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL / PEDAGOGICAL ACTIVITY / MOTIVATIONAL MANAGEMENT / INNOVATIVE ACTIVITY OF TEACHERS / PROFESSIONAL ACTIVITY OF TEACHERS / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Оганесян Л.Л., Оганесян Т.Л., Фоменко Е.В., Городова А.П.

В статье рассматривается процесс внедрения структурно-функциональной модели мотивационного управления инновационной деятельностью педагогических работников Инновационная деятельность учителя как разновидность педагогической деятельности и творческий процесс является объектом управления и ее инновационность зависит от мотивации, определяющей содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. Сложные социально-экономические условия развития общества обострили проблемы, связанные с мотивацией и стимулированием инновационной деятельности учителей в условиях образовательного учреждения. Следует отметить изменения в отношениях между учителями и руководителем. Руководители считают, что произошло изменение характера задаваемых вопросов со стороны учителей (они стали носить конкретный характер, связаны с решением актуальных проблем), произошел рост познавательной активности, стали развиваться потребности в самообразовательной деятельности, произошла активизация инновационной деятельности учителей. Таким образом, в процессе исследования установлено, что реализация предлагаемой структурнофункциональной модели мотивационного управления на уровне заместителя директора школы обеспечивает развитие инновационных процессов, самореализацию учителей в инновационной деятельности, а ее эффективность подтверждается результатами диагностики на разных этапах опытно-экспериментального исследования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Оганесян Л.Л., Оганесян Т.Л., Фоменко Е.В., Городова А.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the structural-functional model of motivational management innovative activities of teachers

The article discusses the process of implementing the structural-functional model of motivational management of innovative activities of teachers The innovative activity of a teacher as a kind of pedagogical activity and the creative process is an object of management and its innovativeness depends on motivation, which determines the content, orientation and nature of an individual’s activity, its behavior. Complicated socio-economic conditions for the development of society have exacerbated the problems associated with the motivation and stimulation of innovative activities of teachers in an educational institution. It should be noted the changes in the relationship between teachers and the leader. The leaders believe that the nature of the asked questions has changed on the part of teachers (they began to have a specific character, are associated with solving urgent problems), there has been an increase in cognitive activity, the need for self-educational activity has begun to develop, and innovative activities of teachers have intensified. Thus, in the course of the study, it was found that the implementation of the proposed structural-functional model of motivational management at the level of the deputy principal of the school ensures the development of innovative processes, the self-realization of teachers in innovative activities, and its effectiveness is confirmed by the results of diagnostics at different stages of the experimental research.

Текст научной работы на тему «Внедрение структурно-функциональной модели мотивационного управления инновационной деятельностью педагогических работников»

Л.Л. Оганесян - доцент кафедры экономики, менеджмента и гуманитарных дисциплин, канд. экон. наук, ЧОУ ВО Южный институт менеджмента,

L.L. Oganesyan - the senior lecturer of Department of Economics, Management, Marketing and Humanities, Candidate of Economic Science, associate professor of economics, Private Higher Education Institution Southern Institute Of Management;

Т.Л. Оганесян - доцент кафедры государственного и муниципального управления, канд. экон. наук, Кубанский государственный политехнический университет,

T.L. Oganesyan - the senior lecturer of chair of state and municipal management, Candidate of Economic Science, associate professor of economics, Kuban state technological University;

Е.В. Фоменко - к.г.н.,

E.V. Fomenko - Candidate of Economic Science, associate professor of geography;

А.П. Городова - магистр менеджмента,

A.P. Gorodova - master's degree in management.

ВНЕДРЕНИЕ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МОДЕЛИ МОТИВАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ INTRODUCTION OF THE STRUCTURAL-FUNCTIONAL MODEL OF MOTIVATIONAL MANAGEMENT OF INNOVATIVE ACTIVITY OF PEDAGOGICAL WORKERS

Аннотация. В статье рассматривается процесс внедрения структурно-функциональной модели моти-вационного управления инновационной деятельностью педагогических работников

Инновационная деятельность учителя как разновидность педагогической деятельности и творческий процесс является объектом управления и ее инновационность зависит от мотивации, определяющей содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Сложные социально-экономические условия развития общества обострили проблемы, связанные с мотивацией и стимулированием инновационной деятельности учителей в условиях образовательного учреждения.

Следует отметить изменения в отношениях между учителями и руководителем. Руководители считают, что произошло изменение характера задаваемых вопросов со стороны учителей (они стали носить конкретный характер, связаны с решением актуальных проблем), произошел рост познавательной активности, стали развиваться потребности в самообразовательной деятельности, произошла активизация инновационной деятельности учителей.

Таким образом, в процессе исследования установлено, что реализация предлагаемой структурно-функциональной модели мотивационного управления на уровне заместителя директора школы обеспечивает развитие инновационных процессов, самореализацию учителей в инновационной деятельности, а ее эффективность подтверждается результатами диагностики на разных этапах опытно-экспериментального исследования.

Annotation. The article discusses the process of implementing the structural-functional model of motivational management of innovative activities of teachers

The innovative activity of a teacher as a kind of pedagogical activity and the creative process is an object of management and its innovativeness depends on motivation, which determines the content, orientation and nature of an individual's activity, its behavior.

Complicated socio-economic conditions for the development of society have exacerbated the problems associated with the motivation and stimulation of innovative activities of teachers in an educational institution.

It should be noted the changes in the relationship between teachers and the leader. The leaders believe that the nature of the asked questions has changed on the part of teachers (they began to have a specific character, are associated with solving urgent problems), there has been an increase in cognitive activity, the need for self-educational activity has begun to develop, and innovative activities of teachers have intensified.

Thus, in the course of the study, it was found that the implementation of the proposed structural-functional model of motivational management at the level of the deputy principal of the school ensures the development of innovative processes, the self-realization of teachers in innovative activities, and its effectiveness is confirmed by the results of diagnostics at different stages of the experimental research.

Ключевые слова: структурно-функциональная модель, педагогическая деятельность, мотивационное управление, инновационная деятельность учителей, профессиональная деятельность учителей

Keywords: structural-functional model, pedagogical activity, motivational management, innovative activity of teachers, professional activity of teachers

Активизация инновационных процессов, обеспечивающих создание развивающейся и развивающей школы, усилила необходимость в педагогических работниках, которые ориентируются в современной педагогической науке и готовы включиться в инновационную деятельность.

Инновационная деятельность учителя как разновидность педагогической деятельности и творческий процесс является объектом управления и ее инновационность зависит от мотивации, определяющей содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Сложные социально-экономические условия развития общества обострили проблемы, связанные с мотивацией и стимулированием инновационной деятельности учителей в условиях образовательного учреждения.

В рамках системно-деятельностного подхода необходимо осуществить отбор содержания, форм и методов управленческой деятельности в соответствии с целями. Был выбран комплексный метод исследования, в рамках которого можно осуществлять разработку способов и средств управления развитием мотивированности учителей на самореализацию, формирование их готовности к инновационной деятельности [3].

Этот метод, по мнению авторов призван обеспечить связь между теорией и практикой, повышение эффективности мотивационного управления развитием инновационной деятельности учителей на уровне заместителя директора школы.

Учитывая, что эффект мотивационного управления достигается за счет стимулирования, таким комплексным методом явился метод конструирования стимульных ситуаций. Стимульная ситуация направлена на разрушение соответствующих антистимулов в деятельности коллектива и формирование стимулирующей напряженности с ее конкретными следствиями, адекватными предписываемой руководителем норме-образцу [2].

В данном исследовании стимульная ситуация будет рассмотрена как ситуация сотрудничества, совокупность взаимных действий и отношений между руководителем и учителем, обеспечивающую развитие их профессиональных и личностных качеств, самореализацию учителей в инновационной деятельности.

В настоящем исследовании использовались ситуации четырех видов:

- мобилизационно-побудительные (создание ситуации критической самооценки через совместное конструирование модели эффективной педагогической деятельности и стартовой экспертной оценки субъектного опыта учителя);

- проектировочно-прогностические (личностно-мотивированное сопровождение рефлексии субъектного опыта, проектирования и реализации инновационной деятельности учителя);

- творческо-стимулирующие (активизация научно-методической поддержки и сопровождения инновационных процессов, реклама педагогических инициатив и достижений с учетом фасилитации);

- аттестационно-диагностические (мониторинг учебно-методической работы учителя и экспертиза профессиональной компетентности учителя в межаттестационный период).

Такое деление ситуации оправдано логикой выбранной нами стратегии мотивационного управления инновационной деятельностью учителей на уровне заместителя директора школы.

Преобразующий этап имел своей целью проверить на практике эффективность разработанной технологии мотивационного управления инновационной деятельностью учителей на уровне заместителя директора в условиях школ разного типа, оценить изменения в инновационной направленности деятельности учителей сельских и городских школ.

Выводы об отсутствии целенаправленной работы по управлению развитием инновационных процессов, мотивирования учителей к инновационной деятельности на констатирующем этапе исследования послужили основой для активизации самообразовательной деятельности руководителей школы и нововведений во внутришкольное управление [5].

Решение выявленных проблем и поставленных задач - процесс долговременный, поэтому на первом этапе предстояло определить пути обновления внутришкольного управления, обеспечивающие изменение мотивов педагогической деятельности, повышение профессиональной компетентности учителей и развитие инновационных процессов.

Изучение классификации подходов к внутришкольному управлению, теории менеджмента позволили разобраться в сложной иерархии проблем в управленческой деятельности руководителей школы и руководителей методических служб, выделить главную цель и «работающие» на нее конкретные частные подцели, разработать инновационную карту [1]. Этап разработки инновационной карты - один из самых трудоемких, требующий глубокого понимания теории той проблемы, на решение которой направлено новшество, осмысление ее выбора и обновления вариантов, разрешения выявленного противоречия. Поэтому важно, чтобы, организуя работу педколлектива по разработке и использованию инновации, заместитель директора умел сам ее составлять.

Логика нашего исследования состояла в том, что процесс обновления внутришкольного управления следует начать с упорядочения своего труда, представления границ своей работы в рамках реализации мотивационной функции управления. Анализ всей деятельности на этапе созидательного этапа исследования становится более продуктивным, если выстраивается в логике гипотетической модели мотивационного управления инновационной деятельностью учителей на уровне заместителя директора школы.

Важно отметить, что подготовительный этап нашего исследования частично решил задачу первого этапа мотивационного управления в деятельности заместителя директора школы: сформировалась информационно-аналитическая основа процесса мотивирования. Именно она послужила исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определила организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служила нормой для контроля (экспертизы) и диагностической оценки фактических результатов, позволила регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и

деятельность всех его участников по разработанной программе (таблица 1), т.е. обеспечила мобилизацию и побуждение учителей на инновационную деятельность.

Мы посчитали необходимым проведение, заявленных в программе организационно-методических мероприятий, в форме проблемно-ролевых, проблемно-деятельностных игр, тренингов, направленных на формирование у руководителей и учителей таких качеств, как эмпатия (способность понимать мир другого человека), динамизм личности (способность к активному воздействию на другого человека), профессиональное самосознание, коммуникативность, профессиональную зоркость, педагогическую интуицию [2].

Понимая всю меру ответственности при проведении проблемно-деятельностных игр (их результат продуцировал инновационное решение проблем, давал возможность преобразования личности играющих), их организаторам и участникам предоставлялась возможность пройти специальную подготовку, пользоваться достоверной информацией о проблемах школы, иметь «веер» возможных вариантов их решения.

Речь идет об уровне подготовки к участию в играх всех членов педагогического коллектива. Решение этой проблемы было связано с проведением шестидневного методологического семинара «Новые педагогические технологии в образовании». «Погружение» учителей в мир проблем в образовании, рефлексивный анализ, критика и построение нормы-образца «новой» деятельности учителя определяли исход этой работы: учителя познакомились с системно-деятельностным подходом в образовании, освоили элементы игровых и групповых технологий.

Поэтому в дальнейшем руководителям открывалась возможность активизировать деятельностный подход в организации научно-методической работы.

Аналитическая группа обобщила материалы педагогического совета и разработала методические рекомендации по проведению аттестационных испытаний. В процессе разработки методических рекомендаций, последующей самооценке и взаимооценке педагогических знаний и умений по составленной программе у учителей формировалась четкая установка на объективность при аттестации. Учителя понимали, что от их решения сегодня зависит оптимальность аттестации, правильность оценочных суждений эксперта. Аттестация, выступающая ранее как мера материального поощрения, стала ведущим фактором морального поощрения (стало престижно иметь квалификационную категорию) [4].

В ходе индивидуальных бесед, консультаций, посвященных выявленным проблемам, учителям предлагалось ответить на вопросы: «В чем причина сложившейся ситуации?», «Что можно сделать, чтобы ее изменить?», «Что Вам нужно изменить в своей работе?», «Как определить эффективность Вашей работы?» Это давало возможность обсудить с учителем разнообразные ситуации в его педагогической деятельности, связанные с выражением различных отношений к себе, к педагогической профессии, с его статусом в школе, определить технологическую готовность к инновационной деятельности.

Гуманистическая направленность, сочетание управления с развитием инициативы и творчества, взаимосвязи уважения к личности с разумной требовательностью, сотрудничество, психолого-педагогическая поддержка и сопровождение учителя на адаптационном этапе развивали ситуацию установки на инновационную деятельность. Наблюдение уроков, обучение учителей их самоанализу, организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов, реализация антистрессовой программы в работе с учителем - неполный перечень оздоровительных и методических мероприятий для учителей, организованных заместителем директора школы.

В ходе обсуждения проблемы педагогического исследования каждый учитель составлял индивидуальный план подготовки к аттестации, прогнозировал результаты образовательного процесса. В соответствии с планом мероприятий был проведен педагогический совет «Мониторинг профессионально-личностного развития как условие повышения эффективности педагогической деятельности учителя». Выбор темы был обусловлен проблемой сбора, хранения, обработки и распространения информации об учебно-методической работе учителя. Мы полагали, что решить эту проблему должны сами учителя, ибо информация об их деятельности является значимой, в первую очередь, для них самих и обучаемых ими детей [3].

Мы полагали, что в результате такой работы у учителей будет развиваться потребность в самообразовании, саморазвитии, самосовершенствовании своей учебно-методической деятельности, формироваться позитивное отношение к инновациям, развиваться способность к самоуправлению.

Реализуя проектировочно-прогностическую функцию на адаптационном этапе, заместитель директора обеспечивал развитие у учителей готовности к нововведениям, способности к самоуправлению (самоанализ, самопланирование, самоорганизация, самоконтроль и саморегулирование). Учителя отмечали, что появилась возможность действовать самостоятельно, выявились перспективы продвижения в карьере, возникло ощущения успеха, признания и одобрения. Мотивы включенности в коллектив плавно преобразовывались в мотивы самооценки, самореализации, саморазвития в педагогической деятельности. Личностное отношение учителя к инновациям, направленным на обновление образовательного процесса, осознание потребности в них, развитии творческого потенциала определили содержание, формы и методы работы с учителем на практическом этапе.

Реализация творческо-стимулирующей деятельности руководителей школы на этом этапе была связана с расширением возможностей профессионально-личностного и культуротворческого общения. Этому способствовал проблемный, диалогический дискуссионный характер организуемых в школе форм научно-методической учебы. Взаимный обмен информацией, совместное обнаружение и формулировка проблем, поиск

творческих решений педагогических задач, совместное эмоциональное восприятие событий и явлений порождало атмосферу творчества. Это, в свою очередь, порождало общность переживаний, потребность в осмыслении, рефлексии себя и своей деятельности.

Особое место на этом этапе отводилось самообразовательной деятельности учителя. Наши наблюдения показывали, что учителя приобретают большое количество литературы (благо сейчас ее достаточно), но не умеют с ней целенаправленно работать. Обеспечивая системообразующую связь и целостность в самообразовательной деятельности, учителям было предложено составить библиографию имеющихся в наличии книг в рамках единой методической темы. Кроме того, им предлагалось выбрать одну из книг, статей и после ее прочтения подготовить аннотацию и заполнить информационный бланк.

Обязательно указывались данные об учителе, у которого данная книга, статья были в наличии. Таким образом, формировался дополнительный информационно-методический банк педагогических изданий, что обеспечивало овладение учителем техникой и культурой умственного труда, рациональную организацию труда, в первую очередь, учителя и руководителя школы, расширялся круг общения [5].

Расширение связей с культурно-досуговыми, психологическими и методическими службами, наличие обязательного методического дня для каждого учителя обеспечивали развитие познавательной активности, потребности учителей в самореализации. Коллективное и индивидуальное самообразование, сотворчество успешно осуществлялось на возрождающихся педагогических чтениях, педагогических рингах, конкурсах «Учитель года», аукционах педагогических идей, фестивалях.

Особое значение на этом этапе имела подготовка учителя к выступлению на научно-практических конференциях разного уровня, т.к. эта форма аттестационного испытания в наибольшей степени использовалась учителями. Выступление учителя в рамках творческого отчета подтверждалось демонстрацией фрагментов учебного занятия, выставкой достижений субъектов образовательного процесса. Умение учителя представить на учебном занятии приемы, методы, формы организации учебно-познавательной деятельности в рамках проблемы своего исследования подчеркивает высокий уровень его компетентности, а содержание выставочных материалов отражает степень проявления творчества и самостоятельности субъектов образовательного процесса.

Следует отметить, что содержание методического сопровождения в профессиональных объединениях строилось с учетом требований нормы-образца при аттестации, носило практико-ориентированный характер. Учителя имели возможность участвовать в работе различных профессиональных объединений, так как они проводились еженедельно для каждой группы отдельно.

Позитивные изменения в деятельности учителей на этом этапе характеризовались изменением мотивов и потребностей педагогов: увеличилась доля учителей с устойчиво проявляющейся мотивационно-творческой направленностью на преобразования и постоянное совершенствование педагогической деятельности, ищущих в работе самовыражения, самоутверждения, сопричастности к общим целям и задачам [6].

В образовательном процессе экспериментальных школ активно внедрялись педагогические инновации. Важно отметить, что существенно изменился уровень творческого потенциала учителей, они овладели приемами развития творческих возможностей учащихся, умело сочетали различные виды творческих работ на уроках, проводились конкурсы «Я сам», «Мир моих увлечений».

В совместной деятельности учителей школ создавались ситуации успеха, шло осмысление философии и миссии школы, строилась модель, формулировалась гипотеза проводимого исследования и программа его реализации. Совместная деятельность по разработке этих исследований играла роль «пускового механизма» (мотиватора, мобилизатора) в побуждении учителей воссоздающего и творческого воображения, эмоциональной реакции, инновационного мышления.

Оценочно-диагностический этап был направлен на выработку позиции учителя, готовности к самоуправлению. Используя метод «развивающейся кооперации», заместитель директора объединил в единую группу членов аттестационных комиссий и экспертных групп, расширяя при этом функции контроля, подчеркивая значение таких методов контроля, как метод компетентных судей, взаимных рекомендаций, самооценки, анкетных данных, медико-психолого-педагогического консилиума.

Организуя межгрупповое общение, заместитель директора школы как главный эксперт обеспечивал реализацию принципов аттестации, системный подход к оценке деятельности учителя при аттестации. Разработка (корректировка, адаптация) на педагогическом совете программы проведения аттестационных испытаний снижала тревожность и повышала интерес к экспертной деятельности. При такой форме работы все учителя связаны друг с другом, роли и позиции их в педагогическом коллективе меняются в зависимости от ситуации. Они одновременно могут быть и методистами, и экспертами, и методологами, и фасилитаторами [2].

Таблица 1 - Программа научно-методического сопровождения развития инновационной

деятельности учителей

Этап Форма и содержание организационно-методических мероприятий Задачи Сроки проведения, ответственный

Психолого-педагогический семинар Актуализация проблемы повышения Сентябрь,

Требования к личности учителя в усло- профессиональной компетентности заместитель дирек-

виях высокотехнологического общества педагогических работников. тора, психолог.

л Совещание при директоре. Знакомство с нормативными доку- Октябрь,

и Л Критерии оценки профессиональной ментами по аттестации педагогиче- директор, предсе-

<и н компетентности педагогических работ- ских работников. датель аттестаци-

к « ников при аттестации. онной комиссии.

о н Педагогический совет. Разработка программы изучения и Ноябрь,

и ч Профессиональная компетентность учи- оценки профессиональной компе- директор, замести-

С теля. тентности педагогических работников. тель директора, председатель аттестационной комиссии.

Совещание при заместителе директора. Пробуждение у учителей интереса к Декабрь,

=0 Анализ учебно-методической работы по поиску и анализу собственной педа- заместитель дирек-

я И предмету. Индивидуальные и групповые гогической деятельности. тора.

к о консультации.

я и Педагогический совет. Разработка модели мониторинга Декабрь,

н а Мониторинг профессионально- лич- профессионального личностного руководители

ностного развития как условие повыше- развития учителя и эффективности школы, психолог,

ния эффективности педагогической деятельности учителя. его деятельности. социальный педагог.

Административное совещание. Оценка возможности научно-мето- Февраль,

Развитие инновационных процессов в дического сопровождения иннова- директор.

« школе. ционных процессов.

Методологический семинар. Создание условий для целенаправ- Март,

о <и Организация и проведение педагогиче- ленной поисковой деятельности учи- заместитель дирек-

« £ Л ского исследования. теля-исследователя. тора.

Научно-методический совет. Корректировка структурно-функци- Март, председа-

£ Обновление научно-методической ра- ональной модели научно- методиче- тель научно-мето-

боты как условие развития инновацион- ской работы. дического совета.

ных процессов.

Работа в творческих группах.

Педагогический совет. Обсуждение и утверждение про- Март,

8.« о 3 Содержание и методика проведения ат- граммы проведения аттестационных председатель пе-

тестационных испытаний. испытаний. дагогического со-

м Д р э вета.

л я 5 8 Ярмарка педагогических идей. Экспер- Защита индивидуальных творческих Апрель,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о -е тиза учебных занятий и внеклассных, внеурочных мероприятий проектов. руководителя ШМО

В результате поискового этапа опытно-экспериментальной нами была проработана и уточнена гипотеза исследования, а содержание мотивационного управления развитием инновационной деятельности учителей в межаттестационный период оформлено в виде таблицы 2.

Таким образом, управляя развитием потребностей учителей заместитель директора школы организовывал их многократное прохождение через проблемные ситуации, что вело к совершенствованию навыков самоанализа, самопланирования, самоконтроля и способствовало развитию творческого потенциала, мотивационной и технологической готовности учителей к нововведениям, развитию мотивационной среды. Организуя взаимопомощь, взаимоконтроль, поиск ошибок и способов их решения, заместитель директора школы обеспечивал расширение возможностей для устранения неопределенности и затруднений, принятия решение о прохождении аттестации, освоении нововведения учителем [3].

Самооценка и взаимооценка профессиональной компетентности показала положительную динамику сформированности профессиональных умений учителей, повышение их квалификации, изменились мотивы педагогической деятельности учителей.

Таблица 2 - Содержание мотивационного управления развитием инновационных процессов на уровне деятельности заместителя директора школы_

Функция Цель деятельности Вид деятельности Результат

1 Обеспечить мотивацион- - изучение ожидании, возможно- - осознание учителями личной зна-

о к 5 ный выбор инновации сти и положение учителя в кол- чимости новшества, возможностей и

о й к л ^ лективе; способов его осуществления;

Щ - выявление существующих или - осознание учителем значимости

к ю fi ю возможных психологических ба- инновации для всего коллектива,

рьеров; учеников, родителей;

о § - выработка способов устранения психологических барьеров -активное позитивное отношение учителей к инновациям

1 § § Обеспечить теоретиче- - установление связей с наукой, - сформированность учителями про-

1 о <ц скую и практическую организация теоретических про- блемы и определение путей ее реше-

и о подготовку к разработке блемных семинаров, научное ния;

^ н о новшества консультирование, научное руко- -готовность учителей к нововведе-

13 о к водство; ниям, проведению опытно-экспери-

о О - создание творческих групп по ментальной работы.

с с осуществлению поиска новшеств

§ Обеспечить разработку - опережающее обучение учите- - разработка и реализация проекта, мо-

i педагогических иннова- лей, консультирование; -органи- дели новшества;

^ о. ций, реализацию про- зация консультаций специали- - разработка карт используемых и

& грамм опытно-поисковой, стов; осваиваемых инноваций, программ

¡г опытно-эксперименталь- - создание творческих групп, ка- опытно-поисковой и опытно-экспери-

в ной работы федр с целью организации кол- ментальной работы.

0 1 о лективной мыслительной дея- - развитие творческой активности кол-

и о тельности и повышение научной лектива;

<и V а обоснованности разработок; - структурное и содержательно е изме-

о и - стимулирование инновационной нение в организации педпроцесса (об-

н деятельности педагогов новление)

1 й Обеспечить объектив- - обобщения и систематизация и - выпуск информационных сборни-

1 § и о ную оценку эффективно- материализация инновационного ков, пополнение банка инновации и

о 13 й сти разрабатываемых и опыта; достижении, видеобанка

щ н о осваиваемых инноваций - организация и проведение форм - поощрение участников инноваци-

аттестационных испытаний; онных преобразований средствами

н о о К - реклама педагогических идей и аттестации

ё и достижений субъектов образова-

< тельного процесса

Таким образом, мобилизационно-побудительная деятельность заместителя директора способствовала адаптации учителя к новой роли после аттестации, проектировочно-прогностическая и творческо-стимулирующая - развитию готовности к нововведениям, творческого потенциала учителя в межаттестационный период, аттестационно-диагностическая обеспечивала формирование адекватной самооценки учителя, способности к самоуправлению.

Следует отметить изменения в отношениях между учителями и руководителем. Руководители считают, что произошло изменение характера задаваемых вопросов со стороны учителей (они стали носить конкретный характер, связаны с решением актуальных проблем), произошел рост познавательной активности, стали развиваться потребности в самообразовательной деятельности, произошла активизация инновационной деятельности учителей.

Таким образом, в процессе исследования установлено, что реализация предлагаемой структурно-функциональной модели мотивационного управления на уровне заместителя директора школы обеспечивает развитие инновационных процессов, самореализацию учителей в инновационной деятельности, а ее эффективность подтверждается результатами диагностики на разных этапах опытно-экспериментального исследования.

Источники:

1. Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Сопротивление инновациям: сущность, способы профилактики и преодоления // Образование и наука. - 2014. - № 3 (112). - С. 3-21.

2. Офицерова А.В. Условия повышения эффективности управления общеобразовательной организацией // Молодой ученый. - 2017. - № 24 (158). - С. 376-380.

3. Коваль Н.Н. Системно-деятельностный научно обоснованный подход к управлению школой // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2015. - № 2 (11). - С. 37-41.

4. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Управление процессом профессионального развития руководителя общеобразовательной организации по реализации фгос общего образования // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2016. - № 4 (31). - С. 63-71.

5. Офицерова А.В. Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления // Молодой ученый. - 2017. - № 23 (157). - С. 319-323.

6. Соломко Л.Р. Современные возможности по управлению персоналом // Менеджмент и кадры: психология

управления, соционика и социология. - 2015. - № 4 (148). - С. 5-8.

Sources:

1. Zagvyazinsky V.I., Strokova T.A. Resistance to innovation: essence, methods of prevention and overcoming // Education and Science. - 2014. - No. 3 (112). - S. 3-21.

2. Ofitserova A.V. Conditions for increasing the efficiency of managing a general educational organization // Young scientist.

- 2017. - No. 24 (158). - S. 376-380.

3. Koval N.N. System-activity science-based approach to school management // Azimuth of scientific research: economics and management. - 2015. - No. 2 (11). - S. 37-41.

4. Logvinova I.M., Kopoteva G.L. Management of the process of professional development of the head of a general educational organization for the implementation of federal state education standards for general education // Domestic and foreign pedagogy.

- 2016. - No. 4 (31). - S. 63-71.

5. Ofitserova A.V. The system of stimulation and motivation of the activity of employees of a general educational organization as a means of management // Young Scientist. - 2017. - No. 23 (157). - S. 319-323.

6. Solomko L.R. Modern opportunities for personnel management // Management and personnel: management psychology, socionics and sociology. - 2015. - No. 4 (148). - S. 5-8.

М.А. Олейник - старший преподаватель кафедры аудита, Кубанский государственный аграрный университет, link1969@mail.ru,

М.А. Oleynik - senior lecturer of the audit department, Kuban State Agrarian University;

Д.Р.Агирова - студент Кубанского государственного аграрного университета, agirowa.di-anka@mail.ru,

D.R. Agirova - student of the Kuban State Agrarian University;

Л.Б. Абазалиева - студент Кубанского государственного аграрного университета leylab-azalieva@gmail.com,

L.B. Abazalieva - student of the Kuban State Agrarian University.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПАСПОРТА РЕГИОНА JUSTIFICATION FOR THE APPLICATION OF THE TAX PASSPORT OF THE REGION

Аннотация. В статье рассматриваются статистические и налоговые показатели, влияющие на формирование налогового потенциала Краснодарского края. Проведен анализ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, а также дана оценка налогового потенциала и налоговой нагрузки как по отдельным видам налогов, так и по видам экономической деятельности. Автор определяет Налоговый паспорт региона как комплексный документ, содержащий сведения о налоговом потенциале рассматриваемого региона и направленный, в первую очередь, на нужды государственных органов власти федерального и регионального уровней. Его применение связано с потребностями своевременного и точного прогнозирования и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему РФ с учетом региональных особенностей субъекта Российской Федерации, а в данном случае особенностей Краснодарского края, вследствие чего поднимается вопрос повышения эффективности стратегического планирования и прогнозирования налоговых поступлений.

Annotation. The article considers statistical and tax indicators affecting the formation of tax potential of Krasnodar krai. The analysis of the social and economic development of the subject of the Russian Federation was carried out, as well as an assessment of the tax potential and tax burden both by certain types of taxes and by types of economic activity. The author defines the Tax Passport of the region as a comprehensive document containing information on the tax potential of the region under consideration and directed primarily to the needs of state authorities at the federal and regional levels. Its application is related to the needs of timely and accurate forecasting and planning of tax revenues to the budget system of the Russian Federation taking into account the regional peculiarities of the subject of the Russian Federation, and in this case the the peculiarities Krasnodar krai, which raises the issue of improving the efficiency of strategic planning and forecasting of tax revenues.

Ключевые слова: налоги, налоговый паспорт, налоговый потенциал, налоговые доходы, собираемость налогов, налоговое планирование, комплексный анализ.

Keywords: taxes, tax passport, tax capacity, tax revenue, tax collection, tax planning, integrated analysis.

На современном этапе развития инновационной экономики Российской Федерации в целях обеспечения финансово-экономической стабильности субъектов посредством увеличения доходной части бюджетов всех уровней, достижения их сбалансированности, особую значимость приобретает процесс квалифицированного налогового прогнозирования и планирования.

Исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы по видам налогов, необходимость анализа исполнения текущих налоговых обязательств, мониторинга и прогноза социально-экономического развития в разрезе отдельных субъектов государства. Информационной базой в данном случае выступает система Налоговых паспортов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.