Научная статья на тему 'Методика применения коллективной поисковой деятельности как средства развития методического мышления учителя'

Методика применения коллективной поисковой деятельности как средства развития методического мышления учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
312
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКТИВНАЯ ПОИСКОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ / МЕТОДИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ УЧИТЕЛЯ / TEACHER’ METHODICAL THINKING / COLLECTIVE SEARCH ACTIVITY / DEVELOPMENT METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Луиза Вахаевна

Для воплощения любой педагогической теории в практику необходимо теоретические положения трансформировать в методику обучения. Развитие любых способностей человека, в том числе и мыслительных, происходит только в деятельности, которую специально организуют посредством создания требуемых педагогических условий, в нашем случае – это а) применение методов активизации мыслительной деятельности учителей в процессе курсовой и межкурсовой подготовки; б) создание в институте повышения квалификации «виртуального университета» для учителей; в) организация междисциплинарного взаимодействия учителей с опорой на положения нелинейной дидактики (обучение учителей различных предметов). Представленная методика реализуется на протяжении двух лет и состоит из трех этапов: мотивационно-обучающий, интеллектуально-развивающий, инновационно-рефлексивный. На мотивационно-обучающем этапе актуализируются возможности коллективной поисковой деятельности в процессе курсовой подготовки, ставятся групповые цели и выбираются способы их достижения, что осуществляется с помощью первого педагогического условия. На интеллектуально-развивающем этапе осуществляется развитие способностей к коллективному поиску эффективных методических решений в процессе межкурсовой подготовки с помощью первого и второго педагогических условий. А на инновационно-рефлексивном этапе происходит стимулирование учителей к самостоятельному определению методических приемов и средств, повышающих качество учебного процесса, к оказанию содействия друг другу в разработке методических пособий, что достигается с помощью всех трех педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF APPLICATION OF A COLLECTIVE SEARCH ACTIVITY AS A TOOL DEVELOPING METHODOLOGICAL THINKING OF A TEACHER

To realize any pedagogical theory into practice it is necessary to transform the theoretical concepts in teaching methods. The development of all abilities, including thinking, occurs only in the activity, which is specially organized by creating the required pedagogical conditions, in this case – it is a) the application of enhanced mental activity in teachers training course and vocational training b) establishment of a "virtual university" for teachers in an institute of professional training c) the organization of interdisciplinary interaction of teachers, based on conditions of the nonlinear didactics (training teachers of different subjects). The presented method is implemented for two years and consists of three phases: the motivational and educational, intellectual and developmental, innovative and reflective. At the motivational and educational stage, possibilities of collective search activity actualize during the course of training, group goals are set and chosen methods of their achieving by using the first pedagogical conditions. At intellectual and developmental stage, the development of skills to the collective search for effective teaching decisions during intercourse training with the first-and second-pedagogical conditions is carried out. The innovative step is the promotion of teachers to self-determination of techniques and tools that improve the quality of the educational process, providing assistance to each other in the development of teaching manuals, which is achieved with the help of all three pedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Методика применения коллективной поисковой деятельности как средства развития методического мышления учителя»

DOI: 10.12731/2218-7405-2013-2-17 УДК 378.025 + 378.011.31-051.025

МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО

МЫШЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ

Ибрагимова Л.В.

Для воплощения любой педагогической теории в практику необходимо теоретические положения трансформировать в методику обучения. Развитие любых способностей человека, в том числе и мыслительных, происходит только в деятельности, которую специально организуют посредством создания требуемых педагогических условий, в нашем случае - это а) применение методов активизации мыслительной деятельности учителей в процессе курсовой и межкурсовой подготовки; б) создание в институте повышения квалификации «виртуального университета» для учителей; в) организация междисциплинарного взаимодействия учителей с опорой на положения нелинейной дидактики (обучение учителей различных предметов). Представленная методика реализуется на протяжении двух лет и состоит из трех этапов: мотивационно-обучающий, интеллектуально-развивающий, инновационно-рефлексивный. На мотивационно-обучающем этапе актуализируются возможности коллективной поисковой деятельности в процессе курсовой подготовки, ставятся групповые цели и выбираются способы их достижения, что осуществляется с помощью первого педагогического условия. На интеллектуально-развивающем этапе осуществляется развитие способностей к коллективному поиску эффективных методических решений в процессе межкурсовой подготовки с помощью первого и второго педагогических условий. А на инновационно-рефлексивном

этапе происходит стимулирование учителей к самостоятельному определению методических приемов и средств, повышающих качество учебного процесса, к оказанию содействия друг другу в разработке методических пособий, что достигается с помощью всех трех педагогических условий.

Ключевые слова: коллективная поисковая деятельность, методика развития, методическое мышление учителя.

THE METHOD OF APPLICATION OF A COLLECTIVE SEARCH ACTIVITY AS A TOOL DEVELOPING METHODOLOGICAL THINKING OF A TEACHER

Ibragimova L.V.

To realize any pedagogical theory into practice it is necessary to transform the theoretical concepts in teaching methods. The development of all abilities, including thinking, occurs only in the activity, which is specially organized by creating the required pedagogical conditions, in this case - it is a) the application of enhanced mental activity in teachers training course and vocational training b) establishment of a "virtual university" for teachers in an institute of professional training c) the organization of interdisciplinary interaction of teachers, based on conditions of the nonlinear didactics (training teachers of different subjects). The presented method is implemented for two years and consists of three phases: the motivational and educational, intellectual and developmental, innovative and reflective. At the motivational and educational stage, possibilities of collective search activity actualize during the course of training, group goals are set and chosen methods of their achieving by using the first pedagogical conditions. At intellectual and developmental stage, the development of skills to the collective search for effective teaching decisions during intercourse training with the first-and second-pedagogical conditions is carried out. The innovative step is the promotion of teachers to self-determination

of techniques and tools that improve the quality of the educational process, providing assistance to each other in the development of teaching manuals, which is achieved with the help of all three pedagogical conditions.

Keywords: collective search activity, development methodology, teacher' methodical thinking.

При построении методики развития методического мышления учителя посредством коллективной поисковой деятельности мы опирались на мнение Г.С. Костюка о том, что «методика - описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах» [4, с. 80].

Как известно, любое развитие человека происходит в деятельности, а целенаправленное развитие в специально организованной деятельности. Специально организованную деятельность мы понимаем как специально созданные педагогические условия:

1) применение методов активизации мыслительной деятельности учителей в процессе курсовой и межкурсовой подготовки;

2) создание в институте повышения квалификации «виртуального университета» для учителей;

3) организация междисциплинарного взаимодействия учителей с опорой на положения нелинейной дидактики (обучение учителей различных предметов).

Разработанная методика состоит из трех этапов (мотивационно-обучающий, интеллектуально-развивающий, инновационно-рефлексивный), на которых последовательно создавались предложенные педагогические условия на основе принципа обогащения: на мотивационно-обучающем этапе - первое условие, на интеллектуально-развивающем этапе - первое и второе условия, на инновационно-рефлексивном этапе - первое, второе и третье условия.

Первый - мотивационно-обучающий - этап методики соответствовал периоду курсовой подготовки в институте повышения квалификации педагогических работников, т.е. по времени был равен двум неделям. Основное внимание было сосредоточено на нескольких аспектах: а) включение коллективной поисковой деятельности во все темы курсовой подготовки; б) активизация мыслительной деятельности учителей с помощью психолого-педагогических методов; в) освоение учителями методов, средств и форм коллективной поисковой деятельности.

При разработке методики мы опирались на исследования способов активизации обучения взрослых, сделанные Т.С. Паниной, Л.В. Вавиловой, И.В. Резанович, Л.А. Плехановой и др.[5; 6; 7]. Ученые отмечали, что обучение взрослых бывает эффективным и достигает хороших результатов, если используется интерактивный режим обучения, основанный на диалоге, кооперации и сотрудничестве между субъектами обучения. К числу наиболее распространенных интерактивных форм обучения авторы относят групповую работу, в том числе в малых группах.

Учитывая все выше сказанное, на первом этапе наиболее часто используемыми методами стали:

- эвристическая беседа, проводившаяся с целью активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков учителей;

- методический диалог, включаемый для обсуждения определённой проблемы, выработки плана современных действий между членами малой группы;

- презентации, раскрывающие выработанную единую позицию членов группы;

- дискуссии, проводимые с целью вовлечения слушателей в активное обсуждение проблемы; выявление противоречий между житейскими представлениями и наукой; овладение навыками применения теоретических знаний для анализа действительности;

- ролевые упражнения, применяемые для отработки определённых профессиональных навыков, педагогических техник учителей;

- кейс-метод, позволяющий совершенствовать умения учителей анализировать, сопоставлять, проектировать и принимать решения;

- мозговой штурм, способствующий развитию практических навыков, творчества, выработке правильной точки зрения на определённые вопросы педагогической теории и практики.

Особенно необходимо отметить кейс-метод, который реализовывался с помощью постановки вопросов или необходимости решения поставленных задач. Так, для развития способности отделять главное от второстепенного использовалась информация с избыточными данными, уводящими от правильного решения. Умение переформулировать проблему, чтобы более глубоко ее понять, развивала информация с частично неверными данными. В этом случае требовалось скорректировать постановку задачи или указать на невозможность ее решения. В этом случае умение отличать задачи, допускающие только вероятностное решение, также развивало методическое мышление учителя.

Мы использовали и метод контрольных вопросов, который также способствовал активизации мышления учителя. Этот метод предусматривает применение списка наводящих вопросов, например: «А если сделать наоборот? А если изменить форму беседы? А если взять другой контекст? А если уменьшить или увеличить последствия?» и т.д.

На всех занятиях теоретический материал сообщался слушателям с помощью мультимедиа. Наш практический опыт работы в системе дополнительного профессионального образования позволяет утверждать, что появление мультимедиа средств и компьютерных технологий позволяют решить проблемы активизации мышления учителей при подаче учебной информации. Психологические исследования показали, что человек воспринимает и запоминает 15% информации, полученной им в речевой форме,

25% - в зрительной, если же оба этих способа передачи информации используются одновременно, то он может воспринять и усвоить до 65% содержания этой информации, следовательно, комбинированное воздействие визуально и аудиоинформации дает более эффективные результаты [8, с. 520]. Интерактивные компьютерные программы ускоряют процесс восприятия и усвоения учебного материала, активизируя все виды деятельности учителя: перцептивную, мыслительную, речевую. Таким образом, применение мультимедиа средств и компьютерных технологий позволяет построить такую схему обучения, в которой разумно сочетаются традиционные и компьютерные формы организации учебного процесса, переводя процесс предъявления и усвоения учебной информации на новый качественный уровень.

Так закончился первый этап развития методического мышления учителя посредством коллективной поисковой деятельности на курсовой подготовке.

Второй - интеллектуально-развивающий - этап методики осуществлялся в период межкурсовой подготовки непосредственно после окончания учителями обучения. По продолжительности он был равен 8 месяцам. Особенность данного этапа в том, что члены учебной группы продолжали осуществление коллективной поисковой деятельности в виртуальном Интернет-пространстве. Следовательно, методы активизации мыслительной деятельности (первое педагогическое условие) должны были соответствовать форме предъявления и реалистичности выполнения.

Известно, что человек по мере своего роста и развития аккумулирует свой опыт, который может быть использован в качестве источника обучения. Функцией обучающего в данном случае является оказание помощи обучающемуся в выявлении его наличного опыта.

При подборе содержания педагогических задач, мы учитывали положение андрагогики о том, что готовность взрослых людей учиться определяется их потребностью в изучении чего-либо для решения их конкретных жизненных проблем. В этом случае задача - снабдить

обучающихся необходимыми методами и критериями, которые помогли бы им выяснить свои потребности в обучении.

Используемые в рамках курсовой подготовки методы коллективной работы обогатились новыми, такими как:

- методические оперативки (своевременное ознакомление учителей с новейшими достижениями науки, передового педагогического опыта и определение путей их внедрения);

- консилиум профессионалов (стимулирование интереса к проблемам теоретической и практической педагогики и психологии и готовность к инновационной деятельности);

- оператор РВС (Размер, Время, Стоимость). Предлагается рассмотреть задачу при мысленном изменении от нуля до бесконечности сначала размера совершенствуемого объекта, а затем временных и стоимостных факторов. В результате существенным образом изменяются представления о решаемой задаче и могут появиться совершенно неожиданные идеи, навеянные новым взглядом на проблему;

- работа временных виртуальных творческих групп (содействие в объединении усилий поиска оптимального решения методической задачи).

На данном этапе мы проводили занятия через Интернет в виде семинаров, этому способствовала реализация второго педагогического условия - создание «виртуального университета» для учителей.

На основании выделенных С.А. Щенниковым особенностей дистанционного образования взрослых [1, с. 395], можно заключить, что в наибольшей степени им соответствует модульный принцип построения содержания образования. Опираясь на данный принцип были разработаны 4 модуля: «методические новинки», «методические интерпретации», «методические инновации», «методические концепции». В каждом модуле были использованы несколько форм взаимодействия учителей:

мультимедийные семинары, методическая мастерская, методические дни, методический мост, научно-практические конференции.

На данном этапе были проведены следующие семинары учителей:

1 модуль - современные технологии в учебно-воспитательном процессе; мотивация как фактор повышения педагогического мастерства;

2 модуль - анализ урока как средство развития профессиональной деятельности учителя; активные формы развития профессионализма педагогических кадров;

3 модуль - система методической работы с педагогическими кадрами, как основа их профессионального развития; управление процессом профессионального развития педагогов;

4 модуль - современные подходы к повышению профессионального уровня педагогических кадров; роль учебно-методического кабинета в повышении квалификации педагогических кадров в межкурсовой период.

Следующей формой развития методического мышления учителя была избрана «методическая мастерская», которая работала в виртуальном пространстве. На занятиях в мастерской использовались: методика «Гостиная мудрости», метод педагогической поддержки, алгоритм создания ситуации успеха и др. При этом в мастерской проходило самостоятельное формирование учебной проблемы учителями: её осознание, уяснение и формулирование.

На сайте виртуального университета был открыт раздел «методическая мастерская» и предлагалась тема для обсуждения («Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке и во внеурочное время», «Учитель-профессионал, какой он?», «Формирование мотивации учащихся», «Метод проектов в учебном процессе», «Использование интернет-ресурсов на занятии», «Методика организации дистанционного обучения» и др.). Предполагалось, что учителя будут обмениваться имеющимся опытом, а те из них, которые обладают ответом на этот вопрос (согласно заполненной анкеты), выступят экспертами по данной теме. Данная работа осуществлялась в форме диалога,

развернутого вокруг проблемных вопросов. Именно в диалоге учителя чувствовали себя равноправными партнерами по отношению друг к другу и к мастеру; могли прояснить позицию каждого участника; приобретали профессионально необходимые навыки общения, умения формулировать вопрос, вести дискуссию.

Кроме семинаров и методической мастерской мы устраивали методические дни, в рамках которых учителя имели возможность ознакомиться с технологиями работы учителей из других школ, взять понравившийся материал в «копилку» методических идей. Методические дни предусматривали серии открытых уроков, внеклассных мероприятий, защиту методического, педагогического проекта, творческий отчет, «круглый стол» по актуальным проблемам образования и развития школы, выставки работ учащихся, презентация совместных проектов учителей и детей и т.д.

Следующей формой работы был «Методический мост», который проходил три раза по темам: «Новое качество образования: запросы, оценка, пути достижения», «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы», «Образовательное пространство школы: возможности совершенствования». По своей сути методический мост - это один из вариантов проведения дискуссии, но вовлекаются в нее учителя разных школ района, города, руководители МО, родители.

Третий - инновационно-рефлексивный - этап методики развития методического мышления учителя посредством коллективной поисковой деятельности осуществлялся в период дальнейшей межкурсовой подготовки учителя. По продолжительности он был равен одному учебному году.

Продолжали применяться методы активизации мыслительной деятельности учителей (первое условие). Опираясь на позицию Д.Н. Богоявленского, согласно которой любое содержание становится предметом учебной деятельности лишь тогда, когда оно принимает вид определенной задачи, направляющей эту деятельность [2], мы предлагали учителям

различные методические задачи, а также существующие способы и средства их решения с тем, чтобы учителя в коллективной деятельности разработали алгоритмы решения подобных задач. Безусловно, такая работа велась в основном в дистанционном формате

Все разработанные методические задачи для учителей и предложенные самими учителями можно разбить на три группы.

Задачи первой группы направлены на: а) изучение специфики основных компонентов каждого отдельного универсального действия; б) определение места и роли универсальных учебных действий в процессе обучения; в) осознание важности проблемы «учить учиться».

Задачи второй группы направлены на совершенствование педагогического мастерства учителей по формированию у школьников универсальных учебных действий, а также на критическое осмысление содержания полученной информации или прочитанной ситуации.

Задачи третьей группы направлены на совершенствование методических умений. Основное внимание при их выполнении должно быть сосредоточено на анализе учителем особенностей деятельности.

Среди новых методов активизации мыслительной деятельности учителей можно назвать методическую викторину и виртуальный методический фестиваль.

Продолжало реализовываться второе педагогическое условие - создание в институте повышения квалификации «виртуального университета» для учителей. Как и на первом этапе описываемой методики, работа университета осуществлялась по нескольким направлениям: модульное обучение, работа методической мастерской, проведение методических дней, организация работы методического моста и проведение научно-методической конференции. Но содержание, безусловно, было иным.

На протяжении учебного года шло обучение по 4 модулям:

- совершенствование системы работы классного руководителя (Требования к личности современного учителя; личностный рост как цель и результат педагогического процесса; изучение и преодоление трудностей в педагогической деятельности);

- развитие общеучебных умений школьников (Бинарные уроки как средство повышения познавательной деятельности обучающихся; активизация деятельности учащихся в процессе обучения; стимулирование познавательной самостоятельности учащихся);

- современный урок - каков он? (Современный урок и здоровье сберегающие технологии; способы поддержания работоспособности учащихся; активизация процесса обучения слабоуспевающих и неуспевающих учащихся; психологическая атмосфера урока);

- ФГОС нового поколения (Современные педагогические технологии как условие реализации ФГОС нового поколения; развитие творческого потенциала учащихся; организация усвоения учебной информации учащихся на современном этапе).

Для повышения квалификации и развития методического мышления учителей продолжила работу методическая мастерская. Тематика мастер классов была очень интересная: методы и формы урока, ориентированные на развитие личности ребенка; приемы стимулирования и мотивации обучения, используемые на уроках чтения и русского языка; занимательность и творческий поиск на уроках математики; экологические темы на уроках природоведения, окружающего мира; дифференцированный подход к планированию урока; учет индивидуальных особенностей учащихся в учебно-воспитательном процессе.

За второй год эксперимента были проведены методические дни, но в отличии от первого года эти дни проводились совместно с методическим объединением школ и представляли собой поиск ответов на существующие проблемы в школах. Таким образом, к учителям - участникам эксперимента

присоединились коллеги из школы. Методические дни были посвящены следующим проблемам: «Система работы по ликвидации пробелов в знаниях», «Приемы и методы программированного обучения на уроках», «Блочно-модульное построение содержания темы», «Режим работы школы как средство обеспечения здорового образа жизни школьников».

За второй год экспериментальной работы были проведены два методических моста: «Новые формы контроля в начальной школе», «Домашняя работа старшеклассников при подготовке к ЕГЭ». Методический мост был проложен между учителями, школьниками и их родителями, а также в работе моста принимали участие Городское управление образованием и представитель министерства образования, науки Чеченской республики и проректора двух вузов г. Грозного.

Итогом годовой работы «виртуального университета» стала научно-практическая конференция «Методическая работа учителя: проблемы, поиски, решения». Определяющими чертами конференции стали: многочисленный состав участников; наличие участников, приглашенных со стороны (из других школ, гимназий, лицеев, вузов, научных учреждений); всестороннее освещение различных методических проблем.

На описываемом этапе впервые создавалось и третье педагогическое условие - организация междисциплинарного взаимодействия учителей с опорой на положения нелинейной дидактики.

Междисциплинарное взаимодействие учителей имеет две особенности: акцентирование на определенном порядке взаимодействия и на достижении согласия. Участниками работы являются учителя разных предметов, которые объединены коллективной ответственностью. Наличие разнообразных специалистов позволяет производить максимально точную экспертную оценку ситуации, предложить большой выбор решений проблемы и успешно преодолевать возникающие межпредметные барьеры.

Для расширения опыта работы учителей в такой команде были два раза организованы межшкольные методические ринги: «Школа без дисциплины как мельница без воды» (Я.А. Коменский) и «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках».

Ежемесячно проводились практикумы для учителей по различным темам: роль и значение информационно-методического сопровождения деятельности учреждений образования; проблема самоанализа урока; научная дискуссия как средство обучения и др. Суть практикумов была в коллективной поисковой деятельности ответов на поставленные вопросы модератором. Поиск ответов осуществлялся с помощью принципов нелинейной дидактики: принцип сэндвича (Sandwich-prinzip); органайзер учебных продвижений (Advance Organizer); кооперативные учебные формы: групповой паззл (Gruppenpuzzle), паззл с партнёром (Partnerpuzzle), дуэт темпов учения (Lerntempoduett) [9].

Своеобразным итогом реализации данного педагогического условия стал методический КВН, который способствовал активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в группе учителей. Из членов экспериментальных групп были сформированы две команды, жюри, остальные учителя были болельщиками. Команды предварительно были ознакомлены с темой КВН, получили домашние задания. Помимо того, они готовили взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания: конкурс методическая разминка, конкурс мудрецов, конкурс капитанов, конкурс болельщиков, конкурс «Что бы это значило?» (ситуации и жизни школы). КВН прошел очень успешно, все остались довольны.

Так была разработана методика использования коллективной поисковой деятельности как средства развития методического мышления учителей.

Список литературы

1. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / под общ. ред. С.Р. Филоновича. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. 690 с.

2. Богоявленский Д.Н. Некоторые теоретические вопросы психологии обучения // Вопросы психологии. 1976. №2. С. 75-82.

3. Ильясов Д.Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010. № 2 (92). С. 30-35.

4. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. учеб. заведений. М.: изд. центр «Академия», 2001. 176 с.

5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; под ред. Т.С. Паниной. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 176 с.

6. Плеханова Л.А., Резанович И.В. Особенности организации методической работы в институтах дополнительного профессионального образования педагогических работников // Мир науки, культуры, образования. 2011. №6 (31). С. 184-186.

7. Подповетная Ю.В. Методы развития научно-методической культуры преподавателя высшей школы // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2011. № 4(08), URL: http://sisp.nkras.m/issues/2011/4/podpovetnaya.pdf (дата обращения 14.01.2013). Идентификационный номер статьи, присвоенный НТЦ "Информрегистр": 0421100132/0148

8. Столяренко Л.Д. Основы психологии: учебное пособие. Ростов н/Дону: Феникс, 2004. 672 с.

9. Herold M., Landherr B. SOL - Selbstorganisiertes Lernen. Ein systemischer Ansatz für Unterricht. Schneider Verlag Hohengehren, Baltmannsweiler 2003, 2. Überarb. Auflg.

References

1. Biznes-obrazovanie: spetsifika, programmy, tekhnologii, organizatsiya [Business education: specific, programs, technologies, organization] / under total. Ed. S.R. Filonovich. M. : Publishing House GU VSE, 2004. 690 p.

2. Bogoyavlenskiy D.N. Nekotorye teoreticheskie voprosy psikhologii obucheniya [Some theoretical issues of educational psychology]. Voprosy psikhologii [Questions of psychology], no. 2 (1976): 75-82.

3. Ilyasov D.F. Organizatsiya obucheniya pedagogov v uchrezhdenii povysheniya kvalifikatsii kadrov [Organization of teachers training in the institution of personnel development]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University], no. 2 (2010): 3035.

4. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskiy slovar [Teaching vocabulary]: for students of high and professional educational institutions. M. Ed. center "Academy", 2001. 176 p.

5. Panina T.S., Vavilova L.N. Sovremennye sposoby aktivizatsii obucheniya [Modern ways of enhancing learning: manual for students of high educational institutions], ed. T.S. Panina. 2nd ed., Sr. M.: Publishing Center "Academy", 2006. 176 p.

6. Plekhanova L.A., Rezanovich I.V. Osobennosti organizatsii metodicheskoy raboty v institutakh dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya pedagogicheskikh rabotnikov [Features of methodical work in institutes of vocational professional education of teachers]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya [The world of science, culture and education], no. 6 (2011): 184-186.

7. Podpovetnaya Yu.V. Metody razvitiya nauchno-metodicheskoy kul'tury prepodavatelya vysshey shkoly [The methods of scientific-methodical culture development of a university teacher]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [The modern research of social problems]. no. 4 (2011). http://sisp.nkras.ru/issues/2011/4/podpovetnaya.pdf

8. Stolyarenko L.D. Osnovy psikhologii [Fundamentals of psychology]: a manual. Rostov-on-Don: Phoenix, 2004. 672 p.

9. Herold M., Landherr B. SOL - Selbstorganisiertes Lernen. Ein systemischer Ansatz für Unterricht. Schneider Verlag Hohengehren, Baltmannsweiler 2003, 2. Überarb. Auflg.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ибрагимова Луиза Вахаевна, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

Чеченский институт повышения квалификации работников образования ул. Бутырина, 30, г. Грозный, Чеченская Республика, 364037, Россия metod-08@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Ibragimova Luiza Vahaevna, Senior Lecturer of Department of Pedagogy and Psychology

Chechen Institute of Advanced Training of Educators 30, Butyrina st., Grozny, Chechen Republic, 364037, Russia metod-08@mail. ru

Рецензент:

Ильясов Д.Ф., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии Челябинского института повышения квалификации и переподготовки педагогических работников, г. Челябинск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.