ЛИТЕРАТУРА
1. Нагрузочная проба для оценки анаэробной выносливости военнослужащих / А.Э. Болотин, Д.А. Солнцев, Р.М. Кадыров, С.М. Сильчук, А.М. Сильчук, Ю.И. Медведев, И.И. Стороженко, Д.Е. Иващенко, Д.П. Отев // Вестник Российской военно-медицинской академии. -2015. - № 2 (50). - С. 154-156.
2. Болотин, А.Э. Типологические признаки образовательной среды, необходимые для эффективного профессионального развития курсантов в вузах внутренних войск МВД России / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 5 (99). - С. 16-21.
3. Factor structure of technical preparedness of judokas of various somatic types / A. Bolotin, V. Bakaev, V. Vasilyeva, A. Bobrishev // Journal of Human Sport and Exercise. - 2019. - No. 14 (4). - P. 698705.
4. Bolotin, А.Е. Method for training of long-distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity / А.Е. Bolotin, V.V. Bakayev // 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 October, 2017, Funchal, Madeira, Portugal). - Funchal, Madeira, Portugal, 2017. - P. 126-131.
5. Bolotin, A.E. Pedagogical practice for development of coordination potential of MMA fighters and estimation of its efficiency / A.E. Bolotin, V.V. Bakayev, С. You // Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE). - 2018. - No. 13(1). - P. 72-88.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E., Solntsev, D.A., Kadyrov, R.M., Silchuk, S.M., Silchuk, A.M., Medvedev, Yu.I., Storozhenko, I.I., Ivashchenko, D.E. and Otev, D.P. (2015), "Load test for assessment of anaerobic endurance of the military personnel", The messenger of the Russian army medical college, Vol. 118, No.2, pp. 154-156.
2. Bolotin A.E. and Sivak A.N. (2013), "Typological signs of educational environment, necessary for effective professional development of cadets in universities of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 99, No. 5, pp. 16-21.
3. Bolotin, A., Bakayev, V., Vasilyeva, V., and Bobrishev, A. (2019), "Factor structure of technical preparedness of judokas of various somatic types", Journal of Human Sport and Exercise, 14(4proc), pp. 698-705.
4. Bolotin A.E. and Bakayev V.V. (2017), "Method for training of long-distance runners taking into account bioenergetic types of energy provision for muscular activity", 5-th International Congress on sport sciences research and technology support (icSPORTS 2017) (30-31 October, 2017, Funchal, Madeira, Portugal), pp. 126-131.
5. Bolotin A.E., Bakayev V.V. and You С. (2018), "Pedagogical practice for development of coordination potential of MMA fighters and estimation of its efficiency", Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE) 13(1), pp. 72-88.
Контактная информация: Selkinlpi@mail.ru
Статья поступила в редакцию 26.02.2020
УДК 796.07
ВНЕДРЕНИЕ СРЕДСТВ ПРАКТИЧЕСКОЙ СТРЕЛЬБЫ В СТРЕЛКОВУЮ ПОДГОТОВКУ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МО РФ
Олег Геннадьевич Семенов, соискатель, Военный институт физической культуры; Павел Павлович Смолев, доктор педагогических наук, профессор, Северо-Западный институт управления, Санкт-Петербург; Игорь Григорьевич Фёдоров, преподаватель, Военный университет МО РФ, Москва
Аннотация
С целью совершенствования огневой подготовки военнослужащих разведывательных подразделений, исходя из требований современного боестолкновения, была разработана методика обучения
скоростной стрельбе в движении на короткие расстояния. На основе анализа современных особенностей боестолкновения обоснованы актуальные упражнения стрелковой подготовки военнослужащих. Получен новый научный результат - подтверждена высокая эффективность методики обучения скоростной стрельбе в движении на короткие расстояния из штатного пистолета Макарова. Представлены результаты исследования, свидетельствующие об улучшении технических параметры стрельбы военнослужащих в соответствии с особенностями боестолкновений в условиях городских улиц, пропускных пунктов, во время контроля транспортных средств и патрулирования.
Ключевые слова: огневая подготовка, практическая стрельба, военнослужащие разведывательных подразделений.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.2.p335-339
INTRODUCTION OF PRACTICAL SHOOTING MEANS IN THE MUSKETRY TRAINING OF MILITARY RECONNAISSANCE TROOPS OF THE RUSSIAN
MINISTRY OF DEFENSE
Oleg Gennadievich Semenov, the competitor, Military Institute of Physical Culture; Pavel Pav-lovich Smolev, the doctor ofpedagogical sciences, professor, North-West Institute of Management, St. Petersburg; Igor Grigoryevich Fedorov, physical education teacher, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow
Annotation
In order to improve the fire training of servicemen of the intelligence units, based on the requirements of modern combat, a methodology was developed for teaching high-speed shooting in short-range traffic. Based on the analysis of the modern features of the clash, the actual exercises of shooting training of military personnel are substantiated. A new scientific result was obtained - the high efficiency of the training technique for high-speed shooting in short-distance movement from a regular Makarov pistol was confirmed. The results of the study are presented, indicating the improvement in the technical parameters of the firing of military personnel in accordance with the peculiarities of the clashes in urban streets, checkpoints, during vehicle control and patrols.
Keywords: fire training, practical shooting, military reconnaissance troops.
ВВЕДЕНИЕ
Одним из основных предметов боевой подготовки военнослужащих разведывательных подразделений является стрелковая подготовка. Программа подготовки спецподразделений предусматривает освоение навыков ведения стрельбы из автоматического нарезного длинноствольного оружия. Обучение навыкам ведения прицельной стрельбы из пистолета не рассматривается. Пистолету, как правило, отводится роль второстепенного оружия, ко -торое в боевых условиях практически никогда не используется, а обучение стрельбе из штатного пистолета в отдельный вид подготовки не выносится.
Вместе с тем стрельба из штатного пистолета характеризуется рядом специфических особенностей - сильной отдачей, громким звуком выстрела и разбросом кучности стрельбы, неустойчивым положением стрелка. Вследствие этого результаты контрольных стрельб зачастую бывают неудовлетворительными. Это приводит к тому, что у многих военнослужащих вырабатывается психологически отрицательное отношение к оружию, а при проведении полевых стрельб начинается непроизвольное судорожное сокращение мышц, резкое надавливание на спусковой крючок, закрывание глаз во время выстрела.
При определенных условиях ближнего боя в ограниченном пространстве применение пистолета может выходить и на первый план. Такие ситуации могут возникать в населенных пунктах, транспортных средствах, густых зарослях, в подвижной среде [3, 4]. В этих условиях громоздкое длинноствольное оружие будет проигрывать в мобильности компактным средствам стрельбы. Предпочтение отдается пистолету и при необходимости вести стрельбу в движении. Зачастую большим преимуществом пистолета при внезапно возникшей ситуации ближнего боя является возможность его быстрого извлечения из
снаряжения, приведения в боевое состояние для ведения стрельбы [1].
В настоящее время идет поиск технического решения этих вопросов. Был существенно уменьшен калибр оружия, стоящего на вооружении. Например, калибр различных модификаций автомата Калашникова в настоящее время составляет 5,45 мм в отличие от применяемого ранее калибра 7,62 мм. Были усовершенствованы прицельные приспособления, в частности внедрены коллиматорные прицелы.
На сегодняшний день методы огневой подготовки характеризуются обучением стандартным положениям для ведения огня и не формируют вариативность навыков стрельбы. Обучение ориентировано преимущественно на овладение навыками стрельбы из автомата, при этом формированию умений стрельбы из пистолета не уделяется должного внимания. Это не отвечает современным требованиям подготовки военнослужащих разведывательных подразделений.
Существующие подходы к стрелковой подготовке военнослужащих основываются на положениях, сформированных после Великой Отечественной войны. Характерным для того времени являлось ведение огня на большие расстояния из стационарных положений лежа, с колена, стоя.
Участие в боевых действиях в Афганистане, на Северном Кавказе, на территории Сирийской республики стало поводом для пересмотра существующей концепции стрелковой подготовки военнослужащих. Современный опыт боестолкновений с участием военнослужащих разведывательных подразделений свидетельствует, что в условиях городских улиц, пропускных пунктов, во время контроля транспортных средств и патрулирования дистанция огневого противодействия сокращается до 5-10 м. При перемещении на транспортных средствах в населенном пункте или за городом дальность стрельбы из автомата зачастую не превышает 30 метров. В этих условиях возникает ситуация дуэли - побеждает тот, кто быстрее и точнее выстрелит в противника.
Существенные изменения характера боевой стрельбы в последние десятилетия требуют организационного и методического реформирования стрелковой подготовки военнослужащих разведывательных подразделений. Необходимы учебные стрелковые упражнения на короткие дистанции с учетом точности и скорости поражения мишеней, а также упражнения со стрельбой из транспортных средств [2].
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С целью совершенствования огневой подготовки военнослужащих разведывательных подразделений, исходя из требований современного боестолкновения, была разработана методика обучения скоростной стрельбе в движении на короткие расстояния.
Из числа военнослужащих одного подразделения были сформированы две группы испытуемых - экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). Исходный уровень подготовленности участников исследования являлся статистически однородным. Для обучения военнослужащих ЭГ применялись упражнения с использованием движущихся мишеней, имитирующих реальную ситуацию боевого столкновения. Мишени располагались в различном порядке на дистанции от 5 до 10 метров. Различные варианты мишеней имитировали реальные объекты, поражаемые в боевых условиях. Военнослужащие обучались поражать мишень сдвоенным выстрелом, что увеличивало возможность огневого поражения противника, а также выборочно поражать различные зоны мишени, что моделировало ситуацию поражения противника в незащищенные части тела.
Методика предусматривала три этапа освоения навыков практической стрельбы из штатного пистолета Макарова. На первом этапе достигалась точность стрельбы по движущейся мишени без учета фактора скорости. На втором этапе осваивалось точное выполнение упражнений стрельбы в заданное время. На третьем этапе отрабатывались навыки быстрой и точной стрельбы в условиях изменяющихся огневых задач, требующих перестройки моторных действий. Особое внимание при обучении уделялось быстрому
извлечению оружия из кобуры и приведение его в боевую готовность.
Обучение практической стрельбе проводилось на стрельбище многофункционального цента (МФЦ) «Патриот» МО РФ. Для оценки эффективности предложенной методики обучения скоростной стрельбе в движении на короткие расстояния применялись соответствующие критерии оценки - точность попадания в мишень и время производства стрелковых действий. Время выполнения стрелковых упражнений в практической стрельбе фиксировалось с помощью таймера времени, реагирующего на звук выстрела с точностью до сотых долей секунды. Военнослужащие КГ обучались стрельбе из штатного пистолета по программе служебной подготовки. При обучении практической стрельбе неукоснительно соблюдались меры безопасности.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Результаты исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Показатели технической подготовленности, полученные в результате итогового тестирования испытуемых в практической стрельбе (х±т)__
Показатель ЭГ КГ
До После t До После t
Процент поражения мишеней, % 3,9±0,6 20,6±0,8 0,4 4,3±0,5 7,2±0,3 0,9
Время выполнения прицельного выстрела, с 5,9±0,5 2,6±0,4 3,7 6,8±0,9 4,8±0,5 4,2
Время выполнения огневой задачи, с 165,4±3,6 122,7±2,8 3,4 178,4±4,2 154,4±3,6 4,8
Расход боеприпасов, кол-во на пораженную мишень 26,6±0,4 5,8±0,2 1,8 23,2±0,6 15,4±0,4 2,4
Примечание: * - уровень достоверности различий при р>0,05.
По результатам эксперимента военнослужащие ЭГ существенно превзошли участников КГ в технических параметрах огневых упражнений, выполнявшихся в практической стрельбе по движущейся мишени. Так, процент поражения мишеней испытуемых, обучавшихся по методике скоростной стрельбы в движении на короткие расстояния, составил 20,6%, что более чем в два раза превзошло результаты стрельбы испытуемых КГ. При этом у военнослужащих ЭГ была отмечена лучшая кучность боя и лучшее поражение определенного сектора мишени. Кроме этого, они допускали меньше случайных ошибок, вызванных необходимостью смены позиции, и могли с большей надежностью стабилизировать положение тела, принимая изготовку для стрельбы в движении. Стабилизация изготовки позволяла военнослужащим эффективнее выдерживать точку прицеливания, ограничивать действие причин, влияющих на рассеивание пуль, точнее наводить оружие на цель.
Важной чертой техники обработки спускового крючка, сформированной у испытуемых ЭГ, являлся плавный равномерный нажим на курок и отсутствие стремления поймать момент наилучшей устойчивости за счет ускоренного надавливания на спусковой крючок либо искусственного затягивания выстрела.
Испытуемые КГ лишь на 3% увеличили количество пораженных мишеней. В процессе производства стрельбы в движении они испытывали большее физическое утомление локального и общего характера зрительного анализатора, вестибулярного аппарата и мышц, непосредственно участвующих в производстве стрельбы.
Испытуемые ЭГ продемонстрировали большую экономичность стрельбы. Для решения огневой задачи в среднем им потребовалось в три раза меньше патронов, чем военнослужащим КГ. Таким образом, по всем исследуемым техническим характеристикам стрельбы испытуемые ЭГ значительно превзошли обучаемых КГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, внедрение разработанной методики обучения скоростной стрельбе в движении на короткие расстояния в практику обучения огневой подготовки способствует эффективному формированию навыков практической стрельбы, повышает вариативность навыков ведения огня в движении из штатного пистолета.
Военнослужащие разведывательных подразделений, освоившие методику обучения скоростной стрельбе в движении на короткие расстояния, смогли улучшить технические параметры стрельбы в соответствии с особенностями боестолкновений в условиях городских улиц, пропускных пунктов, во время контроля транспортных средств и патрулирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев, А.В. Обучение сотрудников органов внутренних дел приемам стрельбы из пистолета после перемещений : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Афанасьев Александр Владимирович. - Омск, 2011. - 26 с.
2. Константинов, В.Н. Методические основы построения и организации тренировочного процесса в практической стрельбе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Константинов Владимир Николаевич. - Улан-Удэ, 2010. - 24 с.
3. Понимасов, О.Е. Прогнозирующее моделирование совместимости формирования навыков плавания и стрельбы с воды на основе построения аппроксимирующих функций / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 180-184.
4. Понимасов, О.Е. Исследование гидродинамических показателей военно-прикладного плавания в зависимости от способов подгонки оружия / О.Е. Понимасов // Экстремальная деятельность человека. - 2015. - № 3 (36). - С. 30-32.
REFERENCES
1. Afanasyev, A.V. (2011), Training of employees of the internal affairs bodies in the methods of pistol shooting after movements, dissertation, Omsk.
2. Konstantinov, V.N. (2010), Methodological foundations of the construction and organization of the training process in practical shooting, dissertation, Ulan-Ude.
3. Ponimasov, O.E. (2018), "Forecasting modeling of compatibility of forming skills swimming and shooting from water based on construction of approximate functions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No 2, pp. 180-184.
4. Ponimasov, O.E. (2015), "The study of hydrodynamic indicators ofmilitary-applied swimming, depending on the methods of fitting weapons", Extreme human activity, Vol. 36, No 3, pp. 30-32.
Контактная информация: vifk-nic@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 09.02.2020
УДК 796.011
ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ СТУДЕНТОВ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА ПРОФИЛЬНЫХ ВУЗОВ Г. ТЮМЕНИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
ОБУЧЕНИЯ
Евгений Алексеевич Семизоров, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Государственный аграрный университет Северного Зауралья, г. Тюмень; Николай Яковлевич Прокопьев, доктор медицинских наук, профессор, Тюменский государственный университет; Денис Геннадьевич Губин, доктор медицинских наук, профессор, Тюменский государственный медицинский университет; Динар Сабитович Речапов, кандидат педагогических наук, доцент, Сергей Анатольевич Утусиков, старший преподаватель, Тюменский государственный университет
Аннотация
Целью данного исследования являлось оценка состояния физической работоспособности и максимального потребления кислорода у юношей 18 лет при их обучении в различных профильных вузах г Тюмени. Проведено обследование 59 студентов юношеского возраста, обучающихся в трех профильных вузах г. Тюмень. В Государственном аграрном университете Северного Зауралья обследован 21 юноша; в Тюменском государственном университете - 20 юношей; в Тюменском государственном медицинском университете - 18 юношей. Оценка уровня физической работоспособности