7. Лубышева Л.И. Культурные трансформации современного спорта в аспекте социологического анализа // Теория и практика физ. культуры. 2013. №6. С. 10-13.
8. Виноградов П.А., Окуньков Ю.В. Изучение отношения различных групп населения к всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО) как фактора (условия) его эффективного внедрения (опыт социологического исследования) // Вестн. спорт. науки. 2015. № 3. С. 38< 42.
Пасовец Юлия Михайловна, канд. социол. наук, доц., yulia_pasovets@,mail.ru, Россия, Курск, Курский государственный университет
PARTICIPA TION OF STUDENT'S YOUNG INTO ALL-RUSSIAN PHYSICAL CULTURE
AND SPORTS COMPLEX «READY FOR LABOUR AND DEFENSE» RLD)
Yu.M. Pasovets
The key motives for fulfilling the standards of the TRP complex of students of the Kursk State University based on the questionnaire are revealed. The self-assessment of the university students is revealed in the question of the level of preparedness for the implementation of TRP standards. The characteristic of the readiness of student youth for passing the TRP standards as a potential for further development of the program is given.
Key words: student's young, All-Russian physical culture and sports complex «Ready for Labour and Defense» (RLD), RLD complex, physical culture.
Pasovets Yuliya Mikhailovna, candidate of sociological sciences, associate professor, yulia_pasovets@,mail.ru, Russia, Kursk, Kursk State University
УДК 796.011.3
ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»
Ю.В. Подоруев, С.Ю. Витько, Р.Р. Пихаев, Д.М. Гаджиев
Обоснована и разработана рабочая программа по физической культуре с разделами «Рукопашный бой» и «Огневая подготовка», основанная на внедрении современных средств обучения физической культуре студентов специальности «Экономическая безопасность». Представлена динамика физических показателей у юношей и девушек за трехгодичный период реализации программы.
Ключевые слова: физическая подготовка, общекультурные и профессиональные компетенции, студенты, рукопашный бой, огневая подготовка, электронный тир.
Физическая культура и спорт рассматриваются государством как важнейший инструмент развития человеческого потенциала как одно из эффективных средств сохранения и укрепления здоровья, повышения
работоспособности и увеличения продолжительности активной жизни. В последнее время особое внимание уделяется развитию студенческого спорта как одного из приоритетных направлений государственной политики в развитии физической культуры и спорта России [6]. Проводимыми изменениями в структуре и содержании российского образования стало принятие федеральных образовательных стандартов третьего поколения, которые коренным образом изменили подход к организации образовательного процесса в вузе.
Основная отличительная особенность этого подхода заключается в том, что происходит переход от формирования традиционных знаний, умений и навыков к формированию компетенций, которые потребуются выпускнику вуза в его дальнейшей профессиональной деятельности.
Согласно ФГОС для специалиста по экономической безопасности общекультурная №12 и профессиональная №21 компетенции являются наиболее значимыми. Они заключаются в умении [2]:
- организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни;
- достигать и поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимой для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности;
- осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений;
- использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства.
Поскольку студенты специальности «Экономическая безопасность» готовятся для обеспечения: экономической безопасности общества, государства и личности; безопасности субъектов хозяйственной деятельности; законности и правопорядка; судебно-экспертной деятельности, то важно научить их видеть перспективы, просчитывать свои шаги и расставлять приоритеты, быстро и качественно выполнять свои функциональные обязанности [3].
Цель исследования. Разработать и экспериментально обосновать внедрение современных средств обучения физической культуре студентов специальности «Экономическая безопасность» путем разработки рабочей программы по физической культуре с разделами «Рукопашный бой» и «Огневая подготовка».
Научная новизна исследования:
- разработана программа, интегрирующая современные средства обучения физической культуре студентов специальности «Экономическая безопасность», позволяющая эффективно построить учебный процесс на занятиях по физической культуре и овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями;
- внедрены специальные и имитирующие упражнения, базирующиеся на технике рукопашного боя и огневой подготовки, направленные на отработку навыков для будущей работы, приобщение к занятиям спортом и здоровому образу жизни [5];
- создана новая учебно-спортивная база в частности безопасный электронный тир, обеспечивающая модернизацию учебного процесса по физической культуре.
Методика и организация исследования. Внедрение современных средств обучения физической культуре студентов специальности «Экономическая безопасность» реализовано на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова, в рамках дисциплины «Физическая культура» в период с 2013 по 2016 учебные годы. В эксперименте приняли участие 152 чел., из них экспериментальная группа - 76 чел. (42 юноши, 34 девушки), контрольная - 76 (42 юноши, 34 девушки).
Анализ потребности внедрения современных средств обучения по дисциплине «Физическая культура» студентов специальности «Экономическая безопасность» позволил определить насколько участники готовы к проведению исследования. Одним из этапов исследования было определение показателей физических качеств учащихся, включающих следующие зачётные нормативы по общей физической подготовке (табл. 1, 2) [1].
Таблица 1
Зачётные и контрольные нормативы (тесты) по общей физической подготовке в зале №3 (зал спортивных единоборств), женщины
№ Название упражнения Единица Количество баллов
п/п измерения 1 2 3 4 5
Основные для всех залов
1 Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, на полу (отжимания) Раз 4 8 10 15 20
Подъем туловища из положения лёжа на
2 спине, руки за головой, локти на поверхности - до касания локтями колен, ноги на скамье (пресс) Раз 20 30 40 50 60
3 Приседания на двух ногах Раз 22 24 26 28 30
Специализированные
4 Лягушка. Упор присев- упор лёжа, прогиб спины Раз 22 24 26 28 30
Подъем туловища, лёжа на животе, руки
5 за головой, локти на поверхности до положения лицо вперёд - локти в стороны (гиперэкстензия) Раз 20 30 40 50 60
Таблица 2
Зачётные и контрольные нормативы (тесты) по общей физической подготовке в зале, мужчины
№ п/п Название упражнения Единица измерения Количество баллов
1 2 3 4 5
Основные для всех залов
1 Сгибание-разгибание рук в упоре на гимнастическом снаряде «брусья» (до угла 90 градусов) Раз 4 8 10 15 20
2 Подъем туловища из положения лёжа на спине, руки за головой, локти на поверхности - до касания локтями колен, ноги на скамье (пресс) Раз 20 30 40 50 60
3 Подтягивание на перекладине Раз 4 6 9 12 15
Специализированные
4 Прыжки из положения «разножка» с выпадом, руки за головой, поочерёдное касание локтем колена (левого-правого) Раз 10 20 30 40 50
5 Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, на полу (отжимания) Раз 20 30 40 50 60
Мы выяснили, что большинство участников исследования имеют плохую физическую подготовку. Несомненно, это отрицательно влияет на самочувствие студентов, общее соматофизиологическое состояние организма и, как следствие, на овладение необходимыми специальности компетенциями.
При этом построена логическая структура решения традиционных задач и функций дисциплины «Физическая культура», приобретения знаний, отработки умений, формирования навыков выполнения контрольных нормативов. Так, обучение технике приёмов рукопашного боя и навыкам огневой подготовки, а также создание условий, обеспечивающих возможность студентам направления «Экономическая безопасность» овладеть компетенциями, присущими специальности, являются неотъемлемыми составляющими дисциплины.
У контрольной группы обучение проводилось по базовой рабочей программе, утвержденной для всех направлений по дисциплине «Физическая культура», а у экспериментальной группы занятия проводились по программе с разделами «Рукопашный бой» и «Огневая подготовка»[4]. В программу обучения входит:
1-й курс: Рукопашный бой Тема 1. Правила и организация учебных занятий по рукопашному бою, техника безопасности.
Тема 2. Основные положения, захваты, передвижения, специальные
подготовительные упражнения, страховка и самостраховка. Тема 3. Обучение страховке при падении, кувырки, предупреждение от травм.
Тема 4. Обучение технике бросков.
Тема 5. Обучение ударной технике руками и ногами.
2-й курс: Рукопашный бой
Тема 6. Обучение техники приемов стоя. Тема 7. Обучение техники приемов полустоя. Тема 8. Обучение техники приемов полулежа. Тема 9. Обучение техники приемов в партере. Тема 10. Обучение техники приемов лежа.
Тема 11. Обучение передвижениям, маневрированию, изменению дистанции.
3-й курс: Огневая подготовка
Тема 12. История и развитие стрелкового оружия. Материальная часть пистолета ТТ, пистолета Макарова, АК-74, РПК-74, РПГ-7, ручных гранат. Задержки при стрельбе. Тема 13. Основы и правила стрельбы из стрелкового оружия.
В целях полноценной реализации разработанной программы по дисциплине «Физическая культура» с разделами «Огневая подготовка» и «Рукопашный бой» для студентов специальности «Экономическая безопасность» учебно-спортивная база РЭУ им Г.В. Плеханова имеет все спортивные сооружения и оборудование, а также материальные средства, с помощью которых осуществляется учебный процесс. Это спортивный зал, татами, ринг, боксерские мешки, защитные средства для отработки ударов руками и ногами, орудия и предметы атакующих и защитных средств профессиональной деятельности.
На занятиях решались спортивно-развивающие задачи, подразумевающие овладение аспектами практических умений и навыков, которые обеспечивают профессиональную деятельность «безопасников», а также формирование и улучшение психофизических способностей и качеств личности.
Основные средства обучения: упражнения по отработке техники приёмов рукопашного боя; упражнения, имитирующие действия по силовому пресечению правонарушений; занятия по огневой подготовке в электронном тире.
Занятия проводятся дифференцировано, с учётом индивидуальных способностей учащихся, их технической подготовки и физических возможностей.
Результаты исследования: внедрение современных средств обучения физической культуре студентов специальности «Экономическая
безопасность» доказало свою эффективность при определении показателя физических качеств после принятия контрольных и зачётных нормативов со средним показателем 25 баллов у юношей (табл. 3) и девушек (табл. 4).
Таблица 3
Динамика физических показателей у юношей с 2013 по 2016 гг.
Сумма баллов 2013-2014 гг. 2014-2015 гг. 2015-2016 гг.
ЭГ, чел. КГ, чел. ЭГ, чел. КГ, чел. ЭГ, чел. КГ, чел.
0-5 2 0 1 1 0 0
5-10 4 2 3 2 1 2
10-15 18 8 1 7 0 10
15-20 17 30 29 30 30 28
20-25 1 2 8 2 11 2
Таблица 4
Динамика физических показателей у девушек с 2013 по 2016 гг.
Сумма баллов 2013-2014 гг. 2014-2015 гг. 2015-2016 гг.
ЭГ, чел. КГ, чел. ЭГ, чел. КГ, чел. ЭГ, чел. КГ, чел.
0-5 4 4 2 3 0 0
5-10 10 9 5 6 1 4
10-15 15 10 4 8 3 9
15-20 5 10 17 15 22 19
20-25 0 0 6 1 8 1
По окончании исследования показатели физической подготовленности у юношей экспериментальной группы превосходили показатели контрольной группы в 5,5 раза. У девушек экспериментальной группы показатели выросли в 5 раз, в контрольной группе произошло возрастание в 1,9 раза. Количество заинтересованных в посещении занятий участников выросло на 30 %. Нами был зафиксирован высокий уровень мотивации в достижении успеха на занятиях по физической культуре, отмечено повышение интереса у 34 студентов к дополнительным занятиям спортом.
Выводы. В педагогическом эксперименте доказана эффективность внедрения рабочей программы с разделами «Рукопашный бой» и «Огневая подготовка» обучения физической культуре студентов специальности «Экономическая безопасность». В дальнейшем необходимо усовершенствовать контрольные и зачётные нормативы для данной категории студентов, разработать и адаптировать соревновательные программы для учебного процесса.
Список литературы
1. Александров Д.С., Кущева Д.В. Экспериментальные средства проведения занятий по физической культуре со студентами образовательных организаций высшего образования // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы V Междунар. науч.-практ. заоч. интернет-конф. М., 2016. С. 163-167.
2. Концепция формирования рекреационной физической культуры в экономическом вузе / Г.Б. Кондраков [и др.] // Теория и практика физ. культуры. 2016. №9. С. 22-24.
3. Основы рукопашного боя: учеб. пособие / С.А. Иванов [и др.]. М.: Терра. Спорт, 1998. 371 с.
4. Приказ Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах». URL: http://www.edu.ru/db/mo/Data7d 10/ prm134-1.htm (дата обращения: 02.06.2017).
5. Столяров В.И. Инновационные концепции современного физического воспитания (отечественный и зарубежный опыт) // Национальные программы формирования здорового образа жизни: материалы Междунар. науч.-практ. конгр. Т. 1. М., 2014. С. 32-37.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист») (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. № 19). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55071104/#ixzz4j78nwocd (дата обращения: 02.06.2017).
Подоруев Юрий Владимирович, канд. пед. наук, доц., [email protected],
Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Витько Сергей Юрьевич, ст. преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Пихаев Разамбек Русланович, ст. преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Гаджиев Далгат Муратович, преподаватель, [email protected], Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
INTRODUCTION OF MODERN LEARNING TOOLS ON DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" FOR STUDENTS OF SPECIALTY "A ECONOMIC SAFETY"
Yu.V. Podoruev, S.Yu. Vitko, R.R. Pihaev, D.M. Gadzhiev
The working program on physical culture with sections of "Hand-to-hand combat" and "Fire training" based on the introduction of modern means of teaching physical culture to students of the specialty "Economic Security" has been substantiated and developed. The dynamics of physical indicators in young men and girls for a three-year period of program implementation is presented.
Key words: physical training, general cultural and professional competencies, students, hand-to-hand combat, fire training, electronic shooting range.
Podoruev Jury Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, [email protected], Russia, Moscow, Russian Economic University named after Plekhanova,
Vitko Sergey Yuryevich, senior lecturer, [email protected], Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanova,
Pihayev Razambek Ruslanovich, senior lecturer, Pichaev.RR@rea. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanova,
Gadzhiev Dalgat Muratovich, teacher, [email protected], Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanova
УДК 796.035
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ЗАНЯТИЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ЖЕНЩИНАМИ 21-35 ЛЕТ
Л.С. Шарина, Н.И. Романенко
Выявлены особенности методики физкультурно-оздоровительных занятий функциональной направленности с женщинами 21-35 лет, занимающихся в условиях фитнес-клуба, с применением подвесных петель (ТКХ), отягощений и оборудования на нестабильной опоре (bosu). Изучено влияние каждой фитнес-программы на физическое развитие и физическую подготовленность женщин. Представлен сравнительный анализ показателей физической подготовленности женщин в экспериментальной и контрольной группе, позволяющий доказать эффективность методик.
Ключевые слова: женщины 21-35 лет, фитнес-программы, функциональный тренинг, физическое развитие, физическая подготовленность.
Женщинам первого зрелого возраста (21-35 лет) должны быть присущи наивысшие значения физической подготовки, оптимальная адаптация к неблагоприятным факторам внешней среды, наименьшие показатели заболеваемости, но в связи с дефицитом двигательной активности, недостаточности времени, отводимого на собственное физическое развитие, ухудшением экологической обстановки происходит