Научная статья на тему 'Успешное овладение общекультурными и профессиональными компетенциями студентами специальности «Экономическая безопасность» с использованием современных средств обучения физической культуре'

Успешное овладение общекультурными и профессиональными компетенциями студентами специальности «Экономическая безопасность» с использованием современных средств обучения физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
354
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЗАНЯТИЯ НА ОТКРЫТОЙ ПЛОЩАДКЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РУКОПАШНОГО БОЯ И ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ТИР / MEANS OF PHYSICAL CULTURE / GENERAL CULTURAL COMPETENCES / PROFESSIONAL COMPETENCES / OPEN-AIR ACTIVITIES WITH ELEMENTS OF HAND-TO-HAND COMBAT AND FIRE TRAINING / ELECTRONIC SHOOTING RANGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подоруев Юрий Владимирович

Представлены поиски механизмов по повышению мотивации к усвоению профессиональных задач в области правоохранительной деятельности, которые перед собой ставит ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность». Предложены современные средства обучения дисциплине «Физическая культура» для успешного овладения компетенциями студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подоруев Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUCCESSFUL MASTERY OF GENERAL CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF THE SPECIALTY «ECONOMIC SECURITY» WITH THE USE OF MODERN MEANS OF PHYSICAL CULTURE TEACHING

The search for mechanisms to increase motivation to assimilate professional tasks in the field of law enforcement is presented by the Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education in the field of training (specialty) 080101 "Economic Security". Modern means of teaching the discipline "Physical Culture" for successfully mastering competences by students are offered.

Текст научной работы на тему «Успешное овладение общекультурными и профессиональными компетенциями студентами специальности «Экономическая безопасность» с использованием современных средств обучения физической культуре»

УДК 796.011:378

УСПЕШНОЕ ОВЛАДЕНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫМИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Ю.В. Подоруев

Представлены поиски механизмов по повышению мотивации к усвоению профессиональных задач в области правоохранительной деятельности, которые перед собой ставит ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность». Предложены современные средства обучения дисциплине «Физическая культура» для успешного овладения компетенциями студентами.

Ключевые слова: средства физической культуры, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, занятия на открытой площадке с элементами рукопашного боя и огневой подготовки, электронный тир.

Физическая культура и спорт рассматриваются государством как важнейший инструмент развития человеческого потенциала, как одно из эффективных средств сохранения и укрепления здоровья, повышения работоспособности и увеличения продолжительности активной жизни. В последнее время особое внимание уделяется развитию студенческого спорта как одного из приоритетных направлений государственной политики в развитии физической культуры и спорта России [8].

Для специалистов экономической безопасности стандартами предусмотрена очень широкая деятельность во всех сферах общества. Студенты должны обладать умением использовать специальную технику, оружие, специальные средства для решения профессиональных задач.

Посещая занятия по физической культуре, студенты приобретают необходимые для будущей работы навыки, совершенствуют их, приобщаются к занятиям спортом и здоровому образу жизни [7].

Современные средства обучения позволяют более эффективно построить учебный процесс по физической культуре.

Целью данной работы является рассмотрение потребности в применении современных средств обучения дисциплине «Физическая культура» для успешного овладения компетенциями студентами специальности «Экономическая безопасность» Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

Задачи:

1) изучить теоретические основы профессиональной деятельности специалиста экономической безопасности;

2) определить потребность применения современных средств обучения дисциплине «Физическая культура» студентами специальности «Экономическая безопасность»;

3) провести анализ потребности применения современных средств обучения дисциплине «Физическая культура» студентами специальности «Экономическая безопасность».

Методами, использованными при написании данной работы, являются: анализ психологической и педагогической литературы по теме исследования, интерпретация литературных источников, опрос, метод табличного и графического отображения данных, а также анализ данных, полученных в ходе проведения исследования среди студентов специальности «Экономическая безопасность» на базе РЭУ им. Г.В. Плеханова.

Результаты исследования. Достижение любого результата - это процесс, который всегда обладает своими особенностями и характеристиками. Поскольку студенты специальности «Экономическая безопасность» готовятся для обеспечения экономической безопасности общества, государства и личности, для обеспечения безопасности субъектов хозяйственной деятельности, обеспечения законности и правопорядка, для судебно-экспертной деятельности, то важно научить их видеть перспективы, просчитывать свои шаги и расставлять приоритеты быстро и качественно выполнять свои функциональные обязанности.

Специалисты должны уметь вести экономическую разведку от имени организаций и правоохранительных органов, а также заниматься экономическим образованием.

Для специалистов экономической безопасности ФГОС ВПО предусмотрена очень широкая деятельность во всех сферах общества. Студенты должны обладать умением использовать специальную технику, оружие, специальные средства для решения профессиональных задач [6].

В связи с этим в стандарте специально подчеркивается, что в вузе для этого должна быть военная кафедра или современная, хорошо оснащённая учебно-спортивная база, наличие тира для обучения и проведения стрельб. Конечно, эта компетенция нужна будет, прежде всего, тем, кто будет служить в органах суда, правопорядка, в подразделениях МЧС.

Специалист экономической безопасности должен обладать полным набором всех компетенций, в том числе профессиональных, то есть на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретённого опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы, ключевые и типичные производственные задачи.

Согласно ФГОС для специалиста по экономической безопасности общекультурная компетенция ОК-12 и профессиональная, ПК-21, являются наиболее значимыми, которые заключаются в следующем:

способность организовывать свою жизнь в соответствии с социально-значимыми представлениями о здоровом образе жизни;

достигать и поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимой для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности;

способность осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений;

использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства [3].

В состав обязательных гуманитарных дисциплин для специалистов экономической безопасности включена учебная дисциплина «Физическая культура», задача которой сводится не только к тому, чтобы сформировать у студентов знания о жизнедеятельности человека, о его здоровье и здоровом образе жизни, но и научить владеть аспектами практических умений и навыков, которые обеспечивают профессиональную деятельность «безопасников», а также формирует и улучшает психофизические способности и качества личности [2].

Наличие в университете собственной учебно-спортивной базы, оснащённой современными средствами обучения дисциплине «Физическая культура», является показателем успешности овладения компетенциями студентами специальности «Экономическая безопасность».

Так, обучение технике приёмов рукопашного боя и навыкам огневой подготовки, а также создание условий, обеспечивающих возможность студентам направления экономическая безопасность овладеть компетенциями, включающими прикладные навыки присущие специальности, является неотъемлемой составляющей дисциплины «Физическая культура».

Учебно-спортивная база имеет решающее значение в реализации принципа связи теории с практикой в обучении специальной подготовки данной специальности. Этот принцип предполагает включение в учебный процесс различных специальных и имитирующих упражнений. Содержание этих упражнений в обучении прикладным разделам экономической безопасности, таково, что без соответствующего инвентаря, материалов и других средств обучения их нельзя выполнить [1].

Для реализации принципа доступности в обучении, суть которого заключается в обеспечении учащимся возможности восприятия и усвоения изучаемого учебного материала занятия по физической культуре проводятся дифференцировано, с учётом индивидуальных способностей учащихся, их технической подготовки и просто физических возможностей [5].

В целях реализации педагогических принципов, а также для определения потребности применения современных средств обучения дисциплине «Физическая культура» автором было проведено исследование, участниками которого стали студенты специальности «Экономическая безопасность» в количестве 42 чел.: 1-й и 2-й курсы.

Перед началом проведения исследования было определено количество «освобождённых» студентов от занятий физической культурой, количество отнесенных к специальной медицинской группе, а также количество мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта по рукопашному бою и огневой подготовке. Полученные данные отражены в табл. 1.

Таблица 1

Ранжирование студентов по категориям значимости

Общее Спец. мед. Освобож- КМС, КМС, МС, МС,

кол-во, чел. группа, чел. дённые, рукопаш- огневая рукопаш- огневая

чел. ный бой под-ка ный бой под-ка

42 11 6 1 0 0 0

Анализ потребности применения современных средств обучения дисциплине «Физическая культура» студентов специальности «Экономическая безопасность» позволил определить насколько участники готовы к проведению исследования и необходимо ли оно им вообще.

Одним из этапов исследования было определение показателей физических качеств студентов специальности «Экономическая безопасность».

Перечень зачётных и контрольных нормативов по общей физической подготовке у женщин и мужчин приведён в табл. 2 и 3 [4].

Таблица 2

Зачётные и контрольные нормативы (тесты) по общей физической

подготовке женщин

№ п/п Название упражнения Единица измерения Количество баллов

1 2 3 4 5

Основные

1 Сгибание - разгибание рук в упоре, лёжа на полу (отжимания) Кол-во раз 4 8 10 15 20

2 Подъем туловища из положения, лёжа на спине, руки за головой, локти - на поверхности до касания локтями колен, ноги - на скамье (пресс) Кол-во раз 20 30 40 50 60

3 Приседания на двух ногах Кол-во раз 22 24 26 28 30

Специализированные

4 «Лягушка». Упор присев - упор лёжа, прогиб спины Кол-во раз 22 24 26 28 30

5 Подъем туловища, лёжа на животе, руки за головой, локти - на поверхности до положения лицо вперёд - локти в стороны (гиперэкстензия) Кол-во раз 20 30 40 50 60

Таблица 3

Зачётные и контрольные нормативы (тесты) по общей физической

подготовке мужщин

№ п/п Название упражнения Единица измерения Количество баллов

1 2 3 4 5

Основные

1 Сгибание - разгибание рук в упоре на гимнастическом снаряде «брусья» (до угла 90 град.) Кол-во раз 4 8 10 15 20

2 Подъем туловища из положения лёжа на спине, руки - за головой, локти - на поверхности до касания локтями колен, ноги - на скамье (пресс) Кол-во раз 20 30 40 50 60

3 Подтягивание на перекладине Кол-во раз 4 6 9 12 15

Специализированные

4 Прыжки из положения «разножка» с выпадом, руки - за головой, поочерёдное касание локтем колена (левого-правого) Кол-во раз 10 20 30 40 50

5 Сгибание - разгибание рук в упоре, лёжа на полу (отжимания) Кол-во раз 20 30 40 50 60

Исходя из полученных данных после принятия зачётных и контрольных нормативов, можно сделать вывод, что большинство участников исследования, имеют недостаточный уровень развития физических качеств. Несомненно, это отрицательно влияет на самочувствие студентов, общее сомато-физиологическое состояние организма, и, как следствие, на овладение необходимыми специальности компетенциями.

Результаты сдачи зачётных и контрольных нормативов (средний показатель 25) у женщин и мужчин показаны на рис. 1 и 2.

7 6 5 4 3 2 1 0

6

4

1

0 0 1 1 1 1

0-5

5-10

10-15 15-20 20-25

Рис. 1. Результаты сдачи зачётных и контрольных нормативов,

женщины

16 14 12 10 8 6 4 2 0

14

0 0 0 1 1 1 0 1 1

0-5

5-10

10-15

15-20

20-25

Рис. 2. Результаты сдачи зачётных и контрольных нормативов,

мужчины

Для определения потребности у студентов применения современных средств обучения дисциплине «Физическая культура» был разработан опросник, состоявший из десяти вопросов (табл. 4).

На основании полученных данных в проведённом исследовании, а именно: определение показателей физических качеств студентов, опроса, анализа состояния учебно-спортивной базы вуза, была разработана и предложена программа проведения занятий на открытой местности с элементами рукопашного боя и огневой подготовки, среди которых присутствуют такие упражнения, как: «Полоса препятствий», «Переправа по параллельным верёвкам», «Бег по низкому бревну», «Переправа по кочкам», «Преодоление высокого забора», «Отражение нападения противника посредством рукопашного боя», «Попади в цель», игра «Пейнтбол». Предложенную программу рекомендуется проводить не реже одного-двух раз в месяц как одного из видов современных средств обучения физической культуре.

Также, в целях реализации вышеописанных в работе принципов, было предложено установить на базе университета безопасный электронный тир для отработки навыков стрельбы студентами специальности «Экономическая безопасность».

Развитие учебно-спортивной базы, а также использование современных средств обучения физической культуре студентов специальности «Экономическая безопасность» активно способствует положительному результату обучаемости, а также активному вытеснению из студенческой сферы негативных явлений, что ведёт к укреплению в молодых людях здорового духа, организованности, чувства ответственности за результат и патриотизм.

Таблица 4

Опросник «Определение потребности применения современных средств обучения дисциплине «Физическая культура» для студентов специальности «Экономическая безопасность»

Ф.И.

Курс Группа Факультет

Вопросы Варианты ответов

Всегда Иногда Редко Никогда

1. Как часто Вы занимаетесь спортом?

2. Как часто Вы посещаете занятия по физической культуре в РЭУ им. Г.В. Плеханова?

3. Тяжело ли Вам даются занятия по физической подготовке?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. На Ваш взгляд, занятия по физической культуре проходят интересно?

5. Используете ли Вы во время занятия современные средства обучения, находящиеся в зале?

6. Используете ли Вы электронный тир для огневой подготовки?

Д [а Нет

7. Хотели бы Вы, чтобы навыки, полученные на занятиях по рукопашному бою и огневой подготовке, можно было бы применить на практике? Например:

выезд на полигон (в разное время года)

проведение занятия в лесу (в разное время года)

8. Нравится ли Вам, как оснащён зал единоборств, в котором Вы обучаетесь приёмам рукопашного боя?

9. Каким оборудованием, по Вашему мнению, должен быть дооснащён зал для занятий?

10. Ваши пожелания по улучшению качества проведения занятий по физической культуре?

В процессе исследования было выявлено, что у будущих специалистов по экономической безопасности имеется ряд проблем:

1) показатель физических качеств студентов средний или ниже среднего;

2) низкий уровень интереса у студентов в посещении занятий по физической культуре;

3) отсутствие интереса у студентов к дополнительным занятиям спортом;

4) низкий уровень мотивации в достижении успеха на занятиях по физической культуре;

5) проблемы сомато-физиологического состояния организма;

6) проблемы с воспитанием чувства патриотизма.

На основе проведённого анализа было предложено внедрение следующих мероприятий по улучшению качества учебного процесса:

1. Проводить занятия по физической культуре для специалистов «Экономической безопасности» с использованием современных средств обучения, в том числе безопасного электронного тира.

2. Проводить выездные занятия по физической культуре на открытой местности с элементами рукопашного боя и огневой подготовки не реже восьми раз в год.

Использование современных средств обучения физической культуре будущих специалистов по экономической безопасности помогает достичь следующих целей:

1. Увеличение доли студентов систематически занимающихся физической культурой.

2. Стимулирование студентов к дополнительным занятиям спортом (6-8 час в неделю) до 80 %.

3. Создание современной инфраструктуры для занятий физической культурой и спортом (обеспечение спортивных сооружений на одного студента).

4. Модернизация учебного процесса по физической культуре на основе внедрения спортивно-видовых и здоровьесберегающих технологий для всех студентов.

5. Развитие массового спорта.

6. Развитие инфраструктуры для занятия физической культурой и спортом.

7. Создание структуры управления развитием массового студенческого спорта и спорта высших достижений.

8. Модернизация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура».

9. Обеспечение призовых мест на Московских студенческих спортивных играх, всероссийских Универсиадах.

10. Продвижение бренда вуза в России и за рубежом за счёт постоянного обеспечения представительства студентов университета в составах сборных команд университета на Московских студенческих спортивных играх, всероссийских Универсиадах.

Таким образом, предложенные современные средства обучения, современная хорошо оснащённая учебно-спортивная база, включая электронный тир, программа мероприятия на открытой местности с

элементами рукопашного боя и огневой подготовки, разработанные методические рекомендации, способствуют улучшению качества учебного процесса студентов, повышению показателей овладения компетенциями, а также мотивации студентов к самостоятельным занятиям физической культурой.

Список литературы

1. Основы рукопашного боя: учеб. пособие / С.А. Иванов [и др.]. М.: Терра. Спорт, 1998. 371 с.

2. Постановление Правительства РФ от 21 января 2015 г. № 30 «О федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы». URL: http://government.ru/ media/files/x7uHn4HpRIM.pdf (дата обращения: 02.06.2017).

3. Приказ Министра обороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 года № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах». URL: http: //www. edu.ru/db/mo/Data/d 10/ prm 134-1. htm (дата обращения: 02.06.2017).

4. Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура с разделами огневая подготовка и рукопашный бой» / Г.Б. Кондраков [и др.] М., 2014. 29 с.

5. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Ю.Д. Железняк [и др.] / отв. ред. Ю.Д. Железняк. М.: Академия, 2010. 272 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 080101 Экономическая безопасность (квалификация (степень) «специалист») (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 14 января 2011 г. № 19). URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55071104/#ixzz4j78nwocd (дата обращения: 02.06.2017).

7. Физическая культура: учеб. пособие / Н.В. Решетников [и др.]. М.: Академия, 2012. 176 с.

8. Фирсин С.А. Оценка содержания уроков физической культуры // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 5(123). С. 190-194.

Подоруев Юрий Владимирович, канд. пед. наук, старший преподаватель, uri-yura@mail.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова

SUCCESSFUL MASTERY OF GENERAL CULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS OF THE SPECIALTY «ECONOMIC SECURITY» WITH THE USE OF MODERN MEANS OF PHYSICAL CULTURE TEACHING

J. V. Podoruev

The search for mechanisms to increase motivation to assimilate professional tasks in the field of law enforcement is presented by the Federal State Educational Establishment of Higher Professional Education in the field of training (specialty) 080101 "Economic Security". Modern means of teaching the discipline "Physical Culture" for successfully mastering competences by students are offered.

Key words: means of physical culture, general cultural competences, professional competences, open-air activities with elements of hand-to-hand combat and fire training, electronic shooting range.

Podoruev Jury Vladimirovich, candidate of pedagogical Sciences, senior lecturer, uri-yura@mail.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics

УДК 796.012

ВЛИЯНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА ПОКАЗАТЕЛЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА СТУДЕНТОК

С.Ю. Размахова, В.Н. Пушкина, И.Н. Гернет, Н.В. Оляшев

Проведен сравнительный анализ биологического и календарного возраста, установлено, что у 97 % студенток, не занимающихся физической культурой, наблюдаются процессы преждевременного старения, 9 % находятся в группе с возрастной градацией 41-45 лет и 1 % - в группе 46-50 лет. Выявлено, что у студенток двигательная активность составляет четыре часа в неделю, превышение биологического возраста над паспортным отмечено у 67 %. Для повышения качества жизни, функциональных резервов организма студенток рекомендованы: коррекция физических нагрузок, развитие мотивации к здоровому образу жизни, обучение технологиям сохранения здоровья, изучение роли поведенческого фактора, воспитание двигательного, пищевого и эмоционального режимов.

Ключевые слова: студенты, календарный возраст, биологический возраст, психология здоровья, двигательная активность.

В значительном количестве научных исследований отмечаются факты ухудшения состояния здоровья молодого поколения, связанного, в первую очередь, с особенностями поведенческого фактора или образом жизни человека. Сюда можно отнести риски, связанные со снижением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.