0
X
г
□
О
г^-
□
■V0
О
162
совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", статистических методов творческих отчетов, просмотров и др.).
Структуру проектного метода можно представить в следующем виде:
1. Анализ проблемной ситуации, постановка задачи.
2. Создание плана решения. Поиск информации из различных источников.
3. Апробация способов деятельности из различных сфер практики, выработка своего метода.
5. Дискуссия с партнерами, коллективный поиск, "мозговой штурм".
6. Проведение собственного исследования.
7. Создание продукта (материализованного решения).
Схема, разумеется, отражает внешнюю сторону деятельности его участников. Суть же метода - в развитии личностно-творческого опыта его участников, освоении ими определенных ролей - "естествоиспытателя", "конструктора", "политолога", "социолога" и т. п. Практически каждая из ролей предполагает общение и рефлексию нравственных принципов. Педагог выступает здесь в роли консультанта, сотрудника в проектной деятельности. Все традиционные методы - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный и т. п. - являются в данном случае структурными элементами проектного метода.
Технологическая цепочка деятельности преподавателя выстраивается следующим образом:
- выбор и предложение предметной области, постановка эвристических вопросов;
- оказание помощи в создании плана, приведение аналогов подобных задач;
- эвристическая "подсказка" о возможных подходах к решению с позиций различных наук;
- организация дискуссии, групповой работы, коллективного принятия решения;
- организация микроисследований;
- оказание помощи в формулировании гипотезы, выборе методов, формулировке выводов.
В результате поисково-исследовательской деятельности в процессе создания проекта у студентов происходит последовательное систематизированное накопление личностного опыта, в частности: умение находить и формулировать проблему, переводить ее в задачу; умение планировать решение проблем; опыт сравнения и синтеза возможностей различных теорий; умение диалогического общения, критической самооценки, сотрудничества с партнерами; открытость новому опыту, исследовательский опыт.
Литература:
1. Бухнер Н.Ю. Типы профессионального самоопределения студентов вузов: опыт социологического исследования студентов АлтГТУ: дис.... к. социолог. н. - Барнаул, 2008.- 161 с.
2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек иМир.- СПб.: Питер, 2003.
3. Щедровицкий Г.П. Лекции по педагогике / Из архива Г.П. Щедро-вицкого. - Т. 11. - М., 2007. - 400 с.
INTRODUCTION OF MODERN MUSICAL AND COMPUTER TECHNOLOGIES IN PRACTICE OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE COURSE OF PREPARATION THE MUSIC TEACHER Sperber Oksana Igorevna, Senior Professor, Stavropol State Pedagogical Institute, Stavropol E-mail: [email protected]
In this article questions connected with introduction in practice of pedagogical education of musical technologies are discussed. Some tasks which have to be put before future music teacher in the course of his vocational training come to light.
Keywords: music education; computer technologies; synthesizer.
УДК 37.0 ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В ПРАКТИКУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
В данной статье обсуждаются вопросы, связанные с внедрением в практику педагогического образования музыкально-компьютерных технологий. Выявляется несколько задач, которые должны быть поставлены перед будущим учителем музыки в процессе его профессиональной подготовки.
Ключевые слова: музыкальное образование; компьютерные технологии; синтезатор.
Развитие общества сегодня диктует необходимость использование новых информационных технологий во всех сферах жизни. В настоящее время в образовательных учреждениях всего мира широко
© СперберО.И.,2013
СПЕРБЕР Оксана
Игоревна, старший
преподаватель,
кафедра Теории
и методики
музыкального
образования,
Ставропольский
государственный
педагогический
институт, Ставрополь
используются компьютерные технологии. В связи с этим обучение и воспитание подрастающего поколения стало строиться на использование компьютерной техники. Это повлекло за собой необходимость реформирования системы образования:использование новых средств обучения, внедрение различных современных технологий, позволяющих активировать познавательную деятельность учащегося, помогающих повысить его способность креативно мыслить, самостоятельно находить новые решения.
Современные тенденции внедрения компьютерных технологий в образование вплотную коснулись и системы музыкального образования школьников.
В данной области работали такие педагоги-исследователи, как И.М. Красильников, И.Н. Глаголева, С.В. Пучков, М.Г. Светлов. Использование и применение музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании школьников освещали Г.С. Машошина, Д.А. Семенова, Ж.Б. Кармазина, А.О. Бороздин, Э.В. Зауторова, О. Тарачев. Развитие музыкального слуха у младших школьников в процессе электронного музицирования изучал А.Е. Гимро. Вопросы использования компьютера в музыкальном образовании детей исследовали Т. Цареградская, А. Апухтин. Не менее важное место в данной проблеме занимают вопросы музыкальных технологий как информационного поля в современной культуре (Е. Назай-кинский, А. Волков-Ланнит, Е. Дуков, Е. Шашеро, А. Коровина, Г. Котляренко, Р Кунафин, А. Айги, А. Шнитке, А. Варгафтик, Д. Ухов); массового творчества на основе компьютерных систем (Н. Наумов, Д. Садомская, Л. Литягина, М. Капустин, Ю. Петелин, Д. Рабин, В. Кальян, Р Браун, Д. Дубровский, Ю. Рагс).
Сейчас невозможно представить себе музыку без электронных инструментов. Поэтому использование синтезатора в современной общеобразовательной школе на уроках музыки поможет разрешить многие образовательные проблемы и сделать процесс обучения более увлекательным, эффективным, творческим. К тому же в школах, особенно в тех, которые находятся далеко от культурных центров, где дети не имеют возможности посещать концертные залы, оперные театры, синтезатор становится необходимым техническим средством обучения для показа различных тембров инструментов.
Синтезатор - инструмент с безграничными электронными возможностями. По мнению П.Л. Живакина, у него большое будущее. Автор справедливо отмечает: "В последние годы компьютерные и коммуникативные технологии все больше затрагивают сферу культуры и особенно музыки. В свое время фортепиано произвело революцию в музыкальном образовании. Наступит день, когда схожую роль сыграет и синтезатор" [1, 15]. Конечно, это не предполагает полного отхода от традиционных форм и
методов, используемых на уроках музыки ранее. Музыкально-компьютерные технологии призваны облегчить и усовершенствовать творческую музыкальную деятельность учителя музыки, а также обогатить те наработки в музыкальной педагогике, которые были накоплены ранее. Возможности синтезатора в изучении окраски звука и инструментария велики. В современных инструментах демонстрируются разнообразные наборы тембров и шумов, которые можно синтезировать.
Таким образом, привлечение клавишного синтезатора как дополнительного средства обучения детей способствует развитию их музыкальных способностей, логики, музыкального вкуса.
В связи с этим появились новые требования к учителю музыки. Теперь он должен не просто знать технологии, а быть специалистом, активно использующим и осознающим необходимость применения их в своей практике. Современный учитель музыки должен владеть всеми возможностями электронного инструмента, быть информационно грамотным, являться исследователем, новатором в своей области, стремиться к самообразованию, самосовершенствованию. Отсюда наблюдается заинтересованность учителей музыки в освоении этих технологий и использовании их на практике. Однако, как правило, учителя музыки имеют слабое представление о дидактических возможностях музыкально-компьютерных технологий, а те, кто все же применяет их в своей практической педагогической деятельности, используют их однопланово, не исчерпывая весь потенциал. Поэтому для современной отечественной музыкально-педагогической практики актуальной является проблема подготовки специалистов нового типа. Задачей современного учителя музыки становится не только передача знаний, умений и навыков, развитие музыкальных способностей учащихся, но и привитие учащимся творческого желания и развития, необходимых для дальнейшего самообразования и самореализации в условиях современного общества [2, 65 ].
Внедрение синтезатора в процесс подготовки будущих учителей музыки должно осуществляться на музыкально-исполнитиельских дисциплинах учебного плана. Являясь по своей сути музыкальным компьютером, клавишный синтезатор схож по внешнему виду с традиционными механическими клавишными инструментами. Многие приёмы исполнения на клавишном синтезаторе заимствованы из практики игры на клавишно-механических предшественниках. Вместе с тем, клавишный синтезатор имеет и ряд преимуществ по сравнению с акустическими музыкальными инструментами. Многотембровость, возможность исполнения различных видов фактуры аккомпанемента -всё это делает клавишный синтезатор не просто
1-Л
ч-1
О
гч
Д_
-vO
□
*
Q)
сЦ
С>
гл
■ он
163
0
X
г
□
О
г^-
□
■V0
О
164
очень интересным сольным инструментом, но также и неоценимым аккомпанирующим инструментом для солистов, ансамблей, хоров [4,1].
Таким образом, можно обозначить несколько задач, которые должны быть поставлены перед студентами в процессе их профессиональной подготовки:
- изучение художественных возможностей клавишного синтезатора: ознакомление с его звуковым материалом и средствами внесения в него различных корректив, а также с некоторыми методами звукового синтеза;
- освоение некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на электронной клавиатуре;
- совершенствование чтения с листа, игры в ансамбле, записи на многодорожечный секвенсор, подбора по слуху, импровизации и элементарного сочинения.
Как мы видим, задачи будущего учителя музыки далеко выходят за рамки воспроизведения готового нотного текста. Они включают в себя, помимо чисто исполнительской функции, функции инструментовщика (выбор тембра),
аранжировщика (выбор автоаккомпанемента), звукорежиссера (установка правильного баланса голосов фактуры, подбор звуковых эффектов) и редактора (корректировка вносимого в память инструмента или компьютера звучания и уточнение нотной записи музыки) [3, 5]
Внедрение музыкально-компьютерных технологий в процесс подготовки учителей музыки - новое и развивающееся направление. Использование их позволит как расширить, обогатить, усовершенствовать теорию и практику преподавания музыки в общеобразовательных школах, так и повысить качество всего музыкального образования.
Примечания:
1. Живакин П.Л. Синтезатор - это основной элемент общего музыкального образования в будущем//Музыка в школе.-2005.- № 1. - С. 4
2. Красильников И.М., Глаголева Н. Электронноемузыкальноетвор-чество в общеобразовательной школе. - М., 2004. - 65 с.
3. РапецкаяЛ.В. Образовательная программа по предметусинтеза-тор. - Добрянка, 2010. - С. 5
4. Кунгуров А.В. Использования клавишного синтезатора как аккомпанирующего инструмента в классах музыкального исполнительства и хореографии. - М., 2012. - С. 1.
VECTORS OF INTERACTION OF CULTURE AND EDUCATION
Shanko Victor Viktorovich, Senior Lector, Stavropol branch of Ministry of Krasnodar
University of Russian Interior Ministry, Stavropol
In the article the attention is focused on the modern model of education. The development of culture and education, as the processes in many respects proceeding simultaneously and synchronously is considered. The system of education in society which adequately reflects corresponding cultural system with its values and reference points is analised.
Keywords: education system; pedagogical process; culture of intellectual activity; a culture of behavior; culture of dialogue; culture of self-control.
УДК373+008 ВЕКТОРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУРЫ
И ОБРАЗОВАНИЯ
© Шанько В.В., 2013
В статье акцентировано внимание на современной модели образования. Рассмотрено развитие культуры и развитие образования, как процессов, во многом протекающих параллельно, синхронно и система образования в обществе, которая адекватно отражает соответствующую культурную систему с ее ценностями и ориентирами.
Ключевые слова: система образования; педагогический процесс; культура интеллектуальной деятельности; культура поведения; культура общения; культура саморегуляции.
ШАНЬКО Виктор Викторович,
преподаватель, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД России, Ставрополь
Современная модель образования, при необходимой доле модификации, по-прежнему отвечает всем признакам и особенностям "индустриализма". Начавшаяся модернизация в сфере образования должна создать условия для становления образования и развития постиндустриальной культуры.
Система образования не "успевает" за инновационным сдвигом в производственно-технологической сфере общества, оно не создает условий для самоопределения и самовыдвижения выпускников в культурных коллизиях глобального масштаба.