Научная статья на тему 'Внедрение системы управления рисками при разработке лизинговых контрактов в условиях государственного реформирования отрасли'

Внедрение системы управления рисками при разработке лизинговых контрактов в условиях государственного реформирования отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
211
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ЛИЗИНГ / РЕФОРМА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РИСК / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ЛИЗИНГОВЫЙ КОНТРАКТ / INVESTMENTS / LEASING / REFORM / STATE REGULATION / RISK / RISK MANAGEMENT SYSTEM / LEASING CONTRACT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларина Ольга Игоревна, Гундин Руслан Викторович

В статье обоснованы значимость и необходимость внедрения системы управления рисками в процессе формирования лизинговых контрактов. Наиболее актуальным данный вопрос стал в связи с инициированной государственными органами власти реформой лизинговой отрасли. Банк России и Министерство финансов планируют внедрение управления рисками в лизинговых компаниях, как обязательного элемента общей структуры. Таким образом, составлена соответствующая схема с описанием этапов риск-менеджмента лизинговой организации, а так же представлена ее значимость для организаций в процессе государственной реформы лизинговой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF RISK MANAGEMENT SYSTEM IN CASE OF DEVELOPMENT OF LEASING CONTRACTS IN THE CONDITIONS OF THE STATE REFORMING OF AN INDUSTRY

In article the importance and need of implementation of risk management system in the course of forming of leasing contracts are proved. The most urgent the matter became in connection with the reform of a leasing industry initiated by state bodies of the power. The Bank of Russia and the Ministry of Finance plan implementation of risk management in leasing companies as obligatory element of general structure. Thus, the corresponding scheme with the description of stages of a risk management of the leasing organization is constituted, and its importance for the organizations in the course of the state reform of a leasing industry is also provided.

Текст научной работы на тему «Внедрение системы управления рисками при разработке лизинговых контрактов в условиях государственного реформирования отрасли»

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ЛИЗИНГОВЫХ КОНТРАКТОВ В УСЛОВИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ОТРАСЛИ

Аннотация. В статье обоснованы значимость и необходимость внедрения системы управления рисками в процессе формирования лизинговых контрактов. Наиболее актуальным данный вопрос стал в связи с инициированной государственными органами власти реформой лизинговой отрасли. Банк России и Министерство финансов планируют внедрение управления рисками в лизинговых компаниях, как обязательного элемента общей структуры. Таким образом, составлена соответствующая схема с описанием этапов риск-менеджмента лизинговой организации, а так же представлена ее значимость для организаций в процессе государственной реформы лизинговой отрасли.

Ключевые слова: инвестиции, лизинг, реформа, государственное регулирование, риск, система управления рисками, лизинговый контракт.

IMPLEMENTATION OF RISK MANAGEMENT SYSTEM IN CASE OF DEVELOPMENT OF LEASING CONTRACTS IN THE CONDITIONS OF THE STATE REFORMING OF AN INDUSTRY

Annotation. In article the importance and need of implementation of risk management system in the course of forming of leasing contracts are proved. The most urgent the matter became in connection with the reform of a leasing industry initiated by state bodies of the power. The Bank of Russia and the Ministry of Finance plan implementation of risk management in leasing companies as obligatory element of general structure. Thus, the corresponding scheme with the description of stages of a risk management of the leasing organization is constituted, and its importance for the organizations in the course of the state reform of a leasing industry is also provided.

Keywords: investments, leasing, reform, state regulation, risk, risk management system, leasing contract.

Развитие мировой экономики в настоящее время характеризуется высокой интенсивностью разработки инновационных технологий, а так же постоянным совершенствованием уже существующих. Следует отметить, что для России в данных условиях эффективность модернизации и совершенствования устаревших материально-технических мощностей промышленности имеет ключевое значение в процессе структурного изменения национальной экономики, так как в условиях отсутствия устойчивого развития невозможно поддерживать и повышать конкурентные преимущества экономики страны в целом. Реализация инновационных проектов в различных отраслях экономики требует огромных капитальных вложений для приобретения специализированного оборудования, необходимого для их деятельности. В связи с этим перед компаниями возникает проблема поиска различных источников их финансирования.

Одним из эффективных альтернативных источников финансирования в процессе разработки и реализации стратегии инвестиционной деятельности компании является лизинг, как наиболее перспективный механизм стимулирования развития инновационного потенциала компании. Лизинг - это разновидность инвестиционной деятельности, направленной на приобретение имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим либо юридическим лицам за фиксированную плату,

УДК 339.187.62 О.И. Ларина Р.В. Гундин

Olga Larina Ruslan Gundin

© Ларина О.И., Гундин Р.В., 2017

на конкретный срок и на заранее оговоренных условиях, конкретизированных в договоре, с последующим правом выкупа имущества, взятого в лизинг лизингополучателем [1].

Первоначально может сложиться впечатление, что компаниям-производителям проще использовать традиционные способы привлечения денежных средств, однако в связи с кризисными событиями последнего времени банки ужесточают требования по кредитным программам, что делает их малодоступными для малого и среднего бизнеса. Таким образом, внедрение лизинга представляет собой путь, который потенциально способен обеспечить ускоренное развитие наукоемких национальных отраслей. Это связано с тем, что приобретать необходимое оборудование в лизинг, а затем осуществлять платежи лизингодателю частями, в равных долях - это достаточно эффективная альтернатива кредитованию. В текущей экономической ситуации это один из немногих механизмов обновления парка промышленного оборудования. Использование лизинга позволяет внедрять новейшее оборудование даже в тех случаях, когда отсутствуют средства для его закупки.

В то же время необходимо отметить, что деятельность лизинговых компаний подвержена влиянию различного рода рисков и требует управления ими. Их разновидности постоянно расширяются, что характеризует высокорискованность среды, в которой лизинговые компании осуществляют свою деятельность. Именно поэтому необходима выработка новых подходов к теоретическим и организационным основам построения систем управления рисками. Это позволит снизить различные угрозы возникновения ошибок, связанные с рассмотрением заявок лизинговыми компаниями от потенциальных лизингополучателей. Так же необходимо отметить, что на текущий момент отсутствует полноценный контроль, в том числе и лицензирование лизинговых организаций со стороны государственных органов власти, т.е. можно сказать, что Банк России и Министерство финансов не имеют прямых рычагов воздействия на лизинговые организации в целях коррекции их деятельности. Значимость лизинговой отрасли в структуре экономики страны, а так же степень ее воздействие на состояние финансового рынка была отмечена мегарегулятором (Банком России) после банкротства авиакомпании ПАО «Трансаэро», которая являлась одним из лидеров в сфере воздушных пассажирских перевозок в России и ключевым клиентом крупнейших лизинговых компаний. Таким образом, возникла потребность во внедрении государственного регулирования лизинговых компаний, деятельность которых связана с особо важными отраслями экономики, однако затронет данная реформа все лизинговые компании, независимо от их специализации.

После рекордного объема изъятой техники в 2015 г. (более 55 млрд руб.) ввиду роста проблемных активов в 2014-2015 гг. сейчас отмечается стабилизация уровня просроченной проблемной задолженности (остаток платежей к получению по сделкам, имеющим просрочку более 60 дней, к портфелю) на уровне 10 % от лизингового портфеля [2]. Однако необходимо отметить, что проблемы крупных клиентов лизинговых компаний в случае длительной стагнации экономики продолжат оказывать давление на качество активов лизинговых компаний и, как следствие, банковских кредитов. В данных условиях для снижения рисков наступления возможных банкротств крупных компаний в лизинговой отрасли Министерство финансов и Банк России проводят реформирование рынка лизинговых услуг. Данная реформа будет направлена на повышение стабильности и внедрения госрегулирования лизинговой отрасли, что предполагает соблюдение лизинговыми организациями дополнительных требований по контролю рисков в финансовой системе в целом [3]. В лизинговых компаниях одним из таких элементов может стать разработка структурированного алгоритма проектирования лизингового контракта лизингодателем с учетом рисков. Он позволит самим лизинговым компаниям уменьшить вероятность наступления негативных последствий из-за принятия неверных (малоэффективных) инвестиционных решений, а так же будет способствовать соответствию новым требованиям к лизинговым организациям со стороны государства, связанным с проводимой реформой отрасли (см. рис. 1).

Рис. 1. Алгоритм проектирования лизингового контракта лизингодателем с учетом рисков

Данный алгоритм поэтапно отображает шаги, при соблюдении которых возможно заключение взаимовыгодного лизингового договора, однако его особенностью является наличие интегрированной системы управления рисками, которая позволяет предотвратить либо минимизировать потенциальные и реальные потери благодаря учету угроз. Входящие в нее службы и структуры, деятельность которых направлена на выявление и предотвращение рисковых событий на основе определенных показателей, занимают особое место между 4 и 5 шагом. Полученные данные используются при оценке эффективности проведения сделки и сопоставления их с эталонными значениями лизинговой организации.

Если рассмотреть деятельность данной системы поэтапно, то получим следующее. Этап 1. Выявление и систематизация рисков. На данном этапе необходимы поиск и ранжирование рисков по различным категориям, к которым можно отнести кредитные, правовые, операционные и прочие виды рисков. Этап 2. Построение взаимосвязей между выявленными рисками и ключевыми показателями деятельности. Предусматривается установление зависимости изменения различных показателей деятельности компании под влиянием того или иного вида выявленных ранее рисков на основе рассчитанных показателей. Этап 3. Отчет риск-менеджмента по поводу целесообразности финансирования проекта и заключения договора. Далее составляется отчет, в который включаются результаты сопоставления полученных показателей и связанных с ними рисков, а так же сравнение эталонных значений лизингодателя с фактическими данными.

Таким образом, представленный алгоритм, в случае его внедрения, позволит лизинговым компаниям не только регламентировать сам процесс принятия решений по финансированию инвестиционных проектов, что по сути уже является частью риск-менеджмента, но и создать полноценную систему управления рисками при рассмотрении поступающих заявок от потенциальных лизингополучателей. Это позволит минимизировать как внешние, так и внутренние угрозы стабильной деятельности и развития лизинговой компании. Несомненно, создание такой системы потребует от лизинговых организаций существенных капитальных вложений, однако в условиях реформирования лизинговой отрасли, инициированной Банком России и Министерством финансов, данный вопрос становится особенно актуальным в связи с тем, что внедрение управления рисками в лизинговых компаниях является обязательным элементом реформы данной отрасли.

Так, например, система противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма, действующая в ПАО «Банк ВТБ», может служить прототипом для создания аналогично-адаптированной структуры в лизинговых компаниях, являясь частью системы внутреннего контроля (см. рис. 2). Связано это с тем, что отмывание денег и финансирование терроризма может происходить не только через банковские, но и через лизинговые фирмы, путем использования скрытых мошеннических схем.

В текущее время на рынке лизинговых услуг отсутствует лицензирование данного вида деятельности. Однако в рамках данной реформы рассматривается вопрос возобновления процедуры обязательного лицензирования в той или иной форме. Так же лизингу может быть присвоен статус исключительного вида деятельности, с которым будет запрещено совмещать какую-либо другую деятельность на финансовом рынке. Так же, кроме совершенствования нормативно-правовой базы лизинга, с 2019 г. компании данной отрасли будут обязаны перейти на стандарты отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО), с предварительным переходным периодом. На текущий момент, по оценкам ЯЛЕХ (Эксперт РА), отчетность по международным стандартам (в том числе с консолидированной отчетностью холдингов и групп) составляют не более 30 % лизингодателей, входящих по объему портфеля в 300 крупнейших лизинговых компаний России [2]. Данные организации, как правило, являются лидерами рынка, которые выпускают облигации, а также компании при банках и крупнейших производителях оборудования. Таким образом, наиболее суще-

ственные трудности процесс перехода на МСФО доставит мелким региональным компаниям, ограниченным в финансовых и кадровых ресурсах.

Рис. 2. Система противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма

Показательным нормативом для лизинговых компаний должны стать коэффициенты ликвидности, так как одной из основных причин банкротства лизингодателей являются именно проблемы с ликвидностью. Отдельного внимания также требует контроль концентрации рисков на крупнейших лизингополучателях. Ситуации в грузовом железнодорожном сегменте, а с 2014 г. - и в авиаотрасли указали на необходимость введения ограничительных уровней по концентрации рисков на клиентах [2]. Так же целесообразным является введение саморегулируемых организаций (СРО) на рынке лизинговых услуг. На СРО будут возложены обязанности по разработке общеотраслевых стандартов, сбору отчетности, статистики, допуска на рынок, а так же, возможно, и часть контрольных функций Банка России, в случае, если данные СРО будут подотчетны мегарегулятору. Необходимо отметить, что если на уровне государства будет принято решение о создании специализированной(-ых) СРО, подотчетных Банку России и Министерству финансов, то членство в ней(-их) для всех участников лизингового рынка должно быть обязательным. Благодаря этому возможно наведение порядка в отрасли. Так же СРО будет служить своеобразным фильтром для неэффективных лизинговых компаний, так как они просто не смогут вступить в нее из-за несоответствия требованиям. В то же время целесообразным является восстановление лицензирования на рынке лизинговых услуг, которое будет проводить Банк России на основе реестра допущенных на рынок лизинговых компаний, полученного от СРО.

Таким образом, данная реформа рынка лизинговых услуг со стороны государства в краткосрочной перспективе может привести к росту издержек, поскольку компаниям придется соблюдать дополнительные требования, что приведет к необходимости увеличения штата и ввода новых процедур управления. Но, что гораздо важнее, она будет иметь долгосрочный эффект. Если удастся сделать

отрасль более прозрачной и перевести ее на новый формат отчетности, понятный инвесторам, то процентные ставки на привлекаемый лизинговыми компаниями капитал снизятся. Причем как при работе с банками, так и при привлечении финансирования с рынка ценных бумаг. В то же время следует отметить, что для сокращения издержек в краткосрочной перспективе в целях минимизации рисков лизинговым компаниям следует применять алгоритм проектирования лизингового контракта лизингодателем с учетом рисков. Это позволит снизить вероятность наступления целого спектра различного рода рисков и заблаговременно наладить эффективную работу системы управления рисками, наличие которой будет необходимо в процессе и после проведения реформы лизинговой отрасли со стороны государственных органов власти.

Библиографический список

1. Агеева, Н. А. Основы банковского дела : учеб. пособ. / Н. А. Агеева. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 274 с. -(Высшее образование : Бакалавриат).

2. Волков, С. Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2016 года : навстречу реформам [Электронный ресурс] / С. Волков, А. Сараев, Р. Коршунов // «ЭКСПЕРТ» РА. - 2016. - Режим доступа : http://raexpert.ru/ researches/leasing/1h2015/ (дата обращения : 10.02.2017).

3. Карнилова, Е. В. Финансовое проектирование параметров лизинговых сделок субъектов малого и среднего предпринимательства : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 / Е. В. Карнилова. - М., 2015. - 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.