Научная статья на тему 'Управление рисками инновационного лизинга в строительном комплексе'

Управление рисками инновационного лизинга в строительном комплексе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
461
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / CONSTRUCTION COMPLEX / УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ / RISK MANAGEMENT / ИННОВАЦИОННЫЙ ЛИЗИНГ / INNOVATIVE LEASING / ИНЖИНИРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ / ENGINEERING COMPANY / ИННОВАЦИОННЫЙ ЛИЗИНГОВЫЙ ИНЖИНИРИНГ / INNOVATIVE LEASING ENGINEERING / ХЕДЖИРОВАНИЕ РИСКОВ / ФОРВАРДНЫЕ КОНТРАКТЫ / FORWARD CONTRACTS / HEDGING OF RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Татьяна Романовна

Одной из задач, стоящих перед строительным комплексом сегодня, является переход к инновационному технологическому укладу. Нужны новые эффективные механизмы управления его инновационным развитием. К управлению инновационной деятельностью организаций строительного комплекса необходимо привлекать специализированные инжиниринговые компании, оказывающие услуги по инновационному инжинирингу. В рамках услуг инновационного инжиниринга предложено применение нового управленческого инструмента инновационный лизинговый инжиниринг. Предложены и обоснованы функции инжиниринговых компаний, осуществляемые в рамках этого инструмента инновационного развития строительного комплекса. Рассмотрен процесс управления рисками в данной сфере. Уточнена классификация рисков инновационного лизинга в строительном комплексе. Выявлены и обоснованы риски управляющей инжиниринговой компании, уточнены риски других участников лизинговых отношений. Предложен новый подход к снижению рисков инновационного лизинга с участием управляющей инжиниринговой компании на основе методов распределения рисков между участниками лизинговых отношений, страхования и хеджирования рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk management of innovative leasing in a construction complex

One of the tasks a construction complex is facing today is the transition to innovative technological form. New efficient mechanisms of management of its innovative development are needed. It is necessary to involve specialized engineering companies rendering the services in innovative engineering into innovative activity management of the organizations of a construction complex. Within these services we offer the use of new administrative instrument of “innovative leasing engineering”. In the article the functions of the engineering companies carried out within this instrument of innovative development of a construction complex are offered and proved. The management process of risks in this sphere is considered. Classification of risks of innovative leasing in a construction complex is specified. The risks of a managing director of an engineering company are revealed and proved; the risks of other participants of the leasing relations are specified. New approach to decrease the risks of innovative leasing with participation of the managing director of an engineering company is offered on the basis of the methods of risks distribution between the participants of the leasing relations, insurance and hedging of risks.

Текст научной работы на тему «Управление рисками инновационного лизинга в строительном комплексе»

ВЕСТНИК 1/2016

экономика, управление и организация строительства

Удк 338:69

Т.Р. Алексеева

НИУМГСУ

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ИННОВАЦИОННОГО ЛИЗИНГА В СТРОИТЕЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ

Одной из задач, стоящих перед строительным комплексом сегодня, является переход к инновационному технологическому укладу. Нужны новые эффективные механизмы управления его инновационным развитием. К управлению инновационной деятельностью организаций строительного комплекса необходимо привлекать специализированные инжиниринговые компании, оказывающие услуги по инновационному инжинирингу. В рамках услуг инновационного инжиниринга предложено применение нового управленческого инструмента — инновационный лизинговый инжиниринг. Предложены и обоснованы функции инжиниринговых компаний, осуществляемые в рамках этого инструмента инновационного развития строительного комплекса. Рассмотрен процесс управления рисками в данной сфере. Уточнена классификация рисков инновационного лизинга в строительном комплексе. Выявлены и обоснованы риски управляющей инжиниринговой компании, уточнены риски других участников лизинговых отношений. Предложен новый подход к снижению рисков инновационного лизинга с участием управляющей инжиниринговой компании на основе методов распределения рисков между участниками лизинговых отношений, страхования и хеджирования рисков.

Ключевые слова: строительный комплекс, управление рисками, инновационный лизинг, инжиниринговая компания, инновационный лизинговый инжиниринг, хеджирование рисков, форвардные контракты

перед строительным комплексом как одним из важнейших секторов национальной экономики стоит задача модернизации и перехода на инновационный путь развития. разработка и внедрение новых технологий в процесс производства строительной продукции позволит улучшить ее качество, обеспечит экологическую безопасность, энергоэффективность и др.

проблемы инновационного развития экономики отражены в трудах многих ученых [1—16]. для ускоренного перехода строительного комплекса к инновационному технологическому укладу необходимы новые эффективные механизмы управления инновационной деятельностью строительно-монтажных организаций, предприятий стройиндустрии и других организаций, которые он объединяет. по мнению ученых, таким механизмом является инновационный инжиниринг — комплекс услуг, обеспечивающих инновационное развитие организаций [1, 2, 9, 10]. инновационный инжиниринг имеет разновидности. так, например инновационный промышленный инжиниринг заключается в проведении технического, технологического и энергетического аудитов организаций, в т.ч. в исследовании их производственных и инженерных систем, применяемых технологий, оборудования, техники и т.д. выявляются «узкие

места» и резервы роста эффективности их деятельности, оценивается возможность внедрения систем энергосбережения и др. На основании полученных результатов разрабатываются проекты модернизации предприятий. Инновационный строительный инжиниринг — это комплекс услуг по разработке проектов по строительству инновационных зданий и сооружений, например умных домов, экодомов и др.

В рамках инновационного инжиниринга в строительном комплексе инжиниринговые компании на наш взгляд могут оказывать услуги по «инновационному лизинговому инжинирингу», т.е. услуги по управлению лизингом с целью активизации и дальнейшего развития инновационной деятельности организаций строительного комплекса и минимизации их трансакционных издержек. По нашему мнению, лизинг является одним из факторов ускорения инновационного развития строительного комплекса.

Он имеет ряд преимуществ (налоговая экономия, применение ускоренной амортизации, длительные сроки финансирования, снижение риска освоения инноваций и др.) по сравнению с кредитованием, финансированием инновационной деятельности за счет собственных средств, венчурным финансированием и др. Проблема развития лизинга отражена в трудах ученых [2, 3, 7, 8, 17—23].

Сущность классической лизинговой сделки заключается в том, что организация строительного комплекса может обратиться в лизинговую компанию с заявкой на приобретение необходимого имущества. Лизинговая компания приобретает его для этой организации и передает ей как лизингополучателю в пользование на определенный срок за плату. В качестве предмета лизинга может быть движимое и недвижимое имущество, которое не запрещено законодательством.

В отличие от классической схемы лизинга мы предлагаем возложить функции управления лизингом на специализированную инжиниринговую компанию, владеющую большей информацией о лизинговых компаниях, потенциальных лизингополучателях, ценах на оборудование и его поставщиках, а также имеющей соответствующие компетенции в области оказания инжиниринговых услуг и опыт по управлению проектами. Комплекс услуг по управлению лизингом предлагается охарактеризовать как инновационный лизинговый инжиниринг [2]. Оказание таких услуг организациям строительного комплекса, по нашему мнению, будет способствовать активизации и дальнейшему развитию их инновационной деятельности. Схема лизинговых отношений в строительном комплексе в рамках «инновационного лизингового инжиниринга» приведена на рис. 1.

В ходе научного исследования нами предложены и обоснованы следующие функции инжиниринговых компаний, осуществляемые в рамках инновационного лизингового инжиниринга в строительном комплексе:

управление материальными ресурсами, в т.ч. диагностика потребности проектов модернизации и инновационно-технологического перевооружения предприятий строительного комплекса в оборудовании, технике, недвижимости и другом имуществе, которое предполагается приобрести в лизинг, или диагностика собственного имущества, которое может быть реализовано по

ВЕСТНИК

1/2016

рис. 1. Схема лизинговых отношений в строительном комплексе в рамках инновационного лизингового инжиниринга

схеме, например, возвратного лизинга с целью рефинансирования капитальных вложений; выбор поставщиков необходимых ресурсов для обеспечения проектов модернизации предприятий строительного комплекса; организация и контроль поставки предмета лизинга;

управление контрактами (планирование контрактов, в т.ч. лизингового контракта, страхового и других сопутствующих контрактов, выбор лизингодателя, выбор страховой компании и других контракторов; помощь в процессе заключения лизингового и других сопутствующих контрактов; контроль изменения контрактов);

управление стоимостью лизингового проекта (планирование величины лизинговых платежей, разработка графика лизинговых выплат, оценка эффективности лизинга, контроль лизинговых платежей в течение периода действия договора лизинга);

управление выполнением гарантийных обязательств (организация технического обслуживания и ремонта предмета лизинга в процессе его эксплуатации или процесса замены предмета лизинга при обнаружении в нем производственных недостатков);

управление человеческими ресурсами (подбор персонала для реализации проекта, обучение специалистов, работающих на предприятиях строительного комплекса, — лизингополучателей и др.);

управление рисками инновационного лизинга (выявление рисков, их анализ, выбор методов снижения рисков, оценка эффективности предложенных схем минимизации риска и др.).

управление изменениями в процессе эксплуатации предмета лизинга и помощь предприятию строительного комплекса при завершении лизинговой сделки, разработка предложений и оказание услуг по заключению, например, нового договора лизинга или по продлению старого договора и др.;

управление трансакционными издержками (информатизация деятельности предприятий, организация управленческого учета по центрам ответственности, дифференциация контрактов в зависимости от уровня неопределенности и специфики активов, проведение независимых экспертиз и др.)

В данной статье хотелось бы уделить особое внимание управлению рисками инновационного лизинга в строительном комплексе в рамках инновационного лизингового инжиниринга. При осуществлении лизинговой сделки ее участники подвергаются различным рискам: риск непогашения лизинговых платежей, имущественные риски, валютные, инфляционные и другие риски (рис. 2). Риски подразделяются на общие, которые имеют место вне зависимости от вида экономической деятельности, и специфические для определенного вида экономической деятельности — лизинга. к общим рискам относятся: политические, юридические, инфляционные, валютные, процентные, налоговые и другие риски.

Политические риски — это возможность финансовых потерь связи с изменениями политической ситуации в стране, забастовками и т.п. Юридические риски связаны с потерями, которые могут возникнуть из-за изменений законодательных актов. Риски, которые связаны с возникновением потерь из-за налоговых изменений — это налоговые риски. Валютные риски возникают в связи с возможными денежными потерями в результате колебания валютных курсов.

Рассмотрим далее специфические риски для каждого из участников лизинговой сделки (рис. 2).

Моральное старение предмета лизинга связано с возможным появлением на рынке более совершенного аналога и стремлением лизингополучателя к замене устаревшего лизингового имущества и досрочному расторжению сделки, риском непогашения лизинговых платежей лизингополучателем, также риск оппортунистического поведения участников лизинга может быть с сокрытием информации, например, лизингополучателем, который может представить ошибки в эксплуатации предмета лизинга как его недостатки и потребовать соответствующую компенсацию.

Технологические риски лизингополучателя связаны с вероятностью отклонений в технологии выполнения работ, маркетинговые — с вероятностью уменьшения прибыли в результате снижения объема реализации выпускаемой продукции или цены на нее; риск оппортунистического поведения участников лизинга связан с сокрытием информации, например, о качестве и свойствах предмета сделки продавцом или сокрытием информации о методах расчета лизинговых платежей лизингодателем для получения односторонней выгоды и др.

ВЕСТНИК

1/2016

Виды рисков инновационного лизинга при оказании услуг инновационного лизингового инжиниринга

X

Общие риски:

политические, юридические, инфляционные, валютные, налоговые и др.

Специфические риски инновационного лизинга

Риски лизингополучателя:

имущественные (пожар, порча, кража и

др.);

технологические; маркетинговые;

финансовые риски (платежеспособности, рентабельности, банкротства); оппортунистическое поведение участников лизинга;

невыполнение обязательств участников лизинга и др.

Риски продавца:

технические (гарантии на предмет лизинга);

вероятность обратного выкупа лизингового имущества и др.

Риски управляющей инжиниринговой компании:

связанные с выбором предмета лизинга; связанные с выбором продавца, лизингодателя, страховой компании; оппортунистическое поведение участников лизинга;

целевые, временные, финансовые, связанные с низким качеством работ по проекту и др.

I

Риски лизингодателя:

имущественные (пожар, взрыв, кража и др.);

связанные с нарушением поставщиками условий поставки и обслуживания предмета лизинга;

ускоренное моральное старение предмета лизинга; непогашение лизинговых платежей лизингополучателем; оппортунистическое поведение участников лизинга; невыполнение обязательств участников лизинга и др.

Риски кредитора:

несвоевременная уплата платежей лизингодателем по кредиту; банкротство лизингодателя и др.

Риски страховой компании:

недостаточная ликвидность; оппортунистическое поведение участников лизинговых отношений и др.

рис. 2. виды рисков инновационного лизинга при оказании услуг инновационного лизингового инжиниринга

риск оппортунистического поведения участников лизинговой сделки продавца предмета лизинга связан с сокрытием информации, например, представление покупателем ошибок в эксплуатации приобретенного имущества как его недостатков и требование соответствующей компенсации.

одним из главных участников лизинговых отношений, на наш взгляд, является управляющая инжиниринговая компания. Ее рисками, по нашему мнению, являются риски, связанные с реализуемыми ею функциями управления лизинговым циклом в рамках инновационного лизингового инжиниринга.

Важной задачей для всех участников лизинговых отношений является минимизация этих рисков. Управление рисками представляет собой процесс, состоящий из следующих этапов: выявления рисков; анализа риска; выбора метода минимизации рисков и его применение; оценки результатов.

Выявление рисков осуществляется путем сбора и анализа информации о проекте, об участниках лизинговых отношений, имуществе, которое предполагается приобрести в лизинг, информации, полученной в результате маркетинговых исследований и др.

Анализ рисков выполняется в следующей последовательности: выявление внешних и внутренних факторов риска и их анализ; оценка конкретного вида риска с точки зрения финансовой состоятельности проекта и эффективности инвестирования; устанавливается допустимый уровень рисков и в соответствии с ним проводится анализ отдельных операций. Далее определяются методы минимизации рисков и разрабатывается система мероприятий по снижению потерь от рисков. К методам снижения рисков относятся: распределение рисков между участниками лизинговых отношений; страхование; резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов; хеджирование рисков; избежание рисков и др.

Распределение рисков между участниками лизинговых отношений осуществляется путем передачи ответственности за риск участнику, владеющему наибольшей информацией, способному лучше остальных рассчитывать и контролировать риск. По нашему мнению, таким участником лизинговых отношений является управляющая инжиниринговая компания (см. рис. 2). Ей может быть передана ответственность за риск по выбору продавца предмета лизинга, которая в классической схеме лизинговых отношений возлагалась на лизингополучателя или лизингодателя. Также инжиниринговая компания может быть ответственной за риск по выбору лизингодателя, страховой компании и других организаций, участвующих в лизинговых отношениях. Управляющая инжиниринговая компания имеет необходимые компетенции по управлению инновационным развитием организаций строительного комплекса и владеет большей информацией по сравнению с другими участниками лизинга. В связи с этим, по нашему мнению, целесообразно передать ей ответственность за риск выбора предмета лизинга. Каждый из участников лизинговых отношений подвергается риску оппортунистического поведения лизингодателя, лизингополучателя, продавца и др. В связи с чем ответственность за этот вид риска следует передать управляющей инжиниринговой компании. Она как наиболее информированный участник лизинговых отношений, имеющий необходимые компетенции в сфере управления инновационным развитием организаций строительного комплекса, управления лизингом, будет контролировать все процессы лизинговых отношений, и это позволит снизить риск оппортунистического поведения участников лизинговой сделки.

Страхование рисков — это передача определенных видов рисков страховой компании. В классической лизинговой сделке страхователем имущественных рисков (пожар, взрыв, кража, стихийные бедствия и др.) может выступать лизингодатель или лизингополучатель. Если страхователем является лизингодатель, то сумма страховых выплат включается в состав лизинговых платежей.

При страховании имущественных рисков размер тарифных ставок определяется в зависимости от условий страхования. Исходя из условий, в которых предполагается содержать лизинговое имущество, величина страхового платежа может быть снижена. Страховые ставки сильно варьируются в зависимости от типа имущества, подлежащего страхованию, например мобильного оборудования или стационарного. Выбор страховой компании и разработку схемы страхования, на наш взгляд, может осуществлять инжиниринговая компания в рамках управления рисками инновационного лизинга в строительном комплексе.

Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов является одним из методов снижения риска. при расчете суммы резерва используют следующие подходы: создание структуры резерва, состоящего из двух частей (общий резерв для покрытия изменений в смете и специальный резерв для покрытия роста цен, отдельных расходов и др.); формирование структуры резерва предполагает определение непредвиденных расходов по видам затрат, например на оплату труда, материалы и др. второй подход обеспечивает более точный контроль непредвиденных расходов, но при этом более трудоемкий из-за большого числа данных, и его целесообразно применять для небольших проектов.

Хеджирование рисков — это метод снижения риска с использованием производных финансовых инструментов (фьючерсы, форварды, опционы и др.). По мнению A.A. Аюпова, для хеджирования лизинговых сделок могут быть применены форвардные контракты [17]. Эти ценные бумаги в лизинге могут быть использованы как гарантия уплаты лизинговых платежей лизингополучателями. использование форвардных контрактов позволяет лизингодателю избежать или снизить риск неплатежей, а лизингополучателю — погасить задолженность перед лизинговой компанией при недостаточном количестве денежных средств. Форвардный лизинговый контракт — это соглашение между лизингодателем и лизингополучателем о будущей поставке предмета контракта, обязательное для исполнения. При заключении соглашения оговариваются все условия сделки. Предметом форвардного контракта при лизинге может быть готовая продукция, выпускаемая лизингополучателем и являющаяся обеспечением уплаты с его стороны лизинговых платежей. Лизингополучатель обязуется по контракту поставить готовую продукцию, т.е. открывает короткую позицию, и продает форвардный контракт. Лизингодатель покупает этот контракт, т.е. открывает длинную позицию. В случае отказа от исполнения форвардного контракта одна сторона уплачивает другой вариационную маржу. При заключении форвардного контракта его участники не застрахованы от неисполнения обязательств со стороны своего партнера. Так, например, если цены на предмет контракта выросли к моменту исполнения форвардного контракта, то продавец контракта может уклониться от исполнения своих обязательств и реализовать предмет контракта (готовую продукцию) на спотовом рынке по более высокой цене. При этом он получит хорошую прибыль, даже уплатив штрафные санкции. Поэтому партнерам, прежде чем заключать форвардный контракт, следует выяснить платежеспособность и репутацию друг друга. По нашему мнению, управляющая инжиниринговая компания может выполнить эту оценку и оказать помощь в реализации форвардной операции.

По сравнению с форвардом фьючерс более ликвиден, поскольку гарантом исполнения выступает биржа. При фьючерсном контракте контрагент может отказаться от сделки, если найдет другую сторону контракта, согласившуюся выполнить первоначальные условия [17].

Еще одним инструментом хеджирования сделок по лизингу является инновационный лизинговый опцион. При заключении договора лизинга между лизингодателем и лизингополучателем лизинговая компания одновременно может заключить инновационный лизинговый опционный контракт. Этот контракт позволяет лизингодателю в течение оговоренного срока действия реализовать по цене страйк предмет лизинга продавцу опциона. При этом лизингодатель как покупатель опциона на продажу имеет лишь право, но не обязательство продажи предмета сделки, в течение срока действия инновационного лизингового опциона, равного сроку лизинга. Оно возникает, если лизингополучатель не выполняет в рамках договора лизинга свои обязательства (не выплачивает лизинговые платежи, не проводит плановое техническое обслуживание и др.). В этом случае лизинговое имущество у лизингополучателя изымается, и лизингодатель вправе потом его продать по инновационному лизинговому опционному контракту. Таким образом, лизингодатель осуществляет хеджирование своих финансовых рисков при неисполнении лизингополучателем обязательств [17]. Избежание рисков — это метод снижения рисков путем разработки мероприятий внутреннего характера, которые исключают определенный вид риска.

На наш взгляд, в рамках инновационного лизингового инжиниринга следует функцию управления рисками инновационного лизинга возложить на инжиниринговую компанию. она, по нашему мнению, является наиболее информированным участником, владеющим методами управления проектами, в т.ч. управления рисками, управления лизингом, а также информацией о лизинговых компаниях, о поставщиках, об оборудовании, которое необходимо для развития инновационной деятельности лизингополучателя — предприятия строительного комплекса и другой информацией. Это позволит снизить многие риски инновационного лизинга в строительном комплексе и будет способствовать инновационному развитию строительного комплекса и его ускоренному переходу на новый технологический уклад.

Библиографический список

1. Асаул А.Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики // Экономическое возрождение России. 2009. № 4. С. 3—6.

2. Алексеева Т.Р. Инновационный лизинговый инжиниринг в строительном комплексе // Экономика и предпринимательство. 2015. № 4—2 (57—2). С. 583—590.

3. Алексеева Т.Р. Лизинговые технологии в инновационном развитии строительного комплекса // Вестник МГСУ 2014. № 5. С. 152—161.

4. Глазьев С.Ю. Мировой экономический кризис как процесс замещения доминирующих технологических укладов // Сайт С.П. Курдюмова. Режим доступа: http:// spkurdyumov.ru/economy/mirovoj-ekonomicheskij-krizis/. Дата обращения: 10.05.2013.

5. Загидуллина Г.М., Клещева О.А. Развитие инновационной инфраструктуры инвестиционно-строительного комплекса // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2011. № 2 (16). С. 271—277.

6. Лукманова И.Г. Методические основы трансфера технологий в строительной отрасли // Вестник МГСУ 2012. № 3. С. 193—198.

7. Философова Т.Г. Эффективность использования лизинга в схемах модернизации // Лизинг. Технологии бизнеса. 2011. № 9. С. 6—21.

8. Сырцова О.Н. Лизинг как инструмент модернизации экономики России // Лизинг. Технологии бизнеса. 2012. № 8. С. 14—29.

9. Чекмачев И.Ю., Иода Е.В. Инжиниринговый центр как элемент инновационной инфраструктуры региона // Социально-экономические явления и процессы. 2014. Т. 9. № 9. С. 84—95.

10. Шолкин В.Г. Инжиниринг — путь к модернизации экономики // Стандарты и качество. 2014. № 12 (930). С. 54—56.

11. Каменецкий М.И., Яськова Н.Ю. Кризис отечественной модели управления строительством и рынком недвижимости // Экономика строительства. 2009. № 3. С. 3—12.

12. Яськова Н.Ю. Тенденции развития строительных корпораций в новых условиях // Научное обозрение. 2013. № 6. С. 174—178.

13. Яськова Н.Ю. Эволюция процессов развития инвестиционно-строительной деятельности // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. Т. 60. № 1. С. 178—186.

14. Каменецкий М.И., Яськова Н.Ю. Административный ресурс как фактор повышения эффективности системы государственного управления // Проблемы прогнозирования. 2015. № 2. С. 33—42.

15. Levy M.J. Modernization and the structure of societies. Princeton University Press, 1966. 735 p.

16. Meier G.M. Leading issues in economic development. 6th edition. New York : Oxford University Press, 1995. 86 p.

17. АюповА.А. Применение инновационного лизингового опциона как инструмента хеджирования операций лизинга // вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2012. № 3 (21). С. 115—118.

18. Батрутдинов А.С., Федосеев И.В. Лизинг как способ финансово-кредитного обеспечения инновационной деятельности строительного предприятия // Проблемы современной экономики. 2006. № 3—4. С. 237—240.

19. Ибраева А.А. Сущность и функции лизинга в системе экономических отношений хозяйствующих субъектов // Проблемы современной экономики. 2010. № 4 (36). С. 196—199.

20. Шалдохина С.Ю. Классификация специфических рисков лизинговой компании // Terra economicus. 2009. Т. 7. № 2—3. С. 157—159.

21. Miceli T.J., Sirmans C.F., Turnbull G.K. The property-contract boundary: an economic analysis of leases // American Law and Economics Review. Oxford University Press, 2001. No. 3. Pp. 165—185.

22. LipseyR.G., Carlaw KI., Bekar C.T. Economic transformations — general purpose technologies and long-term economic growth. Oxford University Press, 2005. 618 p.

23. Sumit Agarwal, Brent W. Ambrose, Hongming Huang and Yildiray Yildirim. The term structure of lease rates with endogenous default triggers and tenant capital structure: theory and evidence // Journal of Financial and Quantitative Analysis. Cambridge University Press, April 2011. Vol. 46 (02). Pp. 553—584.

Поступила в редакцию в сентябре 2015 г.

Об авторе: Алексеева татьяна Романовна — кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления в строительстве, национальный исследовательский московский государственный строительный университет» (ниУ мгсУ), 123937, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (499) 287-49-19, [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для цитирования: Алексеева Т.Р. Управление рисками инновационного лизинга в строительном комплексе // Вестник МГСУ 2016. № 1. С. 170—180.

T.R. Alekseeva

RISK MANAGEMENT OF INNOVATIVE LEASING IN A CONSTRUCTION COMPLEX

One of the tasks a construction complex is facing today is the transition to innovative technological form. New efficient mechanisms of management of its innovative development are needed. It is necessary to involve specialized engineering companies rendering the services in innovative engineering into innovative activity management of the organizations of a construction complex. Within these services we offer the use of new administrative instrument of "innovative leasing engineering".

In the article the functions of the engineering companies carried out within this instrument of innovative development of a construction complex are offered and proved.

The management process of risks in this sphere is considered. Classification of risks of innovative leasing in a construction complex is specified. The risks of a managing director of an engineering company are revealed and proved; the risks of other participants of the leasing relations are specified. New approach to decrease the risks of innovative leasing with participation of the managing director of an engineering company is offered on the basis of the methods of risks distribution between the participants of the leasing relations, insurance and hedging of risks.

Key words: construction complex, risk management, innovative leasing, engineering company, innovative leasing engineering, hedging of risks, forward contracts

References

1. Asaul A.N. Problemy innovatsionnogo razvitiya otechestvennoy ekonomiki [Problems of Innovative Development of Domestic Economy]. Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii [Economic Revival of Russia]. 2009, no. 4, pp. 3—6. (In Russian)

2. Alekseeva T.R. Innovatsionnyy lizingovyy inzhiniring v stroitel'nom komplekse [Innovative Leasing Engineering in a Construction Complex]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Journal of Economy and Entrepreneurship]. 2015, no. 4—2 (57—2), pp. 583—590. (In Russian)

3. Alekseeva T.R. Lizingovye tekhnologii v innovatsionnom razvitii stroitel'nogo kom-pleksa [Leasing Technologies in Innovative Development of Construction Complex]. Vest-nik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2014, no. 5, pp. 152—161. (In Russian)

4. Glaz'ev S.Yu. Mirovoy ekonomicheskiy krizis kak protsess zameshcheniya dominiruy-ushchikh tekhnologicheskikh ukladov [World Economic Crisis as a Process of Replacement of Dominating Technological Ways]. Sayt S.P. Kurdyumova [The Site of S.P. Kurdyumov] Available at: http://spkurdyumov.ru/economy/mirovoj-ekonomicheskij-krizis/. Date of access: 10.05.2013. (In Russian)

5. Zagidullina G.M., Kleshcheva O.A. Razvitie innovatsionnoy infrastruktury investitsi-onno-stroitel'nogo kompleksa [Development of Innovative Infrastructure of an Investment and Construction Complex]. Izvestiya Kazanskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta [News of Kazan State University of Architecture and Engineering]. 2011, no. 2 (16), pp. 271—277. (In Russian)

6. Lukmanova I.G. Metodicheskie osnovy transfera tekhnologiy v stroitel'noy otrasli [Methodological Bases for Technology in the Construction Industry]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 3, pp. 193—198. (In Russian)

7. Filosofova T.G. Effektivnost' ispol'zovaniya lizinga v skhemakh modernizatsii [Leasing as an Efficient Tool in Modernization Schemes]. Lizing. Tekhnologii biznesa [Leasing. Technologies of Business]. 2011, no. 9, pp. 6—21. (In Russian)

8. Syrtsova O.N. Lizing kak instrument modernizatsii ekonomiki Rossii [Leasing as a Tool for Modernization of Russian Economy]. Lizing. Tekhnologii biznesa [Leasing. Technologies of Business]. 2012, no. 8, pp. 14—29. (In Russian)

9. Chekmachev I.Yu., Ioda E.V. Inzhiniringovyy tsentr kak element innovatsionnoy infrastruktury regiona [Engineering Center as an Element of Innovative Infrastructure of the Region]. Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy [Social and Economic Phenomena and Processes]. 2014, vol. 9, no. 9, pp. 84—95. (In Russian)

ВЕСТНИК 1/2016

10. Sholkin V.G. Inzhiniring — put' k modernizatsii ekonomiki [Engineering — a Way to Modernization of the Economy]. Standarty i kachestvo [Standards and Quality]. 2014, no. 12 (930), pp. 54—56. (In Russian)

11. Kamenetskiy M.I., Yas'kova N.Yu. Krizis otechestvennoy modeli upravleniya stroitel'stvom i rynkom nedvizhimosti [Crisis of the Domestic Model of Management of Construction and Real Estate Market]. Ekonomika stroitel'stva [Economy of Construction]. 2009, no. 3, pp. 3—13. (In Russian)

12. Yas'kova N.Yu. Tendentsii razvitiya stroitel'nykh korporatsiy v novykh usloviyakh [Development Tendencies of Construction Corporations in New Conditions]. Nauchnoe obozrenie [Scientific Review]. 2013, no. 6, pp. 174—178. (In Russian)

13. Yas'kova N.Yu. Evolyutsiya protsessov razvitiya investitsionno-stroitel'noy deyatel'nosti [Evolution of Investment-in-Construction Development Processes]. Vestnik Ir-kutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of Irkutsk State Technical University]. 2012, vol. 60, no. 1, pp. 178—186. (In Russian)

14. Kamenetskiy M.I., Yas'kova N.Yu. Administrativnyy resurs kak faktor povysheniya effektivnosti sistemy gosudarstvennogo upravleniya [Administrative Resources as a Factor in Improving the Efficiency of the State Administration System]. Problemy prognozirovaniya [Prediction Problems]. 2015, no. 2, pp. 33—42. (In Russian)

15. Levy M.J. Modernization and the Structure of Societies. Princeton University Press, 1966, 735 p.

16. Meier G.M. Leading Issues in Economic Development. 6th edition. New York, Oxford University Press, 1995, 86 p.

17. Ayupov A.A. Primenenie innovatsionnogo lizingovogo optsiona kak instrumenta khedzhirovaniya operatsiy lizinga [Application of an Innovative Leasing Option as an Instrument of Hedging Leasing Operations]. Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta [Vector of Science of Togliatti State University]. 2012, no. 3 (21), pp. 115—118. (In Russian)

18. Batrutdinov A.S., Fedoseev I.V. Lizing kak sposob finansovo-kreditnogo obespech-eniya innovatsionnoy deyatel'nosti stroitel'nogo predpriyatiya [Leasing as Way of Financial and Credit Ensuring of the Innovative Activity of a Construction Enterprise]. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of Modern Economy]. 2006, no. 3—4, pp. 237—240. (In Russian)

19. Ibraeva A.A. Sushchnost' i funktsii lizinga v sisteme ekonomicheskikh otnosheniy khozyaystvuyushchikh sub"ektov [Leasing Essence and Functions in the System of Economic Relations of Managing Subjects]. Problemy sovremennoy ekonomiki [Problems of Modern Economy]. 2010, no. 4 (36), pp. 196—199. (In Russian)

20. Shaldokhina S.Yu. Klassifikatsiya spetsificheskikh riskov lizingovoy kompanii [Classification of Specific Risks of a Leasing Company]. Terra economicus. 2009, vol. 7, no. 2—3, pp. 157—159. (In Russian)

21. Miceli T.J., Sirmans C.F., Turnbull G.K. The Property-Contract Boundary: an Economic Analysis of Leases. American Law and Economics Review. Oxford University Press, 2001, no. 3, pp. 165—185. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/aler/3.1.165.

22. Lipsey R.G., Carlaw K I., Bekar C.T. Economic Transformations — General Purpose Technologies and Long-Term Economic Growth. Oxford University Press, 2005. 618 p.

23. Sumit Agarwal, Brent W. Ambrose, Hongming Huang and Yildiray Yildirim. The Term Structure of Lease Rates with Endogenous Default Triggers and Tenant Capital Structure: Theory and Evidence. Journal of Financial and Quantitative Analysis. Cambridge University Press. April 2011, vol. 46 (02), pp. 553—584.

About the author: Alekseeva Tat'yana Romanovna — Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics and Management in Construction, Moscow State University of Civil Engineering (National Research University) (MGSU),

26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; +7 (495) 287-49-19; [email protected].

For citation: Alekseeva T.R. Upravlenie riskami innovatsionnogo lizinga v stroitel'nom komplekse [Risk Management of Innovative Leasing in a Construction Complex]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2016, no. 1, pp. 170—180. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.