УДК: 622.8 (625.8) ГРНТИ: 86.19 DOI: 10.15643/jscientia.2017.2.001
ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ, КАК ФАКТОР УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА
Е. В. Комлева, М. О. Байтуганова, О. Максат, Е. К. Конакбаев
Карагандинский государственный технический университет Республика Казахстан, 100027 г. Караганда, бульвар Мира, 56
121 Комлева Евгения Владимировна - [email protected]
В статье дано определение риск-менеджмента и описано предназначение международного стандарта ISO. Приведены функции управления в риск-менеджменте, выделены ключевые этапы. Рассмотрено назначение стандарта OHSAS, проект «Риск-менеджмент в безопасности», а также основные компоненты программы G-1-G-com. Представлена конструкция системы оценки SLAM, порядок мониторинга выявления опасных работ. Приведена международная методика расчета коэффициентов TRIR, FAR, DAFWR, а также порядок составления и утверждения плана мероприятий.
Ключевые слова: риск, опасность, анализ, международный стандарт, риск-менеджмент, коэффициент, тяжесть, частота.
IMPLEMENTATION OF THE RISK-MANAGEMENT SYSTEM IN ENTERPRISES AS A FACTOR IN THE IMPROVEMENT OF WORKING CONDITIONS
Y. V. Komleva, M. O. Baytuganova, O. Maksat, E. K. Konakbaev
Karaganda state technical university
56 Mira Blvd, 100027 Karaganda, Republic of Kazakhstan
121 Komleva Yevgeniya - [email protected]
The article provides a definition of the risk management and describes the international standard ISO mission. We describe control functions in risk management and highlight the key steps. We consider the appointment of OHSAS standard, the project "Risk management in safety", as well as key components of the program G-1- G-com. The article provides an assessment of the system design SLAM and monitoring order for identifying hazardous work. International method of calculating the coefficients TRIR, FAR, DAFWR is given. The procedure for drawing up and approval of the action plan is described.
Keywords: risk, risk analysis, international standard, risk management, rate, severity, frequency.
Введение. ISO 31000:2009 является практическим документом, направленным на оказание помощи организациям в разработке их собственных подходов к управлению рисками. Внедряя ИСО 31000, организация может сравнить свою практику управления рисками с международным опытом и привнести свой собственный опыт в мировую практику управления рисками. ISO 31000 предназначен для:
- увеличения вероятности достижения цели,
- поощрения активного управления и внедрения элементов управления рисками в общий процессный подход сертифицированных предприятий,
- информирования о необходимости выявления и устранения рисков в масштабах всей организации,
- улучшения выявления возможностей и угроз,
- совершенствования финансовой отчетности,
- повышения эффективности управления,
- повышения уровня доверия заинтересованных сторон,
- создания надежной основы для принятия решений и планирования,
- улучшения контроля,
- эффективного распределения и использования ресурсов для устранения риска,
- повышения оперативной эффективности и действий,
- повышения здоровья и техники безопасности, а также охраны окружающей среды,
- эффективного предотвращения потерь,
- минимизации потерь,
- улучшения корпоративного обучения,
- улучшения корпоративной устойчивости [1].
Риск-менеджмент (управление рисками; Risk management) - процесс принятия и выполнения управленческих решений, направленных на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных потерь, вызванных его реализацией.
Оценка рисков является неотъемлемой частью управления рисками, которая предусматривает структурированный процесс в целях выявления, какие цели организации могут быть затронуты. Она используется для анализа рисков с точки зрения последствий и их вероятности. Стандарт, обеспечивает основу для принятия решения и дает наиболее целесообразный подход, который будет использоваться для решения конкретных рисков.
К функциям управления в риск - менеджменте относятся:
- прогнозирование;
- организация;
- регулирование;
- координация;
- стимулирование;
- контроль [2].
В риск-менеджменте принято выделять несколько ключевых этапов:
1. Выявить риск и оценить вероятность его реализации и масштаба последствий;
2. Разработать риск-стратегию с целью снижения вероятности реализации риска и минимизации возможных негативных последствий;
3. Выбрать методы и инструменты управления выяв-
ленным риском;
4. Непосредственное управление риском;
5. Оценить достигнутые результаты и скорректировать риск-стратегию.
Материалы и методы. В рамках проекта «Риск-менеджмент в безопасности» внедренного на горнодобывающих предприятиях на основании проведенной оценки рисков выявляются опасные работы и нештатные ситуации, на которые разрабатываются пошаговые порядки их выполнения/устранения. Порядки выполнения опасных работ и порядки устранения нештатных ситуаций содержат информацию об имеющихся опасностях, инструментах для выполнения работ, а также описание действий сопровождается фотографией правильного приема.
В рамках данного проекта предусмотрено улучшение условий труда на основе внедрения международного стандарта OНSAS 18001:2007. Существует целый комплекс мер, который помогает обеспечить управление рисками в области безопасности труда персонала. Примером подобного рода мер служит система менеджмента OHSAS 18001. Она необходима компаниям, деятельность которых связана с риском возникновения ситуаций, которые угрожают безопасности сотрудников [3].
Сегодня организации все больше заинтересованы в том, чтобы достигнуть оптимального уровня результативности в области профессионального здоровья и безопасности путем управления соответствующими рисками в соответствии со своей политикой и целями в области OHSAS. Эта задача решается в условиях ужесточения законодательства, развития экономических механизмов и других мер, направленных на оптимизацию практики работы в области OHSAS, а также при возрастающей озабоченности заинтересованных сторон в вопросах профессионального здоровья и безопасности.
Стандарты OHSAS, в которых рассматривается менеджмент профессионального здоровья и безопасности, представляют организациям элементы результативной системы менеджмента профессиональной безопасности и здоровья. Стандарт OHSAS устанавливает требования к системе менеджмента профессионального здоровья и безопасности, позволяя организации разработать и внедрить политику и цели, учитывающие законодательные требования и информацию о рисках в области профессионального здоровья и безопасности. Стандарт OHSAS 18001 является общетехническим и применим к организациям всех типов и размеров (независимо от конкретного сектора экономики, отрасли промышленности), стремящихся:
- устранить или сократить риск для исполнителей, которые могут подвергаться рискам профессиональной безопасности и здоровья, связанным с их деятельностью;
- осуществлять контроль за опасными производственными факторами;
- управлять рисками, возникающими в процессе производственной деятельности;
- предотвращать возникновение инцидентов, аварий, нештатных ситуаций;
- интегрировать систему управления профессиональной безопасностью и здоровьем с действующими системами менеджмента;
- к улучшению морального климата в компании;
- к уменьшению прямых и непрямых издержек бизнеса [4, 6].
Проект «Риск-менеджмент в безопасности» предусма-
тривает программу практических мероприятий по недопущению смертельных случаев, серьезных травм и улучшению показателей по безопасности на производственных объектах. Одна из основных инициатив этой программы - продемонстрировать сотрудникам как нужно выявлять и предотвращать смертельные опасности на рабочем месте.
Основными компонентами программы являются:
- Правила безопасного поведения;
- Протоколы смертельных опасностей;
- Набор инструментов для продвижения программы.
1) Внедрение правил безопасного поведения - данные правила необходимо включить во все виды инструктажей, разработать плакаты и разместить в местах скопления персонала (столовые, раскомандировки, актовые залы и т.д.) для постоянного напоминания о необходимости их строгого соблюдения.
2) 12 Протоколов смертельных опасностей (ПСО) -структурированная система требований для соответствия лучшим мировым практикам в отношении управления смертельной опасностью.
3) G-1 - программа обучения индивидуальному и групповому методам выявления опасностей и оценки рисков на рабочих местах.
4) G-2 - программа обучения методам полноценной задокументированной оценки рисков.
5) G-com - методика проведения предусмотренных совещаний с акцентом на безопасность труда.
6) Взаимодействие по безопасности.
Риск менеджмент G-1 - это программа обучения индивидуальному и групповому методам выявления опасностей и оценки рисков на рабочих местах. Обучение проводится работникам всех уровней от начальника подразделения до рабочих[5].
После проведения обучения G-1 для всех работников предприятия внедряется инструмент индивидуальной оценки СЛАМ (рис. 1).
Рисунок 1 - Блокнот для индивидуальной оценки СЛАМ
Блокнот СЛАМ состоит из индивидуального блокнота и сменного блока отрывных чек-листов. Сменные блоки отрывных чек-листов по мере необходимости заказываются (ориентировочно один сменный блок на месяц).
СЛАМ проводится:
- на производственных площадках в начале всех смен;
- в случае изменений при выполнении штатного задания;
- в случае изменений условий работы;
- при вовлечении нового персонала.
Конструкцию системы оценки можно увидеть на рисунке 2, которая включает в себя четыре этапа [7].
S STOP - остановись и подумай, прежде чем действовать L LOOC - посмотри на рабочее место и выяви опасности A ASSESS - оцени эффект влияния на людей, имущество, окружающую среду
M MANAGE - управляй опасностью с помощью эффективных средств контроля
Рисунок 2 - Система оценки в Риск-менеджменте
Рассмотрим каждый из этапов. Этап 1 - ОСТАНОВИСЬ и подумай прежде, чем действовать!
Перед выполнением задания, задай себе вопросы: Это новое задание? Задание изменилось?
Когда в последний раз я выполнял это задание? Я чувствую себя уверено при выполнении этого задания?
Если нет, мне необходимо обучение?
Заполнить стр. 1 формы SLAM рисунок 3 (пункты 1-4).
Лага: ...................
Рабочее место Задание: ..........
Ф.И.О.: ................
............ Бремя: ....
Подпись:
ЗАДАЙ САМОМУ СЕБЕ ЭТИ ВОПРОСЫ: ДА НЕТ
1 Вы полнел ли я такое юдание роныие?
2 Понимаю ли я РАБОЧИЙ РЕГЛАМЕНТ/ПРАВИЛА выполнения этого задания?
3 Есть ли у меня соответствующая квалификация, право и разрешение на данную работу/наряд/наряд-допуск?
4 Знаю ли я все ПРАВИЛА личного ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ И НЕШ1АТНЫХ СИТУАЦИЯХ?
5 Может но меня что-то упасть? Могу ли я уронить что-либо на других? Могу ли я упасть с высоты? Могу ли я быть зажат или прижат чем либо?
6 Соответствуют ли мои СИЗ данному заданию и находятся ли они в исправном и пригодном для использования состоянии?
7 Полностью ли я отключил/изолировал ВСЕ виды энергии и проверил надежность их блокировки от несанкционированного включения ?
8 Соответствует ли мое оборудование/инструмент выполнению данной работы и находится ли оно в исправном состоянии?
9 Знаю ли я о присутствии других людей (и оборудования) иа моем учостке работы и знают ли они о моем присутствии но данном рабочем месте?
Если Вы поставили отметку • серой ячейке - ЗНАЙТЕ, что » этом случае могут иметь место неконтролируемые опасности. В этому случае обратитесь к Вашему мастеру/координатору задания] Перечислите все опасности, присутствующие но данном рабочем месте, и средства ж контроля. Запишете их на обратной стороне этой страницы!
Рисунок з - Страница 1 формы SLAM
При отрицательном ответе необходимо провести предварительную оценку рисков на обратной стороне листа и обратится к мастеру.
Этап 2 - ПОСМОТРИ на рабочее место и выяви опасности.
Перед выполнением задания:
1. Используй необходимое время для выявления потенциальных опасностей, особенно смертельных опасностей;
2. Найди источники вреда, соответствующие заданию, которые могут повлиять на:
• Тебя самого,
• Других людей,
• Имущество и оборудование,
• Окружающую среду.
Обрати особое внимание на источники энергии. Проверь, что еще происходит в рабочей зоне.
Перечисли найденные опасности на стр. 1 формы SLAM (пункт 5).
Опасности могу быть:
1. Очевидными (различимы для чувств восприятия): не ограждённый механизм, электрическая неисправность, строительный дефект.
2. Скрытыми (не различимы для чувств восприятия): электричество, токсичный газ, высокочастотный шум [5].
3. Прогрессирующими (со временем): износ шин, потертый кабель.
4. Переходными (периодическими): перегрузка механизма, заедающий клапан.
5. Неколичественными: те случаи, когда уровни энергии неизвестны[3].
На рисунке 4 представлена форма SLAM (обратная сторона). Перечисли опасности и средства контроля. Если ты не можешь определить подходящее средство контроля, не приступай к выполнению работы, проинформирую своего мастера.
Этап 3
ОЦЕНИ эффект влияния на людей, имущество и окружающую среду!
Перед выполнением задания:
Каков шанс того, что ты или другие могут быть подвержены опасности?
Какие последствия могу быть, если устранить опасность?
По каждой опасности, которую ты выявил и записал, рассмотри причины и потенциальный эффект.
ОПАСНОСТИ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Замечания:
Если Вы не можете контролировать какую-либо из опасностей - НИКОГДА не приступайте к выполнению задания и сообщите об этом своему мастеру/координатору задания!
Рисунок 4 - Обратная сторона форма SLAM
Убедись, что у тебя достаточно знаний, навыков, профессионализма и инструментов.
Этап 4
УПРАВЛЯЙ опасностью с помощью эффективных средств контроля!
Перед выполнением задания: Определи наиболее подходящее средство контроля для управления опасностью.
Примени средства контроля для управления опасностью.
Примечание: При возникновении трудностей при выборе средств контроля, проинформируй своего мастера и рассмотри необходимость проведения анализа безопасности труда (АБР) [8].
Совместно с блокнотами SLAM необходимо внедрять инструмент групповой оценки рисков АБР (анализ безопасности работы). Перечисли средств контроля, которые ты определил, на стр. 2 формы SLAM рисунок 5.
ОПАСНОСТИ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ
Отслоение Обобрать закол
горной массы на
горизонте 14
штрек 56
Замечания:
1. Течь масла с перфоратора
2. Заиливание водоотливной канавки в
районе рудоспуска 19А
Если Вы не можете контролировать какую-либо из опасностей - НИКОГДА не приступайте к выполнению задания tt сообщите ос э'освоему мастеру/координатору задания!
Повторить шаги с 3 по 5 для всех последующих Этапов выполнения задания. Основные задачи риск-менеджмента представляют собой цикл операций приведенных на рисунке 6 [8].
Для выполнения поставленных задач формируются рабочие группы, которые будут выполнять регламентированные задачи.
Рисунок 6 - Задачи риск-менеджмента
Основным средством мониторинга обученности персонала является проведение наблюдений за правильным выполнением работ. Выявление опасных работ и нештатных ситуаций проводится по схеме, представленной на рисунке 7.
Рисунок 5 - Страница 2 формы SLAM
Обсуждения. Анализ безопасности работ согласно системы SLAM в риск-менеджменте. Анализ безопасности работы (АБР) - это мероприятие, направленное на оценку риска, которое применяется перед проведением потенциально опасной деятельности (приложение к наряд-допуску). Все процессы АБР должны соответствовать выполняемой работе [10].
Группа, вовлеченная в данный процесс, должна понимать:
- задание, которое подлежит оценке,
- оборудование, которое подлежит использованию,
- опасности.
Работники, выполняющие рабочее задание, должны участвовать в процессе анализа. Проведение Анализа безопасности работ предполагает следующие основные этапы:
- обсудить характер предстоящего задания, с тем, чтобы все члены команды понимали цель, основной способ выполнения, начало и завершение задания,
- обсудить опасности, которые могут нанести травму, вред, ущерб в ходе выполнения задания,
- определить неконтролируемые источники энергии, возможность потери контроля и человеческой ошибки,
- определить соответствующие средства контроля (запланированные, а возможно новые, предложенные членами команды) для предотвращения нежелательного события или снижения последствий в результате его наступления.
Рисунок 7 - Порядок выявления опасных работ
Порядок мониторинга выполнения опасных работ и устранения нештатных ситуаций:
1. В подразделении на основании Порядков выполнения опасных работ и устранения НШС разрабатываются чек-листы оценки правильности выполнения опасных работ и устранения нештатных ситуаций на основании утвержденного Порядка выполнения опасных работ и устранения НШС. Ответственным за разработку чек-листов (для энергетических предприятий - бланк переключений) является начальник подразделения.
2. Начальник подразделения определяет план мониторинга опасных работ по каждому подразделению с назначением лиц, осуществляющих контроль.
3. Контроль выполнения работ проводится уполномоченным лицом путем наблюдения за выполнением работ и заполнением им чек-листа. В чек-листе указываются нарушения и выводы о правильности выполнения работ.
4. Ежемесячно в подразделении начальником подраз-
деления проводится анализ чек-листов мониторинга выполнения работ по подразделению с анализом нарушений и разработкой мероприятий по устранению и улучшению.
В осуществление контроля за выполнением работ по чек-листам будут привлечены так же работники служб ТБ и другие специалисты управлений.
Система мониторинга за выполнением работ будет детально регламентироваться отдельным документом.
Мониторинг и анализ системы риск-менеджмента по ключевым показателям проводится на ежемесячных рассмотрениях итогов работы подразделений, при руководстве подразделений, от уровня начальников до курирующих Вице-президентов. На основе выполненного мониторинга составляется план мероприятий по предприятию.
устранения НШС согласно спецификаций;
- Анализ эффективности внедрения мероприятий, направленных на снижение и предупреждение;
- Результаты обученности персонала;
- Анализ произошедших несчастных случаев [1].
Анализ несчастных случаев и травматизма проводится
по утвержденной схеме представленной на рисунке 10 и согласно расчетных коэффициентов.
Смертельный случай - смерть сотрудника основной или подрядной компании при выполнении производственных обязанностей, в результате несчастного случая или воздействия производственных факторов на рабочем месте. Смерть сотрудника не обязательно должна наступать на рабочем месте.
Коэффициент несчастных случаев со смертельным исходом (FAR) - количество смертельных случаев умножить на 100 миллионов и разделить на общее количество отработанных часов.
Рисунок 8 - Порядок составления плана мероприятий
Мероприятия разрабатываются рабочей группой на уровне участка, цеха, службы по каждой спецификации. Начальник отделения формирует общий план мероприятий по своему участку, цеху, службе.
План мероприятий подписывается начальником, согласуется техническим руководителем по ОТиТБ подразделения и утверждается директором/главным инженером рудника, фабрики, начальником управления.
Мероприятия, которые требуют финансирования, формируются в бюджет рудника, фабрики, управления для согласования и утверждения в установленном порядке приведённом на рисунке 9.
Рисунок 9 - Порядок утверждения мероприятий
Основными ключевыми показателями системы риск -менеджмента являются:
- Полнота спецификаций опасных работ и НШС по профессиям;
- Комплектность порядков выполнения опасных работ и
Рисунок 10 - Анализ процесса риск-менеджмента при расследовании несчастных случаев
FAR = кол-во смертельных случаев x 100 000 000 / кол-во отработанных часов.
Происшествия с потерей рабочих дней (DAFW) - производственная травма или производственное заболевание, в результате которых сотрудник основной или подрядной компании не выходит на работу в течение одного или более дней, следующих за днем получения травмы или начала заболевания [2].
Коэффициент происшествий с потерей рабочих дней (DAFWR) - количество происшествий с потерей рабочих дней (не включая смертельные случаи и случаи с частичной потерей трудоспособности) умножить на 200 000* и разделить на общее количество отработанных часов.
DAFWR = Кол-во происшествий с потерей рабочих дней x 200 000* / кол-во отработанных часов
Коэффициент регистрируемых происшествий (TRIR) -общее количество смертельных случаев, происшествий с потерей рабочих дней, происшествий с временным ограничением трудоспособности и случаев оказания медицинской помощи, умножить на 200 000* и разделить на общее количество отработанных часов.
TRIR = (Кол-во смертельных случаев + происшествий с потерей рабочих дней + происшествий с временным ограничением трудоспособности + случаи медицинской помощи) x 200 000* / кол-во отработанных часов. Все предприятия, внедрившие международные стандарты используют в работе английскую версию формулы, определяющую коэффициент частоты на 200 000 работающих за определенный период:
где Н- число несчастных случаев за определенный период, В- отработанные часы за этот же период.
Заключение. Применение международных стандартов, с учетом мировой практики оценки риска на горнодобывающих предприятиях показало эффективность работы системы риск-менеджмента и системы SLAM, о чем свидетельствует снижение производственного травматизма, а эффективность работы системы подтверждена снижением коэффициентов общего травматизма - TRIFR; травматизма с потерей трудоспособности - LTIFR.
ЛИТЕРАТУРА
1. Комлева Е.В., Харьковский В.С., Байтуганова М.О. Методология оценки техногенного риска. Монография. Saarbrücken: LAMBERT, 2014.
2. Харьковский В.С., Плотников В.М., Дрижд Н.А., Шарипов Н.Х., Ка-
кенов К.С., Комлева Е.В., Харламова А.В. Методика оценки опасностей и аварийности технологических процессов // European Researcher. 2012. №8-1. С. 1127-1134.
3. Комлева Е.В., Байтуганова М.О. Оценка риска на примере КЛМЗ Корпорации «Казахмыс» // Международная научно-практическая конференция «MODERNI VYMOZENOSTI VEDI-2013» 27 ledna-05 unora. Прага, 2013. С. 91-94.
4. ГОСТ Р 51901.11- 2005. Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности.
5. Харьковский В.С., Плотников В.М., Дрижд Н.А., Шарипов Н.Х., Комлева Е.В., Харламова А.В. Методика оценки опасностей и аварийности технологических процессов // Безопасность в промышленности. 2011. №1(38). С. 11-15
6. СТ РК ИСО 1348-2005 «Система менеджмента профессиональной безопасности и охраны труда. Требования».
7. ГОСТ Р 51901.6-2005 (МЭК 61014:2003) Менеджмент риска. Программа повышения надежности.
8. Балдин К.В. Риск-менеджмент. Учебное пособие. М.: Эксмо, 2006. 368 с.
Поступила в редакцию 14.12.2016