Научная статья на тему 'Внедрение системы непрерывного медицинского образования в ФГБУ «ННИИПК им. Акад. Е. Н. Мешалкина» Минздрава России'

Внедрение системы непрерывного медицинского образования в ФГБУ «ННИИПК им. Акад. Е. Н. Мешалкина» Минздрава России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение системы непрерывного медицинского образования в ФГБУ «ННИИПК им. Акад. Е. Н. Мешалкина» Минздрава России»

#

ПРИЛОЖЕНИЕ

в процессе глобализации. Известны косвенные эффекты влияния глобализации на здоровье народов мира через сложившиеся национальные и межнациональные экономические, профессиональные и общественные союзы. Экспертные данные показывают, что в отдаленной перспективе эффекты глобализации в здравоохранении будут оптимизированы, усовершенствование системы оказания медицинской помощи станет основной целью национальной политики. Следует подчеркнуть, что в настоящее время исследование взаимосвязей между процессом глобализации и здоровьем находится на начальной стадии, очевидных доказательств «за» или «против» практически нет. В некоторых работах, с которыми сложно не согласиться, здравоохранение в целом рассматривается как глобальная система. Сформулированы 3 основных критерия для определения глобального характера проблемы здравоохранения: 1) затрагивает ли она интересы здоровья каждого человека, а может, и всего человечества в целом; 2) приобретает ли она действительно международный или континентальный характер; 3) принимаются ли для ее решения глобальные международные акты и меры сотрудничества. Кроме того, успешное осуществление некоторых программ ВОЗ по ликвидации или снижению угрозы некоторых опасных заболеваний в мире наглядно доказывает, что объединение и концентрация усилий требует разработки глобальной концепции.

Заключение. В ранг чрезвычайно актуальных выходят меры эффективного использования открываемых глобализацией возможностей для развития и совершенствования отечественного здравоохранения. Целью научно-практических разработок и исследований становится выявление факторов отрицательного воздействия глобализации на здоровье населения, изучение опыта других стран в этой сфере, разработка мер по ограничению отрицательного влияния глобальных процессов на общественное здоровье. Плодотворная работа Всемирной организации здравоохранения свидетельствует об эффективности принятия решений в подлинно международных масштабах проблемы охраны здоровья населения.

Кузнецова Т.А., Бойцова И.В.

Внедрение системы непрерывного медицинского образования в ФГБУ «ННИИПК им. акад. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России

ФГБУ«Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения им. акад. Е.Н. Мешалкина» Минздрава России

Переход от сертификации специалиста к процедуре аккредитации подразумевает постоянное самообразование врачей и медицинских сестер как в области получения теоретических знаний, так и в овладении практическими навыками. Учитывая то, что ННИИПК является научно-исследовательским учреждением, перед ним стоит задача повышения квалификации научных сотрудников, мотивированных на создание качественной научной продукции, интересной как в России, так и за рубежом. Для того чтобы соответствовать данным тенденциям, в ННИИПК с 2012 г. внедряется система непрерывного медицинского образования для сотрудников института. На первом этапе главными специалистами института совместно со службой персонала проводится аттестация сотрудников по отдельным вопросам (оценка знаний и навыков анестезиологов-реаниматологов, кардиохирургов, нейрохирургов, медицинских сестер, уровень владения английским языком, навыки работы в сфере баз данных, оценка необходимых навыков у научных сотрудников и пр.). Работа по оценке компетенций проводится в различных формах (тестовый контроль, устное собеседование, демонстрация навыков на симу-ляторах). На втором этапе по результатам аттестации выявляется потребность в организации

м

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013

Тезисы конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине»

Москва, 26-27 сентября 2013 г.

образовательных семинаров и мастер-классов, формируется учебная программа и расписание отдельных курсов. Данная работа проводится учебным центром института совместно с ведущими специалистами. На третьем этапе учебный центр организует занятия, после которых проводится экзамен, позволяющий судить об эффективности обучающих мероприятий и изменении уровня квалификации сотрудников. В 2013 г. в качестве основных образовательных мероприятий для сотрудников института можно выделить следующие:

1. Симуляционные занятия для кардиохирургов, анестезиологов-реаниматологов, нейрохирургов, врачей функциональной и ультразвуковой диагностики, медицинских сестер различных специальностей в соответствии с разработанными образовательными программами.

2. Семинар по проведению сердечно-легочной реанимации (для 2000 сотрудников) в рамках подготовки ННИИПК к международной сертификации по системе Joint Commission International.

3. Занятия английским языком для всех желающих (группы различного уровня).

4. Семинар по работе в базах данных «Российский индекс научного цитирования», «Scopus» (для 120 научных сотрудников).

5. Семинар «Современные стандарты научной деятельности: от разработки до публикации», проведенный членами Европейской ассоциации кардиоторакальных хирургов.

На сегодняшний день ННИИПК находится в начале пути внедрения НМО. В течение 2014—2016 гг. будет разработано около 70 новых образовательных программ для специалистов различного профиля. За основу взят опыт европейских центров, в которых сотрудники посещают образовательные курсы по собственному выбору, согласно расписанию, составленному на календарный год. Посещение данных курсов учитывается при назначении на должность и распределении заработной платы. Благодаря имеющемуся опыту ННИИПК уже сегодня можно сделать вывод о том, что внедрение непрерывного медицинского образования в лечебных учреждениях необходимо. Проведение образовательных курсов, мастер-классов, тренингов позволяет уменьшить число ошибок и повысить качество медицинской помощи и результативность научной деятельности.

Смаилова Ж.К., Каражанова Л.К., Смаилов Н.С.

Освоение практических клинических навыков как основная составная часть профессиональной компетентности будущих врачей

Государственный медицинский университет г. Семей, Казахстан

Одним из направлений повышения профессиональной компетентности выпускников является совершенствование обучения навыкам мануальных действий, которые должен уметь выполнять каждый врач. В данном контексте авторы рассматривают вопросы освоения практических клинических навыков для эффективной подготовки будущих врачей.

Актуальность. Одним из основных направлений Концепции развития медицинского и фармацевтического образования в Республике Казахстан является создание новой системы подготовки, оценки качества и уровня профессиональной компетенции выпускника. Совершенствование новых клинических технологий диагностики и лечения, развитие медицинской науки, расширение спектра фармакологических препаратов определяют повышение требований к качеству подготовки медицинских специалистов, которые должны соответствовать новым стандартам общественного здравоохранения. Обязательным условием развития системы здравоохранения является повышение качества подготовки выпускников медицинских вузов

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 |[159J

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.