Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ'

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
51
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СМК / СЕРТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Топорова П.К.

В статье рассматривается проблема внедрения системы менеджмента качества на предприятиях. Выделены преимущества, получаемые при использовании сертифицированных систем менеджмента качества, а также рассмотрены восемь принципов, на которые необходимо опираться при управлении менеджментом качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ»

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 12-4(63)

УДК 330

П.К. Топорова

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

В статье рассматривается проблема внедрения системы менеджмента качества на предприятиях. Выделены преимущества, получаемые при использовании сертифицированных систем менеджмента качества, а также рассмотрены восемь принципов, на которые необходимо опираться при управлении менеджментом качества.

Ключевые слова: менеджмент качества, управление качеством, система менеджмента качества, СМК, сертификация.

Сегодня в мире многие предприятия уже работают в условиях действующих и сертифицированных систем менеджмента качества (далее СМК), соответствующих требованиям общепризнанных международных стандартов ISO 9001. Это не является конкурентным преимуществом, а скорее говорит о том, что компания владеет минимально необходимыми инструментами для управления качеством. Разработка, внедрение и сертификация СМК является шагом на пути развития бизнеса, фактором повышения конкурентоспособности организации, а также ее стоимости на мировом рынке.

Несомненно, глобализация влияет на развитие понятия «менеджмент качества», которое в настоящее время включает в себя четыре основных направлений деятельности: планирование качества, контроль качества, улучшение качества и обеспечение качества. Данные процессы являются основополагающими для управления качеством и не могут функционировать отдельно [1]. Менеджмент качества — скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к разработке политики, целей, прогнозирования, планирования, управления и обеспечения в области качества [2].

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001 СМК представляет собой «систему менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству» [2]. При этом цель СМК — это, по существу, желаемое будущее состояние определенного объекта управления, выраженное количественно (сколько?) и / или качественно (что?), имеющее срок достижения (когда?), ответственного исполнителя (кто?) и ограничения по ресурсам (чем?) [3, с. 51].

Преимуществом внедрения СМК должно быть повышение эффективности системы управления предприятием и процессом продаж на всех этапах. Внедрение СМК дает следующие преимущества: •высокая степень удовлетворения потребностей клиента; •сокращение расходов на управление предприятием, его продвижение; •сокращение времени и улучшение качества процессов;

•улучшение качества продукции и проводимых мероприятий по работе с клиентом; •улучшение понимания сотрудниками целей и задач предприятия; •увеличение исполнительской дисциплины работников;

•высокий уровень вовлеченности персонала в работу компании (за счет возможности предоставлять обратную связь и влиять на процессы);

•увеличение мотивации персонала и, следовательно, высокая степень его ответственности [4, с. 335].

Более того, исследования Харрингтона и Мэтерса выявили, что успешное применение СМК способствует увеличению рыночной доли, следованию установленной миссии и целей компании, а также повышению эффективности контроля над всеми процессами в компании [5].

В соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001, осуществляя менеджмент качества, следует руководствоваться следующими восьми принципами. Во-первых, это ориентация на покупателя. Данный принцип является одним из главных, т.к. компании зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности. Бизнес-процессы компании должны учитывать требования клиентов и стремиться превзойти их ожидания. Следующим принципом идет лидерство руководителя, т.к. именно руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности компании. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники смогут участвовать в решении задач компании.

© Топорова П.К., 2016.

Вестник магистратуры. 2016. № 12-4(63).

ISSN 2223-4047

Также, важным элементом является вовлечение работников в активную деятельность по повышению качества. Работники всех уровней составляют основу фирмы, и если все они привлечены к работе, компания получает возможность выгодно использовать их способности. Поэтому, все работники каждого отдела, должны быть осведомлены о политике компании и принимать активное участие в поддержании и улучшении бизнеса.

Четвертым принципом является применение процессного подхода, ведь достичь желаемого результата легче в том случае, если деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом. В стандарте ГОСТ Р ИСО 9000-2001 говорится: «Процесс — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующей входы и выходы». При этом входами того или иного процесса служат выходы других процессов. Процесс УК определяется суммой всех выполняемых функций [2].

Таким образом, процессный подход к СМК — это ориентация УК на совокупность непрерывно осуществляемых управленческих работ, связанных между собой общими управленческими функциями (прогнозированием, планированием, организацией и выполнением работ, координацией, регулированием, активизацией и стимулированием, учетом, контролем и анализом) и преобразующих входы в выходы.

Также, важно следовать системному подходу к менеджменту. Если представить менеджмент в виде системы взаимосвязанных процессов, это позволит более эффективно достигать цели компании. Системный подход к УК предполагает рассмотрение всей деятельности как системы; установление внешних связей системы и выявление наиболее важных из них; определение цели; выявление закономерностей и тенденций развития системы. Все это приведет к эффективной работе компании и достижению ее целей.

Шестой принцип - постоянное улучшение работы компании, основанное на повышении качества продуктов и услуг, следует рассматривать как неизменную цель компании. Постоянное улучшение является обобщением всех выше перечисленных принципов. Здесь происходит анализ сложившейся ситуации и уже полученных результатов, для дальнейшего улучшения.

Еще одним основополагающим правилом является принятие решений на основе фактов. Это важно, чтобы решения принимались на основе фактов, т.к. только основываясь на анализе объективной информации, они будут эффективными. Более того, для получения достоверной ситуации и дальнейшего ее решения необходима полная и надежная информация.

Последним восьмым принципом является взаимовыгодные отношения с поставщиками (интегра-тивное взаимодействие с партнерами). Фирма, ее поставщики и партнеры зависят друг от друга, поэтому отношения взаимной выгоды и заинтересованности сильно повышают способность обеих сторон более эффективно достигать своих целей. Данный принцип направлен на поддержание эффективных внешних связей, что дополняет все остальные принципы [2].

Таким образом, восемь принципов менеджмента качества направлены на поддержание, как внутренней среды организации, так и внешней. Они являются основополагающими для любого стандарта и СМК. Однако эти принципы СМК можно дополнить рядом других, таких как, например, документирование всех процессов менеджмента качества; выполнение полного комплекса конкретных функций менеджмента и др.

Библиографический список

1.Hoyle, D. Quality Management Essentials. Oxford: Elsevier, 2007

2.ГОСТ ISO 9000-2011 : Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

3.Моисеева Ю.В. «Система менеджмента качества: основные положения» // Менеджмент сегодня 01(31)2006

4.Коледенков Д.В. «Менеджмент качества - панацея или реальный инструмент конкурентоспособности» // Менеджмент качества 04(28)2014

5.Harrington, H.J., Mathers, D.D. ISO 9000 and Beyond. For compliance to Performance Improvement. United States of America: McGraw/Hill Companies, Inc., 1997.

ТОПОРОВА ПОЛИНА КОНСТАНТИНОВНА - магистрант, факультет бизнеса и менеджмента, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.