Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ENERGY MANAGEMENT / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Людкова Анастасия Вячеславовна, Лимарев Александр Сергеевич, Крамзина Лариса Викторовна

В данной статье рассматривается предложение по повышению эффективности системы менеджмента качества за счет внедрения системы энергетического менеджмента. Наличие у предприятия сертификата соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001:2015 зачастую не является гарантией получения желаемых результатов: уменьшения издержек на производство продукции, снижения себестоимости, повышения уровня качества. Причин низкой эффективности большинства внедренных и сертифицированных систем менеджмента достаточно много. В целях повышения эффективности СМК предлагается внедрение и совместное использование методов и инструментов СМК с системой энергетического менеджмента. Большинство крупных российских металлургических предприятий движутся в направлении внедрения систем энергетического менеджмента, что способствует повышению эффективности работы предприятия в целом. Ярким примером этого является система энергетического менеджмента, внедренная в 2015 году на ПАО «ММК». С данного момента времени произошел существенный рывок в области развития рационализаторства в организаци

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Людкова Анастасия Вячеславовна, Лимарев Александр Сергеевич, Крамзина Лариса Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF THE EFFICIENCY OF THE MANAGEMENT SYSTEM QUALITY BASED ON ELEMENTS OF THE SYSTEM ENERGY MANAGEMENT

In this article, we consider a proposal to improve the effectiveness of the quality management system through the introduction of the energy management system. The fact that the company has a QMS compliance certificate with the requirements of the ISO 9001:2015 is often not a guarantee of obtaining the desired results: reducing the costs of production, increasing the level of quality. The reasons for the low efficiency of most of the implemented and certified management systems are quite a lot. In order to increase the efficiency of the QMS, it is proposed to introduce and share the methods and tools of the QMS with the energy management system. Most large Russian metallurgical enterprises are moving towards the introduction of energy management systems, which contributes to improving the efficiency of the enterprise as a whole. A striking example of this is the energy management system, introduced in 2015 in the Magnitogorsk Iron and Still Works. From this point in time, there has been a significant breakthrough in the development of innovation in the organization

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

УДК 331.103.6:658.562

Людкова А.В., Лимарев А.С., Крамзина Л.В.

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИНОСТИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация. В данной статье рассматривается предложение по повышению эффективности системы менеджмента качества за счет внедрения системы энергетического менеджмента. Наличие у предприятия сертификата соответствия СМК требованиям стандарта ISO 9001:2015 зачастую не является гарантией получения желаемых результатов: уменьшения издержек на производство продукции, снижения себестоимости, повышения уровня качества. Причин низкой эффективности большинства внедренных и сертифицированных систем менеджмента достаточно много. В целях повышения эффективности СМК предлагается внедрение и совместное использование методов и инструментов СМК с системой энергетического менеджмента. Большинство крупных российских металлургических предприятий движутся в направлении внедрения систем энергетического менеджмента, что способствует повышению эффективности работы предприятия в целом. Ярким примером этого является система энергетического менеджмента, внедренная в 2015 году на ПАО «ММК». С данного момента времени произошел существенный рывок в области развития рационализаторства в организаци

Ключевые слова: система менеджмента качества, энергетический менеджмент, эффективность

В целом ряде отраслей значительное количество организаций внедрило систему менеджмента качества (СМК) на базе серии международных стандартов ISO 9000. При этом, некоторые компании одновременно начали осваивать различные инструменты управления: энергоменеджмент, экологический менеджмент, концепции Бережливого производства, методы Проектного управления. Все это имеет непосредственное отношение к повышению эффективности систем организации и управления производством, улучшению качества продукции (услуг) [1, 12].

По своим целям и областям применения указанные методы достаточно близки. При этом, становится очевидным, что освоение и внедрение близких подходов и методов способствует улучшению управления производством, позволяет улучшить совокупный результат [1, 12].

Однако даже тогда, когда все системы сертифицированы на предприятии, они часто не дают желаемых результатов: формально система менеджмента существует, а реально качество и конкурентоспособность продукции или услуг оставляют желать лучшего. Причин низкой эффективности большинства внедренных и сертифицированных систем менеджмента достаточно много: это и нежелание высшего руководства вникать в проблемы (а ведь первейшим из этапов внедрения систем является убежденность руководства), неполная реализация требований стандартов, недостаточный уровень компетентности персонала, отсутствие целей, стратегии и другие [2].

Основой для построения эффективной системы менеджмента на предприятии должна быть СМК. Для ее успешного функционирования организация должна определить и осуществить менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности [2]. В настоящее время в отечественной и зарубежной практике активно внедряется совместное использование методов и инструментов

СМК с системой энергетического менеджмента [1]. Совместное применение различных подходов существенно затрудняет процесс организации подходов между элементами этих систем.

Последняя версия стандартов ИСО серии 9000 базируются на семи принципах системного управления качеством. Если соотнести каждый из принципов СМК с идеологией энергетического менеджмента, то будут получены рычаги влияния одной системы на другую. Применение системного подхода в организации взаимодействии позволяет ожидать улучшение отдельных систем в результате повышения эффективности одной системы [13].

Взаимодействие системы менеджмента качества и система энергетического менеджмента можно представить в виде диаграммы «распускающегося лотоса» [3, 4] (рис. 1). В ее центральной ячейке записываем главную тему: в нашем случае - это реализация принципов менеджмента качества, а затем заполняем восемь окружающих ячеек или сфер деятельности [5, 10]. Важнейшей причиной недостаточно эффективного функционирования СМК можно назвать отсутствие реализации такого из семи подходов, как взаимодействие людей. Для реализации эффективного и взаимовыгодного взаимодействия сотрудников в рамках одной организации должно быть ведущая роль руководства. Если рассматривать отношение к работникам в западных и азиатских странах, то здесь господствуют абсолютно противоположные подходы во взаимодействии руководства и сотрудников [6, 8]. В основе управления западных компаний лежит подход, который основан на признании возрастающей значимости личности сотрудника, на изучении его мотиваций, умении правильно формировать их и корректировать в соответствии со стратегическими задачами, стоящими перед компанией. Но это не означает, что сотрудник незаменим. Угроза увольнения делает человека

пассивным, приучает никому не раскрывать своих психологический климат в коллективе, замедляет

методов в выполнении работы, сковывает все инновационные процессы [6, 8]. Такой подход

инициативу. Она резко негативно влияет на не чужд и для российских предприятий.

модель Кано маркетинг наличие рекламаций определение цели определение стратегии определение миссии кружки качества межфункциональные команды реинжиниринг

увеличение ценности ориентация на потребителя повышение удовлетворенности принятие ответственности лидерство определение политики признание и подтверждение вклада взаимодействие людей наставничество

повышение репутации увеличение доли рынка расширение потребительской базы обеспечение необходимыми ресурсами определение видения определение показателей энергетической эффективности взаимодействие с по-ставщи-ками вклад в достижение энергетических целей взаимоуважение

ориентация на потребителя лидерство взаимодействие людей производство как процесс определение входов и выходов взаимосвязь процессов

принципы менеджмента качества процессный подход определение владельцев и потребителей процессов процессный подход оптимизация процессов

менеджмент взаимоотношений принцип принятия решений улучшение определение ресурсного обеспечения систематизация процессов установление полномочий

заинтересованные стороны сбор и обмен информацией приоритетные направления взаи-моотноше-ний методы оценки результатов анализ результатов точность и достоверность информации внутренний аудит внешний аудит анализ со стороны руководства

энергосервисные контракты менеджмент взаимоотношений группа по энергоменеджменту свободный доступ к информации принцип принятия решений способ демонстрации результатов оценки энергетический аудит улучшение энергетическая эффективность

аутсорсинг бенмаркинг взаимодействие с энергоснабжаю-щими организациями применение статистических методов измерение и сбор достоверной информации установление причинно-следственных связей обучение персонала самоанализ энергетический анализ

Рис. 1. Диаграмма распускающего лотоса взаимодействия СМК организации

и системы энергетического менеджмента

В любой работе есть три обязательных компонента: результат, возможность научиться чему-то новому, удовольствие или радость, которые по своей сути имеют равнозначное значение. Отсутствие одного существенно снижает эффективность работы и затрудняет происходящие процессы. В настоящее время значительная часть руководителей предприятия решает вопросы необходимые для достижения требуемых показателей, при этом не всегда учитываются вопросы, направленные на эффективное развитие система менеджмента. С этой целью в организации необходимо создавать условия для обучения в процессе работы, чему очень способствуют командные формы, такие как кружки качества, межфункциональные команды, команды кайдзен [6].

Вовлечение персонала в условиях функционирования системы энергетического менеджмента достигается путем внедрения способов мотивации, таких как подача энергоэффективных идей и рационализаторство [11, 15]. Большинство крупных российских металлургических предприятий движутся в направлении внедрения систем энергетического менеджмента, что способствует повышению эффективности работы предприятия в целом. Ярким примером этого является система энергетического менеджмента, внедренная в 2015 году на ПАО «ММК». С данного момента времени произошел существенный рывок в области развития рационализаторства в организации. Основные направления решения задача рационализаторства на ПАО «ММК» совершенствование технологических процессов, оснастки, инструмента, конструкций, экономия ресурсов и снижение затрат, вовлечение новых работников [7].

Решение о рассмотрении заявки принимается раз в месяц комиссиями в производственных структурных подразделениях ПАО «ММК», которые принимают решение о возможности их внедрения. Предложения, которые не принесут экономического эффекта, как правило, отклоняются.

Если понятно, что идея эффекта не даст или повторяет ту, что уже когда-то подавалась, предложение отклоняется. Сформированные данные отправляют в научно-технический центр ПАО «ММК». За 2017 год экспертными комиссиями структурных подразделений рассмотрено 5665 идей, при этом доля одобренных увеличилась с 57 до 64 процентов [7]. Для учета предложения на предприятии используется специальный калькулятор, куда заносят сведения по рационализаторскому предложению и, в зависимости от категории, рассчитывается эффект. От экономического эффекта зависит размер вознаграждения работника, которые в настоящее время составляет 2,5% от эффекта. За каждое одобренное к внедрению предложение, автор получает вознаграждение [7]. Такой подход способствует стимулированию деятельности по разработки технологий направленных повышение эффективности, что показывает результативность внедренных систем управления, в частности систе-

мы энергетического менеджмента. В результате внедрения этой системы в 2016 году было принято в работу 390 идей в сфере энергосбережения, на основе которых в течение года было реализовано 138 проектов с годовым эффектом, который оценивается в 68 миллионов рублей. Хорошие результаты от данного вида деятельности показали целесообразность работ в этом направлении и необходимость ее продолжение, что позволило достигнуть в 2017 году экономического эффекта около 600 млн. руб. от применяемых рационализаторских предложений.

Также для стимулирования деятельности в области охраны труда и промышленная безопасность, экономии материально-технических ресурсов и энергосбережения ежегодно с 2016 года проводятся конкурсы «Лучший молодой рационализатор и изобретатель» и «Лучшее рационализаторское предложение [7]. Такой подход в области совершенствования производства и энергосбережения на ПАО «ММК» показывает эффективность реализации требований в области систем энергетического менеджмента:

• процессный подход реализуется тем, что система энергетического менеджмента является одним из основных бизнес-процессов,

• улучшение реализовано в виде подачи энергоэффективных идей позволяет находить пути совершенствования производственных процессов, снижения переменных затрат, снижения себестоимости продукции;

• менеджмент взаимоотношений включает заключение энергосервисных контрактов, которые могут позволить провести модернизацию энергетического оборудования за счет инвестиций энергосервисной компании;

• лидерство реализовано в принятии энергетической политики, и достижение ее целей позволяет получить дополнительную прибыль путем снижения издержек на производство продукции, усилить вовлеченность работников в решение проблем, связанных с повышением качества продукции и улучшением производственного процесса.

Таким образом, на основании выше изложенного можно сделать вывод о том, что система качества будет более эффективна, если система управления предприятия будет интегрированной, включающая систему менеджмента качества по стандартам ISO 9000, систему энергетического менеджмента по стандартам ISO 50001, систему экологического менеджмента по стандартам ISO 14000, систему промышленной безопасности и охраны труда по OHSAS 18000) и других.

Список литературы

1. Березанский Д.П. Интеграция методов проектного управления и инструментов бережливого производства с системой менеджмента качества / Д.П. Березанский, А.К. Чулков // Управление качеством. - 2017. - № 5-6. - С. 18.

2. Людкова А.В. Проблемы в обеспечении эффективности работы СМК на предприятиях / А.В. Людкова, Е.С. Вайскробова // Качество продукции, технологий и образования: Материалы VIII Международной научно-практической конференции с международным участием. - Магнитогорск: МиниТип, 2013. - 342 с.

3. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Системы менеджмета качества. Основные положения и словарь. - Введ. 201511-01. - Москва: Стандартинформ, 2015.

4. ГОСТ Р ИСО 50001-2012. Системы энергетического менеджмента. Требования и руководство к применению. - Введ. 2012-12-01 .- Москва: Стандартинформ, 2012. С 28.

5. Высоковская Е.А. Метод распускающегося лотоса / Е.А. Высоковская, А.М. Кузьмин // Методы менеджмента качества. - 2017. - № 6. С. 13.

6. Адлер, Ю.П. Мотивация и вовлечение персонала на бережливых предприятиях / Методы менеджмента качества. - 2017. - № 01. - С. 5-6.

7. Балабанова О. Передовики-рационализаторы [Текст]: общественно-политическая, информационная газета / учредитель АНО «Редакция газеты «Магнитогорский металл». - 2017. - № 31 (13390). - С. 1-2.

8. Лимарев А.С. Повышение эффективности производства на основе внедрения инновационной стратегии предприятия / А.С. Лимарев, А.Б. Моллер, Е.Г. Касаткина, С.В. Зотов, М.М. Константинов, И.Н. Глушков // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2015. - № 4 (54). - С. 69-72.

9. Моллер А.Б. Совершенствование сортопрокатных технологических систем через развитие элементов менеджмента качества / А.Б.Моллер, С.А. Левандовский,

H.А. Ручинская, А.С. Лимарев, Ю.В. Симаков, А.В. Логинов, Д.В. Назаров, Д.В. Колясов // сборник: Труды Восьмого конгресса прокатчиков. - 2010. С. 224-229.

10. Моллер, А.Б. Управление качеством продукции на основе инновационной стратегии предприятия / А.Б.Моллер, А.С. Лимарев, О.С. Каледина // Известия Юго-Западного государственного университета. - 2015. -Т. 1. - № 4 (61). - С. 45-50.

11. Огвоздин В. Ю. Модель качества // Стандарты и качество. 2006. № 1. С. 78-79.

12. Лимарев А. С. Повышение эффективности производства сортового проката на основе управления качеством продукции и компетентностью технологического персонала: дис. ... канд. техн. наук /А. С. Лимарев. -Магнитогорск: МГТУ, 2009. -113 с

13. Ефимов В.В. Сборник методов поиска новых идей и решений управления качеством . - Ульяновск: УлГТУ, 2011. - С. 40-43.

14. Лимарев А.С. Повышение качества сортового проката путем эффективного управления персоналом / Моделирование и развитие процессов ОМД. - 2009. - №

I. - С. 325-329.

15. Людкова А.В. Повышение эффективности металлургического производства на основе внедрения энергосберегающих технологий / А.В. Людкова, А.С. Лимарев // Качество в обработке материалов. - 2017. - № 1 (7). - С. 40-42.

УДК 621.778:658.652

Ширяев О.П., Корчунов А.Г., Пивоварова К.Г.

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА АРМАТУРНЫХ КАНАТОВ

Аннотация. Для решения задач по управлению качеством арматурных канатов необходимо иметь математические модели, формально описывающие взаимосвязи между параметрами управления процессом обработки и показателями качества продукции. Математическое моделирование сложных технологических процессов и управление ими представляет собой трудноразрешимую проблему. Причинами этого является наличие многочисленных взаимосвязей между отдельными составляющими технологического процесса и обилие ограничительных условий на допустимые значения параметров, характеризующих состояние процесса.

В статье предлагается математическая модель управления показателями качества арматурных канатов, включающую реализацию методов моделирования и дискретной оптимизации режимов функционирования процесса, отличающаяся использованием нечетких переменных. Модель позволяет определять технологические режимы обработки, обеспечивающие получение заданного уровня показателей качества готовой продукции. На основе экспериментальных и промышленных исследований получены математические модели оценки механических свойств арматурных канатов в зависимости от технологических факторов обработки.

Ключевые слова: Качество продукции, метизное производство, моделирование, математическая модель

В настоящее время строительная отрасль России является одной из основных потребителей металлопродукции. Значительную долю в общем объеме потребляемой металлопродукции составляет канатная арматура, которая используется при производстве железобетонных предварительно напряженных конструкций.

Необходимость создания строительных конструкций с новым уровнем потребительских свойств, стремление к минимизации затрат на переработку и максимальной продолжительности эксплуатационного срока продукции определяют тенденцию постоянного ужесточения требований потребителей к показателям качества арматурных канатов. В связи с этим для метизных предприятий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.