Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СМК НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СМК НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / ПРЕДПРИЯТИЕ / МЕНЕДЖМЕНТ / ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ / ПРОЦЕСС / РАЗРАБОТКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Задорожная А.И.

В данной статье рассматривается что же собой представляет система менеджмента качества (СМК), и с какими проблемами сталкивается современное российское предприятие в процессе ее разработки и внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СМК НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ»

Вестник магистратуры. 2016. № 7(58). Т. I

ISSN 2223-4047

УДК 330

А.И. Задорожная

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ СМК НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

В данной статье рассматривается что же собой представляет система менеджмента качества (СМК), и с какими проблемами сталкивается современное российское предприятие в процессе ее разработки и внедрения.

Ключевые слова: система менеджмента качества, предприятие, менеджмент, проблемы внедрения, процесс, разработка.

В своей статье я хочу рассмотреть, что же собой представляет система менеджмента качества (СМК), и с какими проблемами сталкивается современное российское предприятие в процессе разработки и внедрения СМК.

В последнее время все большее количество российских предприятий переходит на управление по системам менеджмента качества, созданным Международной Организацией по Стандартизации.

СМК (Система менеджмента качества) - это управленческая система, разработанная для применения на предприятиях любых отраслей, размеров и форм собственности в соответствии с самым распространенным международным стандартом ISO 9001. Она основана на структурированных процессах и элементах, реализующих все направления деятельности предприятия по достижению надлежащего качества продукции/услуг.

Сертификат ISO 9000 - это документ, который удостоверяет, что на предприятии внедрена и результативно функционирует система менеджмента качества, которая способна обеспечить выпуск продукции (оказания услуг) гарантированного качества[1].

Сертификация по ISO 9000 на сегодняшний день стала еще актуальнее и в связи со вступлением России в ВТО, т.к. вступление в ВТО увеличит давление на наш рынок именно со стороны сертифицированных иностранных предприятий, в то время как внешние рынки будут закрыты для большинства российских (несертифицированных) производителей.

В нашей стране сертификация по ISO 9000 является добровольной и многие предприятия не спешат получить такой сертификат, т.к. в большинстве случаев рассматривают получение сертификата ради самого сертификата. Более того, в настоящее время «скептическое» отношение (компаний внедривших СМК) к требованиям стандарта ISO 9000-2008 растет лавинообразным образом, причем это связано с большим разочарованием компаний в затраченных средствах на внедрение СМК и получение в итоге большого количества «ненужных» документов и отчетов, которые не помогают компании получить «обещанного» эффективного развития, а наоборот, только мешают работать в качестве дополнительной нагрузки.

На сегодняшний день ситуация на рынке складывается таким образом, что надежно закрепиться на нем невозможно без предоставления гарантий высокого качества выпускаемой продукции, то есть без разработки и внедрения на предприятии системы менеджмента качества (СМК), которая основывается на международных стандартах серии ISO. Но следует заметить, что помимо выгод и преимуществ существуют также и проблемы внедрения СМК.

Проблемы разработки и внедрения системы менеджмента качества на российских предприятиях становятся особенно остро после того, как Россия решила вступить в ВТО. Данное решение привело к тому, что отечественным предпринимателям и компаниям придется руководствоваться международными стандартами в плане обеспечения соответствующего качества предоставляемых услуг и производимых товаров. Стоит отметить, что международные стандарты устанавливают единые правила и равные условия абсолютно для всех товаропроизводителей, находящихся на европейском рынке. В свете данных обстоятельств проблемы, возникающие при разработке, внедрении и функционировании СМК приобретают большое значение для тех российских компаний, которые хотели бы на европейском рынке конкурировать с зарубежными компаниями.

Причинами неудовлетворенности, по всей видимости, можно считать недостаточную информированность по СМК, как руководителей предприятия, так и работников в целом.

© Задорожная А.И., 2016.

Научный руководитель: Деружинская Мария Петровна - кандидат экономических наук, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2016. № 7(58). Т. I

Передовой опыт ведущих российских предприятий показывает, что во время разработки и внедрения СМК возникает множество различных проблем, которые в большинстве случаев являются чисто психологическими, поскольку возникают они в основном при работе с сотрудниками. Данные проблемы внедрения СМК следует рассматривать в порядке их появления на основных этапах формирования системы - во время проектирования и разработки СМК, в процессе подготовки документации и в процессе непосредственного внедрения системы в производственный процесс предприятия

Первый этап заключается в организации разработки системы менеджмента качества. При этом обязательно должны быть сформированы рабочие и руководящие органы, работа которых имеет существенные различия с традиционным менеджментом, что может вызвать ощущение избыточной документи-рованности и формальности выполняемых мероприятий. Например, заседания должны проводиться в строго определенные периоды, а все результаты подлежат строгому протоколированию.

Также на первом этапе проблема по внедрению СМК может заключаться в том, что многие сотрудники воспринимают ее как чисто формальный документ, а не строгий стратегический план дальнейшего развития компании.

Кроме того, многие сотрудники могут быть недовольны процессом внедрения, так как при этом может потребоваться их дополнительное обучение, что многими воспринимается негативно. Это связано с тем, что для обучения потребуется прилагать дополнительные усилия и тратить свое время, за которое обычно вознаграждение не выплачивается. К тому же очень многие сотрудники воспринимают обучение стандартам ISO как обычную формальность, что и порождает несерьезное отношение к нему.

Еще одна проблема состоит в том, что у сотрудников сложилось устойчивое представление о том, что всю ответственность за внедрение СМК и ее функционирование должна нести работающая в компании служба контроля качества.

И поэтому довольно часто разработчики СМК сталкиваются с проблемой пессимизма и непонимания персонала.

Проблемы внедрения СМК, возникающие на втором этапе, представляют собой желание персонала отстраниться от выполнения работы. Поскольку сотрудники заняты текущей деятельностью, то они пытаются переложить составление документов на службу контроля качества.

Но дело в том, что СМК не может существовать сама по себе, отдельно от персонала, поскольку стандарты ISO требуют привлечения всех сотрудников компании к процессу. И если этого не будет, то время и деньги на внедрение СМК будут потрачены зря.

Библиографический список:

1.Аристов О.В., «Управление качеством», 2011.

2.Кане М.М, Иванов Б.В «Системы, методы и инструменты менеджмента качества», под ред. Кане М. М, С-Пб: Питер, 2008

3.Качалов В.А., «Практикум по аудиту ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001», 2008г.

4.Медынский, В.Г. Управление качеством [Текст]: Учебное пособие / В.Г. Медынский, В.Д. Шапиро; Под ред. В.Г. Медынского. - М.: ИНФРА - М, 2012. - 325 с.

5.Мишин, В.М. Управление качеством [Текст]: Учебное пособие для студентов по спец. «Менеджмент» / В.М. Мишин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 463с.

6.Прохоров, Ю.К. Управление качеством [Текст]: Учебное пособие / Ю.К. Прохоров. - СПб: СПбГУИТМО, 2007. - 144 с.

7.Ручинская Н.А., Лимарев А.С., Левандовский С.А. «Системы менеджмента качества», Учебное пособие, Магнитогорск, 2011, МГТУ им. Г.И. Носова, 166 стр.

8.Утехин Г. «Системы менеджмента качества», Учебное пособие — Рига, 2010

ЗАДОРОЖНАЯ АННА ИГОРЕВНА - студент, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.