Научная статья на тему 'ПЕРСОНАЛ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА'

ПЕРСОНАЛ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / МОТИВАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полянская Д.А.

В статье рассмотрены аспекты управления персоналом в период внедрения системы менеджмента качества в организации и пути вовлечения персонала в этот процесс. Успешное внедрение и функционирование системы менеджмента качества возможно при активном участии персонала организации в этом процессе. Менеджеры сталкиваются с необходимостью пересмотреть подходы к системе мотивации персоналом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полянская Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНАЛ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА»

Вестник магистратуры. 2015. № 5 (44). Том 2

ISSN 2223-4047

УДК 330

Д.А. Полянская

ПЕРСОНАЛ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ВНЕДРЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА

В статье рассмотрены аспекты управления персоналом в период внедрения системы менеджмента качества в организации и пути вовлечения персонала в этот процесс. Успешное внедрение и функционирование системы менеджмента качества возможно при активном участии персонала организации в этом процессе. Менеджеры сталкиваются с необходимостью пересмотреть подходы к системе мотивации персоналом.

Ключевые слова: качество, управление персоналом, система менеджмента качества, мотивация.

Активное развитие рыночных отношений в России, ее интеграция в мировую экономику, вступление в ВТО заставляет отечественные предприятия заниматься вопросами повышения конкурентоспособности.

Качество является важной составляющей конкурентоспособности. Исследования и разработки в области управления качеством привели к тому, что сейчас менеджмент качества - это целая система в рамках общего управления организацией, которая охватывает не только контроль качества продукции, но и обеспечивает эффективную работу всех подразделений предприятия.

Следствием этого являются получившие широкое распространение системы менеджмента качества (СМК).

Наиболее эффективными при создании СМК считаются требования, зафиксированные в международных стандартах ISO серии 9000. Стандарты этой серии определяют требования именно к системе управления, а не к продукции или услугам, предоставляемым организациями и предприятиями.

Обратимся к принципам системы менеджмента качества, которые были взяты за основу при разработке стандартов на эти системы: 1) ориентация на потребителя, 2) лидерство руководителя, 3) вовлечение работников, 4) процессный подход, 5) системный подход к менеджменту, 6) постоянное улучшение, 7) принятие решений, основанное на фактах, 8) взаимовыгодные отношения с поставщиками. [1]

Каждый из принципов отражает отдельный аспект общего менеджмента организации. В принципе «вовлечение персонала» нашла отражение такая масштабная часть менеджмента как управление персоналом.

Сущность этого принципа состоит в том, что работники всех уровней составляют основу организации, поэтому их полное вовлечение в решение задач дает возможность организации с выгодой использовать их способности. [1]

Персонал является одним из ключевых видов ресурсов, и не будет преувеличением сказать, что правильный подход к управлению персоналом и вовлечение его в процессы, происходящие в организации, является основным условием успешного внедрения и поддержания системы менеджмента качества.

Управление персоналом в период изменений, нововведений в деятельности организации требует наличие особых компетенций у менеджеров. Стандартные подходы не всегда будут оставаться эффективными.

Прежде всего, руководство должно определиться, какими компетенциями должен обладать персонал, выполняющий работу, которая влияет непосредственно на соответствие требованиям к качеству продукции. После этого можно поднимать вопрос об обеспечении переподготовки, повышении квалификации и, как следствие, достижение необходимых компетенций у персонала. Персонал компании должен изучить теорию менеджмента качества, а также ознакомиться со стандартами ISO серии 9000. Обучение может быть проведено с помощью сторонних организаций, а также самостоятельно, если в компании есть сотрудники, обладающие опытом внедрения системы качества. Для поддержания системы на соответствующем уровне необходимо привить сотрудникам стремление постоянно развиваться и получать новые навыки, предоставляя возможности посещений различных семинаров, мероприятий. Обучение является частью системы мотивации. Также руководство может стимулировать повышение квалификации персонала введением надбавок в заработную плату за приобретение профессиональных навыков в

© Полянская Д.А., 2015.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2015. № 5 (44). Том 2

тех областях деятельности, которые официально объявлены руководством как «неудовлетворенные потребности».

На вовлечение персонала в процесс создания системы менеджмента качества влияет степень делегирования полномочий. Каждый сотрудник должен чувствовать ответственность за результат создания и функционирования СМК.

При осуществлении каких-либо изменений в компании всегда есть риск столкнуться с сопротивлением персонала. Оно может быть выражено в отсрочках начала работы, оттягивании ответов на запросы, ответах не по существу дела, переадресовке запросов, поручениях заданий заведомо некомпетентным или незаинтересованным исполнителям.

Для того, чтобы уменьшить сопротивление персонала изменениям, которые сопровождают процесс разработки системы менеджмента качества, руководство предприятия должно выстроить систему внутренних коммуникаций, посредством которой будет проводить разъяснительную работу среди сотрудников, объяснять им цели, смысл и содержание происходящих изменений, знакомить с общими принципами системы менеджмента качества. Также следует обучать сотрудников действовать в соответствии с новыми процессами и регламентами.

Чтобы успешно управлять сопротивлением, необходимо пересмотреть систему мотивации в компании.

Материальное стимулирование может включать в себя различные системы бонусов, премий, надбавок за достижение определенных успехов в повышении качества. Особое внимание стоит уделить моральному стимулированию и удовлетворению личных жизненных потребностей работников. Это и различные социальные программы для сотрудников, а также присвоение почетных званий, повышение статуса, предоставление более интересной работы, возможность получения образования или занятия научной деятельностью. Большую роль в повышении качества продукции имеют психологические факторы. Во-первых, в организации должна существовать такая система ценностей, основой которой является уважение к каждому сотруднику компании и идеям, которые он выдвигает, взаимное доверие и поддержка. Во-вторых, немаловажным аспектом будет уменьшение психической напряженности от физического труда, устранения неблагоприятных условий. К этому можно также отнести рационализацию режимов труда и отдыха.

Безусловно, эти две стороны мотивации (моральная и материальная), должны работать в комплексе.

Помимо этого вовлечь работников в процесс создания и поддержания системы менеджмента качества можно путем организации различных групп. Примером таких групп являются кружки качества. Деятельность кружков качества охватывает такие вопросы, как выявление причин, мешающих работнику эффективно выполнять свою работу, выработка предложений по вопросам совершенствования производства. В концептуальном плане кружки качества развивают идеи «партисипативного» управления, т.е. управления с привлечением рабочих к обсуждению планов и выработке управленческих решений. [2]

Таким образом, при ответственном подходе руководства к управлению персоналом компания получает мощный ресурс, который обеспечит реализацию проекта создания системы менеджмента качества.

Библиографический список

1.ГОСТ ISO 9000-2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь - М.: Стандартин-форм, 2012.

2.Прохоров Ю.К. Управление качеством: Учебное пособие. - СПб.: СПбГУ ИТМО, 2007. - 144 с.

ПОЛЯНСКАЯ Дарья Алексеевна - студент факультета технологического менеджмента и инноваций, Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.