Научная статья на тему 'Внедрение результатов опыта психолого-педагогического сопровождения развития детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство региона'

Внедрение результатов опыта психолого-педагогического сопровождения развития детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкляр Н. В.

В статье представлены научно-методические рекомендации, обеспечивающие теоретическую и практическую базу для оптимизации процесса психолого-педагогического сопровождения развития детей в массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях; описан опыт внедрения результатов исследования в образовательное пространство региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шкляр Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение результатов опыта психолого-педагогического сопровождения развития детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство региона»

ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТА ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В НОРМЕ И С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА

© Шкляр Н.В.*

Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия,

г. Биробиджан

В статье представлены научно-методические рекомендации, обеспечивающие теоретическую и практическую базу для оптимизации процесса психолого-педагогического сопровождения развития детей в массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях; описан опыт внедрения резужгатов исследования в образовательное пространство региона.

По мере разработки проблемы психолого-педагогического сопровождения развития детей результаты исследования целенаправленно и активно внедрялись в образовательную среду г. Биробиджана и Еврейской Автономной области. Внедрение данных инноваций осуществлялось в условиях интеграции психолого-педагогической науки и практики. По итогам научно-исследовательской работы были организованы и проведены три масштабных научно-практических мероприятия:

- региональный научно-практический семинар «Психолого-педаго-гическое сопровождение развития детей в образовательных учреждениях» (12-13 ноября 2009 г.);

- всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов «Современные технологии психологопедагогического сопровождения развития детей в массовых и специальных (коррекционных) школах и дошкольных учреждениях» (15-18 марта 2010 г.);

- региональная научно-практическая конференция «Моделирование условий психолого-педагогического сопровождения развития детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья» (12-14 октября 2010 г.).

На каждом их этих мероприятий участникам была предоставлена возможность ознакомиться с опытом ведущих отечественных специалистов.

Так, в 2009 году на региональном научно-практическом семинаре учителя, воспитатели, педагоги-психологи, учителя-логопеды, а также студен-

* Декан факультета педагогики и психологии - центра педагогического образования, кандидат психологических наук, доцент кафедры Коррекционной педагогики, психологии и логопедии.

ты психолого-педагогических специальностей и направлений прослушали доклад Е.А. Ямбурга о направлениях, формах, методах организации психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательном центре № 109 г. Москва. Он указывал, что современная ситуация в системе образования характеризуется изменениями ценностных основ педагогического процесса, его гуманизацией и индивидуализацией, что побуждает педагогов к созданию новых моделей, поиску инновационных форм и технологий помощи детям, обучающимся в массовых и специальных (коррекционных) школах.

Возможности реализации психолого-педагогического сопровождения в рамках Дальневосточного региона были представлены в докладах преподавателей учреждений высшего профессионального образования таких городов как Биробиджан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, учителей специальных (коррекционных) школ VIII вида, учителей-дефек-тологов, психологов, учителей-логопедов школ и дошкольных учреждений городов Бердск, Биробиджан, Облучье, ЕАО по следующим направлениям: ребенок с особыми образовательными потребностями как субъект психоло-го-педагогической компетентности; психолого-педагогические условия сопровождения младших школьников в учебно-воспитательном процессе; развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей.

Научные и практические работники обсуждали вопросы, связанные с изучением особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности; психолого-педагогическое сопровождение развития детей с нарушением интеллекта в учебно-воспитательном процессе; психолого-педагогическое сопровождение развития детей в специальном дошкольном учреждении; роль различных видов деятельности в развитии личности детей с проблемами в развитии; вопросы социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

Также в работе секции рассматривались проблемы адаптации, интеграции детей с такими отклонениями в развитии как аутизм, детский церебральный паралич, подростков с девиантным поведением и др.

В поле зрения участников семинара связанные с психолого-педагоги-ческим сопровождением учащихся как современного ориентира организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе были доклады преподавателей высших образовательных учреждений таких городов как Биробиджан, Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, а также учителей начальных классов общеобразовательных школ ЕАО, Хабаровска. С научно-практической точки зрения рассматривался младший школьник как субъект психолого-педагогического сопровождения. Участники семинара обсуждали также сущность психолого-педагогического сопровождения младших школьников в учебной деятельности; сущность психологопедагогического сопровождения младших школьников во внеучебной дея-

тельности; деятельность учителя по организации психолого-педагогичес-кого сопровождения младших школьников; роль родителей в психологопедагогическом сопровождении младшего школьника в учебно-воспитательном процессе; роль учреждений дополнительного образования в психо-лого-педагогическом сопровождении младшего школьника в учебно-воспитательном процессе; современные технологии психолого-педагогического сопровождения младшего школьника в учебно-воспитательном процессе.

В рассмотрении проблемы развития самостоятельности в двигательной активности детей научные и практические работники обсуждали следующие вопросы: самостоятельность как волевое качество личности; развитие самостоятельности в онтогенезе; условия развития самостоятельности в двигательной деятельности детей; потребность в знаниях по физической культуре как условие развития самостоятельности в двигательной деятельности детей; контроль, самоконтроль и самооценка как условие развития самостоятельности; методика развития самостоятельности детей в двигательной деятельности; психолого-педагогическое сопровождение развития самостоятельности в двигательной деятельности; роль педагога в создании оптимальных условий для развития у детей самостоятельности в двигательной деятельности; современные и инновационные технологии развития самостоятельности в двигательной деятельности детей; современные методы и приёмы создания продуктивной помощи ребёнку в развитии самостоятельности в двигательной деятельности [1].

Анализ тематики и содержания выступлений, представленных на научно-практическом семинаре, свидетельствует о том, что проводимые научные исследования преподавателей вузов и практических работников способствуют обогащению содержания образования, являются существенной предпосылкой для развития уровня знаний и творческого потенциала обучающихся. В то же время семинар вскрыл дополнительные резервы, возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях.

В марте 2010 года для оптимизации опыта психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных учреждениях, а также с целью привлечения к разработке данной проблеме молодых специалистов и будущих работников системы общего и специального образования была ор-ганизована и проведена всероссийская научно-практическая конференция молодых ученых, аспирантов и студентов [2].

Для ознакомления участников с опытом психолого-педагогического сопровождения речевого развития детей дошкольного и школьного возраста на конференцию была приглашена доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета Н.А. Горлова (г. Москва). С целью обобщения опыта психолого-педагогического сопровождения эстетического развития детей в образовательном процессе выступила с докладом доктор педагогических наук, профессор Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина А.Ж. Овчинникова (г. Елец).

В своем докладе Н.А. Горлова раскрыла сущность технологии психо-лого-педагогического сопровождения речевого развития детей дошкольного и школьного возраста в условиях инклюзивного образования. В частности были освещены следующие вопросы: проблемы современного образования и пути их решения; специфика инклюзивного образования в России и за рубежом; особенности коммуникативно-речевого развития детей; стратегии социально-педагогического сопровождения коммуникативно-речевого развития детей.

Рассматривая проблему психолого-педагогического сопровождения эстетического развития школьников, А.Ж. Овчинникова отметила, что эстетическое воспитание является неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой личности и обратила внимание аудитории на совершенствование системы эстетического воспитания у школьников в процессе обучения.

На конференции с докладами выступили молодые ученые, аспиранты и студенты из Восточно-сибирской государственной академии образования (г. Иркутск), Благовещенский государственный педагогический университет (г. Благовещенск), Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (г. Елец), Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет (г. Комсомольск-на-Амуре), Дальневосточный государственный гуманитарный университет (г. Хабаровск), Амурский государственный университет (г. Благовещенск), центра психолого-медико-социального сопровождения «ДАРС» (г. Бердск).

Результаты исследований студентов, аспирантов и молодых ученых по проблеме психолого-педагогического сопровождения в рамках Дальнево -сточного региона были представлены на секциях по следующим направлениям: социально-педагогические аспекты сопровождения развития детей и подростков; психолого-педагогические технологии сопровождения развития детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья; методологические вопросы психолого-педагогического сопровождения раз -вития детей дошкольного и школьного возраста.

Анализ представленных докладов на всероссийской научно-практической конференции, позволяет сделать вывод о том, что круг проблем, которые рассматривают в них авторы, достаточно широк. Молодые ученые, аспиранты, студенты имели возможность апробировать материалы собственных исследований. Теоретические и практические аспекты, рассматриваемые в рамках психолого-педагогического сопровождения развития детей в массовых и специальных (коррекционных) школах и дошкольных учреждениях, могут быть использованы в образовательном процессе, как в школе, так и в высшем учебном заведении.

В октябре 2010 года с целью изучения психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного обучения ребенка в образовательных учреждениях была проведена региональная научнопрактической конференция, предметом обсуждения на которой явилось

моделирование условий психолого-педагогического сопровождения развития детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья [3].

Для обогащения опыта педагогических работников образовательных учреждений и систематизации их знаний, умений и навыков по организации психолого-педагогического сопровождения развития детей на региональной научно-практической конференции выступил с докладом кандидат психологических наук, доцент Академии социального управления С.Г. Косарецкий. Он указывал, что психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение - особый вид помощи ребенку в обеспечении эффективного его развития в условиях образовательного процесса. Идея (принцип, парадигма) сопровождения, по мнению С.Г. Косарецкого, реализует цели гуманизации образования в целом, обеспечения его личностно-ориентированного характера. Также С.Г. Косарецкий достаточно подробно рассмотрел следующие вопросы: психолого-педагогическое сопровождение в образовательном пространстве, психолого-педагогическое сопровождение образовательного пространства, проектный подход к организации психолого-педагогического сопровождения.

Участниками конференции стали преподаватели высшей школы, педагоги массовых и коррекционных образовательных учреждений из: Биробиджана, Хабаровска, Николаевска-на-Амуре, Комсомольска-на-Амуре, Благовещенска, Владивостока, Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Липецка и т.д.

Основными направлениями работы конференции стали: условия психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников; психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья; условия эффективного сопровождения речевого развития детей дошкольного и школьного возраста; оптимальные условия физического и психического развития детей; психолого-педагогическое сопровождение развития детей в программе образовательного учреждения (мастер класс для студентов педагогических специальностей).

Таким образом, обобщая итоги работы настоящих и будущих специалистов системы общего и специального образования, на проведенных за время реализации проекта конференциях, отметим, что данные научнометодические мероприятия позволили в очередной раз подчеркнуть актуальность проблемы психолого-педагогического сопровождения. Результаты работы показали глубокий интерес педагогической общественности к вопросам, связанным с созданием оптимальных условий для развития личности детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья.

Список литературы:

1. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в образовательных учреждениях: сборник материалов научно-практического семинара, Биробиджан, 12-13 ноября 2009: в 2 ч. / под науч. ред. О.Е. Шаповаловой. - Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА», 2010. - 222 с.

2. Современные технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в массовых и специальных (коррекционных) школах и дошкольных учреждениях: сборник материалов всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов, Биробиджан, 15-18 марта 2010 / под науч. ред. И.А. Емельяновой. - Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА», 2010. - 260 с.

3. Моделирование условий психолого-педагогического сопровождения развития детей в норме и с ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов научно-практической конференции, Биробиджан, 1214 октября 2010 / под науч. ред. И.А. Емельяновой. - Биробиджан: ГОУВПО «ДВГСГА», 2010. - 235 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.