Научная статья на тему 'Результаты исследования, направленного на создание оптимальных условий психолого-педагогического сопровождения детей'

Результаты исследования, направленного на создание оптимальных условий психолого-педагогического сопровождения детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
395
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ / ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИССЛЕДОВАНИЕ / DEVELOPMENT OF CHILDREN / OPTIMAL CONDITIONS / PSYCHOLOGICALLY-PEDAGOGICAL SUPPORT / RESEARCH WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалова Ольга Евгеньевна

В статье рассматриваются результаты комплексного, многолетнего исследования, объединившего усилия преподавателей, аспирантов и студентов ДВГСГА и направленного на обновление и совершенствование системы общего и специального (коррекционного) образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESULTS OF THE RESEARCH WORK DIRECTED ON CREATION OF OPTIMAL CONDITIONS OF PSYCHOLOGICALLY-PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN

In article results of the complex, long-term research work which have united efforts of teachers, post-graduate students and students DVGSGA both directed on updating and perfection of system of the general and special (correctional) education are considered

Текст научной работы на тему «Результаты исследования, направленного на создание оптимальных условий психолого-педагогического сопровождения детей»

Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/2(8) 2011. Тематический выпуск

«Распространение инновационного опыта создания условий психолого-педагогического

СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ»

УДК 371

О. Е. Шаповалова

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, НАПРАВЛЕННОГО НА СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ

В статье рассматриваются результаты комплексного, многолетнего исследования, объединившего усилия преподавателей, аспирантов и студентов ДВГСГА и направленного на обновление и совершенствование системы общего и специального (коррекционного) образования.

Ключевые слова: развитие детей, оптимальные условия, психологопедагогическое сопровождение, исследование.

Shapovalova Olga Е. THE RESULTS OF THE RESEARCH WORK DIRECTED ON CREATION OF OPTIMAL CONDITIONS OF PSYCHOLOGICALL Y-PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN (Far Eastern State Academy for Social and Humanity Studies).

In article results of the complex, long-term research work which have united efforts of teachers, post-graduate students and students DVGSGA both directed on updating and perfection of system of the general and special (correctional) education are considered.

Keywords: development of children, optimal conditions, psychologically-pedagogical support, research work.

Содержательное и структурное обновление российского образования связано с его переориентацией на новую модель, рассматривающую каждого ребенка не как объект педагогического воздействия, а как уникальную личность и самостоятельный субъект образовательной деятельности. Этим обусловлено не только особое внимание и переосмысление подходов к проблеме психолого-педагогического сопровождения детей, но и выдвижение на первый план задач, направленных на создание в массовых и специальных учреждениях такой образовательной среды, которая бы способствовала гармоничному развитию личности, ее социализации и индивидуализации.

На протяжении 2009—2011 годов группа преподавателей, аспирантов

и студентов ДВГСГА занималась реализацией межкафедрального научноисследовательского проекта, посвященного оптимизации условий сопровождения детей с нормальными и ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях. В процессе исследования была разработана и экспериментально апробирована регионально ориентированная модель эффективного психолого-педагогического сопровождения. Основу этой модели составила оригинальная концепция, а методическое обеспечение включило диагностический инструментарий, образовательные программы и учебно-методические комплексы, технологии развивающего и коррекционного воздействия.

Всесторонняя экспериментальная апробация и оценка эффективности модели осуществлялась на базе тщательно отобранных образовательных учреждений в условиях тесного сотрудничества с администрацией и педагогическими коллективами. В результате выяснилось, что наработанные в данном проекте инновации вполне эффективны и готовы к внедрению в образовательное пространство региона.

Анализ и обобщение материалов исследования позволили на высоком уровне осуществлять управление процессом сопровождения детей, объективно оценивать и прогнозировать его результаты. Контроль реализации функциональной стратегии обеспечения оптимальных условий психологопедагогического сопровождения детей в массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях мы осуществляли в двух взаимосвязанных направлениях. С одной стороны, постоянно контролировался сам процесс научно-исследовательской работы, а с другой — отслеживались ее результаты.

Ситуационный, текущий контроль использовался рабочей группой проекта для своевременного выявления и устранения факторов, затрудняющих психолого-педагогическое сопровождение. На его основе разрабатывались рекомендации, направленные на решение ряда проблем и профилактику их возникновения.

Для обеспечения необходимого уровня итогового, обобщающего контроля привлекались не только участники рабочей группы проекта, но и внешние эксперты, в качестве которых выступали опытные педагоги, квалифицированные исследователи, представители администрации образовательных учреждений. Этот вид контроля давал возможность оценить эффективность разработанных рекомендаций, убедиться в том, что они действительно стали частью повседневной работы по сопровождению развития детей в образовательном процессе.

Если предложенные программы, техники или рекомендации оказывались недостаточно успешными, делались выводы о том, что в процессе на-

учно-исследовательской деятельности были выявлены не все составляющие изучаемой проблемы, не вполне адекватно истолкованы причинноследственные связи, что и привело к результату, имеющему низкую теоретическую и практическую значимость. Чтобы внести необходимые коррективы, следовало определить точку упущения, на новом уровне вернуться к ситуационному, текущему контролю, и уже с учетом его результатов представить усовершенствованные рекомендации.

Таким образом, постоянный контроль, циклическое повторение и системное единство ситуационного и обобщающего контроля реализации научно-исследовательского проекта, послужило залогом обеспечения оптимальных условий психолого-педагогического сопровождения нормального и отклоняющегося развития детей.

Ввиду особой сложности и многоаспектности проблемы сопровождения детей в образовательных учреждениях, при оценке результатов проведенного исследования мы опирались лишь на самые значимые параметры:

1. Интерес педагогической общественности региона к материалам и результатам исследования;

2. Формы работы, обеспечивающие эффективное взаимодействие основных субъектов психолого-педагогического сопровождения и внедрение результатов исследование в образовательное пространство региона;

3. Образовательные программы, учебно-методические комплексы, программы повышения педагогической квалификации;

4. Публикации, отражающие ход научно-исследовательской работы по проекту и разработанные на ее основе рекомендации;

5. Рост научного потенциала и профессионального мастерства участников проекта (студентов, аспирантов, преподавателей).

Главной целью сопровождения отечественные специалисты считают создание таких условий, в которых каждый ребенок (вне зависимости от типа развития) мог бы стать субъектом своего развития и своей жизни, деятельности и общения (А.К. Колеченко, М.Р. Битянова и др.). Сделать образовательную среду школы или детского сада оптимальной для развития социально успешной личности возможно лишь при наличии у педагогического коллектива глубокого интереса к вопросам, связанным с организацией пси-холого-педагогического сопровождения, если вектор взаимоотношений между его основными субъектами направлен в сторону ребенка.

Материалы и результаты данного исследования широко внедрялись в образовательное пространство региона, что позволило не только заметно повысить уровень знаний и представлений педагогов (психологов) о сущности и основных нормах сопровождения, но и активизировать их интерес к личному участию в решении данной актуальной проблемы. Вовлечение

практикующих специалистов в исследовательскую деятельность, создание условий для обмена опытом, помощь в подготовке научных публикаций и разработок методического характера, обеспечение свободы принятия решений — все это способствовало повышению профессионального интереса, ответственности за результат своей работы, тенденции к саморазвитию. То есть, реализация проекта способствовала формированию и развитию культуры психолого-педагогического сопровождения детей в образовательном пространстве региона.

Изначально экспериментальная база проекта была представлена шестью муниципальными образовательными учреждениями:

- «Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников № 21»;

- «Центр развития ребенка — детский сад № 45»;

- «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 12» (8 вида);

- «Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья п. Бира»;

- «Начальная общеобразовательная школа № 14»;

- «Средняя общеобразовательная школа № 1».

В этих учреждениях, при непосредственном участии администрации и педагогических коллективов, апробировалась наша модель психологопедагогического сопровождения, дорабатывалось ее научно-методическое обеспечение. В ходе выполнения исследования его экспериментальная база существенно расширилась. По инициативе педагогов и психологов опыт нашего исследования внедрялся в практику воспитательно-образовательной работы целого ряда школ и дошкольных учреждений города и области, среди которых особо отметим следующие:

- «Средняя общеобразовательная школа села Птичник»;

- «Специальная (коррекционная) школа-интернат восьмого вида с. Ленинское»;

- «Центр развития ребенка — детский сад № 24»;

- «Центр образования «Ступени» (государственное автономное образовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья).

Как выяснилось, в тех учреждениях, которые наиболее активно включились в научно-исследовательскую деятельность, направленную на оптимизацию условий сопровождения детей, заметно снизилось влияние негативных факторов, связанных с работой психолого-педагогического персонала. Мы разделили такие факторы на две группы: непреднамеренные и

преднамеренные. В числе непреднамеренных факторов мы рассматривали случаи недостаточно ответственного отношения учителя, воспитателя, психолога к различным проблемам, касающимся развития личности ребенка; недооценку важности проблемы сопровождения; неумение подобрать рациональный способ решения той или иной ситуации ввиду ограниченного опыта. К преднамеренным факторам мы отнесли неверные действия или бездействие персонала, обусловленные сознательным пренебрежением к вопросам развития личности детей, нарушение хорошо известных профессионально-этических норм. На наш взгляд, снижение влияния и преднамеренных, и непреднамеренных факторов обусловлено формированием культуры психолого-педагогического сопровождения и ростом профессионального мастерства в целом.

Интерес педагогической общественности к материалам и результатам нашего исследования также проявлялся в востребованности предлагаемых рабочей группой проекта методических разработок, в постоянном обращении за консультативной помощью, в предложении планов и программ научно-практического сотрудничества.

Следующим показателем, на который мы ориентировались при оценке результатов научно-исследовательской деятельности, были формы работы, обеспечивающие эффективное взаимодействие основных субъектов психоло-го-педагогического сопровождения. Эти формы работы были непосредственно связаны с подготовкой специалистов для системы общего и специального (коррекционного) образования (учебно-воспитательная и научно исследовательская работа; руководство практиками и научной активностью студентов (магистрантов, аспирантов); организационно-методическая работа и др.).

Важнейшие компетенции, необходимые будущим специалистам, базируются на знаниях, конструируются через опыт, реализуются и уточняются на основе целенаправленной активности (М.И. Лукьянова, А.К. Маркова и др.). Поэтому подготовка будущих педагогов к осуществлению психологопедагогического сопровождения развития детей осуществлялась при изучении ведущих дисциплин предметного блока, при прохождении педагогических практик и в процессе выполнения студентами научно-исследовательской работы. Активно включались в образовательный процесс такие формы работы как деловая игра, проектирование, создание презентаций, виртуальные экскурсии, дискуссии, проблемные лекции (с обсуждением), включение студентов в реальную педагогическую деятельность, разработку и решение творческих задач и т.д.

Более 50 % выпускников ДВГСГА 2011 года (по педагогическим специальностям и направлениям) защитили выпускные квалификационные работы по заявкам образовательных учреждений. И практически все эти ди-

пломные исследования были так или иначе связаны с проблемой психологопедагогического сопровождения детей. А по специальностям, закрепленным за кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии, которая в полном составе участвовала в реализации проекта, все выпускники (очной и заочной формы обучения) выполнили и успешно защитили дипломные исследования по заявкам специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Отметим также, что в 2011 году 8 студентов получили дипломы бакалавров по профилю подготовки «Психологическое сопровождение образования лиц с проблемами в развитии» (направление — Педагогика).

Основным субъектом сопровождения являются дети. Поэтому важным направлением данного исследования была экспериментальная работа в массовых и специальных (коррекционных) школах и детских садах, которая осуществлялась при непосредственном участии учителей (воспитателей, психологов), аспирантов и наиболее перспективных студентов. Диагностическая, развивающая и коррекционная работа способствовала оптимизации психолого-педагогического сопровождения, своевременному решению проблем и профилактике их возникновения, а также реализации позитивного прогноза развития каждого ребенка. Процесс такой совместной работы и ее результаты обсуждались на консультациях (индивидуальных и групповых) и педсоветах (малых — с участием только задействованных в решении конкретной проблемы специалистов и больших — с участием всего педагогического коллектива учреждения),

В ходе научно-исследовательской деятельности нам удалось определить оптимальную интенсивность взаимодействия с рабочей группой проекта для каждого образовательного учреждения. Эту оптимальную интенсивность трудно выразить в числовом эквиваленте, но легко представить в виде простого графика, показанного на рисунке 1.

Как выяснилось, при низкой интенсивности взаимодействия педагогического коллектива образовательного учреждения и рабочей группы проекта возрастает количество негативных факторов, связанных с недостатком опыта организации сопровождения, как вида помощи ребенку в решении проблем развития или предупреждения их возникновения (Е.И. Казакова). Постепенно на первый план выдвигаются чисто учебные задачи, и образовательные программы становятся самоцелью, а не главным средством развития социально успешной личности на основе индивидуальности (А.К. Колеченко).

А если интенсивность взаимодействия возрастает настолько, что становится чрезмерной, реализацию оптимальных условий психологопедагогического сопровождения затрудняют уже другие негативные факторы: снижение самостоятельности в принятии решений и ответственности за результат, установка на постоянную помощь, заорганизованность, формализм.

Рис. 1. Оптимальная интенсивность внедрения результатов научноисследовательской деятельности по созданию условий психолого-педагогического сопровождения в образовательную среду учреждения

Эффективное сопровождение развития детей с нормальными и ограниченными возможностями здоровья предполагает оптимальную интенсивность взаимодействия психолого-педагогической теории и практики, и мы будем ее придерживаться при осуществлении научно-исследовательской деятельности даже после завершения данного проекта.

К формам работы, способствующим продуктивному взаимодействию субъектов сопровождения, а также анализу, обобщению и внедрению в образовательное пространство региона инновационного опыта, мы отнесли и научно-практические мероприятия. В рамках проекта были проведены две региональные научно-практические конференции, всероссийская конференция молодых ученых, аспирантов и студентов и международная научнопрактическая конференция «Создание оптимальных условий психологопедагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях». Учителя, воспитатели, психологи, преподаватели, аспиранты и студенты не только обменивались своими наработками, но и знакомились с опытом ведущих отечественных специалистов. Кроме того, участники проек-

та не упускали возможность апробации и внедрения в практику результатов научно-исследовательской работы путем участия в подходящих по тематике конференциях различного уровня, которые проходили в ДВГСГА и других вузах на протяжении всего периода выполнения данного исследования.

Профессионализм педагога — это особая системная организация сознания, проявляющаяся в способности стимулировать интерес общества и гибко учитывать его новые запросы к педагогической профессии, в тенденции к совершенствованию собственной личности средствами профессии, в стремлении обогатить эту профессию творчеством (В.Н. Введенский, А.К. Маркова, Е.И. Рогов, В.И. Слободчиков и др.). От современного учителя требуется осмысление широкого спектра социальных, психологических и других проблем сопряженных с образованием и воспитанием личности ребенка, умение практически работать с образовательными процессами, строить развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи. Поэтому третьим важным показателем результативности данного исследования стали образовательные программы, учебно-методические комплексы, программы повышения педагогической квалификации — то, что необходимо для формирования и совершенствования профессиональных компетенций в процессе подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров.

В соответствии с принятой в ДВГСГА стратегией перехода на уровне-вую систему ФГОС ВПО, с учетом опыта разработки проблемы психологопедагогического сопровождения детей, в 2011 году на факультете педагогики и психологии были подготовлены и утверждены учебные планы подготовки бакалавров и магистров:

050700.68 направление подготовки магистров «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Психолого-педагогическая поддержка особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья»;

050400.68 направление подготовки магистров «Психолого-педагоги-ческое образование», профиль «Психология образования»;

050700.62 направление подготовки бакалавров «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Олигофренопедагогика»;

050100.62 направление подготовки бакалавров «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» с дополнительным профилем «Русский язык»;

050400.62 направление подготовки бакалавров «Психолого-педагоги-ческое образование», профили «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология образования».

В процессе коллегиального взаимодействия с рабочей группой проекта, данные учебные планы разработаны и оформлены деканом факультета

Н.В. Шкляр, а их учебно-методическое обеспечение находится в стадии доработки и совершенствования.

На протяжении всего периода исследования в аспекте проблемы пси-холого-педагогического сопровождения детей дорабатывались и совершенствовались уже существующие программы подготовки и переподготовки специалистов для массовых и коррекционных образовательных учреждений. Материалы и результаты исследования активно включались в учебнометодические комплексы основных дисциплин и курсов по выбору.

Учитывая пожелания педагогической общественности города и области, в течение 2010—2011 учебного года мы разработали и успешно реализовали на базе факультета повышения квалификации ДВГСГА три 72-часовые образовательные программы для повышения профессиональной квалификации педагогических кадров:

- «Психолого-педагогическое сопровождение развития детей с ограниченными возможностями здоровья» (И.А. Емельянова, Н.В. Шкляр);

- «Психолого-педагогическое сопровождение социализации младших школьников в учебно-воспитательном процессе» (Г.В. Митина, С.Г. Рудкова);

- «Психолого-педагогическое сопровождение речевого развития детей с нарушениями речи» (Е.А. Борисова).

Следующим показателем результативности научно-исследовательской деятельности стали публикации, отражающие ход работы и рекомендации. Среди них монографии, научные доклады и статьи в высокорейтинговых журналах, учебные и учебно-методические пособия, четыре сборника материалов научно-практических конференций и два тематических выпуска журнала «Вестник ДВГСГА». Эти работы доводят до заинтересованного адресата полученные в процессе реализации проекта фактические данные, инновационные разработки и ценные рекомендации по созданию оптимальных условий психолого-педагогического сопровождения детей с нормальными и ограниченными возможностями здоровья.

И последним (но не по значимости) параметром оценки результатов данного исследования выступает рост научного потенциала и профессионального мастерства участников проекта. Как показало анонимное анкетирование, за время реализации проекта у студентов педагогических специальностей и направлений заметно (на 24,5 %) возросло желание по окончании вуза работать в системе народного образования. Результаты реального трудоустройства, к сожалению, такой интенсивной динамикой не отличаются, что обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов. Но мотивационный компонент личностной готовности будущих педагогов и психологов к осуществлению сопровождения детей мы действительно укрепили.

Повысилась и научная активность студентов на факультете педагоги-

ки и психологии, о чем свидетельствуют многочисленные дипломы, грамоты и сертификаты, полученные студентами за устные доклады и письменные работы на вузовских и межвузовских научно-практических мероприятиях.

Г.С. Родионова и О.В. Серебрякова включились в разработку проекта, будучи аспирантами первого года обучения. Они неоднократно занимали призовые места на ежегодном областном смотре-конкурсе научных работ молодых ученых и аспирантов ЕАО в номинации «Педагогические и психологические науки», и в настоящее время успешно завершают обучение и работу над диссертационным исследованием.

За время реализации проекта устойчивую тенденцию к росту научного потенциала и совершенствованию профессионального мастерства показала вся рабочая группа. Отметим наиболее значимые результаты:

Е.А. Борисова, А.В. Борзова, И.А. Емельянова, О.Е. Панич, А.С. Смирнова защитили диссертации на соискание ученой степени кандидата наук;

Г.В. Митина представила в совет диссертационное исследование на соискание ученой степени доктора педагогических наук;

К.И. Локтев представил в совет диссертационное исследование на соискание ученой степени кандидата психологических наук;

Таким образом, результаты научно-исследовательской работы показали, что проблема сопровождения развития детей в образовательных учреждениях стала объектом глубокого и осознанного внимания педагогической общественности города и области. Получила подтверждение функциональная эффективность инноваций, наработанных при осуществлении проекта и направленных на реализацию позитивного прогноза в развитии личности детей с нормальными и ограниченными возможностями здоровья.

Комплексное, многолетнее исследование значительно расширило область научного знания, касающегося сопровождения нормального и отклоняющегося развития детей, обогатило не только теорию, но и практику пси-холого-педагогической науки, позволило повысить качество подготовки и переподготовки педагогических кадров. Благодаря проведенному исследованию в городе и области сформировалась и успешно развивается культура психолого-педагогического сопровождения детей в образовательных учреждениях, что способствует обновлению и совершенствованию системы общего и специального (коррекционного) образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.