Научная статья на тему 'Метод научного наблюдения в профессиональной деятельности педагога-дефектолога'

Метод научного наблюдения в профессиональной деятельности педагога-дефектолога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2490
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА / ШКОЛЬНИКИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА / ПЕДАГОГ ДЕФЕКТОЛОГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC OBSERVATION / FEATURES OF A METHOD / SCHOOLCHILDREN WITH INTELLIGENCE INFRINGEMENT / THE TEACHER WORKING WITH CHILDREN HAVING MENTAL AND PHYSICAL DEFECTS / PROFESSIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалова Ольга Евгеньевна

Статья обобщает опыт экспериментальной апробации метода научного наблюдения в процессе подготовки квалифицированных педагогов-дефектологов и обосновывает роль данного метода в их профессиональной деятельности. Как показывает практика, даже опытные учителя не всегда владеют методикой и техникой научного наблюдения на достаточно высоком уровне, что отражается на качестве коррекционно-воспитательного процесса. В статье приведены наиболее интересные разработки, касающиеся этого аспекта подготовки специалистов-дефектологов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of scientific observation in the professional work of a teacher working with children having mental and physical defects

The article generalises the experimental testing of the method of scientific observation employed when training the qualified teachers working with children having mental and physical defects. It substantiates the validity of the method in the professional activities of the teachers. The article contains the best developments concerning the instruction of the specialists of the field.

Текст научной работы на тему «Метод научного наблюдения в профессиональной деятельности педагога-дефектолога»

УДК 159.9.G7

О. Е. Шаповалова

МЕТОД НАУЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

Статья обобщает опыт экспериментальной апробации метода научного наблюдения в процессе подготовки квалифицированных педагогов-дефектологов и обосновывает роль данного метода в их профессиональной деятельности. Как показывает практика, даже опытные учителя не всегда владеют методикой и техникой научного наблюдения на достаточно высоком уровне, что отражается на качестве коррекционно-воспитательного процесса. В статье приведены наиболее интересные разработки, касающиеся этого аспекта подготовки специалистов-дефектологов.

Ключевые слова: научное наблюдение, особенности метода, школьники с нарушением интеллекта, педагог дефектолог, профессиональная деятельность.

The method of scientific observation in the professional work of a teacher working with children having mental and physical defects. OLGA Е. SHAPOVALOVA (Far-Eastern State Academy for Humanities and Social Studies, Birobidzhan).

The article generalises the experimental testing of the method of scientific observation employed when training the qualified teachers working with children having mental and physical defects. It substantiates the validity of the method in the professional activities of the teachers. The article contains the best developments concerning the instruction of the specialists of the field.

Key words: scientific observation, features of a method, schoolchildren with intelligence infringement, the teacher working with children having mental and physical defects, professional work.

Согласно требованиям квалификационной характеристики, профессиональные обязанности дефектолога включают и обеспечение воспитательно-образовательного процесса в специальном (коррекционном) учреждении, и определенные меры, способствующие формированию общей культуры личности учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии, а также их адаптации и психологической реабилитации. При этом учителю-олигофренопедагогу необходимо проявлять заботу о сохранности физического и психического здоровья школьников, обеспечивая эффективное психолого-педагогическое сопровождение их развития в образовательном процессе и благоприятный психологический климат в школе.

Все это подчеркивает необходимость качественной подготовки педагогических кадров для специальных (коррекционных) учреждений, которая предполагает и успешное выполнение утвержденного образовательного стандарта, и формирование устойчивой мотивации, и развитие в структуре личности профессионально значимых качеств, составляющих основу самоопределения и способствующих реализации психолого-педа-

гогического сопровождения развития детей с нарушением интеллекта.

Состав учащихся школы восьмого вида (коррекционная общеобразовательная школа) в основном представлен детьми с легкими формами умственной отсталости, для которых характерно стойко выраженное снижение преимущественно познавательной деятельности, возникшее вследствие органического поражения коры головного мозга. Наряду с познавательными процессами у них страдают и другие высшие психические функции. Но в целом, как считают исследователи Л.С. Выготский, Т. А. Власова, С. Д. За-брамная, В.И. Лубовский, М. С. Певзнер, В.Г. Петрова, С.Я. Рубинштейн и др., при создании благоприятных условий обучения и воспитания они достаточно перспективны в плане развития и располагают возможностями к социально-трудовой адаптации. Обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение детей данной категории, специалисту (учителю, воспитателю, психологу) следует своевременно решать вопросы, связанные с выявлением особенностей актуального состояния и перспектив дальнейшего развития и каж-

ШАПОВАЛОВА Ольга Евгеньевна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии (Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, Биробиджан).

E-mail: birmauka@mail.ru © Шаповалова О.Е., 2010

дого конкретного ребенка, и ученического коллектива в целом.

Пристального внимания требуют не только присущие детям психические нарушения, которые делают психолого-педагогическое сопровождение необходимым условием реализации позитивного прогноза развития личности таких учащихся. Не менее детально должны изучаться и сильные, сохранные качества психики, составляющие основу коррекционно-воспитательного процесса. Все эти сведения не могут быть получены, если специалист не владеет методом научного, исследовательского наблюдения.

Профессиональные обязанности учителя, воспитателя как в массовой, так и в коррекционной школе предполагают повседневное взаимодействие с детьми. При этом педагог не только занимается организацией образовательного процесса, но и наблюдает особенности их поведения, проявления внимания, эмоциональные реакции и другие психические функции. Но, как отмечают специалисты, такое наблюдение не является целенаправленным, оно поверхностно и лишь случайно может привести к ценным педагогическим выводам. В отличие от обычного, пассивного, научное наблюдение как метод психолого-педагогического изучения предполагает четкую постановку цели, выбор объектов и ситуаций, рациональную систему фиксации и обработки результатов.

Научное наблюдение бывает поисковым или исследовательским. Поисковое наблюдение применяется при определении проблем, требующих психолого-пе-дагогического вмешательства. Эти проблемы могут быть связаны с развитием ребенка, с его поведением или взаимодействием с окружающими людьми. Соответственно, при поисковом наблюдении совокупность изучаемых признаков определяется более или менее приблизительно и может меняться по ходу работы: добавляются новые единицы наблюдения, уточняются и конкретизируются его задачи. В процессе исследовательского наблюдения изучаются строго определенные признаки, имеющие непосредственное отношение к проблемам психолого-педагогического сопровождения развития учащихся.

Во время бесед учителя и воспитатели специальных (коррекционных) образовательных учреждений восьмого вида г. Биробиджана и ЕАО практически все выражают уверенность в том, что в совершенстве владеют методом наблюдения и регулярно используют его в своей профессиональной деятельности.

При определении вопросов, требующих рассмотрения на совместных научно-практических семинарах, индивидуальных и групповых консультациях, или на курсах повышения педагогической квалификации, метод наблюдения обычно не затрагивается. Более того, ненавязчивое предложение консультативно-методической помощи по организации психолого-педагогическо-го наблюдения, систематизации и анализу его результатов нередко рассматривается педагогами практиками

как проявление неуважения к их профессиональной компетентности. Форма ответа на такие предложения всегда вежливая, но их смысл сводится к тому, что уж как за детьми наблюдать, они хорошо знают и не следует их учить.

В то же время длительное научно-практическое сотрудничество кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии со специальными образовательными учреждениями показывает, что обобщение результатов наблюдений учителей и воспитателей по тому или иному вопросу - достаточно сложная задача. Определенные трудности связаны уже с получением таких результатов. Вместо единиц наблюдения (доступных непосредственному восприятию фактов) педагоги обычно приводят общие замечания, отвлеченные рассуждения, предположения, личные впечатления и даже положения, выдвинутые и доказанные ведущими специалистами.

Не находит позитивного отклика и предложение использовать схемы (дневники наблюдений) ведущих отечественных специалистов или разработки, выполненные на кафедре, для того чтобы по возможности более полно и объективно фиксировать изучаемую реальность в соответствии с поставленными задачами. Ссылаясь на загруженность, недостаток времени, а также на профессиональную способность удерживать в памяти необходимую информацию, большинство учителей выражает тем самым пренебрежение к научному исследовательскому наблюдению, проявляя невысокий уровень владения одним из основных методов психо-лого-педагогического изучения. А это закономерно отражается на качестве коррекционно-образовательного процесса и ограничивает возможности психолого-пе-дагогического сопровождения развития детей.

Так, в текущем учебном году в рамках проводимого на кафедре исследования была предпринята попытка сбора, обобщения и анализа результатов наблюдения учителей специальной (коррекционной) школы № 12 г. Биробиджана за поведением умственно отсталых старшеклассников по отношению к сверстникам противоположного пола. В итоге была получена информация, диагностическая ценность которой оказалась невысокой, поскольку она отражала не столько реальные факты, сколько личное отношение педагогов и их представлений о данной проблеме.

Некоторые участники исследования просто отказались представить результаты наблюдения, мотивируя это тем, что не имеют теоретической подготовки, необходимой и достаточной для оценки гендерного поведения умственно отсталых подростков. Другие выразили уверенность в том, что половая принадлежность никак не отражается ни на поведении, ни на межличностных отношениях обучаемых ими подростков. И мальчики, и девочки нередко курят, в общении пользуются ненормативной лексикой и непристойными жестами, проявляют склонность к грубости. Регулировать свое поведение они не хотят или не могут не только по

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

отношению к сверстникам противоположного пола, но и в общении со взрослыми. Однако в основном учителя рассуждали о простоте нравов, популярной среди молодежи, в связи с этим выражали озабоченность будущей судьбой отдельных учащихся, особо склонных к негативным влияниям социального окружения.

При этом практически все учителя, включая завуча и директора, проявили заметный интерес к продуктивному взаимодействию с кафедрой, понимание важности поставленной проблемы и ее влияния на качество подготовки школьников с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни в обществе. Но ни профессиональная ответственность педагога за результат коррекционно-воспитательного воздействия, ни его психологическая готовность к соучастию в решении той или иной научно-практической задачи не может заменить методику и технику целенаправленного наблюдения.

Это подчеркивает и С. Д. Забрамная, предлагая вниманию педагогов коррекционных школ и дошкольных учреждений специально разработанный дневник, в который следует регулярно заносить результаты наблюдения за поведением каждого ребенка в образовательном процессе. При этом особое внимание необходимо уделять именно динамике развития, позитивным или негативным изменениям в психическом облике ребенка. Материалы такого дневника послужат хорошей основой для определения прогноза дальнейшего развития ребенка, для разработки индивидуальных коррекционно-развивающих программ, а также для консультативной работы с родителями.

Диагностическую ценность психолого-педагоги-ческого наблюдения отмечают также М.К. Акимова, К.М. Гуревич, И.Ю. Левченко, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова и другие специалисты. Наблюдение необходимо как при изучении развития детей с нарушением интеллекта, так и при оказании им коррекционной помощи. Не обойтись без него и в тех случаях, когда для решения поставленной проблемы невозможно подобрать какую-либо экспериментально-диагностическую методику, а при организации образовательного процесса в школе восьмого вида такие вопросы возникают довольно часто. Данный метод не требует специального оборудования, исключает эмоциональную нагрузку на испытуемого и позволяет исследователю обходиться без его согласия.

Однако, несмотря на кажущуюся простоту и доступность, исследовательское наблюдение является одним из самых продолжительных во времени и трудоемких методов. При всей его надежности иногда трудно избежать субъективизма в интерпретации и оценке полученных результатов. Причем, поскольку в качестве измерительного инструмента выступает сам наблюдатель, ему необходима серьезная подготовка.

Именно такую подготовку и получают студенты, обучающиеся на факультете коррекционной педагогики и начального образования в Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии

(ДВГСГА). Будущие учителя-олигофренопедагоги достаточно близко знакомятся с методом научного наблюдения уже на 1 курсе, при изучении педагогики, а также общей и специальной психологии. Далее они неоднократно обращаются к этому важному методу пси-холого-педагогического исследования, последовательно осваивая содержание других учебных дисциплин блока предметной подготовки. Полученные на лекциях знания об особенностях и возможностях наблюдения, о его достоинствах и недостатках студенты закрепляют и развивают в процессе подготовки к семинарским и практическим занятиям, а при выполнении курсовых и дипломных работ приходят к осознанию важности и диагностической ценности данного метода.

Однако реальное качество подготовки студентов к использованию целенаправленного научного наблюдения в полной мере выявляется лишь в процессе прохождения педагогических практик, когда вместо эпизодических посещений они получают возможность регулярно работать в школе в течение достаточно длительного времени. Ежедневное взаимодействие с учащимися при осуществлении самостоятельной профессиональной деятельности способствует успешному овладению методикой и техникой наблюдения.

Исследовательская практика студентов 3 курса продолжается 2 недели. Ее основная задача состоит в ознакомлении студентов с особенностями образовательного процесса в школе восьмого вида. Им предъявляются задания, предполагающие подробную программу наблюдения: четко поставленную цель, выверенные объекты (единицы наблюдения), стандартную процедуру и схему фиксации результатов, отработанный алгоритм их анализа и формулировки выводов.

Примером такой программы может служить план анализа урока (внеклассного мероприятия). В качестве единиц наблюдения студентам предлагаются факты, тем или иным образом подтверждающие действие дидактических принципов и методов обучения (воспитания), степень реализации поставленных задач, педагогические находки (эффективные инновации) учителя и т.д. И результаты наблюдения, и ответы на поставленные вопросы, и полученные вследствие анализа выводы заносятся в заранее подготовленную таблицу, схема которой разработана ведущими преподавателями кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии.

Студенты 4 курса в течение 8 недель проходят педагогическую практику, осуществляя воспитательно-образовательную работу в младших классах школы восьмого вида. Практика на 5 курсе продолжается 12 недель и проходит на базе старших классов коррекционной школы. Студентам предоставляется возможность под руководством опытных методистов (учителей и преподавателей кафедры) попробовать свои силы в самостоятельной педагогической деятельности. Ежедневно они находятся в школе в течение шести часов, и часть этого времени обязаны посвящать научному наблюдению.

Для них подбираются более сложные задания, требующие самоорганизации, длительной концентрации внимания, углубленного анализа. Они также работают по заданной схеме наблюдения, не исключающей, однако, и самостоятельных решений относительно частоты, длительности наблюдений и формы фиксации результатов.

Так, при подготовке психолого-педагогической характеристики конкретного школьника либо ученического коллектива того или иного класса наблюдение рекомендуется в числе основных методов получения необходимой эмпирической информации. Жестко регламентируются лишь основные единицы наблюдения, зафиксированные в заданной структуре характеристики. Остальные моменты студенты определяют самостоятельно, в том числе и форму регистрации результатов промежуточных наблюдений.

Во время прохождения практики студентами отрабатываются навыки как исследовательского, так и поискового наблюдения. Исследовательское наблюдение осуществляется при выполнении таких заданий, как анализ особенностей поведения школьников в конфликтных ситуациях, подбор примеров, подтверждающих характерные для учащихся данного коррекционного учреждения нарушения внимания, мышления либо иной психической функции, и т.д.

Поисковое наблюдение студенты используют, если необходимо, например, выявить и зафиксировать наиболее яркие проявления индивидуального педагоги-

ческого стиля конкретного учителя, проиллюстрировать примерами наиболее характерные особенности учебной (игровой, трудовой) деятельности школьников с нарушением интеллекта, и т.д.

Обобщая сказанное, отметим, что учет важной роли метода научного наблюдения в профессиональной деятельности педагога-дефектолога в процессе подготовки квалифицированных специалистов системы народного образования следует рассматривать в числе необходимых условий эффективного психолого-педа-гогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии. СПб.: Лань, 2003. 656 с.

2. Забрамная С. Д., Левченко И.Ю. Психолого-педагогичес-кая диагностика. М.: Академия, 2003. 320 с.

3. Петрова В.Г, Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.: Академия, 2002. 160 с.

4. Психологическая диагностика / под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. СПб.: Питер, 2008. 652 с.

5. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.

6. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2003. 464 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.