Научная статья на тему 'Технологические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях'

Технологические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
847
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ / СУБЪЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ / OF DEVELOPMENT / SUBJECTS OF SUPPORT / TECHNOLOGY OF SUPPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаповалова Ольга Евгеньевна

Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с оценкой, разработкой и внедрением в образовательное пространство инновационных технологий, открывающих новые возможности психолого-педагогического сопровождения детей с нормальным или отклоняющимся развитием. В данном исследовании, построенном на основе субъект-субъектного личностно ориентированного подхода, в качестве субъектов психолого-педагогического сопровождения рассматриваются не только дети дошкольного и школьного возраста, но и работающие с ними педагоги, а также студенты педагогических специальностей, для которых и предназначены предлагаемые технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаповалова Ольга Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Technological aspects of the problem of psihologo-pedagogical support of development of children in educational institutions

In article research materials under the project «Creation of optimum conditions of psychology-pedagogical support of development of children in educational institutions», which was spent within the limits of the federal target program «Scientific and scientific and pedagogical shots of innovative Russia» are considered. The pressing questions connected with an estimation of available technologies, and also with working out and introduction in educational space of the innovative technologies opening new possibilities of psychology-pedagogical support of normal and deviating development of children are mentioned. In our research constructed on a basis the subject-subject, the focused approach, and quality of subjects of psychology-pedagogical support are considered not only children of preschool and school age, but also teachers working with them, and also students of pedagogical specialities. The technologies offered by us providing optimum conditions of support of physical and mental development of children also are intended for them.

Текст научной работы на тему «Технологические аспекты проблемы психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях»

УДК 371

О. Е. Шаповалова

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Рассматриваются актуальные вопросы, связанные с оценкой, разработкой и внедрением в образовательное пространство инновационных технологий, открывающих новые возможности психолого-педагогического сопровождения детей с нормальным или отклоняющимся развитием1. В данном исследовании, построенном на основе субъект-субъектного личностно ориентированного подхода, в качестве субъектов психолого-педагогического сопровождения рассматриваются не только дети дошкольного и школьного возраста, но и работающие с ними педагоги, а также студенты педагогических специальностей, для которых и предназначены предлагаемые технологии.

Ключевые слова: сопровождение развития, субъекты сопровождения, технологии сопровождения.

Technological aspects of the problem of psihologo-pedagogical support of development of children in educational institutions. OLGA Е. SHAPOVALOVA (Far Eastern State socially-humanitarian academy, Birobidzhan).

In article research materials under the project «Creation of optimum conditions of psychology-pedagogical support of development of children in educational institutions», which was spent within the limits of the federal target program «Scientific and scientific and pedagogical shots of innovative Russia» are considered. The pressing questions connected with an estimation of available technologies, and also with working out and introduction in educational space of the innovative technologies opening new possibilities of psychology-pedagogical support of normal and deviating development of children are mentioned.

In our research constructed on a basis the subject-subject, the focused approach, and quality of subjects of psychology-pedagogical support are considered not only children of preschool and school age, but also teachers working with them, and also students of pedagogical specialities. The technologies offered by us providing optimum conditions of support of physical and mental development of children also are intended for them.

Key words: support of development, subjects of support, technology of support.

Современная модернизация образования предполагает решение ряда приоритетных задач, направленных на создание среды, способствующей гармоничному развитию личности, ее социализации и индивидуализации. Все это выдвигает на первый план проблему психолого-педагоги-ческого сопровождения развития детей в массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Системный подход к ее решению предполагает исследование содержательных и технологических аспектов. Недостаточное внимание к технологиям затрудняет практическую реализацию целевых установок, связанных с утверждением в отечественной педагогике и психологии гуманитарной парадигмы и направленных на обеспечение высокого качества образования.

ШАПОВАЛОВА Ольга Евгеньевна, доктор психологических наук, заведующая кафедрой коррекционной педагогики, психологии и логопедии (Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия, Биробиджан). E-mail: brimauka@mail.ru ©Ш аповалова О.Е., 2011

1 Проект «Создание оптимальных условий психолого-педагогического сопровождения развития детей в образовательных учреждениях»; исследование проводилось в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России».

В нашем исследовании под технологией понимается совокупность методов и приемов психологопедагогического сопровождения, оптимальная последовательность их применения, а также рациональные условия, обеспечивающие получение значимого результата.

При оценке существующих и разработке инновационных технологий мы ориентировались на положения субъект-субъектного, личностно ориентированного подхода, составляющего методологическую основу психолого-педагогического сопровождения. В соответствии с ними субъектами данного процесса являются и дети, и взрослые (педагоги и психологи, осуществляющие профессиональную деятельность в массовых и специальных учреждениях). Кроме того, статус субъекта присваивается и студентам, обучающимся педагогическим специальностям и связывающим свое будущее с системой народного образования.

В данном исследовании, которое проводилось в течение двух лет (2009-2010 гг.), приняли участие 1210 детей (260 учащихся с нарушением интеллекта, 180 дошкольников с проблемами в развитии, 270 воспитанников массовых дошкольных учреждений, 500 учащихся начальных классов) и 550 взрослых (25 учителей начальных классов, 75 учителей-олигофренопедагогов, 20 специалистов по дошкольной дефектрологии, 30 воспитателей, 400 студентов ДВГСГА).

Понятием «эффективность» обычно обозначают рациональное соотношение между результатом того или иного процесса и средствами (не только материальными), затраченными на его получение. Воспитательно-образовательная работа, как и любая другая деятельность, по ряду причин объективного и субъективного характера может быть недостаточно эффективной. Причем наличие взаимосвязи между степенью эффективности психолого-педагогического сопровождения и задействованных при его осуществлении технологий не вызывает сомнения.

Не преуменьшая важности апробированных в психологии и педагогике методов количественной обработки информации, мы подчеркиваем, что о несовершенстве имеющихся и о необходимости разработки новых, более эффективных технологий психолого-педагогического сопровождения убедительно свидетельствуют и качественные показатели.

Большинство учителей, воспитателей и психологов, работающих в массовых и коррекционных образовательных учреждениях, добросовестно относятся к своим профессиональным обязанностям, уделяя им значительно больше времени, чем определено в трудовом договоре. Вместе с тем были выявлены факты неполной

реализации поставленных учебных и коррекционно-развивающих задач; полученные педагогами результаты оказались значительно ниже запланированных; имели место упущенные возможности. Все это указывает на недоработку технологических аспектов проблемы психологопедагогического сопровождения детей с нормальным и отклоняющимся развитием.

Для создания наиболее оптимальных условий психолого-педагогического сопровождения детей с нормальным и нарушенным развитием мы разработали и экспериментально апробировали две гуманитарные технологии, характеризующиеся отсутствием жесткой регламентации действий субъектов образовательного процесса, а также «мягкими» психолого-педагогическими техниками. Их представление и есть цель данной статьи.

Технология прямого воздействия непосредственно предполагает реализацию диагностических, развивающих и коррекционных техник в процессе психолого-педагогического сопровождения развития детей дошкольного возраста и школьников. Технология косвенного воздействия опосредована целенаправленной активностью педагога, психолога. Она представлена интерактивными и параллельными техниками, предназначенными для будущих и настоящих специалистов системы народного образования.

Каждая инновационная технология и группа техник разработана для решения определенного круга задач и характеризуется относительной самостоятельностью. В то же время все они являются средством достижения общей цели, связанной с реализацией сопровождения нормального и отклоняющегося развития.

Содержание диагностических техник нашего исследования представлено экспериментальными методиками (вербальными, наглядными и практическими), большая часть которых - оригинальные авторские разработки или модификации. С их помощью мы определяли актуальное состояние и прогнозировали дальнейшее физическое и психическое развитие дошкольников, младших школьников, а также учащихся с нарушением интеллекта. Кроме того, диагностические техники использовались для выявления возможных отклонений в развитии личности и причин, вызывающих трудности в обучении и межличностном взаимодействии детей.

При работе с дошкольниками мы уделяли особое внимание их физическому развитию, изучению межличностных отношений, особенностям коммуникативной сферы.

Для учащихся начальных классов диагностические техники подбирались с учетом наиболее характерных проблем и новообразований данного возрастного этапа: трудности в обучении, форми-

рование школьной мотивации, развитие направленности личности в целом.

В специальной (коррекционной) школе восьмого вида диагностические техники использовались нами для выявления имеющихся нарушений психики, а также ее более сильных, сохранных сторон. Нас интересовала и познавательная сфера умственно отсталых учащихся, и формирование гендерной субъективности, и специфика взаимодействия с окружающими людьми. Однако особое внимание мы акцентировали на эмоциональном развитии, под которым понимали последовательность позитивных изменений, ведущих к более высоким уровням дифференциации и организации эмоциональной сферы на протяжении всего периода обучения в школе восьмого вида.

На основании количественного и качественного анализа фактических данных, полученных путем реализации диагностических техник, делались выводы о степени соответствия условий обучения и воспитания требованиям субъект-субъектного, личностно ориентированного подхода; определялись пути оптимизации психологопедагогического сопровождения физического и психического развития детей; разрабатывались коррекционно-развивающие программы (индивидуальные и групповые) и рекомендации для педагогов.

Содержание этих программ и рекомендаций определяли развивающие и коррекционные техники, которые объединяли такие методы, как беседа, игра, упражнение, тренинги и уроки с измененными способами организации (деловая игра, творческое проектирование, КВН, круглый стол, физкультурно-познавательные занятия и т.д.). Серьезное значение также придавалось преодолению и профилактике возникновения проблем, которые могут сопутствовать позитивному развитию, искажая взаимодействие личности с окружающей действительностью и затрудняя усвоение социального опыта.

Отметим, что в нашем исследовании разработка, апробация и последовательное внедрение в практику диагностических, развивающих и коррекционных техник, способствующих оптимизации психолого-педагогического сопровождения, проводилась при непосредственном участии педагогов, психологов, воспитателей массовых и специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Существенный вклад внесли студенты, проявившие склонность к научно-исследовательской деятельности. Однако для настоящих и будущих специалистов системы народного образования была разработана особая технология косвенного воздействия, опосредованная целенаправленной активностью педагога и способст-

вующая максимальной реализации возможностей традиционных для того или иного образовательного учреждения видов и форм организации деятельности. При построении данной технологии мы ориентировались на общепринятое в отечественной педагогике и психологии положение о ведущей роли обучения и воспитания в развитии детей как в норме, так и с ограниченными возможностями здоровья (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн и др.).

Образовательное учреждение - это не только место учебы, но и среда, в значительной степени определяющая социальную ситуацию развития ребенка. И от профессионального мастерства педагогического коллектива зависит, насколько эта среда оптимальна для развития личности детей и школьников. Педагоги и психологи, осуществляющие профессиональную деятельность в массовых и специальных (коррекционных) учреждениях, являются важными субъектами психологопедагогического сопровождения развития детей. Для них в рамках технологии косвенного (опосредованного) воздействия разработаны (опираясь на идею интеграции науки и образования) техники, которые мы назвали параллельными. Будучи тесно связанными, они, тем не менее, существуют и развиваются самостоятельно.

Сотрудничество с практикующими специалистами системы народного образования по вопросам психолого-педагогического сопровождения развития детей предполагает помощь, содействие и взаимодействие. Параллельные техники объединили такие методы и формы работы, как беседа (в том числе и дискуссия), консультирование, участие педагогов и психологов в экспериментально-диагностической и коррекционноразвивающей работе, обеспечение их достоверными сведениями о сущности, задачах и средствах психолого-педагогического сопровождения, повышение профессиональной квалификации, творческие встречи и совместные научно-практические мероприятия.

Педагог выполняет в обществе особую функцию, сознательно и целенаправленно передавая молодому поколению наработанный человечеством опыт. При этом он не равнодушный посредник, а центральная, ключевая фигура, организующая условия, необходимые для успешного образовательного процесса, и обеспечивающая эффективность психолого-педагогического сопровождения. Значит, от его отношения к своим профессиональным обязанностям во многом зависит будущее общества в целом [1, 3].

Наше исследование подтвердило, что успешное психолого-педагогическое сопровождение развития детей тесно связано с отношением учи-

теля, воспитателя, психолога к своей профессии, пониманием ее социальной значимости, верой в ее возможности и перспективы. Вместе с тем выяснилось, что далеко не все практикующие специалисты считают свою профессию престижной (причины: скудная материально-техническая база образовательных учреждений, невысокая оплата труда, недостаточное общественное признание). Анонимное анкетирование также показало, что не всем сотрудникам системы народного образования работа приносит удовлетворение (не всегда заметные успехи, женский коллектив, жесткие требования, консерватизм администрации и т.д.). Мы считаем, что такое отношение учителей к профессиональной деятельности требует некоторой коррекции. Конечно, даже самая эффективная технология не изменит ситуацию, но вполне может повлиять на отношение субъекта к этой ситуации.

Многие участники исследования отмечали, что не считают психологический климат в своем учреждении благоприятным для осуществления сопровождения развития детей. По нашей просьбе практически все называли серьезные проблемы, затрудняющие их профессиональную деятельность, для их решения требуется квалифицированная помощь. Эти проблемы педагоги связывали как непосредственно с развитием детей, так и с организацией воспитательно-образовательного процесса. Однако, определяя тематику необходимой им консультативной помощи, только 20% опрошенных проявили желание как можно больше узнать о тех явлениях, которые затрудняют их работу, или о путях оптимизации психологического климата в коллективе. Еще для 24% участников исследования более актуальными оказались вопросы юридического характера: права и обязанности сторон, заключивших трудовой договор, мера социальной ответственности педагога в различных неординарных ситуациях, плата за сверхурочную работу и т.д. Остальные выразили уверенность в том, что консультации им не нужны: с проблемами, по их мнению, они справятся и сами.

Полученные данные убедительно свидетельствуют о том, что предлагаемая нами технология косвенного воздействия, построенная на основе идеи интеграции науки и образования, является более эффективной, чем традиционные технологии, ориентированные только на потребности и запросы образовательных учреждений. Так, все участвующие в исследовании учителя и воспитатели специальных школ восьмого вида выразили уверенность в том, что в совершенстве владеют методами научного наблюдения и естественного эксперимента и регулярно используют их в своей профессиональной деятельности. На самом же

деле большинство педагогов-дефектологов показали довольно невысокий уровень владения этими важными методами [2]. Поэтому обобщение и анализ результатов исследовательской деятельности учителей и воспитателей по тому или иному вопросу - сложная задача. Определенные трудности связаны с получением самих результатов.

Таким образом, с помощью параллельных техник, включенных в технологию косвенного (опосредованного) воздействия и предназначенных для учителей, воспитателей и психологов, мы определяем конструктивные направления информационного воздействия, корригируем неадекватные, требующие вмешательства модели сопровождения, апробируем и последовательно внедряем в образовательный процесс продуктивные психолого-педагогические инновации.

Подготовка студентов (будущих педагогов и психологов) к решению задач психолого-педаго-гического сопровождения развития детей осуществляется посредством интерактивных техник, которые используются при овладении избранной специальностью. Квалификационная характеристика учителя, воспитателя и психолога как массового, так и специального образовательного учреждения в обязательном порядке включает реализацию основных прав и образовательных потребностей детей, а также владение методами и приемами психолого-педагогической помощи.

Интерактивные техники реализуются при изучении ведущих дисциплин предметного блока, при прохождении педагогических практик и в процессе выполнения студентами научно-исследовательской работы. Содержательный компонент данных техник отражает учебно-методическое обеспечение образовательного процесса (печатные и электронные варианты всех необходимых учебных, методических и справочных пособий). Кафедры, ответственные за предметную подготовку будущих педагогов, особое внимание уделяют комплектованию библиотеки, а также формированию у студентов информационнокоммуникационной компетентности, открывающей для них возможность использовать в образовательных целях различные компьютерные информационные системы и банки данных.

Процессуальный компонент применяемых в нашем исследовании интерактивных техник представлен инновационными формами включения студентов в психолого-педагогическое сопровождение развития детей. Эти формы детально разработаны и апробированы участниками проекта. Так, на базе академии создан и работает кабинет логопедической помощи, где наиболее перспективные студенты, наравне с аспирантами и преподавателями кафедры коррекционной педагогики, психологии и логопедии принимают

участие в сопровождении речевого развития детей, реализуя диагностические и коррекционноразвивающие программы. Другие выпускающие кафедры также успешно приобщают студентов и магистрантов к разработке различных аспектов проблемы психолого-педагогического сопровождения.

Интерактивные технологии включают деловую игру, проектирование, разработку презентаций, виртуальные экскурсии, проблемные лекции (с обсуждением), включение студентов в реальную педагогическую деятельность и другие интересные методы и формы работы.

Как показывает практика, успешными педагогами и психологами становятся не только те, кто хорошо и отлично учится. К реализации данного проекта привлекаются и студенты, испытывающие трудности в обучении. С ними ведется работа, направленная на формирование личной ответственности за преодоление трудностей в обучении, успешное овладение избранной профессией и за те условия, которые они должны будут обеспечить детям в самостоятельной педагогической деятельности.

Результаты нашего исследования показывают, что сегодня не все студенты делают осознанный выбор, поступая на педагогические факультеты, и не все собираются работать по специальности после получения диплома. Тем не менее, 62% опрошенных студентов 1-5 курсов факультета коррекционной педагогики и начального образования (анкетирование проводилось в конце учебного года) показали, что за время обучения их отношение к будущей профессии претерпело существенные позитивные изменения. Содержательные лекции, самостоятельная подготовка к семинарским, практическим и лабораторным занятиям, научно-исследовательская работа, а также неограниченные возможности для проявления творчества позволили им по-новому оценить особенности и возможности избранной специальности, пробудили чувство гордости и сопричастности к великим педагогическим идеям современности.

Это подчеркивает эффективность интерактивных техник, направленных на формирование у студентов профессионально-личностных приоритетов, готовности к реализации психологопедагогического сопровождения детей, на развитие у них профессионально значимых качеств личности и психологической культуры. Уважение к своей будущей профессии, осознание высоких требований, предъявляемых обществом к личности педагога, самокритичность и ответственность - вот залог успешного профессионального самоопределения.

Итак, правильный подбор средств, направленных на достижение значимого результата (устойчивой позитивной динамики в физическом и психическом развитии детей, становлении их личности), является необходимым условием повышения качества образования в массовых и специальных (коррекционных) учреждениях. Эти средства должны обеспечивать возможность творческого, вариативного использования и соответствовать индивидуально-типическим характеристикам субъектов психолого-педагогического сопровождения, которыми являются не только дети, но также настоящие и будущие специалисты системы народного образования.

Логика выполнения и результаты данного исследования подтверждают эффективность двух разработанных нами технологий психологопедагогического сопровождения развития детей: прямого (непосредственного) воздействия и косвенного (опосредованного традиционными для того или иного образовательного учреждения видами деятельности, а также целенаправленной активностью педагога или психолога) [11, 12]. Технология прямого воздействия позволяет заметно повысить интенсивность позитивных изменений психологического облика ребенка, а косвенного - делает эти изменения устойчивыми. Рациональное сочетание этих инновационных технологий оказывает позитивное влияние на качество образовательного процесса в целом и расширяет возможности психолого-педагоги-ческого сопровождения развития детей.

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ

1. Блинов Л.В. Профессионально-личностное самоопределение педагогов в постдипломном образовании: аксиологический подход: автореф. дисс.... д-ра пед. наук. М, 2001. 42 с.

2. Ш аповалова О.Е. Метод научного наблюдения в профессиональной деятельности педагога-дефек-толога // Гуманитарные исследования в Вост. Сибири и на Дальнем Востоке. 2010. № 1. С. 86-89.

3. Яковлева И.М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофрено-педагога в системе непрерывного педагогического образования: автореф. дисс.. д-ра пед. наук. М., 2010. 45 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.